Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предпочтения потребителей / цифровизация розничной торговли / цифровые сервисы / цифровые технологии / интернет-маркетинг / трансформация предпочтений потребителей. / consumer preferences / retail trade digitalization / digital services / digital technologies / Internet marketing / consumer preferences transformation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайед Руслан Маруанович

Статья посвящена исследованию влияния цифровых технологий на характер и особенности трансформации предпочтений потребителей в розничной торговле. Выявляются актуальные тенденции, особенности и процессы в структуре цифровизации розничной торговли, наблюдающиеся на протяжении последних лет. Подчеркивается система преимуществ цифровых технологий в вопросах организации розничной торговли, с особым вниманием к возможностям интернет- маркетинга. Определяются концептуальные проблемы влияния цифровых технологий на розничную торговлю, связанные с перенасыщением рынка маркетинговыми предложениями. Выделяется высокая изменчивость предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий, обусловленная высокой динамикой существующих на рынке предложений. По итогам исследования определяются ключевые изменения в предпочтениях потребителей в розничной торговле, причиной которых является влияние цифровых технологий. Уточняются перспективные бизнес-модели и особенности построения интернет-маркетинга в условиях новой реальности и динамично изменяющихся предпочтений потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Preferences Transformation in Retail under the Influence of Digital Technologies

The article is devoted to the study of the digital technology influence on the nature and features of consumer preferences transformation in retail trade. It reveals the current trends, features and processes in the structure of retail trade digitalization, observed over the past few years. The system of digital technology advantages in the issues of retail trade organization is emphasized, with special attention to the possibilities of the Internet marketing. The conceptual problems of the digital technologies impact on retailing are identified, related to the glut in the market with marketing offers. High variability of consumers’ preferences in retail under the influence of digital technologies due to high dynamics of existing offers on the market is emphasized. The study identifies the key changes in consumer preferences in the retail industry caused by the influence of digital technologies. Promising business models and peculiarities of building the Internet marketing in the conditions of new reality and dynamically changing consumer preferences are specified.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-38-44

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сайед Руслан Маруанович,

руководитель департамента ритейла международной компании GfK; г. Казань, Россия, ул. Абсалямова, 31 Ruslan.Sayed@gmail.com https://orcid.org/0009-0007-3854-394X

Статья посвящена исследованию влияния цифровых технологий на характер и особенности трансформации предпочтений потребителей в розничной торговле. Выявляются актуальные тенденции, особенности и процессы в структуре цифровизации розничной торговли, наблюдающиеся на протяжении последних лет. Подчеркивается система преимуществ цифровых технологий в вопросах организации розничной торговли, с особым вниманием к возможностям интернет-маркетинга. Определяются концептуальные проблемы влияния цифровых технологий на розничную торговлю, связанные с перенасыщением рынка маркетинговыми предложениями. Выделяется высокая изменчивость предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий, обусловленная высокой динамикой существующих на рынке предложений. По итогам исследования определяются ключевые изменения в предпочтениях потребителей в розничной торговле, причиной которых является влияние цифровых технологий. Уточняются перспективные бизнес-модели и особенности построения интернет-маркетинга в условиях новой реальности и динамично изменяющихся предпочтений потребителей.

Ключевые слова: предпочтения потребителей; цифровизация розничной торговли; цифровые сервисы; цифровые технологии; интернет-маркетинг; трансформация предпочтений потребителей.

С

Введение (Introduction)

Цифровизация деятельности отечественного ритейла определяет глобальные перспективы воздействия на предпочтения потребителей в выборе конкретных продуктов, с фокусом на создание дополнительной ценности и укрепление взаимоотношений с клиентами. Цифровые технологии в целом становятся ключевым фактором трансформации как предпочтений потребителей, так и непосредственно деятельности самих компаний. Сектор розничной торговли демонстрирует стремительный переход к персонализированным человеко-ориентированным бизнес-моделям, сфокусированным на ценностях конкретного клиента и предложении максимально подходящих вариантов конечного продукта. Цифровые технологии в этом процессе занимают значимое место, связанное с организацией аналитики данных, выявлением определенных тенденций и закономерностей в продажах, а также объединением продаж по

нескольким каналам (онлайн-ка-налы, офлайн-каналы) в омника-нальный инструмент организации продаж. Стремление к персонали-зации является объективным фактором, отражающим трансформацию предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий. Как итог, розничные торговые предприятия стремятся максимально нарастить количество и качество доступных преимуществ, связанных с применением цифровыхтехнологий, позволяющих увеличить степень вероятности соответствия предложения потребительским предпочтениям и ожиданиям.

Вместе с тем, обратной стороной массовой цифровизации становится перенасыщение рынка маркетинговыми предложениями, усложнение процесса продаж, что с учетом снижения реальной покупательной способности граждан негативно сказывается на количестве и уровне продаж в розничной торговле, по большему счету определяя востребованность кон-

кретных сегментов и категорий. И хотя средний чек по продажам и клиентам может увеличиваться, подобное не гарантирует реальный прирост продаж, что, как показывает практика, связано с недостаточным принятием во внимание текущих предпочтений потребителей.

Так, в современных кризисных реалиях бизнес-субъекты сталкиваются с проблемами цифровиза-ции в попытках заполучить необходимые концептуально значимые преимущества, приобрести возможность более точно и своевременно определять потребительские предпочтения, стимулировать потребительскую активность. В результате, актуальным направлением исследования выступает определение трансформаций в предпочтениях потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий, что связано с выявлением значимых трендов и прогнозированием будущего состояния потребительских предпочтений.

Цель исследования — охарактеризовать особенности влияния цифровых технологий на выбор потребителей в розничной торговле.

Методы (Materials and Methods)

Теоретико-методологическим базисом исследования послужили труды российских ученых, посвященные вопросам оценки влияния современных цифровых технологий на состояние розничной торговли и предпочтения потребителей, а также направленные на выделение актуальных тенденций цифро-визации ритейла. Немаловажную роль в исследовании заняли открытые аналитические и статистические данные, позволяющие выделить актуальные тренды развития розничной торговли. В работе использованы методы библиографического описания, абстракции, анализа и синтеза, дедуктивный и индуктивный методы.

Результаты (Results)

Цифровые технологии в розничной торговле приобретают все большую концептуальную значимость, сопряженную с предоставлением колоссальных преимуществ для бизнеса и стимулированием хозяйственной активности компаний. Под влиянием цифровых технологий и активного проникновения компаний на рынок интернет-торговли происходит общая перестройка рыночной структуры с фокусом на глобальную цифровизацию бизнеса. Так, по данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), в 2023 году за три квартала объем интернет-торговли увеличился на 23% относительно трех кварталов 2022 года и составил свыше

4,3 трлн руб. Подобные тенденции становятся следствием активной переориентации офлайн-каналов продаж в онлайн-сегмент, с фокусом на удовлетворение потребностей клиентов и повышение качества клиентского сервиса*.

На тренды цифровой трансформации современного ритейла также указывают многие авторы научных исследований. Например, Е. А. Антинескул выделяет, что продовольственные торговые компании стали активными участниками трансформации рынка в сторону систематизации стандартов применения цифровых технологий и развития новых сервисов предоставления продуктов. Автор считает, что современные тенденции характеризуются значительным влиянием на деятельность розничных продавцов, определяя долгосрочные перспективы интеграции в онлайн-пространство розничной торговли [1]. М. Делибал-това уточняет, что, несмотря на положительное влияние электронной торговли на функционирование отечественного бизнеса, последний сталкивается с проблемами развития в векторе цифровизации, обусловленными концептуальными сложностями онлайн-продаж. Среди подобных трудностей автор называет отсутствие непосредственного физического контакта потребителя с товаром в процессе выбора, а также сложную логистику [2]. В результате, значимой задачей становится выделение условий и процессов перехода к более совершенным формам реализации продукции посредством онлайн-каналов продаж.

Хотя сегодня достаточно ярко прослеживаются тенденции в сторону значительной популяризации онлайн-сегмента розничной тор-

говли, офлайн-сегмент также сохраняет собственное концептуальное значение и преимущества. Примечательной в контексте вышеизложенного видим работу Н. Н. Молчанова и Г. С. Дудакова, которые в ходе эмпирического исследования молодых российских потребителей (демонстрирующих высокую активность и доверие в применении цифровых технологий в повседневных задачах, в том числе при совершении покупок) установили, что популяризация онлайн-торговли, несмотря на её значимые преимущества, более яркий и эффективный маркетинг, доступность предложений, не способна в полной мере заместить офлайн-сегменты. Авторы констатируют, что исследуемая группа потребителей не исключает ориентированность на традиционные магазины ввиду удобства и востребованности онлайн-сегмента [3]. Опираясь на работу авторов, отметим, что офлайн-каналы продаж сохраняют концептуальную значимость в таких направлениях, как приобретение продуктов повседневного спроса, технически сложных и дорогостоящих товаров, товаров ограниченного выбора и др.

Учитывая динамику последних лет, выделим, что сегодня онлайн-сегмент розничной торговли стал намного шире и эффективнее. Очевидным становится факт успешного перевода традиционных форматов, в том числе «ограниченных» в рамках электронной торговли, в онлайн-каналы реализации. Например, товары повседневного спроса на современном этапе образуют структуру рынка е-дгосегу, в котором и сконцентрированы продажи товаров повседневного спроса по всевозможным

* Объём интернет-торговли в России по итогам 9 месяцев 2023 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.аkit.ru/ news/obyom-internet-torgovli-v-rossii-po-itogam-9-mesyatsev-2023-goda (дата обращения: 27.11.2023).

онлайн-каналам. Положительная динамика описываемого рынка за первое полугодие 2023 года по оценкам портала вс^ау варьируется в пределах 35%, превышая отметку в 404 млрд руб.; к концу года сохраняется возможность преодолеть отметку в 900 млрд руб., что составит около 4% от общего объема розничных продаж товаров повседневного спроса в России**.

Продажа технически сложных и дорогостоящих товаров (например, бытовой техники,электроники и др.) в современных условиях сопровождается предоставлением комплекса гарантий качества потребителю со стороны компании, с дополнительным стимулированием в виде более привлекательного ценового предложения. Товары ограниченного выбора также постепенно переходят в он-лайн-сегмент — на отечественных маркетплейсах возможной становится в том числе покупка автомобилей и прочих предметов роскоши, которые предназначены для ограниченных потребителей. Цифровые инструменты и инфраструктура в таком случае рассматриваются не только в качестве канала продаж, но и в виде способа построения коммуникаций, размещения предложений, демонстрации товаров и т. д. Причем, некоторые из цифровых технологий, например, технологии дополненной реальности, позволяют рассмотреть товар в его полноразмерном виде.

Как итог, можно резюмировать постепенное движение в сторону совмещения офлайн- и онлайн-сегментов в единый инструмент коммуникации с потребителем, организации продаж, с применением со стороны розничной тор-

говой компании всех возможных форм, способов и инструментов организации маркетинговых коммуникаций.

Также отметим, что благодаря инструментарию современного цифрового маркетинга постепенный переход в электронную торговлю сопровождается улучшением общего восприятия клиентами предлагаемой на рынке продукции. Онлайн-продажи рассматриваются в качестве более выгодного и ценного для потребителя канала, с фокусом на специальные акции, качество сервиса и удобство. Н. И. Ар-хипова и М. Т. Гуриева в этом контексте отмечают, что цифровой маркетинг способствует повышению качества маркетинговых коммуникаций и обеспечивает рост персонализации предложений, с особым вниманием к созданию гибких конфигураций продуктов, возможностью выбора и т. д. [4]. Соглашаясь с позицией авторов, отметим высокое влияние современных цифровых технологий на персонализацию предложений в розничной торговле, доступную благодаря развитию аналитических систем.

О. В. Кондрашова и соавторы в своем исследовании отмечают, что цифровая среда способствует формированию высокоэффективного и «отзывчивого» маркетинга, который позволяет привести деятельность компании в соответствие с текущими тенденциями и трендами на рынке. Авторы считают, что цифровой маркетинг, развернутый, соответственно, в рамках цифровой среды, формирует си-нергический эффект для компании, предельный потенциал которого зависит от рассматриваемых инструментов и каналов коммуникации с потребителем [5]. По мне-

нию А. И. Рыжих и В. В. Герасименко, организация маркетинга розничных торговых предприятий в условиях цифровизации приобретает иной вид, связанный с подготовкой и реализацией маркетинговых стратегий. Продвижение в цифровой среде сталкивается с необходимостью фокуса на конкретных целевых потребителях, связано с сегментированием клиентов, выбором конкретных нише-вых позиций, а также учетом множества иных факторов, конечная конфигурация которых определяет эффективность и результирующее значение маркетинговых стратегий [6].

Продолжая мысли авторов вышеприведенных исследований, связанные с необходимостью четкого выбора целевой аудитории, маркетинговых инструментов и каналов взаимодействия, отметим, что во многом эффективность маркетинговых стратегий и маркетинговых коммуникаций зависит от того, насколько компания способна предоставить реальную ценность предложения для клиента. Аналогичной позиции придерживаются Д. Климанов и соавторы, которые на примере фармацевтической отрасли показывают, как ценности инноваций влияют на спрос со стороны потребителей, эффективно включаясь и влияя на конечную ценность предложения [7]. А. И. Сахбиева вместе с тем отмечает, что цифро-визация экономики и комплекса связанных с ней процессов определяет значительное изменение поведения потребителей, которые демонстрируют интерес к новым формам предложений и форматам взаимодействия с компанией. Для бизнеса в такой период возникает четыре ключевых правила

** Рынок e-grocery вырос до 404 миллиардов рублей по итогам первой половины 2023 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.sostаv.ru/publicаtion/issledovаnie-62396.html (дата обращения: 28.1 1.2023).

организации деятельности, предполагающие: 1) постоянный сбор, расширение, углубление и обновление любой доступной информации о потребителе, 2) анализ, интерпретацию и перераспределение информации с фокусом на различные каналы и ситуации применения, 3) фокус на повседневную деятельность и бытовые проблемы человека при создании ценности, 4) переход к доминирующей форме влияния на потребителя за счет цифровизации доступных услуг [8].

Считаем, что помимо вышеизложенного, высокое значение приобретают вопросы воздействия на впечатления клиентов при организации розничной торговли в условиях комплексного проникновения цифровых технологий и стремительной цифровой трансформации. Помимо разрешения актуальных для человека (потребительского сегмента) проблем и удовлетворения запроса на конкретное предложение, розничные торговые компании предлагают новые впечатления, обеспечивая доступность и высокое качество сервиса, повышая уровень мотивации к приобретению тех или иных товаров. Достижение перечисленного также возможно во многом благодаря применению современных цифровых технологий, которые, по мнению С. В. Карповой и В. И. Фе-доренко, позволяют улучшить первые впечатления при совершении розничных покупок. Авторы также отмечают, что концептуально существуют определенные различия между стимулами влияния на впечатления потребителя по оф-лайн- и онлайн-каналам торговли, поскольку каждый из них предполагает влияние на разные чувства и эмоции покупателя [9].

Если в случае офлайн-каналов в розничной торговле применяют-

ся как традиционные приемы (создание приятной атмосферы, музыка, комплекс стимулирующих факторов, связанных с выкладкой товара, скидками, уникальными предложениями и т. п.), то онлайн-каналы продаж в этом плане становятся более сложными. В рамках розничной онлайн-торговли приходится фактически формировать мотивацию к приобретению конкретного товара, обеспечивая его ценность для потребителя, проблемно-ориентированный характер, а также предоставляя ценовые возможности. Причем, можно говорить о постепенном переводе задач по формированию впечатлений в смешанный характер, что в особенности проявляется в оф-лайн-каналах продаж, в которые включаются как онлайн-факторы стимулирования, так и традиционные составляющие.

Задача формирования впечатлений, определенных ожиданий и представлений приобретает ключевой характер, и реализуется сегодня, как правило, первично, с применением инструментов интернет-маркетинга. В этом вопросе высокое влияние на потребителей оказывает несколько значимых и связанных между собой каналов, среди которых мобильные технологии, социальные сети и онлайн-платформы (торговые площадки).

Так, мобильные технологии, как канал для маркетинговых коммуникаций и формирования впечатлений, определяют массовый переток активности населения в он-лайн-сегменты, позволяя расположить клиента к более удобным форматам выбора товаров и осуществления покупок. Мобильные технологии становятся инструментом для организации продаж, своеобразным «мостом» между интернет-инфраструктурой продаж

и потребителем. Мобильные технологии обеспечивают популяризацию мобильных приложений, необходимых для осуществления покупок (в том числе мобильного банкинга, электронных денег, каталогов), доступность социальных сетей, а также онлайн-платформ (в том числе в формате мобильных приложений) для потребителей, с особым вниманием к закреплению факторов удобства и органичности продаж. Социальные сети, как правило, служат инструментом доступной коммуникации, позволяют розничной торговой компании взаимодействовать с лояльными и заинтересованными потребителями, организовывать событийный маркетинг и предлагать ограниченные по времени горячие предложения, дополнительно стимулируя активность и интерес потребителей. Социальные сети становятся первым инструментом формирования впечатлений, выступая прямым способом установления контакта с целевой аудиторией, организации обратной связи, а также реагирования на всевозможные проблемы. Кроме того, посредством социальных сетей компании доступны возможности перевода трафика с каналов взаимодействия на непосредственно каналы продаж, путем размещения ссылок и предоставления инструментов стимулирования, которые будут побуждать, с одной стороны, непосредственно к покупке, с другой стороны — обеспечивать слежение за активностью компании в социальной сети. Третий названный инструмент, онлайн-платформы, как правило, становится источником организации продаж, предназначенным для выкладки товаров, размещения выгодных предложений, отслеживания стоимости, предоставления персональных

рекомендаций и т. д. В совокупности представленные выше цифровые технологии современного маркетинга формируют единую инфраструктуру маркетинговых коммуникаций с потребителем, позволяющую представлять товары, продвигать их и организовывать продажи, с фокусом на конечный запрос потребителя.

Не менее значимым и трендо-вым инструментом интернет-маркетинга становится искусственный интеллект (во взаимосвязи с большими данными), который применяется в задачах персонализации маркетинговых стратегий под конкретные сегменты целевой аудитории, с конечной ценностью в виде предоставления персонализированного предложения. Считаем, что связка перечисленных инструментов интернет-маркетинга и является причиной перенасыщения рынка маркетинговыми предложениями, в то же время, опреде-

ленно положительно стимулирующей активность в онлайн- и оф-лайн-продажах.

Так, можно резюмировать, что цифровые технологии предоставляют колоссальные преимущества в организации и адаптации маркетинга под конкретные клиентские сегменты в розничной торговле, обеспечивают эффективное взаимодействие с клиентом и формирование долгосрочно-ориентированных взаимоотношений. Преимущества цифровых технологий для бизнеса в розничной торговле, в целом, раскрываются в структуре пяти укрупненных эффектов (рис.)

Отметим, что помимо перечисленных преимуществ для бизнеса, цифровые технологии создают ценность и для потребителя, которая раскрывается в структуре удобства сервиса, ценовой доступности предложений, применения потенциальных льгот и стимулиру-

ющих предложений и т. д. В результате, преимущества для бизнеса в розничной торговле и преимущества для непосредственно клиентов объединяются с точки зрения применения цифровых технологий. Бизнесу цифровые технологи обеспечивают дополнительные продажи и новые каналы взаимодействия с клиентами, тогда как потребителю цифровые технологии предоставляют более развитый сервис и персонализированные предложения.

Несмотря на все вышеизложенное, на наш взгляд, в текущих условиях цифровизации розничной торговли разворачивается ряд актуальных проблем, первопричиной которых является именно активная цифровизация (табл.)

Несмотря на все вышеизложенное, технологии являются позитивной возможностью для розничной торговли. Названные проблемы, скорее, необходимо

Рис. Эффекты от применения цифровых технологий для бизнеса в розничной торговле* Fig. Effects of using digital technologies for business in retail trade

* Цифровизация ритейла 2023 - 2025: тенденции и актуальные решения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agora.ru/ blog/tsifrovizatsiya-riteyla-2023-2025/ (дата обращения: 27.1 1.2023).

Таблица

Актуальные проблемы, связанные с цифровизацией розничной торговли Table. Current issues related to digitalization of retail trade

Проблема Негативное влияние Потенциал проблемы

Перенасыщение рынка маркетинговыми предложениями. Высокая «резистентность» клиентов к маркетинговым предложениям, в том числе персональным, возможное снижение доверия к товарам, ввиду широты представления. Рост порога входа на рынок для компаний. Продвижение уникальных продуктов, популяризация инноваций, нестандартный маркетинг, рост тех сегментов, которые действительно востребованы среди клиентов.

Подверженность клиентов трендам, ввиду широкого воздействия информационных сообщений и внешних стимулов. Стремление компании к независимости от трендов сопровождается снижением востребованности и конкурентоспособности. Присутствует риск выхода перспективных игроков с рынка, ввиду непринятия. Краткосрочные тренды создают краткосрочные продукты, не отличающиеся качеством. Бизнес-субъекты способны входить на рынок благодаря трендам, формировать собственные тренды и задавать тренды всего рынка.

Высокая динамика изменения потребительских предпочтений, необходимость адаптации бизнеса к постоянным трансформациям потребительских привычек. Рост издержек бизнеса (затрат на соответствие изменчивым предпочтениям), фокус на востребованность продукта, а не его качество. Растущая потребность в инновациях, развитии. Возможности влияния на потребительские привычки и привлечения более устойчивых потребительских сегментов.

рассматривать не как проблемы в истинном понимании, а как временные трудности, текущие изменения, которые в будущем станут фундаментом для возникновения уникальных концепций в розничной торговле. Вместе с тем, актуальными остаются вопросы, связанные с влиянием цифровых технологий на предпочтение потребителей, удовлетворением динамично изменяющихся предпочтения клиентов, выстраиванием маркетинговых коммуникаций, что является предметом дальнейших обсуждений.

Обсуждение (Discussion)

Проведенный литературный обзор, анализ особенностей применения современных технологий, а также тенденций в изменении предпочтений современных потребителей позволяет выделить характер влияния цифровых технологий на предпочтения потребителей. Так, можно говорить о том, что потребители сегодня демонстрируют следующие привычки:

♦ становление более осознанного подхода к выбору продуктов, отказ от «случайных» и незапланированных покупок в сторону рационального спроса;

♦ рост значимости омниканально-сти с объединением нескольких платформ и каналов взаимодействия с различными продавцами в розничной торговле для поиска удовлетворяющих клиента запросов;

♦ повышение уровня удовлетворенности при предложении актуальных персонализированных предложений, принятие ценности таргетированных предложений и, напротив, отказ от нетар-гетированных;

♦ стремление рационально тратить время на совершение покупок и готовность оплачивать «сэкономленное» время компа-

нией (ввиду чего наблюдается рост трендов, связанных с доставкой продуктов и товаров на дом, возникновение новых форматов продаж);

♦ желание получать товар и выгоду с высокой скоростью (практически моментально) при сохранении возможности рассрочить оплату товара (востребованность рассрочек, беспроцентных платежей, разделения оплаты на равные доли);

♦ адресное доверие надежным, проверенным и безопасным сервисам. Заинтересованность в безопасных и сертифицированных товарах, прозрачной логистике;

♦ принятие ценности доверительных отношений и долгосрочного взаимодействия при взаимной ответственности продавца и покупателя.

Наряду с вышеизложенным, высокую актуальность сохраняет вопрос удовлетворения динамично изменяющихся потребительских предпочтений в розничной торговле, что, на наш взгляд, требует перехода к новым способам взаимодействия с клиентами. Ключевыми из них становятся следующие концепты бизнес-моделей:

1) развитие бизнес-моделей в форме экосистемы, с предоставлением потребителю широких возможностей в совершении покупок, накоплении бонусов, их использовании в том числе не только для покупок, но и услуг (и т. д.);

2) развитие бизнес-модели с фокусом на узкий круг товарных категорий, которые сформированы под определенный устойчивый потребительский сегмент. Предполагает предоставление полностью прозрачной информации о товаре, о его поставщиках, наличие гарантий и обязательств со стороны продавца, высокое внимание к де-

талям и стремление обеспечить максимальное качество; 3) развитие бизнес-модели с предоставлением широкого числа товаров со сниженной ответственностью, меньшим вниманием к качеству, деталям и надежности, с компенсирующим фактором, стимулирующим продажи, в виде сниженной стоимости.

Вне зависимости от рассматриваемых подходов, бизнес-моделей и направлений,в текущих условиях маркетинговые коммуникации выстраиваются с фокусом на ряд значимых особенностей:

♦ формирование акцента на доверие, построение доверительных отношений;

♦ разрешение актуальной проблемы потребителя, а не принятие попыток продать любой продукт;

♦ персонализация и предложение, вероятно, востребованных и значимых для клиента продуктов;

♦ ценностное отношение к потраченному времени клиента, вознаграждение за доверие, взаимодействие и покупки.

Заключение (Conclusion)

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют подчеркнуть высокую степень влияния современных цифровых технологий на стратегии функционирования розничных компаний и их маркетинговые стратегии, бизнес-модели, состояние клиентских отношений. Современный розничный рынок в России можно назвать активно реформирующимся, в котором апробируются различные бизнес-модели и концепты организации розничных продаж. В то же время, перенасыщение рынка маркетинговыми предложениями становится действительно значимой проблемой — следствием активной цифровизации и популяризации

интернет-маркетинга. Несмотря на данный факт, долгосрочная перспектива изменения потреби-

тельских предпочтений под влиянием цифровизации связана с фокусом на надежный и ответ-

ственный бизнес с персонализированным маркетингом.

ИСТОЧНИКИ

1. Антинескул, Е. А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла / Е. А. Антинес-кул // Мир экономики и управления. - 2022. - Т. 22, № 3. - С. 103-127. - EDN IQGNJJ.

2. Делибалтова, М. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами / М. Делибалтова // Креативная экономика. - 2021. - Т. 15, № 5. - С. 2063— 2078. - EDN PDJCGN.

3. Молчанов, Н. Н. Технологии цифровизации каналов распределения: отношение нового поколения российских покупателей / Н. Н. Молчанов, Г. С. Дудаков // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2021. -Т. 31, № 6. - С. 976-984. - EDN UNEGQJ.

4. Архипова, Н. Современные тенденции развития цифрового маркетинга / Н. Архипова, М. Гуриева // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 1(11). - С. 9-21. - EDN YSQJZB.

5. Кондрашова, О. В. Трансформация маркетинга в цифровой среде / О. В. Кондрашова, И. М. Кублин, А. А. Воронов, П. В. Орлов // Практический маркетинг. - 2023. - № 8(314). - С. 22-27. - EDN НОииЕС.

6. Рыжих, А. И. Маркетинговые стратегии предприятий розничной торговли в условиях цифровизации / А. И. Рыжих, В. В. Герасименко // Инновации и инвестиции. - 2022. - № 4. - С. 67-73. - EDN LEHLYS.

7. Трансформация ценности в инновационных бизнес-моделях: пример фармацевтической индустрии / Д. Климанов, О. Третьяк, У. Горен, Т. Уайт // Форсайт. - 2021. - Т. 15, № 3. - С. 52-65. - EDN YRULHX.

8. Сахбиева, А И. Особенности поведения потребителей в условиях цифровой экономики / А. И. Сахбиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 3. - С. 238-240. - EDN SGKKBZ..

9. Карпова, С. В. Влияние впечатлений на совершение розничных покупок / С. В. Карпова, В. И. Федоренко // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 15, № 2. - С. 63-71. - EDN SSKJLW.

UDC 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-1319-38-44

Consumer Preferences Transformation in Retail under the Influence of Digital Technologies Sayed Ruslan Maruanovich,

Head of Retail Department, GfK International Company; 31 Absalyamov St., Kazan, Russia (Ruslan.Sayed@gmail.com) https://orcid.org/0009-0007-3854-394X

The article is devoted to the study of the digital technology influence on the nature and features of consumer preferences transformation in retail trade. It reveals the current trends, features and processes in the structure of retail trade digitalization, observed over the past few years. The system of digital technology advantages in the issues of retail trade organization is emphasized, with special attention to the possibilities of the Internet marketing. The conceptual problems of the digital technologies impact on retailing are identified, related to the glut in the market with marketing offers. High variability of consumers' preferences in retail under the influence of digital technologies due to high dynamics of existing offers on the market is emphasized. The study identifies the key changes in consumer preferences in the retail industry caused by the influence of digital technologies. Promising business models and peculiarities of building the Internet marketing in the conditions of new reality and dynamically changing consumer preferences are specified.

Keywords: consumer preferences; retail trade digitalization; digital services; digital technologies; Internet marketing; consumer preferences transformation.

REFERENCES

1. Antineskul, E. A. (2022) Theoretical Foundations of Digital Transformation of Food Retail. World of Economics and Management, 2022, Vol. 22, no. 3, pp. 103-127. - EDN IQGNJJ.

2. Delibaltova, M. (2021) E-Commerce: Current Development Challenges and Ways to Solve them by Developing Client Relationship Channels. Creative Economy, 2021, Vol. 15, no. 5, pp. 2063-2078. - EDN PDJCGN.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Molchanov, N. N.; Dudakov, G. S. (2021) Technologies for Digitalization of Distribution Channels: the Attitude of the New Generation of Russian Buyers. Bulletin of Udmurt University. Series: Economics and Law, 2021, Vol. 31, no. 6, pp. 976— 984. - EDN UNEGQJ.

4. Arkhipova, N.; Gurieva, M. (2018) Modern Trends in the Development of Digital Marketing. RGGU Bulletin. Series:Economics. Management. Law, 2018, no. 1, pp. 9-21. - EDN YSQJZB.

5. Kondrashova, O. V.; Kublin, I. M.; Voronov, A. A.; Orlov, P. V. (2023) Marketing Transformation in Digital Environment. Practical marketing, 2023, no. 8, pp. 22-27. - EDN HOUUEC.

6. Ryzhikh, A. I.; Gerasimenko, V. V. (2022) Marketing Strategies of Retail Enterprises in the Context of Digitalization. Innovation and Investment, 2022, no. 4, pp. 67-73. - EDN LEHLYS.

7. Klimanov, D.; Tretyak, O.; Goren, U.; White, T. (2021) Transformation of Value in Innovative Business Models: the Case of Pharmaceutical Market. Foresight, 2021, Vol. 15, no. 3, pp. 52-65. - EDN YRULHX.

8. Sakhbiyeva, A. I. (2021) Features of Consumer Behavior in the Digital Economy. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 2021, no. 3, pp. 238-240. - EDN SGKKBZ.

9. Karpova, S. V.; Fedorenko, V. I. (2022) The Impact of Impressions on Making Retail Purchases. Economics. Taxes. Law, 2022, Vol. 15, no. 2, pp. 63-71. - EDN SSKJLW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.