Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РКИ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА'

ЦИФРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РКИ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / цифровые технологии / обучение / педагогический синкретизм / инновационные методы обучения / эффективность / интерактивность / мотивация / индивидуальные потребности / Russian as a foreign language / digital technologies / learning / pedagogical syncretism / innovative teaching methods / efficiency / interactivity / motivation / individual needs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлдашева Гулчехра Ниязбаевна

В статье рассматриваются вопросы необходимости использования новых технологий и подходов во время изучения русского языка как иностранного. Подчеркивается, что цифровые технологии в обучении русскому языку как иностранному могут привести к более эффективному и интерактивному процессу, увеличению мотивации учеников и улучшению результатов, но в то же время создают и некоторые трудности. Указывается, что одним из ключевых аспектов в успешной реализации цифровых технологий в обучении РКИ является педагогический синкретизм, или сочетание традиционных и цифровых методов в обучении, который позволит создать универсальную и наиболее эффективную модель обучения, учитывающую индивидуальные потребности каждого ученика. Также важным фактором является использование инновационных методик обучения, которые интегрируют цифровые технологии в традиционные методы обучения, что способствует улучшению координации и вовлечению учеников в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FEATURES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL SYNCRETISM

The modern world requires teachers and educators to use new technologies and approaches while learning Russian as a foreign language. Digital technologies in teaching Russian as a foreign language can lead to a more effective and interactive process, increase students' motivation and improve results. However, the introduction of digital technologies in RLI teaching raises questions and some difficulties. One of the key aspects in the successful implementation of digital technologies in RSL teaching is pedagogical syncretism, or the combination of traditional and digital methods in teaching. This approach will create a universal and most effective model of learning that takes into account the individual needs of each learner. Also an important factor is the use of innovative teaching methods that integrate digital technologies into traditional teaching methods, which contributes to better coordination and involvement of students in the learning process.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РКИ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА»

УДК 811.161.1

DOI:10.51844-2077-4990-2023-4-69-74

ЦИФРОВЫЕ Юлдашева Гулчехра Ниязбаевна, старший

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РКИ В преподаватель общеуниверситетской кафедры

АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО русского языка факультета русской филологии

СИНКРЕТИЗМА ГОУ «ХГУ имени акад.Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

ХУСУСИЯТХОИ Юлдошева Гулчехра Ниёзбоевна, сармуаллими ТАЪЛИМИРАЦАМИИЗРХЗХ кафедраи умумидонишгоуии кафедраи забони (ЗАБОНИ РУСЙХАМЧУН ЗАБОНИ русии МДТ "ДДХ ба номи акад.

ХОРИЦИ) ДАР ЦАНБАИ Б.Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд) ХАМЗАМОНИИ ОМУЗИШ DIGITAL FEATURES OF Yuldasheva Gulchehra Niyazbaevna, Senior teacher of RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE the University Chair of Russian Language, Russian TEACHING IN THE CONTEXT OF Philology Department, SEI "KhSU named after PEDAGOGICAL SYNCRETISM acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand),

E-mail:ugnugn14@gmail.com Ключевые слова: русский язык как иностранный, цифровые технологии, обучение, педагогический синкретизм, инновационные методы обучения, эффективность, интерактивность, мотивация, индивидуальные потребности

В статье рассматриваются вопросы необходимости использования новых технологий и подходов во время изучения русского языка как иностранного. Подчеркивается, что цифровые технологии в обучении русскому языку как иностранному могут привести к более эффективному и интерактивному процессу, увеличению мотивации учеников и улучшению результатов, но в то же время создают и некоторые трудности. Указывается, что одним из ключевых аспектов

в успешной реализации цифровых технологий в обучении РКИ является педагогический синкретизм, или сочетание традиционных и цифровых методов в обучении, который позволит создать универсальную и наиболее эффективную модель обучения, учитывающую индивидуальные потребности каждого ученика. Также важным фактором является использование инновационных методик обучения, которые интегрируют цифровые технологии в традиционные методы обучения, что способствует улучшению координации и вовлечению учеников в процесс обучения.

Вожа^ои калидй: синкретизми педагоги, усулуои инноватсионии таълим, самараноки, интерактиви, уавасмандкуни, ниёзуои инфироди

Дар мацола зарурати истифодаи технология ва равишуои нав уангоми омузиши забони руси уамчун забони хорици барраси мешавад. Таъкид мешавад, ки технологиями рацами дар таълими забони руси уамчун забони хорици метавонад ба раванди муассиртар ва интерактиви, афзоиши уавасмандии донишцуён ва беубуди натицауо оварда расонад, аммо уамзамон баъзе мушкилотро ба вуцуд меорад. Гуфта мешавад, ки яке аз цанбауои асосии татбици бомуваффацияти технологияуои рацами дар таълими РТФ синкретизми педагоги ё мацмуи усулуои анъанави ва рацами дар таълим мебошад, ки модели универсали ва муассиртарини таълимро ба инобат мегирад, ки шахсиятро ба назар мегирад. Эутиёцоти уар як донишцу низ омили мууими истифодаи усулуои инноватсионии таълим мебошад, ки технологияуои рацамиро ба усулуои анъанавии таълим барои беутар кардани щмощнгсозй ва цалби донишцуён дар раванди таълим муттауид мекунанд.

Key words: Russian as a foreign language, digital technologies, learning, pedagogical syncretism, innovative teaching methods, efficiency, interactivity, motivation, individual needs

The modern world requires teachers and educators to use new technologies and approaches while learning Russian as a foreign language. Digital technologies in teaching Russian as a foreign language can lead to a more effective and interactive process, increase students' motivation and improve results. However, the introduction of digital technologies in RLI teaching raises questions and some difficulties. One of the key aspects in the successful implementation of digital technologies in RSL teaching is pedagogical syncretism, or the combination of traditional and digital methods in teaching. This approach will create a universal and most effective model of learning that takes into account the individual needs of each learner. Also an important factor is the use of innovative teaching methods that integrate digital

technologies into traditional teaching methods, which contributes to better coordination and involvement of s tudents in the learning process.

Современное обучение языку стало неотъемлемой частью цифровой эпохи. Целый спектр новых технологий, ныне доступных широкой аудитории, помогает «перенести» преподавание из классической, «неструктурированной» формы, в особый мир цифровых технологий. Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) в этом аспекте тоже находится в постоянном развитии, что позволяет оставаться на пике современных тенденций и соответствовать запросам учащихся [1, с.2,7-8].

Методология педагогического синкретизма, в котором сочетаются традиционные методы обучения и цифровые технологии, является наиболее эффективной формой организации учебного процесса. Она позволяет ученикам овладеть навыками современной цифровой жизни и существенно облегчает процесс усвоения материала [3].

Теория поколений, созданная Хоувом и Штраусом в 1991 году, предполагает, что каждые 2025 лет сменяется новое поколение, которое имеет свои уникальные опыт и привычки, обусловленные социальными и культурными изменениями в обществе. Эти ученые выделили несколько поколений, которые находятся в разных стадиях жизни и имеют разные ценности, убеждения и жизненные цели. В рамках этой теории выделяются следующие поколения: «Silent Generation» (1901-1924), «Baby Boomers» (1946-1964), «Generation X» (1965-1980), «Millennials» (1981-1999) и «Generation Z» (с 2000 года). Каждое поколение имеет свой вклад в развитие общества и определяет его будущее. В цифровом образовании учитываются различия между поколениями и используются разные методы обучения для достижения наиболее эффективного результата (см. таблицу №1) [7,с.8].

Поколение Годы рождения Характеристики

Silent Generation 1901-1924 Формирование после Первой мировой войны, Великой депрессии, скромные и консервативные взгляды, культура «тишины»

Baby Boomers 1946-1964 Рожденные после Второй мировой войны, пережившие «прорыв» 60-х, погоня за успехом и развитием, общественная активность

Generation X 1965-1980 Наблюдали эпоху спада после «прорыва» 60-х, индивидуализм, уставшие от стереотипов, технологический прорыв

Millennials («миллениалы» или «поколение Y») 1981-1999 Рожденные в эпоху компьютерной революции, глобализации и терроризма, уникальные идентичности, озабоченность глобальными проблемами

Generation Z (поколение Z) с 2000 года Взросление в эпоху цифровых технологий, забота о будущем земли, свободный доступ к информации, глобальная связность

Таблица № 1. Классификация поколений согласно теории Нейла Хоува и Уильяма Штрауса

Поколение Z, также известное как «цифровое» или «сетевое» поколение, выросло в эпоху развития цифровых технологий и интернета. Оно имеет свои особенности, которые важно учитывать при обучении русскому как иностранному с использованием цифровых технологий и педагогического синкретизма:

Цифровая грамотность. Поколение Z привыкло работать с цифровыми устройствами и информацией в интернете, умеет быстро находить и фильтровать нужную информацию, использовать социальные сети и коммуникационные технологии.

Интерактивность. Поколение Z не привыкло к пассивному приему информации и ожидает взаимодействия и обратной связи с учителем и остальными студентами.

Визуальность. Поколение Z ценит визуальную информацию и ожидает использования различных мультимедийных материалов, таких как видео, графика и анимация.

Гибкость. Поколение Z ценит гибкость и удобство в использовании цифровых технологий. Они ожидают, что учебный процесс будет адаптирован к их потребностям и графику, их режиму работы и личному стилю обучения.

Творческий потенциал. Поколение Z выросло в эпоху активных творческих возможностей благодаря различным цифровым инструментам. Они ожидают использования креативных

подходов в обучении и возможности для самовыражения и самореализации (см. таблицу № 2, см. рис. №1) [5,с.8].

Факторы Цифровая среда Традиционная среда

Визуальные материалы +++ --

Проактивность +++ --

Интеракция +++ --

Техническая надежность -- +++

Индивидуальный подход +++ +

Таблица № 2. Некоторые важные факторы, связанные с обучением РКИ в цифровой и традиционной среде.

с 2000 по настоящее время

Рисунок № 1. Сравнение поколений У и ^

Относительно влияния теории поколений, можно предположить, что цифровая среда может быть более привлекательна для поколения Z, миллениалов и тех, кто предпочитает визуальный и интерактивный способ обучения. Традиционная среда может подойти старшим поколениям, которые предпочитают более структурированный и точный подход к обучению.

Из таблицы видно, что цифровая среда может иметь преимущества в использовании более визуальных материалов и большей флексибильности (познавательных способностей), что может быть эффективным для студентов современных поколений. Однако наличие технических проблем в цифровой среде также может быть значительным фактором, снижающим эффективность такого вида обучения [4].

Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации, эффективность цифровой или традиционной среды может варьироваться. Более того, могут быть и другие решения, которые будут сочетать преимущества и первой, и второй среды и оптимизировать учебный процесс.

Педагогический синкретизм, то есть использование различных педагогических методик в обучении РКИ, может помочь учителям адаптироваться к потребностям поколения Z и создать уникальное цифровое обучающее окружение, которое будет эффективно и интересно для возможностей нового поколения [8].

Одним из ключевых инструментов цифрового обучения являются онлайн-курсы на РКИ. Они позволяют ученикам получать доступ к материалам в любое время и в любом месте, что ведет к увеличению мотивации и улучшению процесса обучения. Благодаря таким курсам возможно

погрузиться в языковую среду, усовершенствовать письменную и устную речь, а также изучить различные грамматические правила [8].

Ещё одной немаловажной особенностью цифрового обучения являются его возможности для создания интерактивного взаимодействия между преподавателем и учеником. Изучение РКИ может оказаться весьма сложным, но именно из-за этого цифровые технологии существенно облегчают процесс обучения. Возможность получать быструю обратную связь между преподавателем и учеником через удалённые средства, например, видеоконференции или мессенджеры, чрезвычайно важна для студентов, которые обучаются, находясь за рубежом.

Цифровое обучение также может помочь в облегчении учебного процесса путём персонализации: учитель может создавать индивидуальные задания для каждого ученика, давая им возможность усовершенствовать свои навыки в соответствии с индивидуальными потребностями. Таким образом, возможность получать образование дистанционно, доступность онлайн-курсов на РКИ и цифровых элементов в обучении оказываются ключевыми для многих учеников, особенно для тех, кто будет использовать РКИ в карьере или в повседневной жизни.

Конечно, цифровое обучение — это новое явление в обучении РКИ, и не все преподаватели готовы использовать его элементы в своей практике.

В настоящее время некоторые преподаватели, особенно те, кто привык работать в традиционной форме, могут рассматривать цифровое обучение как новшество, требующее значительных усилий для освоения. Однако, стоит отметить, что цифровое обучение в РКИ является неотъемлемой частью современного педагогического процесса, который необходимо изучить для повышения уровня образования. Оно позволяет сравнительно быстро и легко организовать и провести занятия дистанционно, увеличить доступность образовательных ресурсов, облегчить взаимодействие между преподавателем и студентами, а также помощь в индивидуализации обучения.

Кроме того, использование цифровых технологий в РКИ может облегчить задачу проверки знаний и выработки рекомендаций по их дальнейшему изучению. Некоторые платформы онлайн-обучения позволяют автоматизировать проверку заданий, что значительно ускоряет процесс оценки студенческой работы. Также фиксирование точек несоответствия в знаниях студентов позволяет более гибко планировать учебный материал и определять, какие темы требуют более глубокого изучения.

Помимо этого, использование мультимедийных ресурсов (видеоуроки, аудиозаписи, графические изображения и т.д.) содействует созданию более наполненной и интересной образовательной среды, что способствует повышению мотивации учащихся. Также сквозное использование всевозможных цифровых технологий, таких как различные приложения и сервисы, может улучшить взаимодействие между преподавателем и учеником или студентом, повысить мотивацию учащихся и помочь им лучше усваивать знания.

Методы, методики и педагогические технологии преподавания РКИ в аспекте педагогического синкретизма основаны на сочетании традиционных методов обучения, таких как устное и письменное общение, чтение и аудирование, и цифровых технологий, включая компьютерные программы, интернет-ресурсы, мультимедийные материалы и прочее.

Одним из инновационных методов является «обучение через игру», что помогает стимулировать мотивацию учеников и обеспечивает интерактивный процесс преподавания. Это можно достичь через использование технологических игр, серьезных игр, кроссвордов, головоломок и других игровых материалов.

Другой популярный метод - «флип-классрум», что означает перевернутый класс, когда студенты изучают материал дома, используя видеоуроки и интерактивные упражнения, а затем на занятии совершенствуют свои навыки и получают подсказки от преподавателя.

Еще один метод - «обратная связь через технологии» - используется для оценки прогресса учеников на основании их домашних заданий или тестов и предоставления обратной связи через технологические средства, например, мобильные приложения, электронные формы и прочее.

Нельзя также забывать о традиционных методах обучения, таких как устные и письменные задания, дискуссии и ролевые игры, которые играют важную роль в формировании языковой компетенции у учеников.

Сочетание традиционных и цифровых методов обучения позволяет создавать комплексные эффективные программы, индивидуально подходящие для каждого ученика, с учетом их потребностей. Педагогический синкретизм - это подход к преподаванию РКИ, который всегда находится в развитии и меняется в соответствии с новыми технологическими достижениями, требованиями учеников и их уровнем знаний.

В заключение можно сказать, что цифровое обучение в РКИ является важным инструментом для современного образования, помогающим улучшить эффективность обучения и повысить качество знаний студентов. К сожалению, далеко не все преподаватели готовы использовать его элементы в своей работе. Однако педагогический синкретизм, объединяющий традиционные методы обучения и цифровые технологии, может стать разумным компромиссом, который учитывает все интересы студента и обеспечивает лучший результат.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алиева, Э.Ф. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций/ Э.Ф. Алиева, А.С.Алексеева, Э.Л.Ванданова, Е.В.Карташова, Г.В.Резапкина //Образовательная политика. 2020.-№1(81).C54-61.URL: https://edpolicy.ru/digital-retraining (дата обращения 15.06.2023)

2. Антонова, Д.А.Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений /Д.А.Антонова,Е.В.Оспенникова,Е.В.Спирин//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании.2018.-N^14.С.5-37.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemyobrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoysredy-kak-odno-iz-ee. (дата обращения 15.06.2023)

3. Бабаджанов, Б.М. Дидактические технологии педагогического синкретизма/Б.М. Бабаджанов//Уч.зап.Худжандского гос. ун-та им. акад. Б. Гафурова. Серия гуманитарных-общественных наук. 2022. № 4. С. 209-213.

4. Бороненко, Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды /Т.А.Бороненко, А.В.Кайсина, В.С.Федотова// Перспективы науки и образования. 2019.-№2(38). C167-193.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikovv-usloviyah-sozdaniya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy. (дата обращения 15.06.2023)

5. Буцык, С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения/ С.В. Буцык// Открытое образование. 2019. № 1. С. 27-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie-vobrazovatelnoy-sisteme-rossiyskogo-regiona-problemy-i-puti-resheniya. (дата обращения 15.06.2023)

6. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования.-М.:НИУ ВШЭ, 2019.-108 с.-200экз.- (Современная аналитика образования.№2(23).

URL:https://ioe.hse.ru/data/2019/07/18/1482267351/%D0%A1%D0%90%D0%9E%20 (2)23%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE %D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения 15.06.2023)

7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В.И.Блинова.-М.:Издательство «Перо»,2019.-98с.URL: http://murindkol.ru/img/all/35_koncepciya_cd_xi_2019_verstka.pdf (дата обращения 15.06.2023)

8. Лёвина, Г. М. Специфика преподавания РКИ в цифровую эпоху. Часть 1. Уровень А1: монография / Г.М. Лёвина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.-186 с. (Серия «Русский как иностранный»).

REFERENCES:

1.Alieva E.F., Alekseeva A.S., Vandanova E.L., Kartashova E.V., Rezapkina G.V. Digital retraining: training of heads of educational organizations // Educational Policy. 2020. № 1 (81). P. 54-61. URL: https://edpolicy.ru/digital-retraining (accessed 15.06.2023).

2.Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Digital transformation of the education system. Designing resources for modern digital learning environment as one of its main directions // Vestnik of Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information computer technologies in education. 2018. № 14. P. 5-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemyobrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoysredy-kak-odno-iz-ee. (date of reference 15.06.2023).

3. Perspectives of Science and Education. 2019. № 2 (38). P. 167-193. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikovv-usloviyah-sozdaniya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy. (accessed 15.06.2023).

4.Butsik S.V. "Digital" generation in the educational system of the Russian region: problems and solutions // Open Education. 2019. № 1. P. 27-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie-vobrazovatelnoy-sisteme-rossiyskogo-regiona-problemy-i-puti-resheniya. (accessed 15.06.2023).

5.Gable E. Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations [Text] / translated from English, edited by P. A. Sergomanov; National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education. - M.: NAU HSE, 2019. - 108 p. -200 copies. - (Modern analytics of education. № 2 (23)). URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/18/1482267351/%D0%A1%D0%90%D0%9E%20

(2)23%20%D 1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D 1 %82%D 1%80%D0%BE %D0%BD%D0%BD%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (accessed 15.06.2023)

6.Didactic concept of digital professional education and training / P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Y. Esenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev; under the scientific ed. I. Blinov - Moscow: Publishing house "Pero", 2019. - 98 p. URL: http://murindkol. ru/img/all/ 35_koncepciya_cd_xi_2019_verstka. pdf (accessed 15.06.2023)

7.Levina G. M. Specificity of teaching RQI in the digital age. Part 1. Level A1: monograph / G.M. Levina. - Saratov: IPR Media, 2018.-186 p. (Russian as a foreign language series).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.