Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Товмасян Анастасия Галустовна

Первая редакция Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ начала свое действие 01.01.2021, однако первые операторы выпуска цифровых финансовых активов появились только в 2022 году. Вместе с тем правовыми аспектами обращения и учета таких активов уполномочены заниматься организации из Реестра операторов обмена цифровыми финансовыми активами, чье администрирование осуществляет Центральный Банк Российской Федерации, однако состоянию на текущую дату данный реестр пуст. В статье актуализируются вопросы правового регулирования процессов, связанных с обращением цифровых финансовых активов в Российской Федерации. В частности, отмечается, что гражданское законодательство и отечественное частное право в этом направлении сформированы не до конца, что позволяет утверждать о неопределенности правовой природы цифровых финансовых активов. Действующее законодательство проанализировано на основании уже существующей правоприменительной практики. Изучены и разъяснения органов государственной власти Российской Федерации в отношении использования цифровых финансовых активов. Выявлены некоторые законодательные пробелы в сфере регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FINANCIAL ASSETS / CRYPTOCURRENCY / DIGITAL RUBLE - IN THE TERMS OF RUSSIAN CIVIL LEGISLATION

The first edition of the Federal Law “On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation” dated 31.07.2020 No. 259-FZ began its operation on 01.01.2021, however, the first operators of the issue of digital financial assets appeared only in 2022 year. At the same time, organizations from the Register of Digital Financial Asset Exchange Operators, whose administration is carried out by the Central Bank of the Russian Federation, are authorized to deal with the legal aspects of the circulation and accounting of such assets, but for the current date, this register is empty.This article updates the issues of legal regulation of processes related to the circulation of digital financial assets in the Russian Federation. In particular, it is noted that civil legislation and domestic private law in this direction are not fully formed, which allows us to argue about the uncertainty of the legal nature of digital financial assets. The current legislation is analyzed on the basis of already existing law enforcement practice. The clarifications of the state authorities of the Russian Federation regarding the use of digital financial assets have been studied. Some legislative gaps in the field of regulation of digital financial assets in the Russian Federation have been identified.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Цифровые финансовые активы: гражданско-правовой аспект регулирования

Товмасян Анастасия Галустовна,

аспирант, кафедра правового обеспечения рыночной экономики, Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: Stasytomas@mail.ru

Первая редакция Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ начала свое действие 01.01.2021, однако первые операторы выпуска цифровых финансовых активов появились только в 2022 году. Вместе с тем правовыми аспектами обращения и учета таких активов уполномочены заниматься организации из Реестра операторов обмена цифровыми финансовыми активами, чье администрирование осуществляет Центральный Банк Российской Федерации, однако состоянию на текущую дату данный реестр пуст. В статье актуализируются вопросы правового регулирования процессов, связанных с обращением цифровых финансовых активов в Российской Федерации. В частности, отмечается, что гражданское законодательство и отечественное частное право в этом направлении сформированы не до конца, что позволяет утверждать о неопределенности правовой природы цифровых финансовых активов. Действующее законодательство проанализировано на основании уже существующей правоприменительной практики. Изучены и разъяснения органов государственной власти Российской Федерации в отношении использования цифровых финансовых активов. Выявлены некоторые законодательные пробелы в сфере регулирования цифровых финансовых активов в Российской Федерации.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, гражданское право, частное право, законодательство, криптовалюта, блокчейн, цифровой рубль.

Экономическое развитие, приобретающее все больший цифровой аспект, обуславливает возникновение общественных отношений нового качества, а также объектов для нормативного урегулирования.

Цифровые финансовые активы (далее - ЦФА) -явление достаточно новое не только для России, но и для всего мира. Логично предположить, что вопросы их законодательного регулирования актуальны во многом благодаря неадаптивности правовых систем большинства стран к изменениям, связанным с необходимостью законодательного определения ЦФА в качестве самостоятельного объекта гражданского права.

Данное утверждение справедливо и в отношении правовой системы Российской Федерации, в рамках которой ЦФА также еще не получили статус самостоятельного объекта гражданских прав благодаря сложностям, связанным с определением их юридической природы, и пока не включены в перечень таковых, указанный в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [1]. На наш взгляд, именно эта ключевая неопределенность правового статуса ЦФА в России и привела к появлению совершенно различных правоприменительных практик, осуществляемых в их отношении отечественными судами и органами государственной власти на протяжении нескольких последних лет. Данная неопределенность также актуализирует вопрос о возможности и степени свободного обращения ЦФА в финансовой системе Российской Федерации.

Если рассматривать правовой статус ЦФА с точки зрения некоторых положений Конституции Российской Федерации, в частности п. 1 ст. 75, то можно прийти к выводу, что электронные активы не могут быть отнесены к понятию «денежная единица», так как таковой в нашей стране является только рубль [2]. На основании данного положения строятся и разъяснения ключевых в Российской Федерации финансовых регуляторов: Министерства финансов Российской Федерации и Банка России, специалисты которых в официальных разъяснениях не раз указывали, что существующие цифровые валюты не могут быть признаны денежными единицами, а являются денежным суррогатом, вследствие чего их обращение на территории нашей страны находится под запретом, что законодательно закреплено в ст. 27 Федерального закона «О Центральном Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ [3].

Неофициальный статус ЦФА на территории нашей страны подкреплен и тем, что данные активы

5 -о

сз

<

не считаются в том числе и иностранной валютой, а такие процессы, как их эмиссия, учет и контроль, в том числе и за транзакциями, невозможно осуществлять централизованно, что исключает регулирующую роль государства в этом процессе. Таким образом, на основании п. 1 и п. 2 части 1 статьи Федерального закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ ЦФА невозможно классифицировать как денежный актив [4].

Итак, ЦФА в гражданско-правовом поле Российской Федерации не приобрели статуса денежной единицы или иностранной валюты, а значит не могут считаться законным платежным средством. Данный статус не позволят говорить о них как об объекте гражданских прав, в том числе и отнести их к категории «иного имущества», закрепленной в ст. 128 ГК РФ. В то же время, их оборот на территории страны непосредственно не ограничен и не регулируется каким-либо конкретным законодательным актом.

В период массового глобального распространения ЦФА в 2017 году, в России также задумались о возможностях и опасностях данных активов. Президент страны, В.В. Путин, обратил внимание на необходимость первичного определения статуса ЦФА и в целом финансовых технологий, уже внедренных в финансовые процессы страны. При этом он также подчеркнул обязательность именно рубля как платежного средства, действительного на территории Российской Федерации и предложил вести работу в рамках уже действовавшей на тот момент Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». После этого началась активная работа над проектом Федерального закона, известного ныне, как Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ [5].

Данный закон разделил ЦФА на две категории: четыре разновидности цифровых прав и цифровая валюта, которой, согласно ст. 1 п. 3 ФЗ № 259-ФЗ, признается совокупность электронных данных или электронного кода, содержащихся в информационной системе. Закон определяет, что цифровая валюта не является денежной единицей Российской Федерации или иностранного государства, а также международной денежной единицей. При этом, в одной из ранних редакций закона цифровая валюта была определена как часть или разновидность цифровых финансовых активов, однако, это не было отражено в версии нормативного документа, принятой в 2020 году. Данный факт сразу же обусловили сложности во взаимодействии ЦФА в целом и цифровой валюты как отдельной категории, так как они имеют принципиальные раз— личия правового характера, что не осталось неза-2 меченным в парламенте страны [8, 9, 10]. й В частности, на это обратил внимание Коми° тет Совета Федерации по бюджету и финансовым ав рынкам, выпустив собственное заключение и ука-

зав в нем на наличие ответственного до востребования финансового обязательства лица, подтверждающего цифровой актив. Это позволят говорить о наличии законных требований и обязательств в этой сфере. В отношении цифровой валюты, напротив, сложно об этом говорить, так как применительно к ней не существует ответственного. При этом, как указано в заключении, та часть ЦФА, которая относится к цифровым правам, является одним из объектов гражданского права. Во всем вышесказанном Комитет усмотрел определенное противоречие и сложность [6].

На наш взгляд, на сегодняшний день сложилась следующая ситуация: цифровая валюта в связи с отсутствием ответственного, подтверждающего финансовые обязательства, невозможностью централизованного контроля и противоречием ряду положений, содержащихся в Конституции Российской Федерации, ГК РФ и иных законодательных актах, не может быть признана платежным средством или объектом гражданского права. Это, в свою очередь, противоречит части 6 статьи 14 Закона № 259-ФЗ, где закреплена возможность совершения гражданско-правовых сделок или операций с цифровой валютой, признаваемой в некоторых законодательных актах собственностью, в отношении которой совершаются гражданско-правовые сделки, что необходимо для реализации ряда положений данных ФЗ. Речь идет, например, о ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции».

О данном противоречии говорится и в другом заключении, составленном Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку по итогам рассмотрения законопроекта ФЗ № 259-ФЗ, в котором указана необходимость отнесения цифровой валюты к гражданско-правовым объектам и внесения соответствующих изменений в ГК РФ, что устранит противоречие, возникшее благодаря признанию цифровой валюты собственностью в ряде конкретных федеральных законов [7].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в Российской Федерации идет активная работа по формированию законодательного поля, в котором могли бы функционировать цифровые финансовые активы. Однако пока можно констатировать о наличии в этой области права значительных пробелов и противоречий. Выявленное нами противоречие, в частности, говорит о необходимости законотворческой работы в сфере гражданского права с целью формирования единого подхода к регулированию такого перспективного, глобального и сложного явления, как цифровые финансовые активы.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М.: АСТ, К, 2021. - 702 с.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: ИН-ФРА-М, 2021. - 134 с.

3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ

4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-Ф3

5. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ.

6. Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ от 23 июля 2020 года, № 3.5-03/1230 // Система законодательного обеспечения. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/419059-7 (дата обращения: 21.07.2022).

7. Заключение Комитета Государственной Думы по финансовому рынку о ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ от 17 июля 2020 года, № 3.24-6/820 // Законодательная деятельность в области системы безопасности. - URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 21.07.2022).

8. Антропцева И.О. Последствия введения национальной цифровой валюты для публичного финансового контроля // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 5 (156). - 414-416.

9. Ковалева В.В. Правовое регулирование и правовая среда как отражение цифровой трансформации общества // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1 (152). - 78-80.

10. Смирнов Е.Н., Поспелов С.В., Нуриев Б.Д. К вопросу о влиянии цифровых трансформаций на регулирование международной электронной коммерции // Дискуссия. - 2021. - № 4 (107). - С. 21-28.

DIGITAL FINANCIAL ASSETS / CRYPTOCURRENCY /

DIGITAL RUBLE - IN THE TERMS OF RUSSIAN CIVIL

LEGISLATION

Tovmasian A.G.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the

President of the Russian Federation

The first edition of the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 31.07.2020 No. 259-FZ began its operation on 01.01.2021, however, the first operators of the issue of digital financial assets appeared only in 2022 year. At the same time, organizations from the Register of Digital Financial Asset Exchange Operators, whose administration is carried out by the Central Bank of the Russian Federation, are authorized to deal with the legal aspects of the circulation and accounting of such assets, but for the current date, this register is empty.

This article updates the issues of legal regulation of processes related to the circulation of digital financial assets in the Russian Federation. In particular, it is noted that civil legislation and domestic private law in this direction are not fully formed, which allows us to argue about the uncertainty of the legal nature of digital financial assets. The current legislation is analyzed on the basis of already existing law enforcement practice. The clarifications of the state authorities of the Russian Federation regarding the use of digital financial assets have been studied. Some legislative gaps in the field of regulation of digital financial assets in the Russian Federation have been identified.

Keywords: digital financial assets, civil law, private law, legislation, cryptocurrency, blockchain, digital ruble.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation. - M.: AST, K, 2021. -702 p.

2. Constitution of the Russian Federation. - Moscow: INFRA-M, 2021. - 134 p

3. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" dated 10.07.2002 N 86-FZ

4. Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" dated 10.12.2003 No. 173-FZ

5. Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 31.07.2020 No. 259-FZ.

6. Conclusion of the Federation Council Committee on Budget and Financial Markets under Federal Law No. 259-FZ dated July 31, 2020, No. 3.5-03/1230 // The system of legislative support. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (date of appeal: 21.07.2022).

7. Conclusion of the State Duma Committee on the Financial Market on the Federal Law of 31.07.2020 N 259-FZ of July 17, 2020, No. 3.24-6/820 // Legislative activity in the field of security system. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (accessed: 07/21/2022

8. Antroptseva I.O. Consequences of the introduction of a national digital currency for public financial control // Eurasian Law Journal. - 2021. - № 5 (156). - 414-416.

9. Kovaleva V.V. Legal regulation and legal environment as a reflection of the digital transformation of society // Eurasian Law Journal. - 2021. - № 1 (152). - 78-80.

10. Smirnov E.N., Pospelov S.V., Nuriev B.D. On the impact of digital transformations on the regulation of international e-commerce // Discussion. - 2021. - № 4 (107). - Pp. 21-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.