Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомитов Далериддин Шамсиевич, Бабаджанов Баходурхон Мамудхонович

Основной целью исследования является анализ перспектив современного образования в эпоху развития цифровых технологий. Требования, которые предъявляет международный рынок труда, становятся более информационно-направленными и предполагают частое использование методов из точных и технических наук. Внедрение и реализация данных методов в различные исследования и на всю профессиональную деятельность специалистов заставляют пересмотреть многие образовательные концепции в подготовке будущих специалистов различного профиля. И эта потенциальная проблема, которая с большой долей вероятности может возникнуть в ближайшем будущем, освещается через призму педагогического синкретизма, предполагающего создание гармоничных условий для обучения и подготовки учащихся, чтобы сформировать интеллектуальный капитал любого государства в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYNCRETISM AS A PHENOMENON OF AND DEVELOPING FACTOR FOR AN INTELLECTUAL CAPITAL IN THE POST-INDUSTRIAL ERA

The study aims to analyze the prospects of contemporary education in the digital era. The requirements of the international labor market are becoming more information-oriented, implying a frequent usage of methodologies from the mathematical and engineering sciences. The introduction and implementation of these methods into various studies and the entire professional activities of specialists provide for the reevaluation of many education concepts in preparing future specialists in numerous fields. This issue is likely to arise in the near future. Therefore, it is addressed through the prism of pedagogical syncretism, which implies the creation of a comfortable environment for the education and training of students in order to build the intellectual capital of any state in the future.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ»

Научная статья

УДК 37.014.54 + 330.3

DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-72-83

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ КАК ФЕНОМЕН И ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭПОХИ

Далериддин Шамсиевич Хомитов Баходурхон Мамудхонович Бабаджанов 2

1 Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Худжанд, Республика Таджикистан

2 Худжандский государственный университет имени академика Бободжона Гафурова, Худжанд, Республика Таджикистан

1 dalerdin@mail.ruhttps://orcid.org/0000-0002-8458-0334

2 babay12082022@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7303-9665

Аннотация. Основной целью исследования является анализ перспектив современного образования в эпоху развития цифровых технологий. Требования, которые предъявляет международный рынок труда, становятся более информационно-направленными и предполагают частое использование методов из точных и технических наук. Внедрение и реализация данных методов в различные исследования и на всю профессиональную деятельность специалистов заставляют пересмотреть многие образовательные концепции в подготовке будущих специалистов различного профиля. И эта потенциальная проблема, которая с большой долей вероятности может возникнуть в ближайшем будущем, освещается через призму педагогического синкретизма, предполагающего создание гармоничных условий для обучения и подготовки учащихся, чтобы сформировать интеллектуальный капитал любого государства в будущем.

Ключевые слова: педагогический синкретизм, цифровое образование, цифровой университет, интеллектуальный капитал, диверсификация образовательной парадигмы

Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке Худжандского государственного университета имени академика Бободжона Гафурова и Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики.

Для цитирования: Хомитов Д. Ш., Бабаджанов Б. М. Педагогический синкретизм как феномен и драйвер развития интеллектуального капитала постиндустриальной эпохи // Вестник Сургутского государственного университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 72-83. DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-72-83.

Original article

PEDAGOGICAL SYNCRETISM AS A PHENOMENON OF AND DEVELOPING FACTOR FOR AN INTELLECTUAL CAPITAL IN THE POST-INDUSTRIAL ERA

Daleriddin Sh. Khomitov Bakhodurkhon M. Babadzhanov 2

1 Tajik State University of Law, Business and Policy, Khujand, the Republic of Tajikistan

2 Khujand State University named after Academician Bobojon Gafurov, Khujand, the Republic of Tajikistan

1 dalerdin@mail.ruhttps://orcid.org/0000-0002-8458-0334

2 babay12082022@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7303-9665

Abstract. The study aims to analyze the prospects of contemporary education in the digital era. The requirements of the international labor market are becoming more information-oriented, implying a frequent usage of methodologies from the mathematical and engineering sciences. The introduction and implementa-

tion of these methods into various studies and the entire professional activities of specialists provide for the re-evaluation of many education concepts in preparing future specialists in numerous fields. This issue is likely to arise in the near future. Therefore, it is addressed through the prism of pedagogical syncretism, which implies the creation of a comfortable environment for the education and training of students in order to build the intellectual capital of any state in the future.

Keywords: pedagogical syncretism, digital education, digital university, intellectual capital, diversification of education paradigm

Funding: the article was supported by Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov and Tajik State University of Law, Business and Policy.

For citation: Khomitov D. Sh., Babadzhanov B. M. Pedagogical syncretism as a phenomenon of and developing factor for an intellectual capital in the post-industrial era. Surgut State University Journal. 2023;ll(2):72-83. DOI 10.35266/2312-3419-2023-2-72-83.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая наука в Республике Таджикистан на пороге XXI в. приобрела новый статус стратегической геополитической науки. Сегодня необходимо философски осмыслить интегративное движение науки и образования, которое стратегически направлено не только на духовное развитие нации, но и на развитие экономики страны в целом. Образование человека, его здоровье, культура, духовное, интеллектуальное развитие, взаимное влияние образования и геополитики, образования и культуры, образования и экономики в третьем тысячелетии постоянно находятся в центре внимания ведущих ученых республики.

В этих условиях первостепенной задачей ведущих ученых республики становится активное включение общества в новые процессы развития науки, образования и экономики, объединение в этом движении представителей всех научных сообществ страны.

В этом процессе сложилось несколько направлений научных исследований.

В национальной стратегии развития Таджикистана на период до 2030 г. установлены приоритеты развития человеческого потенциала. В ней указаны основные направления развития образования и науки, которые включают в себя обеспечение равенства и доступности образования, повышение качества образования на всех уровнях, увеличение финансовой стабильности и эффективности в секторе образования, развитие национальных центров для исследований

и проектирования, а также укрепление и эффективная реализация научного потенциала страны. Кроме того, стратегия также предусматривает меры по повышению здоровья населения, созданию условий для занятости и повышению качества жизни людей, а вся данная стратегия базируется на четырех различных направлениях в области образования и развития нации.

Первое направление фокусируется на научных и образовательных технологиях, а также на перспективах интегративного развития нации и образования.

Второе - посвящено здоровью нации и ставит проблемы формирования духовного и физического здоровья молодежи, взаимосвязи мировоззренческих ориентиров и психического здоровья индивидуума, а также связи этих вопросов с экологическим воспитанием.

Третье - охватывает вопросы управления современным процессом образования и правового образования, а также их связь с образовательной политикой.

Четвертое - раскрывает различные аспекты развития образования и экономической науки, а также предоставляет обзор конкретных технологий образования, включая технологии интеллектуального развития, которые могут способствовать формированию высоко интеллектуального человеческого капитала и стать движущей силой экономического роста Республики Таджикистан [ 1].

Согласно четвертому направлению актуальной задачей в деле подготовке специалиста в высших профессиональных учреждениях

большую роль начинает играть цифровое обучение и цифровая трансформация образовательного процесса.

Это особенно актуально в процессе внедрения педагогического синкретизма, который обозначает не только идею, но и целую парадигму, технологии, которые преподаватель будет должен применять к ученикам, студентам и предлагать настраиваемые программы обучения на основе их различных стратегий и уровня знаний. Педагогический синкретизм предполагает, что предмет должен быть преподаваем по-разному и индивидуально, исходя из потребностей каждого учащегося.

Цель исследования - актуализация и рассмотрение концепции педагогического синкретизма как социально-экономического феномена и его роль в развитии когнитивного роста людей, который в свою очередь воздействует на социально-экономическое развитие в целом.

Научным посылом и основной концепцией данного исследования стали работы Э. Ханушека, Л. Вёссманна [2] о значимости интеллектуального капитала для экономического развития страны и теория парадигм Т. Куна [3].

Цивилизационные достижения человечества - это история развития общества, культуры и экономики. Образование же, как значимый атрибут человеческой культуры - результат продуцирования данных феноменов.

Вся образовательная система (независимо от модели) представляет собой иерархическую стратификацию, в которой субъект (им может быть ученик, студент или преподаватель) того или иного стратума в совокупности обладает гетерогенными и специфическими характеристиками, так или иначе влияющими на учебно-воспитательные процессы внутри данного слоя.

Описанием, анализом, поиском связей между компонентами системы и определением основного содержания триединой системы образования «обучение = воспитание = развитие» занимается инфоноосферная эдуколо-гия - междисциплинарная наука, сочетающая в себе элементы классической педагогики,

информатики и физики. Автором данной концепции и этого термина является ученый-физик Извочиков Валерий Александрович.

Именно в рамках инфоноосферной эдуко-логии - педагогики новой информационной, если конкретнее - цифровой эпохи, соединившей в себе все дисциплины инновационного характера, включая и образовательные системы, технологии и экономические процессы, тесно взаимодействующие и учитывающие всю специфику информационного общества, мы выделяем особенно педагогический синкретизм [4]. Небывалый рост информационного потока, цифровизация экономики, культуры и компетенций, размежевание в цифровом мире границ естественно-точных и гуманитарных наук, возникновение новых специальностей, так или иначе связанных сетевыми процессами, возникновение такой области как digital humanities (цифровые гуманитарные науки) - вот тот неполный перечень, который способствовал зарождению этого социально-экономического феномена. Задачу нашей научной работы составляет изучение феномена педагогического синкретизма с позиции экономической науки. О степени влияния образования на экономику в экономической науке традиционно высказывались еще представители ее классического направления: У. Петти, А. Смит [2, с. 11], А. Маршалл. Однако во второй половине ХХ в. образовательная сфера приобрела огромное значение как составная часть экономической науки, и многие экономисты начали изучать связь между образованием и экономикой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследовательской работы использовались следующие общефилософские и общенаучные методы, концепции и принципы:

- метод диалектического материализма (само зарождение педагогического синкретизма как социально-экономического феномена можно было спрогнозировать уже как результат общеметодологической концепции диалектики Гегеля. Ведь общеизвестно, что на основе его диалектики любое противостояние и при-

мирение двух рьяных антагонизмов соответствует взглядам этого немецкого философа на сущность прогресса. Если брать его учение в аспекте основного предмета нашего исследования, по Гегелю двигатель какого-либо феномена (например, вся история человечества) - это конфликт одной социально-экономической формации с другой [5, с. 70-126]. Каждый шаг в развитии человеческой цивилизации или ее основных атрибутов (культурных артефактов самого человека) со времен его доисторических предков и до XXI в. вызван силами, которые сталкиваются и создают что-то новое. Философия Гегеля основана на уверенности в том, что мир или человеческая цивилизация действует по рациональным принципам и что истинная природа реальности познаваема) [6];

- концепция научных революций и парадигм Т. Куна (по Т. Куну любая научная парадигма, созданная на общенаучных принципах, имеет тенденцию сменяться на более продвинутую и отвечающую жизненным вопросам общества. Педагогический синкретизм - это ответ на новый вызов наступающей постиндустриальной эпохи, где традиционные образовательные системы меняются на другие образовательные траектории и системы, чутко соотносясь с требованиями общества, экономики и цивилизации);

- метод абстракции (данный метод в контексте нашего основного предмета исследования представляет собой процесс идентификации особенностей педагогического синкретизма как социально-экономического феномена, где он является неким «агрегато-ром» перспективных культурных потребностей, таких как новое цифровое поведение, образование и культурное взаимодействие в другой («виртуальной») среде);

- метод индукции (при нем даются глобальные тенденции в области образования и требования к современным образовательным учреждениям, так как они уже не успевают адаптироваться к реалиям уровня подготовки профессиональных кадров. Педагогический синкретизм занимает здесь свою нишу согласно появлению нового уровня професси-

ональных компетенций, навыков и умений, которые должны стать драйверами интеллектуального роста подрастающего поколения, а уровень этого роста коррелирует с экономическим ростом);

- метод дедукции (используя предположение о том, что педагогический синкретизм не является чисто образовательным «понятием», а выходит за рамки педагогических исследований, мы подводим нашу научную гипотезу под фактологические моменты, которые, дифференцируясь и дробясь, складываются в отдельные, но взаимосвязанные цепочки нашего исследования).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Культура, как и человечество в целом, имеет свои вехи, но если описывать ее развитие в рамках образования, то она делится на три основных этапа: архаичный, индустриальный и постиндустриальный. Данная типология культурных эпох достаточно условная, но вектор эволюции здесь четко просматривается.

Из трех этапов цивилизационного развития человека основным объектом нашего исследования будет именно постиндустриальная культура. Данный выбор обусловлен тем, что это такой тип культурной эпохи, где в образовании доминируют креативные инновации. Базой этой образовательной модели являются и будут являться социально значимые умения и навыки: коммуникация (реальная и виртуальная), интеллектуальная гибкость, навыки кооперации и социальная ответственность. Кроме этого, наряду с социальными навыками (от англ. soft skills), необходимы будут также и прикладные навыки (от англ. hard skills), куда входят цифровые и технические умения. Главной средой и способом обучения в постиндустриальной модели образования будет сеть интернет и образование (см. рис. 1-3), а средством ретрансляции знаний (см. рис. 4) становится продуцирование деятельности всех поколений в целом. В данной образовательной модели основным организатором и модератором становится общество.

, 4950 5003

^ол 416---

2,6 4,3 0,9 10 21 39 78 121 189 283

1040

784 917 1111

янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв янв июл 199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222022

Рис. 1. Динамика роста интернет-пользователей с первого года функционирования всемирной сети (млн чел.)

Примечание: составлено авторами на основании данных [7].

Рис. 2. Динамика численности населения и зачисления в образовательные учреждения,

Таджикистан, 2010-2030 гг.

Примечание: составлено авторами на основании данных [8].

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

п А 1и< >'п, .с ■ : ■: а А

(обзор использования подключенных устройств и сервисов

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ

-а-

7.98 млрд человек

(урбанизация 57%)

ЧИСЛО .АБОНЕНТОВ N {ОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

5,34 млрд чел.

(66.9 % населения планеты)

ЧИСЛО ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

<£Е>

5,04 млрд чел.

(63 Л % населения планеты)

ЧИСЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

4,7 млрд чел.

(59 % населения планеты)

Рис. 3. Состояние цифровой среды на июль 2022 г.

Примечание: составлено авторами на основании данных [9].

4418

4212

3950

3640

3282

2916

2692

2431

2177

1990

1763

1578

1383

1166

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

668

з 40ДЮ

а 37.500

| 35.000

S 32.500

30.000

= < 27.500

: С 25.000

22.500

V I 20.000

Is Г.Nil

15.000

= £ 12,500

г |I'.I»H

fff 7,500

у 5.000

4 2,500

0 3

30.0

• СНЛ • МГК'

• В iv» wq>

>ссд

F.<|Haii и Ц.-.|и »hi> Лм

Рчси»

ы ■

к rwtfTjtt

• • Ккчй Мзнтмм •

схнд

• IQtiui Л||ти

• • • Vrmji

v **jmTiH .....-Ь 1_!L

f I * %фмШСП««

35 0 4<10 450 WO 55 0 60 0 65 0 70.0 75.0 «0.0 X5.0 W.O

Vpoieiii. rpoMorTiiivni Dipoc.iorn пасемш! 1% i вотрвг* 15 ,*т « старик I

TAOUMkliU

W.I) 100.0

Рис. 4. Грамотность взрослого населения в Таджикистане по отношению к ВВП на душу населения в сопоставимых странах с низкими доходами и странах Европы и Центральной Азии (2018 г. или последний год, по которому имеются данные)

Примечание: составлено авторами на основании данных [8].

Предпосылкой же становления постиндустриальной культуры является четвертая

промышленная (рис. 5).

революция (Industry 4.0)

Рис. 5. Этапы промышленной революции

Примечание: составлено авторами.

Общественное устройство постиндустриальной культуры согласно академической конвенциональности можно называть постиндустриальным обществом. Хотя в научных работах многочисленных ученых данный тип общества называется по-разному и имеет различные обозначения (см. рис. 6), но дефиниция данных научных понятий у всех одна: это цивилизационная стадия развития общества, в которой основным двигателем общественных отношений являются знания.

Самым главным признаком постиндустриального общества или культуры является глобальная цифровизация информационных потоков, где под цифровизацией мы понимаем глобальное изменение человеческой деятельности, в которой все сферы жизни человека, общества, к которому он принадлежит и цивилизации в целом, были направлены на модернизацию благодаря динамично развитым цифровым или компьютерным технологиям.

Рис. 6. Обозначения новой социально-экономической формации в исследованиях различных авторов

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании [10].

Таким образом, сложившаяся цифровая эпоха требует не только новых навыков от выпускников школ и университетов, но и другого видения перспектив и дидактических концепций к организации самого обучения [11, 12].

Пандемия COVГО-19 форсировала потребность в цифровых возможностях и их использование в образовательном процессе. Однако следует отметить (это концептуально важно), что сформированное, например, дистанционное обучение - это не то же самое, что цифровое. Потенциал и возможно-

сти цифровых технологий гораздо глубже, а их инструментальная реализация шире: к ним относятся цифровые лаборатории и симуляторы, дополненная и виртуальная реальность, цифровые двойники, цифровые платформы, электронный обмен документами, интеллектуальный кампус, основанный на интернете вещей, блокчейне, искусственном интеллекте и многом другом [11]. Сказанное выше соответствует данным, которым согласно которым Республика Таджикистан начинает инвестировать в образовательную сферу (см. табл. 1 и рис. 7).

Таблица 1

Расходы на образование как доля ВВП и общих государственных расходов в Таджикистане и некоторых других странах, 2017-2018 гг.

Государственные расходы на образование (в процентах от ВВП) Государственные расходы на образование (в процентах от общих государственных расходов) Государственные расходы на образование в расчете на одного учащегося (в процентах ВВП на душу населения)

Беларусь 4,8 12,3 35,7

Буркина-Фасо 5,4 22,7 19,9

Грузия 3,5 13,0

Казахстан 2,6 13,9 21,2

Кыргызская Республика 6,0 15,7

Мали 3,8 16,5 25,5

Таджикистан 5,4 19,0 21,0

Россия 4,7 13,5

Украина 5,4 13,1 30,3

Узбекистан 5,3 23,0

Европа и Центральная Азия 4 12,3 23,0

Страны с низким уровнем дохода 3,4 15,8

Страна с уровнем

доходов ниже 4 16,9

среднего

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании [8].

© Хомитов Д. Ш., Бабаджанов Б. М., 2023 1111 78

19.91

2012 2015 2016 2017 2018. 2019 2C2C 2£21

Рис. 7. Показатели расходов Республики Таджикистан на образование (по этому показателю UNESCO предоставляет данные о Таджикистане за период с 1998 по 2021 гг. Среднее значение для Таджикистана в течение этого периода составило 15,15 % при минимуме в размере 11,83 % в 1999 г. и максимуме

в размере 19,91 % в 2021 г.)

Примечание: составлено авторами на основании данных, полученных в исследовании [8].

Таким образом, данная интерпретация позволяет нам по-другому взглянуть на состояние дел, цифровую зрелость университетов и колледжей, на формулирование политики цифровой трансформации и даже на нормативно-правовую базу, имеющую в первую очередь экономическую основу. Также такой подход будет полезен не только преподавателям, но и всем тем, кто интересуется экономическими и социальными перспективами образовательной сферы, поскольку поможет более полно реализовывать их в практическом плане [13].

Цифровая трансформация - это только начало пути, который позволит университетам перейти на модель 4.0, объединяющую интеллектуальные и промышленные области человеческой цивилизации.

Высшее образование больше не будет прежним: структура человеческого мышления, виды его деятельности и образ поведения изменятся. «Текстовая культура» станет неотъемлемой частью этой «новой цивилизации» и будет всесторонне дополнена сложными вычислениями, моделированием, дизайном и алгоритмизацией. Человек, который раньше читал (образ-метафора «галактика Гуттенберга»), заменяется программистом (образ-метафора «галактика Тьюринга») [14, 15].

В рамках данной статьи отдельным объектом нашего исследования является общая

модель цифрового университета, которая рассматривается как интегративная, методологическая, техническая и концептуальная конструкция. Схематическая модель цифрового университета - это сочетание четырех структурных подсистем: цифрового формата обучения, цифровой среды, цифровой платформы и связанных между ними основными компонентами (см. рис. 8).

Сам цифровой университет имеет предельно простую модель для учащихся: она основана на принципе использования таких технологий и инструментов, как интернет, мобильные устройства, социальные сети, медиа-серверы и т. д. Основные элементы цифрового университета включают:

1. Учебный план. Это план учебных занятий, который цифровой университет может предложить своим студентам. Обычно это включает изучение определенных предметов, прохождение определенных курсов и получение определенных квалификаций, навыков или умений.

2. Платформа образования. Это технология, которая используется для размещения всех материалов учебного плана, а также для интерактивных и социальных сессий благодаря которым студенты могут учиться как очно, так и дистанционно. Обычно сюда входит использование образовательных сайтов, мобильных приложений, интерактивных телеконференций и т. д.

Рис. 8. Модель цифрового университета

Примечание: составлено авторами.

3. Отдельная система авторизации. Это процесс, через который студенты могут идентифицировать себя и получать доступ к различным цифровым образовательным платформам.

Цифровой университет является инициативой, нацеленной на обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов по всему миру с помощью технологий. Основные задачи цифрового университета включают в себя следующие компоненты: создание цифровых платформ, обеспечивающих доступность образовательных ресурсов; разработку образовательных материалов; предоставление сертификации и поддержку лиц, проходящих обучение. Также цифровой университет помогает в работе над развитием возможностей для обучающихся и пре-

подавателей, и предоставляет средства для постоянного улучшения образовательных процессов.

Таким образом, можно смело формулировать 10 основных задач цифровизации образования [16, 17]:

1. Интеграция информационных технологий в учебную программу.

2. Переход на бесплатное онлайн-обра-зование.

3. Разработка виртуальных платформ для учебных процессов.

4. Интеграция социальных сетей в учебные процессы.

5. Оптимизация доступа к информации через мобильные платформы.

6. Создание интерактивных приложений для образовательных целей.

7. Интеграция аналитических инструментов в обучение.

8. Развитие автоматизированных процессов оценивания.

9. Использование робототехники и искусственного интеллекта для обучения.

10. Развитие интернет-ресурсов для доступа к знаниям и образовательным материалам.

Данные задачи являются частью формирования новой знаниевой экономики, особенности которой включают в себя увеличение значимости знаний для обеспечения стабильного роста и инновационного развития; привлечение заинтересованных сторон в процессе создания знаний, управление ими, их превращение в конкурентное преимущество; трансформация капитала на знания; повышение эффективности отраслей и экономики в целом [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но чтобы сформировать такую модель экономики, необходимо правильно и адекватно подходить к основному источнику знаний человеческой цивилизации - образованию. Образование обладает важным экономическим аспектом: оно является важным инструментом экономического роста, поскольку определяет рыночную доступность рабочей силы. Образованные люди имеют больше шансов на занятость и более высокую заработную плату, что приводит к росту доходов в целом. Также образование повышает продуктивность рабочих и помогает развивать новые технологии и идеи, которые позволяют предприятиям и индустриям расти быстрее и эффективнее. Повышение уровня образования также может помочь бизнесам преодолеть барьеры при выходе на международные рынки [18, 19].

Модель отношений между образованием и экономическим ростом представляет собой системную интерактивную связь между инвестициями в образование и экономическим ростом. Ключевая идея состоит в том, что в образовании лежит основа экономического развития страны, поскольку оно улучшает занятость, повышает эффективность труда и увеличивает прибыль компаний. Та-

кой вклад в образование может принести большую прибыль и экономический рост для долгосрочного развития страны [20].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический синкретизм, также известный как образовательный синкретизм - это социально-экономическое явление, в котором сочетаются различные образовательные подходы для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей. Синкретизм обычно используется для описания сочетания образовательных подходов из разных культур, таких как, например, восточная и западная культуры. Синкретизм только внедряется многими образовательными учреждениями как способ содействия обмену знаниями и идеями, а также для укрепления взаимопонимания между различными культурами и обществами. Кроме того, синкретизм используется для преодоления разрыва между традиционными и нетрадиционными образовательными моделями, например, в программах профессионального, технического и профессионального образования.

Основная экономическая функция образования состоит в создании высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Образование не только предоставляет, но и генерирует новые знания. Оно является услугой, для которой требуется значительный капитал. Образование становится стратегическим ресурсом развития и конкурентоспособности нации, системообразующим фактором стратегии развития государства, основой национальной безопасности страны и национальной конкурентоспособности. Научно-технический и технологический прогресс являются ключевыми факторами производства.

Таким образом, педагогический синкретизм становится одной из парадигм образования, которое формирует постиндустриальное общество, а также из которого, в свою очередь, формируется интеллектуальный капитал страны или государства, хотя данные феномены могут быть связаны более тесно. Интеллектуальный капитал - это не просто знания, навыки и опыт, а их приобретение

в результате мультикультурного образования, обучения и опыта. Это ценный актив, который может быть использован для повышения производительности и конкурентоспособности отдельного человека или организации. Образование является важной частью процесса приобретения и увеличения интеллектуального капитала, поскольку оно дает людям навыки и знания, необходимые для успешной работы в выбранной ими области, а так как все области приобретут цифровой формат, то оно будет актуально и перспективно. Кроме того, образование, полученное в аспекте педагогического синкретизма, также дает людям возможность

Список источников

1. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. URL: http://ef-ca.tj/publications/02.2_rus(FILEminimizer).pdf (дата обращения: 12.02.2023).

2. Ханушек Э., Вёссманн Л. Интеллектуальный капитал в разных странах мира. Образование и экономическая теория роста / пер. с англ. Ю. Каптуревского ; под науч. ред. А. Рябова. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 351 с.

3. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. Налетова. М. : ООО «Изд-во АСТ», 2003. 605 с.

4. Бабаджанов Б. М. Дидактические технологии педагогического синкретизма // Ученые записки. Серия гуманитарных-общественных наук. 2022. № 4. С. 209-213.

5. Гегель Г. Законы диалектики. Всеобщая история мировая ирония. М. : Родина, 2019. 240 с.

6. Асадуллаев И. К. Новый материализм и экспансия подобия. Душанбе : ЭР-граф, 2013. 84 с.

7. Internet World Stats. URL: https://www.internet worldstats.com/ (дата обращения: 12.02.2023).

8. Таджикистан. Обзор государственных расходов. Стратегические вопросы среднесрочной повестки реформ. URL: https://documents1.world bank.org/ curated/en/099715011042233983/pdf/P17223700b6 8630890a0af0be51fd539151.pdf (дата обращения: 21.02.2023).

9. Гохберг Л. М., Кузьмичева Л. Б., Озерова О. К. и др. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.

10. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху : моногр. Нижний Тагил : НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.

11. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М. : Интеллектуальная Литература, 2020. 456 с.

12. Будущее образования: глобальная повестка. URL: http://vcht. center/wp-content/uploads/2019/0

развить навыки критического мышления согласно логике цифровой культуры и экономики, что является еще одним дополнительным доводом в необходимости принятия обоснованных решений и решения сложных проблем, поскольку это позволит воспитывать и гармонизировать в ходе своей деятельности навыки работы аналитического и интуитивного мышления. Таким образом, педагогический, образовательный и интеллектуальный капиталы тесно взаимосвязаны, и для увеличения интеллектуального капитала требуется закладывать и воспитывать приверженность обучению и образованию на протяжении всей жизни.

References

1. Natsionalnaia strategiia razvitiia Respubliki Tadzhiki-stan na period do 2030 goda. URL: http://ef-ca.tj/ publications/02.2_rus(FILEminimizer).pdf (accessed: 12.02.2023). (In Russian).

2. Hanushek E. A., Woessmann L. The knowledge capital of nations. Education and the economics of growth. Kapturevsky Yu., translator; Ryabov A., editor. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2022. 351 p. (In Russian).

3. Kuhn T. S. The structure of scientific revolutions. Naletov I., translator. Moscow: OOO "Izd-vo AST"; 2003. 605 p. (In Russian).

4. Babadzhanov B. M. Didactic technologies of pedagogical syncretism. Scientific Notes. Series of Humanities and Social Sciences. 2022;(4):209-213. (In Russian).

5. Gegel G. Zakony dialektiki. Vseobshchaia istoriia miro-vaia ironiia. Moscow: Rodina; 2019. 240 p. (In Russian).

6. Asadullaev I. K. Novyi materialism i ekspansiia podobiia. Dushanbe: ER-graf; 2013. 84 p. (In Russian).

7. Internet World Stats. URL: https://www.internet worldstats.com/ (accessed: 12.02.2023).

8. Tadzhikistan. Obzor gosudarstvennykh raskhodov. Strategicheskie voprosy srednesrochnoi povestki reform. URL: https://documents1.worldbank.org/ curated/en/099715011042233983/pdf/P17223700b6 8630890a0af0be51fd539151.pdf (accessed: 21.02.2023). (In Russian).

9. Gokhberg L. M., Kuzmicheva L. B., Ozerova O. K. et al. Obrazovanie v tsifrakh: 2022. Brief statistical databook. Moscow: National Research University Higher School of Economics; 2022. 132 p. (In Russian).

10. Ignatova N. Yu. Obrazovanie v tsifrovuiu epokhu. Monograph. Nizhny Tagil: Nizhny Tagil Technological Institute (branch) Ural Federal University; 2017. 128 p. (In Russian).

11. Varlamova D., Sudakov D., editors. Atlas novykh professii 3.0. Moscow: Intellektualnaia Literatura; 2020. 456 p. (In Russian).

6/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf. (дата обращения: 13.02.2023).

13. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: энциклопедический словарь. М. : Гардарики, 2000. 518 с.

14. Годунов И. В., Ларионов И. К. Синергия образования: Философия. Право. Управление. Экономика : моногр. М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017. 292 с.

15. Инновации в современной системе образования: подходы и решения : коллективная моногр. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова Ульяновск : Зебра, 2016. 494 с.

16. Гуляев Г. Ю. Инновационные процессы в науке и образовании : моногр. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. 188 с.

17. Каримова И. Без технарей для таджикской науки движение вперед невозможно URL: https://tj.sputnik news.ru/radio/20200323/1030938474/nauka-rahmon-uchenye-tajikistanhtml (дата обращения: 25.01.2023).

18. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

19. Кристенсен К., Этнони С., Рот Э. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений / пер. с англ. Е. Калинина. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. 398 с.

20. Майбуров И. А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №. 4. С. 3-13.

Информация об авторах

Д. Ш. Хомитов - заведующий центром дистанционного обучения.

Б. М. Бабаджанов - преподаватель, соискатель кафедры общественных наук.

12. Budushchee obrazovaniia: globalnaia povestka. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf. (accessed: 13.02.2023). (In Russian).

13. Volkov Yu. G., Polikarpov V. S. Chelovek: entsi-klopedicheskii slovar. Moscow: Gardariki; 2000. 518 p. (In Russian).

14. Godunov I. V., Larionov I. K. Sinergiia obrazovaniia: Filosofiia. Pravo. Upravlenie. Ekonomika. Monograph. Moscow: Informatsionno-vnedrencheskii tsentr "Marketing"; 2017. 292 p. (In Russian).

15. Nagornova A. Yu., editor. Innovatsii v sovremennoi sisteme obrazovaniia: podkhody i resheniia. Collective monograph. Ulyanovsk: Zebra; 2016. 494 p. (In Russian).

16. Gulyaev G. Yu. Innovatsionnye protsessy v nauke i obrazovanii. Monograph. Penza: MTsNS "Nauka i Prosveshchenie"; 2019. 188 p. (In Russian).

17. Karimova I. Bez tekhnarei dlia tadzhikskoi nauki dvizhenie vpered nevozmozhno. URL: https://tj.sput niknews.ru/radio/20200323/1030938474/nauka-rahmon-uchenye-tajikistan.html (accessed: 25.01.2023). (In Russian).

18. Castells M. The information age: Economy, Society and Culture. Shkaratan O. I., editor. Moscow: State University Higher School of Economics; 2000. 608 p. (In Russian).

19. Christensen C. M., Anthony S. D., Roth E. A. Seeing what's next: Using theories of innovation to predict industry change. Kalinina E., translator. Moscow: Alpina Biznes Buks; 2008. 398 p. (In Russian).

20. Maiburov I. A. Effektivnost investirovaniia i chelovech-eskii kapital v SShA i Rossii. World Economy and International Relations. 2004;(4):3-13. (In Russian).

Information about the authors

D. Sh. Khomitov - Head of the Center for Remote Education.

B. M. Babadzhanov - Lecturer, Candidate for the Department of Social Sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.