ций должно стать приоритетным направлением совершенствования федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ в самом ближайшем будущем в нашей стране.
Библиографический список
1. Варгина В.М. Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований // NovaUm.Ru. - 2018. -№ 15. - С. 293-297.
2. Зайков Д.Е. Недопустимые обращения граждан: проблемы квалификации и правоприменительной практики // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 8. - С. 68-74.
3. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Нормотворческие инициативы. Проект Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://president-sovet.ru/documents/read/395/.
4. Степкин С.П. Проблемы злоупотребления правом при реализации права граждан на обращения // Российский юридический журнал. - 2019. - № 1. - С. 54-59.
УДК 342.843.5
Иван Андреевич Субочев Цифровые новации избирательного процесса в России
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития цифровизации избирательного процесса в России, охарактеризованы действующие механизмы цифрового взаимодействия граждан и государства, а также определены перспективные направления развития цифрового избирательного права.
Ключевые слова: избирательная система, избирательное право, цифровизация избирательного процесса, цифровые сервисы.
Современный этап развития государственного управления невозможен без процесса цифровизации, который становится его неотъемлемой частью. Цифровые технологии охватывают все сферы государства и общества, в том числе процесс организации и проведения выборов и референдумов, как важнейшие демократические процедуры, требующие обеспечения доступности и удобства в их реализации для всех участников избирательного процесса, как избирателей, так и кандидатов, политических партий и иных организаторов выборов.
Анализ публикаций последних лет позволяет сделать вывод о том, что российской юридической наукой все большее внимание уделяется процессам цифровизации в рамках публично-правовых исследований в области конституционных прав граждан [1].
Практика показывает, что на официальном уровне роль информационных и коммуникационных технологий в этом процессе определяется в документах стратегического планирования [2]. Так, в утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг. отмечены такие основные задачи применения информационных и коммуникационных технологий для развития системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства, как: развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий; совершенствование механизмов электронной демократии; обеспечение возможности использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и переписи населения; создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни [3].
В ходе реализации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федерального проекта «Цифровое государственное управление» был определен перечень основных мероприятий, реализуемых в 2019-2021 гг. в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации.
При этом уже в настоящий период по данным ЦИК России активно используется и зарекомендовал себя такой сервис, как «Мобильный избиратель», возникший в 2017 г. К настоящему времени указанным сервисом воспользовались уже более 12 миллионов избирателей по всей стране, а его удобство и надежность позволяют избирателям, находящимся в любой точке России, принять участие в выборах федерального уровня. Следует отметить, что указанный механизм пришел на смену выдаче «открепительных удостоверений».
Иным немаловажным направлением, активно используемым избирательными комиссиями в своей работе, стало изготовление протокола об итогах голосования с использованием рЯ-кода. Так, указанная процедура позволила значительно сократить время ввода данных в систему ГАС «Выборы». Как отмечает председатель ЦИК России, использование системы рЯ-кодирования протоколов позволяет уже к
полуночи внести более 90% всех необходимых данных в ГАС «Выборы».
Но помимо уже имеющихся в настоящий момент направлений развития современных технологий в избирательном процессе инновационным является проектирование и реализация цифровых сервисов для участников избирательного процесса, разработанных с целью решения разнообразных задач в ходе подготовки и проведения выборов.
Указанные сервисы разработаны по основным группам участников избирательного процесса: для избирателей, кандидатов и избирательных объединений, избирательных комиссий и для средств массовой информации.
Так, уже в настоящий момент избиратели могут узнать информацию о выборах или референдумах, проходящих в их регионе, о кандидатах и избирательных объединениях, принимающих участие в выборах, а также ознакомиться с итогами голосования на портале «Госуслуги».
Там же для избирателей в ближайшее время будет представлена возможность проверить и актуализировать свои данные в Регистре избирателей, найти себя в списках избирателей по месту жительства, узнать информацию об избирательной комиссии.
В ходе электоральных процессов в 2020 г. активно применялся и пользовался спросом новый механизм - подача заявления о голосовании вне помещения для голосования при наличии на то уважительных причин, установленных избирательным законодательством.
Значимым и важным в сфере развития цифровизации избирательного процесса является блок цифровых сервисов для кандидатов и избирательных объединений.
Кандидаты и избирательные объединения смогут дистанционно подать документы, необходимые для выдвижения и регистрации, открывать специальные избирательные счета, представлять финансовые отчеты, а также назначать наблюдателей в избирательные комиссии, что существенно повысит скорость обмена информацией между субъектами избирательного процесса.
Реализовать указанные направления планируется через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом уже в 2020 г., в соответствии с Федеральным законом от 23.05.2020 № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для кандидатов и избирательных объединений был введен значимый и прогрессивный сервис с использованием указанного портала - сбор подписей избирателей в поддержку их выдвижения.
Процедура сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата или списка кандидатов, урегулированная статьей 37 Федерального закона, является трудоемким процессом, занимающим значительный промежуток времени при коротких сроках, установленных в избирательном законодательстве. Кандидатам необходимо подготовить в соответствии с утвержденным избирательной комиссией образцом подписной лист, соблюдая все требования законодательства в части его заполнения, указать необходимый объем персональных данных, проверить и заверить указанный подписной лист в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
В единый день голосования 13 сентября 2020 г. прошел эксперимент по внедрению указанного цифрового сервиса, с участием трех регионов: Чувашской Республики, Пермского края и Челябинской области, по итогам которого председатель ЦИК России Э.А. Памфилова отметила, что всего было собрано более 7000 подписей в электронном виде. Все подписи, собранные с использованием дистанционных технологий, признаны комиссиями действительными, нарушений порядка оформления указанных подписей установлено не было [4].
Таким образом, использование указанного цифрового сервиса позволило кандидатам исключить типовые ошибки, которые допускались при сборе подписей в «ручном» режиме, а также существенно упростить порядок работы избирательных комиссий в части проверки представленных подписей избирателей.
Еще один важный блок цифровых сервисов планируется разработать для представителей средств массовой информации. Так, у журналистов и иных заинтересованных организаций появится возможность подачи уведомлений о готовности к предоставлению кандидатам и избирательным объединениям эфирного времени, рекламных площадей, изготовлению агитационных материалов, подачи заявления на аккредитацию СМИ, а также будет сформирована выдача цифровых аккредитационных удостоверений.
В завершении важно отметить, что в рамках развития всех вышеназванных механизмов, предполагающих внедрение цифровых технологий в избирательный процесс, на заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 2 декабря 2020 г. был рассмотрен и принят за основу проект Концепции создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации до 2022 г. [5].
Таким образом, использование новых цифровых технологий приводит к значительной трансформации и модернизации избирательного процесса, изменению законодательных подходов к определению по-
рядка реализации участниками электорального процесса своих конституционных избирательных прав. При этом применение цифровых технологий в избирательном процессе значительно опережает уровень информатизации в других сферах государственного и муниципального управления, что обусловливает необходимость разработки и принятия соответствующих законодательных решений.
Библиографический список
1. Трансформация права в цифровую эпоху: монография / Под ред. А.А. Васильева. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 432 с.
2. Постников А.Е. Конституционная модель политической системы России в условиях развития «цифрового общества // Журнал российского права. - 2020. - № 5.
3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.
4. В ЦИК рассказали о сборе подписей через портал Госуслуг [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20200729/1575102506.html свободный.
5. О проекте Концепции создания Цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации до 2022 года: Выписка из протокола заседания ЦИК России от 02.12.2020 № 277/1-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/vypiski-iz-protokolov/ 48483/.
УДК 342
Мария Викторовна Титаренко
Конституционные права и свободы человека и гражданина: реализация прав осужденных
Аннотация. Статья посвящена реализации и ограничению конституционных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в статье рассматриваются проблемы реализации вышеназванных прав и положительные моменты их решения.
Ключевые слова: конституционные права, конституционные свободы, реализация прав, осужденные.
Гл. 2 Конституции Российской Федерации закрепляет многообразие прав и свобод человека и гражданина. Политика нашего государства, провозгласившего себя социальным (ст. 7 Конституции Россий-