ЦИФРОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ В СТРУКТУРЕ РИПД
Алексей Викторович Дубровский
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, заведующий лабораторией "Дигитайзер", тел. 8(383) 3610109, e-mail: [email protected]
Сергей Владимирович Середович
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, директор ИГиМ, тел. 8(383) 3433937, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен практический опыт СГГА в создании цифровых навигационных карт (ЦНК). Дано описание существующих классификаций ЦНК, а также нормативноправовой базы их создания и использования. Показана структурная схема элементов ЦНК, и их роль в формировании Российской инфраструктуры пространственных данных.
Ключевые слова: цифровые навигационные карты, геоинформация, инфраструктура пространственных данных.
DIGITAL NAUTICAL CHARTS IN THE FRAMEWORK OF RUSSIAN SPATIAL DATA INFRRASTRUCTURE (SDI)
Alexey V. Dubrovsky
Ph.D. head of “Digitizer” Laboratory, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 600008, Novosibirsk, phone: (383) 361-01-09, e-mail: [email protected]
Sergey V. Seredovich
Ph.D., Director of the Institute of Geodesy and Management, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 600008, Novosibirsk, phone: 8(383)3433937, e-mail: [email protected]
The paper presents practical experience of SSGA in making digital nautical charts (DNC). The existing DNC classifications as well as normative legal documents for their development and application are described. The structure chart of DNC elements and their role in Russian spatial data infrastructure creation are shown.
Key words: digital nautical charts, geoinformation, spatial data infrastructure.
Современный уровень развития технических средств глобального позиционирования позволяет использовать их во многих сферах жизнедеятельности современного общества. Часто их применение связано не только с решением традиционных научных и производственных задач, но и частных задач, возникающих у широкого круга потребителей геоинформации. При этом роль и значение геоинформации для современного человека постоянно увеличивается. Параллельно с растущей потребностью в геоинформации возрастают и ее качественные характеристики. Доступность, высокая точность, актуальность - становятся ее неотъемлемыми атрибутами.
Поставщики информации активно внедряют в свои информационные ресурсы данные о пространственном положении объектов их геометрических характеристиках, интегрируют современные средства сбора геоинформации в различные системы и технологии. Одним из современных источников сбора пространственных данных являются глобальные навигационные спутниковые системы. Развитие транспортной инфраструктуры урбанизированных территорий, перегрузка улиц крупных городов автомобильным транспортом заставляют «по новому» взглянуть на проблему организации дорожного движения и решения оптимизационных и навигационных задач. Прежде всего, нововведения касаются использования современных геоинформационных технологий для обеспечения транспортной безопасности страны. Именно безопасности, так как современная комфортная жизнь населения во многом зависит от уровня развития транспортно-коммуникационных систем. Кроме того, одним из приоритетных направлений использования Российской системы ГЛОНАСС на сегодняшний день является организация контроля движения транспортных средств и перераспределения транспортных потоков, оптимизация схем движения автотранспорта.
Используя современные технологии геоинформационного анализа и моделирования, удается оптимизировать маршруты городского автотранспорта, спроектировать новые дорожные развязки, организовать ремонтные работы, спланировать маршрут следования, а при необходимости и применить алгоритмы интеллектуального параметрического расчета движения. Даже при уборке снега зачастую используют автотранспорт, оборудованный приборами навигации для мониторинга движения [1]. Однако все перечисленные возможности ГИС не будут реализованы без актуальной, подробной навигационной карты, интегрированной в различные автоматизированные системы управления, навигации и поддержки принятия решений. В связи с этим на рынке геоинформационных систем и прикладного программного обеспечения стремительно развивается сегмент транспортных навигационных систем (ТНС). ТНС состоят из трех подсистем: подсистема навигационного обеспечения, геоинформационного и програмного. Навигационное обеспечение включает системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/ОРБ сеть наземных базовых станций и технические средства профессиональной или персональной навигации. Подсистема програмного обеспечения включает специализированные программные средства, позволяющие реализовать навигационные и информационно- справочные запросы пользователей. Геоинформационная подсистема включает цифровые навигационные карты, интегрированные со справочными тематическими базами данных.
Цифровая навигационная карта (ЦНК) - это цифровая тематическая карта с навигационной информацией, достаточной для решения задачи автоматизированного определения местоположения транспортного средства и расчета маршрута его движения [2]. ЦНК создаются для использования в навигационном оборудовании и решении навигационных задач в диспетчерских системах различного назначения.
Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» предусматривается создание в необходимом объеме крупномасштабных навигационных карт требуемых масштабов на всю территорию Российской Федерации. Цифровая навигационная карта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является базовой и может быть дополнена различной тематической информацией с последующей подготовкой, конвертацией и загрузкой в навигационные устройства и системы.
Наряду с государственными ЦНК активно развивается сегмент коммерческих навигационных систем на базе ЦНК, которые являются лицензионными продуктами, права на которые принадлежат коммерческим организациям. Уникальность этих ЦНК в том, что это первый цифровой картографический продукт общего пользования, необходимый населению для решения своих повседневных задач, который создается в более крупных масштабах по сравнению с государственными ЦНК. Коммерческие ЦНК создаются не только в виде обзорных карт на межселенную территорию, но и на территорию населенных пунктов. При этом население самостоятельно оплачивает разработку и актуализацию коммерческих ЦНК. Благодаря развитию цифровой навигации у населения появилась потребность в постоянном использовании геоинформации, развивается геоинформационное мышление и происходит становление нового информационного общества.
ЦНК имеют сложную структуру, в состав которой входят такие новые понятия для традиционной картографии как, сейлсаналитика и трейдмаркетинг, рис. 1. Сейсланалитика или анализ продаж, заключается в проведении расширенного анализа потребностей пользователей геоинформационного ресурса, анализ наиболее востребованных тематических компоновок навигационных карт, а также их оформления. Трейдмаркетинг заключается в разработке стратегии поддержки продаж ЦНК, создание маркетинговой политики для продвижения ЦНК на рынке цифровой навигации.
Рис. 1. Структура ЦНК
Для классификации ЦНК предлагается группировать их на тематические классы по следующим признакам:
а) Транспортное средство: выделяют автомобильные, железнодорожные, водные, авиационные и туристические ЦНК;
б) Навигационное оборудование: ЦНК в индивидуальных приборах навигации; ЦНК в диспетчерских службах и мониторинговых системах; ЦНК для планирования и территориального управления, входящие в состав интеллектуальных систем навигации и управления;
в) Режим доступа: локальные ЦНК, коллективные ЦНК (интернет доступ), открытые локальные ЦНК (базовая информация может обновляться и дополняться данными, полученными в режиме реального времени, например, данными об автомобильном трафике);
г) Стоимость: платные ЦНК, условно-бесплатные ЦНК, бесплатные ЦНК. Данный критерий не распространяется на стоимость навигационного оборудования.
Самым распространенным на сегодняшний день видом ЦНК является автомобильная, индивидуальная с открытым локальным режимом доступа, как правило, платная. Подобные ЦНК создают и распространяют фирмы Garmm, Навиком, Навител, Теле-Атлас, Сити-Гид, Яндекс и др. [3]. Цифровая навигационная карта для автомобильного транспорта - это цифровая векторная карта, содержащая граф дорог, объекты сервиса и дорожные знаки, которые дополняют описание графа дорог справочной информацией.
Многолетний международный опыт, накопленный в области геоинформатики, послужил основой для формирования новых форм и
эффективного механизма управления пространственными данными -инфраструктуры пространственных данных (ИПД), рис. 2.
Основные мотивы создания ИПД - обеспечение простоты доступа к пространственной информации для государственных, коммерческих организаций и индивидуальных клиентов, а также удобства информационного взаимодействия держателей и потребителей данных; разрушение ведомственных информационных барьеров; устранение дублирования сбора пространственных данных и их эффективное использование [4].
Основным структурным элементом ИПД являются базовые пространственные данные (БПД). Под БПД понимаются «пространственные объекты, относящиеся к специально выбранным типам, отличающиеся устойчивостью пространственного положения во времени (сохранность и устойчивость в плане и по высоте в течение длительного времени) и более точным координатным описанием по сравнению с другими пространственными объектами».
БПД включает: геодезические сети, ортофотопланы территории, рельеф в виде ЦМР, транспортные сети, национальные газетиры, гидрография, границы административных единиц, кадастровая информация.
Рис. 2. Состав пространственных данных РИПД
Таким образом, ЦНК входят в состав базовых пространственных данных и являются важным информационным ресурсом на уровне государства. Последующее развитие Российской инфраструктуры пространственных данных должно осуществляться в направлении полной интеграции с информационными ресурсами кадастра объектов недвижимости - дежурной кадастровой карты Росреестра (сайт: www.rosreestr.ru), данными информационной системы
обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) - федеральной градостроительной информационной системы (сайт: www.fgis.ru) и данными государственных навигационных карт (сайт www.ggc.ru), а также муниципальных фондов пространственных данных (МФПД). Если рассмотреть опыт Новосибирской области в формировании ИСОГД и МФПД можно смело
утверждать, что в настоящее время, данные коммерческих ЦНК НСО производства СГГА полностью интегрированы в системы территориального управления города и области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Контроль транспорта коммунальных и аварийных служб с ГЛОНАСС. Единая национальная диспетчерская система России [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.endssar.ru.
2. Цифровые навигационные карты России. Федеральное космическое агентство [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.federalspace.ru.
3. Дубровский, А.В. Опыт создания навигационных карт для организации мобильных сервисов на территории Новосибирской области [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gisa.ru.
4. Миллер, С.А. Концепция Российской инфраструктуры пространственных данных [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gisa.ru.
5. Середович, В.А. Разработка автоматизированной информационной системы территориального управления Новосибирской области [Текст] / Середович В.А., Калюжин В.А., Дубровский А.В.- ГЕО-Сибирь-2006. Т.2. Экон. природопользования и недвижимости. Землеустр. и кадастры. Ч.1: сб. матер. междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2006», 2428 апреля 2006 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2006. - C. 76-71.
© А.В. Дубровский, С.В. Середович, 2012