Научная статья на тему 'Гигиенические, экологические и психолого - педагогические основы формирования здорового образа жизни'

Гигиенические, экологические и психолого - педагогические основы формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеенков Андрей Евгеньевич

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у студентов требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в различных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE

Education of a culture of health, habits of a healthy lifestyle among students requires a revision of the existing content of physical education in various institutions. The content of physical education must be translated into an intensive way of development, the essence of which is based on the principles of the activity approach. These principles determine the direction of the educational process on the all-round development of the personality, its self-determination in the process of creative mastering by means of physical culture and health and sports activities, and also focus on the formation of habits of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Гигиенические, экологические и психолого - педагогические основы формирования здорового образа жизни»

УДК 796.819

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

HYGIENIC AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE

Алексеенков Андрей Евгеньевич

кандидат технических наук, доцент кафедра «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления - филиал

г. Орёл, Россия Alekseyenkov Andrey Evgenievich сandidate of technical sciences, associate professor department of Physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management

Orel, Russia

Аннотация. Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у студентов требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в различных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни.

Abstract. Education of a culture of health, habits of a healthy lifestyle among students requires a revision of the existing content of physical education in various institutions. The content of physical education must be translated into an intensive way of development, the essence of which is based on the principles of the activity approach. These principles determine the direction of the educational process on the all-round development of the personality, its self-determination in the process of creative mastering by means of physical culture and health and sports activities, and also focus on the formation of habits of a healthy lifestyle.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье.

Key words: physical culture, healthy lifestyle, health.

Здоровый образ жизни и экология окружающей среды в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку в период прогресса и развития высоких технологий на человеческий организм воздействуют разного рода факторы и нагрузки, связанные с усложнением структуры общества, повышением техногенных, экологических, психологических, политических и военных воздействий. Они провоцируют не всегда благоприятные сдвиги в организме

человека и соответственно ухудшают здоровье людей. В этом заключается противоречие развития промышленного производства и чистоты окружающей среды и здоровья людей. Первое подразумевает дальнейшее развитие средств производства, и как следствие увеличение промышленных отходов, а второе -заботливое отношение к природе. Накапливая, обобщая и переосмысливая свой опыт, люди постепенно приходили к правильному убеждению о необходимости соблюдения санитарных правил жизнедеятельности и по мере накопления новых знаний о здоровье эти правила меняли. Так, на заре цивилизации полезным считалось обильное питание высококачественными продуктами, умеренно интенсивный труд, достаточный сон. Впоследствии появились требования разнообразить набор пищевых продуктов и блюд, чередовать отдых и труд в течение дня.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами гиподинамии, вызывающей преждевременное старение, а другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, активно укорачивают свою жизнь, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю

На современном этапе развитие общества требует повышения экологической культуры. Экологическая культура в узком смысле слова направляет к практическому возврату человека к единству с природой, к самоосознанию себя в природе. В создании экологической культуры принимают участие и материальная и духовная культура. Печальный опыт небрежного отношения к окружающей среде и изучение заболеваний, вызванных химическим загрязнением, шумом, вибрацией, электромагнитными излучениями, радиацией и т.д., способствовали пониманию необходимости интеграции понятий экологическая культура и санитарная культура. Обе эти важные составные части общей культуры тесно связаны между собой и требуют санитарно-экологической целесообразности в хозяйственной и бытовой деятельности человека относительно атмосферного воздуха, природных вод, почвенного покрова, растений и животных. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность продлить свою жизнь на долгие годы. Также здоровый образ жизни на сегодняшний день является доступным и наименее затратным средством формирования и сохранения здоровья. Он включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играют значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие

учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. [1]

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. [2]

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

В современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья людей, является привитие стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической

культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». [3]

Комплексно решить задачу формирования экологического и физического воспитания, а именно получить физическую нагрузку и улучшить состояние окружающей среды позволяет экологический туризм. Физические нагрузки, не нужно понимать как стремление к изнуряющим тренировкам. Иногда достаточно делать зарядку по утрам в течение 25 минут в ближайшем от Вас парке и брать с собой пакет для пластиковых мусора, тем самым можно получить заряд бодрости на весь день и улучшить состояние прилегающих территорий . Для особо активных людей рекомендуются так называемые аэробные нагрузки - тренировки на определённой достаточно высокой частоте пульса. К ним относятся: бег, спортивная ходьба, чтобы придать данным мероприятиям соревновательный характер, необходимо привлечь единомышленников, неравнодушных людей и проводить экологические мероприятия в виде соревнований, кто больше соберет мусора за определенное время. Эти мероприятия позволят осуществить взаимодействие человека с миром природы, т.е. психолого-педагогический воспитательный потенциал природы, его влияние на развитие личности, а также разработка на основе этого психокоррекционной, психотерапевтической и воспитательной работы. Взаимодействие с природными объектами может стимулировать человека к анализу своих личностных особенностей, эмоциональных реакций, поведения по отношению к этому природному объекту. Подобный рефлексивный анализ как следствие взаимодействия с природой обуславливает нравственный самоконтроль личности. "Экологическая совесть" заставляет человека самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства по отношению к природе, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Если бы удалось добиться четкого понимания большинством людей того, что физическая активность и соблюдение нравственных норм, например, для студентов, являются необходимым условием нормального развития их ума и тела, что абсолютное большинство физических и психических заболеваний, так или иначе связаны с обездвижением и ожирением, что физическая активность снимает стрессовые состояния, повышает работоспособность, снижает уровень агрессивности, то нам удалось бы, не только приостановить физическую деградацию людей, загрязнение окружающей среды, но и значительно поднять их уровень здоровья.

Литература

1. Мы за здоровый образ жизни! [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdorovyj-obraz-zhizni/ru

2. Центр здорового образа жизни [Электронный ресурс]. URL: http://centrzozh.ru;

3. Все о здоровом образе жизни [Электронный ресурс]. URL: http://zdoru.ru

References

1. My za zdorovyj obraz zhizni! [We are for a healthy lifestyle!]. Available at: http: //www.zdorovyj-obraz-zhizni/ru;

2. Centr zdorovogo obraza zhizni [Center for a healthy]. Available at: http:/ / centrzozh.ru

3. Vse o zdorovom obraze zhizni [All about the healthy way of life]. Available at: http://zdoru.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.