ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES
DOI: 10.12731/2218-7405-2018-6-6-18 УДК 379.8.092
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
по профилактике вредных привычек
И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бабарыкин Ю.А., Новикова Н.А., Сульдикова И.В.
Цель. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профилактики вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Предметом анализа выступают возможности и результативность деятельности учреждений культуры в решении данной проблемы с использованием традиционных и инновационных технологий.
Методы. Авторами используются теоретические методы исследования, такие как анализ и синтез информации.
Результаты. Результаты работы заключаются в анализе эффективности определенных технологий учреждений культуры и искусств в работе по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Авторами было выявлено, что при оптимальном комбинировании классических и инновационных технологий социально-культурной деятельности учреждения культуры могут внести значимый вклад в профилактику вредных привычек среди подрастающего поко-
ления, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены работниками учреждений социально-культурной сферы, а также преподавателями образовательных учреждений культуры и искусства.
Научная новизна заключается в том, что были выявлены особенности формирования здоровья и здорового образа жизни подростков, определено влияние учреждений культуры на формирование здорового образа жизни у современных подростков, выявлен и обоснован комплекс методик и педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни заявленной категории граждан.
Ключевые слова: учреждения культуры; парки культуры и отдыха; библиотеки; подростки; профилактика вредных привычек; пропаганда здорового образа жизни; театральная анимация.
ACTIVITIES OF CULTURAL INSTITUTIONS ON PREVENTION OF BAD HABITS AND PROPAGANDA OF HEALTHY LIFESTYLE OF ADOLESCENTS IN MODERN CONDITIONS
Babarykin Yu.A., Novikova N.A, Sul'dikova I.V.
Goal. The article is devoted to the current problem of preventing harmful habits and promoting a healthy lifestyle among the younger generation. The subject of analysis is the possibilities and effectiveness of cultural institutions in solving this problem using traditional and modern innovative technologies.
Methods. The authors use theoretical research methods, such as analysis and synthesis of information.
Results. The results of the work consist in the analysis of the effectiveness of certain technologies of cultural and art institutions in the work on the prevention of bad habits and the promotion of healthy lifestyles
among the younger generation. The authors found that with the optimal combination of classical and innovative technologies of socio-cultural activities, cultural institutions can make a significant contribution to the prevention of bad habits among the younger generation, familiarization with physical culture and sports, and the promotion of a healthy lifestyle.
Scope of application of the results. The results of the research can be applied by employees of institutions of social and cultural sphere, as well as by teachers of educational institutions of culture and art.
The scientific novelty lies in the fact that the features of the formation of health and healthy lifestyle of adolescents were identified, the influence of cultural institutions on the formation of a healthy lifestyle in modern adolescents, identified and justified a set of methods and pedagogical conditions that contribute to the formation of a healthy lifestyle of the declared category of citizens.
Keywords: cultural institutions; parks of culture and recreation; libraries; adolescents; prevention of bad habits; promotion of healthy lifestyles; theatrical animation.
Здоровая молодёжь - здоровое будущее России, в связи с чем организация здорового образа жизни россиян, развитие физической культуры и спорта являются одной из составляющих национальной политики страны. Однако, сегодня, по-прежнему сохраняется увлечение вредными привычками среди подростков и молодежи, пренебрежительное отношение к своему здоровью.
В процессе написания статьи нами были определены следующие задачи: провести теоретическое исследование проблемы; исследовать существующую пропаганду здорового образа жизни; изучить особенности формирования антинаркотического мировоззрения у подрастающего поколения; исследовать мотивы борьбы и мотивы взаимодействия со взрослыми у детей и молодежи при формировании отношения к здоровому образу жизни и антинаркотическому мировоззрению; провести сопоставительный анализ полученных результатов.
Вредные привычки и их негативные последствия - глобальная болезнь современного общества. Несмотря на социальную рекламу
и другие меры, применяемые для профилактики этих негативных явлений, количество людей с вредными привычками, только увеличивается. Прежде всего, это связано с социальными проблемами, доступностью соответствующих веществ и недостаточной профилактической работой среди школьников и молодежи.
При этом достижения человеческого разума, неуклонное движение общества вперед, научно-технический прогресс в различных сферах нашей жизни приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появиляются «новые» вредные привычки - телемания, интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), техномания (непреодолимое желание приобретать новую технику), что, в свою очередь, также способствует появлению новых возможностей распространения и большей доступности наркотических и других вредных веществ.
В сложившейся ситуации в настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы распространения вредных привычек и приобщения к здоровому образу жизни подрастающего поколения.
Подростковый возраст является наиболее опасным для увлечения вредными привычками. Одна из наиболее точных характеристик данного возраста, на наш взгляд, дана Н.К. Крупской, которая характеризовала душевный мир подростка психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым [1, с. 14].
В целом, можно выделить три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность подростка.
Первый - воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, овладении трудовыми навыками, принятие мер, направленных на устранение обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жизни и воспитания подростков, привлечение их к участию в спортивных и других кружках, секциях, направление в летнее время в специализированные лагеря и т.п.
Второй уровень - целенаправленная работа по перевоспитанию отдельных школьников, осуществляемая в учреждениях культуры и учебных заведениях: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения со школьниками индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней известных спортсменов, представителей творческих профессий, представителей религиозных организаций, студентов.
Третий уровень - воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстников, в ситуациях, когда школьник оказывается вне привычного коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, в процессе мимолетных, одноразовых или более длительных контактов.
Выделенные уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность подростка, на наш взгляд, должны быть, как минимум заложены в основу работы психологов, социальных педагогов при консультировании родителей на темы предупреждения наркомании, в разработки программ формирования здоровьесберегающей среды, направленных на оптимизацию работы образовательных организаций и коррекцию воспитательных методов.
К наиболее распространенным традиционным формам организации культурно-досуговой деятельности, направленным на профилактику вредных привычек, приобщение к занятиям физической культурой и спортом можно отнести беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми. При этом решаются две главные задачи: организация досуга подростков и приобщение их к здоровому образу жизни. Такого рода мероприятия проводят, прежде всего, дома культуры, которыми накоплен достаточно большой опыт в данной сфере деятельности.
Также важно отметить, что мероприятия для подростков не должны (как это часто бывает) носить формальный характер, а, наоборот, иметь целью - пробуждение интереса к жизни, формирование волевых качеств и черт характера, позволяющих им противостоять негативному влиянию со стороны общества.
Достижение желаемого эффекта в профилактике вредных привычек среди подростков, приобщению к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними профессионалов.
Выделим следующие направления профессиональной деятельности работников учреждений культуры и искусств по профилактике вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни, а также занятиям физической культурой и спортом:
- спортивно-оздоровительное (не только помогает физически правильно развиваться подросткам, но и способствует профилактике вредных привычек);
- морально-этическое (разъяснение сущности нравственных норм и отношений);
- рекреативное (оздоровительные мероприятия, направленные на восстановление нормального самочувствия и работоспособности подростков);
- художественно-творческое (занятия творчеством и самодеятельность помогают подросткам найти себя и научиться выражать свои мысли и чувства через искусство);
- коммуникативное направление (развитие коммуникативных способностей позволяют школьникам не испытывать трудностей в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, грамотно, правильно и точно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения).
Коммуникативное направление активно реализуется библиотеками - это разъяснительная работа о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков с читателями разного возраста, в том числе с подростками; информационная помощь учителям, медикам, работникам правоохранительных органов.
Миссия библиотеки - найти путь к человеку через книгу и чтение. Используя все средства, имеющиеся в распоряжении библиотеки, необходимо помочь читателям в преодолении внутреннего дискомфорта с помощью подбора литературы, позволяющей повысить ценность здоровья и жизни.
Последовательная профилактическая воспитательная работа включает информирование о причинах, формах и последствиях курения, алкоголизма, употребления наркотических веществ. На основе теоретических и практических исследований разрабатываются программы, объединённые общей концепцией профилактической работы - создание в подростковой среде ситуации, препятствующей потреблению курительных и наркотических веществ, формирование установки на здоровый образ жизни.
Название программы выбирается в зависимости от обозначенной библиотекарем тематической направленности профилактической проводимых мероприятий: «Контакт», «В будущее - с надеждой», «ЗОЖ -путь для всех», «Быть здоровым - это стильно», «Оградить от беды», «За полноценную жизнь», «Быть молодым - значит быть здоровым» и т.д.
В работе с читателями могут быть использованы помимо традиционных библиотечных (книжные выставки, беседы, обсуждения, громкие чтения, обзоры, утренники, викторины, игры, уроки здоровья, устные журналы, дни информации, конференции), досуговые (конкурсы на лучший плакат (рисунок) о пользе здорового образа жизни и вреде алкоголя, табака, наркотиков; конкурсы чтецов, театральные постановки (инсценировки сказок, театрализованные шоу), праздники, так и инновационные формы работы (проекты, акции, ролевые игры, тренинги, пресс-конференции, привлечение молодёжных волонтёрских организаций).
Важно отметить, что в работе таких программ библиотеками должен применяться комплексный подход, который заключается во взаимодействии с администрациями городов и посёлков, медицинскими учреждениями, школами, правоохранительными органами, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации.
Библиотечные программы, рассчитанные на продолжительное время - от года до 5 лет, способствуют положительному результату, привлечению подростков в библиотеку, их длительному общению и формированию молодёжных групп, созданию клубов по интересам. Обеспечивается занятость ребят и признание ими библиотеки как социально значимого института [3, с. 11].
Действенной площадкой для реализации проектов, направленных на борьбу с вредными привычками и приобщение к здоровому образу жизни являются сегодня парки - традиционный элемент городской среды - самое доступное, демократичное место отдыха и досуга. Здесь проходят праздники, фестивали, конкурсы и другие мероприятия.
Технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха на сегодняшний день представлены в следующей типологии:
а) технология формирования рекреационных потребностей и ценностей личности (информационное обеспечение рекреационной деятельности парка);
б) технология стимулирования рекреационной деятельности личности (социально-культурный менеджмент, маркетинг культурных услуг парка);
в) технология организации рекреационной деятельности (осуществление культурно-творческой и социально-педагогической деятельности посетителей парка);
г) технология формирования установок и стиля рекреационного поведения личности (индивидуальная личная работа и социально-психологическая поддержка участников парковых объединений).
Основным содержанием организационной деятельности парка культуры и отдыха следует считать работу с людьми. Поскольку комплексные задачи организации деятельности парков культуры являются общими для различных сфер деятельности, степень их реализации зависит от социально-педагогических предпосылок и условий, обеспечивающих достижение этих целей.
Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных мероприятий, возникает чувство общности с другими отдыхающими. Это наиболее ярко проявляется в играх, соревнованиях. Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле формирования здорового образа жизни и общей культуры поведения. Имеются хорошие возможности для развития и закрепления ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бы-
товой этикет. Хорошо организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, вежливости и дружелюбия является ощущение отвлеченности от повседневных дел, забот, и общее настроение, и вообще все, что окружает человека. Атмосфера культурного отдыха становится сильным тормозом для любого проявления грубости или хамства.
Для подростков популярной остается такая форма проведения свободного времени, как игра. Современная жизнь с ее неуклонно возрастающей регуляцией дает людям мало возможностей открыто выражать свои внутренние состояния. В этом смысле игра, особенно массовая - поистине исключительное явление. Игроки и болельщики не только чувствуют удовольствие, восторг, раздражение, но и открыто показывают их.
Еще одной формой рекреации в парке может быть самодеятельное и исполнительское искусство. Самое значительное место среди многих форм самодеятельности занимают массовые танцы. Они пользуются популярностью у людей всех возрастов.
Качественной оригинальностью отличаются спортивные и спортивно-игровые шоу. Они показывают образцы силы, ловкости, красоту, неограниченные возможности физического и интеллектуального совершенствования человека, прививая таким образом основы здорового образа жизни.
Парки культуры и отдыха предоставляют широкий спектр возможностей для организации тематических постановок, относящихся к профильным направлениям театрального творчества: экспериментальный, пластический, музыкальный театр, театр хореографических миниатюр и активно сегодня развивающееся направление - театральная анимация, которая направлена на достижение продуктивного контакта с аудиторией.
К числу действенных направлений театральной анимации относят уличный театр, перформанс, хепенинг, смартмоб и др. Считается, что уличный театр обладает особым терапевтическим эффектом. Близким направлением является перформанс - форма современного
искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хэппенинга - преодоление границ между художником и зрителем.
Смартмоб - это следствие широкого распространения и развития коммуникационных технологий. Смартмобы организуются посредством сети Интернет и мобильных телефонов. Специфической формой смар-тмоба является флешмоб, который сегодня по сути заменил смартмоб.
Флешмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится.
Основными принципами флешмоба, которые и определяют уникальность этой современной формы искусства, являются: спонтанность; отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей. Флешмоб должен вызывать удивление.
Как справедливо отмечают сами мобберы, флэшмоб уже перестал быть тем, чем он был первоначально. В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек.
На наш взгляд, подобного рода акции также имеют возможности по профилактике вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни среди подростков, так как являются популярными среди молодежи, требует со стороны подростка умения организовать свою деятельность, быть собранным и физически развитым. Тематика акций может быть также обозначена в рамках профилактики вредных привычек и приобщения к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Таким образом, последовательная воспитательная работа по профилактике вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни включает информирование о причинах, формах и последствиях употребления наркотических веществ, курения, алкоголизма, программы, нацеленные на создание в подростковой среде ситуации, препятствующей потреблению курительных и наркотических
веществ, формирование установки на здоровый образ жизни. Становится очевидным, что для достижения максимального эффекта, необходимо использовать современные инновационные методы с предоставлением подростку возможности самоопределения.
Резюмируя результаты нашего исследования, видится целесообразным отметить тот факт, что изучение здорового образа жизни с точки зрения социологии управления требует рассмотрения различных научных подходов к данной категории. Обобщение научных разработок на междисциплинарном уровне позволяет нам рассматривать деятельность учреждений культуры как поведение, направленное на сохранение и развитие здоровья человека на физическом, психоэмоциональном и ментально-духовном уровнях.
Список литературы
1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. Новосибирск: НСЦ, 2009. 27 с.
2. Веселов Н.Г. Методико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни в условиях крупного города / Н.Г. Веселов, Л.Н Севбо, В.И. Орел; Здоровый образ жизни: Тез. докл. конф. Москва, 1990. С. 20-21.
3. Дуркин П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева. // Теория и практика физической культуры, №8, 2002. С. 2-5.
4. Еврошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. М.: Владос, 2004.
5. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1985. 384 с.
6. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2012. 456 с.
7. Работать творчески, отдыхать активно, жить долго!: (б-ка - территория здорового образа жизни): дайджест по итогам работы за 2014 г. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Т. К. Кубракова ; отв. за вып. В.Г. Абрамовских]. Челябинск, 2015. 21 с.
References
1. Ayzman R.I. Zdorov'e naseleniya Rossii: mediko-sotsial'nye i psik-hologo-pedagogicheskie aspekty ego formirovaniya [The health of the population of Russia: medico-social and psychological-pedagogical aspects of its formation]. Novosibirsk: NSTs, 2009. 27p.
2. Veselov N.G., Sevbo L.N, Orel V.I. Metodiko-sotsial'nye aspekty formirovaniya zdo-rovogo obraza zhizni v usloviyakh krupnogo goroda [Methodological and social aspects of the formation of a healthy lifestyle in a large city]. Moscow, 1990, рр. 20-21.
3. Durkin P.K., Lebedeva M.P. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul tury, .№8, 2002. S. 2-5.
4. Evroshenkov I.N. Kul turno-vospitatel'naya deyatel'nost'sredi detey i podrostkov [Cultural and educational activities among children and adolescents]. M.: Vlados, 2004.
5. Ermolaev Yu.A. Vozrastnayafiziologiya [Developmental physiology]. Moscow: Vysshaya shkola, 1985. 384 p.
6. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, methods and organization of socio-cultural activities]. M.: MGUKI, 2012. 456 p.
7. Rabotat' tvorcheski, otdykhat' aktivno, zhit' dolgo!: (b-ka - territoriya zdorovogo obraza zhizni) : daydzhestpo itogam raboty za 2014 [Work creatively, relax actively, live long!: (the territory of a healthy lifestyle): digest on the results of work for 2014] / Chelyab. obl. univers. nauch. b-ka; [sost. T.K. Kubrakova ; otv. za vyp. V.G. Abramovskikh]. Chelyabinsk, 2015.21 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Бабарыкин Юрий Александрович, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и музеологии ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств»
ул. Румянцева, 8, г. Смоленск, 214020, Российская Федерация
ucheb.uprav. sgii@mail.ru
Новикова Надежда Анатольевна, доцент кафедры социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства, кандидат педагогических наук ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств»
ул. Румянцева, 8, г. Смоленск, 214020, Российская Федерация nauka.sgii@mail.ru
Сульдикова Ирина Владимировна, доцент кафедры народной художественной культуры кандидат педагогических наук ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств»
ул. Румянцева, 8, г. Смоленск, 214020, Российская Федерация marmelad86@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Babarykin Yuri Aleksandrovich, Associate Professor of Library and Information Activity and Museology Department
Smolensk State Institute of Arts
8, Rumyantseva Str., Smolensk, 214020, Russian Federation ucheb.uprav. sgii@mail.ru
Novikova Nadezhda Anatol'evna, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Directing Theatrical Performances and Acting, Candidate of Pedagogical Sciences
Smolensk State Institute of Arts
8, Rumyantseva Str., Smolensk, 214020, Russian Federation nauka.sgii@mail.ru
Suldikova Irina Vladimirovna, Associate Professor, Chair of Folk Art Culture, Candidate of Pedagogical Sciences
Smolensk State Institute of Arts
8, Rumyantseva Str., Smolensk, 214020, Russian Federation marmelad86@rambler. ru