Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Сафронова Екатерина Анатольевна

В статье рассматриваются основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов, в том числе, развитие и совершенствование психофизических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Исследуется проблема значимости психофизической подготовки студентов, как будущих специалистов педагогической сферы деятельности, посредством анкетирования. Авторами обобщены средства физической культуры и спорта, направленные на развитие и поддержание профессионально-важных психофизических качеств педагога, таких как: психофизическая устойчивость, общая выносливость и внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпп Татьяна Ивановна, Сафронова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF READINESS OFFUTURE SPECIALISTS IN THE MODERN LABOR MARKET BY MEANS OFPROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING

The article discusses the main tasks of professional-applied physical training of students, including the development and improvement of psychophysical qualities necessary for future professional activity. The problem of the significance of psychophysical training of students, as future specialists in the pedagogical sphere of activity, is investigated by means of questionnaires. The authors generalized the means of physical culture and sports aimed at the development and maintenance of professionally important psychophysical qualities of a teacher, such as: psychophysical stability, general endurance and attention.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Postol, O.L. (2019), "Elective courses in physical education and sports, students studying in extramural studies using distance technologies (DOT)", Actual problems of development and improvement of the physical education system for training specialists in the transport industry, Materials of the International scientific-practical conference, Moscow, рр. 113-117.

3. Shchadilova, I.S. and Smironova, G.A. (2021), "Myofascial release as a tool for recovery of students of transport universities after physical exertion", Bulletin of the Tula State University. Physical Culture and sport. Sport, No. 7, рр. 55-60.

4. Shchadilova, I.S. and Lebedeva, O.L. (2021), "Application of the distance format of sports training in practice of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), рр. 382-385.

Контактная информация: ishchad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.12.2021

УДК 378

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Татьяна Ивановна Эпп, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Анатольевна Сафронова, старший преподаватель, Омский государственный педагогический

университет, Омск

Аннотация

В статье рассматриваются основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов, в том числе, развитие и совершенствование психофизических качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Исследуется проблема значимости психофизической подготовки студентов, как будущих специалистов педагогической сферы деятельности, посредством анкетирования. Авторами обобщены средства физической культуры и спорта, направленные на развитие и поддержание профессионально-важных психофизических качеств педагога, таких как: психофизическая устойчивость, общая выносливость и внимание.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты, психофизическая подготовка, будущие педагоги, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p436-439

DEVELOPMENT OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE MODERN LABOR MARKET BY MEANS OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL

TRAINING

Tatiana Ivanovna Epp, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Ana-tolyevna Safronova, the senior teacher, Omsk State Pedagogical University

Abstract

The article discusses the main tasks of professional-applied physical training of students, including the development and improvement of psychophysical qualities necessary for future professional activity. The problem of the significance of psychophysical training of students, as future specialists in the pedagogical sphere of activity, is investigated by means of questionnaires. The authors generalized the means of physical culture and sports aimed at the development and maintenance of professionally important psy-chophysical qualities of a teacher, such as: psychophysical stability, general endurance and attention.

Keywords: professionally applied physical training, students, psychophysical training, future teachers, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно растет роль профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов, специалистов разного профиля современного производства. Это обу-

словлено растущей тенденцией социально опасного понижения двигательной активности, как учащейся молодежи, так и работающего населения [4]. ППФП будущих специалистов решает, в том числе, задачи достижения высокой производительности труда и работоспособности в выбранной профессии и применения средств физической культуры для улучшения работоспособности и активного отдыха [2]. Будущий выпускник должен уметь самостоятельно применять разнообразные методики и формы физической культуры, иметь сформированную потребность к регулярной двигательной активности, быть замотивиро-ванным и обладать навыками ведения здорового образа жизни и активного досуга.

Одной из важных задач ППФП является развитие и совершенствование психофизических качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Классификацию групп специалистов различных профессий, согласно приоритетности психофизических качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности, предлагает А. Л. Волков [1]. По данным автора, для успешной трудовой деятельности педагогов, как представителей умственного труда, необходимые психофизические качества - общая выносливость и психофизическая устойчивость. В этих условиях актуальна разработка содержания профессионально-прикладной физической подготовки, с учетом направленного развития профессионально-важных психофизических качеств [5]. По данным научной литературы, при опросе педагогов определено, что, не смотря на понимание значения ППФП в поддержании высокого уровня работоспособности, многие респонденты не используют средства физической культуры и спорта, направленные на развитие и поддержание профессионально-важных психофизических качеств [3]. По мнению авторов, причиной этого может быть, в том числе, не достаточное понимание респондентами значимости поддержания средствами ППФП не только приоритетных физических, но и психических качеств, необходимых в педагогической деятельности, что является актуальной темой для исследования.

Цель исследования - определить значимость психофизической подготовки для специалистов педагогической сферы деятельности.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Обобщение.

Исследование проводилось на базе «Омского государственного педагогического университета», в анкетировании приняли участие студенты второго и третьего курса факультета иностранных языков, в количестве 73 человек (возраст 19-21 год). Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что для специалистов, работающих в педагогической сфере, необходима специальная психофизическая подготовка?

2. Отметьте, какие психофизические качества, по вашему мнению, необходимы для успешной педагогической деятельности?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При ответе на первый вопрос студенты были весьма единодушны и 96% респондентов отметили необходимость специальной психофизической подготовки для педагогов. Отвечая на второй вопрос, студенты выделили «психофизическую устойчивость» (33,5%) как наиболее важное качество для успешной педагогической деятельности (табл.1). Следующие по значимости качества: «общая выносливость» - 25,8% и «внимание» - 20,5%.

Таблица 1 - Результаты опроса студентов

Варианты ответов Результаты ответов

Юноши, %, (п = 16) Девушки, %, (п = 57)

Общая выносливость 13,3 12,5

Варианты ответов Результаты ответов

Юноши, %, (п = 16) Девушки, %, (п = 57)

Быстрота реакции 4,6 5,2

Координация 2,1 3,5

Психофизическая устойчивость 15,3 18,2

Внимание 9,2 11,3

Сила 4,1 2,2

В результате проведенного опроса, определено, что:

• респонденты понимают необходимость специальной психофизической подготовки для специалистов, работающих в педагогической сфере;

• наиболее важными качествами для успешной педагогической деятельности являются: «психофизическая устойчивость», «общая выносливость» и «внимание».

Полученные результаты согласуются с данными научной литературой и указывают на сформированное понимание студентами важности применения средств ППФП для успешной трудовой деятельности в педагогической сфере. Освоение студентами раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» предполагает умение будущих педагогов самостоятельно применять адекватные средства, направленные на развитие и поддержание профессионально-важных психофизических качеств, в том числе, психофизической устойчивости, общей выносливости и внимания.

Наиболее эффективными средствами для тренировки психофизической устойчивости являются различные виды двигательной активности, которые моделируют выполнение сложных двигательных задач в заданных условиях (командные спортивные и подвижные игры, эстафеты, упражнения с элементами соревнования, координационно-сложные гимнастические упражнения). Для восстановления психофизической устойчивости применяются упражнения с использованием приемов саморегуляции эмоционального состояния (йога, дыхательные практики, аутогенная тренировка, релаксация).

Как средства для тренировки общей выносливости традиционно используются циклические виды двигательной активности (продолжительные ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах).

Для развития такого психофизического качества как внимание, применяются упражнения сложные по координации (гимнастические упражнения на снарядах или с предметами, эстафетный бег, жонглирование мячами), а также виды спорта, предполагающие быструю смену различных тактических действий (баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, бадминтон, шахматы).

При выборе того или иного средства тренировки психофизических качеств, необходимо учитывать состояние здоровья студентов и их индивидуальную предрасположенность, с учетом противопоказаний к конкретным видам спорта и физическим нагрузкам. В совокупности это позволит сохранить или улучшить общее состояние здоровья студентов на протяжении всего учебного процесса и сформировать навыки здорового образа жизни на дальнейшую профессиональную деятельность.

ВЫВОДЫ

ППФП имеет особую необходимость, как в обучении студентов, так и в процессе их адаптации в профессиональной деятельности, так как обеспечивает общий тонус, физическую и духовную подготовленность, способствует повышению умственной и физической работоспособности.

Для специалистов, работающих в педагогической сфере, необходима специальная психофизическая подготовка, как часть ППФП, включающая применение разнообразных средств физической культуры для формирования и развития, в том числе, таких качеств как: психофизическая устойчивость, общая выносливость и внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А.Л. Классификация профессионально-прикладной физической подготовки трудящихся / А.Л. Волков // Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2011. - С. 180-185.

2. Мадаминова Г.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка среди студентов стоматологического института / Г.М. Мадаминова // Наука, образование и культура. - 2020. - № 8 (52). - С. 48-50.

3. Симонян А. А. Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов / А.А. Симонян // KANT. - 2018. - № 1 (26). - С. 86-89.

4. Шарипова Г.К. Профессионально-прикладная физическая подготовка в высших учебных заведениях / Г.К. Шарипова, С.Б. Касымов // Научный взгляд в будущее. - 2018. - Т. 2., № 11. -С. 60-64.

5. Яковлев С.В. Решение задачи выбора содержания профессионально-прикладной физической подготовки, направленного на развитие профессионально-важных психофизических качеств студента / С.В. Яковлев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 202-204.

REFERENCES

1. Volkov A.L. (2011), "Classification of professional-applied physical training of workers", Physical culture and health-improving activity of an educational institution, materials of the All-Russian scientific and practical conference, Novokuznetsk, pp. 180-185.

2. Madaminova G.M. (2020), "Professionally-applied physical training among students of the dental institute", Science, Education and Culture, No. 8 (52), pp. 48-50.

3. Simonyan A.A. (2018), "Prospects for professionally applied physical training of teachers", KANT, No. 1 (26), pp. 86-89.

4. Sharipova G.K. (2018), "Professional-applied physical training in higher educational institutions", Scientific look into the future, Vol. 2, No. 11, pp. 60-64.

5. Yakovlev S.V. (2020), "Solution of the problem of choosing the content of professionally applied physical training aimed at developing professionally important psychophysical qualities of a student", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 5-3 (44), pp. 202-204.

Контактная информация: eppti@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.015.865.22

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ШАХМАТ

Владислав Николаевич Юшкин, кандидат технических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

Введение. Объективной необходимостью сегодня является обоснование теоретических основ рейтинговых систем по расчету и формированию рейтинговых классификаций в индивидуальных видах спорта с позиции имитационного математического моделирования. Цель исследования. Описание системы определения рейтинга в индивидуальных видах спорта для сравнения результатов выступления шахматистов, участвующих в соревнованиях. Материал и методы. В качестве примера использовались результаты выступления шахматистов в турнирах разных уровней. Для вычислений систем линейных уравнений применялись численные методы расчета. Результаты. Разработана имитационная модель для определения рейтинговой оценки соревновательной деятельности, позволяющая определить ранг шахматистов. Полученная система рейтинга может служить основой для вычисления рейтинга и в других индивидуальных видах спорта. Приведены два варианта расчета рейтинга, с математически обоснованными формулами подсчета. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о возможности использования представленной имитационной модели для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.