Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ СООБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ КАК СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ЦИФРОВЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ СООБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ КАК СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / АУДИОПОСТАНОВКА / АУДИОСПЕКТАКЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

После отмены в 2022 году коронавирусных ограничений современная цифровая среда сохранила свою актуальность для лиц с нарушениями зрительной функции как пространство их социокультурной реабилитации и реализации художественного потенциала. В статье, на основе результатов социологического исследования, анализируется творческая активность цифровых сообществ инвалидов по зрению на примере «Театральной студии «Премьера». Отмечается, что цифровая среда и предоставляемые ею возможности, фактически являясь редуцированной формой очной социокультурной деятельности слепых и слабовидящих людей, выступают для них пространством творческой самореализации, мотиватором в повышении уровня их социокультурной реабилитации, а также инклюзивным коммуникативным инструментом их интеграции в коллективный художественно-созидательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL REMOTE COMMUNITIES OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE AS AN ENVIRONMENT FOR THE REALIZATION OF THEIR SOCIO-CULTURAL POTENTIAL

After the abolition of coronavirus restrictions in 2022, the modern digital environment has retained its relevance for people with visual impairments as a space for their sociocultural rehabilitation and the realization of their artistic potential. The article, based on the results of a sociological study, analyzes the creative activity of digital communities of the visually impaired on the example of the Premiere Theater Studio. It is noted that the digital environment and the opportunities it provides, in fact, being a reduced form of full-time sociocultural activity of blind and visually impaired people, act as a space for creative self-realization for them, acts as a motivator to increase the level of their socio-cultural rehabilitation, and is also an inclusive communicative tool for their integration into the collective artistic and creative process.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ СООБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ КАК СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Цифровые дистанционные сообщества инвалидов по зрению как среда реализации их социокультурного потенциала

Тринадцатко Антон Александрович,

кандидат социологических наук, кафедра экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет E-mail: anton13-176@rambler.ru

После отмены в 2022 году коронавирусных ограничений современная цифровая среда сохранила свою актуальность для лиц с нарушениями зрительной функции как пространство их социокультурной реабилитации и реализации художественного потенциала. В статье, на основе результатов социологического исследования,анализируется творческая активность цифровых сообществ инвалидов по зрению на примере «Театральной студии «Премьера». Отмечается, что цифровая среда и предоставляемые ею возможности, фактически являясь редуцированной формой очной социокультурной деятельности слепых и слабовидящих людей, выступают для них пространством творческой самореализации, мотиватором в повышении уровня их социокультурной реабилитации, а также инклюзивным коммуникативным инструментом их интеграции в коллективный художественно-созидательный процесс.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, цифровое пространство, цифровое сообщество, социокультурная реабилитация, социальная активность, художественно-созидательная деятельность, художественный результат, аудиопостановка, аудиоспек-такль

Введение. Отмена в 2022 г. ограничений на проведение и посещение культурно-массовых мероприятий, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вернула российским инвалидам возможность активного участия в общественной жизни, в т.ч. в культурно-созидательной деятельности.

Необходимо отметить, что наиболее сильно пострадавшей от введенных ограничительных мер группой инвалидов дискредитированного стигма-типа, оказались лица с нарушениями зрительной функции, поскольку, в отличие от представителей других нозо-логий стигматизированных социумом лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), они и ранее, в период отсутствия ограничительных мер, испытывали проблемы в самых разных направлениях социальной интеграцией, обусловленных совокупным действием как пространственно-средовых барьеров, так и социальных аттитюдов, закрепившихся в общественном сознании.

Особый дискредитированный статус незрячих и слабовидящих граждан, в данном случае, был обусловлен неспособностью социума должным образом устранить совокупность указанных барьеров, в то время как для других представителей дискредитированной когорты инвалидов (с нарушением слуха, ОДА, с ментальными нарушениями), внешняя среда становилась доступной через устранение одного из указанных видов ограничений - физических (для лиц с нарушениями ОДА) или социальных (для инвалидов с нарушениями слуха или ментальными нарушениями).

Трудовая, культурная, спортивная, общественная деятельность инвалидов по зрению, относительно успешно могла осуществляться только теми из них, кто мог либо самостоятельно добраться до места реализации своих интересов

70

(т.е. обладал развитым навыком пространственного ориентирования с учетом высокого уровня доступности внешнего окружения), либо мог воспользоваться услугами сопровождающего лица, обычно из числа близких друзей или родственников. При этом именно социокультурная деятельность зачастую выступала первым этапом интеграции инвалидов в другие сферы социальной жизни, в т.ч. и в сферу социально-трудовых отношений [1].

Реализующие до введения ограничительных мер функцию социокультурной реабилитации незрячих специализированные библиотеки для слепых, культурно-досуговые центры, реабилитационные центры и местные отделения (МО) ВОС, оказались для инвалидов по зрению недоступны. На фоне стремительной адаптации мобильных и компьютерных приложений к специфическим потребностям незрячих и слепых граждан, это привело к быстрому росту в мессенджерах и социальных сетях тематических сообществ, объединяющих представителей данной когорты инвалидов, имеющих общие интересы и испытывающих потребность в поддержании социально-коммуникативных интеракций, участии в создании и транслировании собственных и коллективных творческих аудиопродуктов, обладающих, зачастую, значительной, с точки зрения слушателей, художественной ценностью.

Наиболее эффективные анимационные технологии, используемые в процессе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями зрения - сольное исполнительское мастерство, литературное творчество (художественное чтение прозаических и лирических произведений), театрально-сценическое искусство, драматическое исполнительство, также были перенесены в цифровое пространство, хотя и в несколько редуцированном виде, нежели денотат [2; 3].

С другой стороны, погружение незрячих и слабовидящих граждан в цифровую среду, открыло для них новые возможности, неактуальные и невостребованные ими ранее в условиях квазидо-

ступного мира. В частности, фокусирование социокультурной активности таких лиц на дистанционных вариантах коллективного творчества, преимущественно аудиальных, привело к росту числа инвалидов по зрению, овладевших, в зависимости от сохранности зрительного анализатора, одним или несколькими программными продуктами, предназначенными для работы со звуковыми файлами (Sound Forge, AudaCity, Adobe Audition, WavePad Audio Editor, GoldWave, Cockos Reaper и др.), синхронизированных с программами экранного доступа.

Отмена мер социальной изоляции, восстановление непосредственной контактной среды незрячих инвалидов, возврат их к очному формату социальных взаимодействий обусловили, с одной стороны, снижение их коммуникативной активности в мессенджерах и социальных сетях, что нашло свое отражение в прекращении культуро-созидательной деятельности некоторых цифровых дистанционных сообществ инвалидов по зрению, особенно тех, для участников которых такая деятельность не являлась приоритетной в их социальной жизни. С другой стороны, группы, организованные именно с целью развития и реализации творческого потенциала участников, создания высокохудожественных аудиопродуктов, особенно образованные по экстерриториальному признаку, нарастили свою созидательную активность, существенно повысив и качество результатов своей творческой деятельности, что стало следствием как непосредственного профессионального и художественного развития их членов, приобретения ими соответствующих навыков, так и привлечения к созидательному процессу лиц из ближнего социального окружения участников таких сообществ.

Материалы исследования. Деакту-ализация, в результате снятия корона-вирусных ограничений, существования целого ряда дистанционных цифровых сообществ инвалидов по зрению, преимущественно возникших как побочный продукт субстрата (например, спортивного цифрового объединения), повы-

71

сило ценность в глазах пользователей оставшихся пространственно-цифровых творческих объединений лиц с нарушениями зрительной функции. Примером деактуализированного дистанционного онлайн-сообщества является достаточно известная в среде инвалидов по зрению группа «Творческий теннис», образованная в начале введения коронавирусных ограничений в мессенджере «^Ь^вАрр» и объединившая в себе почти 100 незрячих и слабовидящих участников, проживающих не только на территории России, но и в странах ближнего зарубежья (Беларусь, Латвия, Эстония, Украина, Казахстан).

«Творческий теннис» появился как уменьшенный инвариант международной онлайн-группы незрячих и слабовидящих спортсменов, занимающихся шоу-дауном (теннис слепых), и объединивший часть ее представителей, участвовавших, до введения изоляционных мер, в социокультурных мероприятиях, организуемых учреждениями культуры и МО ВОС в локальных сообществах.

В течение всего срока действия коронавирусных ограничений участники «Творческого тенниса» достаточно активно занимались созданием разнообразных художественных аудиопро-дуктов, которые, впрочем, не получили широкого распространения в среде незрячих пользователей вследствие игнорирования членами сообщества существующих каналов доставки творческого продукта до адресата. Создаваемые членами группы аудиопроизведения распространялись ими преимущественно через мессенджер «WhatsApp» в ближнем социальном окружении, также относящимся к категории незрячих, проживающих с членом группы в одной локации.

Данная черта присуща и другим аналогичным дистанционным коллективам инвалидов по зрению, созданным в целях реализации индивидуальных потребностей их членов в самореализации и знакомстве с результатами их творчества избранного круга лиц, но не массового распространения художественных результатов, что, однако, не исключает социокультурного реабилитационного

аспекта, как таких групп, так и цифрового пространства и предоставляемых им возможностей в целом.

Снятие ограничений, вновь сделавшее доступным посещение тренировок, репетиций, тренингов, участие в спортивных и культурных мероприятиях, проводимых в очном формате на локальном, региональном и федеральном уровнях, нивелировали смысл существования дистанционных онлайн-сообществ, аналогичных «Творческому теннису», который, в настоящее время, используется участниками преимущественно как вспомогательный коммуникационный канал, но не как коллективное культуротворче-ское пространство.

Напротив, цифровые дистанционные сообщества, созданные с целью развития и реализации художественного потенциала своих участников, создания и распространения художественных произведений, преимущественно в форме различного вида аудиопостановок, с отменой указанных ограничений не только не сократили, но и активизировали культуро-созидательное направление, вовлекая в процесс создания аудиопро-дуктов свое ближнее социальное окружение - детей, супругов, друзей, членов МО, в т.ч. и зрячих.

К числу таких дистанционных цифровых коллективов относится и международное творческое объединение «Театральная студия «Премьера», включающая в настоящее время в свой состав 26 инвалидов по зрению из России (22), Республики Белорусь (3) и Украины (1).

Первоначально «Театральная студия «Премьера» была создана в мессенджере «^Ь^вАрр», что было обусловлено высоким уровнем инклю-зивности мобильной версии данного приложения для инвалидов по зрению, т.е. наличием полномасштабной функции озвучивания всех осуществляемых в нем операций. Отметим, что высокий уровень инклюзивности данного приложения обусловил его популярность среди незрячих пользователей, позволяя им, в ходе осуществления коммуникативного процесса, обмениваться не только сообщениями, но и тексто-

72

выми и аудиоматериалами, необходимыми для создания художественных аудиопродуктов. Практически одновременно с регистрацией сообщества в «WhatsApp», страница «Театральной студии «Премьера» появилась и в социальной сети «Вконтакте», что значительно расширило возможности группы по распространению создаваемых в ней аудиопродуктов [4].

Численность группы в течение первого года своего существования выросла с 16 до 24 участников, а к концу второго года - до 26. Основными критериями отбора в группу стали владение хотя бы одним художественным навыком, который мог быть реализован в дистанционном режиме, а также желание и готовность участвовать в создании аудиопостано-вок различных жанров.

Достаточно широкая известность данного коллектива и его продуктов в настоящее время, была обусловлена изначально высоким качеством выпускаемых им произведений, что позволило руководству группы расширить спектр каналов распространения своих произведений через включение в их список электронной библиотеки для слепых «AV3715» [5], интернет-радио для слепых «Отрыв» и «НВДА» [3].

С помощи неформализованного полуструктурированного интервью участников сообщества, а также включенного наблюдения, были получены данные о пространственно-географической локализации его членов, их группах инвалидности, имеющихся творческих навыках, а также авторских творческих проектах, реализуемых параллельно с деятельностью в «Театральной студии «Премьера», что позволило определить характеристики данного объединения, обеспечивающие его успешность в сфере культуротворчества.

Основу «Театральной студии «Премьера» составили 14 инвалидов по зрению, преимущественно I гр., отделившихся от другой аналогичной группы «Творческая лаборатория», где их созидательная деятельность подвергалась жесткой регламентации, а предлагаемые инициативы в области создания

новых художественных аудиопродуктов, не получали поддержки. Численный состав «Театральной студии «Премьера» в административно-территориальном разрезе, на момент создания сообщества и в настоящее время, представлен в таблице 1.

Таблица 1. Регионы РФ, Республики Беларусь и Украины, на территории которых проживают участники цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера»

Страна 2021 г. 2023 г. Изменение

абс., чел. отн.,%

1.Российская Федерация 13 22 +9 +69

г. Москва 1 - -1 -100

г. Санкт-Петербург 1 3 +2 +200

Белгородская обл. - 1 +1 +100

Курская обл. 2 2 0 0

Курганская обл. 1 1 0 0

Кемеровская обл. 1 1 0 0

Московская обл. 2 2 0 0

Новосибирская обл. - 1 +1 +100

Ростовская обл. 1 2 +1 +100

Сахалинская обл. 1 1 0 0

Краснодарский край - 2 +2 +200

Хабаровский край 1 3 +2 +200

Республика Татарстан - 1 +1 +100

Республика Осетия 2 2 0 0

2. Республика Беларусь 2 3 +1 +50

Витебская обл. 2 3 +1 +50

3. Украина 1 1 0 0

Закарпатская обл. 1 1 0 0

Всего 16 26 +10 +62,5

73

Необходимо отметить, что широкие географические рамки дистанционных цифровых сообществ являются их характерной чертой и, в отличие от очных коллективов, локализованных в пределах ограниченного пространства, обычно не мешают социальному взаимодействию своих членов и не влияют на качество создаваемого в них конечного художественного продукта. Данный аспект обусловлен не только отсутствием потребности в групповом слаживании, совместных репетициях и тренингах, необходимых для обеспечения эффективной деятельности локализованных в одном месте творческих коллективов, но и в специфике создания самого художественного аудиопродукта, сводящейся к индивидуальной работе каждого участника сообщества над своей ролью, прописываемой в сценарии.

Технологически, процесс создания аудиопостановки, являющейся результатом деятельности таких сообществ, сводится к следующим этапам:

1) Выбор произведения и написание сценария. Предполагает описание обстановки, внешнего вида, действий и реакций каждого конкретного персонажа. Это необходимо для понимания, как актером, так и слушателем, каждой отдельной ситуации, в которой находится персонаж. Данный процесс можно условно назвать созданием текста тифло-комментария.

2) Выбор автором сценария членов сообщества, которые будут участвовать в данном аудиоспектакле, и предложение им соответствующей роли. На этом этапе определяется совместимость психотипов персонажа и исполнителя роли, способность актера озвучить роль так, как это предполагает сюжет оригинала и прописанные сценаристом индивидуальные особенности героя и нюансы его поведения.

3) Рассылка исполнителям, подтвердившим согласие на участие в постановке, сценария, с установлением сроков сдачи аудиофайлов с записанными ролями.

4) Подбор лицом, которое будет заниматься дальнейшей обработкой ауди-

офайлов и созданием продукта, музыкального фона и звуковых эффектов. Данный этап актуализируется в случае разделения функций сценариста и звукорежиссера между разными участниками группы.

5) Запись исполнителями своих ролей, сохранение, архивация и отправка аудиофайлов сценаристу или звукорежиссеру, если данные функции в конкретной аудиопостановке разделены.

6) Прослушивание звукорежиссером присланных файлов, их обработка (устранение лишних звуков, шумов, пауз) и, в случае необходимости, предложение актеру переписать файл(ы) в случае неустранимости программными средствами дефектов аудиозаписи или интонационного несоответствия ау-диофрагмента прописанной ситуации, эмоциям, реакциям персонажа.

7) Сведение и мастеринг всех полученных аудиофайлов персонажей в целостную композицию.

8) Звуковой монтаж композиции, наложение музыкального фона, звуковых эффектов, заставки произведения с обозначением его названия и автора, а также титров, с указанием лиц, принимавших участие в создании художественного аудиопродукта.

Представленный технологический процесс выглядит достаточно сложным, вследствие чего пояснения требуют вопросы относительно состава сообщества в разрезе групп инвалидности (таблица 2), а также определения, в контексте таких групп, количества участников, занимающихся звуковым редактированием, монтажом и режиссурой (таблица 3).

Интерес представляет тот факт, что численность инвалидов I гр. значительно превышает число участников со II гр. При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые члены сообщества, имеющие II гр. инвалидности, по критерию сохранности функции зрительного анализатора могут быть смело отнесены к I гр. инвалидов по зрению.

Такое несоответствие состояния зрения человека и присвоенной ему бюро медико-социальной экспертизы группы инвалидности обусловлено действующи-

74

ми классификациями и критериями, используемыми при освидетельствовании индивида на предмет получения инвалидности. В частности, I гр. инвалидности дается лицам, имеющим четвертую степень (стойкие значительно выраженные) нарушений функций организма человека, ведущих к ограничению третьей степени как минимум одной сферы его жизнедеятельности из семи [6].

ки идентичного уровня. Так, из 16 тотально незрячих инвалидов, являющихся участниками театральной студии, 7 чел. (43,75%) не способны передвигаться в границах района своего проживания без помощи сопровождающего лица. Данный феномен был достаточно подробно исследован целым рядом ученых, специализирующихся на тифлопсихоло-гии и тифлопедагогике [7; 8; 9; 10].

Таблица 2. Распределение участников цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера» по группам инвалидности

Группа инвалидности по зрению 2021 г. 2023 г. Изменение

абс., чел. отн.,%

1 группа, в т.ч. 13 22 +9 +69

- без остатка зрительной функции 9 16 +7 +78

- с остатком зрительной функции 4 6 +2 +50

2 группа 3 4 +1 +33

Всего 16 26 +10 +62,5

Таблица 3. Численность участников цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера», занимающихся звуковым монтажом и режиссурой, в разрезе групп инвалидности по зрению

Итак, мы видим, что при создании сообщества «Театральная студия «Премьера», число участников с I гр. инвалидности по зрению составляло 81,25%, а тотально незрячих членов группы -56,25%. К маю 2023 г., т.е. к двухлетию коллектива, инвалиды I гр. составляли 84,6% всех его участников, а тотально незрячие члены - 61,5%.

Из этого следует логический вывод, что инвалиды по зрению I гр., составляющие подавляющее большинство в данном цифровом сообществе, обладают высоким уровнем реабилитированности в вопросе взаимодействия с современными цифровыми технологиями (включая телекоммуникационную информационную сеть «Интернет»), мобильными устройствами, а также специализированными программными продуктами и приложениями. Впрочем, данный факт вовсе не означает наличия у них навыка пространственной ориентиров-

Группа инвалидности по зрению 2021 г. 2023 г. Изменение

абс., чел. отн.,%

1 группа, в т.ч. 4 10 +6 +150

- без остатка зрительной функции 3 6 +3 +100

- с остатком зрительной функции 1 4 +3 +300

2 группа - 1 +1 +100

Всего занимающихся работой со звуком 4 11 +7 +175

Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что численность инвалидов, занимающихся в сообществе звуковым редактированием, монтажом и режиссурой, увеличилось на 175% и составило в 2023 г. 11 человек или 42,3% от общей численности сообщества. Причем доля инвалидов I гр. выросла с 25% в 2021 г. до 38,5% в 2023 г., в т.ч. тотально незрячих - с 18,75% до 23,1%.

Можно смело констатировать, что в цифровом сообществе «Театральная студия «Премьера» наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о качественном социально-реабилитационном и культуротворче-ском прогрессе инвалидов по зрению, входящих в состав группы, что подтверждается и данными таблиц 4, 5 и 6.

75

В таблице 4 представлены перечень программных продуктов и численность незрячих и слабовидящих звукорежиссеров, работающих с ними в процессе создания аудиопостановок или записи лирических произведений с наложением музыкального фона.

Таблица 4. Программные продукты, используемые участниками цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера» при работе с аудиофайлами

Группа инвалидности по зрению и используемый программный продукт 2021 г. 2023 г.

1 группа, в т.ч.: 4 10

инвалиды без остатка зрительной функции 3 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Sound Forge 3 4

- Adobe Audition 2 5

- AudaCity 1 2

- Cockos Reaper - 1

- GoldWave - 1

инвалиды с остатком зрительной функции 1 4

- Sound Forge - 2

- Adobe Audition 1 3

- WavePad Audio Editor - 1

2 группа - 1

- Adobe Audition - 1

ми, размещенных в видеохостинге Youtube;

2) Наличие у данных приложений возможности полномасштабного взаимодействия с программами экранного доступа «Jaws» и «NWDA», благодаря которым инвалиды по зрению свободно взаимодействуют с различными версиями ОС Windows и большинством компьютерных приложений;

3) Широкие возможности в области работы со звуком и относительная простота данных продуктов.

Меньшая популярность у инвалидов по зрению прочих приложений работы со звуком, таких как AudaCity, GoldWave или WavePad Audio Editor, обусловлена либо их более ограниченным функционалом, либо недостаточным количеством информации, доступно и всесторонне раскрывающей их возможности.

Таблица 5. Профессиональные сферы деятельности официально работающих участников цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера»

Анализируя данные табл. 4 с профессиональной точки зрения, можно отметить наличие абилитационного аспекта нахождения инвалидов в сообществе «Театральная студия «Премьера». Согласно данным опроса, 45,4% (5 из 11 чел.) звукорежиссеров группы приобрели навыки работы с одним или несколькими звуковыми редакторами только после вхождения в ее состав.

Популярность в среде незрячих и слабовидящих звукорежиссеров программ «Sound Forge» и «Adobe Audition» обусловлена действием нескольких факторов, значимых, с учетом зрительной дисфункции, для инвалидов по зрению:

1) Наличие в свободном доступе видео- и аудиоуроков по работе с ни-

Профессиональная сфера деятельности 2021 г. 2023 г. Изменение

абс., чел. отн.,%

Культура 1 4 +3 +300

Образование, в т.ч. 1 3 +2 +200

- высшее - 1 +1 +100

- дополнительное 1 2 +1 +100

Социальная защита 2 3 +1 +50

Здравоохранение 2 4 +2 +100

Всего 6 14 +8 +133

Участие инвалидов по зрению в дистанционной социокультурной деятельности, не означает снижения их активности в других сферах социальной жизни местных сообществ.

Данные таблицы 5 свидетельствуют, что с ростом численности коллектива, увеличивается и число официально работающих участников, которое

76

в 2023 г., по сравнению с 2021 г., возросло на 133%.

На момент создания театральной студии, официально работало 37,5% ее участников, а в 2023 г. уже 53,8%, причем большая их часть относится к инвалидам I гр.

Необходимо отметить и достаточно широкий спектр творческих навыков членов «Театральной студии «Премье-

ра», использование которых позволяет группе выпускать высококачественные, востребованные как в среде инвалидов, так и здоровых людей, аудиопродукты, а также принимать активное участие в культурных мероприятиях, организуемых МО ВОС, муниципальными и региональными учреждениями культуры в локальных территориальных сообществах.

Таблица 6. Творческие навыки участников цифрового сообщества «Театральная студия «Премьера»

Творческие навыки 2021 г. доля уч-ков,% 2023 г. Доля уч-ков,% Изменение

абс., чел. отн.,%

Всего участников, чел. 16 100 26 100 +10 +62,5

Поэтическое творчество 2 12,5 5 19 +3 +150

Написание сценариев 2 12,5 10 38,5 +8 +400

Владение музыкальными инструментами 3 18,7 7 27 +4 +133

Сольное вокальное мастерство 5 31 12 46 +7 +140

Художественное чтение 8 50 14 54 +6 +75

Театрально-сценическое искусство 1 6,25 2 13 +1 +100

Создание музыкальных произведений - - 2 13 +2 +200

Озвучивание ролей (дубляж) 16 100 26 100 +10 +62,5

Данные таблицы 6 свидетельствуют, что рост численности сообщества сопровождается и расширением круга участников, владеющих теми или иными творческими умениями или навыками.

Согласно результатам неформализованного полуструктурированного интервью, проведенного с участниками сообщества, само их вхождение в данную группу мотивирует к приобретению новых творческих умений и навыков, которые в дальнейшем применяются ими не только в рамках «Театральной студии «Премьера», в ходе дистанционной работы над аудиопродуктами, но и в очных культурных мероприятиях, проводимых как в местах их проживания, так и на более высоком, региональном или федеральном уровне.

Так, опыт дистанционной работы по озвучиванию персонажей и художественному чтению отсутствовал у 8 из 10 участников, вошедших в состав

театральной студии в течение 2022 г. Напротив, такие навыки, как написание лирических произведений, музыки, сольное пение, владение музыкальными инструментами присутствовали у членов сообщества еще до вхождения в него, что позволило «Театральной студии «Премьера» существенно расширить тематический диапазон выпускаемых им аудиопродуктов и разнообразить их культурно-содержательный контекст.

В настоящее время у «Театральной студии «Премьера» имеется 129 художественных аудиопродуктов, в числе которых:

1) 4 больших аудиоспектакля, поставленных по работам классиков отечественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А.С. Пушкин) - единственная в настоящий момент аудиопостановка, озвученная по ролям; «Майская ночь или утопленница» (Н.В. Гоголь); «Воспитан-

77

ница» (А.Н. Островский); «Женитьба» (Н.В. Гоголь);

2) 83 рассказа и сказки для детей и взрослых;

3) 3 авторских проекта, включающих 17 выпусков: «По жизни с музыкой» (9), «День металлиста» (4), «Сказка ложь, да в ней намек...» (4);

4) 32 тематических сборника, посвященных знаменательным и памятным датам (Международный день поэзии, День матери, День семьи, любви и верности, День начала ВОВ и пр.), праздникам (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день «8 марта», День знаний и пр.) и дням рождений известных писателей и поэтов (Н.А. Некрасов, С.Я. Маршак, Э.Н. Успенский и др.) [3].

Завершается работа над пятью крупными аудиопостановками, в которых активное участие, кроме членов «Театральной студии «Премьера», принимают дети и взрослые без ОВЗ. Так, в ближайшее время незрячими и слабовидящими звукорежиссерами коллектива планируется выпустить аудиоспектакли «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир), «Убийство в «Восточном экспрессе» (А. Кристи), «Правдивая история первого полета человека в космос» (А.А. Тринадцатко), ау-диосказку «Конек-горбунок» (П.П. Ершов), поэму «Зоя» (М.А. Алигер).

Заключение. Опираясь на результаты проведенного исследования, можно констатировать, что в результате снятия ограничений, введенных с целью противодействия распространению новой коронавирусной инфекцией COVID-19, количество дистанционных сообществ инвалидов по зрению в современном цифровом пространстве сократилось. Уменьшение количества таких групп произошло, преимущественно, за счет сообществ, возникших как дистанционный цифровой инвариант очных тематических объединений с целью замещения принудительно ограниченных непосредственных социальных контактов их участников редуцированной дистанционной формой. Социокультурная активность членов таких сообществ, выражающаяся, в т.ч. в создании художествен-

ных продуктов, обычно ограничивалась рамками самих сообществ, не ставивших целью транслирование результатов творческой деятельности своих участников.

Цифровые сообщества, созданные по тематическим интересам, участники которых были заинтересованы в продолжении художественно-созидательного процесса, личностной самореализации посредством участия в создании авторских аудиовариантов прозаических и лирических произведений, продолжили свое функционирование и после отмены ограничительных мероприятий. Примером таких дистанционных творческих групп могут служить цифровые сообщества «Творческая лаборатория», «Браво! Бис!» или «Театральная студия «Премьера». Отказ государства от мер принудительной социальной эксклюзии различных социальных групп, обусловивший восстановление уровня социальной мобильности лиц с нарушениями зрения и возврат к наработанным практикам их интеграции в доступные им сферы социальной жизни (культура, спорт, общественная деятельность и пр.), не оказал деструктивного влияния на эффективность функционирования таких коллективов. Напротив, такие дистанционные цифровые сообщества получили возможность расширить каналы распространения результатов своей творческой деятельности, а также вовлечь в созидательный процесс здоровых представителей социума разных возрастных и профессиональных групп.

Анализ практических аспектов куль-туротворческой деятельности «Театральной студии «Премьера» позволяет сделать ряд выводов:

1) Получение дистанционного созидательного опыта участниками коллектива, приобретение ими новых и развитие имеющихся творческих навыков, привело к повышению качества создаваемых сообществом художественных аудиопродуктов;

2) Расширилась жанровая составляющая художественных произведений, выпускаемых сообществом;

78

3) У участников сообщества появились собственные сторонние творческие проекты, в которые стали вовлекаться не только члены группы, но и другие лица с ОВЗ, в т.ч. дети-инвалиды, для которых такая деятельность выступает, прежде всего, инструментом социокультурной реабилитации, а также здоровые индивиды, как входящие, так и не входящие в локализованное социальное окружение инициатора проекта [11].

Литература

1. Тринадцатко А.А. Театрально-сценическое искусство как инструмент повышения социальной активности инвалидов по зрению / А.А. Тринадцатко // Социодинами-ка. - 2021. - № 4. - С. 1-21. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.4.35415.

2. Пяткина Е. С. Реабилитационный потенциал арт-терапевтических технологий в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Пяткина, Е.С. Гринина // Успехи современной науки и образования. -2017. - Т. 6. - № 2. - С. 19-22.

3. Тринадцатко А.А. Современное цифровое пространство как среда социокультурной реабилитации инвалидов по зрению / А.А. Тринадцатко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. -№ 5. - С. 83-89. - DOI 10.23672/ q2493-8356-8853-g.

4. Вконтакте: Театральная студия «Премьера» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/tspremiera (дата обращения: 26.04.2023).

5. AV3715: Электронная онлайн-библиотека ИПТК «Логос» [Электронный ресурс]. - URL: http://av3715. ru/library/search.php (дата обращения: 26.04.2023).

6. Гарант.ру: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72921006/ (дата обращения: 24.04.2023).

7. Севастьянов М.А. Анализ потребности инвалидов по зрению в социально-реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации по данным медико-социологического исследования / М.А. Севастьянов, И.А. Божков,

B.С. Лучкевич [и др.] // Офтальмология. - 2019. - Т. 16. - № 3. - С. 408414. - DOI 10.18008/1816-5095-20193-408-414.

8. Никулина Г.В. Особенности взаимодействия инвалидов по зрению с предметно-пространственной средой мегаполиса / Г.В. Никулина, О.С. Радцевич // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 4. - С. 65-69.

9. Корчажкина Н.Б. Заболевания органа зрения / Н.Б. Корчажкина, А.В. Шош-мин, Е.М. Старобина [и др.] // Реабилитация инвалидов: национальное руководство / под редакцией Г.Н. По-номаренко. - М.: ООО «ГЭОТАР-Ме-диа», 2018. - С. 638-652.

10. Быков А.А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших) / А.А. Быков; под ред.

C.Н. Ваньшина, О.В. Сергеевой. - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. - 48 с.

11. Legion Home Studio: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://homestudiolhs.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).

DIGITAL REMOTE COMMUNITIES OF BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE AS AN ENVIRONMENT FOR THE REALIZATION OF THEIR SOCIO-CULTURAL POTENTIAL

Trinadtsatko A.A.

Pacific National University

After the abolition of coronavirus restrictions in 2022, the modern digital environment has retained its relevance for people with visual impairments as a space for their sociocultural rehabilitation and the realization of their artistic potential. The article, based on the results of a

79

sociological study, analyzes the creative activity of digital communities of the visually impaired on the example of the Premiere Theater Studio. It is noted that the digital environment and the opportunities it provides, in fact, being a reduced form of full-time sociocultural activity of blind and visually impaired people, act as a space for creative self-realization for them, acts as a motivator to increase the level of their socio-cultural rehabilitation, and is also an inclusive communicative tool for their integration into the collective artistic and creative process.

Keywords: disabled people with visual impairments, digital space, digital community, socio-cultural rehabilitation, social activity, artistic and creative activity, artistic result, audio production, audio performance.

References

1. Trinadtsatko A.A. Theater and stage arts as a tool for increasing the social activity of visual disableds / A.A. Trinadtsatko // socio-dynamics. - 2021. - № 4. - P. 1-21. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.4.35415.

2. Pyatkina E.S. Rehabilitation potential of art therapy technologies in work with persons with disabilities / E.S. Pyatkina, E.S. Grini-na // Successes of modern science and education. - 2017. - V. 6. - № 2. - P. 19-22.

3. Trinadtsatko A.A. Modern digital space as an environment for socio-cultural rehabilitation of the visually impaired / A.A. Trinadtsatko // Humanities, socio-economic and public sciences. - 2022. - № 5. - P. 8389. - DOI 10.23672/q2493-8356-8853-g.

4. Vkontakte: Premiere Theater Studio [Electronic resource]. - URL: https://vk.com/ tspremiera (date of the application: 26.04.2023).

5. AV3715: Electronic online library IPTK «Logos» [Electronic resource]. - URL:

http://av3715.ru/library/search.php (date of the application: 26.04.2023).

6. Garant.ru: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of August 27, 2019 № 585n «On the classifications and criteria used in the implementation of medical and social examination of citizens by federal state institutions of medical and social examination» [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72921006/ (date of the application: 24.04.2023).

7. Sevastyanov M.A. Analysis of the needs of visually impaired people in social rehabilitation services and technical means of rehabilitation according to the data of a medical and sociological study / M.A. Sevastyanov, I.A. Bozhkov, V.S. Luchkevich [and others] // Ophthalmology. - 2019. - V. 16. -№ 3. - P. 408-414. - DOI 10.18008/18165095-2019-3-408-414.

8. Nikulina G.V. Features of the interaction of the visually impaired with the subject-spatial environment of the metropolis / G.V. Nikulina, O.S. Radtsevich // Bulletin of Psycho-physiology. - 2018. - № 4. - P. 65-69.

9. Korchazhkina N. B. Diseases of the organ of vision / N.B. Korchazhkina, A.V. Shoshmin, E.M. Starobina [and others] // Rehabilitation of disabled people: national leadership / edited by G.N. Ponomarenko. - M.: GEO-TAR-Media LLC, 2018. - P. 638-652.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bykov A.A. Socio-psychological rehabilitation of visually impaired people (overcoming post-traumatic syndrome in recently blind people) / A.A. Bykov; ed. S.N. Vanshin, O.V. Sergeeva. - M.: IPTK «Logos» VOS, 2004. - 48 p.

11. Legion Home Studio: official site [Electronic resource]. - URL: https://homestudiolhs.ru/ (date of the application: 26.04.2023).

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.