Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ МОЛОДЁЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ МОЛОДЁЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые платформы / цифровые технологии / цифровой проект / молодёжная социальная политика / здоровый образ жизни / социальный механизм / сопротивление изменениям / digital platforms / digital technologies / digital project / youth social policy / healthy lifestyle / social mechanism / resistance to change

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Э.Ш. Шаймиева, Д.А. Бензикова, А.Ю. Бутнева

Актуальность исследования заключается: (1) в возможностях цифровых платформ как драйверов технологического и социальноэкономического развития регионов в продвижении ценностей социума здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения в части отказа от табакокурения; (2) в усилении табакозависимости среди молодёжи. Объект исследования: цифровой проект в области молодёжной социальной политики для развития ЗОЖ подрастающего поколения, его продвижение на цифровых платформах. Предмет: возможности цифровых платформ в продвижении ЗОЖ среди подрастающего поколения посредством: цифровых технологий, использования методов сопротивления изменениям. Цели исследования: 1. Исследование учёных в области объекта, предмета настоящей работы. 2. Проведение эмпирического исследования среди поколения X. 3. Формирование кейсов среди школьников курящих, бросивших курить. 4. Формирование цифрового проекта в области предмета настоящего исследования. Методы исследования: систематизация, классификация, группировка, сравнение, логический, источниковедческий, интервью. Новизна заключается: в обосновании возможностей цифровых платформ в продвижении ценностей ЗОЖ среди молодёжи; совершенствовании социального механизма предмета исследования (5 участников, 10 сред воздействия); формировании проекта "#НеПринадлежиТаба-ку!/Т8M8кег8ИяТYгел!", включающего 10 мероприятий: с использованием цифровых технологий (3 мероприятия)и изменений элементов социального механизма (7 мероприятий). Практическая значимость: формирование ценности ЗОЖ школьников с учётом социального механизма ЗОЖ, учёта методов сопротивления изменениям. Выводы: представлены научно-теоретические основы настоящего проектного исследования, получены научно-практические результаты настоящего проектного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PROJECT IN THE FIELD OF YOUTH SOCIAL POLICY FOR ITS PROMOTION ON DIGITAL PLATFORMS: HEALTHY LIFESTYLES OF THE GROWING GENERATION

The relevance of the research lies in: (1) the possibilities of digital platforms as drivers of technological and socio-economic development of regions in promoting the values of society a healthy lifestyle (HLS) among the younger generation in terms of quitting smoking; (2) increasing tobacco dependence among young people. The object of research: a digital project in the field of youth social policy for the development of healthy lifestyle of the younger generation, its promotion on digital platforms. Subject: the possibilities of digital platforms in promoting healthy lifestyle among the younger generation through: digital technologies, the use of methods of resistance to change. Research objectives: 1. Research of scientists in the field of the object, the subject of this work. 2. Conducting an empirical study among generation X. 3. The formation of cases among schoolchildren who smoke, quit smoking. 4. Formation of a digital project in the field of the subject of this study. Research methods: systematization, classification, grouping, comparison, logical, source-based, interview. The novelty lies in: substantiating the possibilities of digital platforms in promoting the values of healthy lifestyle among young people; improving the social mechanism of the subject of research (5 participants, 10 media of influence); forming the project "#Not belonging to Tobacco!/ Tamakega-YaTugel!", which includes 10 events: using digital technologies (3 events) and changes in the elements of the social mechanism (7 events). Practical significance: formation of the value of healthy lifestyle of schoolchildren taking into account the social mechanism of healthy lifestyle, taking into account the methods of resistance to change. Conclusions: the scientific and theoretical foundations of this project study are presented, the scientific and practical results of this project study are obtained.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ МОЛОДЁЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 338

E.Sh. Shaimieva, D.A. Benzikova, A.Yu. Butneva

DIGITAL PROJECT IN THE FIELD OF YOUTH SOCIAL POLICY FOR ITS PROMOTION ON DIGITAL PLATFORMS: HEALTHY LIFESTYLES OF THE GROWING GENERATION

The relevance of the research lies in: (1) the possibilities of digital platforms as drivers of technological and socio-economic development of regions in promoting the values of society - a healthy lifestyle (HLS) among the younger generation in terms of quitting smoking; (2) increasing tobacco dependence among young people. The object of research: a digital project in the field of youth social policy for the development of healthy lifestyle of the younger generation, its promotion on digital platforms. Subject: the possibilities of digital platforms in promoting healthy lifestyle among the younger generation through: digital technologies, the use of methods of resistance to change. Research objectives: 1. Research of scientists in the field of the object, the subject of this work. 2. Conducting an empirical study among generation X. 3. The formation of cases among schoolchildren who smoke, quit smoking. 4. Formation of a digital project in the field of the subject of this study. Research methods: systematization, classification, grouping, comparison, logical, source-based, interview. The novelty lies in: substantiating the possibilities of digital platforms in promoting the values of healthy lifestyle among young people; improving the social mechanism of the subject of research (5 participants, 10 media of influence); forming the project "#Not belonging to Tobacco!/ Tamakega-YaTugel!", which includes 10 events: using digital technologies (3 events) and changes in the elements of the social mechanism (7 events). Practical significance: formation of

Э.Ш.Шаймиева1, Д.А.Бензикова2, А.Ю. Бутнева3

ЦИФРОВОЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ МОЛОДЁЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Актуальность исследования заключается:

(1) в возможностях цифровых платформ как драйверов технологического и социально-экономического развития регионов в продвижении ценностей социума - здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения в части отказа от табакокурения;

(2) в усилении табакозависимости среди молодёжи. Объект исследования: цифровой проект в области молодёжной социальной политики для развития ЗОЖ подрастающего поколения, его продвижение на цифровых платформах. Предмет: возможности цифровых платформ в продвижении ЗОЖ среди подрастающего поколения посредством: цифровых технологий, использования методов сопротивления изменениям. Цели исследования: 1. Исследование учёных в области объекта, предмета настоящей работы. 2. Проведение эмпирического исследования среди поколения X. 3. Формирование кейсов среди школьников курящих, бросивших курить. 4. Формирование цифрового проекта в области предмета настоящего исследования. Методы исследования: систематизация, классификация, группировка, сравнение, логический, источниковедческий, интервью. Новизна заключается: в обосновании возможностей цифровых платформ в продвижении ценностей ЗОЖ среди молодёжи; совершенствовании социального механизма предмета исследования (5 участников, 10 сред воздействия); формировании проекта "#НеПринадлежиТаба-ку!/Т8M8кег8ИяТYгел!", включающего 10 мероприятий: с использованием цифровых

1 Шаймиева Э.Ш., профессор кафедры управления, заведующая научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета менеджмента и инженерного бизнеса, д.э.н., доцент; "Казанский инновационный университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)", г. Казань, Россия

Shaimieva E.Sh., Doctor of economic Sciences, Professor of the Department of Management, Head of the Research Laboratory of Knowledge Management of the Faculty of Management and Engineering Business, Head of the Master's Program in the Field of Training "Management" of Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEUP)", Kazan, Russia

Email: shaimieva@ieml.ru

2 Бензикова Д.А., студентка гр. 504, ЧОУ ВО "Казанский инновационный универстит им. В.Г. Тимирясова (ИУ-ЭП)", г. Казань

Benzikova D.A., Student gr. 504, CHOU VO "Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEUP)", Kazan

Email: BenzikovaDA@ieml.ru

3 Бутнева А.Ю., бакалавр; Университет им. Луиджи Боккони, г. Милан, Италия; Миланский технический университет, г. Милан, Италия

Butneva A.Yu., Bachelor; University named after Luigi Bocconi, Milan, Italy; Milan Technical University, Milan, Italy

Email: alexabutneva@mail.ru

the value of healthy lifestyle of schoolchildren taking into account the social mechanism of healthy lifestyle, taking into account the methods of resistance to change. Conclusions: the scientific and theoretical foundations of this project study are presented, the scientific and practical results of this project study are obtained.

Keywords: digital platforms, digital technologies, digital project, youth social policy, healthy lifestyle, social mechanism, resistance to change.

технологий (3 мероприятия)и изменений элементов социального механизма (7 мероприятий). Практическая значимость: формирование ценности ЗОЖ школьников с учётом социального механизма ЗОЖ, учёта методов сопротивления изменениям. Выводы: представлены научно-теоретические основы настоящего проектного исследования, получены научно-практические результаты настоящего проектного исследования.

Ключевые слова: цифровые платформы, цифровые технологии, цифровой проект, молодёжная социальная политика, здоровый образ жизни, социальный механизм, сопротивление изменениям.

DOI: 10.36807/2411-7269-2023-2-33-27-37

1. Введение

1.1. Актуальность исследования

Возможности цифровых платформ в продвижении ценностей социума представляют актуальную тематику в цифровой экономике. Продвижение ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения в части отказа от табакокурения, включая электронные сигареты, посредством цифровых платформ, представленных на них цифровых проектов является составной частью молодёжной социальной политики региона. По данным Федеральной службы государственной статистики число ежедневно курящих россиян составляет 22,5% от жителей страны. Известно, что "...в возрасте от 15 до 19 лет курящих 6,9%, от 22 до 24 лет - 22,8%." [1], [2], [3]. Объектом настоящего исследования является цифровой проект в области молодёжной социальной политики для развития ЗОЖ подрастающего поколения, его продвижение на цифровых платформах. Предметом являются: возможности цифровых платформ в продвижении ЗОЖ среди подрастающего поколения посредством: цифровых технологий, использования методов сопротивления изменениям. Цели исследования: 1. Исследование учёных в области объекта, предмета настоящей работы. 2. Проведение эмпирического исследования среди поколения X. 3. Формирование кейсов среди школьников курящих, бросивших курить. 4. Формирование цифрового проекта в области предмета настоящего исследования. Методами исследования являются: систематизация, классификация, группировка, сравнение, логический, источниковедческий, интервью.

1.2. Методология исследования

На Рис. 1 представлена методология исследования, включающая научно-теоретические основы и проектную часть настоящего исследования. Необходимо отметить, что результат проектной части - формирование цифрового проекта "#НеПринадле-жиТабаку!" - опирается на использование усовершенствованного социального механизма, результатов интервью среди поколения X, создания базы кейсов школьников (мальчики, девочки) (Рис. 1).

2. Основная часть

2.1.1. Научно-теоретические основы настоящего исследования

2.1.1.1. Цифровые технологии и цифровые платформы в области здорового образа жизни подрастающего поколения как драйверы технологического и социально-экономического развития регионов

Развитие информационного общества в РФ, реализуемое на основе "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.", обуславливает необходимость идентификации и развития новых источников - драйверов социально-экономического общества для решения социально-экономических задач с учётом инструментов цифровой экономики [5]. В работе Ал-Дурайе Д.С. отмечены источники нового технологического уклада, в основе которого - цифровые технологии [2], [3], [6]. Изменение акцентов в социально-экономическом обществе на потребление товаров и услуг с маркировкой "ЗОЖ", развитие ценности как ЗОЖ в российских регионах посредством применения соответствующих технологий среди подрастающего поколения способно, по мнению авторов, стать драйвером технологического развития региона, опираясь на ресурсы образовательной среды, молодёжной социальной политики [6], [7], [8].

Рис. 1 - Методика настоящего исследования: научно-теоретические основы настоящего исследования, проектная часть Источник: разработка авторов на основе [2], [3], [4], [22].

Исследование Лосева В.Р. фокусирует внимание на использовании цифровых технологий в образовательном процессе обучения. К числу "здоровьесберегающих" технологий, включащих цифровую среду, относятся: здоровая и безопасная образовательная среда, инфраструктура образовательного процесса [2], [9].

В исследовании Грязновой Е.В., Агеевой Е.Л., Козловой О.В., Тихоновой К.А. сформулироованы целевые показатели понятия "социальное здоровье человека" [10]. Данная тематика развивается Буркановой О.П., с акцентом на формирование соответствующих навыков в области ЗОЖ у учителей школы [11].

2.1.1.2. Возможности цифровых платформ в продвижении молодёжной социальной политики региона в области здорового образа жизни

В данной части исследования были поставлены следующие исследовательские задачи: 1. Провести анализ трудов российских исследователей. 2. Составить перечень цифровых ресурсов, включая цифровые платформы, которые функционируют на территории РФ и могут быть использованы для продвижения молодёжной социальной политики региона в различных её областях (ЗОЖ, волонтёрство по разным направлениям). 3. Провести анализ программ по продвижению молодёжной социальной политики в Республике Татарстан (РТ) в направлении использования возможностей цифровых платформ. 4. Обосновать актуальность авторского проекта в области ЗОЖ подрастающего поколения "#Не принадлежи табаку!" для региона РТ [14].

Возможности цифровых платформ в целях объединения молодёжи и решения конкретных социально-экономических, педагогических задач представлены в трудах российских исследователей [12], [13], [15]. Согласно ФЗ от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодёжной политике в Российской Федерации" под понятием "молодёжь, молодые граждане" понимается "...социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно .имеющих гражданство Российской Федерации" [14]. В исследовании Колесниченко Г.И. показан опыт преобразования туристского продукта в условиях цифро-визации коммуникации с молодёжью с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в области продвижения идеи ЗОЖ среди молодёжи [15]. Такие преобразования возможны, например, в процессе использования ИКТ в общении с молодёжью по проекту, продвижения проекта, получения откликов для разработки и внедрения усовершенствованных инноваций во внедрённый продукт. В работе Старостиной В.А., Галас Д.В., Поддубного А.В., Панфиловой Т.А. систематизирован материал по требованиям к регистрации волонтёров на цифровых ресурсах, включая цифровые платформы [16]. В данной работе представлена модель включения волонтёров на цифровые платформы, диагностированы некоторые технические вопросы, возникающие в этот период.

В Табл. 1 нами сформирован материал по основным цифровым ресурсам, включая цифровые платформы, действующие на территории РФ, способные продвигать молодёжную социальную политику. К таким цифровым ресурсам отнесены (с теоретической точки зрения) следующие: проект Iron-Star, Всероссийское общественное движение Во-лонтёры-медики.рф, Общественная организация Красноволонтёр, волонтёрская сеть Pet911, Некоммерческое объединение Lizaalert, Общество добровольных лесных пожарных, Ассоциации НКО "Союз волонтёрских организаций и движений". Становится очевидным, что многие цифровые ресурсы выстраивают свою работу с молодёжью на основе гуманных целей (например, помощи гражданам), продвижения различных направлений ЗОЖ. В РТ создание цифровой платформы для вовлечения молодёжи в решение социально-экономических задач региона запланировано на 2022 г. [17]. Отсюда актуальность и обоснованность имеет разрабатываемый авторами цифровой проект в области ЗОЖ подрастающего поколения "#Не принадлежи табаку!" как составная часть молодёжной социальной политики для его продвижения на цифровых платформах [2], [3], [4], [22].

Таблица 1 - Цифровые ресурсы, включая цифровые платформы, для продвижения молодёжной социальной политики регионов РФ_

Наименование сайта платформы Сущность деятельности цифровой платформы (движения) Направленность деятельности цифровой платформы Территория деятельности ресурса (цифровой платформы) Направленность на молодёжь

Официальный сайт Волонтёры-медики.рф Одна из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе, с созданием Региональных отделений Волонтёрская помощь в медицинских учреждениях, санитарно-профилактическое просвещение, обучение первой помощи, программы для школьников, популяризация донорства, здоровый образ жизни Все регионы РФ +

Официальный сайт Общественной организации Красноволонтёр Сообщество инициативной молодёжи для развития событийного волонтёр-ства на территории Красноярского края Реализуемые мероприятия: образовательные и научные, спортивно-массовые, социально-значимые, культурно-деловые, промо-акции Красноярский край +

Официальный сайт Некоммерческого объединения Lizaalert Некоммерческое объединение для оперативного реагирования и гражданского содействия в поиске пропавших людей всех категорий Бесплатная помощь (24 часа в сутки), без выходных и праздников, при необходимости готовы развернуть поисковую операцию на месте или оказать широкую информационную поддержку Все регионы РФ +

Источники: на основе: [2], [3], [4], [16], [22] \

1 Необходимо отметить, что проверка деятельности волонтёрских организаций на реализацию ими иной деятельности, кроме исследуемой, в настоящей работе не проводилась.

2. Проектная часть настоящего исследования

2.1. Цифровой проект "#НеПринадлежиТабаку!" на основе обменной интернет-платформы

2.1.1. Исследование и анализ трудов российских и зарубежных авторов в области здорового образа жизни подрастающего поколения

Далее мы исследовали работы российских исследователей в областях: "отказ курения школьников", относящихся по названию и содержанию к объекту настоящего исследования и исследующие данную тематику с немедицинской точки зрения для проведения анализа данных работ. В исследовании Королевой Е.А., Алексеевой К.Ю., Орлова Ф.В. ".рассмотрен широкий спектр различных вмешательств по профилактике табакокурения в школах." [18. С. 6-9]. Исследователи отмечают, что упомянутые мероприятия выявляют незначительную эффективность, незавершённость многих вопросов, проблем табакокурения среди школьников [18. С. 6-8]. В работе Пахомовой Л.Э., Николаевой Е.С. показаны основные результаты ".выявления курительного поведения и психологической готовности к отказу от табакокурения школьников старших классов и студентов." [19. С. 104-104; 20. С. 73-76]. В исследовании Тесленко В.Р., Тюкова Ю.А., Пластовец А.И. проведён анализ мероприятий формирования ЗОЖ на междисциплинарной основе (медицинской и педагогической). Исследователи приходят к выводу о необходимости формировать ".комплекс общественно-семейных мероприятий, направленных на противодействие вредным привычкам, или более узко на отказ от курения может способствовать формированию и распространению здорового образа жизни среди школьников." [20. С. 73-76]. В исследовании констатируется, что использование педагогическими работниками в области формирования ЗОЖ школьников ".типичного традиционного набора форм санитарно-гигиенического обучения, .[доказал] .свою полную беспомощность в противодействии всем вредным привычкам, в том числе курению. Отсутствуют индивидуально ориентированные мероприятия по противодействию развитию вредных привычек." [20. С. 73-76].

На основе проведённого анализа трудов российских исследователей необходимо сделать следующие выводы:

- в работах российских авторов отсутствует (или недостаточно представлен) социальный механизм сред воздействия на школьника как визуализации проекта "ЗОЖ школьника. Отказ от курения";

- в работах российских авторов недостаточно представлены вопросы, связанные с процессом управления сопротивлением школьника с вредными привычками (табакокурением), которое данный школьник оказывает явными или неявными способами по отношению к ЗОЖ [7], [8].

2.1.2. Механизм социального взаимодействия участников процесса формирования здорового образа жизни школьников: классическая и цифровая форма

На основе анализа трудов российских исследователей представляется возможным сформировать схемы по взаимодействию участников социального механизма "ЗОЖ школьника: участники процесса" в двух вариантах: традиционном и варианте в условиях цифровизации его составляющих. Традиционный вариант социального механизма "ЗОЖ: участники процесса", когда школьник, начавший или продолжающий курить длительное время, находится во взаимодействии со школой, родителями. Необходимо отметить, что традиционный вариант рассматривает идеальный вариант, когда в воздействующей среде курящих лиц нет. В Приложении 1 представлен уточнённый вариант социального механизма "Здоровый образ жизни школьника: участники процесса, среды воздействия", где число участников увеличилось до 5, однако в условиях цифровой экономики произошло увеличение количества сред как среды окружающего на школьника воздействия до 10: каждый участник социального механизма находится в двух средах: реальном и виртуальном. Необходимо отметить, что в варианте 2 вопрос наличия (отсутствия) курящих в среде "Родители", "Школа"» и т.д. в настоящем исследовании не рассматривается (Приложение 1) 1.

Авторами проекта предлагается связать участников социального механизма "Родители - Школьник - Друзья - Школа - Одноклассники" при помощи обобщённых показателей оценки уровня здорового образа жизни каждого участника схемы. Для квантифика-ции результатов рекомендуется использовать показатели Health Promotion Lifestyle Profile

1 Формирование схемы социального механизма "Здоровый образ жизни школьника" в традиционном варианте и варианте в условиях цифровой экономики позволяет уточнить количество участников, сред воздействия на школьника, разработать направления воздействия в рамках исследуемой темы.

(HPLP-II) по следующим направлениям: ответственность респондентов за их состояние здоровья; уровень физической активности; питание; духовное (т.е. нематериальное) развитие личности; взаимоотношения респондента с другими участниками социального механизма; менеджмент стресса [21]. Протокол HPLP-II базируется на признанных научным сообществом психометрических характеристиках, которые используются для оцифрования уровня здорового образа жизни.

2.1.3 Использование методов сопротивления изменениям в процессе формирования здорового образа жизни (отказ от курения): манипуляция

На основе анализа трудов российских исследователей по теме настоящей работы, сформированного авторами социального механизма, а также с учётом понимания факта сопротивления школьника ЗОЖ нами изучен вопрос методов управления сопротивления изменениям. Под "сопротивлением изменениям" в настоящем исследовании понимаются мероприятия, оказываемые явными или неявными способами на уровне индивида, группы, организации по отношению к изменениям, инициаторами которых являются руководители организации1,2. Применительно к теме настоящей работы "уровнем сопротивления" рассматривается индивид или школьник с вредной привычкой (табакокурение); "руководителем изменений" являются инициаторы проекта "ЗОЖ школьника. От-

ii3

каз от курения" .

С учётом необходимости мероприятий (мер) по воздействию на школьника, оказывающего (или способного оказывать) сопротивление изменениям в рамках формирования ЗОЖ, отказ от курения нами далее рассмотрены два метода управления сопротивления изменениям: манипуляция и кооптация, моббинг и буллинг. Под "манипуляцией" в настоящей работе понимается процесс управления изменением и достижения цели изменений в условиях ограничения информации, созданной инициаторами изменений. Под "кооптацией" понимается предоставление прав лицу или группе лиц со стороны инициаторов изменений для достижения целей изменений. Под "моббингом и буллингом" понимается психологическое воздействие (влияние) на лицо, оказывающее сопротивление изменениям. Необходимо отметить, что в работах исследователей по анализу данных методов в 2008 г. отмечалось, что данные методы способны выявить нежелательные по-

-4

следствия в случае некомпетентности инициаторов изменений .

Проведённый анализ вышеупомянутых работ по методам сопротивления изменениям: манипуляции и кооптации, моббинга и буллинга показал, что вопросы моббинга и буллинга в трудах российских учёных в настоящее время представлены анализом их отрицательных сторон в различных ситуациях, а также анализом условий, благодаря которым в организации данные методы не способны сформироваться. В школьной среде школьник, который ведёт ЗОЖ, при попадании в агрессивную среду в реальном и виртуальном пространствах (например, на улице, среди курящих сверстников; в домашних условиях, когда родители являются курильщиками; в соцсетях и т.д.), испытывает негативное воздействие от этих сред, что сравнимо с моббингом и буллингом.

Методы противодействия буллингу и моббингу в культурном пространстве социума существуют на международном, национальном и локальном уровнях. Примерами международных превентивных мер, являются, например, Anti-Bullying Day, Anti-Bullying Week, International Day of Pink, International STA N D UP to Bullying Day и N ational Bullying Prevention Month - английские эквиваленты государственных дней / месяцев, посвящён-ных анти-буллинговым компаниям [21].

2.1.4. Проведение анкетирования среди поколения X

Для развития цифрового проекта "#НеПринадлежиТабаку!" нами было проведено анкетирование поколения X. Поколение X - термин, применяемый к поколению людей, родившихся приблизительно с 1963 по 1980 гг. Это поколение, которое является свидетелем создания Интернета. Результаты анкетирования представлены в авторской работе [4]. Одним из результатов анкетирования является вывод о том, что поколение X считает, что воздействовать на подростков через сеть Интернет возможно [4], [23], [24].

1 Управление изменениями: учебник и практикум для вузов / Э.М. Коротков, М.Б. Жернакова, Т.Ю. Кротенко. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 278с. // URL: https://urait.rU/bcode/489148/p.138 (дата обращения: 20.03.2023).

2 Зуб А.Т. Управление изменениями: учебник и практикум для вузов // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С 113. URL: https://urait.rU/bcode/489214/p.113 (дата обращения: 20.03.2023).

3 Распопов В.М. Управление изменениями // М., Магистр, 2009. С. 115-11.

4 Спивак В.А. Управление изменениями: учебник для вузов // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 311. URL: https://urait.rU/bcode/489422/p.311 (дата обращения: 20.03.2023).

2.1.5. Кейсы по актуализации проблематики участия школьников в социальных механизмах

В рамках исследования темы нами были сформированы комплекты кейсов на основе ситуаций школьников, начавших курить в школьный период, которым удалось побороть данную вредную привычку. Исследовательская работа по формированию базы кейсов проведена в следующих этапах:

1. Разработка методического положения, включающая: методическое положение для автора кейсов по работе с интервьюируемыми лицами - школьниками, принимающими табак и прочие курительные смеси; анкету для интервью.

2. Формирование базы кейсов по настоящему исследовательскому проекту1. На основе сформированной базы данных по кейсам за период исследования 07.-10.2021 в среде школьников и обучающихся в вузах становится очевидным следующее:

(а) действенно положительное влияние на отказ от курения школьника конкретного лица (родители, друг, подруга), т.е. очевидны положительные стороны данного воздействия конкретного лица при решении вопроса ЗОЖ, отказ от курения; (б) влияние виртуального пространства интервьюируемых лиц не отмечается ввиду - предположительно -нерассмотрения данного факта автором проекта во время интервью; (в) влияние школы как участника социального механизма "Здоровый образ жизни школьника: участники процесса, среды воздействия", с числом участников - 5, сред воздействия - 10 не отмечено интервьюируемым лицом (ввиду - предположительно - нерассмотрения данного факта автором проекта во время интервью); (г) в процессе проведения интервью со школьниками, не пожелавшими отражать свои данные в базе данных проекта, нами выявлен отказ ими от традиционных сигарет в пользу электронных [22].

2.1.6. Разработка проекта "#НеПринадлежиТабаку!": использованные цифровые технологии, элементы социального механизма, подлежащие изменению

В результате проведённых работ нами разработан цифровой проект "#НеПринад-лежиТабаку!/#^^ЩT!®^/#Does N ot В elongToTobacco!/#Т8M8кег8ИяТYгел!" (далее -"#НеПринадлежиТабаку!") (Приложение 2)2. Согласно предложенному проекту "#НеПри-надлежиТабаку!" на основе обменной интернет-платформы нами сформировано 10 мероприятий, включающих: использование цифровых технологий (3 мероприятия), изменение элементов социального механизма (7 мероприятий) (Приложение 2). В 8-ми предложенных мероприятиях используются элементы манипуляции посредством подражания известным лицам, курившим и бросившим курить как психологического влияния на школьника (т.е. в положительном смысле понятий) (Приложение 2)3. В рамках цифрового проекта "#НеПринадлежиТабаку!" сформирована база данных "Известные лица современности, популярные у школьников, курившие, бросившие курить, заявившие об этом в виртуальном пространстве", включающая работу: по формированию экспертной группы по проекту, а также критериев формирования участников базы данных для авторского инициативного проекта. Критерии формирования участников базы данных для авторского проекта следующие:

1. Известность лица современности, популярного у школьников, курившего, бросившего курить, заявившего об этом в виртуальном пространстве.

2. Наличие собственного сайта в telegram, ВКОНТАКТЕ и т.д.

3. Наличие публично представленного отказа от курения (публично представленной информации о вреде курения)4.

Использование метода манипуляции по теме исследования исключительно в положительном аспекте требует от инициаторов изменений в школьной среде (учителей, коучей) в пользу ЗОЖ школьника, его отказа от курения определённых компетенций. Перспективным является возможность создания геймовой формы цифрового проекта в области здорового образа жизни, что требует вовлечения специалистов различных областей, продвижения проекта на научных, просветительских мероприятиях [23], [24], [25]. Такая возможность развивает идею цифровых платформ как каналов коммуникаций между гос-

1 Данные материалы находятся у авторов исследования

2 Здесь понимается возможность создания цифровой платформы или присоединения данного цифрового проекта к существующей цифровой платформе, которая реализует ценности ЗОЖ в области молодёжной социальной политики.

3 Необходимо отметить, что в предложенном проекте "#НеПринадлежиТабаку!" использованы также следующие методы управления сопротивлением: информирование, общение, участие, вовлечённость.

4 Здесь необходимо отметить важность критерия "Курил и бросил курить" как отражения у данной личности "духа свободы", что соответствует представлениям школьника (в отличие от образа известной личности, которая не курила вообще. В этом случае школьник, курящий сигареты, не найдёт в данной личности обладания "духом свободы").

^дарственным управлением и молодёжью, формированием человекоцентричной экономики [25].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении исследования можно сделать следующие выводы в областях: (1) научно-теоретических основ настоящего проектного исследования и (2) научно-практических результатов настоящего проектного исследования.

(1) Научно-теоретические основы настоящего проектного исследования:

- обоснована возможность цифровых платформ в продвижении ценностей ЗОЖ среди молодёжи;

- составлен перечень действующих в РФ цифровых платформ, реализующих ценности ЗОЖ среди молодёжи.

(2) Научно-практические результаты настоящего проектного исследования:

- усовершенствован социальный механизм предмета исследования с выделением 5 участников, 10 сред воздействия;

- проведено эмпирическое исследование на основе интервью поколения X, результатом которого стало обоснование влияния цифровых платформ в продвижении ценностей ЗОЖ;

- проведено эмпирическое исследование на основе интервью школьников, результатом которого стало формирование двух баз данных кейсов "ЗОЖ школьников. Отказ от курения. Мальчики", "ЗОЖ школьников. Отказ от курения. Девочки";

- разработан проект "#НеПринадлежиТабаку!", включающий 10 мероприятий с использованием цифровых технологий.

Благодарность

Авторы выражают благодарность Анастасии Александровне Кокуриной, доценту кафедры иностранных языков и перевода Казанского инновационного Университета им. В.Г.Тимирясова, директору Центра китайского языка КИУ за перевод на китайский язык названия проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы выражают благодарность Фирузе Газинуровне Камалтдиновой, обучающей Казанского инновационного Университета им. В.Г.Тимирясова за поддержку при подготовке отдельных положений нашего исследования.

Список использованных источников

1. Официальный сайт информационного агентства "Красная Весна". Электронный ресурс. Режим доступа // https://rossaprimavera.ru/news/3be43e26?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 19.03.23).

2. Бензикова Д.А., Камалтдинова Ф.Г., Шаймиева Э.Ш. Цифровые технологии и цифровые платформы в области здорового образа жизни подрастающего поколения как драйверы технологического и социально-экономического развития регионов // Ермаков-ские чтения в Набережных Челнах. Культурно-историческая и социально-экономическая динамика регионов: вызовы и возможности. Сборник докладов III Международной научно-практической конференции. - Казань, 2023. - С. 205-209.

3. Бензикова Д.А., Камалтдинова Ф.Г., Шаймиева Э.Ш. Возможности цифровых платформ в продвижении молодёжной социальной политики региона в области здорового образа жизни // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты. - 2022. Сборник научных трудов. Отв. редактор И.И. Фролова. - Казань, 2022. - С. 52-57.

4. Бензикова Д.А., Камалтдинова Ф.Г. Формирование организационно-управленческого подхода на основе возможностей цифровых технологий для реализации здорового образа жизни школьника: развитие инициативного проекта // В сборнике: XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Под общей редакцией Д.А. Пого-нышева. - Нижневартовск, 2022. - С. 21-25.

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения: 19.03.23)

6. Ал-Дурайе Д.С. Онтология маршрутов прогнозирования и планирования экономического развития региона // Наука и бизнес: пути развития. - 2021. - № 1(115). - С. 92-95.

7. Стратегия развития государственной молодёжной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года.

Электронный ресурс. Режим доступа //

https://minsport.tatarstan.ru/documents/reglament.htm?pub_id=1051458.htm (дата обращения: 19.03.23).

8. Государственная программа "Развитие молодёжной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 гг.". Утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 марта 2019 г. N 158. Электронный ресурс. Режим доступа // https://minmol.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2753515.pdf (дата обращения 05.10.2022).

9. Лосев В.Р., Гун Г.Е. Модернизация образования в условиях технологических и цифровых нововведений // Заметки учёного. - 2021. - № 12-21. - С. 71-75.

10. Грязнова Е.В., Агеева Е.Л., Козлова О.В., Тихонова К.А. Роль родителей в формировании культуры здорового образа жизни детей в условиях цифровизации образования // Перспективы науки. - 2020. - № 12(135). - С. 235-237.

11. Бурканова О.П. Технология веб-квест как средство формирования навыков самостоятельной работы студентов в условиях цифровизации образования // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 10(127). - С. 36-40.

12. Гелисханов И.Г., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. - 2018. - № 6.

13. Тимирясова А.В. Педагогическая система управления развитием частного инновационного университета в условиях цифровой трансформации общества // Педагогическое образование и наука. - 2022. - № 3. - С. 89-94.

14. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодёжной политике в Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 19.03.23).

15. Колесниченко Г.И. Цифровизация туристического продукта в контексте социально-ориентированной работы с молодёжью // В сборнике: Приоритеты развития экономики в условиях цифровизации. Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2021. - С. 238-243.

16. Старостина В.А., Галас Д.В., Поддубный А.В., Панфилова Т.А. Разработка информационной системы учёта волонтёров // Наука, технологии, общество. - НТО-II-2022. Сборник научных статей по материалам II Всероссийской научной конференции. -Красноярск, 2022. - С. 158-162.

17. Каримов А. Минмолодёжи РТ создаст единую цифровую платформу для молодёжи 28.12.2021 // https://www.tatar-inform.ru/news/minmolodezi-rt-sozdast-edinuyu-cifrovuyu-platformu-dlya-molodezi-5848823 (дата обращения: 19.03.23).

18. Королева Е.А., Алексеева К.Ю., Орлов Ф.В. Эффективность профилактики табакокурения по результатам исследований школьных программ // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 1.

19. Пахомова Л.Э., Николаева Е.С. Анализ курительного поведения и готовности отказа от курения школьников и студентов г. Белгорода // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 3-6. - С. 104-107.

20. Тесленко В.Р., Тюков Ю.А., Пластовец А.И. Медицинские и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2012. - № 42(301). - С. 73-76.

21. Официальный сайт University of Nebraska Medical Center // https://www.unmc.edu/nursing/faculty/health-promoting-lifestyle-profile-II.html (дата обращения: 19.03.23).

22. Камалтдинова Ф.Г. Формирование организационно-управленческого подхода в области социальной (молодёжной) политики Республики Татарстан с использованием цифровых технологий для реализации здорового образа жизни школьника "Не принадлежи табаку" // Электронный сборник тезисов Открытого конкурса научных работ студентов им. Н.И. Лобачевского. Министерство по делам молодёжи Республики Татарстан, Лига студентов. - Казань, 2022. - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Бук" (Казань). - С. 65-66.

23. Юсупова Г.Р., Силантьев В.В. Управление проектами в сфере производства компьютерных игр // Научные исследования: фундаментальные и прикладные аспекты -2022. Сборник научных трудов. - Казань, 2022. - С. 126-129.

24. Молодёжь выбирает жизнь. Лучшие практики мероприятий антинаркотической направленности в студенческой среде: сборник материалов Международного молодёжного форума антинаркотической направленности / под. ред. Г.А. Петровой, Ж.В. Никоновой,

С.В. Немировой. - Н. Новгород:Пресс-служба Приволжского исследовательского медицинского университета, 2018. - 98 с.

25. Насырова С.И. Экономика, ориентированная на человека: разработка дефиниции // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16, No 2. 258-274. С. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.258 274 (дата обращения 22.03.2023).

Приложение 1. Взаимодействие участников социального механизма "Здоровый образ жизни школьника": вариант в условиях цифровой экономики (авторская разработка)

Рисунок 2. Взаимодействие участников социального механизма "Здоровый образ жизни школьника": вариант в условиях цифровой экономики (авторская разработка) Источник: разработка авторов.

Приложение 2.

Таблица 2. Цифровой проект "#НеПринадлежиТабаку!" как решение проблемы отказа от курения как составляющая здорового образа жизни школьников цифровых технологий, методов сопротивления изменениям": инициативный проект_

Критерий решения проблемы

Сущность мероприятий

Комментарий автора

Цифровые технологии, ис-пользованные для решения проблемы

1. Создание интернет-платформы "#НеПринадлежиТабаку!" с включением всех участников социального механизма

Требуется коллаборация с 1Т-специалистами

1.1. Размещение со страницы интернет-портала информации об известных личностях, бросивших курить (или некурящих вообще)

1.2. Возможность школьников-участников интернет-платформы "#НеПринадлежиТабаку!" быть в общении с известной (поло-жительной)личностью

В Приложении 4 представлена база данных-информация об известных личностях. Требуется юридическое оформление согласия известной личности на размещение информации о ней со страницы интернет-платформы

Требуется договоренность о возможности общения с известной личностью

1.3. Продвижение интернет-портала "#НеПринадлежиТабаку!", его философии, акций со страниц популярных среди школьников порталов: Т1Ыок

ВКонтакте, youtube.com

Требуется коллаборация с 1Т-специалистами

2. Изучение коучами школ цифрового следа школьников в социальных сетях, формирование базы данных принимаюших табак (в частности, на основе фото с сигаретами и т.д.)

Требуется коллаборация с коучами школ, специалистами служб безопасности школ

3. Предоставление школьникам пластиковых карт с названием "#НеПринадлежиТабаку!", предоставляющих скидки (или посещения мероприятий из области культуры, искусства) на продукты и товары из системы здорового питания, здорового образа жизни в магазинах проживания школьника

Требуется коллаборация с представителями (руководителями) магазинов-участников проекта "#НеПринадлежиТабаку!"

Элементы социального механизма, которые подлежат изменению

4(1). Формирование участниками социального механизма на интернет-платформе образа человека, свободного от никотина (табакокурения)

Требуется коллаборация с 1Т-специалистами, маркетологами, психологами, специалистами в области культуры, медицинских работников

5(2). Использование образов-деятелей культуры, в том числе, поп-культуры на интернет-платформе, способных оказывать влияние на школьников для отказа от курения

6(3). "Привязка" соцсетей школьника, принимающих табак, к проекту интернет-платформы (рассылка информации образов, чатов с психологами, коучами)

7(4). Издание книги (брошюры) на основе и по результатам работы (проекта) интернет-платформы, где будут показаны результаты (достижения) ребят, отказавшихся от курения, а также представлена информация об известных личностях, отказавшихся от курения, а также лучшие работы Конкурса работ (п. 9)

Требуется коллаборация с коучами, медиками, экспертами искусства для формирования критериальной базы книги (брошюры)

8(5). Обязать компании, производящие сигареты, в том числе, э-сигареты, создавать антитабачную рекламу с адресатом для школьников

9(6). Создание на регулярной основе конкурса живописных работ, интернет-работ, граффити с антитабачной направленностью, плакатов, прочих объекты современного искусства, авторами которых являются профессиональные художники, любители, не употребляющие никотин. Демонстрация лучших работ в стенах школ на всей территории РТ. Информация о Конкурсе работ - со страниц интернет-платформы

Требуется создание нормативно-правового акта по регламентированию данного решения в конкретном регионе

Требуется вовлечение в процесс мастеров (профессионалов и любителей) РТ, поиск на краудфандинговой основе - с интернет-платформы - финансовых средств для создания работ высокого уровня, способных оказать антиникотиновое влияние на сознание школьника.

Требуется коллаборация с коучами, медиками, экспертами искусства для формирования критериальной базы Конкурса, работ

10(7). Создание на странице интернет портала проекта образа воображаемого курильщика (школьника), который благодаря моббингу "друзей", манипуляции его сознанием негативных известных личностей в виртуальном пространстве начинает курить, но при помощи коучей, настоящих друзей, поддержке настоящего проекта бросает курить_

Требуется коллаборация с коучами, медиками, экспертами искусства, создателями комиксов, э-образов для формирования критериальной базы Конкурса, работ

Выделено серым цветом: в данных мероприятиях используются манипуляция, кооптация, моббинг и буллинг как психологическое влияние (т.е. в положительном смысле понятий).

Источник: разработка авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.