Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ МЕДИА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / РЕЦЕПТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодрле Светлана Вячеславовна, Савченко Анна Александровна

Цель исследования - раскрыть дидактический потенциал цифровых медиа в обучении иностранному языку в высшей школе. В статье рассматривается роль цифровых медиа в образовательном процессе, в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающей овладение продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности, а также в формировании универсальных умений студентов неязыкового вуза. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в российском научном дискурсе цифровые образовательные медиа классифицированы на основании функции, выполняемой ими в учебной деятельности, и соотнесены с формируемыми с их помощью отдельными составляющими иноязычной коммуникативной компетенции и универсальными умениями студентов. В результате проведенного комплексного анализа доказано, что современные цифровые медиа являются дидактическим инструментом в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов, их включение в учебный процесс позволяет решить широкий спектр актуальных задач современного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодрле Светлана Вячеславовна, Савченко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MEDIA AS A MEANS FOR FORMING FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE AND UNIVERSAL SKILLS IN STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The study aims to shed light on the didactic potential of digital media in foreign language teaching in higher education. The paper examines the role that digital media play in the educational process, in the formation of foreign-language communicative competence, which involves the mastery of productive and receptive types of speech activity, as well as in the formation of universal skills in students of non-linguistic universities. The study is novel in that it is the first in Russian scientific discourse to classify digital educational media on the basis of functions that they perform in educational activities, as well as to correlate digital educational media with individual components of students’ foreign-language communicative competence and universal skills formed with their help. As a result of a comprehensive analysis, it has been proved that modern digital media are a didactic tool in the formation of foreign-language communicative competence and universal skills in students of non-linguistic universities, their inclusion in the educational process makes it possible to address a wide range of relevant tasks of modern higher education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

Zà rpoirioTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 1. С. 44-50 | 2022. Volume 7. Issue 1. P. 44-50

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Цифровые медиа как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов

Кодрле С. В., Савченко А. А.

Аннотация. Цель исследования - раскрыть дидактический потенциал цифровых медиа в обучении иностранному языку в высшей школе. В статье рассматривается роль цифровых медиа в образовательном процессе, в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающей овладение продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности, а также в формировании универсальных умений студентов неязыкового вуза. Научная новизна работы состоит в том, что впервые в российском научном дискурсе цифровые образовательные медиа классифицированы на основании функции, выполняемой ими в учебной деятельности, и соотнесены с формируемыми с их помощью отдельными составляющими иноязычной коммуникативной компетенции и универсальными умениями студентов. В результате проведенного комплексного анализа доказано, что современные цифровые медиа являются дидактическим инструментом в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов, их включение в учебный процесс позволяет решить широкий спектр актуальных задач современного высшего образования.

EN

Digital Media as a Means for Forming

Foreign-Language Communicative Competence and Universal Skills in Students of Non-Linguistic Universities

Kodrle S. V., Savchenko A. A.

Abstract. The study aims to shed light on the didactic potential of digital media in foreign language teaching in higher education. The paper examines the role that digital media play in the educational process, in the formation of foreign-language communicative competence, which involves the mastery of productive and receptive types of speech activity, as well as in the formation of universal skills in students of non-linguistic universities. The study is novel in that it is the first in Russian scientific discourse to classify digital educational media on the basis of functions that they perform in educational activities, as well as to correlate digital educational media with individual components of students' foreign-language communicative competence and universal skills formed with their help. As a result of a comprehensive analysis, it has been proved that modern digital media are a didactic tool in the formation of foreign-language communicative competence and universal skills in students of non-linguistic universities, their inclusion in the educational process makes it possible to address a wide range of relevant tasks of modern higher education.

Введение

Актуальность темы данного исследования обусловлена изменениями в требованиях, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений в связи с широким использованием цифровых технологий во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время от выпускников вузов требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстро меняющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным тот факт, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000) и Национальном проекте РФ «Образование» (2019) подчеркивается необходимость изменения методов обучения на всех ступенях в соответствии

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220019

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

с преобразованиями в сфере культуры, экономики, науки и технологий, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, повышают мотивацию, стимулируют самостоятельную работу студентов, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Данные положения отражают социальный заказ современного общества на подготовку высококлассных специалистов, умеющих ориентироваться в цифровом пространстве, и объясняют актуальность развития новой модели обучения в вузе, построенной на основе современных цифровых технологий. Поскольку дисциплина «Иностранный язык» является обязательной для изучения по всем направлениям подготовки в высшей школе, теоретические и практические аспекты интеграции цифровых медиа в процесс обучения иностранному языку являются актуальной темой для исследования.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть роль цифровых медиа в обучении иностранному языку в неязыковом вузе;

- изучить образовательный потенциал различных типов цифровых медиа в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов (на примере Кубанского государственного университета).

Для решения данных задач использовались следующие методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, методы качественного и контент-анализа, структурный и функциональный анализ результатов.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых работы, посвященные вопросам преподавания иностранного языка (Вятютнев, 1977; Сафонова, 1993; Щукин, 2004; Бим, 2007), цифровизации высшего образования (Стариченко, 2020), определению понятий «цифровые медиа» (Жилавская, 2016), «медиаобразовательные технологии» (Кудрина, Онучина, Ярных, 2020), «медиаобра-зование» (Фотиева, Кирилин, 2019), «образовательные медиа» ^аипПаМ, 2013). Нами были изучены научные публикации, в которых анализируются проблемы, связанные с информатизацией (Роберт, 2017) и цифрови-зацией системы образования (Вербицкий, 2019); исследуются практические аспекты использования цифровых технологий в высшей школе (Зыкова, Коновалова, Малинина и др., 2021; Королева, 2020), в том числе в обучении иностранному языку (Кодрле, Наумова, 2021; Колесниченко, 2021).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенные виды учебной деятельности с использованием цифровых медиа могут быть эффективно интегрированы в процесс обучения английскому языку в вузе для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, развития различных типов мышления и создания многоуровневой, многофункциональной образовательной системы, в которой студент является активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Роль цифровых медиа в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Очевидно, что с развитием информационно-коммуникационных и цифровых технологий значительно расширился образовательный инструментарий, который в настоящее время включает в себя не только традиционные, но и новые образовательные медиа. В связи с цифровизацией системы образования благодаря научно-техническому прогрессу и возрастанию информатизации общества в настоящее время в образовательном процессе активно используются цифровые медиа. Мы придерживаемся широкого понимания термина «цифровые медиа» и относим к этой категории «культурные объекты, а также высокотехнологичные инструменты, предоставляющие доступ к информации в сети Интернет и обладающие рядом особых признаков: интерактивностью, мультимедийностью, цифровым форматом и высокой доступностью» (Шамшурин, 2018), например сетевые издания, социальные сети, сайты, платформы, мобильные приложения и т.д. Цифровые медиа предоставляют качественно новые возможности для презентации учебного материала и организации учебно-познавательной деятельности, что, в свою очередь, приводит к дифференциации педагогических практик и методов обучения с точки зрения их дидактического потенциала. В настоящее время предпочтение отдается интерактивным видам деятельности, проектной работе, игровым технологиям, формирующим у студентов целый ряд компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Согласно ФГОС ВО (3++) (2022), в результате освоения дисциплины «Иностранный язык» у студентов по направлениям бакалавриата должна быть сформирована универсальная компетенция (УК-4), т.е. способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)», что предусматривает формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к определению термина «иноязычная коммуникативная компетенция». Он трактуется как «выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» (Вятютнев, 1977, с. 38); «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности» (Щукин, 2004, с. 140); «готовность и способность специалиста к применению иноязычных лингвострановедческих, научных и предметных знаний для осуществления полноценной иноязычной межкультурной коммуникации» (Аитов, 2007, с. 42); «способность и реальная готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее

в процессе общения» (Бим, 2007, с. 159-160); «совокупность коммуникативных умений и навыков студента, характеризующихся свободным владением наукой и искусством общения на иностранном языке, представляющая собой системное новообразование в профессионально-личностной структуре обучающегося» (Текеева, 2009, с. 12).

Выделяются различные составляющие данной компетенции. По мнению В. В. Сафоновой (1993), иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя: языковую (грамматическую, лингвистическую); речевую (прагматическую, стратегическую, дискурсивную); социокультурную (социолингвистическую, линг-вострановедческую) компетенции. Е. Н. Соловова (2003) отмечает в ее составе лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, стратегическую, социальную компетенции. В исследованиях Совета Европы указаны следующие компоненты коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, стратегическая, социальная, социокультурная (Азимов, Щукин, 2009, с. 98).

На основе анализа приведенных выше определений и описаний содержания рассматриваемого понятия приходим к выводу, что иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления коммуникации на иностранном языке в соответствии с целями и ситуацией общения. Очевидно, что обязательным условием для успешного формирования данной компетенции является сформированность рецептивных (аудирование, чтение) и продуктивных (говорение, письмо) видов речевой деятельности. Таким образом, актуальной задачей для преподавателя иностранного языка (ИЯ) являются поиск, апробация и дальнейшее использование ресурсов, способствующих развитию данных видов речевой деятельности. В современных реалиях именно цифровые ресурсы представляются наиболее релевантными. Далее рассмотрим, как различные цифровые медиа интегрируются в процесс обучения ИЯ (на примере Кубанского государственного университета).

Как известно, овладение речью на иностранном языке (ИЯ) как средством коммуникации включает в себя не только умение выразить свои мысли, но и умение понять речь других людей как при непосредственном общении, так и в средствах массовой информации. Восприятие информации на слух является одним из важнейших навыков. М. Беркли-Ален (1997) приводит данные о том, что из всего времени общения 40% мы проводим слушая, 35% - разговаривая, 16% - читая, 9% приходится на письмо. Таким образом, умение воспринимать на слух иноязычную речь играет важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Поскольку обучение студентов иностранному языку происходит в русскоговорящей среде, доступ к аутентичным обучающим ресурсам, созданным носителями языка, является необходимым условием для формирования и развития навыка аудирования.

Современные цифровые информационные медиа, такие как всемирная сеть Интернет, предлагают большое количество ресурсов для развития навыков аудирования на разных уровнях владения языком, что является важной характеристикой для неязыкового вуза, так как делает возможными реализацию индивидуального подхода к обучению студентов ИЯ и разработку многоуровневых заданий для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов. Наше исследование показывает, что в процессе обучения английскому языку эффективно используются множество сайтов (businessenglishsite.com; engvid.com), предлагающих учебные аудио- и видеоматериалы, целью которых является не только развитие навыков аудирования, но и работа над произношением, овладение новой лексикой, приобретение навыков делового общения. Тематика видео варьируется в зависимости от уровня владения языком обучающихся и включает в себя актуальные вопросы кросс-культурной коммуникации, рекомендации для проведения/участия в видеоконференциях ZOOM, материалы по высокочастотным глаголам, предлогам времени и т.д. Отметим еще раз, что основное достоинство данных ресурсов - их многоуровневость и возможность легко адаптировать их контент к образовательным потребностям студентов.

Данные, полученные в результате нашего исследования, демонстрируют эффективность применения подкастов (businessenglishpod.com) с целью формирования у обучающихся навыков аудирования. В настоящее время явление подкастинга заметно эволюционировало с момента появления в 2004 году. Это привело к тому, что теперь подкасты являются не только звуковыми, но и видеоресурсами, а прослушивать или просматривать их можно прямо на сайте. Если подкаст оказался полезным, то его загружают к себе на смартфон или иное устройство и многократно слушают (просматривают). Ввиду того, что длительность некоторых под-кастов может составлять около 40 минут, подобные ресурсы целесообразно использовать для внеаудиторной самостоятельной работы студентов с последующим контролем на занятии в виде беседы по теме прослушанного урока, обсуждения материала в малых группах, теста, составления ассоциативных карт и т.п. Кроме того, диалоги, представленные в подкастах, служат образцами для ролевых игр. Мы полагаем, что данная технология обладает значительным обучающим потенциалом и имеет ряд преимуществ, одним из которых является возможность мобильного обучения, то есть обучения с использованием мобильных устройств.

В настоящее время обучение в значительной степени происходит за пределами формальных образовательных учреждений. При этом неформальное обучение играет важную роль в удовлетворении образовательных потребностей студентов. Именно по этой причине аутентичные художественные и документальные фильмы (Learning English Video Project on englishclub.com, BBC), сериалы ("Friends"), песни, приложения для смартфонов (Duolingo, British Council) являются ценным источником знаний о языке в целом и эффективным инструментом развития навыков восприятия иноязычной речи на слух.

Любое обучение происходит в процессе общения с внешним миром, самим собой, с другими обучающимися и с преподавателями. На наш взгляд, данное положение особенно верно в отношении обучения ИЯ, поэтому создание необходимых условий для эффективного общения в аудитории является одним из определяющих

факторов успешного овладения ИЯ. Данная задача становится особенно актуальной в условиях дистанционного и смешанного форматов обучения, когда традиционные подходы к обучению ИЯ и привычная образовательная деятельность должны быть адаптированы к формату видеоконференций, которые в Кубанском государственном университете проводятся на платформе Microsoft Teams. Как показывает исследование, в дистанционном обучении есть свои достоинства и недостатки. Одно из наиболее частых критических замечаний в связи с дистанционным обучением заключается в отсутствии прямого, непосредственного взаимодействия не только между преподавателем и студентами, но и между отдельными студентами или группами, в связи с чем работа в парах или малых группах представляется невозможной или весьма затруднительной. Эта проблема была частично решена нами путем создания отдельных каналов для одновременной работы в парах или малых группах для проведения дискуссий (обсуждение прочитанного, высказывание мнения по тому или иному вопросу, составление диалога) или проектной деятельности. В некоторых случаях студентам необходимо записать свой диалог для оценки преподавателем и/или другими студентами. Описанные выше стратегии создают все необходимые условия для однорангового и коллаборативного онлайн-обучения и естественного общения на английском языке с целью решения реальных коммуникативных задач.

Мультимедийные презентации на протяжении уже многих лет эффективно используются в обучении ИЯ как преподавателями, так и студентами. Существует множество приложений для создания слайдов (PowerPoint, Bookdown, Office Mix, Prezi, Sway), изображений или графиков. Цифровые рассказы (digital storytelling) -это более современный способ подачи информации и создания гипертекста, в том числе на ИЯ. В данном способе представления информации искусство увлекательного повествования сочетается с применением различных цифровых устройств, сервисов, программ, графических редакторов, текстов, видео- и аудиоряда. Цифровые рассказы могут быть разными по тематике и направленности (социально-культурные, касающиеся бизнеса, обучения, семьи и т.д.). Большое количество вебсайтов, на которых публикуются цифровые рассказы, и широкий выбор тем обусловливают дидактические возможности данного типа мультимедиа. В практике преподавания ИЯ в Кубанском государственном университете цифровые рассказы используются не только как способ представления информации, но и как вид индивидуальной или групповой проектной деятельности студентов. Данный вид работы позволяет реализовать компетентностный подход к обучению и раскрыть творческий потенциал студентов. Цифровые рассказы могут быть созданы в мобильных приложениях (Explain Everything, Prisma 3D, FlipaClip), на сайтах (UtellStory, Renderforest, spark.adobe), при помощи различных программ (Pivot, Adobe Animation, Autodesk Maya).

Результаты исследования демонстрируют высокий образовательный потенциал цифровых информационных медиа в обучении студентов чтению. Изучение материалов, опубликованных на сайтах ведущих британских и американских газет, научно-популярных или научных журналов, чтение и реферирование статей давно стало неотъемлемой частью образовательной деятельности в вузе. Социальные медиа (Facebook, Twitter, YouTube) также успешно интегрированы в процесс обучения английскому языку для обмена и поиска иноязычной информации, в том числе касающейся будущей научной или профессиональной деятельности студентов.

Таким образом, цифровые медиа играют существенную роль в обучении иностранному языку в неязыковом вузе, оказывая целенаправленное воздействие на образовательный процесс. Аудио- и видеоматериалы, доступные в Интернете, подкасты, мультимедийные презентации, технологии дистанционного обучения и другие цифровые медиа способствуют развитию рецептивных (аудирование, чтение) и продуктивных (говорение, письмо) видов речевой деятельности, расширению словарного запаса обучающихся, совершенствованию произносительных навыков, повышению осведомленности студентов о культуре и истории страны изучаемого языка. Отдельно отметим, что использование современных цифровых медиа позволяет организовать учебную деятельность в соответствии с актуальными требованиями, предъявляемыми к высшей школе, и является одним из мотивирующих факторов.

Образовательный потенциал различных типов цифровых медиа в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов неязыковых вузов

Для анализа эффективности использования различных типов медиа в учебном процессе профессор Лондонского университета Диана Лорилард (Laurillard, 2013) предложила диалоговую модель и выделила пять типов образовательных медиа в зависимости от того, какую функцию они выполняют в учебно-познавательной деятельности. Согласно данной классификации, информативные медиа предполагают пассивное восприятие информации, к ним относятся печатные медиа, аудиокассеты, CD, DVD. К интерактивным медиа относятся медиа, основанные на компьютерных технологиях, позволяющие пользователю самостоятельно осуществлять навигацию и выбор контента. Адаптивные медиа могут изменяться в соответствии с действиями пользователя, к ним относятся виртуальная реальность, симуляторы и т.п. Коммуникативные медиа делают возможным общение/взаимодействие между людьми благодаря Интернету и цифровым технологиям. Продуктивные медиа позволяют создать свой собственный продукт, используя различные современные медиа.

Опираясь на классификацию Д. Лорилард, мы проанализировали цифровые медиа, используемые в обучении английскому языку в Кубанском государственном университете. Кроме того, мы исследовали, как медиа различных типов способствуют формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов. Результаты нашей работы представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Тип медиа / функция в процессе обучения Медиа, относящиеся к данному типу Формируемые составляющие иноязычной коммуникативной компетенции Формируемые универсальные умения

Информативные медиа Тексты/статьи в формате pdf, графики, изображения, презентации, CD, DVD, телевидение, радио, художественные/ документальные фильмы Аудирование/чтение; расширение словарного запаса Развитие зрительной памяти и воображения

Интерактивные медиа Мультимедийные презентации, поисковые системы, он-лайн-переводчики,электронные словари, онлайн-тесты с множественным выбором ответа, интернет-ресурсы, вебсайты газет и журналов, цифровые рассказы, социальные медиа, мобильные приложения Аудирование/чтение/говорение/письмо; знакомство с различными функциональными стилями; расширение словарного запаса Изучение, поиск, нахождение, классификация, выбор релевантной информации; понимание, оценка, анализ медийных текстов; формирование и развитие навыков работы с компьютером и интернет-ресурсами

Коммуникативные медиа Видеоконференции, дискуссионные форумы, электронная почта, мобильные приложения, мессенджеры, социальные медиа/сети, образовательные платформы Аудирование/чтение/ говорение/письмо; преодоление языкового барьера; расширение словарного запаса, в том числе овладение клише, используемыми для выражения согласия/несогласия, собственного мнения, одобрения/неодобрения и т.п.; диалогическая речь, участие в обсуждении, дебатах Умение использовать информацию в новых/нестандартных ситуациях; выражать/ интерпретировать идеи, устанавливать связи между информацией, полученной из разных источников; выражение и аргументация своей позиции; мозговой штурм, проектная деятельность; медиа-грамотность, умение ориентироваться в медийном пространстве; толерантность и навыки бесконфликтного общения

Продуктивные медиа Компьютерные/мобильные приложения для создания мультимедийных презентаций и цифровых историй Аудирование/чтение/ говорение/письмо; монологическая речь; создание презентации; написание отчетов, статей, сообщений, эссе, официальных/неофициальных электронных писем; создание цифровых рассказов Творческие способности; навыки публичных выступлений; умение работать самостоятельно и в команде; целепола-гание, планирование, тайм-менеджмент, рефлексия; создание медиа-продукта; медиа- и цифровая грамотность; редактирование

Считаем необходимым отметить, что все типы цифровых образовательных медиа, используемых в обучении иностранному языку, способствуют развитию у студентов культурного самосознания, уважительного отношения к представителям других культур и определенного типа мышления (критического, логического, визуального и интуитивного). В связи с этим данные универсальные умения не были включены в Таблицу 1.

Наше исследование свидетельствует о том, что одни и те же образовательные медиа могут относиться к различным типам в зависимости от выполняемой функции и поддерживать разные виды учебной деятельности в зависимости от дидактической задачи, которую ставит перед собой преподаватель. Так, цифровой рассказ или мультимедийная презентация, используемые студентами для поиска информации, являются интерактивными медиа, так как обучающиеся могут самостоятельно выбирать релевантный контент. Однако те же самые медиа становятся продуктивными, если являются результатом проектной деятельности студента. В случае если с их помощью предъявляется новый материал, они выполняют функцию информативных медиа.

Наш опыт также показывает, что для того, чтобы полностью использовать дидактический потенциал цифровых медиа в обучении ИЯ, зачастую необходимо пересмотреть образовательные цели и перейти к модели обучения, которая строится на принципах аутентичности (чтение, прослушивание аутентичных материалов), исследовательской деятельности (поиск релевантной информации в Интернете), коммуникации (обмен мнениями, опытом в социальных сетях, на образовательных платформах), взаимодействия (участие в совместной проектной деятельности), инноваций (поиск новых методов преподавания/обучения), совместного обучения, творческой деятельности (создание своего собственного продукта на ИЯ).

Таким образом, в Кубанском государственном университете в обучении ИЯ используются информативные, интерактивные, коммуникативные цифровые медиа. Их включение в образовательный процесс способствует формированию различных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных умений студентов. Как видно из Таблицы 1, адаптивные медиа, к которым, согласно авторской классификации

Д. Лорилард, относятся компьютерные симуляции, виртуальное образовательное пространство и т.п., на данный момент не применяются в учебном процессе в Кубанском государственном университете.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Цифровые медиа играют важную роль в обучении ИЯ в неязыковом вузе. Они обладают высоким образовательным потенциалом и являются дидактическим инструментом в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает овладение рецептивными и продуктивными видами речевой деятельности.

В зависимости от того, с какой целью они используются в учебном процессе, образовательные цифровые медиа могут быть отнесены к информативным, интерактивным, коммуникативным, адаптивным и продуктивным. Каждый тип цифровых медиа стимулирует определенный вид учебно-познавательной деятельности и формирует определенные составляющие иноязычной коммуникативной компетенции.

Включение цифровых медиа в учебный процесс способствует формированию целого ряда универсальных умений студентов, среди которых умение мыслить критически, ориентироваться в информационном пространстве, взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в разработке и актуализации рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык», предусматривающих обязательное использование цифровых медиа в образовательном процессе, а также в поиске/разработке программного обеспечения для создания симуляторов, виртуальной обучающей среды и прочих адаптивных медиа, которые могут быть интегрированы в обучение ИЯ в вузе.

Источники | References

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.

2. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: автореф. дисс. ... д. пед. н. СПб., 2007.

3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.

4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007

5. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

6. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.

7. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2016. № 4.

8. Зыкова Н. В., Коновалова Л. В., Малинина Е. С., Ушакова Т. Н., Худякова О. Н. Совершенствование цифровых компетенций обучающихся вуза по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 4. DOI: 10.30853/ped210076

9. Кодрле С. В., Наумова Е. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе: опыт КубГУ (Россия и KIWI English Academy (Новая Зеландия)) // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 25 сентября 2021 г.). Краснодар, 2021.

10. Колесниченко А. Н. Применение цифровых технологий при обучении лексике иностранного языка в высшей школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.

11. Королева Н. Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. № 3.

12. Кудрина Е. Л., Онучина К. К., Ярных В. И. Медиаобразование и медиаобразовательные технологии как здоровьесберегающий ресурс // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40).

13. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2000. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/ index5.htm

14. Национальный проект РФ «Образование». 2019. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie

15. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30).

16. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 1993.

17. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2003.

18. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. DOI: 10.26170/Р020-03-05

19. Текеева М. Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дисс. ... к. пед. н. Карачаевск, 2009.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) 3++. 2022. URL : https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24

21. Фотиева И. В., Кирилин К. А. Медиаобразование как форма «цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).

22. Шамшурин Д. А. Цифровые медиа как фактор культурной глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 6-2 (72). URL: https://research-journal.org/culture/cifrovye-media-kak-faktor-kulturnoj-globalizacii. DOI: 10.23670/IRJ.2018.72.6.036

23. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: уч. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004.

24. Laurillard D. Rethinking University Teaching: A Conversational Framework for the Effective Use of Learning Technologies. L., 2013. DOI: 10.4324/9781315012940

Информация об авторах | Author information

RU

Кодрле Светлана Вячеславовна1, к. пед. н., доц. Савченко Анна Александровна2, к. филол. н. 1 2 Кубанский государственный университет, г. Краснодар

EN

Kodrle Svetlana Vyacheslavovna1, PhD Savchenko Anna Aleksandrovna2, PhD 1 2 Kuban State University, Krasnodar

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.01.2022; опубликовано (published): 28.02.2022.

Ключевые слова (keywords): цифровые медиа; иноязычная коммуникативная компетенция; универсальные умения; рецептивные виды речевой деятельности; продуктивные виды речевой деятельности; образовательные медиа; digital media; foreign-language communicative competence; universal skills; receptive types of speech activity; productive types of speech activity; educational media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.