Научная статья на тему 'Понятие, сущность и основы государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах'

Понятие, сущность и основы государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2028
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РОСТЕХНАДЗОР / INDUSTRIAL SAFETY / HAZARDOUS INDUSTRIAL FACILITY / INDUSTRIAL SAFETY EXAMINATION / PUBLIC ADMINISTRATION / ROSTEKHNADZOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрыпников Владимир Александрович

Статья посвящена анализу понятия «промышленная безопасность опасных производственных объектов», а также характеристике государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации. Автор приводит аргументы, актуализирующие проблему совершенствования деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрыпников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие, сущность и основы государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ Скрыпников В.А. Email: Skrypnikov1150@scientifictext.ru

Скрыпников Владимир Александрович - магистрант, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, факультет управления,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации, филиал, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена анализу понятия «промышленная безопасность опасных производственных объектов», а также характеристике государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации. Автор приводит аргументы, актуализирующие проблему совершенствования деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Ключевые слова: промышленная безопасность, опасный производственный объект, экспертиза промышленной безопасности, государственное управление, Ростехнадзор.

CONCEPT, ESSENCE AND BASIS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF INDUSTRIAL SAFETY OF HAZARDOUS INDUSTRIAL

FACILITIES Skrypnikov V.A.

Skrypnikov Vladimir Aleksandrovich - Graduate Student, DIRECTION OF TRAINING: STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, FACULTY OF MANAGEMENT, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION,

BRANCH, CHELYABINSK

Abstract: the article is devoted to the analysis of the concept of «industrial safety of hazardous production facilities», as well as the description of public administration in the field of industrial safety of hazardous industrial facilities in the Russian Federation. The author gives arguments that actualize the problem of improving the activities of Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision (Rostekhnadzor) in the field of industrial safety of hazardous production facilities.

Keywords: industrial safety, hazardous industrial facility, industrial safety examination, public administration, Rostekhnadzor.

УДК 351.78

Как известно, промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность государства и общества, одновременно является источником потенциальной опасности. Указ Президента РФ от 6 мая 2018 г. № 198 указывает, что «от состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, их противоаварийной устойчивости зависит не только надежное обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукции, но и

непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание нормальных условий для жизнедеятельности, сохранение окружающей среды» [3].

По мнению исследователей, высокие показатели травматизма и аварийности, неэффективные действия механизмов управления промышленной безопасностью на потенциально опасных объектах «становятся препятствием на пути обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, при этом отмечается рост числа погибших от чрезвычайных ситуаций техногенного характера» [15, с. 5].

Поэтому в условиях современного развития российского общества все больше возрастает роль экономических и организационных методов государственного управления в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО).

С одной стороны, необходимо защищать интересы развития промышленного производства. С другой стороны, все более укрепляются общественные требования к обеспечению безопасности при использовании опасных производственных объектов и при производстве горных работ [14, с. 5].

Неукоснительное исполнение экологических и технических требований, установленных норм, правил и критериев безопасности в процедуре принимаемых решений о размещении, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов с составлением деклараций их безопасности на всех стадиях хозяйственной и иной деятельности, с последующей обязательностью государственной экспертизы материалов и документации, обосновывающих промышленную безопасность, способно нейтрализовать или свести к минимуму риск аварий опасных производств и объектов.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - ОПО) является составной частью национальной безопасности и представляет собой «состояние защищенности от аварий и инцидентов на ОПО и последствий указанных аварий целого ряда субъектов, прямо не связанных с эксплуатацией конкретного объекта, обеспеченной системой норм, стандартов и требований в различных отраслях промышленной, производственной или хозяйственной деятельности» [13, с. 18].

Это и обусловливает комплексный характер промышленной безопасности ОПО как общественного института, поскольку в нем органично переплетаются национальные, технологические, территориальные и иные интересы личности, общества и государства.

В Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года необходимость повышения уровня промышленной безопасности обоснована следующими факторами [3]:

- увеличением количества ОПО с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

- необходимостью снижения непроизводительных затрат, связанных как с ущербом от аварий на опасных производственных объектах, так и с неоправданными административными барьерами при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;

- снижением уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, приводящим к росту нарушений требований промышленной безопасности;

- наличием отступлений от технических и технологических норм при производстве оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации опасных производственных объектов.

В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью понимается «состояние максимальной защиты жизненно важных интересов всего общества и отдельных индивидуумов от потенциальных аварийных ситуаций на производственных объектах и минимизации их последствий» [1]. Основной целью

промышленной безопасности является предотвращение аварий на опасных объектах производства и минимизация их последствий.

Проблема повышения эффективности системы государственного управления промышленной безопасностью на ОПО путем совершенствования их организационной структуры и качества управления является одной из важнейших задач государства на объектовом, муниципальном, региональном и федеральном уровнях [15, с. 5].

Опасными производственными объектами (ОПО) в соответствии с законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, перечень которых закреплен в Законе № 116-ФЗ.

В частности, к категории ОПО относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Законе № 116-ФЗ количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 мг/кг до 200 мг/кг включительно;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 мг/кг до 400 мг/кг включительно;

- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 мг/л до 2 мг/л включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 мг/кг;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 мг/кг;

- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 мг/л;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 мг/л;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 мг/л;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 мг/л;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К ОПО не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления [1].

Все ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ [5].

Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности <....> на период до 2020 года устанавливает, что необходимым условием дифференциации мер обеспечения промышленной безопасности в зависимости от степени риска аварий и масштабу их последствий является формирование организационных механизмов классификации ОПО [7].

Так, в частности, все ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Законе №116-ФЗ, на четыре класса опасности:

- I класс опасности - ОПО чрезвычайно высокой опасности;

- II класс опасности - ОПО высокой опасности;

- III класс опасности - ОПО средней опасности;

- IV класс опасности - ОПО низкой опасности.

Присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре ОПО, в соответствии с законодательством РФ.

Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

- соблюдать положения Федерального закона №116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

- иметь лицензию на эксплуатацию ОПО;

- обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО в соответствии с установленными требованиями;

- допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. Подготовка может быть в форме самоподготовки.

В последние годы были внесены значительные изменения в Закон № 116-ФЗ, согласно которым уменьшено количества плановых и внеплановых проверок организаций, эксплуатирующих ОПО. Так, объекты III класса опасности подлежат плановой проверке 1 раз в три года, а IV класса опасности подлежат только внеплановым проверкам [10, с. 122].

Промышленная безопасность любого ОПО обеспечивается посредством определенных организационно-технических мероприятий: лицензирования деятельности в области

контроля соблюдения промышленной безопасности, обязательной сертификации технических устройств, применяемых на ОПО, декларирования безопасности промышленных объектов, страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, экспертизы промышленной безопасности и т.д.

Обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, начали внедрять как новый вид страхования около двадцати лет назад. Цель страхования ответственности - «повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии при эксплуатации ОПО, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих ОПО, на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на ОПО» [16, с. 165].

Экспертиза промышленной безопасности (далее - ЭПБ) занимает особое место в обеспечении промышленной безопасности [17]. Проведение ЭПБ регламентируются Федеральным законом № 116-ФЗ.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) - это определение соответствия определенных Законом №116-ФЗ объектов экспертизы промышленной безопасности, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Объектами экспертизы промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 116-ФЗ являются:

- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (далее - ОПО);

- документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

- технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных статьей 7 Закона №116-ФЗ;

- здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

- обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.

ЭПБ проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика. Размер платы определяется Приказом Ростехнадзора от 14 февраля 2012 г. № 97 «Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности» [8]. Предельные размеры оплаты за проведение экспертизы представлены в приложении 5 к исследованию.

ЭПБ проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности [9], на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Результатом проведения ЭПБ является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей ЭПБ, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения ЭПБ устанавливаются федеральными нормами и правилами [9] в области промышленной безопасности.

Государственное управление в сфере промышленной безопасности ОПО представляет собой «систему специфических политических, экономических, правовых и иных мер, принимаемых государством в целях управления состоянием безопасности на всех стадиях жизненного цикла опасных объектов для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на ОПО и последствий этих аварий для решения актуальных проблем в области установления технических требований, создания экономических механизмов, направленных на стимулирование обеспечения безопасности, и гарантирующих адекватную ответственность всех субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО» [13, с. 18].

Государственное управление в области обеспечения промышленной безопасности ОПО осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), которая образована в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [3] и руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ.

В соответствии с Положением о Службе [4], Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Ростехнадзор является [4]:

- уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

- уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

- органом государственного горного надзора;

- органом федерального государственного энергетического надзора;

- органом федерального государственного строительного надзора.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Ростехнадзор вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор, в том числе, за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО, транспортировании опасных веществ на ОПО [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ростехнадзор проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

Кроме того, в установленной сфере деятельности Ростехнадзор:

- утверждает декларации безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемые на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации;

- ведет реестр деклараций промышленной безопасности;

- ведет реестр заключений экспертизы промышленной безопасности; Сформированная в 2009 году двухзвенная система управления деятельностью

(центральный аппарат - территориальные органы федерального подчинения) в Ростехнадзоре сохранена и на данный момент.

Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура территориальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создают условия для обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координации действий территориальных управлений в федеральных округах, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах [12].

Организационная структура Ростехнадзора включает 16 структурных подразделений центрального аппарата, 6 межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, 23 территориальных управления по технологическому и экологическому надзору межрегионального и регионального уровня.

С целью обеспечения реализации возложенных на Ростехнадзор полномочий структурные подразделения центрального аппарата сформированы по отраслевому признаку. Структура центрального аппарата включает 7 подразделений общей направленности (6 управлений и самостоятельный отдел), 3 управления по атомному надзору и 6 управлений по технологическому надзору.

Схема размещения территориальных органов Ростехнадзора, утвержденная соответствующим Распоряжением Правительства РФ [6], включает межрегиональные территориальные управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, а также территориальные управления Ростехнадзора межрегионального и регионального уровня.

Таким образом, текущая ситуация требует разработки и реализации эффективной государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности ОПО, направленной на «последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также на совершенствование подходов и методов государственного регулирования в данной области с учетом современных требований и условий» [3]. На ее реализацию направлена деятельность Ростехнадзора и его территориальных органов, которая, однако, нуждается в усовершенствовании.

Список литературы /References

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25 марта 2017 г.) // Российская газета. № 145. 30.07.1997.

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 30 апреля 2016 г.) // Российская газета. № 106. - 22.05.2004.

3. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 198 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Собрание законодательства РФ, 2018. № 20. Ст. 2815.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 17 июня 2017 г.) // Российская газета. № 170. 11.08.2004.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (в ред. от 28 февраля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ, 1998. № 48. Ст. 5938.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 г. № 1846-р «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Ростехнадзора и признании утратившим Распоряжения Правительства РФ от 17.05.2011 № 853-р» (в ред. от 24 апреля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 2012. № 42. Ст. 5733.

7. Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года (утв. решением Коллегии Ростехнадзора от 26 сентября 2011 г.) // Документ опубликован не был.

8. Приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2012 г. № 97 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.05.2012. № 21.

9. Приказ Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (в ред. от 28 июля 2016 г.) // Российская газета. № 296. 31.12.2013.

10. Акулова С.В. Факторный анализ состояния государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2015. № 2. С. 120-127.

11.Акулова С.В., Сердюк В.С. Анализ состояния опасных производственных объектов в Российской Федерации // Техника и технология современного нефтехимического и нефтегазового производства: Матер. 4-й Междунар. науч.-техн. конф. аспирантов, магистрантов, студентов, творческой молодежи профильных предприятий и организаций, учащихся старших классов (Омск, 29-30 апреля 2014 г.). Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. С. 248-250.

12. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2016 году. М., 2017. 396 с.

13. Кутьин Н.Г. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.14. М., 2013. - 42 с.

14.Максимова Е.А. Экспертиза промышленной безопасности опасных производств и объектов в экологическом праве России: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.06. Саратов, 2002. 26 с.

15. Срипкин И.Е. Совершенствование системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов: на примере ОАО «АНПЗ ВНК»: автореф. дисс. канд. техн. наук: 05.26.03. Красноярск, 2008. 24 с.

16. Шитакова Е.М. Методы правового регулирования в области промышленной безопасности // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности», 2005. № 1 (11). С. 163-166.

17. Экспертиза промышленной безопасности. Безопасность. Сайт о промышленной безопасности ОПО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://безопасность-опо.рф/ekspertiza-promyshlennoj-bezopasnosti-chast-1-opredeleniya/ (дата обращения: 30.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.