Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ИНФОНООСФЕРНАЯ ЭДУКОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаджанов Баходурхон Мамудхонович

В статье излагается мысль о перспективах образования в цифровую эпоху, о перспективе гуманитарных наук и подготовке специалистов высшей школы в условиях цифровой среды. Кроме этого, описывается новое направление в педагогической науке, называемое педагогическим синкретизмом - детище инфоноосферной эдукологии и междисциплинарной тенденции в науках, сложившееся в конце ХХ - начале ХХI вв. В аспекте педагогического синкретизма описывается и перечисляется ряд дидактических технологий, которые могут быть использованы или уже использующиеся в образовательном процессе высшей школы многих стран. Пока они являются всего лишь экспериментальными, но адаптивное обучение, обучение посредством виртуальной реальности, дополненной реальности, профессионально-ориентированных симуляций, деловых и образовательных игр, дистанционного обучения и т.п. приобретают большую популярность в образовательных средах и могут послужить вектором развития не только интеллектуальной среды, но и всего государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабаджанов Баходурхон Мамудхонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SYNCRETISM

The article outlines the idea of the prospects for education in the digital age, the prospects for the humanities and the training of higher education specialists in the digital environment. In addition, a new direction in pedagogical science, called pedagogical syncretism, is given and described - the brainchild of infonoospheric educology and interdisciplinary trends in the sciences that developed in the late XX - early XXI centuries. In the aspect of pedagogical syncretism, a number of didactic technologies are described and listed that can be used or are already used in the educational process of higher education in many countries. While they are only experimental, but adaptive learning, learning through virtual reality, augmented reality, professionally oriented simulations, business and educational games, distance learning, etc. are gaining great popularity in educational environments and can serve as a vector for the development of not only the intellectual environment, but the entire state as a whole

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА»

37.022

Бабаджанов Баходурхон Мамудхонович,

преподаватель общеуниверситетской кафедры русского языка ГОУ «ХГУ имени акад.Б. Гафурова» (Таджикистан,Худжанд) Бобоцонов Баходурхон Мамудхонович, омузгори кафедраи умумидонишгоуии забони русии МДТ «ДДХ ба номи акад.Б. Гафуров» (Тоцикистон,Хуцанд),

Bobojonov Bahodurkhon Mamudkhovich,

lecturer of the all-university department of Russian language under the SEI «KhSU named after acad.B.Gafurov»(Tajikistan,Khujand), E-mail: baha03011984@gmail.com Ключевые слова: цифровое обучение, цифровая среда, инфоноосферная эдукология, педагогический синкретизм, дидактические технологии

В статье излагается мысль о перспективах образования в цифровую эпоху, о перспективе гуманитарных наук и подготовке специалистов высшей школы в условиях цифровой среды. Кроме этого, описывается новое направление в педагогической науке, называемое педагогическим синкретизмом - детище инфоноосферной эдукологии и междисциплинарной тенденции в науках, сложившееся в конце ХХ - начале ХХI вв. В аспекте педагогического синкретизма описывается и перечисляется ряд дидактических технологий, которые могут быть использованы или уже использующиеся в образовательном процессе высшей школы многих стран. Пока они являются всего лишь экспериментальными, но адаптивное обучение, обучение посредством виртуальной реальности, дополненной реальности, профессионально-ориентированных симуляций, деловых и образовательных игр, дистанционного обучения и т.п. приобретают большую популярность в образовательных средах и могут послужить вектором развития не только интеллектуальной среды, но и всего государства в целом.

Вожа^ои калиди: таълими рацами, мууити рацами, маорифи инфоносфера, синкретизми педагоги, технологиями дидактики

Дар мацола гощои дурнамои таусил дар асри рацамй, дурнамои илмуои гуманитари ва омодасозии мутахассисони таусилоти олй дар мууити рацамй оварда шудаанд. Гайр аз ин, дар илми педагоги як самти наве, ки синкретизми педагоги номида мешавад, дода ва тавсиф карда шудааст - мацолаи маорифи инфоносфера ва тамоюлуои байнисоуавии илмуое, ки дар охири асри

XX - ибтидои асри XXI инкишоф ёфтаанд. Дар цанбаи синкретизми педагоги як цатор технологияуои дидактики тавсиф ва номбар шудаанд, ки метавонанд дар раванди таълими мактабуои олии бисё'р кишваруо истифода шаванд ва ё аллакай истифода мешаванд. Дар уоле ки онуо тануо омузиши тацрибави, аммо мутобицшави, омузиш тавассути воцеияти виртуали, воцеияти афзоишёфта, моделиронии ба касби нигаронидашуда, бозиуои тицорати ва таълими, омузиши фосилави ва гайра мебошанд. дар мууитуои таълими маъруфияти зиёд пайдо мекунанд ва метавонанд уамчун вектори рушди на тануо мууити зеуни, балки дар мацмуъ тамоми давлат хизмат кунанд.

Key words: digital learning, digital environment, infonoospheric educology, pedagogical syncretism, didactic technologies

The article outlines the idea of the prospects for education in the digital age, the prospects for the humanities and the training of higher education specialists in the digital environment. In addition, a new direction in pedagogical science, called pedagogical syncretism, is given and described - the brainchild of infonoospheric educology and interdisciplinary trends in the sciences that developed in the late XX - early

XXI centuries. In the aspect of pedagogical syncretism, a number of didactic technologies are described and listed that can be used or are already used in the educational process of higher education in many countries. While they are only experimental, but adaptive learning, learning through virtual reality, augmented reality, professionally oriented simulations, business and educational games, distance learning, etc. are gaining great popularity in educational environments and can serve as a vector for the development of not only the intellectual environment, but the entire state as a whole

DOI:10.51844-2077-4990-2022-4-209-213

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СИНКРЕТИЗМА ФАНОВАРЩОИ ТАЪЛИМИИ ПЕДАГОГИКАИ СИНКРЕТИКИ

DIDACTIC TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL SYNCRETISM

Образование как важный культурно-цивилизационный агент всегда было, есть и будет отождествляться с развитием человечества. Этапы эволюции различных социально-экономических формаций, как метафора эволюции человеческих сообществ и цивилизаций, проходили под атрибутом воспроизводства, хранения и передачи знаний, на базе которых та или иная цивилизация зарождалась и расцветала. Даже упадок или гибель цивилизации можно продуцировать как абсолютный переход одного типа знаний на более совершенный, который оказался эффективнее и результативнее другого.

В эпоху развития цифровых технологий, когда информация (но не знания) приобрела массовый и лавинообразный характер, будущему специалисту придётся тяжело в работе с таким огромным массивом данных. Но специалист тем и отличается от обывателя-дилетанта, что может и обязан среди большого количества информации находить достаточно важные и нужные субстраты знаний, затерявшиеся среди «информационного океана», и применять в своей деятельности. С аналогичной проблемой может столкнуться и преподаватель высшей школы, так как развитие современного цифрового образования ставит перед основным работником вуза множество вызовов, связанных с внедрением, организацией и функционированием педагогической деятельности в цифровой среде.

Но использование в педагогике новых технологий дает колоссальные возможности преобразования устаревших подходов и методов, и это не является данью моде, а становится стратегической целью образования XXI века. Значимость данного тренда в педагогической науке полностью нивелирует проблемы, которые могут возникнуть в ходе апробации в педагогическом процессе новых цифровых инструментов, так как её перспективы преобладают над текущей педагогической конъектурой. В преддверии новой эры, когда перед Таджикистаном стоит непростая задача реализации долгосрочных стратегических проектов, направленных на вхождение республики к 2030 году в число развитых государств мира, наряду с экономическими ресурсами одним из важнейших задач является повышение потенциала человеческого капитала страны. Главным приоритетом Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года следует отметить развитие новой цифровой индустрии, отвечающей индустриально-инновационному сценарию страны, способной ускорить рост промышленности за счет развития науки и инноваций.

В современном мире давно идут дискуссии о смене экономической формации, которую одни специалисты называют инновационной экономикой, другие - постиндустриальной, третьи -экономикой, основанной на знаниях. И хотя этот научный феномен выражается разными дефинициями, главная суть его выражается в качественно новом подходе к микроэкономическим и макроэкономическим отношениям (см. рис. № 1)

Рисунок № 1. Термины описывающие современных этап в развитии общества в представлении разных авторов

Так как цифровые технологии затронули все области человеческой деятельности, не осталась на стороне от этих тенденций и гуманитарная наука, которая по своей сути является достаточно консервативной областью человеческой культуры.

Четвертая промышленная революция и, как следствие, развитие цифровых технологий привело к тому, что одним из главных трендов данного культурно-цивилизационного процесса стала перестройка социальной природы человеческих взаимоотношений, которая в свою очередь повлияла на «текущее» состояние гуманитарных наук. Как пишет российский философ Б.Г. Юдин, все взоры, связанные с общественным ожиданием, направлены к науке, в которой сейчас ставка делается на генерацию эффективных инструментов и технологий, но не на поиск ответов общечеловеческих вопросов[14,с.51].При таких сложившихся обстоятельствах у гуманитарных наук есть только два пути развития: или принять и продолжать играть роль научного аутсайдера, зависимого от внешнего финансирования, или трансформироваться, приспособиться к современной цифровой конъюнктуре, динамично развиваясь и доказывая свою значимость и полезность.

Поэтому в рамках нашего исследования и нового образовательного тренда, продуцируемого как некий сплав, синтез или междисциплинарные отношения между разными областями наук, нами была предпринята попытка дать анализ педагогических процессов и дидактических технологий, которые будут или уже актуальны в настоящее время. Общие процессы, связанные с междисциплинарными отношениями в различных областях, появление которых прогнозировалось уже во второй половине ХХ века, можно связать с синергетическими теориями, а особенно с теорией инфоноосферной эдукологии - междисциплинарной науки, сочетающей в себе элементы классической педагогики, информатики и физики. Автором данной концепции и этого термина является ученый-физик Валерий Александрович Извозчиков.

Именно в рамках инфоноосферной эдукологии - педагогики новой информационной, если конкретнее - цифровой эпохи, соединившей в себе все дисциплины инновационного характера, включительно и образовательные системы, технологии и процессы, тесно взаимодействующие и учитывающие всю специфику информационного общества, мы выделяем особенно педагогический синкретизм.

Педагогический синкретизм - совокупность междисциплинарных педагогических воззрений и мультитехнологий, сочетающих в себе компоненты различных областей наук.

Ведь в педагогической практике распространены те технологии или методы обучения, в которых эффективный результат получается при наименьших усилиях со стороны учителя.

В профессиональном сознании специалиста гуманитарных наук давно засел стереотип, что ему не нужно и не важно обладать компетенциями точных и технических областей, что в профессиональной деятельности они ему не понадобятся. Но требование современной цифровой эпохи и становление цифровых гуманитарных наук (Digital Humanities) это утверждение полностью опровергают.

И желание очертить «дорожную карту» специалиста гуманитарных наук, использующего методологию точных и технических наук, явилось научным посылом предпринятого нами исследования. Ведь именно в рамках нового цифрового образовательного континуума образование и образовательный процесс становятся перманентным процессом каждого человека: от начала и до конца.

Поэтому мы даем следующие дидактические технологии, которые используются в образовательном процессе нового цифрового пространства.

Первым из нашего из списка является адаптивное обучение (adaptive learning). Внедрение программ адаптивного обучения в условиях цифрового образования является ценным инструментом для преподавателей и учащихся,

так как выстраивает индивидуальную модель и личную карту обучения за минимальные сроки посредством правильно выбранного информационного поля или контента. Данная технология уже апробирована и внедрена в ряд европейских вузов. Главный принцип этой технологии заключается в том, что обучающиеся, начиная обучение с разным уровнем опыта, знаний, умений и навыков, путем освоения индивидуальных траекторий достигают единых результатов обучения, определенных образовательной программой.

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) - искусственная цифровая среда, синтезированная компьютером или системой компьютеров и воссоздающая имитационные модели, объекты и субъекты из реального мира. Данные передаются человеку через его основные сенсорные каналы и могут быть результативными, если у него сформировалась достаточно богатая перцептивная система или перцепция. Небольшой опыт или полная несформированность данного канала могут возыметь обратный, противоположный эффект. Поэтому важно, чтобы виртуальная реальность могла быть спроектирована именно для

взаимодействия с человеком по очень конкретным причинам, чтобы создать опыт, который иначе создать невозможно.

Геймификация (gamification) - использование в образовательном процессе игровых технологий, а в контексте цифрового образования за счет динамизма и глубокой вовлеченности в процессы могут достаточно оперативно сформировать нужный набор навыков и умений. Существенным недостатком данной технологии является очень высокая зависимость от игрового процесса, поэтому очень важен контроль со стороны преподавателей этого вида технологии.

Симуляция (simulation) - интерактивное обучающее событие, способ воспроизведения (моделирования) реальных процессов, событий, местоположений или ситуаций. Симуляция предполагает создание безрисковых пространств, в которых обучающиеся отрабатывают специфические навыки и ощущают последствия принятия решений, требующих определенного уровня риска. Данная технология делится на несколько типов и может успешно заменить ряд полевых экспериментальных работ. А с учетом использования компьютерных технологий симуляция уже очень давно используется в обучении многих специальностей.

Диджитализация обучения (digitalization of learning) - обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, т. е. использование цифровых технологий для создания новых возможностей обучения. В отличие от автоматизации, предполагающей использование цифровых технологий для упрощения процесса обучения при выполнении упорядоченных или повторяющихся операций, диджитализация означает введение инноваций в процесс обучения с целью увеличения его эффективности.

Дистанционное обучение (distance learning) - обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, т.е. технологий, реализуемых с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагога и обучающегося. Дистанционное обучение не требует личного присутствия обучающегося и обеспечивает доступ обучающихся к образовательным ресурсам.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) - физическая среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи цифровых устройств, а также программного обеспечения к ним. Это часть смешанной, или гибридной, реальности, которая определяется как следствие объединения реального и виртуального миров для создания новых окружений и визуализаций, где физический и цифровой объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени. Введение в поле восприятия любых сенсорных данных способствует дополнению сведений об окружении и улучшению восприятия информации.

Коренное различие виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей заключается в том, что VR конструирует новый искусственный мир, а AR лишь вносит отдельные искусственные элементы в восприятие мира физического.

Конечно, в рамках одной статьи перечислить все дидактические технологии мы не можем, но нами такая цель не ставилась: наша главная задача состояла лишь в представлении новых течений и технологий, что начали появляться в образовательных средах в странах ближнего и дальнего зарубежья, и перспектив развития будущего нашей республики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адорно Т.Диалектика Просвещения: философские фрагменты/Т.Адорно, М.Хоркхаймер.-СПб.: Медиум; Ювента, 1997.

2. Баксанский О.Е.Когнитивный образ мира: научная монография / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2010 - 224 с.

3. Введение в математическое моделирование: Учеб. пособие/ Под ред. П.В. Трусова. - М.: Университетская книга, Логос, 2007. - 440 с.

4. Волков Ю.Г.Человек: Энциклопедический словарь/Ю.Г.Волков,В.С.Поликарпов.-М.: Гардарики, 2000. - 520 с.

5. Герман, Хакен. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности/Х.Герман. - М.: ПЭР СЭ, 2001. - 351 с.

6. Гуманитарное знание и вызовы времени / Отв. ред. и составитель тома

С. Левит. Я. М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. - 480 с. (Серия «Humanitas»)

7. Игнатова, Н. Ю. Образование в цифровую эпоху:монография/Н.Ю.Игнатова.-Нижний Тагил: НФТ (филиал) УрФУб, 2017. - 128 с.

8. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова-Ульяновск: Зебра,2016.-494 с.

9. Инновационные процессы в науке и образовании: монография/ Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева

- Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019 - 218 с.

10.Майер Б.О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования: монограф. / Б.О. Майер; отв. ред. Н.В. Наливайко // Рос. акад. наук, Ин-т филос. и права [и др.] - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006 - 276 с. - (Прил. к журн. «Философия образования». Том XXII)

11.Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки [Электронный ресурс] : в 2 ч. Ч. 1 / под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж ; пер. с англ. под ред. проф. В. В. Шульговского. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 552 с. (Лучший зарубежный учебник).

12.Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы - М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. - 391 с. - (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).

13.Эрнст Юнгер. Смена гештальта. Прогноз на XXI век/Пер. с нем. и послесл. А. Михайловского. - М.: Издание книжного магазина «Циолковский», 2018 . - 8о с.

14.Юдин Б. Г. Наука и общество знаний // Вопросы философии. 2010. № 8.(URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=193&Itemid=52 (Дата обращения: 20.08.2022)

15.Bermudez J. L. Cognitive science: an introduction to the science of the mind. Second edition - New York: Cambridge University Press, 2014 - 552 p.

REFERENCES:

1.Adorno T., Horkheimer M. Enlightenment Dialectic: Philosophical Fragments. St. Petersburg: Medium; Juventa, 1997.

2. Baksansky O.E., Kucher E.N. Cognitive image of the world: scientific monograph / O.E. Baksansky, E.N. Coachman. M.: "Kanon +" ROOI "Rehabilitation", 2010 - 224 p.

3. Introduction to mathematical modeling: Proc. allowance / Ed. P.V. Trusova. - M.: Universitetskaya kniga, Logos, 2007. - 440 p.

4.Volkov Yu.G., Polikarpov V.S. Man: Encyclopedic Dictionary. - M.: Gardariki, 2000. - 520 p.

5.Hermann Haken. How the Brain Works: A Synergistic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. - M.: PER SE, 2001. - 351 p.

6. Humanitarian knowledge and challenges of the time / Responsible. ed. and compiler of the volume S.Ya. Leviticus. M.: St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives; University book, 2014. -480 p. (Series "Humanitas")

7. Ignatova N. Yu. Education in the digital age: monograph - Nizhny Tagil: NFT (branch) UrFUb, 2017. - 128 p.

8. Innovations in the modern system of education: approaches and solutions: collective monograph / otv. ed. A. Yu. Nagornova - Ulyanovsk: Zebra, 2016. - 494 p.

9. Innovative processes in science and education: monograph / Ed. ed. G. Yu. Gulyaeva - Penza: ICNS "Science and Education", 2019 - 218 p.

10. Mayer B.O. Cognitive aspects of modern philosophy of national education: monograph. / B.O. Mayer; resp. ed. N.V. Nalivaiko // Ros. acad. Sciences, Institute of Philosophy. and law [and others]

- Novosibirsk: Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2006 -276 p. - (Appendix to the journal "Philosophy of Education", Volume XXII)

11. Brain, cognition, mind: an introduction to cognitive neurosciences [Electronic resource]: in 2 hours, Part 1 / ed. B. Baars, N. Gage; per. from English. ed. prof. V.V. Shulgovsky. - M. : BINOM. Knowledge Laboratory, 2014. - 552 p.

12. Skrebtsova T. G. Cognitive linguistics: classical theories, new approaches - M.: YaSK Publishing House, 2018. - 391 p.

13. Ernst Junger. Gestalt change. Forecast for the XXI century / Per. with him. and after. A. Mikhailovsky. - M .: Edition of the Tsiolkovsky bookstore, 2018. - 8o s.

14. Yudin BG Science and knowledge society // Questions of Philosophy. - 2010.-№. 8.(URL:http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=193&Itemid=52

^^^¿dez J. L. Cognitive science: an introduction to the science of the mind. Second edition - New York: Cambridge University Press, 2014 - 552 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.