Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ'

СОВРЕМЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

Современное цифровое пространство стало для инвалидов по зрению более удобной территорией их социокультурной реабилитации, чем реальная социальная среда. В статье, на основе результатов социологического исследования, анализируется социокультурная активность инвалидов по зрению в цифровом пространстве как результат ограничительных мер, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Отдельное внимание уделено дистанционному театральному искусству инвалидов по зрению как пространству их социокультурной реабилитации и художественно-созидательному инструменту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тринадцатко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIGITAL SPACE AS A ENVIRONMENT FOR SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF THE DISABLED PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENTS

The modern digital space has become a more convenient area for the disabled people with visual impairments for their socio-cultural rehabilitation than the real social environment. The article, based on the results of a sociological study, analyzes the sociocultural activity of the disabled people with visual impairments in the digital space as a result of restrictive measures introduced in connection with the spread of a new coronavirus infection. Special attention is paid to the remote theatrical art of the visually impaired as a space for their socio-cultural rehabilitation and an artistic and creative tool.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ»

УДК 004.772(738.2):792.077(096):364.044 DOI 10.23672/q2493-8356-8853-g

Тринадцатко Антон Александрович

кандидат социологических наук, доцент,

кафедра экономики и менеджмента, Тихоокеанский

государственный университет anton13-176@rambler.ru

Anton A. Trinadtsatko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Pacific State University anton13-176@rambler.ru

Современное цифровое

пространство как среда социокультурной реабилитации инвалидов по зрению

Modern digital space

as a environment for socio-cultural rehabilitation of the disabled people with visual impairments

Аннотация. Современное цифровое пространство стало для инвалидов по зрению более удобной территорией их социокультурной реабилитации, чем реальная социальная среда. В статье, на основе результатов социологического исследования, анализируется социокультурная активность инвалидов по зрению в цифровом пространстве как результат ограничительных мер, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Отдельное внимание уделено дистанционному театральному искусству инвалидов по зрению как пространству их социокультурной реабилитации и художественно-созидательному инструменту.

Ключевые слова: инвалиды по зрению, цифровое пространство, социокультурная реабилитация, социальная активность, дистанционное тематическое сообщество, театральное искусство, художественный результат.

Annotation. The modern digital space has become a more convenient area for the disabled people with visual impairments for their socio-cultural rehabilitation than the real social environment. The article, based on the results of a sociological study, analyzes the sociocul-tural activity of the disabled people with visual impairments in the digital space as a result of restrictive measures introduced in connection with the spread of a new coronavirus infection. Special attention is paid to the remote theatrical art of the visually impaired as a space for their socio-cultural rehabilitation and an artistic and creative tool.

Keywords: disabled people with visual impairments, digital space, socio-cultural rehabilitation, social activity, remote thematic community, theatrical art, artistic result.

Распространение новой коронавирусной инфекции, обусловившее принятие специальных мер, ограничивающих социальную активность граждан, оказало сильнейшее воздействие на трансформацию социокультурного пространства, как отдельных индивидов, так и целых сообществ, в т.ч., и инвалидов. Наиболее существенные изменения наблюдаются в направлении социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, традиционно сталкивающихся не только с пространственно-средовыми барьерами, но и негативными социальными аттитюдами, укоренившимися в обществе.

Лица с нарушением зрительной функции занимают в сообществе дискредитированных стигма-групп инвалидов особое место, поскольку именно ограничение функции зрительного анализатора существенно снижает эффективность ряда психических процессов (восприятие, ощущения, представление, отражение и др.) используемых в познании окружающего мира и, обычно, препятствует эффективной интеграции инвалидов по

зрению в те сферы жизни социума, в которые другие представители дискредитированной когорты обычно встраиваются посредством простого устранения либо физических, либо социальных барьеров.

Ранее функцию социокультурной реабилитации инвалидов по зрению традиционно выполняли специализированные библиотеки для слепых, культурно-досуговые центры и дома культуры, созданные в рамках системы ВОС, а также местные организации (МО) ВОС. Основными же технологиями социокультурной реабилитации инвалидов по зрению выступали хоровое и сольное исполнительское мастерство; литературное творчество, включающее, в т.ч., создание и чтение авторских прозаических и лирических произведений; анимационная, в т.ч., театрально-сценическая, деятельность, все более активно интегрируемая в последние годы в систему организаций и учреждений ВОС [1].

Однако ограничения, введенные региональными властями субъектов РФ в связи с новой

коронавирусной инфекцией, свели социокультурную реабилитационную активность указанных учреждений и организаций к минимуму и актуализировали в среде незрячих вопрос реализации процесса социокультурной реабилитации при помощи дистанционных онлайн-технологий, что, фактически, послужило катализатором ускоренного формирования цифрового социокультурного реабилитационного пространства инвалидов по зрению. Быстрое развитие такого пространства также было обусловлено превентивной разработкой и интеграцией в компьютерные операционные системы и современные мобильные устройства специального программного обеспечения (ПО), делающего возможным использование технических средств незрячими и позволяющих инвалидам по зрению использовать современные мобильные устройства и ПК в тех же целях, что и здоровым индивидам. Функциональная доступность технических средств и лимитирование непосредственных социальных интеракций привели к созданию в информационно-цифровом пространстве (мессенджерах, социальных сетях) сообществ инвалидов по зрению, объединенных общими интересами, в т.ч. и потребностью в создании и транслировании художественных продуктов, обладающих художественно-эстетической ценностью.

В сложившихся условиях инвалиды по зрению достаточно быстро раскрыли созидательный социокультурный потенциал адаптированных под их особенности программных продуктов и коммуникационных платформ, в качестве которых выступили наиболее популярные онлайн-мессенджеры и социальные сети. Заложенные в них разработчиками возможности работы со специальными программными продуктами, делающие указанные виртуальные инструменты доступными для инвалидов по зрению, их практическая верификация, выявление незрячими и слабовидящими пользователями и устранение разработчиками слабых мест, предоставили незрячим гражданам валидный инструмент не только обмена информацией, но и создания и размещения собственного культурного контента. Более того, цифровая среда, являясь редуцированным вариантом объективной социальной реальности, оказалась для инвалидов по зрению более доступной, чем денотат. Для раскрытия ее информационно-коммуникационного и культурного квазиреабилитационного потенциала оказалось достаточным наличия у незрячего пользователя навыков работы с современным ПК и/или мобильным устройством и установленным на них специальным или адаптированным ПО, что открыло в нее дорогу инвалидам, имеющим проблемы с социокультурной активностью в реальной жизни.

Существующие в настоящее время социокультурные онлайн-сообщества инвалидов по зрению можно разделить на: тематические группы, созданные на базе реальных локальных сообществ, реализующие в цифровой среде редуцированные функции денотата; тематические межтерриториальные сообщества, объединяющие инвалидов, проживающих в разных регионах, создаваемые на основе общих интересов с целью повышения уровня социокультурной реабилитированности

посредством ознакомления членов сообщества с авторскими художественными продуктами участников и обмена полезной информацией; тематические межтерриториальные сообщества, объединяющие инвалидов, проживающих в разных регионах, созданные на основе общих интересов с целью повышения уровня социокультурной реабилитированности посредством ознакомления членов сообщества с авторскими художественными продуктами участников, обмена полезной информацией, создания и распространения коллективного художественного продукта.

Основными причинами появления цифровых тематических социокультурных сообществ, создаваемых инвалидами по зрению в мессенджерах и социальных сетях, стали:

- развитие и широкое распространение онлайн технологий, адаптированных под особенности инвалидов по зрению;

- сокращение социокультурной реабилитационной деятельности специализированных библиотек для слепых, учреждений культуры и МО ВОС на местах, обусловленное пандемией коронави-руса;

- неудовлетворенная потребность незрячих и слабовидящих граждан в быстром поиске и обмене интересной и полезной информацией.

С целью определения влияния современных цифровых технологий на уровень вовлеченности лиц с тяжелыми нарушениями зрительной функции в социокультурную деятельность, было проведено социологическое исследование среди инвалидов по зрению I и II гр., проживающих на территории РФ и стран ближнего зарубежья, состоящих в различных тематических дистанционных социокультурных сообществах. Выборка составила 212 чел. в возрастном диапазоне от 25 до 65 лет. Структура респондентов в разрезе групп инвалидности по зрению представлена 142 (67 %) инвалидами I гр., в т.ч. 44 (21 %) тотально незрячими индивидами, и 70 (33 %) инвалидами II гр.

Наиболее популярными цифровыми платформами у опрошенных инвалидов по зрению являются: WhatsApp - 100 %, Telegram - 61,2 %, Вкон-такте - 58 %, Одноклассники - 33 %, Team Talk -18,9 %. Информанты отмечают, что для незрячего и слабовидящего пользователя наиболее адаптированными являются на мобильных устройствах - приложения WhatsApp и Вконтакте, а на стационарных компьютерах - социальная сеть Вконтакте. Необходимо отметить, что даже изменение условий пользовательского соглашения в приложении WhatsApp не повлияло на уход из него информантов, что обусловлено высоким уровнем его адаптированности под особенности инвалидов по зрению.

Исследование показало, что из 212 респондентов в очном формате социокультурными акторами выступали 34,9 % (74 чел.), в т.ч. очной театрально-сценической деятельностью занимались 4,2 % (9 чел.), хоровым и сольным пением - 15,1 % (32 чел.), в литературных мероприятиях

участвовали 26,9 % (57 чел.). В цифровой среде акторами социокультурной деятельности являются 53,8 % (114 чел.) респондентов, т.е. их численность относительно очной социокультурной активности возросла на 18,8 % (40 чел.).

Основными барьерами, препятствующими очной социокультурной активности инвалидов по зрению, по мнению респондентов являются:

- отсутствие социокультурной реабилитационной активности в МО ВОС, учреждениях культуры, региональных реабилитационных центрах или библиотеках для слепых;

- возможность участия в творческо-созидатель-ной деятельности тематических межтерриториальных или локальных сообществ независимо от условий времени и места;

- возможность размещения своих произведений в цифровом социокультурном пространстве без очного участия в локальных социокультурных мероприятиях;

- возможность распространения результатов творческой деятельности в цифровой среде, значительно превышающей пределы конкретной локации;

- отсутствие таланта, специальных навыков, необходимых для участия в анимационных или иных аналогичных сценических действиях;

- боязнь критики со стороны других участников, художественного руководителя или зрителей таких действий;

- отсутствие у информантов навыка самостоятельного пространственного ориентирования и перемещения;

- низкий уровень доступности физического окружения в месте проживания информанта;

- отсутствие свободного времени вследствие трудовой занятости информанта.

Основными причинами повышения социокультурной активности информантов в цифровом социальном пространстве стали:

- возможность участия в разных видах творче-ско-созидательной деятельности и получения соответствующего опыта без посещения очных социокультурных реабилитационных мероприятий;

- возможность сохранения инкогнито или наоборот - указания авторства созданного произведения при его цифровой межтерриториальной трансляции.

Все опрошенные состоят в тематических социокультурных сообществах в приложении WhatsApp, в то время как в подобных группах в Telegram состоит лишь 14,6 %, еще 36,8 % используют Telegram как источник получения информации и средство коммуникации. В творческих тематических группах в Team Talk состоит 5,7 % инвалидов. В социальной сети Вконтакте в тематических творческих группах состоит 58 % информантов, в Одноклассниках - 19,3 %.

Среди наиболее известных цифровых тематических социокультурных сообществ инвалидов по зрению в приложении WhatsApp, объединяющих как представителей различных субъектов РФ, так и стран ближнего зарубежья, респондентами были отмечены группы «Театральная студия «¡Премьера», «Браво! Бис!», «Творческая лаборатория» и «Творческий теннис» (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее известные дистанционные международные творческие сообщества инвалидов по зрению,

представленные на платформе WhatsApp

Название сообщества Цифровые платформы Информированность Число участников, чел.

чел. уд. вес, %

Театральная студия «Премьера» WhatsApp Вконтакте 208 98,1 24

Браво! Бис! WhatsApp 123 58 34

Творческий теннис WhatsApp 158 74,5 95

Творческая лаборатория WhatsApp 117 55,2 97

Широкая известность сообщества «Театральная студия «Премьера» в среде инвалидов по зрению обусловлена двумя причинами:

1. Профессиональным подходом участников группы к созданию литературных художественных аудиопродуктов, начиная от сборников тематических произведений, посвященных дням рождения великих писателей, поэтов, знаменательным датам, и заканчивая театральными аудиопо-становками.

2. Использованием большого, по сравнению с другими группами, числа каналов расп-

ространения своих продуктов, подписчиками и пользователями которых является множество инвалидов по зрению не только в РФ, но и за рубежом (табл. 2).

Театральная деятельность сообществ инвалидов по зрению в цифровом пространстве представляет собой создание и распространение аудио-спектаклей и аудиопостановок, обладающих характеристиками любой театральной постановки, воспринимаемой инвалидом по зрению в зрительном зале (озвучивание ролей разными участниками группы, звуковое сопровождение, звуковые эффекты), силами членов сообщества [2].

Таблица 2

Виды социокультурной деятельности тематических дистанционных сообществ инвалидов по зрению и каналы распространения их художественного результата

Название сообщества Социокультурная деятельность Представление результатов

Театральная студия «Премьера» - театральная; - литературно-поэтическая; - музыкальная; - дистанционно-экскурсионная; - досугово-развлекательная; - информационно-ознакомительная - интернет-радио «Отрыв»; - интернет-радио «NWDA»; - онлайн-библиотека для слепых АУ3715; - сообщество Вконтакте; - WhatsApp

Браво! Бис! - литературно-поэтическая; - музыкальная WhatsApp

Творческий теннис - литературно-поэтическое; - музыкальная; - досугово-развлекательная; - дистанционно-экскурсионная; - информационно-ознакомительная WhatsApp

Творческая лаборатория - театральная; - литературно-поэтическая WhatsApp

Литературно-поэтическая деятельность - запись и размещение в группе участниками сообществ собственных или чужих лирических произведений, как без музыкального, так и с музыкальным сопровождением. Во втором случае к созданию художественного продукта привлекается участник группы - инвалид по зрению, имеющий навыки работы с программами обработки звука.

Музыкальная деятельность аналогична литературно-поэтической, но уже в отношении музыкальных произведений.

Дистанционно-экскурсионная деятельность - это информирование членов сообщества другими участниками об интересных местах, которые конкретный участник посещал ранее или в которых находится в настоящее время. Во втором случае в качестве каналов передачи информации адресатам используются встроенные инструменты цифровых платформ (групповые звонки, аудио- и видеотрансляции).

Досугово-развлекательная деятельность в цифровых сообществах инвалидов по зрению реализуется в форме конкурсов или интеллектуальных викторин, обычно посвященных памятным датам или дням рождения знаменитых людей. Коммуни-цирование организатора и участников мероприятия осуществляется с помощью текстовых или аудиосообщений.

Информационно-ознакомительная деятельность подразумевает размещение в сообществах информации о проводимых в местах нахождения или проживания участников социокультурных мероприятиях.

Акторами в виртуальных тематических творческих сообществах, согласно проведенного опроса, являются 100 % участников группы «Театральная студия Премьера», 79,4 % (27 чел.) участников группы «Браво! Бис!», 37,9 % (36 чел.) членов группы «Творческий теннис» и 33 % (32 чел.) участников сообщества «Творческая лаборатория». Структура видов творческо-созидательной

деятельности информантов в тематических он-лайн-сообществах выглядит следующим образом:

- пишут и размещают собственные лирические произведения - 29,2 %;

- записывают и размещают лирические произведения других авторов - 48,1 %;

- записывают и размещают собственные вокальные произведения - 25 %;

- участвуют в качестве актеров в создании аудио-постановок - 15,6 %;

- являются авторами или редакторами сценариев театральных аудиопостановок - 10 %;

- являются звукорежиссерами театральных аудиопостановок - 4,7 %.

Таким образом, можно констатировать, что перевод в дистанционный формат социокультурных интеракций инвалидов по зрению, обусловленный коронавирусными ограничительными мероприятиями, за счет абстрагирования от внешних пространственно-архитектурных и социальных барьеров, инициировал рост социокультурной активности той части инвалидов по зрению, которая оказалась способна освоить цифровые технологии и интегрироваться в виртуальное социокультурное пространство, созданное и масштабированное активными представителями нозологии незрячих.

Однако необходимо отметить тот факт, что художественно-созидательная функция дистанционных культурно-тематических сообществ инвалидов по зрению возрастает в том случае, если их размер численно ограничивается администратором, а критерием включения в сообщество выступает готовность брать на себя роль актора и участвовать в создании аудиопродуктов (примат данного вида художественного результата обусловлен спецификой указанного инварианта инвалидов), имеющих эстетическо-художественную

ценность. Рост численности участников таких сообществ снижает их культурно-созидательную активность, что обуславливается действием объективных коммуникативных законов.

Также, можно отметить, что очным опытом театрально-сценической деятельности, считающимся, с одной стороны, одним из самых сложных, а с другой - наиболее эффективных инструментов социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, оптимальным образом способствующим их раскрепощению, получению, развитию и закреплению коммуникативных навыков, правильных схем социального взаимодействия, получению, проживанию и осмыслению персонифицированных социальных ролей, недоступных в реальной жизни в силу действия объективных лимитирующих социальных и пространственно-архитектурных барьеров, обладали 4,2 % (9 чел.) респондентов, в то время как в дистанционном цифровом формате такой опыт был получен еще 11,4 % (24 чел.) инвалидов.

Следует подчеркнуть, что к настоящему моменту в РФ на постоянной основе функционирует не более 20 инклюзивных театров инвалидов по зрению, действующих, преимущественно, при региональных специализированных библиотеках для слепых или региональных культурно-досуговых центрах ОООИ ВОС. Общая численность инвалидов по зрению, участвующих в очной театрально-сценической деятельности таких студий, не превышает по всей стране 300 чел. К самым известным территориально локализованным инклюзивным театрам незрячих относятся театры «Надежда», «Ковчег», «Внутреннее зрение», «Комедианты», «Литературный театр», «Талисман» и радиотеатр «Резонанс», участниками которых являются только инвалиды по зрению, проживающие в локациях, где расположены данные театры

[3].

Собственно, рост числа инвалидов по зрению, занимающихся в дистанционном формате аудиаль-ной формой театрально-сценического искусства, свидетельствует о востребованности данного вида деятельности как в инструментальном, социально-реабилитационном, так и в культурно-созидательном аспектах. Особенно, данный вид дистанционной социокультурной деятельности актуален для инвалидов, обладающих творческим потенциалом и имеющих потребность в самоактуализации и самовыражении и, одновременно, не занятых, по различным причинам, трудовой деятельностью, неудовлетворенных количеством и качеством социокультурных мероприятий в месте проживания, не имеющих возможности заниматься очной социокультурной деятельностью в силу низкого уровня пространственной ориентации или наличия неустранимых физических и социальных барьеров.

Из числа самых известных у незрячих и слабовидящих пользователей цифровых тематических социокультурных объединений, только сообщество «Театральная студия «Премьера» реализует художественно-постановочную функцию, заключающуюся в создании профессиональных

аудиопостановок и аудиоспектаклей силами участников сообщества - инвалидов по зрению. Именно в данном онлайн-сообществе наиболее велика численность инвалидов, овладевших навыками звукорежиссуры (25 % или 6 чел. от численности сообщества), из которых 3 чел. являются тотально незрячими инвалидами I гр. и 3 чел. - инвалидами I гр. с остатком зрительной функции. На начало мая 2022 г. силами Театральной студии «Премьера» было создано 65 аудио-спектаклей, поставленных по произведениям как современных авторов, так и классиков и активно распространяемых в среде незрячих не только посредством платформы WhatsApp, но и через страницу сообщества в социальной сети Вкон-такте, а также через интернет-радиостанции для слепых «Отрыв» (г. Санкт-Петербург), «NWDA» (г. Ростов-на-Дону) и онлайн-библиотеку для инвалидов по зрению АУ3715 [4].

Приведенный ранее перечень причин, обусловивших диффузию тематических социокультурных онлайн-сообществ среди инвалидов по зрению, относительно дистанционных театрально-сценических групп может быть дополнен следующими причинами:

1. Отсутствие или незначительное влияние факторов, определяющих успешное создание и результативное функционирование инклюзивных театров инвалидов по зрению в очном формате. В частности, для функционирования очных инклюзивных театров незрячих требуются: наличие постоянной локализованной репетиционной базы; наличие материальной базы для приобретения и хранения реквизита, декораций, звукового оборудования; привлечение профессионального художественного руководителя, имеющего навыки работы с инвалидами по зрению и знакомого с их психофизиологическими особенностями, а также оплата его услуг; физическое сопровождение незрячих граждан, не обладающих навыками самостоятельного пространственного ориентирования и пр.

2. Отсутствие проблемы привлечения инвалидов по зрению к дистанционной театральной деятельности, что обусловлено пространственной виртуальной свободой, позволяющей участвовать в такой деятельности индивидам, проживающим в разных регионах или даже государствах.

Исследование показало, что цифровые дистанционные театральные сообщества инвалидов по зрению, представителем которых выступает «Театральная студия «Премьера», являясь редуцированной формой аналогичных очных инклюзивных театров, лишены большей части ограничений последних:

- отсутствие проблемы понимания специфики работы с незрячими у здоровых людей, т.к. функционирование таких групп обеспечивается самими инвалидами по зрению;

- отсутствие потребности в профессиональном режиссере и/или ином специалисте, занимающимся непосредственной постановкой сценических действий, подбором костюмов, реквизита и

декораций;

- отсутствие необходимости в наличии материально-технической базы;

- отсутствие необходимости запоминания больших объемов текста акторами, обусловленное возможностью записи ролей в отдельных аудиофайлах;

- отсутствие необходимости в проведении репетиций;

- отсутствие требований к наличию специального театрального и звукорежиссерского образования или навыков театрально-сценической деятельности у участников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие потребности в групповом слажива-нии актеров, проведении специализированных тренингов и т.п.

При этом функционирование такой дистанционной театральной группы возможно при выполнении ряда условий, в частности:

- наличие у участников технических средств записи аудиоконтента и навыка работы с соответствующим ПО;

- наличие канала и владение участниками инструментами передачи аудиозаписей звукорежиссеру;

- соответствие качества аудиозаписей предъявляемым звукорежиссером требованиям;

- обязательное наличие участника, владеющего навыками сведения и мастеринга звукового материала в целостную аудиокомпозицию (аудиопостановку, аудиоспектакль);

- обязательная предварительная подготовка сценария, заключающаяся в написании тифло-комментариев, нумерации последовательности фрагментов текста, записываемого конкретным актором.

Также, участники дистанционных тематических творческих сообществ инвалидов по зрению выделили ряд аспектов, ограничивающих спектр направлений их социокультурной деятельности, в т.ч. аудиопостановочной:

- низкий уровень навыков работы с ПО, предназначенным для обработки аудиоматериалов, у подавляющего числа членов сообществ;

- систематические трудности с подбором конкретных исполнителей на роли, включая роль ти-флокомментатора, вследствие индивидуальных фонетических особенностей участников или нехватки представителей нужного гендера;

- разное качество записываемых аудиофайлов и, зачастую, большое количество шумов, затрудняющие их качественное сведение и мастеринг в целостную композицию;

- необходимость периодической перезаписи аудиофайлов, вызывающая негативную реакцию участников сообществ; необходимость предварительной подготовки и адаптации текстового материала под особенности инвалидов по зрению.

Реабилитационные социокультурные аспекты тематических онлайн-сообществ инвалидов по зрению, согласно результатам опроса, заключаются:

- в более глубокой интеграции в цифровое социокультурное пространство инвалидов по зрению в межтерриториальном формате;

- в расширении спектра возможностей для создания индивидуального или группового аудиаль-ного художественного продукта, обладающего художественно-эстетической ценностью, как в контексте искусства инвалидности, так и искусства инвалидов;

- в расширении спектра направлений и инструментов реализации индивидуального и коллективного творческого потенциала инвалидов;

- в появлении возможности получения персонифицированного опыта в результате виртуального вариативного воспроизведения образцов и схем поведения сценических персонажей, что обычно недоступно инвалидам по зрению в реальной жизни;

- в наличии возможности получения практического опыта работы редактором, звуковым редактором, режиссером-постановщиком, звукорежиссером;

- в расширении социальных интеракций; приобретении и закреплении навыков работы с современными техническими средствами реабилитации и/или онлайн-технологиями;

- в приобретении навыков работы со специализированным ПО и, соответственно, расширении возможностей получения дополнительных доходов;

- в удовлетворении потребности в самовыражении, признании, повышении собственной социальной значимости; расширении возможностей создания семейных союзов.

Несмотря на более высокий социокультурный реабилитационный потенциал цифровой среды, следует признать его более низкое качество в сравнении с очным денотатом в контексте обеспечения социальной интеграции представителей незрячего инварианта инвалидов в реальную жизнь общества. Можно констатировать, что, с одной стороны, цифровая социокультурная среда позволяет инвалидам по зрению расширить круг социальных контактов, повысить уровень цифровой грамотности, реализовать художественный потенциал в недоступной в реальности культурно-творческой и культурно-созидательной деятельности, выйдя за рамки окружающего физического пространства и, даже, в результате расширения социальных контактов, найти спутника жизни, что особенно актуально для незрячих

индивидов.

С другой стороны, смещение акцента с очной социокультурной активности в акцидентный, виртуально-дистанционный формат, актуализирует проблему добровольной социальной эксклюзии инвалидов по зрению, нивелирует в их глазах необходимость пространственной и профессиональной реабилитации, снижает их потребность в личных интеракциях с ближним социальным окружением как в рамках местного инвалидного субсоциума, так и с представителями здоровой части общества, способствуя сохранению в социуме негативных социальных аттитюдов относительно самостоятельности данного инварианта инвалидов и необходимости повышения в их интересах доступности физического пространства.

Дистанционная театральная деятельность, реализуемая представителями незрячей нозологии, представляя собой редуцированный конструкт очного денотата, не позволяет инвалиду по зрению получить набор социально значимых

Литература:

1. Кантор В.З. Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопсихологии (методологический аспект) / В.З. Кантор // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 100. С. 104-115. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp? id=12881145 (дата обращения 27.04.2022).

2. Литвиненко Ю.С. Спектакли для незрячих как инновационная форма социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению / Ю.С. Литвиненко // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 2 (16). С. 50-55.

3. Всероссийское общество слепых: Состоялся Всероссийский открытый театральный фестиваль ВОС. URL : https://www.vos.org.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=4608:sostoy-alsya-vserossijskij-otkrytyj-teatralnyj-festival-vos-pro stranstvo-ravnykh-vozmozhnostej&catid=373&Ite mid=422 (дата обращения 28.04.2022).

4. Онлайн-библиотека Логос. URL : http://av3 715.ru/library (дата обращения 01.05.2022).

5. Тринадцатко А.А. Театрально-сценическое искусство как инструмент повышения социальной активности инвалидов по зрению / А.А. Тринадцатко // Социодинамика. 2021. № 4. С. 1-21.

компетенций, приобретаемый им в очных инклюзивных театрах [5]. Следует признать, что эффективным социальным реабилитационно-адаптаци-онным конструктом является именно очный инклюзивный театр, а дистанционные цифровые аналоги представляют собой инвариант, в котором инвалид по зрению может апробировать свои возможности и принять решение ограничить ли свою деятельность дистанционным форматом денотата или же, если существует такая возможность, масштабировать свою активность в направлении реального театрально-сценического искусства. Именно в очных инклюзивных театрах лица, стигматизированные как инвалиды, коммуницируя в ходе совместных со здоровыми людьми интеракциях, используя специально разработанные или адаптированные под конкретную нозологию техники физической и психолого-педагогической коррекции, проходят социальную адаптацию, социализацию или ресоциализацию и, в конечном итоге, могут успешно интегрироваться в социум.

Literature:

1. Kantor V.Z. The artistic potential of visually impaired people as a problem of rehabilitation typh-lopedagogy and typhlopsychology (methodological aspect) / V.Z. Kantor // Izvestiya Rossiiskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. a. Herzen. 2009. № 100. P. 104-115. URL : https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=12881145 (date of application 04/27/2022).

2. Litvinenko Yu.S. Performances for the blind as an innovative form of socio-cultural rehabilitation of the visually impaired / Yu.S. Litvinenko // Scientific notes (Altai State Academy of Culture and Arts). 2018. № 2 (16). P. 50-55.

3. All-Russian Society of the Blind: The All-Russian Open Theater Festival VOS took place. URL : https://www.vos.org.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=4608:sostoyalsya-vserossijs kij-otkrytyj-teatralnyj-festival-vos-prostranstvo-ravn ykh-vozmozhnostej&catid=373&Itemid=422 (date of application 04/28/2022).

4. Logos online Library. URL : http://av3715.ru/li-brary (date of application 01.05.2022).

5. Thirnadzadko A.A. Theatrical and scenic art as a tool for increasing the social activity of visually impaired / A.A. Thirnadzadko // Sociodynamics. 2021. № 4. P. 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.