Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ФЕНОМЕН И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ФЕНОМЕН И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровой потребитель / интернет-среда / маркетинговая стратегия / электронная торговля. / digital consumer / Internet environment / marketing strategy / e-commerce.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Виктор Юрьевич

Интернетпокупки в современном мире являются неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Данный факт обязаны учитывать компании при построении своих маркетинговых стратегий, направленных на побуждение к покупке так называемых цифровых потребителей, которые производят сбор информации о желаемом товаре или услуге и реализуют покупку в интернет пространстве. Цифровизация реального мира не только требует от потребителей освоения новых навыков, отсутствие которых существенно ограничивает возможности пользования благами современной цивилизации, но и кардинально меняет их потребности, образ жизни и покупательские привычки, преобразуя традиционный потребительский рынок, добавляя в него цифровые возможности и цифровые обязанности. В работе рассмотрены современные тенденции электронной коммерции и особенности поведения потребителей в цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петренко Виктор Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumers: a Marketing Phenomenon and a Factor in Shaping the Marketing Strategy of Modern Organizations

Internet shopping in today’s world is an integral part of life of almost every person. This fact must be taken into account by companies when building their marketing strategies aimed at encouraging the purchase of socalled digital consumers, who collect information about the desired product or service and realize the purchase in the Internet space. Digitalization of the real world not only requires consumers to master new skills, the lack of which significantly limits the ability to use the benefits of modern civilization, but also radically changes their needs, lifestyles and buying habits, transforming the traditional consumer market, adding digital opportunities and digital responsibilities. The paper considers the current trends of ecommerce and the peculiarities of consumer behavior in the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ФЕНОМЕН И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК / UDC 339.16

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-6324-58-61

ЦИФРОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ФЕНОМЕН И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Consumers: a Marketing Phenomenon and a Factor in Shaping the Marketing Strategy of Modern Organizations

Петренко Виктор Юрьевич,

соискатель кафедры «Менеджмент и маркетинг», Белгородский государственный научно-исследовательский университет; г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85 Petrenko Viktor Yurievich,

Applicant at Management and Marketing Department, Belgorod State National Research University; 85 Pobeda St., Belgorod, Russia Victor1071@yandex.ru https://orcid.org/0009-0007-7649-3840

Интернет-покупки в современном мире являются неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Данный факт обязаны учитывать компании при построении своих маркетинговых стратегий, направленных на побуждение к покупке так называемых цифровых потребителей, которые производят сбор информации о желаемом товаре или услуге и реализуют покупку в интернет пространстве. Цифровизация реального мира не только требует от потребителей освоения новых навыков, отсутствие которых существенно ограничивает возможности пользования благами современной цивилизации, но и кардинально меняет их потребности, образ жизни и покупательские привычки, преобразуя традиционный потребительский рынок, добавляя в него цифровые возможности и цифровые обязанности. В работе рассмотрены современные тенденции электронной коммерции и особенности поведения потребителей в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровой потребитель; интернет-среда; маркетинговая стратегия; электронная торговля.

Internet shopping in today's world is an integral part of life of almost every person. This fact must be taken into account by companies when building their marketing strategies aimed at encouraging the purchase of so-called digital consumers, who collect information about the desired product or service and realize the purchase in the Internet space. Digitalization of the real world not only requires consumers to master new skills, the lack of which significantly limits the ability to use the benefits of modern civilization, but also radically changes their needs, lifestyles and buying habits, transforming the traditional consumer market, adding digital opportunities and digital responsibilities. The paper considers the current trends of e-commerce and the peculiarities of consumer behavior in the digital environment.

Keywords: digital consumer; Internet environment; marketing strategy; e-commerce.

да Wî :.

•Si

Введение (Introduction)

Проникновение цифровизации во все сферы жизнедеятельности общества не обошло стороной и область торговли, где она проявляется особенно активно. О неизбежности развития интернет-торговли свидетельствуют следующие статистические данные:

♦ в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 7,8 трлн рублей и 5,03 млрд заказов;

♦ темпы роста количества заказов - 78%;

♦ объем рынка в рублях вырос на 44%;

♦ в российском e-com сохраняется позитивная тенденция с от-

правками в ближнее зарубежье (Казахстан, Белоруссия); ♦ по прогнозу Data Insight, в 2024 году объем продаж на российском рынке eCommerce достигнет 10,2 трлн рублей, рост составит 30%*.

Все это спровоцировало появление новой «формы» потребителя товаров и услуг — цифрового. Цифровой потребитель — это такая категория покупателей, которая осуществляет поиск информации о товаре или услуге, отслеживает отзывы о товаре и продавце, совершает саму покупку в режиме онлайн. Такие потребителя достаточно часто осуществляют вход в сеть через различные гад-

жеты (смартфоны, планшеты и др.)

Материалы и методы (Materials and Methods)

Для достижения поставленной в работе цели, были использованы следующие методы исследования: сравнительный, аналитический, прогнозный, наблюдение, анализ взаимодействия. Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских ученых по проблематике исследования, таких как: Д. Г. Соло-дилов, Б. А. Тхориков [1]; А. А. Воронов, Т. С. Степченко, Г. Н. Сторожева [2], Е. И. Гречкин, Т. С. Попова [3]; Л. Ч. Бартынова,

* Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://datainsight.ru/ еСоттегсе_2023 (дата обращения: 03.05.2024).

SS

В. В. Жохова [4]. В качестве материальной базы выступили также интернет-ресурсы, научные статьи и научно-практические комментарии по вопросам, относящимся к предмету исследования.

Результаты (Results)

По словам президента России, электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов современной экономики, который во многом определяет развитие эффективного и прибыльного бизнеса, открывает перед людьми новые возможности быстро и удобно приобретать необходимые товары и услуги. На сегодняшний момент продажи в Интернете растут ежегодно (рис. 1).

Так, в 2023 году объем интернет-торговли в России составил 6 359 млрд рублей. Темп роста по

сравнению с предыдущим периодом составил 27%. Если сравнивать с показателем 2021 года — темп роста 62%, 2020 года — 97% и т.д. Следует отметить, что 97% всех онлайн-покупок в 2023 году составили покупки, приходящиеся на локальные рынки. Происходит сокращение трансграничного рынка: десятилетие назад на его долю приходилось 29%, тогда как по данным 1 квартала 2024 года на него приходится всего 3%.

Навык и привычка совершать покупки онлайн актуализировались у потребителей во время пандемии, где такой способ покупок был наиболее доступным, что спровоцировало рост популярности маркет-плейсов различных видов**.

По данным исследований The Demand Institute, к числу наибо-

лее быстро освоившихся в сфере интернет-покупок можно отнести представителей поколения У (возраст от 23 до 38) и поклонения 2 (младше 23 лет). Такие цифровые потребители свободно пользуются Интернетом и возможностями гад-жетов, что позволяет им без труда произвести сбор необходимой информации о товаре или услуге, производителе, продавце и любой необходимой информации для принятия решения о покупке.

В рамках того же проведенного исследования было установлено, какие инструменты рекламных кампаний оказывают больший эффект на представителей поколений 2 и У в контексте маркетинговых стратегий по продвижению товаров (рис.2).

Как видно из представленных диаграмм, превалирующее

Рис. 1. Российский рынок интернет-торговли в России, млрд руб. по данным АКИТ и СБЕР Fig. 1. Russian Internet commerce market in Russia, bln. rub. according to AKIT and SBER

40%

Поколение Z

55%

Поколение Y

Таргетированная реклама в соц сетях

■ Реклама в приложениях и играх

■Традиционная реклама

29%

46%

■ Таргетированная реклама в соц сетях

■ Реклама в приложениях и играх

■ Традиционная реклама

Рис. 2. Анализ воспринимаемых, инструментов маркетинга представителями поколений Z и Y Fig. 2. Analysis of perceived marketing tools by representatives of generations Z and Y

'* Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akit.ru/ (дата обращения: 03.05.2024).

5%

большинство представителей рассматриваемых поколений предпочитает таргетированную рекламу в социальных сетях. Данный аспект необходимо учитывать при построении маркетинговой стратегии по продвижению товара. У цифровых потребителей есть возможность не только по сбору информации о товаре или услуге, которую предоставляет продавец в интернет пространстве и рекламных кампаниях, но и получать достоверные данные из отзывов других потребителей, которые уже приобретали товар или услугу, и контролировать их на сегодня-

шний момент не представляется возможным.

Количество производимых интернет-покупок варьируется в зависимости от региона (рис. 3). Если рассматривать локальный рынок, то лидерами по объему онлайн-покупок в 2023 году были Москва (17,9%), Московская область (8,5%), Санкт-Петербург (6%), Краснодарский край (5%), Ростовская область (3%). Всего на топ-10 регионов приходится более половины (50,8%) всех покупок, совершенных в 2023 году онлайн. Если рассматривать трансграничную

торговлю, то лидерами выступают те же регионы.

Далее рассмотрим перечень товаров, которые цифровой потребитель предпочитал в 2023 году (рис. 4).

На топ-5 товаров, продаваемых онлайн, приходится 66 % всех покупок.Наибольшей популярностью в 2023 году пользуются следующие товары (в соотношении с общим объемом проданного):

♦ цифровая и бытовая техника — 14,7%;

♦ мебель и товары для дома — 14,7%;

♦ одежда и обувь — 14,7%;

I j11пильный рынок

I Чрзнсграничнзя торговля

Москва

Московская обл. Санкт-Петербург КрдеНОДЯрСККЙ Край Ростоаскэробл Свердловская обл. Нижегородская обл. Самарская обл. респ. Татарстан Красноярский край

322 6 59 17,956

153 268 8.5SS 107 519 6,0% I 90 458 5.0% Ш 54 347

■ 47 613 2.6%

■ 38 555 2.1% I 35 462 2.0% I 34 463 1.9*

I 33 099 1.994

москил

Московская обл. Санкт-Петербург краснодарский край Ростовская обл. Свердлове кая обл. Нижегородская обл. Самарская обл. Красноярский край Новосибчккан обл.

8436 14,4%

Рис. 3. Рейтинг лидеров регионов в интернет-торговле, млн руб.* Fig. 3. Ranking of regional leaders in Internet commerce, mln. rub.

" Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akit.ru/ (дата обращения: 03.05.2024).

Рис. 4. Распределение онлайн-продаж по товарным категориям в 1 кв.2024 г. * Fig. 4. Distribution of online sales by product category in Q1 2024.

" Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akit.ru/ (дата обращения: 03.05.2024).

В. Петренко. Цифровые потребители: маркетинговый феномен и фактор формирования маркетинговой стратегии

♦ продукты питания — 14,2%;

♦ красота и здоровье — 7,7% Среди основных причин, по которым современный потребитель, которого смело можно назвать «цифровым», выбирает покупки онлайн, выделим следующие:

♦ возможность получения информации о товаре/услуги в он-лайн-среде до приобретения (в данном случае потребитель имеет возможность изучить внешний вид товара благодаря представленным видеообзорам товара, фото товара в официальном приложении, а также изучить отзывы уже совершивших покупку клиентов);

♦ приобретение товара экономит время (современный потребитель ценит свое время, готов воспользоваться услугами доставки);

♦ все большее значение для современного потребителя приобретает возможность осуществить заказ в любое время суток, нет необходимости совмещать свой график с графиком работы конкретного магазина;

♦ поиск наиболее выгодного и ценного предложения (доступность информации о каждом товаре, сравнение характеристик, наличие акций и специальных предложений) становится доступным дома, нет необходимости посещать магазины в поисках нужного товара.

Обсуждение (Discussion)

Активно развивающаяся эра цифровых коммуникаций дает современному потребителю больше возможностей в плане сбора необходимой информации о свойствах продукта, о производителе и продавце, о количестве доступного товара в рассматриваемом магазине, городе или регионе, о реальных отзывах относительно товара и т.д. Получение информации возможно из различных источников: сайт продавца, маркет-плейс, поисковая система, социальные сети. Все перечисленные каналы способствуют осуществлению более взвешенной, обдуманной и тщательно выбранной покупки.

Тщательное, проводимое на регулярной основе изучение особенностей поведения «цифровых» потребителей, анализ профиля этого сегмента в зависимости от уровня дохода, возраста, региона проживания, уровня развития экономики дает представителям электронной коммерции возможность «держать руку на пульсе» и получать экономические выгоды из-за роста лояльности существующих клиентов и привлечения новых [5].

Заключение (Conclusion)

С каждым годом все большее число потребителей предпочитают взаимодействовать с брендами в цифровом формате. Портрет он-лайн-покупателя изменяется с завидной регулярностью. Пользователи становятся более искушёнными в выборе товаров и услуг. Представителям бизнеса, вне зависимости от его размера, следует обеспечить насыщенность своих цифровых платформ и легко-доступность маркетинговых каналов, чтобы улучшить и упростить взаимоотношения с цифровыми клиентами.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Солодилов, Д. Г. Анализ результативности деятельности производственных компаний на рынке электронной коммерции / Д. Г. Солодилов, Б. А. Тхориков // Экономика и предпринимательство. — 2024. — № 2(163). — С. 1207—1211. — DOI 10.34925/EIP.2024.163.2.239. — EDN JRJDRO.

2. Воронов, А. А. Методы и инструменты Интернет-маркетинга в системе маркетинговых коммуникаций современной торговли / А. А. Воронов, Т. С. Степченко, Г. Н. Сторожева // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 3-2(56). — С. 937—942. — EDN TQVESL.

3. Гречкин, Е. И. Положительные и отрицательные стороны электронной коммерции / Е. И. Гречкин, Т. С. Попова // Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития: сборник научных статей 2-й Международной научно-практической конференции, Курск, 20—21 октября 2022 года. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. — С. 108—110. — EDN PDVOTZ.

4. Бартынова, Л. Ч. Исследование развития логистики интернет-торговли в условиях многоканальной модели продаж / Л. Ч. Бартынова, В. В. Жохова // Наука, меняющая жизнь: Сборник материалов национального научного форума магистрантов, аспирантов и молодых учёных, Владивосток, 19—20 июня 2023 года / Владивостокский государственный университет. — Владивосток: Владивостокский государственный университет, 2023. — С. 15—20. — EDN LQEOFR.

5. Скоробогатых, И. И. Особенности поведения «цифровых» потребителей / И. И. Скоробогатых, Ж. Б. Мусатова // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 4(68). — С. 127—130. — EDN VVEVHK.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.