Научная статья на тему '«Цифровые» кадры для производственных предприятий'

«Цифровые» кадры для производственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / PERSONNEL / ENTERPRISE / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Петрова Татьяна Владимировна

В последние годы идет большая трансформация экономики, которая вынуждает компании проводить серьезные преобразования в своей деятельности, использовать и развивать все технологии, которые ведут к росту конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Петрова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL" PERSONNEL FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

In recent years, there has been a great transformation of the economy, which forces companies to make serious changes in their activities, use and develop all the technologies that lead to the growth of competitive advantages.

Текст научной работы на тему ««Цифровые» кадры для производственных предприятий»

«ЦИФРОВЫЕ» КАДРЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ Петрова Татьяна Владимировна, к.э.н., ст.преподаватель

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С.М. Кирова e-mail: tatiana_petrova@mail.ru

В последние годы идет большая трансформация экономики, которая вынуждает компании проводить серьезные преобразования в своей деятельности, использовать и развивать все технологии, которые ведут к росту конкурентных преимуществ.

Кючевые слова: кадры, предприятие, производство

В частности, это касается совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать производственные предприятия компетентными кадрами. Традиционная система образования уже не в состоянии обеспечить выпускникам долгосрочную гарантию занятости по специальности, так как стремительные темпы обновления знаний требуют постоянной переподготовки. Необходимы новые технологии и методы обучения, механизмы финансирования, условия и формы образовательного, научного и производственного сотрудничества. Развитие человеческого ресурса и профессиональных компетенций является решающим фактором в реализации поставленных задач по пути построения цифровой экономики.

Конструктором цифровой экономики становятся новые «цифровые» кадры, высококвалифицированные гибкие специалисты, которые имеют мотивацию и навыки применять весь спектр своих компетенций в условиях ускоренного развития и высокой неопределенности, способны разрабатывать новые товары и услуги, внедрять новые технологии.

«Сейчас в области цифровой экономики мы готовим порядка 50 тысяч специалистов в год, а должно быть порядка 500 тысяч, чтобы совершить в ближайшие годы качественный рывок. При этом мы должны готовить эти 500 тысяч именно для себя, а не для всего остального мира, что предполагает создание среды, прежде всего, для того, чтобы этим людям было, где работать», - сказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. [1] Также надо добавить, что выпускниками должны быть такие специалисты, которые понимают условия, в которых функционирует бизнес, умеют своевременно осваивать компетенции, связанные с изменениями.

Чтобы работать в условиях цифровой экономики, надо учить студентов мыслить свободно и открыто, не боясь придумывать новые идеи, при этом используя знания по каждой конкретной отрасли. Например, по специальности бизнес-информатика надо уметь придумывать новые способы оптимизации управления и разные способы применения новых

технологий в управлении. Учить этим нестандартным способам мышления надо не меньше, чем традиционным темам. В этом может помочь комплекс современных педагогических технологий: исследовательские, проектные и игровые методы обучения, информационно-коммуникационные технологии, кейс-методы, обучение в сотрудничестве.

На наш взгляд, наиболее адаптированным к цифровой экономике будет поколение, которое начинает получать образование еще на уровне начальной школы. Показательным примером является созданный в рамках технологической инициативы «Кванториум» детский технопарк. Это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых квалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Предоставленные в технопарке возможности содействуют ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала молодежи, внедряя эффективные модели образования. Эти площадки дают возможность раскрыться потенциалу школьника, начать мыслить по-новому, вне условностей и шаблонов.[2]

Процесс модернизации системы образования набирает обороты, предоставляя возможность молодежи пробовать свои силы в различных технологических направлениях сначала в школе, потом на студенческой скамье, а затем в рамках курсов повышения квалификации производственных предприятий. Мировой и российский опыт все сильнее показывают, что создание инновационно-технологических технопарков — это действенный метод поддержки и развития промышленности. Только в этом случае разработчики, студенты, сотрудники предприятий находятся на одной территории, а их общение, взаимодействие формирует ту самую синергию, о которой так часто говорят в последние годы.

Как известно, промышленная безопасность опасных производственных объектов трактуется как защита людей и государства от аварий на опасных производственных объектах (ОПО) и последствий этих аварий. Данные ООН показывают, что по числу погибших техногенные катастрофы занимают третье место (после гидрометеорологических и геологических), а также влекут за собой разрушение экологических систем, заражение или загрязнение. Последствия аварии могут сказываться годами, не удивительно, что вопросам промышленной безопасности уделяется самое пристальное внимание во всём мире. К ОПО относятся объекты, на которых:

•применяются опасные вещества: горючие, воспламеняющие, взрывчатые, токсичные (в определенных количествах)

•используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов);

•получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов;

•ведутся горные работы;

•хранится или перерабатывается растительное сырьё, причём таким образом, что в процессе образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси; хранится зерно и его продуты, склонные к самосогреванию и самовозгоранию.

Помимо работы с ОПО специалист по промышленной безопасности занимается и вопросами эксплуатации технических устройств (ТУ), применяемых на опасном производственном объекте. В частности, прежде чем пустить ОПО в эксплуатацию, специалист обязан получить разрешение на эксплуатацию технических средств (оборудования), применяемых на опасных производственных объектах, которое выдается Ростехнадзором.

Поскольку аварии на ОПО могут негативно отразиться на жизни многих людей и окружающей среды, государство очень внимательно относится к соблюдению требований промышленной безопасности. Это выражается в том, что с особой строгостью контролируется деятельность организаций, эксплуатирующих ОПО, велики суммы штрафов за нарушения, организации обязаны застраховать свою ответственность за причинение вреда в случае аварии. Цель промышленной безопасности - это создание таких условий, когда риск возникновения аварий на опасном производственной объекте сведен к минимуму. Последствия аварий могут быть по-настоящему катастрофическими, поэтому вопросам промышленной безопасности уделяется особенно пристальное внимание, должно внедряться качественное информационное обеспечение с целью принятия эффективных управленческих решений и проводиться комплексное обучение. Благодаря оперативному получению актуальной информации и материалов, а также экспертной поддержке специалисты смогут быстрее решать такие задачи, как:

- соблюдение требований по эксплуатации ОПО;

- осуществление производственного контроля;

- взаимодействие с органами надзора и контроля в области промышленной безопасности;

- заполнение декларации по промышленной безопасности;

- подготовка к аттестации работников и др.

Для успешного выполнения своих функций специалисту нужна нормативная документация, которую, в свою очередь, можно разделить на 2 группы: нормативно-техническая (ГОСТ, СП, СНиП, ГН, ИПБ, МДС, ОСТ, ТИ и др.) и нормативно-правовая (например, Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», Приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»). [4]

Решению нижеперечисленных задач может способствовать внедрение на предприятии информационной справочной системы «Техэксперт: Промышленная безопасность», которая содержит актуальную информацию, аналитические, справочные и прикладные материалы для практического применения, а также обеспечивает

высокопрофессиональную консультационную поддержку специалиста.

В нижеприведенной таблице представлен перечень задач и рисков, стоящих перед специалистами ОПО, примеры разделов и сервисов системы «Техэксперт: Промышленная безопасность», которые помогут оперативно их решить или минимизировать. [5]

Таблица 1

Задача Сложности и риски Состав системы

Контроль соблюдения требований промышлен-ной безопасности Специалист несет ответственность за соблюдение требований по промышленной безопасности сотрудниками, за состояние технических устройств (ТУ) и технологических процессов. Эти вопросы регламентируются большим количеством нормативно-технической документацией. - база актуальных нормативных документов; - сервисы, позволяющие отслеживать изменения -«Документы на контроле», «Обзор изменений. Календарь вступления в силу», «Новостная лента»; - справочно-консультационные и аналитические материалы, разработанные экспертами.

Разработка документации Для каждого ОПО должен быть разработан паспорт безопасности (а для ОПО I и II классов опасности - декларация), для каждой профессии - ряд производственных инструкций. Разработка и актуализация такого массива документов отнимает много времени. - более 200 готовых производственных инструкций, а также более 1000 форм документов и образцов их заполнения в разделе «Образцы и формы документов»; - услуга разработки документов по запросу через СПП.

Взаимодействие с контрольно-надзорными органами Взаимодействие с основным надзорным органом (Ростехнадзор) при проверках, но получении лицензии, регистрации ОПО и т.д. При выявлении нарушений стоит угроза штрафа или приостановки деятельности организации. - подготовка к проверке -сервис «К вам пришла проверка»; - направления и вопросы взаимодействия с Ростехнадзором -«Справочник по промышленной безопасности».

Идентифика-ция и регистрация ОПО Для регистрации необходимо предоставить полный пакет правильно оформленных документов по каждому ОПО. Любая ошибка грозит повторным - справочный материал «Опасные производственные объекты».

сбором и новым визитом в Ростехнадзор.

Организация и осуществле-ние ПК за соблюдением требований ПБ К производственному контролю и отчету о его проведении предъявляются очень строгие требования. - информация, формы и примеры планов и отчетов в соответствующем разделе «Справочника»; - не пропустить дату предоставления отчета -«Календарь отчетности».

Страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО Важно правильно оформить страховой полис, ведь в случае наступления аварии, именно по нему будут проводиться выплаты потерпевшим (до 500 миллионов рублей). - раздел «Справочник» -«Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

Эксплуатация технических устройств ТУ, применяемые на ОПО, обязаны соответствовать требованиям технических регламентов, а некоторые из них должны быть поставлены на учет в Ростехнадзор. Проведение оценки соответствия и получение разрешения на эксплуатацию ТУ. - авторские статьи и экспертные материалы по эксплуатации ТУ в «Справочнике» -«Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте».

Подготовка и аттестация работников по промышленной безопасности Проведение инструктажа по безопасности, стажировки и проверки знаний, на основании которой работник допускается к самостоятельной работе; подготовка к аттестации, которая регулярно усложняется (существует более 80 областей аттестации). - информация об обучении и аттестации - справочный материал «Подготовка и аттестация работников по промышленной безопасности»; - сервис «Тесты на знание производственных инструкций» (упростит проверку знаний); - интерактивные и текстовые тесты для аттестации с ответами (оперативно обновляются с утверждением новых редакций); - «плакаты по промышленной безопасности» (закрепляют полученные знания); - готовые программы обучения и инструктажа -«Образцы и формы документов».

Расследование причин аварий Готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Участие в расследовании причин, - информация об авариях и инцидентах, план действия -«Аварии, инциденты и случаи утраты взрывчатых

материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору»;

- примеры аварий и решений -сервис «Уроки, извлеченные из аварий»;

- примеры судебных дел с трактовкой - сервис «Практика разрешения споров по вопросам промышленной безопасности».

Итогом внедрения и обучения работе с информационной справочной системой «Техэксперт: Промышленная безопасность» станет рост информационной грамотности специалистов ОПО, оперативное принятие управленческих решений, снижение числа производственных аварий и, как следствие, рост производительности труда. Список литературы

1. Необходимо не только готовить кадры для цифровой экономики, но и создавать современную научную среду URL: http://komitet8.km. duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/17244318 (дата обращения: 16.12.2019)

2. Технопарк «Мосгормаш»: от настоящего к будущему [Электронный ресурс] // Russian Business Guide: 2018. №21. URL: http://www.rbgmedia.ru/files/rbg-46.pdf (дата обращения: 13.12.2019)

3. В центре цифрового взрыва [Электронный ресурс] // IT Manager Администратор информационных технологий: 2018. №4. URL: https://www.allcio.ru/itmanager/170 (дата обращения: 13.12.2019)

4. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 20.12.2019).

5. Аналитические сервисы в работе с документом. - URL: https://cntd.ru/products/standart#servisi_i_uslugi_standart (дата обращения: 20.12.2019).

"DIGITAL" PERSONNEL FOR INDUSTRIAL ENTERPRISES

Tatyana Petrova, Ph. D., senior lecturer Saint Petersburg state forest engineering University named after S. M. Kirov e-mail: tatiana_petrova@mail.ru

In recent years, there has been a great transformation of the economy, which forces companies to make serious changes in their activities, use and develop all the technologies that lead to the growth of competitive advantages. Keywords: personnel, enterprise, production

оформление необходимых документов, взаимодействие с госорганами, принятие мер по устранению и профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.