Научная статья на тему 'Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения'

Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1040
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / AGRICULTURE DIGITALIZATION / DIGITAL PRODUCTS AND TECHNOLOGIES / DIGITAL PLATFORM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганиева И. А., Бобров Н. Е.

За многие десятилетия в сельском хозяйстве накоплены большие данные, которые представляют совокупность информации о состоянии земель, динамике показателей почвенного плодородия, изменении климата, истории полей, удобрениях и средствах защиты растений, вредителях, болезнях и др. Необходимо качественно обработать эту информацию и трансформировать ее в удобный сервис. Актуальность цифровой платформы для сельского хозяйства, обеспечивающей сбор и оперативную обработку релевантной информации, обусловлена также потребностями компаний, производящих агрохимикаты и сельхозтехнику, оказывающих финансово-страховые услуги. Исследования проводили с целью анализа нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в сфере информационно-коммуникационных технологий, подбора наиболее приемлемого легитимного решения для внедрения цифровой сельскохозяйственной платформы и обеспечения юридически значимого документооборота в ней. В рамках исследований разработаны и проходят этап освоения в пилотном регионе (Тамбовская область) такие цифровые сервисы, как общедоступный сервис по сбору сельскохозяйственной отчетности в режиме одного окна, сервис электронной подачи заявок на выделение субсидий, включая информационную систему транспарентности принятия решения о их выделении. Реализация предложенной правовой модели взаимодействия регионального органа управления АПК, компании разработчика платформы и сельхозтоваропроизводителей начинается с принятия нормативно-правового акта, предусматривающего возможность подачи документов на предоставление субсидий в электронном виде, в котором пристуствует описание регламента, формы и средств подачи документов, размещения информации регионального органа управления АПК в личном кабинете заявителя на цифровой платформе. Затем заключается соглашение о государственно-частном партнерстве, регламентирующее передачу госфункций по приему заявок и подаче оперативной отчетности через созданную частным партнером цифровую платформу. На завершающем этапе подписывается лицензионный договор между сторонами государственно-частного партнерства, предоставляющий право бесплатного пользования цифровой платформой для представителей региональной власти. Разработанная платформа соответствует ключевым требованиям к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе, а также к защите персональных данных, наличие которых она предусматривает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Platforms in Russian Agriculture: the Legal Aspect of Implementation

Big data, which represents a totality of information about the land state, soil fertility dynamics, climate change, field history, fertilizers and plant protection products, pests, diseases, etc, has been accumulated in agriculture over many decades. It is necessary to qualitatively process this information and transform it into convenient service. The relevance of a digital platform, which provided the collection and operational processing of relevant information for agriculture, was also due to the needs of the companies producing agrochemicals and agricultural machinery, providing financial and insurance services. The purpose of the research was to analyze the legal acts ensuring the development of public-private partnerships in the field of information and communication technologies, to select the most acceptable legitimate solution for implementing a digital agricultural platform, and to ensure legally significant paperwork in it. As a part of the research, such digital services as a public service for the collection of agricultural reports in a single-window mode, electronic submission of applications for subsidies, including a transparent information system containing decisions on their allocation have been developed and are being mastered in the pilot region (Tambov region). The implementation of the proposed legal model for the interaction of the regional governing body of the agro-industrial complex, the platform developing company and agricultural producers began with the adoption of a legal act providing for the possibility of submitting documents for the provision of subsidies in electronic form, which included a description of the rules, form and means of filing documents, regional governing body of the agro-industrial complex in the applicant’s personal account on a digital platform. This was followed by the conclusion of an agreement on public-private partnership regulating the transfer of state functions of receiving applications and submitting operational reports through a digital platform created by a private partner. At the final stage, the parties are supposed to sign a licensing public-private partnership agreement, providing the representatives of regional authorities with the right to use the digital platform free of charge. The developed platform met the key requirements for the organization and measures to protect the information contained in the system, as well as the protection of personal data, the presence of which it envisages for.

Текст научной работы на тему «Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения»

й01: 10.24411/0235-2451-2019-10918 УДК 338.439.025

Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения

И. А. ГАНИЕВА1, Н. Е. БОБРОВ2

'Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова - филиал Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий - ВНИИЭСХ, Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 1, Москва, 107078, Российская Федерация

2Общество с ограниченной ответственностью «Агро Диджитал» (ООО «Торговый дом «Уралхим»), Пресненская набережная, 6, стр. 2, Москва, 123112, Российская Федерация

Резюме. За многие десятилетия в сельском хозяйстве накоплены большие данные, которые представляют совокупность информации о состоянии земель, динамике показателей почвенного плодородия, изменении климата, истории полей, удобрениях и средствах защиты растений, вредителях, болезнях и др. Необходимо качественно обработать эту информацию и трансформировать ее в удобный сервис. Актуальность цифровой платформы для сельского хозяйства, обеспечивающей сбор и оперативную обработку релевантной информации, обусловлена также потребностями компаний, производящих агрохимикаты и сельхозтехнику, оказывающих финансово-страховые услуги. Исследования проводили с целью анализа нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в сфере информационно-коммуникационных технологий, подбора наиболее приемлемого легитимного решения для внедрения цифровой сельскохозяйственной платформы и обеспечения юридически значимого документооборота в ней. В рамках исследований разработаны и проходят этап освоения в пилотном регионе (Тамбовская область) такие цифровые сервисы, как общедоступный сервис по сбору сельскохозяйственной отчетности в режиме одного окна, сервис электронной подачи заявок на выделение субсидий, включая информационную систему транспарентности принятия решения о их выделении. Реализация предложенной правовой модели взаимодействия регионального органа управления АПК, компании - разработчика платформы и сельхозтоваропроизводителей начинается с принятия нормативно-правового акта, предусматривающего возможность подачи документов на предоставление субсидий в электронном виде, в котором пристуствует описание регламента, формы и средств подачи документов, размещения информации регионального органа управления АПК в личном кабинете заявителя на цифровой платформе. Затем заключается соглашение о государственно-частном партнерстве, регламентирующее передачу госфункций по приему заявок и подаче оперативной отчетности через созданную частным партнером цифровую платформу. На завершающем этапе подписывается лицензионный договор между сторонами государственно-частного партнерства, предоставляющий право бесплатного пользования цифровой платформой для представителей региональной власти. Разработанная платформа соответствует ключевым требованиям к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе, а также к защите персональных данных, наличие которых она предусматривает.

Ключевые слова: цифровизация сельского хозяйства, цифровые продукты и технологии, цифровая платформа, информационно-коммуникационные технологии.

Сведения об авторах: И. А. Ганиева, доктор экономических наук, главный научный сотрудник (е-таИ:дагнеуа@мар1.ги); Н. Е. Бобров, генеральный директор (nikolay.bobrov@digitalagro.ru).

Для цитирования: Ганиева И. А., Бобров Н. Е. Цифровые платформы в сельском хозяйстве России: правовой аспект внедрения // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 9. С. 83-86. DOI: 10.24411/0235-2451-2019-10918.

Digital Platforms in Russian Agriculture: the Legal Aspect of Implementation

I. A. Ganieva1, N. E. Bobrov2

1A. A. Nikonov All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics, Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories, All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, B. Khariton'evskii per., 21, str. 1, Moskva, 107078, Russian Federation

2OOO Agro Digital (OOO Trading company "Uralkhim"), Presnenskaya naberezhnaya, 6, str. 2, Moskva, 123112, Russian Federation Abstract. Big data, which represents a totality of information about the land state, soil fertility dynamics, climate change, field history, fertilizers and plant protection products, pests, diseases, etc, has been accumulated in agriculture over many decades. It is necessary to qualitatively process this information and transform it into convenient service. The relevance of a digital platform, which provided the collection and operational processing of relevant information for agriculture, was also due to the needs of the companies producing agrochemicals and agricultural machinery, providing financial and insurance services. The purpose of the research was to analyze the legal acts ensuring the development of public-private partnerships in the field of information and communication technologies, to select the most acceptable legitimate solution for implementing a digital agricultural platform, and to ensure legally significant paperwork in it. As a part of the research, such digital services as a public service for the collection of agricultural reports in a single-window mode, electronic submission of applications for subsidies, including a transparent information system containing decisions on their allocation have been developed and are being mastered in the pilot region (Tambov region). The implementation of the proposed legal model for the interaction of the regional governing body of the agro-industrial complex, the platform developing company and agricultural producers began with the adoption of a legal act providing for the possibility of submitting documents for the provision of subsidies in electronic form, which included a description of the rules, form and means of filing documents, regional governing body of the agro-industrial complex in the applicant's personal account on a digital platform. This was followed by the conclusion of an agreement on public-private partnership regulating the transfer of state functions of receiving applications and submitting operational reports through a digital platform created by a private partner. At the final stage, the parties are supposed to sign a licensing public-private partnership agreement, providing the representatives of regional authorities with the right to use the digital platform free of charge. The developed platform met the key requirements for the organization and measures to protect the information contained in the system, as well as the protection of personal data, the presence of which it envisages for.

Keywords: agriculture digitalization; digital products and technologies; digital platform; information and communication technologies.

Author Details: I. A. Ganieva, D. Sc. (Econ.), leading research fellow (e-mail: ikolesni@mail.ru); N. E. Bobrov, general director (nikolay. bobrov@digitalagro.ru).

For citation: Ganieva I. A., Bobrov N. E. Digital Platforms in Russian Agriculture: the Legal Aspect of Implementation. Dostizheniya naukii tekhnikiAPK. 2019. Vol. 33. No. 9. Pp. 83-86 (in Russ.). DOI: 10.24411/0235-2451-2019-10918.

Понятие «платформа» получило широкое распространение в современном деловом языке применительно к описанию комплексных цифровых

решений для конкретной отрасли экономики, например, цифровая платформа транспорта, цифровая платформа жилищно-коммунального хозяйства, банковская цифровая

платформа. Вместе с тем, существует несколько дефиниций платформы: геологическая - крупная малоподвижная платообразная структура земной коры; строительная - плоская возвышенная площадка; политическая - программа действий партии; и, наконец, экономическая - функциональный блок, используемый для решения большого круга задач, интерфейс и сервис которого определяются, например, группой заинтересованных субъектов. Очевидно, что любая из перечисленных платформ имеет крепкую базу, фундамент, что обеспечивает ее устойчивость. Применительно к экономическим платформам (будем называть их цифровыми платформами) таким фундаментом, по нашему мнению, служат данные об объектах и отраслях, для которых они создаются.

Сведения об экономике России собирали и накапливали многие годы, отдельные исследования больших данныхв отраслях экономики посвящены их качеству и возможностям предиктивной аналитики на такой основе [1]. По мнению экспертов, наибольший интерес и ценность представляют данные, накопленные в торговле, финансах, энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Следует отметить, что их сегодня активно подвергают обработке и анализу, результаты анализа в реальности помогают принимать обоснованные управленческие решения, однако, учитывая непродолжительный период существования рыночной экономики России, мастер-данные в сфере финансов несут практическую актуальность на протяжении не более 20 лет. По нашему мнению, особую ценность представляют сведения, накопленные за многие десятилетия (50 лет и более) в отечественном сельском хозяйстве. Большие данные отрасли представляют совокупность информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, динамике показателей почвенного плодородия, изменениях климата, истории полей, районированных сортах сельскохозяйственных культур, удобрениях и средствах защиты растений, вредителях и болезнях растений и о многом другом. Настало время качественно обработать накопленную информацию, найти мастер-данные и превратить их в удобный сервис. Результаты такой работы особенно востребованы именно сейчас, когда радикально изменился состав руководителей и собственников аграрного бизнеса. На сегодняшний день это молодые современные прогрессивно мыслящие люди, умело пользующиеся средствами мобильного общения и управления, готовые применять последние новинки и экспериментировать. Именно им нужно предложить мгновенное погружение в массив информации, удобную ориентацию в этом массиве, быстрое нахождение нужных сведений, способы их наилучшей интерпретации, включая доступные цифровые технологии, например, виртуальную и дополненную реальность.

Цель исследования - анализ существующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в сфере информационно-коммуникационных технологий, подбор наиболее приемлемого легитимного решения для внедрения цифровой сельскохозяйственной платформы и обеспечение юридически значимого документооборота в ней.

Условия, материалы и методы. Мастер-данные, генерируемые в аграрном секторе, представляют интерес как для самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и для сервисных компаний, производящих агро-химикаты и сельскохозяйственную технику, оказывающих финансово-страховые услуги. В этой связи актуальной и целесообразной стала инициатива разработки цифровой платформы, обеспечивающей сбор и оперативную обработку релевантной информации об объектах и субъектах

отрасли, исходившая от компании, производящей удобрения для аграриев всей страны.

В исследовании использовали эмпирические методы, включая изучение источников официально опубликованной информации (научные статьи, нормативно-правовые акты), анализ полученных сведений, метод опроса. Теоретические методы исследования предусматривали анализ, классификацию, проведение аналогий.

Разработанная и проходящая этап освоения цифровая платформа для сельского хозяйства представляет совокупность цифровых сервисов для руководителей и специалистов предприятий, производящих продукцию растениеводства. Она имеет последовательную амбициозную программу развития, включая план интероперабельности с государственными информационными системами органов управления агропромышленным комплексом регионов России; в этот проект интегрированы лучшие российские агростартапы.

При разработке платформы были учтены наиболее острые проблемы ведения агробизнеса, которые могут быть нивелированы цифровым платформенным решением [2]. Поэтому, наряду с коммерческими сервисами, она предлагает общедоступный сервис по сборусельскохозяйственной отчетности в режиме одного окна, исключая необходимость повторного внесения показателей. Сервис предоставляет возможность автоматической проверки и контроля корректности вносимыхпоказателей, упорядочивает сроки их сбора и уведомляет о наступлении таких сроков, анализирует данные и формирует оперативные отчеты, конфигурация которых может быть составлена сельскохозяйственным товаропроизводителем индивидуально. Еще одно важное преимущество платформы - сервис электронной подачи заявок на выделение субсидий, включая заполнение автоматизированных форм, контроль регламентных сроков подачи документов, автоматическую обработку заявок, информационную систему транспарентности принятия решения о выделении субсидии, оперативную обратную связь по результатам рассмотрения заявок.

Главным вопросом, который был решен в ходе экспериментального освоения и эксплуатации цифровой платформы для сельского хозяйства, стало обеспечение юридически значимого документооборота в процессе подачи заявок на выделение субсидий в электронном виде и подачи оперативной отчетности.

Результаты и обсуждение. Правовую модель взаимодействия регионального органа управления АПК, компании - разработчика платформы и сельскохозяйственных товаропроизводителей пилотного региона (Тамбовская область) отрабатывали в формате государственно-частного партнерства в существующем сегодня правовом поле - совокупности нормативно-правовых актов в российском законодательстве, определяющих особенности государственно-частного партнерства. Следует отметить, что модель государственно-частного партнерства в мировой практике широко используют для создания за счет средств частного бизнеса различных объектов (образовательные, медицинские, культурные учреждения, места общего пользования, сооружения, транспортные средства, информационные системы и др.) для совместного пользования государством и бизнесом [3]. Такая модель позволяет государственным и муниципальным органам власти и организациям экономить бюджетные средства, получая гарантированное развитие объектов партнерства также за счет коммерческих организаций. При этом бизнес-партнер берет на себя полный комплекс обязанностей по соблюдению государственных требований. В случае, когда объектами служат информационные системы, к их числу

относятся требования по безопасности эксплуатации, защите информации и персональных данных.

Отметим, что реализация мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [4] в течение 2019 г. уже привела к стремительной легитимизации распространения цифровых продуктов и технологий во всех сферах российской экономики, что создает благодатную почву для цифровой трансформации. Так, в июле текущего года внесены изменения в федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципальном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие наличие элемента соглашения о государственно-частном партнёрстве, объектом которого служат объекты информационных технологий и/или технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий, в котором может быть указано наличие у публичного партнёра обязательства по отчуждению частному партнёру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения. Таким образом, проекты государственно-частного партнерства в сфере разработки, создания и эксплуатации объектов информационно-телекоммуникационных технологий становятся более привлекательными для информационно-коммуникационного бизнеса, что обеспечит привлечение частных инвестиций, инновационных цифровыхпродуктов и технологий мирового уровня в процессы обеспечения цифровой трансформации отраслей российской экономики.

В процессе наших исследований разработка комплекса нормативно-правовых актов для юридически значимого электронного взаимодействия между сельхозтоваропроизводителями и региональным органом управления АПК в рамках процессов сбора отраслевой отчетности и субсидирования сельскохозяйственной деятельности велась в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. №676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации», которым руководствуются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этот документ определяеттребования кпорядкуреализации мероприятий по созданию, развитию, вводув эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых органами исполнительной власти, выступающих в качестве публичных партнеров, и частными партнерами в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве в целяхповышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий. В качестве ключевых требований цифровой платформой для сельского хозяйства удовлетворены требования о защите информации, содержащейся в системе, требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе, требования о защите персональных данных, так как платформа предусматривает наличие таких данных.

В результате экспериментального освоения цифровой платформы в пилотном регионе отработана следующая правовая модель взаимодействия регионального органа управления АПК, компании - разработчика платформы и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На первом этапе принимается нормативно-правовой акт - Постановление регионального органа исполнительной власти, предусматривающий возможность подачи документов на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде, включая описание регламента, формы и средств подачи документов, требование по использованию усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи заявителя, а также описание регламента размещения информации регионального органа управления АПК в личном кабинете заявителя на цифровой платформе.

На втором этапе заключается соглашение о государственно-частном партнерстве, регламентирующее передачу госфункций по приему заявок на выделение субсидий и подачу оперативной отчетности через созданную частным партнером цифровую платформу.

На заключительном этапе подписывается лицензионный договор между сторонами государственно-частного партнерства, предоставляющий право бесплатного пользования цифровой платформой для представителей региональной власти, прошедший полную процедуру закупки, при этом безвозмездный.

Одновременно с отработкой нормативно-правового регулирования освоения цифровой сельскохозяйственной платформы, методом экспертных оценок были выявлены актуальные направления ее развития. Большинство участвовавших в запуске платформы сельскохозяйственных товаропроизводителей транслировали запрос на сервис, который позволил бы проводить автоматическую обработку информации об обрабатываемых землях и почвах (вид, состав, характеристика), а также пожелания на включение в такой сервис данных дистанционного зондирования Земли, например, посредством беспилотных летательных аппаратов, с последующей выдачей рекомендованных оптимальных агротехнологий. Учитывая то, что российские ученые обладают необходимыми знаниями в этой области и инструментами для расшифровки снимков беспилот-ников [5], сервис может быть интегрирован в цифровую платформу за короткий срок.

Одним из актуальных направлений развития цифровой платформы для сельского хозяйства будет решение проблемы быстрого поиска релевантной информации для успешного ведения аграрного бизнеса - создание поискового сервиса, так называемого АгроЯндекса. Традиционными источниками информации, удовлетворяющими данные запросы сейчас, служат опубликованные справочники, перечни, учебники (печатные, электронные версии могут быть доступны через информационные системы, размещены в Интернет), сайты организаций. Например, на сайте одной российской компании производителя средств защиты растений размещены справочники по болезням и вредителям сельскохозяйственных культур, другая полезная информация.

По результатам отдельного исследования в форме анкетирования и устного опроса, проведенного среди более чем 200 руководителей и главных специалистов сельскохозяйственных предприятий в 2019 г., были выявлены основные запросы аграрного бизнеса на информацию. Оказалось, что наиболее распространенные обращения к существующим информационным системам и ресурсам Интернет предусматривают поиск сведений о земле и почве - 67 %, вредителях и болезнях растений - 49 %, сортах и семенах - 33 %, каналах реализации продукции - 25 %, обучении и консультировании - 20 % (см. рисунок).

На сегодняшний день существует немного консолидированных информационных систем. При этом современные технологии обработки больших данных позволяют

I

Земля Вредители Сорта

и почва растений и семена

и болезни

Куда продать Обучение продукцию и агро-

консультирование ТЕМАТИКА ЗАПРОСОВ

Рисунок. Основные запросы агробизнеса на поиск релевантной информации.

создавать информационные ресурсы и базы данных, используя технологии машинного обучения, представляя результаты с применением технологий виртуальной и дополненной реальности, что и определено планами развития обсуждаемой цифровой платформы для сельского хозяйства.

В ходе освоения цифровой платформы в сельском хозяйстве пилотного региона были сформулированы некоторые типичные проблемы, наличие которых может препятствовать цифровой трансформации отрасли в масштабах страны, к числу главных из них относятся следующие:

различная степень готовности информационной инфраструктуры - на многих сельскохозяйственных предприятиях низкая скорость Интернета, в отдельных Интернет-связь отсутствует, а в единичных хозяйствах нет даже мобильной связи;

различная заинтересованность агробизнеса во освоении цифровой платформы - у руководителей сельскохозяйственных предприятий она значительно выше, чем у рядовых специалистов, которым поручили разобраться с работой платформы.

После ознакомления с предложенными сервисами многие руководители сельскохозяйственных предприятий выражали заинтересованность в развитии других дополнительных сервисов и предоставлении их посредством платформы, отмечали необходимость углубления аналитического блока - сервиса по предоставлению продвинутой аналитики.

Следует сделать акцент, что безусловным преимуществом цифровой платформы для сельского хозяйства, созданной и освоенной в рамках государственно-частного партнерства в одном из регионов России, - заинтересованность индустриального партнера - разработчика цифрового решения в постоянном потоке данных об отрасли, генерируемых платформой, что обеспечит ее непрерывное развитие и появление новых сервисов.

Выводы. Модель государственно-частного партнерства, которая позволяет государственным и муниципальным органам власти и организациям создавать за счет средств бизнеса объекты для совместного использования - информационные системы, имеет ряд таких безусловных преимуществ, как экономия средств бюджетов всех уровней на создание и развитие объектов пар-тнерств, делегирование бизнес-партнеру обязанностей по соблюдению требований безопасности к информационным системам, гарантированное развитие систем, катализатором которого выступает заинтересованность бизнеса продвигать пользователям систем новые коммерческие сервисы. Вместе с тем, полноценный запуск проекта по созданию и развитию информационных систем по модели государственно-частного партнерства в существующем сегодня правовом поле усложняется необходимостью принятия большого количества документов на уровне региона. В ходе пилотного эксперимента отработан поэтапный процесс обеспечения юридически значимого документооборота на платформе, представлен практически освоенный вариант решения. Таким образом, в результате исследования по результатам анализа существующих нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие государственно-частных партнерств в сфере информационно-коммуникационных технологий, подобран приемлемый легитимный вариант решения для внедрения цифровой сельскохозяйственной платформы и обеспечения юридически значимого документооборота в ней. Наиболее актуальные направления ее развития предусматривают разработку сервисов поиска релевантной информации по запросу, обработки больших данных, рекомендации оптимальных агротехнологий, представления результатов обработки данных с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.

Литература.

1. Большие данные (Big Data) мировой рынок, 2019 г. [Электронный ресурс] // TAdviser. URL: http://www.tadviser.ru/index. php/Статья:Большие_данные_(Big_Data)_мировой_рынок(дата обращения: 18.08.2019).

2. Ганиева И. А. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: консолидация государства и агробизнеса //Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 4. С. 5-7.

3. Lisitsa V., Moroz S. Legal Regulation of Public-Private Partnership in Russia and Other Countries of the Eurasian Economic Union // Russian Law Journal. 2019. Vol. 7 (3). Pp. 53-81. DOI: 10.17589/2309-8678-2019-7-3-53-81.

4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 18.08.2019).

5. Выделение однородных зон сельскохозяйственного поля для закладки опытов с помощью беспилотного летательного аппарата / В. М. Буре, Е. П. Митрофанов, О. А. Митрофанова и др.// Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2018. Т. 14. Вып. 2. С. 145-150. DOI: 10.21638/11702/spbu10.2018.206.

References

1. TAdviser [Internet]. Moscow: TAdviser; 2005-2019. Big Data world market; 2019 Feb 15 [cited 2018 Aug 18]. Available from http://tadviser.com/index.php/Article:Big_Data_world_market.

2. Ganieva IA. [Digital transformation of agriculture in Russia: consolidation of the state and agribusiness]. Dostizheniya nauki i tekhnikiAPK. 2019;33(4):5-7. Russian.

3. Lisitsa V, Moroz S. Legal Regulation of Public-Private Partnership in Russia and Other Countries of the Eurasian Economic Union. Russian Law Journal. 2019;7(3):53-81. doi: 10.17589/2309-8678-2019-7-3-53-81.

4. Pasport natsional'noi programmy "Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii" [Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"] [Internet]. 2018 Dec 24 [cited 2019 Aug 18]. 90 p. Available from: http://static.government.ru/media/files/ urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf. Russian.

5. Bure VM, Mitrofanov EP, Mitrofanova OA, et al. [Allocation of homogeneous zones of the agricultural field for laying experiments using an unmanned aerial vehicle]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Prikladnaya matematika. Informatika. Protsessy upravleniya. 2018;14(2):145-50. doi: 10.21638/11702/spbu10.2018.206. Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.