Научная статья на тему 'Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов'

Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION / PEDAGOGUES / TEACHER / PROFESSION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонян Ася Артуровна

На основе изучения литературных источников и анализа результатов социологического опроса, показана необходимость применения прикладных средств физического воспитания для развития специфичных двигательных способностей и психофизиологических возможностей будущих педагогов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, обоснована необходимость усиления удельного веса профессионально-прикладной физической подготовки в процессе обучения педагогических кадров. Результаты данного исследования являются важными предпосылками для корректировки методики профессионально-прикладной физической подготовки студенток педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонян Ася Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospectives of professionaly applied physical preparation of pedagogues

The necessity of using applied means of physical education for the development of specific motor abilities and psycho-physiological possibilities which are necessary for the future pedagogues, is shown on the basis of the study of literary sources and analysis of the sociological survey. The need of increasing the professional-applied physical training proportion during pedagogue's education process is proven. The results of the following research may be prerequisite for the development of the methodic of professional-applied physical preparation for the female students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов»

1

r в t: Свернут» К*

APCs IFYs

are used lo Iranspart soldiers are used to transport solders

earn1 weapons less lhau nun are armed w.ii3i 2CMÖ mm weajMiii

ha« wlitíls 1 a» fitted ivWi híatitr amior than APC4

have tracks

j Video

:+; ^ HP.1

ЕЕ C^pHc Sy^ímr -t ki Hrieocí« MifyJ , GiMVfhM fi v?ieo

What is tritt? LS tryker is APC

, Stryfctr is 1FV

spsiahzed

vcraciKio геттс_ют oonc. snyioers are яиг-wiKeiea, а« «не« am e irnrnny пеплпв i chicles. Иву1 are usedin ligltt ormobík imits nfSiryksr Brigade Cmnbai Teams, The« IFVs can сапу iiitK passengers at sjeedj of iqj lo 100 fcrnli

Пне Ssttytüer^ priman" amament is ari M2 .5Ú-caJiber inadiiiie buii or an MK.19 -10 nini gmiade Jaunchcr mountedon s re mofe weapoa siatfon (RWS). lis Snyka's exterior ís Üsick <яюив1] lo stop 14.5 nuil <inuor piercin« machine siim nounds. il fealuies slíil umior wlncb is «ptble of detoiiatmg cqjlosive mimds before Üiey hil Ük lull. Ibe Snyker is also equipa«! nm-llat tirts, desiejHrf lostií! beofiise añerbetiii; piuKtiuial

Ccjrp-ÍHHÍ

Пан,. no nkKi

Lea« I GkwMfY I btaxtow f Tart 1 Í Tart 2 I

щ p о e в t ®

mm im П1Ш17

Примечания:

1. Евдокимова М. Г. Предметный и социокультурный контексты профессии как источник развития иноязычного образования в неязыковом вузе // Обеспечение качества и развития языкового образования в нелингвистическом вузе. - М.: МГЛУ, 2017. - С. 20-32. (Вестн. Моск. гос. лингвист, ун-та Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 4(775) / 2017; URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2017/vest-775.pdf.

2. Евдокимова М.Г. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в неязы-

ковом вузе как система // Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки в неязыковом вузе. Педагогические науки. - М.: МГЛУ, 2013. - С. 49-58 (Вест. Моск. гос. лингвист, ун-та. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. Вып. 12 (672). / 2013; URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2013/vest-672.pdf. 3. Тарева Е.Г. Текст и дискурс: модусы сосуществования на пересечении лингводидактических парадигм / Е.Г. Тарева // Текст: Дискурсивное проявление и коммуникативная практика. - М. : Языки Народов Мира, 2017. - С. 179-193.

PROSPECTIVES OF PROFESSIONAL?APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF PEDAGOGUES

Simonyan Asya Arturovna, Postgraduate student, Shirak State University after M. Naibandyan, Gyumri, Armenia

The necessity of using applied means of physical education for the development of specific motor abilities and psycho-physiological possibilities which are necessary for the future pedagogues, is shown on the basis of the study of literary sources and analysis of the sociological survey. The need of increasing the professional-applied physical training proportion during pedagogue's education process is proven. The results of the following research may be prerequisite for the development of the methodic of professional-applied physical preparation for the female students of pedagogical specialties.

Keywords: professional-applied physical preparation; pedagogues; teacher; profession; physical education.

УДК 796.011. i ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ

ВАК РФ 13.00.04 ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

© Симонян А.А., 2018 На основе изучения литературных источников и анализа результатов социо-

логического опроса, показана необходимость применения прикладных средств физического воспитания для развития специфичных двигательных способно-

стей и психофизиологических возможностей будущих педагогов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, обоснована необходимость усиления удельного веса профессионально-прикладной физической подготовки в процессе обучения педагогических кадров. Результаты данного исследования являются важными предпосылками для корректировки методики профессионально-прикладной физической подготовки студенток педагогических специальностей.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; педагог; учитель; профессия; физическое воспитание.

Известно, что содержание и целенаправленное применение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) обусловливают продуктивность трудовой деятельности в различных специальностях [1, 388; 2, б]. Поэтому одним из важнейших задач ППФП является целенаправленное применение средств физического воспитания, которые позволят максимально удачно решать проблемы адаптации человека к специфическим условиям трудовой среды. Следовательно, ППФП становится важнейшим социально-экономическим фактором с точки зрения профессиональной адаптации и долголетия специалиста, в частности, для личностного становления и обеспечения социальной и рабочей активности [1, 389]. Современные исследования свидетельствуют о том, что средства и методы ППФП широко применяются для формирования соответствующих физических и психических качеств в системе подготовки различных специалистов. Однако вопросы ППФП, касающиеся людей занимающихся умственным трудом, в том числе и педагогов, требуют своего дальнейшего изучения. Неоспорим тот факт, что работа учителя связана с постоянным напряжением физических, психических сил и умственных способностей, а также с согласованностью двигательных действий. С другой стороны, сама трудовая деятельность педагога характеризуется пассивным двигательным режимом, что и создает предпосылки для ухудшения состояния здоровья и развития различных хронических заболеваний.

Учитывая вышеперечисленные факторы, изучение данной проблематики становятся актуальной.

Цель и задачи исследования: изучить и выявить мнение специалистов в данной области, относительно вопросов роли и значения профессионально-прикладной физической подготовки педагогов, уровня прикладных знании о ППФП, субъективной самооценки здоровья и физического состояния, отношения к занятиям физическими упражнениями.

Методы исследования. Для решения поставленныхзадач был выбран метод социологического опроса. Опрос проводился путем анкетирования, с использованием авторского вопросника с 12 вопросами и 60 альтернативными ответами. В опросе участвовали 800 педагогов: учителей общеобразовательных школ, преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений Ширакс-кого региона.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов социологического опроса показал, что уровень имеющихся знаний о понятии "профессионально-прикладная физическая подготовка" достаточно низкий, в частности, правильно сформулировали значение данного понятия только 4,3% респондентов, не ответили положительно - 36,8%, а 59% - имели неполные или неправильные представления о понятии ППФП. В основном под ППФП опрошенные пред-

СИМОНЯН Ася Артуровна,

аспирант, Ширакский государственный университет имени М. Налбандяна, Гюмри, Армения

simonyan. asya@gmail. com

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

88

ставляли развитие отдельных двигательных способностей, физическую подготовленность, здоровый образ жизни, здоровье вообще, спортивную деятельность, занятия физическими упражнениями, профессионализм и т.д. По-нашему мнению, недостаточность применения средств ППФП в системе вузовского физического воспитания, недостаточная осведомленность о понятии, являются вероятной предпосылкой для сформирования ошибочных представлении у педагогов. Интересен тот факт, что в ответах на вопрос о важности ППФП для подготовки конкретных специалистов 78,8% респондентов особо выделяют, роль ППФП в деле подготовки педагогов, а также для строителей 68,4%, врачей 64%, агрономов 58,5%, геологов 55,3%, географов 48,5%, музыкантов 47,8% и т.д. С точки зрения обеспечения продуктивности трудовой деятельности выяснилось, что 59,6% опрошенных придают физической культуре важную роль, для 21,5%

- она имеет среднюю значимость и 15,8% - частичную важность, а 3,8% - считают, что не имеет значения. Сопоставление последних ответов показывает, что, не имея основательных знаний о ППФП, педагоги определили важность ППФП в подготовке педагогических кадров и профессиональной деятельности специалиста, что в свою очередь отражалось в ответах о важности физической культуры.

Несмотря на то, что педагоги в неполной мере представляют значение понятия ППФП, 93,5% опрошенных были согласны в том, что физическое воспитание способствует укреплению здоровья, улучшению физического состояния и снижает заболеваемость.

В ходе опроса также удалось определить степень вовлеченности педагогов в самостоятельные занятия физическими упражнениями. Так, 62,5% - в течение дня выполняют физические упражнения, в том числе: 28,3% -предпочитают упражнения на растягивание, 24,1% - утреннюю гимнастику, 20,8% - дыхательные упражнения, 8,3% - приседания, 6,3%

- бег на месте и другие варианты. 37,5% учителей и преподавателей вообще не занимаются физическими упражнениями, из которых 2,3% - не знают, что и как делать. Примечательно, что большинство педагогов занимаются самостоятельно, но возникают сомнения относительно того, насколько грамотно выполняются физические упражнения и насколько правомерно дозируется нагрузка.

Субъективная оценка состояния здоровья педагогов показал, что 55,4% - в течение года заболевают до 5 раз, 4% - до 10 раз, 3,5% - бо-

лее 10 раз и 35,9% - не болеют. Сорок процентов (40%) опрошенных отметили наличие у себя хронических заболеваний (аллергия -14,5%, остеохондроз -12,4%, сосудистые заболевания - 8,9%, радикулит - 5%, имелись случаи - плоскостопия,мигрени,заболевания щитовидной железы и т.д.). Следует заключить, что упомянутые хронические заболевания тем или иным способом связаны с малоподвижным образом жизни, что присуще педагогам в связи с профессиональной деятельностью.

Нас также интересовало, какие группы мышц устают в течение рабочего дня. Ответы распределись следующим образом: у 10,4% -устают руки, 23,4% - шейный отдел позвоночника, 27,1 % - спина и 49% - ноги. 72,3% специалистов отметили, что в конце рабочего дня чувствуют усталость, 17% - нервное напряжение, 15,1% - снижение работоспособности, 14,8% - головную боль и 4% - раздражительность. По-нашему мнению, чувство усталости у большинства учителей и педагогов в конце рабочего дня непосредственно связано с трудовой деятельностью, и свидетельствует о низком уровне физической подготовленности. Длительное продолжение такого трудового режима, сопровождается с постоянным напряжением и расходованием умственных и психических сил организма, приводит к хронической усталости, что и подтверждают полученные нами данные. Постоянные жалобы не только могут свидетельствовать о проблемах здоровья, но и обусловливать развитие хронических заболеваний.

Педагоги выбрали профессионально необходимые двигательные способности и классифицировали их следующим образом - равновесие (59,4%), быстрота движений (47,8%), общая выносливость (37,6%), точность движении (32.1%), координация движений (28,4%), гибкость (27,5%), ловкость (21,8%), сила мышц (12,3%), прыгучесть (7,5%). С другой стороны, педагоги отметили такие профессионально важные психические качества, как терпение (68,4%), внимательность (61,5%), память (55,3%), самообладание (55%), стабильность (30,3%), реакция (25,9%). Анализ вышеприведен н ых да н н ых показы вает, что педа гоги бол ь-ше акцентировали внимание на психофизических качествах как профессионально важных, чем на двигательных способностях.

Таким образом, обобщая анализ данных социологического опроса, можно сделать заключение о том, что большинство педагогов не имеет четких представлении о понятии ППФП и его роли и значении в профессиональной

деятельности специалиста, что несомненно имеет свои объективные и субъективные причины. По-нашему мнению, такими причинами могут быть возможные недостатки в системе образования педагогов, неполноценное отношение к трудовой деятельности, а также недо-оценивание хорошего состояния физической подготовленности не только в трудовой деятельности, но и в жизни вообще.

Удалось установить, что низкий уровень ценностного и мотивационного отношения к физической культуре или же неполноценное восприятие понятий и явлений становятся предпосылкой для неэффективной реализации средств и методов физического воспитания. С одной стороны, есть значительные упущения в теоретических знаниях о ППФП, а с другой стороны, у респондентов сформированы устойчивые потребности к занятиям физическими упражнениями, физическое воспитание оценивается ими как важнейший фактор для повышения эффективности трудовой деятельности и сохранения состояния здоровья. То есть, прослеживается противоречие между потребностями физического воспитания личности и практическими возможностями удовлетворит эти потребности. В связи с этим, одним из возможных путей устранения выявленных противоречий, является целенаправленное и предметное применение профессионально-прикладной физической подготовки в вузе, которое позволит не только приобрести необходимые теоретические знания, но и практические навыки для дальнейшей самореализации в выбранной специальности.

В результате опроса, нам удалось выявить взаимосвязь между локальной усталостью разных мышечных групп, общей усталостью к концу рабочего дня и условиями труда учителя, в частности,установлена необходимость воспитания общей выносливости, силовой выносливости нижних конечностей, брюшного пресса и мышц спины.

Несомненно, одним из приоритетных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей должно быть приобретение необходимых прикладных знаний для обеспечения активного двигательного режима, профилактики и предотвращения развития вероятных заболевании.

Таким образом, обобщение литературных источников и анализ результатов социологического опроса подтверждают необходимость совершенствования процесса профессионального физического воспитания будущих педагогических кадров.

Полученные результаты являются важными предпосылками для дальнейших исследований, устранения и дополнения отмеченных недостатков в данной сфере деятельности. Считаем, что одним из таких путей должно быть увеличениеудельного веса профессионально-прикладной физической подготовки в учебном процессе педагогических вузов.

Литература:

1. Алексанян Г.Г.- О профессиональном направлении физического воспитания в педагогических вузах : материалы Зб-ой Республиканской НМК. -Ереван, 2009. -С. 387-390.

2. Пуставой А.П., Скачков Н.Г., Царева М.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов : учебно-методическое пособие.-СПб., 2008. - 60 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF SUBJECTS OF THE INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Slyusareva Elena Sergeyevna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Special and Clinical Psychology, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

Zubaryeva Tatyana Mikhaylovna, deputy director for Teaching and Educational Work, Secondary school № 12 of No voaiexan dro vsk

The article deals with the directions of psychological and pedagogical support for psychological security of subjects of inclusive educational en vironment: a child with the special educational needs, children with the typical de veiopment, teachers, parents.

Keywords: psychological security; inclusive educational environment; subjects of the inclusive education.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УДК 37.013.77 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВАК РФ 13.00.01 ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассмотрены направления психолого-педагогического сопровожде- ФСлюсарева Е.С.,2018 ния психологической безопасности субъектов инклюзивной образовательной ©Зубарева Т.М 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.