Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ'

ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
публичная власть / цифровые финансовые активы / криптовалюта.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Полина Анатольевна

В современном мире большое значение приобретают вопросы нормативного регулирования вновь возникающих отношений, к которым вне всякого сомнения можно отнести отношения в сфере цифровых финансовых активов. Формирование новых подходов к их регулированию — задача органов публичной власти. В статье анализируются возможности публично правовых механизмов становления в современной России рынка цифровых финансовых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-54-57 ВИНОГРАДОВА Полина Анатольевна,

NIION: 2022-0079-8/22-077 руководитель аппарата комитета

MOSURED: 77/27-025-2022-08-077 Совета Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, e-mail: evigpran@igpran.ru

ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

Аннотация. В современном мире большое значение приобретают вопросы нормативного регулирования вновь возникающих отношений, к которым вне всякого сомнения можно отнести отношения в сфере цифровых финансовых активов. Формирование новых подходов к их регулированию — задача органов публичной власти. В статье анализируются возможности публично правовых механизмов становления в современной России рынка цифровых финансовых активов.

Ключевые слова: публичная власть, цифровые финансовые активы, криптовалюта.

VINOGRADOVA Polina Anatolyevna,

Head of Staff of the Federation Council Committee of the Federal Assembly of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

DIGITAL FINANCIAL ASSETS. PROXY OF PUBLIC AUTHORITIES FOR REGULATION

Annotation. In the modern world, the issues of legal regulation of emerging relations are of great importance. Undoubtedly they include relations in the field of digital financial assets. The formation of new approaches to their regulation is the objective of public authorities. The article analyzes the possibilities of public legal mechanisms for the formation of the market of digital financial assets in modern Russia.

Key words: public authority, digital financial assets, cryptocurrency.

Полномочия органов публичной власти по регулированию отношений в разных сферах жизни общества являются неотъемлемой частью их функционирования. При этом отсутствие правового регулирования тех или иных реально существующих отношений создает пробел в правовом регулировании. Законодательный пробел можно исследовать с различных точек зрения: обсуждать наличие связанных с ним, в том числе, отрицательных последствий, выявлять необходимость совершенствования действия правовых конструкций, предлагать варианты и формы его восполнения. Можно говорить о пробеле в праве как дефекте государственной воли, не отражающий или отражающий неполно волю народа, когда отсутствуют отдельные нормы и целые их совокупности, призванные в соответствии с объективными потребностями общественного развития закрепить и обеспечить интересы народа. Не менее интересен тезис о так называемом «молчании права», которое может оказаться кажущимся, устранимым в результате толкования, или свидетельствовать о том, что законодатель не считает целесообразным урегулировать соответствующее отношение правовыми средствами, либо отвергает признание за

данными обстоятельствами наступления (ненаступления) определенных юридических последствий [4]. Весьма любопытным видится объективизация юридической силы как своеобразной энергетики в характеристике бытия права, [5] поэтому отсутствие правового регулирования для нуждающихся в нем отношений можно рассматривать как отсутствие потенциала для развития. «Для современной государственности, и Россия здесь не является исключением, естественно, что сохранение традиционных для страны ценностей имеет...» очень важное значение [2], Вместе с тем, возникновение новых граней в тех или иных социальных отношениях, требует новых подходов к их нормативному регулированию.

К таким, сравнительно «новым» отношениям, вне всякого сомнения можно отнести сферу цифровой валюты. Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы,

в которой осуществляется их выпуск, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношений, возникающих при обороте цифровой валюты.

Несмотря на то, что цифровые финансовые активы могут быть объектом сделок купли-продажи, мены одного вида на цифровой финансовый актив другого вида, а также использоваться в качестве залога, цифровые финансовые активы не являются и не признаются средством платежа.

В целях однозначного понимания «привязки» устанавливаемых запретов к территории и информационному пространству Российской Федерации Федеральным законом вводится понятие «объекты российской информационной инфраструктуры», к которым относятся «доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории Российской Федерации. Эти процессы направлены на укрепление суверенитета России, и связаны «... с изменением не только ее политико-правовой реальности, но и общего тренда перехода к многополярному миру, от двухпо-лярного и однополярного» [3].

В целях применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) цифровая валюта признается имуществом, а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также операторы обмена цифровых финансовых активов включаются в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с возложением на них обязанностей по реализации мер «антиотмы-вочного» законодательства.

Согласно Экспертному заключению Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, недостатки закона ставят под угрозу оборот цифровых финансовых активов 1.

Одним из квалифицирующих признаков понятия цифровой валюты является то, что перед каждым ее обладателем оператор и (или) узлы информационной системы «обязаны за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении

действий по внесению (изменению) записей в такой информационной системе ее правилам». Однако, по мнению Совета, данный признак не характерен ни для одного из известных видов «криптовалют», существующих в публичных распределенных реестрах. У «криптовалют», как правило, отсутствует оператор, а узлы сети не имеют никаких обязанностей перед пользователями сети в связи с обращением таких объектов. Вместе с тем под упомянутый квалифицирующий признак могут подпасть игровые валюты, используемые в качестве условного средства обмена в виртуальном обороте игровых предметов многопользовательского виртуального пространства. Представляется, что если «цифровая валюта» призвана выступить в качестве правовой формы «криптовалют», то для проработки и закрепления в законодательстве такого феномена российскому правопорядку придется вернуться к обсуждению круга цифровых объектов и их природы, а также соотнести предлагаемую сущность с уже закрепленными в ГК РФ цифровыми правами2.

Как отметил директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчин, все страны стремятся к регулированию криптова-люты. И очень сложно, когда крипторасчеты уходят в зону нерегулируемости. По данным средств массовой информации, только 13 тысяч видов криптовалюты существует в мире, десятки, а может быть, и сотни различных бирж, которые в том числе находятся в секторе неурегулирова-ния3. Вместе с тем необходимо указать на тренд использования криптовалют в международных расчетах, который наблюдается преимущественно в государствах, находящихся под санкциями: Иран, КНДР4.

Значимость рассмотрения опыта Ирана в контексте правового регулирования криптова-люты обусловлена политическими и экономическими факторами. Поскольку Иран находится под санкциям более 30 лет, возможность использования криптовалюты в международных расчетах позволяет отчасти нивелировать негативный эффект от рестрикций. В настоящее время в условиях, когда количество санкций, наложенных на Россию, является наибольшим в мире, целесообразно проанализировать эффективность выведения криптовалюты из «серой зоны» правового регулирования и ее использования в торгово-экономической сфере.

1 Экспертное заключение по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятое на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 20 июля 2020 г. N 199/оп-1/2020.

2 Экспертное заключение по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятое на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 20 июля 2020 г. N 199/оп-1/2020.

3 Стенограмма заседания Совета Федерации

4 http://www.morvesti.ru/analitika/1691/90143/

В июле 2018 года криптовалюта в Иране была легализована для пополнения доходов бюджета, и к настоящему времени стала частью национальной финансовой системы. Однако такой статус цифровая валюта обрела не сразу: со стороны правительства предпринимались действия по ограничению ее оборота, вплоть до запрета ее использования. Из-за экономических издержек запрет был снят спустя три месяца. Так, обеспеченная золотом иранская Раутоп стала реакцией на выход США из переговоров по СВПД. В настоящее время она активно используется в качестве инструмента обхода санкций и является стимулом наращивания добычи золота и других драгоценных металлов1. Крипторынок создает дополнительные рабочие места: крипто-майнеры в Иране работают по лицензии, им предоставляется скидка на электроэнергию, но все биткоины они обязаны передавать в ЦБ ИРИ2.

Рассматривая возможность перенятия подобного опыта взаимодействия государства с 1Т-сектором с целью преодоления санкционного ущерба, некоторые эксперты из Ирана указывают на сложность подобных мероприятий в ключе, во-первых, продолжительности ограничений оборота криптовалют и проведения цифровых расчетов в России, и, во-вторых, отсутствия исчерпывающего правового регулирования отношений в сфере цифровых денег3.

Также требует урегулирования вопрос о защите прав правообладателей токенов.

Законопроектом № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)» предлагается в установленный статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перечень результатов интеллектуальной деятельности включить указание на невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива (изображений, видео или другого цифрового контента или актива) в виде невзаимозаменяемых данных, хранящихся в системе распределенного реестра (системе блокчейн).

Законодательством не урегулированы вопросы создания и обращения невзаимозаменяемых токенов уникального цифрового актива, а

1 https://www.silkroadbriefing.com/ news/2019/06/18/iran-launches-gold-backed-cryptocurrency-covenant/

2 Iran Stands To Gain From Possible Changes In Russia's Relations With Israel & Pakistan. // OneWorld. // [Электронный ресурс]. // URL: https://oneworld.press/? module=articles&action=view&id=2753 (дата обращения: 31.08.2022)

3 https://arzdigital.com/with-russia-cut-off-from-

swift-could-bitcoin-play-a-role-in-avoiding-sanctions/

также не определен их правовой статус, в том числе не раскрыто понятие названных токенов. Считаем, что отнесение невзаимозаменяемого токена (изображения, видео или другого цифрового контента или актива в виде невзаимозаменяемых данных) к результатам интеллектуальной деятельности недостаточно для предоставления невзаимозаменяемому токену правовой защиты в соответствии с частью четвертой ГК РФ как результату интеллектуальной деятельности.

Кроме того, может возникнуть правовая неопределенность в том, нуждается ли невзаимозаменяемый токен в государственной регистрации как результат интеллектуальной деятельности.

Перечисленные в законопроекте виды цифровых активов, а именно: изображения, видео или другой цифровой контент, - сами по себе могут быть результатами творческой деятельности человека и относиться к объектам интеллектуальной собственности, например, к объектам авторского права. При этом запись в системе распределенного реестра (системе блокчейн) [1], подтверждающая право на цифровой актив, не может быть результатом творческой деятельности человека или средством индивидуализации, то есть не может быть объектом интеллектуальной собственности.

Использование криптовалюты в дальнейшем актуально и в контексте международных расчетов, однако для этого необходимо обеспечить работоспособность такого механизма внутри государства. Алексей Заботкин указывал, что требуется «убедиться, что это надежно и безопасно работает и действительно спрос на эту форму денег окажется такой, какой мы ожида-ем»4.

Новая система международных расчетов может быть создана с помощью блокчейн, включая проведение транзакций с помощью цифровых валют. Так, член наблюдательного совета РАКБ Владислав Мартынов говорит, что технология позволит установить правила взаиморасчетов между странами/банками/контрагентами без посредников (таких как SWIFT), но, в то же время, более эффективным предполагает выпуск циф-рорубля на децентрализованной IT-инфраструк-туре, поскольку платформа ЦБ РФ для цифровых расчетов, во-первых, будет несовместима с блок-чейном и, во-вторых, исключает из системы наблюдения за транзакциями большее число лиц5. Вместе с тем сохраняется возможность проведения расчетов в цифровых национальных

4 https://econs.online/articles/regulirovanie/ tsifrovoy-rubl-vozmozhnosti-i-varianty/

5 https://www.if24.ru/vladislav-martynov-blokchejn/

валютах1, что предположительно является более простым инструментов для проведения транзакций в рамках санкций.

Необходимо указать, что подключение цифровых кошельков для международного сообщения возможно при выполнении ряда условий. Во-первых, Банк России долгое время придерживается политики ограничения оборота криптова-лют, не привязанных к национальным валютам2, а проект цифрового рубля заключается в предоставлении пользователем альтернативной формы хранения и перевода денежных средств3. Поэтому подключение цифровых расчетов напрямую связано в проведением операций на специальной (цифровой) платформе, но посредством валют, обеспеченных национальными валютами государств-участников такого обмена. Поскольку, например, в Иране оборот криптовалют более свободен, из цифровых расчетов может выпасть большая доля цифровых денежных средств из-за отсутствия обеспечения национальной валютой ИРИ.

Преимуществами данного направления развития международного сотрудничества являются следующие аспекты. Высокая скорость проведе-

мой обмена финансовых сообщений между государствами. Также в случае с российскими цифровыми кошельками, поскольку предполагается отсутствие привязки клиента к определенному банку, данный инструмент будет более выгоден контрагентам ввиду отсутствия комиссий частных банков. Помимо этого, если все или основная часть денежных средств будут переведены из фиатных валют в цифровые, нивелируются риски, связанные с отключением от SWIFT. Необходимо также учесть иранский успешный опыт в расчет с Китаем за нефть путем использования цифрового юаня4.

По рассматриваемой тематике можно аналогично выделить несколько проблемных аспектов. Первый заключается в отсутствии препятствий для введения санкций против механизма расчетов цифровыми рублями или их участников. Дополнительным бременем являются материальные и временные затраты на внедрение и адаптацию технологий с обеих сторон, а также риск несовместимости систем5. Для эффективности проведения цифровых расчетов также необходима унификация правовых норм в сфере обращения цифровых валют.

ния операций, что обусловлено налаженной схе-

Список литературы:

[1] Виноградова Е.В. К вопросу о возможностях использования блокчейн-технологий в оценке эффективности гуманитарных научных исследований. // Образование и право №6. 2022.,

[2] Виноградова Е.В. Элементы системы. российской конституционно-правовой реальности М.: Издательство: Институт государство и право РАН, 2022. - 290 с.

[3] Виноградова Е.В., Захарцев С.И. Суверенитет: государство-личность-государство // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1.

[4] Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

[5] Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 611.

[6] Намчук А.В. Блокчейн технологии в оценке эффективности научных исследований.//Право и государство : теория и практика. №7.2022.

Spisok literatury:

[1] Vinogradova E.V. K voprosu o vozmozhnostyah ispol'zovaniya blokchejn-tekhnologij vocenke effek-tivnosti gumanitarnyh nauchnyh issledovanij. // Obrazovanie i pravo №6. 2022.,

[2] Vinogradova E.V. Elementy sistemy. rossijskoj konstitucionno-pravovoj real'nosti M.: Izdatel'stvo: Institut gosudarstvo i pravo RAN, 2022. - 290 s.

[3] Vinogradova E.V., ZaharcevS.I. Suverenitet: gosudarstvo-lichnost'-gosudarstvo//Pravovayapolitika i pravovaya zhizn'. 2021. № 1.

[4] Lazarev V.V. Probely vprave iputiih ustraneniya. M., 1974.

[5] Mal'cev G.V. Ponimanie prava. Podhody iproblemy. M., 1999. S. 611.

[6] Namchuk A.V. Blokchejn tekhnologii v ocenke effektivnosti nauchnyh issledovanij.//Pravo i gosu-darstvo : teoriya ipraktika. №7.2022.

1 https://arzdigital.com/iran-proposed-to-russia-for-using-cbdcs-at-commerce/

2 КРИПТОВАЛЮТЫ: ТРЕНДЫ, РИСКИ, МЕРЫ. Доклад для общественных консультаций. 2022. // Банк России [Электронный ресурс]. // URL: https://www.cbr. ru/Content/Document/File/132241/Consultation_ Paper_20012022.pdf (дата обращения: 04.09.2022).

3 Цифровой рубль. Доклад для общественных

консультаций. 2020. // Банк России. // [Электронный

ресурс]. // URL: https://www.cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ ruble/ (цата обращения: 11.08.2022).

4 Цифровой юань: новая финансовая реальность или тайное оружие Китая? // ТАСС. // [Электронный ресурс].// URL: https://tass.ru/ekonomika/12218193?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_ campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 02.09.2022).

5 Станут ли цифровые валюты инструментом для независимых расчетов. // Российская Газета. // [Электронный ресурс]. // URL: https://rg.ru/2021/07/20/stanut-li-cifrovye-valiuty-instrumentom-dlia-nezavisimyh-raschetov.html (Дата обращения: 05.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.