Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесов Э.Ю., Хачатрян Н.Г.

В статье представлены результаты изучения литературных источников, по данным которых установлено, что профессионально-прикладная физическая подготовка - это специализированный вид физического воспитания в вузах, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями разных профессий. Научно обоснованно, что средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки широко используются в тренировочном процессе различных специалистов с целью формирования соответствующих двигательных способностей и связанной с ними умственной составляющей. Цель исследования: выявление особенностей процесса профессионально-прикладной физической подготовки будущих преподавателей в вузе. Для этого была изучена научная и методическая литература, организован анкетный опрос среди специалистов в области физической культуры, а также проведены педагогическое наблюдение и педагогическая беседа с действующими учителями школ г. Еревана. На основании проведенных исследований можно сделать вывод о важности профессионально-прикладной физической подготовки при подготовке будущих педагогов независимо от их специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аванесов Э.Ю., Хачатрян Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF POSSIBLE WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article presents the results of studying literature sources based on the results of which it has been found that professional and applied physical training is a specific type of physical education implemented at higher education institutions with consideration to the requirements and specifics of different professions.It has been scientifically established that the tools and methods of professional and applied physical training are widely used in the training process of different specialists in order to develop the appropriate motor abilities and the mental component associated with them. The purpose of the study was to identify the features of professional and applied physical training of future teachers at higher education institutions. To accomplish the purpose the academic and methodical literature on the issue was studied. A questionnaire-based survey was organized among the physical culture specialists. Also, lesson observation and interview of working school teachers of Yerevan were carried out. Based on the conducted research, it can be concluded that professional and applied physical training is essential in professional training of future teachers regardless of their profession.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Научная статья

УДК 796.011.1:378.1

doi: 10.35266/2312-377Х-2023 -1-74-78

МОНИТОРИНГ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Эрнест Юрьевич Аванесов1Нерсес Григорьевич Хачатрян 2

12 Государственный университет имени В. Я. Брюсова, Ереван, Республика Армения

1 ernestavanesov2012@gmail.com в, https://orcid.org/0000-0002-4680-582X

2 nerses-judo@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты изучения литературных источников, по данным которых установлено, что профессионально-прикладная физическая подготовка - это специализированный вид физического воспитания в вузах, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями разных профессий. Научно обоснованно, что средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки широко используются в тренировочном процессе различных специалистов с целью формирования соответствующих двигательных способностей и связанной с ними умственной составляющей.

Цель исследования: выявление особенностей процесса профессионально-прикладной физической подготовки будущих преподавателей в вузе. Для этого была изучена научная и методическая литература, организован анкетный опрос среди специалистов в области физической культуры, а также проведены педагогическое наблюдение и педагогическая беседа с действующими учителями школ г. Еревана.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод о важности профессионально-прикладной физической подготовки при подготовке будущих педагогов независимо от их специализации.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, будущий преподаватель, научная и методическая литература, анкетный опрос, профессиональная подготовка, двигательные способности

Шифр специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка.

Для цитирования: Аванесов Э. Ю., Хачатрян Н. Г. Мониторинг возможных путей повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 1. С. 74-78. DOI 10.35266/2312-377Х-2023-1-74-78.

Original article

MONITORING OF POSSIBLE WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

Ernest Yu. Avanesov1BI, Nerses G. Khachatryan 2

12 Brusov State University, Yerevan, Republic of Armenia

1 ernestavanesov2012@gmail.com https://orcid.org/0000-0002-4680-582X

2 nerses-judo@mail.ru

Abstract. The article presents the results of studying literature sources based on the results of which it has been found that professional and applied physical training is a specific type of physical education implemented at higher education institutions with consideration to the requirements and specifics of different professions.

It has been scientifically established that the tools and methods of professional and applied physical training are widely used in the training process of different specialists in order to develop the appropriate motor abilities and the mental component associated with them.

The purpose of the study was to identify the features of professional and applied physical training of future teachers at higher education institutions. To accomplish the purpose the academic and methodical literature on the issue was studied. A questionnaire-based survey was organized among the physical culture specialists. Also, lesson observation and interview of working school teachers of Yerevan were carried out.

Based on the conducted research, it can be concluded that professional and applied physical training is essential in professional training of future teachers regardless of their profession.

Keywords: professional and applied physical training, future teacher, academic and methodical literature, questionnaire-based survey, professional training, motor abilities

Code: 5.8.4. Physical Education and Professional Physical Training.

For citation: Avanesov E. Yu., Khachatryan N. G. Monitoring of Possible Ways to Improve the Efficiency of Professional and Applied Physical Training of Future Teachers // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023. No. 1. P. 74-78. DOI 10.35266/2312-377X-2023-1-74-78.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание является одним из способов подготовки человека к трудовой деятельности и адаптации к социальной среде с учетом особенностей разных профессий. Именно поэтому профессионально-прикладная физическая подготовка (далее - ППФП) является одним из основных направлений системы физического воспитания.

В настоящее время в педагогических вузах ряда стран ППФП реализуется в составе обязательного курса физической культуры, целью которого является эффективная подготовка будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности [1].

Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки студентов во многом обусловлены спецификой их будущей педагогической деятельности. У обучающихся необходимо формировать знания и навыки, развивать необходимые педагогу психофизические качества, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью. В этом контексте также важно организовать их физическую подготовку с учетом специфики будущей профессии [1].

Изучив различные литературные источники, мы рассмотрели мнения специалистов о важности профессионально-прикладной физической подготовки преподавателей и решаемые в связи с этим проблемы, а также провели сравнительный анализ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методами исследования являются: изучение, анализ и синтез литературных источников,

анкетный опрос, педагогическое наблюдение, педагогическая беседа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным А. А. Симонян, уровень информированности специалистов о ППФП в данной области достаточно низкий. Выясняется, что они имеют неточное представление об этом понятии, воспринимая его как развитие индивидуальной моторики, физическую подготовленность, здоровый образ жизни, здоровье в общем его смысле, занятия спортом, физические упражнения. По мнению автора, это связано с тем, что в вузах недостаточно используются средства физического воспитания. А. А. Симонян считает, что есть некоторые двигательные способности, способствующие эффективности педагогической деятельности: равновесие, быстрота движений, общая выносливость, точность движений, координация движений, гибкость, ловкость, мышечная сила [2].

Для проведения анкетирования среди специалистов отрасли мы заранее разработали опросник, содержащий 10 основных вопросов. В июне 2022 г. были организованы опросы с использованием анкет среди специалистов кафедры физической культуры и гражданской обороны Фонда «Государственный университет имени В. Я. Брюсо-ва». Среди них - 10 мужчин и 11 женщин. Индивидуальный стаж педагогической работы опрошенных составлял от пяти лет.

Практически все преподаватели, участвовавшие в опросе, убеждены, что физическая

культура способствует повышению эффективности деятельности педагога. При этом в качестве наиболее необходимых в данной работе двигательных способностей большинство респондентов указали: выносливость -85,7 %, ловкость - 52,4 %, мышечную силу -42,9 %, гибкость - 38,1 %. По-видимому, это связано с тем, что педагогу необходима

выносливость для проведения эффективных занятий в течение всего рабочего дня. По их мнению, вне зависимости от специализации педагога, с точки зрения эффективности деятельности учителя им в основном необходимы одни и те же двигательные способности (рис. 1).

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

18(85,7%)

11(52,4%)

9(42,9%)

8(38,1%)

Мышечная сила

Выносливость

Гибкость

Быстрота

Рис. 1. Основные двигательные способности, влияющие на повышение эффективной педагогической деятельности

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

Более того, в результате опроса мы выяснили, что при достаточной физической подготовке учитель сможет все время держать аудиторию в интерактивном режиме, а также

четко сохранять все разделы урока и фокусировать свое внимание на учениках, которые проявляют активность на занятии (рис. 2).

16 14 12 10 8 6 4 2 0

15(71,4%)

10(47,6)

7(33,3%)

Придерживаться принципа интерактивности

Четко следовать структуре урока

Сосредоточиться на активных учениках

Рис. 2. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности педагога

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

Все респонденты придают большое значение необходимости ППФП при обучении

будущих учителей в вузе и считают его одним из основных направлений общей подго-

товки педагогов. Однако большинство специалистов в области физической культуры также подчеркивают, что в настоящее время оснащение спортивных залов вуза необходимым оборудованием лишь частично соответствует требованиям организации ППФП.

По мнению 81 % респондентов, одним из основных направлений подготовки буду-

Благодаря педагогическим наблюдениям и беседам, проведенным в нескольких школах г. Еревана, мы выяснили, каков основной запас двигательных действий у преподавателей.

В частности, стало известно, что они в основном проводят занятия в положении стоя, выполняют действия ведущей рукой, преимущественно используя движения сустава руки и движения головой. Поэтому можно констатировать, что с точки зрения профессионально-прикладной физической подготовки учителям необходимо уделить время упражнениям, способствующим развитию мышц шеи, верхних и нижних конечностей, которые положительно влияют на их общую выносливость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы выяснили, что в системе физического воспитания вуза недостаточно применяются средства профессио-

Список источников

1. Михайлова Т. А., Елагина В. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

© Аванесов Э. Ю., Хачатрян Н. Г., 2023

I ill III 77

щих педагогов различных специальностей является ППФП; 61,9 % опрошенных указали курс профессиональной педагогики, психологической подготовки и изучения иностранных языков, 57,1 % выбрали критерий «формирование личностных потребностей» (рис. 3).

нально-прикладной физической подготовки, в связи с чем представления о понятии физического воспитания у специалистов в данной области различны. Хотя многие из них рассматривают ППФП как одно из основных направлений подготовки будущих педагогов различных специализаций.

По мнению преподавателей кафедры физической культуры и гражданской обороны Фонда «Государственный университет им. В. Брюсова», эффективность повышения педагогической деятельности обусловлена двигательными действиями, такими как: выносливость, ловкость, мышечная сила и гибкость. Именно благодаря этим действиям учитель сможет все время удерживать аудиторию в интерактивном состоянии, а также поддерживать все разделы урока, ориентируясь на активных учащихся.

References

1. Mikhailova T. A., Elagina V. S. Professionalno-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

13(61,9%) 13(61,9%) 13(61,9%)

12(57,1%)

Изучение иностранных языков

ППФП

Курс

профессиональной педагогики

Формирование личностных мотиваций

Психологическая подготовка

Рис. 3. Основные направления подготовки будущих педагогов различных специальностей

Примечание: составлено авторами по результатам исследования.

педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32071 (дата обращения: 07.02.2023). 2. Симонян А. А. Перспективы профессионально -прикладной физической подготовки педагогов // КАНТ. 2018. № 1 (26). С. 86-89.

Информация об авторах

Э. Ю. Аванесов - кандидат педагогических наук, доцент.

Н. Г. Хачатрян - преподаватель.

pedagogicheskogo vuza // Modern Problems of Science and Education. 2022. No. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32071 (accessed: 07.02.2023). (In Russian). 2. Simonyan A. A. Perspectives of Professional Applied Physical Preparation of Teachers // KANT. 2018. No. 1 (26). P. 86-89. (In Russian).

Information about the authors

Ernest Yu. Avanesov - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor.

Nerses G. Khachatryan - Lecturer.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.