Научная статья на тему 'Коммуникативные педагогические и лингводидактические технологии: e-learning и цифровое воспитание'

Коммуникативные педагогические и лингводидактические технологии: e-learning и цифровое воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вариясова Е.В., Грамма Д.В.

Перемены в педагогической науке затрагивают сферу коммуникативных и лингводидактических технологий на фоне потребности в знаниях по системе электронного обучения и цифрового воспитания на базе высшей школы. При реализации коммуникативных и лингводидактических технологий в педагогике необходимо учитывать ценностные ориентиры времени и параметры воздействия новых информационных обучающих технологий в среде электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вариясова Е.В., Грамма Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные педагогические и лингводидактические технологии: e-learning и цифровое воспитание»

Коммуникативные педагогические и лингводидактические технологии: e-learning и цифровое воспитание

Вариясова Елизавета Владимировна

кандидат филологических наук, кафедра лингвистики и пере-водоведения, Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет, Justina2302@mail.ru

Грамма Дарья Викторовна,

кандидат филологических наук, кафедра иностранных языков, Институт гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет, cattaro@yandex.ru

Перемены в педагогической науке затрагивают сферу коммуникативных и лингводидактических технологий на фоне потребности в знаниях по системе электронного обучения и цифрового воспитания на базе высшей школы. При реализации коммуникативных и лингводидактических технологий в педагогике необходимо учитывать ценностные ориентиры времени и параметры воздействия новых информационных обучающих технологий в среде электронного обучения. Ключевые слова: информационное и педагогическое общество; электронное обучение и его ресурсы; цифровое воспитание; информационно-обучающая среда вуза; коммуникативные технологии, лингводидактические технологии, практико-личностно-ориентированная модель

Модернизация системы высшего образования создала новое поле применения коммуникативных педагогических и лингводидактических технологий для электронного обучения русскому и иностранному языку и цифрового воспитания. Процесс применения коммуникативных педагогических и лингводидактических технологий, как части цифрового воспитания, обеспечивает усвоение информации с выделением роли самостоятельной работы студента при функциональной организации сетевого учебного процесса. Коммуникативные и лингводидактические технологии являются значимым элементом обучения и воспитания в образовательной среде учебных заведений.

Электронное обучение ^-^т^д) стало составной частью технологий образовательной системы и цифрового воспитания. (см.: труды К.Е. Ангеловски, В.С. Лазарева, М.А. Моисеева, М.М. Поташника, Э.М. Роджерса, К.М. Ушакова, Н.Р. Юсуфбековой, а так же О.А. Богдановой, М.Е. Ионовой, М.Н. Кларина, др.).

Аспекты эффективности и рациональности их применения в образовании являются объектом педагогических исследований при рациональном сочетании традиционных педагогических и информационных технологий в информационно-обучающей среде. [1]

Информационно-обучающая среда цифрового воспитания включает технологии, методы, средства, учебно-методическое сопровождение и педагогического содержания. [2] Педагогическое содержание составляет ее ядро и формирует пути развития.

Развитие коммуникативных и лингводидакти-ческих технологий в обучении языковым дисциплинам идет по 3 направлениям: сопровождение процесса обучения «^се^о^се» с предоставлением дополнительных информационных ресурсов и средств коммуникации; поддержка электронного обучения; опПпе-обучение в режиме реального времени. [4]

А успешность является зависит от

уровня самодисциплины, ответственности и мотивации. Технология реализуется в 2 режимах: асинхронном и синхронном. [5]

Асинхронное обучение предполагает организацию процесса самостоятельной работы над учебным материалом в доступном и комфортном темпе; отправление выполненных заданий на учебный сайт для проверки педагогом; прохождение процедуры текущего и контрольного тестирования. [5]

Синхронное электронное обучение предпола-

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о с

00

0 сч

05

01

гает использование интерактивных коммуникационных и лингводидактических технологий для взаимодействия в режиме реального времени (online обучение). Объединение студентов в виртуальной аудитории для совместной работы с педагогом не зависит от их местоположения.

Кроме того, практикой доказана эффективность смешанной модели, сочетающей асинхронный (Web-база) и синхронный форматы благодаря целому инструментарию: системы организации и управления обучения (ср.: LMS: MOODLE, Blackboard, SAKAI, др.), программное обеспечение для интерактивных Web-конференций (ср.: Adobe Connect Pro, Elluminate, др.), технологии Web 2.0 и Web 3.0: блоги, wiki, подкасты и виртуальные миры. [7]

Цель применения коммуникативных педагогических и лингводидактических технологий определяется социальным заказом общества и развитием практико-личностно-ориентированной модели обучения к процессу обучения иностранному языку и его результатам.

Рассмотрим элементы электронного обучения русскому и иностранному языку в вузе.

Лекция в формате e-learning предполагает монолог педагога на фоне работы студентов-статистов, но активность студентов заключается в процедуре организации самостоятельной работы и прослушиванием структурированной лекции в записанном формате на сайте учебного заведения (но с индивидуальным доступом студента к материалам). Лекция является интерактивной и предусматривает возможность диалога «педагог-студент» и «педагог-студенты». Проведение лекции в формате видеоконференции требует активизированного пересмотра с целью повышения степени их интерактивности. Лекторский текст представляет учебным заведением в режиме реального времени. [6]

Видеоконференц-лекция базируется на презентационных и учебных материалах, усиливающих воздействие на аудиторию и на процесс усвоения. Применение презентации в учебном процессе позволяет: реализовать лингвистический и дидактический принцип наглядности; принцип эмоциональной окраски при изложении материала; структурировать материал для облегчения восприятия и усвоения, управлять работой студента и организовывать процесс коммуникации с ним. [6]

Воздействие педагога на аудиторию текстом лекции, проецируемого на экран, сводится к передаче по Интернет-каналу текстовых массивов (ср.: дорого, но он пользуется спросом). На слайдах представляются ключевые слова, вызывающие ассоциаций и содержащие максимум информации. Слайды с текстами являются показателем понимания педагогом смысловой нагрузки презентации и педагогического содержания лекции. [8]

Слайд является маркером учебной информации и обладает характером локального педагогического воздействия (ср.: включает простые пред-

ложения, чёткое и точное произнесение фраз и предложений вслух): помещение сути в максимально краткой форме для фиксации студентом; постадийное введение информации по мере ее усвоения; при представлении объёма информации материал вводиться постепенно с помощью анимации; содержание лекции чётко структурировано; включение слайдов с названиями разделов, тем, новых понятий. [9]. Создания концепта лекции связано с осуществлением роли педагога в лекции как в живом событии только в данный момент времени. (ср.: творчество педагога, его рассказ и объяснение, показывание и вдохновление) (Я. Коменский). [1]

Электронное обучение и цифровое воспитание направлено на передачу и ретрансляцию знания, посредственную и непрямолинейную передачу учебного материала. Кроме того, знания добываются студентом в результате затраченных им интеллектуальных усилий, преодоления интеллектуальных барьеров. Педагог учит тому, как это делать.

Особенностями технологии e-leammg иностранному языку, и языковым дисциплинам вце-лом, являются: многообразные разностилистиче-ские учебно-методические и практические материалы; удвоенный механизм обратной связи; Интернет как источник информации; владение техническими средствами; аутентификация пользователя при проверке знаний; очная экзаменационная сессия.

Задача e-leammg иностранному языку студентов вуза состоит в том, чтобы способствовать усвоению лингвистического материала посредством электронных печатных пособий, видемате-риалов, консультаций, дискуссий на форумах и чатах. Формами занятий e-leaming выступают: [6]

1. Синхронные чат-занятий с одновременным доступом к чат-кабинету для общения с лекторами.

2. Веб-занятия, уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы проводятся с помощью специализированных тематических форумов, записей на сайте, рабочей программой и асинхронным характером взаимодействия студента и лектора.

3. Учебные телеконференции проводятся на основе списка рассылки и электронной почты.

Методика e-leammg иностранному языку студентов вуза состоит из: «инструктивного блока, информационного блока наполнения ресурса, контрольного блока тестирования и оценки, коммуникативного блока интерактивного преподавания». [5]

Структура методики e-leammg иностранному языку студентов вуза включает:

1. Видеоролик об авторе и его публикациях.

2. Информация о методике.

3. Модуль с иллюстрациями, ключевыми словами, ссылками.

4. Самотестирование после раздела, контрольных работ и тем для дискуссий на форуме.

5. Справочные материалы с гиперссылками и текстом.

6. Список используемой литературы и адреса сайтов.

7. Электронная библиотека по тематике со ссылками.

8. Электронная почта лектора, телеконференции, форум, чат.

9. Практические задания.

10. Творческие задания - эссе, задания, ситуации.

11. Тексты на глубину понимания.

12. База проектов других студентов, вебработы студентов, презентаций.

13. Блок вопросов и ответы.

14. Экзаменационный тест о владении материалом.

15. Мониторинг результатов работы студента.

16. Блок анкет для студентов и тестов для выявления уровня знаний и оценки лектора.

17. Практикум с заданиями и анализом ошибок для выработки навыков.

18. Виртуальный лексический практикум.

Расписание сдачи заданий выглядит так: задание 1 - до 10.02.2018., задание 2 - до 15.02.2018., индивидуальный проект - до 25.02.2018., промежуточный экзамен - до 14.03.2018., финальный экзамен - до 24.05.2018.

Условием организации процесса цифрового воспитания является рациональное управление учебной деятельностью педагогом и специальные средства обучения. [10]

В процессе цифрового воспитания отрабатывается: умение мобильной адаптации к меняющимся ситуациям; самостоятельное приобретение знаний и их применение на практике; самостоятельное критическое мышление, умение видеть проблемы и искать пути рационального решения, использование новых технологий; правильная работа с информацией; коммуникабельность и контактность в социальных группах; работа в группе; самостоятельная работа над развитием интеллекта и культурного уровня. [7]

Организация эффективного взаимодействия между педагогом и студентами базируется на коммуникации и сотрудничестве (ср.: атрибут преподавания, способы организации, технологии реализации). Содержание взаимодействия построено на концептах «преподавание» и «учение»: передача готовых знаний и обучение методам самостоятельного добывания. (ср.: экспресс-опросы, тренинги, тестирование, задания на дом, студенческие конференции, дискуссии, деловые игры). [2]

Цифровое воспитание предполагает рейтинговую систему баллов, что придаёт работе студентов соревновательный характер в процессе прямого общения, обеспечивает благоприятные условия воздействия педагога.

Организация общения со студентами и управления их самостоятельной работой (ср.: работа с учебной литературой, выполнение контрольных работ, приобретение знаний по учебной дисци-

плине, др.) происходит до первого тестирования и экзамена. [1]

Цель коммуникативной технологии в цифровом воспитании является обеспечение планомерного контроля и оценивания, систематически самостоятельной работы студента под руководством педагога.

Педагог в педагогическом и методическом сопровождении учебной работы студента разрабатывает, издаёт учебно-методическую литературу, проводит лекционные курсы, практические занятия и лабораторные работы, проверяет контрольные и курсовые работы, принимает зачёты и экзамены, др.) в условиях систематического общения в индивидуальном (ср.: e-mail, групповой чат, форум) режиме Интернет. Педагог приобретает статус преподавателя-тьютора, наставника, руководителя и помощника. [9]

Итак, при электронном обучении и цифровом воспитании роль педагога является приоритетной в реализации, подготовке и осуществлении учебного процесса несмотря на новые условия владения цифровыми технологиями и средствами обучения и освоения методики e-learning.

Информационная компетентность педагога является основой коммуникативных и лингводидактических технологий и повышения качества электронного обучения в условиях цифрового воспитания и обеспечения педагогического взаимодействия «педагог-студент».

Таким образом, рациональное и дидактически обоснованное применение коммуникативных и лингводидактических технологий электронного обучения в условиях цифрового воспитания сделает учебно-воспитательный процесс более успешным и эффективным.

Электронное обучение отвечает требованиям практико-ориентированной модели обучения и высокой степени интерактивности процесса обучения и высокой значимости роли педагога в нем.

Литература

1. Пресс И.А. Интеграция классических и информационных технологий как педагогический базис модернизации современной образовательной системы. // Роль бизнеса в трансформации российского общества: Сборник трудов V МК. - М.: ТМК, 2017. - С. 496-498.

2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. -М.: МЭСИ, 2014. - 78 с.

3. Андреев А.А. Введение в электронное обучение. Учебно-методическое пособие. - М., ВУ, 2017. - 85с.

4. Ахаян А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2016. - 170 с.

5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., Логос, 2016. - 85с.

6. Пассов Е.А. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - 3-е изд. -М., АСТ, 2013. - 178 с.

7. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М., Академия, 2016. - 65с.

О

о го -о m

m

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X

s m

8. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №5. - с. 10-18.

9. Хуторской А.В. Электронное обучение и его технологии. // «Компьютерра». - 2017. - №38. - с. 26-30.

10. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая иннова-тика как направление методологических исследований. // Педагогическая теория: идеи и проблемы. - М., АСТ, 2015. - 126с.

11. Шарков Ф.И., Алексеев А.Н., Киселёв В.М., Потапчук В.А. Дизайн как коммуникация // Комму-никология. 2016. Т. 4. № 3. С. 177-187.

Communicative pedagogical and didactic technology: e-learning and digital education

Variyasova E.V., Gramma D.V. Surgut State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Changes in pedagogical science affect the sphere of communicative and linguodidactic technologies against the background of the need for knowledge in the system of e-learning and digital education on the basis of higher education. When implementing communicative and linguodidactic technologies in pedagogy, it is necessary to take into account the value orientations of time and the parameters of the impact of new information learning technologies in the e-learning environment. Key words: information and pedagogical society; e-learning and its resources; digital education; information and learning environment of the University; communication technologies, linguodidactic technologies, practice-personality-oriented model

References

1. Press I.A. The integration of classical and information technologies as a pedagogical basis for the modernization of the modern educational system. // The role of business in the transformation of Russian society: Collection of works V MK. -M .: TMK, 2017. - p. 496-498.

2. Andreev A.A. Higher School Pedagogy. - M .: MESI, 2014. - 78

p.

3. Andreev A.A. Introduction to e-learning. Teaching manual. - M.,

WU, 2017. - 85s.

4. Akhayan A.A. Virtual Pedagogical University. Theory of formation. - SPb .: Korifey, 2016. - 170 p.

5. Kitaygorodskaya G.A. Methodical foundations of intensive learning of foreign languages. - M., Logos, 2016. - 85s.

6. E.A. Passov Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication. - 3rd ed. - M., AST, 2013. - 178 p.

7. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Pedagogical distance

learning technologies. - M., Academy, 2016. - 65s.

8. Tyunnikov Yu.S. Analysis of the innovation activities of the educational institution: scenario, approach. // Standards and monitoring in education. - 2014. - №5. - with. 10-18.

9. Khutor's A.B. E-learning and its technology. // "Computerra". -

2017. - №38. - with. 26-30.

10. Yusufbekova N.R. Pedagogical innovation as a direction of methodological research. // Pedagogical theory: ideas and problems. - M., AST, 2015. - 126s.

11. Sharkov F.I., Alekseev A.N., Kiselev V.M., Potapchuk V.A. Design as a communication // Communicology. 2016.V. 4. No. 3. P. 177-187.

о

с ^

00

0 сч <e

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.