Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЦИФРОВОЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ОЛИМПИАДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / МОТИВИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЯЗЫКОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / КЕЙС-ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казачкова Елена Михайловна, Кононенко Анна Павловна

Современный мир не может больше существовать без гибридного образования, поэтому быстро развивается направление в лингвистике, которое тесно связано с цифровыми технологиями, и развивается совершенно другое направление в педагогике, связанное с мотивацией изучения иностранных языков и цифровых технологий для различных целей. Актуальность разработки онлайн-конкурсов и олимпиад с применением цифровых технологий за последние годы нашла свое подтверждение в рассмотренных научных работах. Исследования, проведенные ранее, затрагивали последствия применения онлайн-платформ и информационных технологий в процессе образовательных и других социальных мероприятий. Цель данной статьи состоит в применении цифровых технологий для создания творческих заданий с целью популяризации изучения иностранных языков студентами разных специальностей. Сравнительный метод существующих онлайн-конкурсов и олимпиад стал основным. Цифровой подход, применяемый в разработке конкурсных заданий, представлен в системе Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom и других. Статья построена на обобщении результатов проведенных олимпиад и конкурсов, в которых принимали участие студенты Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Также была выявлена творческая составляющая каждого конкурса и олимпиады, заложенная при выполнении заданий языкового конкурса. Анализ разработанных положений, критериев оценивания и полученного опыта, а также анализ применения современных цифровых технологий при разработке конкурсов и олимпиад позволяет предвидеть некоторые непредусмотренные недостатки в процессе выполнения заданий. В статье представлены три этапа проведения языкового конкурса на базе РГУПС с применением цифровых технологий. С учетом результатов проведенных исследований в гибридном цифровом формате предложены способы повышения качества оценивания и разработки заданий для выполнения участниками из железнодорожных вузов России. В результате исследования проанализирован опыт отечественных и зарубежных ученых, которые затрагивали аспекты цифровых технологий в образовательном пространстве, описывая плюсы и минусы в преподавании иностранного языка. Статья может представлять практическую значимость для исследователей и разработчиков конкурсов и олимпиад, в которых применяется цифровой подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казачкова Елена Михайловна, Кононенко Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL APPROACH IN CREATIVE CONTESTS WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS

The modern world can no longer exist without hybrid education, therefore, a direction in linguistics which is closely related to digital technologies is rapidly developing, and a completely different direction in pedagogy associated with the motivation for learning foreign languages, the professional sphere and digital technologies for various purposes is developing too. The relevance of developing online competitions and contests using digital technologies in recent years has been confirmed in the reviewed scientific papers. Previous studies considered the implications of online platforms and information technologies use in educational and other social activities. The purpose of this article is to use digital technologies for working out creative tasks, in order to motivate students of various specialties to study foreign languages. The comparative method has become the main for studying existing online competitions and contests. The digital approach applied to the development of contest tasks is presented in the Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom system. The paper is based on a generalization of the results of the contests and competitions, in which students of the Rostov State Transport University (RSTU) took part. The creative component necessary to do the assignments of each language competition was defined as well. An analysis of the developed provisions, evaluation criteria and experience gained, as well as an analysis of the use of modern digital technologies in the development of competitions and contests, make it possible to forecast some unforeseen shortcomings in the process of doing assignments. The article presents three stages for holding a language competition on the basis of RSTU using digital technologies. Taking into account the results of the conducted study in a hybrid digital format, the authors propose the ways to improve the quality of assessment and developing assignments for participants from Russian transport universities. As a result of the study, the experience of domestic and foreign scientists who considered the aspects of digital technologies in the educational space was analyzed, describing the pros and cons in teaching a foreign language. The article may be of practical importance for researchers and developers of competitions and contests that use a digital approach.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ПОДХОД В ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231058 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11058 УДК 378.147:004.9

Цифровой подход в творческих заданиях образовательного процесса

Digital approach in creative contests within the educational process

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Казачкова Елена Михайловна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация kazachkova_em@mail.ru ORCID: 0000-0002-8128-2577

Кононенко Анна Павловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация kononenkocap1@mail.ru ORCID: 0000-0003-2938-1591

Конфликт интересов

Elena M. Kazachkova,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, South Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation kazachkova_em@mail.ru ORCID: 0000-0002-8128-2577

Anna P. Kononenko,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russian Federation kononenkocap1@mail.ru ORCID: 0000-0003-2938-1591

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Казачкова Е. М., Кононенко А. П. Цифровой подход в творческих заданиях образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 07. - С. 11-23. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231058.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11058

E. M. Kazachkova, A. P. Kononenko, Digital approach in creative contests within the educational process // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2023. - No. 07. - P. 11-23. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231058.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11058

Поступила в редакцию Received 06.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.06.23

Принята к публикации Accepted for publication 20.06.23 Опубликована Published 31.07.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Казачкова Е. М., Кононенко А. П., 2023

Аннотация

Abstract

L

Современный мир не может больше существовать без гибридного образования, поэтому быстро развивается направление в лингвистике, которое тесно связано с цифровыми технологиями, и развивается совершенно другое направление в педагогике, связанное с мотивацией изучения иностранных языков и цифровых технологий для различных целей. Актуальность разработки онлайн-конкурсов и олимпиад с применением цифровых технологий за последние годы нашла свое подтверждение в рассмотренных научных работах. Исследования, проведенные ранее, затрагивали последствия применения онлайн-плат-форм и информационных технологий в процессе образовательных и других социальных мероприятий. Цель данной статьи состоит в применении цифровых технологий для создания творческих заданий с целью популяризации изучения иностранных языков студентами разных специальностей. Сравнительный метод существующих онлайн-конкурсов и олимпиад стал основным. Цифровой подход, применяемый в разработке конкурсных заданий, представлен в системе Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom и других. Статья построена на обобщении результатов проведенных олимпиад и конкурсов, в которых принимали участие студенты Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Также была выявлена творческая составляющая каждого конкурса и олимпиады, заложенная при выполнении заданий языкового конкурса. Анализ разработанных положений, критериев оценивания и полученного опыта, а также анализ применения современных цифровых технологий при разработке конкурсов и олимпиад позволяет предвидеть некоторые непредусмотренные недостатки в процессе выполнения заданий. В статье представлены три этапа проведения языкового конкурса на базе РГУПС с применением цифровых технологий. С учетом результатов проведенных исследований в гибридном цифровом формате предложены способы повышения качества оценивания и разработки заданий для выполнения участниками из железнодорожных вузов России. В результате исследования проанализирован опыт отечественных и зарубежных ученых, которые затрагивали аспекты цифровых технологий в образовательном пространстве, описывая плюсы и минусы в преподавании иностранного языка. Статья может представлять практическую значимость для исследователей и разработчиков конкурсов и олимпиад, в которых применяется цифровой подход.

The modern world can no longer exist without hybrid education, therefore, a direction in linguistics which is closely related to digital technologies is rapidly developing, and a completely different direction in pedagogy associated with the motivation for learning foreign languages, the professional sphere and digital technologies for various purposes is developing too. The relevance of developing online competitions and contests using digital technologies in recent years has been confirmed in the reviewed scientific papers. Previous studies considered the implications of online platforms and information technologies use in educational and other social activities. The purpose of this article is to use digital technologies for working out creative tasks, in order to motivate students of various specialties to study foreign languages. The comparative method has become the main for studying existing online competitions and contests. The digital approach applied to the development of contest tasks is presented in the Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom system. The paper is based on a generalization of the results of the contests and competitions, in which students of the Rostov State Transport University (RSTU) took part. The creative component necessary to do the assignments of each language competition was defined as well. An analysis of the developed provisions, evaluation criteria and experience gained, as well as an analysis of the use of modern digital technologies in the development of competitions and contests, make it possible to forecast some unforeseen shortcomings in the process of doing assignments. The article presents three stages for holding a language competition on the basis of RSTU using digital technologies. Taking into account the results of the conducted study in a hybrid digital format, the authors propose the ways to improve the quality of assessment and developing assignments for participants from Russian transport universities. As a result of the study, the experience of domestic and foreign scientists who considered the aspects of digital technologies in the educational space was analyzed, describing the pros and cons in teaching a foreign language. The article may be of practical importance for researchers and developers of competitions and contests that use a digital approach.

Ключевые слова

Key words

творческие задания, олимпиады, творческим потенциал, информационные технологии в образовательном пространстве, мотивированный подход, кейс-задача, языковая составляющая

creative assignments, contests, creativity, information technologies in the educational space, motivated approach, case task, language component

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность сотрудникам отдела цифровизации ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» за техническое сопровождение онлайн-олимпиады по английскому языку.

The authors express their gratitude to the staff of the Department of Digitalization of the Rostov State Transport University for the technical support of the online contest in English.

Введение / Introduction

Цифровые технологии позволяют преподавателям и студентам быстро обмениваться информацией с коллегами в режиме реального времени. Цифровой контент

создал среду, позволяющую пересмотреть подход к выполнению различного рода заданий. Использование цифровых устройств дает возможность координировать различные образовательные организации по научным, учебным и конкурсным мероприятиям. Такое взаимодействие повышает коммуникативные навыки, а участие в различных конкурсах развивает творческий потенциал. Цифровые технологии естественным образом влились в создание конкурсных и олимпиадных заданий.

Цель данной статьи - исследовать творческий потенциал в языковых конкурсах и олимпиадах с демонстрацией информационных технологий при разработке заданий. В данной статье мы анализируем существующие языковые конкурсы и олимпиады, учитывая тот факт, что все они проводятся онлайн с применением цифровых технологий в качестве платформ и программ: Big Blue Button, Moodle, Skype, Zoom и других. В результате научного исследования планируется доказать положительный потенциал таких творческих конкурсов и олимпиад. В научно-практической части статьи описывается метод разработки олимпиады по английскому языку и излагаются полученные результаты.

При разработке творческого языкового конкурса учитываются все перечисленные выше направления, тем самым повышается его популярность и создается атмосфера соперничества, увеличивается мотивация среди участников, а если оценивание конкурса проходит по командным или личным подсчетам, то здесь проявляется заинтересованность образовательной организации в конкурсе.

Обзор литературы / Literature review

Современный мир предлагает разные цифровые платформы, имеющие технические характеристики для анализа данных и использования языка в образовательных, профессиональных и компьютерных системах. В. К. Барашян [1] в статье исследует важные характеристики процесса обучения иностранному языку в условиях цифровизации российских вузов. Автор О. Н. Бессарабова [2] рассматривает использование ИКТ в языковом образовании, выдвигая серьезные требования к профессиональной компетентности. А. В. Внуковская и К. З. Киржинов [3] утверждают, что не существует нейролингвистического программирования, с помощью которого человек может достичь любой цели и эффективного общения через любые ресурсы. Авторы Т. Е. Исаева, Ю. Ю. Котляренко, Л. А. Недоспасова, М. Н. Черкасова, М. П. Чуриков [4] утверждают, что факторы, препятствующие формированию и поддержанию мотивации обучающихся на должном уровне, приводят к определенной проблеме, которая должна решаться комплексно через внедрение в учебный процесс активных методов, коммуникативных тренингов и профессионально ориентированных заданий. Е. В. Федорович и О. А. Полякова [5] в статье «К вопросу о развитии языковой компетенции в условиях дистанционного обучения» предлагают решения языковых проблем с помощью различного плана методических мероприятий. Авторы О. А. Полякова и Е. В. Федорович [6] делятся своим опытом использования системы управления обучением Moodle при разработке курса английского языка. О. Б. Симонова [7] в своей диссертации актуализирует проблему оценки потенциала городской культуры, распространение которой составляет главное содержание процесса мировой урбанизации. В. И. Петрова, Т. П. Гаврилова [8] рассматривают важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов, если речь идет о студентах неязыкового профиля, а также предлагают модель образовательного пространства с применением цифровых технологий.

В статье А. П. Кононенко, М. А. Кравченко, Л. Н. Недоспасовой, Е. В. Федорович [9] рассказано об онлайн-платформах для образовательных целей, дан анализ положительного и отрицательного опыта их практического применения. Тесное переплетение информационных технологий, языка и специальности создает уникальную гибридную форму в образовании, которая затрагивает эти три абсолютно разные области, сочетая их в единой системе, придавая этой работе актуальность во всех смыслах. Например, K. Тейлор-Лич и A. Дж. Лиддикоут [10] предлагают различные методики преподавания иностранных языков в цифровом формате. С. Палвиа с соавт. [11] рассматривают решения проблем предоставления образовательных услуг и их качества в системе высшего образования дистанционном формате. Западные коллеги Abrami P. C. Абрами, Р.М. Бернард, E. M. Бурес и др. [12] исследуют вопрос о взаимодействии дистанционного образования и онлайн-обучения: использование фактических данных и теории для улучшения практики их применения для разных специальностей. В работе Д. Бенты, Г. Болога и Д. Дзитака [13] рассматриваются проблемы онлайн-обучения с учетом интересов обучающихся, их заинтересованности и мотивации. Авторы статьи о разработке онлайн-ресурсов для обучения, M. Аншари, Я. Алас, Сэй Гуан Лим [14], исследуют процессы, связанные с базой данных методического оснащения учебного процесса, которые являются необходимой частью контрольно-измерительных процессов в учебном заведении. П. С. Чен, А. Д. Ламберт, К. Р. Гидри [15] утверждают о необходимости вовлечения обучающихся в образовательный процесс посредством влияния сетевых технологий на соревновательные мероприятия, используя иностранные языки как выбор направления специальности.

Опираясь на опыт отечественных образовательных учреждений, можно проследить выраженный интерес к проведению языковых конкурсов в цифровом формате. Так, А. Н. Колесниченко [16] подчеркивает в своем исследовании важность социолингвистической компетенции как неотъемлемой составляющей мотивации к изучению иностранных языков. Для развития коммуникационных навыков на занятиях по английскому языку используются мультимедийные технологии [17]. Авторы О. Б. Симонова и Ю. Ю. Котляренко [18] полагают, что цифровизация процесса развития коммуникативной иноязычной компетенции не должна ограничиваться внедрением специализированных платформ и сервисов для изучения языка, а должна учитывать специальность обучающихся. Ю. Ю. Котляренко [19] отмечает, что мотивация изучения языка расширяет горизонты знания и стимулирует образовательный процесс. Применение онлайн-конкурсов, квестов и олимпиад по иностранному языку для мотивации студентов к изучению иностранного языка описано в статье А. П. Кононенко [20]. Некоторые конкурсы и олимпиады уже получили статус важных и необходимых для участия и удовлетворения каких-то своих личных достижений у студентов разных специальностей. Тематика и направленность конкурсов разнообразна: «Письменный перевод» в виртуальной обучающей среде; «Олимпиада (с международным участием) по английскому языку»; олимпиада с международным участием «Культур и стран связующая нить»; олимпиада по переводу общественного политического текста (МОПОПТ-2022); конкурс эссе на иностранном языке «Иностранный язык - дорога к профессиям будущего»; конкурс эссе на английском языке «Вопросы устойчивого развития глобального общества: язык, культура, образование»; конкурс эссе на иностранном языке «Моя родина - Россия» и другие. Все эти олимпиады и конкурсы проводятся онлайн, то есть основой для них становятся цифровые технологии, которые дают возможность привлекать неограниченное количество участников из разных вузов России и стран СНГ.

Применение цифровых технологий для творческих заданий и использование метода кейса подогревают интерес не только участников, но и руководства образовательной организации к проведению мероприятия и достижению желаемого результата. Регулирование таких конкурсных заданий возможно только в том случае, если в команде разработчиков присутствуют программисты или люди, обладающие особыми знаниями и навыками цифрового плана. Так, авторы А. П. Кононенко и Л. А. Недосека [21] представляют систему образовательного процесса с гибридным подходом к обучению, подчеркивая необходимость использования цифровых платформ в процессе преподавания, так как они стимулируют процесс обучения иностранным языкам. А. П. Коно-ненко и Л. А. Недосека [22] приходят к выводу, что введение элементов профессионально ориентированного обучения английскому языку способствует развитию общенаучных знаний студентов, тем самым помогает ознакомиться с изучаемой специальностью. И. В. Одарюк, М. П. Чуриков в статье [23] представляют дистанционное общение между студентами и преподавателем затруднительным в процессе самопрезентации. Этот недостаток усложнял процесс представления учебного материала, объективного оценивания полученных знаний, поэтому были предприняты меры стимулирования изучения иностранного языка с помощью страноведческих мини-конкурсов на занятиях. Изучающие языки проявляют интерес к межкультурной коммуникации и тем самым обладают необходимой мотивацией для участия в конкурсах и олимпиадах, утверждает И. В. Тоцкая [24]. О. В. Маруневич, Н. А. Малишевская [25] в своей работе подчеркивают необходимость владения иностранным языком для эффективного осуществления профессиональной деятельности выпускником вуза. Железнодорожная отрасль является сферой, где обмен опытом с иностранными коллегами происходит наиболее интенсивно, полагают О. В. Маруневич и А. С. Гампарцумов [26]. Исследование Д. Мацумото и Х. Хвана [27] построено на межкультурном взаимодействии обучающихся с использованием онлайн-платформ как эффективного способа обмена информацией. Межкультурная коммуникация и профессиональное взаимодействие при обсуждении проектных работ по образовательным грантам в зарубежных странах отражены в публикации Д. у. Нойлипа [28].

Все цифровые конкурсы должны соответствовать техническим нормам и сопровождаться методическими документами государственного образовательного учреждения, а также внутренними приказами и положениями [29]. Документация по проведению конкурса или олимпиады, регламентирующая вопросы оперативной разработки заданий, делится на несколько этапов:

- Первый этап - это обоснование проведения конкурса и планирование заданий. Трудоемкость и разработка заданий характеризуют направление подготовки участников.

- Второй этап - это выбор команды, состоящей из разработчиков, программистов-исполнителей. Выбор направления и образовательных учреждений.

- Третий этап - это результативность. Обобщение полученных результатов и предоставление необходимой документации участникам.

Творческой составляющей онлайн-олимпиады на базе РГуПС стала железнодорожная тематика, так как по такой узкой тематике не проводились конкурсы и олимпиады. Ожидаемые результаты от проведения онлайн-олимпиады в три этапа на базе РГуПС были положительными без явно выраженных недостатков, которые могли бы повлиять на результативность участников. Переход участников олимпиады от одного этапа к другому происходит по достижении минимальной границы в количестве бал-

лов, запланированных разработчиками заранее [30]. Последний этап - это возможность проявить свои языковые и профессиональные навыки при выполнении кейс-задачи. По итогам двух последних этапов определяются победители и призеры.

Представленные в работах отечественных и зарубежных ученых теоретические тезисы подтолкнули авторов сделать следующие выводы:

1. Применение цифровых технологий придает конкурсу или олимпиаде особый статус.

2. Применение иностранного языка при решении профессиональных задач является необходимым в современном развивающемся обществе.

Творческий потенциал имеет свое отражение в мероприятиях, связанных с использованием иностранного языка.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В данной работе выполнен анализ существующих языковых конкурсов и олимпиад, учтены применяемые методические и технические документы, регламентирующие вопросы проведения конкурсов с применением цифровых технологий, а также на основе осуществленного исследования разработана и проведена олимпиада по английскому языку с творческой составляющей на основе цифровых технологий Moo-dle и Big Blue Button. Проанализирован процесс проведения конкурса на соответствие положению конкурса, критериям оценивания и уникальных заданий по железнодорожной тематике для второго и третьего этапов. При планировании и обосновании конкурса сначала необходимо разработать задания, основываясь на конкретной цели - кто является участником или для какого направления это подходит. Разработанные положения утверждаются методическим советом образовательной организации или ученым советом. Не стоит забывать о критериях оценивания конкурса, так как на их основе будет проводиться анализ результативности полученных данных. Определение технической документации предлагает образовательное учреждение, так как разработчики выполняют все цели и задачи, поставленные перед ними. После того как утверждены положения, критерии и задания, необходимо создать информационное письмо о проведении такого конкурса, выбрать даты и образовательные учреждения для участия.

Наступает второй этап проведения конкурса. Все участники отобраны, всем отправлены логины и пароли для участия, получены первые результаты конкурса. С этого момента недоработки системы и самих заданий проявляются в системе программы:

1. Не все участники внимательно читают инструкции к участию в конкурсе. Появляются проблемы, как количественные, так и качественные.

2. Не все участники обладают требуемым уровнем языка - полученные результаты отражают существенные ошибки грамматического и лексического плана.

3. Для всех участников разработан один конкурс, то есть существует вероятность передачи заданий другим участникам с помощью фото- или видеофиксации. Для проведения конкурса нужно определить конкретный день и время, только так можно получить чистоту результатов. Но здесь появляются вопросы: может ли программа или цифровая платформа принять такое количество одновременно? Выбранное время прохождения конкурса должно учитывать часовые пояса страны? Должна ли информационная платформа отслеживать списывание или открытие дополнительных поисковых окон на экране?

4. Как проверить уникальность работы (например, эссе), если есть предположение, что участник воспользовался мнением какого-то другого автора?

Собирая и анализируя полученную информацию, приходится сталкиваться с недочетами, о которых не подозреваешь при планировании и разработке конкурса. Третий этап самый простой для выполнения по сравнению с двумя предыдущими. Могут возникнуть непредвиденные трудности, но уже после самого этапа, а именно: апелляция, рассылка дипломов по адресам организаций или на личные адреса. Без практического опыта участия в конкурсах и разработки заданий невозможно выстроить модель конкурса и воплотить ее, так как следует тщательным образом разработать задания, которые впоследствии будут обсуждаться участниками, от вашего творческого подхода зависит дальнейшая судьба конкурса, и планирование конкурса следует начать с представления тематики и количества этапов. Из проведенного научного исследования приведенных конкурсов следует выявление творческого компонента и временных рамок. Творческая сторона играет огромную роль: во-первых, формулировка задания должна иметь определенную актуальность и уникальность; во-вторых, разнообразные задания улучшат чистоту конкурса; в-третьих, специальность направления сузит круг участников (табл. 1).

Таблица 1

Творческая составляющая языкового конкурса

Конкурс Творческая составляющая

1. Написание эссе по предложенной теме Проявление интереса к проблеме

2. Олимпиада Выполнение заданий разного уровня для применения знаний в этой области

3. Конкурсы страноведческие, языковые, комбинированные (язык и информационные технологии) Решение поставленной задачи в формате онлайн

4. Конкурсы в формате выступления (доклады, защита презентации, решение задачи и др.) Способность демонстрировать знания в предложенном формате

5. Конкурс кейс-задачи Демонстрация знаний и умений в онлайн-фор-мате

Согласно приведенной таблице разнообразие конкурсов не может существовать без творческой составляющей. Предложенные конкурсы демонстрируют творческий потенциал конкурса и самих участников. Конкурсы, основанные на кейс-задаче, являются инновационными, демонстрирующими навыки языковые и профессиональные, так как такие конкурсы проводятся по узким специальностям гуманитарного и технического плана.

В одних олимпиадах проверялся уровень владения языком в разнообразных заданиях, имеющих социальную значимость; в других все сводилось к пониманию построенного вопроса и выбору из предложенных вариантов, но все они четко сформулированы и разработаны таким образом, чтобы участник мог проявить свою творческую сторону так, как это у него получается. Творческая сторона языкового конкурса ярко выражена в разработке презентационного материала, так как все участники имеют необходимые навыки создания презентаций и обладают базовыми языковыми компетенциями.

Результаты исследования / Research results

Проведенное исследование конкурсов подтолкнуло авторов статьи разработать и провести онлайн-олимпиаду технической (железнодорожной) направленности на английском языке, а выбор железнодорожной тематики олимпиады стал творческим

элементом. Проанализировав конкурсы и олимпиады с применением цифровых технологий, представленные в табл. 1, в которых принимали участие студенты РГУПС, приходим к следующим выводам:

- участие в онлайн-конкурсах, проходящих в один день, по форме лексико-грам-матического теста, не требует определенных знаний;

- владение базовыми знаниями грамматических структур дает возможность участия в онлайн-конкурсах при переводе текстов общей тематики;

- выступление онлайн может быть заранее отработано и отрепетировано, поэтому постановка вопросов, относящихся к тематике выступления, очень существенна.

Создатели таких языковых конкурсов работают над улучшением заданий и дополняют содержание, консультируясь со специалистами в определенной области: технической или гуманитарной. Разработчики такого конкурса должны понимать, что только единицы смогу справиться с кейс-задачей, используя язык, то есть если задание подразумевает кейс-задачу по механике, то участник использует знания по механике, объясняет или выполняет ее с применением иностранного языка. Таких заданий еще никто не разрабатывал, поэтому такое олимпиадное решение применили в этом году разработчики РГУПС. Олимпиада имеет узконаправленную тематику железнодорожного характера:

1. Написание эссе по предложенной теме. Эссе выполняется в системе Moodle в онлайн-режиме за отведенное время.

2. Выполнение лексико-грамматического теста железнодорожной тематики, который состоит из разнообразных заданий.

3. Выступление онлайн, то есть участник заходит в систему, ему предлагают кейс-задачу, на подготовку отводится не более 3 минут, и 5 минут - для объяснения своего решения в системе Big Blue Button.

К участию в онлайн-олимпиаде на базе РГУПС приглашаются обучающихся I и II курсов технического направления подготовки и технических специальностей. Всероссийская олимпиада проводится по единой модели: участники выполняют одни и те же задания. Сложность заданий соответствует уровням B1-B2 (Intermediate/ Upper Intermediate) по английскому языку. Написание эссе по теме «Место железнодорожного транспорта в цифровой экономике» объемом не более 300 слов на английском языке. Эссе предполагает выражение своего мнения с аргументацией и контраргументацией и оформляется в нейтральном стиле. За содержание представленных материалов ответственность несет автор. Работы, полученные после указанного срока, а также не соответствующие заявленным требованиям, не рассматриваются. С помощью цифровой платформы, запрограммированного времени и системы антиплагиат были выявлены работы низкого качества, работы из сети Интернет или переводные работы с одного языка на другой.

Второй этап олимпиады состоял из выполнения лексико-грамматического теста. В рамках теста предлагается пять видов заданий: выполнение лексико-грамматического теста; выполнение задания на знание грамматики английского языка; выполнение задания на словообразование; выполнение задания на соответствие; прослушивание аудиозаписей и выполнение заданий по содержанию услышанного. Все задания построены с учетом времени и железнодорожной тематики. Явным недостатком при выполнении теста стало незнание участниками железнодорожной тематики. Этот же недостаток проявился в третьем этапе решения кейс-задачи в виде прохождения устного собеседования.

Разработчики пришли к выводу, что учебные программы подготовки специалистов железнодорожной направленности по иностранному языку в вузах отличаются не только количеством часов, но и наполняемостью этих учебных программ.

Чистота проведения олимпиады сопровождается устранением недостатков, представленных выше. Чтобы избежать недобросовестного выполнения заданий олимпиады, мы проанализировали возможные проблемы. Критерии оценивания были предложены для каждого этапа проведения олимпиады (табл. 2).

Таблица 2

Критерии оценивания каждого этапа

Этапы проведения олимпиады Критерии оценивания

Первый Проявление творческого и языкового потенциала в содержании эссе по заявленной теме: грамотный анализ проблемы; организация текста (введение, основная часть, заключение); грамматика и лексика (владение терминологией отрасли)

Второй Автоматический подсчет баллов

Третий На базе решения кейс-задачи оценивались: организация монологической речи (вступление, раскрытие содержательных аспектов, аргументация, свое отношение к проблеме); корректность использования грамматических форм и конструкций; владение терминологией отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно прописанным критериям оценивался каждый этап олимпиады, но во втором этапе уже были заложены баллы в соответствии с трудностью выполнения задания. Выраженная мотивация к проведению языкового конкурса демонстрирует идею языковой пригодности в выбранной сфере. Решая основные задачи и цели таких конкурсов, студенты пытаются через выполнение заданий показать свою причастность к стране, культуре, истории изучаемого языка. Абсолютно все языковые конкурсы и олимпиады, их название и направление содержат творческий потенциал. Все они имеют очень характерную творческую особенность именно для предложенного конкурса или олимпиады, то есть творческая составляющая остается основой языкового решения.

Заключение / Conclusion

Представленные этапы проведения языкового конкурса, цели и актуальность нашли свое отражение в статье. Внешние и внутренние факторы, влияющие на проведение языковых конкурсов и олимпиад, становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Авторы статьи определили главные критерии для достижения цели конкурса, описав их в трех этапах проведения, а также поделились недостатками, с которыми столкнулись при выполнении поставленной задачи самого конкурса. В статье представлено описание олимпиады всероссийского уровня на базе РГУПС с применением цифровых технологий; подобное мероприятие проводилось впервые. Проблемы, которые были представлены и проанализированы, помогут в дальнейшем избежать недочетов и предвидеть их решение. Основываясь на опыте, полученном при проведении и участии в языковых конкурсах и олимпиадах, авторы предложили свое видение творческой составляющей языковой олимпиады с использованием кейс-задачи. Такой взгляд представлен впервые, и его результат может быть применен во всех образовательных учреждениях для повышения интереса обучающихся.

Изучив новые тенденции использования цифровых технологий в разработке конкурсных языковых заданий с применением железнодорожной тематики, основываемся на единстве трех направлений, необходимых для достижения целей: демонстрации знаний железнодорожной тематики, знании языка и наличии профессиональных навыков. Следовательно, проверяются знание языка, профессиональное решение задачи и творческий потенциал участника. Объединение этих трех задач отражает языковые и профессиональные компетенции участника.

Ссылки на источники / References

1. Барашян В. К. Интеграция образования и высоких технологий // Транспорт: наука, образование, производство (Транспорт-2021): сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Т. 3. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. - С. 32-36.

2. Бессарабова О. Н. Особенности обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2021. - С. 225-230.

3. Внуковская А. В., Киржинов К. З. Нейролингвистическое программирование // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2021. - № 1 (40). - С. 26-28.

4. Исаева Т. Е., Котляренко Ю. Ю., Недоспасова Л. А. и др. Мотивация будущих специалистов сферы управления к изучению иностранных языков в процессе профессиональной коммуникации и в сфере научного общения // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. - С. 102-106.

5. Федорович Е. В., Полякова О. А. К вопросу о развитии языковой компетенции в условиях дистанционного обучения // Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 291-293.

6. Полякова О. А., Федорович Е. В. Асинхронное взаимодействие в процессе обучения лингвистическим дисциплинам: проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2020. - № 8 (151). - С. 87-95.

7. Симонова О. Б. Языки городской культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов н/Д., 2007. - 22 с.

8. Петрова В. И., Гаврилова Т. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата неязыковых факультетов в образовательном пространстве педагогического вуза // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 1. - С. 89-93.

9. Kononenko A., Kravchenko M., Nedospasova L., Fedorovich E. E-Learning Online Platforms for Educational Approach // Networked Control Systems for Connected and Automated Vehicles. NN 2022. Lecture Notes in Networks and Systems / eds. A. Guda. - 2023. - Vol. 510. - Springer, Cham. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-031- 11051-1_111

10. Taylor-Leech K., Liddicoat A. J. Macrolanguage planning for multilingual education: focus on programmes and provision // Curr Iss Lang Plan. - 2014. - 15(4). - Р. 353- 360. - URL: https://doi.org/10.1080/14664208.2014.92795 6

11. Palvia S., Aeron P., Gupta P., Mahapatra D. et al. Online education: worldwide status, challenges, trends, and implications // J Global Inf Technol Manage. - 2018. - 21(4). - Р. 233-241. - URL: https://doi.org/10.1080/1097198X.2018.15422 62

12. Abrami P. C., Bernard R. M., Bures E. M. et al. Interaction in distance education and online learning: using evidence and theory to improve practice // J Comput Higher Educ. - 2011. - 23(2-3). - Р. 82-103. - URL: https://doi.org/10.1007/s12528-011- 9043-x

13. Benta D., Bologa G., Dzitac I. E-learning platforms in higher education. Case study // Proc Comput Sci. - 2014. - 31. - Р. 1170- 1176. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.procs.2014.05.373

14. Anshari M., Alas Y., Guan L. S. Developing online learning resources: Big data, social networks, and cloud computing to support pervasive knowledge // Educ Inf Technol. - 2015. - 21(6). - Р. 1663-1677. - URL: https://doi.org/10.1007/s10639-015-9407-3

15. Chen P. S., Lambert A. D., Guidry K. R. Engaging online learners: the impact of Web-based learning technology on college student engagement // Comput Educ. - 2010. - 54(4). - Р. 1222-1232. - URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.11. 008

16. Колесниченко А. Н. Социолингвистическая компетенция как одна из основных компетенций в образовательном процессе // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. Интернет-конф. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2010. - С. 100-105.

17. Колесниченко А. Н. Особенности использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. - С. 215-220.

18. Симонова О. Б., Котляренко Ю. Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - № 1. - URL: https://mir-nauki.com/11pdmn121.html.

19. Котляренко Ю. Ю. Визуализация цели как ключевой аспект мотивации обучения иностранному языку // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2019. - С. 32-37.

20. Кононенко А. П. К вопросу об участии студентов неязыковых специальностей в различных онлайн-конкур-сах, квестах и олимпиадах как эффективном ресурсе и инструменте мотивации изучения иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й междунар. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. - С. 242-246.

21. Кононенко А. П., Недосека Л. А. Менеджмент образовательного процесса в высшей школе с использованием гибридного обучения // Гуманитарные и социальные науки. - 2022. - Т. 91. - № 2. - С. 159-163. DOI: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-159-163.

22. Недосека Л. А., Кононенко А. П. Воспитательный потенциал иностранного языка в процессе становления субъектности студента // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. -№ 6. - С. 107-113.

23. Одарюк И. В., Чуриков М. П. Прагматический подход к самопрезентации современного поколения студентов в учебном сетевом пространстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 71-3. - С. 132-136.

24. Тоцкая И. В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. -2021. - № 2. - С. 67-73.

25. Маруневич О. В., Малишевская Н. А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 5. - C. 133-137.

26. Маруневич О. В., Гампарцумов А. С. Потенциал использования видеоматериалов сети Интернет при обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2022. - Т. 11. - № 4. - С. 30-39. DOI: 10.24412/2225-8264-2022-4-30-39

27. Matsumoto D., Hwang H. C. Cross-Cultural Research. - 2015. - 40(5). - Р. 439-460. DOI: 10.1177/1069397115599542

28. Neuliep J. W. Journal of Intercultural Communication Research. - 2012. - 41. - Р. 1-16. DOI: 1080/17475759.2011.623239

29. URL: https://www.rgups.ru/university/dokumenty/

30. URL:https://www.rgups.ru/news/v-period-s-06-marta-po-28-aprelia-2023-goda-fgbou-vo-rostovskii-gosudarstvennyi-universitet-putei-soobshcheniia-provodit/

1. Barashyan, V. K. (2021). "Integraciya obrazovaniya i vysokih tekhnologij" [Integration of education and high technologies], Transport: nauka, obrazovanie, proizvod-stvo (Transport-2021): sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. T. 3, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Rostov n/D., pp. 32-36 (in Russian).

2. Bessarabova, O. N. (2021). "Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku s primeneniem informacionno-kom-munikacionnyh tekhnologij" [Specifics of teaching a foreign language using information and communication technologies], Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke: tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Rostov n/D. Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, pp. 225-230 (in Russian).

3. Vnukovskaya, A. V., & Kirzhinov, K. Z. (2021). "Nejrolingvisticheskoe programmirovanie" [Neuro-linguistic programming], Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, № 1 (40), pp. 26-28 (in Russian).

4. Isaeva, T. E., Kotlyarenko, Yu. Yu., Nedospasova, L. A. et al. (2019). "Motivaciya budushchih specialistov sfery up-ravleniya k izucheniyu inostrannyh yazykov v processe professional'noj kommunikacii i v sfere nauchnogo ob-shcheniya" [Motivation of future management specialists to study foreign languages in the process of professional communication and in the field of scientific communication], Upravlenie gosudarstvennoe, municipal'noe i korpo-rativnoe: teoriya i luchshie praktiki: materialy IVmezhdunar. nauch.-prakt. konf, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Rostov n/D., pp. 102-106 (in Russian).

5. Fedorovich, E. V., & Polyakova, O. A. (2022). "K voprosu o razvitii yazykovoj kompetencii v usloviyah distancionnogo obucheniya" [On the issue of building up language competence in the conditions of distance learning], Aktual'nye problemy lingvistiki i formirovaniya yazykovoj kompetencii yuristov v sovremennyh usloviyah: sb. materialov

E. M. Ka3anKo6a, A. n. KononenKO

mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Rostovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Rostov n/D., pp. 291-293 (in Russian).

6. Polyakova, O. A., & Fedorovich, E. V. (2020). "Asinhronnoe vzaimodejstvie v processe obucheniya lingvisticheskim disciplinam: problemy i perspektivy" [Asynchronous interaction in the process of teaching linguistic disciplines: problems and prospects], Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 8 (151), pp. 87-95 (in Russian).

7. Simonova, O. B. (2007). Yazyki gorodskoj kul'tury [Languages of urban culture]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 24.00.01, Rostov n/D., 22 p. (in Russian).

8. Petrova, V. I., & Gavrilova, T. P. (2019). "Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov baka-lavriata neyazykovyh fakul'tetov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza" [Formation of foreign language communicative competence in undergraduate students of non-linguistic faculties in the educational environment of a pedagogical university], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 1, pp. 89-93 (in Russian).

9. Kononenko, A., Kravchenko, M., Nedospasova, L., Fedorovich, E. (2023). "E-Learning Online Platforms for Educational Approach", in Guda, A. (ed.). Networked Control Systems for Connected and Automated Vehicles. NN 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 510. Springer, Cham. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-031-11051-1_111 (in English).

10. Taylor-Leech, K., & Liddicoat, A. J. (2014). "Macrolanguage planning for multilingual education: focus on programmes and provision". Curr Iss Lang Plan, 15(4), 353-360. Available at: https://doi.org/10.1080/14664208.2014.92795 6 (in English).

11. Palvia, S., Aeron, P., Gupta, P., Mahapatra, D. et al. (2018). "Online education: worldwide status, challenges, trends, and implications", J Global Inf Technol Manage, 21(4), 233-241. Available at: https://doi.org/10.1080/1097198X.2018.15422 62 (in English).

12. Abrami, P. C., Bernard, R. M., Bures, E. M. et al. (2011). "Interaction in distance education and online learning: using evi-dence and theory to improve practice", J Comput Higher Educ, 23(2-3), 82-103. Available at: https://doi.org/10.1007/s12528-011- 9043-x (in English).

13. Benta, D., Bologa, G., & Dzitac, I. (2014). "E-learning platforms in higher education", Case study. Proc Comput Sci, 31, 1170- 1176. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.procs.2014.05.373 (in English).

14. Anshari, M., Alas, Y., Guan, L. S. (2015). "Developing online learning resources: Big data, social networks, and cloud computing to support pervasive knowledge", Educ Inf Technol, 21(6), 1663-1677. Available at: https://doi.org/10.1007/s10639-015-9407-3 (in English).

15. Chen P. S., Lambert A. D., & Guidry K. R. (2010). "Engaging online learners: the impact of Web-based learning technology on college student engagement", Comput Educ, 54(4), 1222-1232. Available at: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2009.11. 008 (in English).

16. Kolesnichenko, A. N. (2010). "Sociolingvisticheskaya kompetenciya kak odna iz osnovnyh kompetencij v obrazovatel'nom processe" [Sociolinguistic competence as one of the main competencies in the educational process], Prepodavatel' vysshej shkoly v HKHI veke: tr. mezhdunar. nauch.-prakt. Internet-konf, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Rostov n/D., pp. 100-105 (in Russian).

17. Kolesnichenko, A. N. (2020). "Osobennosti ispol'zovaniya mul'timedijnyh tekhnologij v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze" [The use of multimedia technologies in teaching a foreign language at a university], Prepodavatel' vysshej shkoly vXXI veke: tr. 17-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf, FGBOU VO RGUPS Rostov n/D., pp. 215-220 (in Russian).

18. Simonova, O. B., & Kotlyarenko, Yu. Yu. (2021). "Problemy formirovaniya polozhitel'noj motivacii k izucheniyu ino-strannogo yazyka studentov neyazykovyh special'nostej v usloviyah cifrovizacii processa obucheniya" [Issues of building up positive motivation to study a foreign language for students of non-linguistic specialties in the conditions of learning process computerization], Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya, t. 9, № 1. Available at: https://mir-nauki.com/11pdmn121.html (in Russian).

19. Kotlyarenko, Yu. Yu. (2019). "Vizualizaciya celi kak klyuchevoj aspekt motivacii obucheniya inostrannomu yazyku" [Goal visualization as a key aspect of motivation for learning a foreign language], Prepodavatel' vysshej shkoly v HKHI veke: tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Rostovskij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Rostov n/D., pp. 32-37 (in Russian).

20. Kononenko, A. P. (2020). "K voprosu ob uchastii studentov neyazykovyh special'nostej v razlichnyh onlajn-konkursah, kvestah i olimpiadah kak effektivnom resurse i instrumente motivacii izucheniya inostrannyh yazykov" [On the issue of the participation of students of non-linguistic specialties in various online competitions, quests and contests as an effective resource and tool for motivation to study foreign languages], Prepodavatel' vysshej shkoly vXXI veke: tr. 17-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf, FGBOU VO RGUPS, Rostov n/D., pp. 242-246 (in Russian).

21. Kononenko, A. P., & Nedoseka, L. A. (2022). "Menedzhment obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole s ispol'zovaniem gibridnogo obucheniya" [Management of the educational process in a university using hybrid learning], Gumanitarnye i social'nye nauki, t. 91, № 2, pp. 159-163. DOI: 10.18522/2070-1403-2022-91-2-159-163 (in Russian).

22. Nedoseka, L. A., & Kononenko, A. P. (2016). "Vospitatel'nyj potencial inostrannogo yazyka v processe stanovleniya sub"ektnosti studenta" [The educational potential of a foreign language in the process of the student's subjectivity formation], Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 6, pp. 107-113 (in Russian).

23. Odaryuk, I. V., & Churikov, M. P. (2021). "Pragmaticheskij podhod k samoprezentacii sovremennogo pokoleniya studentov v uchebnom setevom prostranstve" [A pragmatic approach to the self-presentation of the modern generation of students in the educational network space], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 71-3, pp. 132-136 (in Russian).

24. Tockaya, I. V. (2021). "Komp'yuterno-oposredovannaya kommunikaciya: tekhnologicheskie, sociokul'turnye i lingvisticheskie osobennosti v obuchenii inostrannym yazykam" [Computer-mediated communication: technological, socio-cultural and linguistic aspects in teaching foreign languages], Sovremennoe pedagogicheskoe obra-zovanie, № 2, pp. 67-73 (in Russian).

25. Marunevich, O. V., & Malishevskaya, N. A. (2021). "Osobennosti integracii inoyazychnoj kommunikativnoj i profes-sional'noj kompetencii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v transportnom vuze" [Characteristic aspects of integration of foreign language communicative and professional competence in foreign language classes at a transport university], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 5, pp. 133-137 (in Russian).

26. Marunevich, O. V., & Gamparcumov, A. S. (2022). "Potencial ispol'zovaniya videomaterialov seti Internet pri obuchenii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze" [The potential of using Internet video materials in teaching a foreign language at an engineering university], Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij, t. 11, № 4, pp. 30-39. DOI: 10.24412/2225-8264-2022-4-30-39 (in Russian).

27. Matsumoto, D., & Hwang, H. C. (2015). Cross-Cultural Research, 40(5), 439-460. DOI: 10.1177/1069397115599542 (in English).

28. Neuliep, J. W. (2012). Journal of Intercultural Communication Research, 41, 1-16. DOI: 1080/17475759.2011.623239 (in English).

29. Available at: https://www.rgups.ru/university/dokumenty/ (in Russian).

30. Available at: https://www.rgups.ru/news/v-period-s-06-marta-po-28-aprelia-2023-goda-fgbou-vo-rostovskii-gosudarstvennyi-universitet-putei-soobshcheniia-provodit/ (in Russian).

Вклад авторов

Е. М. Казачкова - подбор и анализ зарубежных и отечественных источников по проблематике статьи.

А. П. Кононенко - анализ существующих конкурсов и олимпиад по иностранному языку; описание творческого потенциала в представленных конкурсах и олимпиадах; выявление недоработок в заданиях конкурсов и олимпиад; разработка и представление олимпиады по английскому языку в РГУПС.

Contribution of the authors

E. M. Kazachkova - selection and analysis of foreign and domestic sources on the problems of the article.

A. P. Kononenko - analysis of existing contests and competitions in a foreign language; description of the creative potential in the submitted contests and competitions; identification of flaws in the assignments of the contests and competitions; development and presentation of the contest in English in the RSTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.