Научная статья на тему 'ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ИНТЕРНЕТ / ФИЛОЛОГИЯ / ИКТ / БАЗА ДАННЫХ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кедрова Галина Евгеньевна

В статье проанализирован многолетний опыт филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в реализации пилотного проекта по проведению дистанционных интернет-олимпиад для школьников по разным филологическим дисциплинам (русской и классической филологии, византийской, новогреческой и славянской филологии). Проект по проведению дистанционных интернет-олимпиад для школьников рассматривается как важный компонент профориентационной работы вуза. Обсуждаются ключевые отличия творческих конкурсов, реализуемых в дистанционной форме, от традиционных предметных олимпиад; рассмотрены основные преимущества и недостатки дистанционного формата творческого соревнования. Представлена разработанная на филологическом факультете МГУ стратегия применения информационно-коммуникационных технологий для поддержки всех этапов реализации олимпиадного проекта. Рассмотрены особенности формирования банка конкурсных заданий для открытых творческих соревнований, реализуемых исключительно в дистанционной форме в Интернете. Продемонстрирована специализированная информационная система, построенная по принципу динамической базы данных, которая обеспечивает оперативную публикацию на сайте дистанционной филологической олимпиады актуальной информации и поддержку обратной связи. В результате проведения филологических интернет-олимпиад для школьников удалось значительно укрепить связи вузовской науки и профессорско-преподавательского корпуса с учительским сообществом, поспособствовать повышению квалификации школьных учителей, активно вовлекаемых в процесс подготовки школьников - участников творческих конкурсов, а также привлечь преподавателей филологического факультета, молодых ученых, аспирантов и студентов к формированию банка творческих заданий инновационного типа, основанного на принципах формирования так называемых ‘open book’ вопросов, активно внедряемых сегодня в дистанционные образовательные процессы для контроля уровня знаний на всех уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кедрова Галина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET OLYMPIADS IN PHILOLOGY FOR SCHOOLCHILDREN AS AN EFFECTIVE FORM OF VOCATIONAL GUIDANCE

The article analyzes the long-term experiences by Moscow University Philology School of implementing online Internet olympiads for schoolchildren in Russian, Classical, Byzantine, Modern Greek and Slavic philology. This project is considered as a salient component of the university’s work for vocational guidance of the talented youth. The paper discusses key di erences between online creative competitions and traditional o -line olympiads and the main advantages and disadvantages of the distant format of creative contests. Special emphasis is laid upon the original strategy pursued by the Philology School in using information and communication technologies to support all phases of implementing Internet olympiads, as well as the methods helping build databases of competitive tasks for creative contests, realized exclusively on the Internet. More speci cally, the focus is on the original specialized information system based on the dynamic database principle, ensuring prompt publication of the relevant information on an olympiad’s website and constant feedback support. Implementation of Internet olympiads in Philology for schoolchildren brings together university science and school teaching community, advances quali cation of the schoolteachers involved in training the participants, and attracts undergraduate and graduate students at the Faculty School to build new banks of creative and innovative tasks based on the ‘open book’ assessments’ techniques actively implemented nowadays in distance education.

Текст научной работы на тему «ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2021. № 6

Г.Е. Кедрова

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье проанализирован многолетний опыт филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в реализации пилотного проекта по проведению дистанционных интернет-олимпиад для школьников по разным филологическим дисциплинам (русской и классической филологии, византийской, новогреческой и славянской филологии). Проект по проведению дистанционных интернет-олимпиад для школьников рассматривается как важный компонент профориентационной работы вуза. Обсуждаются ключевые отличия творческих конкурсов, реализуемых в дистанционной форме, от традиционных предметных олимпиад; рассмотрены основные преимущества и недостатки дистанционного формата творческого соревнования. Представлена разработанная на филологическом факультете МГУ стратегия применения информационно-коммуникационных технологий для поддержки всех этапов реализации олимпиадного проекта. Рассмотрены особенности формирования банка конкурсных заданий для открытых творческих соревнований, реализуемых исключительно в дистанционной форме в Интернете. Продемонстрирована специализированная информационная система, построенная по принципу динамической базы данных, которая обеспечивает оперативную публикацию на сайте дистанционной филологической олимпиады актуальной информации и поддержку обратной связи. В результате проведения филологических интернет-олимпиад для школьников удалось значительно укрепить связи вузовской науки и профессорско-преподавательского корпуса с учительским сообществом, поспособствовать повышению квалификации школьных учителей, активно вовлекаемых в процесс подготовки школьников — участников творческих конкурсов, а также привлечь преподавателей филологического факультета, молодых ученых, аспирантов и студентов к формированию банка творческих заданий инновационного типа, основанного на принципах формирования так называемых 'open book' вопросов, активно внедряемых

Кедрова Галина Евгеньевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, директор ЦНИТ ГО филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: kedr@philol.msu.ru).

сегодня в дистанционные образовательные процессы для контроля уровня знаний на всех уровнях.

Ключевые слова: предметные дистанционные олимпиады; Интернет; филология; ИКТ; база данных, профориентация школьников.

После введения в 2009 г. Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве обязательного условия для поступления в российские вузы очень быстро стало понятно, что одной из основных проблем набора студентов является поиск талантливой, нестандартно мыслящей мотивированной молодежи. Эта проблема подвигла вузы к поиску и развитию альтернативных ЕГЭ форм выявления одаренности и привлечению талантливой молодежи к поступлению на факультеты и специальности, соответствующие специфике научной одаренности абитуриентов [Рукшин, 2010]. В качестве таких альтернативных форм в течение многих лет в российском образовании традиционно выступают предметные научные олимпиады и разного рода творческие конкурсы [Тарасенко, 2017]. Общепризнано, что предметные олимпиады и творческие конкурсы способствуют повышению интереса к научной составляющей изучаемого предмета; стимулируют желание продолжать образование и самообразование, позволяют оценить способности обучающихся к системному мышлению, анализу и проектированию своей деятельности, расширяют круг компетенций в изучаемой области, формируют навыки самостоятельной работы и развивают творческое мышление, умение порождать новые идеи, нестандартные гипотезы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, развивают способности к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к выбору оптимальных путей и методов достижения поставленных задач, повышают ответственность обучающихся за выполняемую работу, активизируют способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в избранной научной области. Филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова имеет большой опыт в подготовке и проведении таких интеллектуальных соревнований для студентов и школьников. Он является базовым подразделением по проведению заочного и очного этапов Олимпиады «Покори Воробьёвы горы!», Олимпиады «Ломоносов», Всероссийской олимпиады «Шаг в будущее», Московской традиционной олимпиады по лингвистике, Московской олимпиады по латинскому языку и античной культуре для школьников. Однако среди всех творческих конкурсов, которые ежегодно проводит филологический факультет, дистанционная интернет-олимпиада по филологии для школьников занимает особое место. Она стала первым творческим конкурсом, который проходит полностью в Интернете и участвовать в нем могут все, у кого есть хотя бы временный доступ во Всемирную паутину.

Дистанционные интернет-олимпиады филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по разным направлениям филологического знания были организованы по инициативе декана филологического факультета профессора Марины Леонтьевны Рем-нёвой в 2010 г. и с тех пор проводятся ежегодно. В видеообращении к участникам первой дистанционной интернет-олимпиады М.Л. Рем-нёва четко обозначила основную идею олимпиадного движения, как его понимают университетские филологи: «...поиск ответов на вопросы олимпиады — это не проверка знаний, полученных в школе, это, скорее, "гимнастика" ума, которая требует умения самостоятельно искать и находить нужную информацию (в том числе и в Интернете), готовность аргументировать свою точку зрения, обосновать и отстаивать свое мнение» [Кедрова, 2013: 158—159].

Дистанционный формат творческого конкурса в Интернете предъявляет особые требования к организационной инфраструктуре мероприятия, равно как и к особенностям составления и содержания творческих заданий, уровню жюри и к самому процессу оценивания полученных оргкомитетом ответов участников. Выдающийся педагог, разработчик системы выявления и раннего профессионального обучения одаренных школьников петербургский математик С.Е. Рукшин отмечает следующие основные достоинства дистанционных соревнований и интернет-олимпиад в сравнении с обычными, традиционными конкурсами:

— возможность использования Интернета для оперативного анонсирования сроков олимпиады и широкого распространения информации об ее условиях, алгоритме участия и результатах; — возможность массового охвата учащихся вне зависимости от места проживания при условии наличия доступа к сети Интернет;

— возможность создания психологического комфорта для всех участников, находящихся в привычной для себя школьной (или домашней) обстановке;

— априорно равные шансы на успех неограниченного количества участников, которые одновременно решают одни и те же задачи;

— возможность привлечения к составлению заданий профессионалов высокого класса;

— анонимность и автоматическая шифровка личных данных участников, что затрудняет применение коррупционных методов распределения мест и выявления победителей и призеров соревнований [Рукшин, 2010].

Вместе с тем в литературе неоднократно отмечались и определенные недостатки дистанционного проведения олимпиад и конкурсов в Интернете — прежде всего это сложности идентификации личности участников конкурсных состязаний, формальный

характер предлагаемых заданий в конкурсах, ориентированных на автоматизированную проверку, отсутствие контактов участников мероприятий между собой на фоне существенного преобладания контактов с организаторами [Пиюкова, 2018]. Таким образом, мы считаем, что эффективность дистанционной интернет-олимпиады во многом определяется тем, как ее организаторы умеют использовать достоинства этого формата творческого конкурса и нивелировать последствия воздействия перечисленных выше недостатков. И в этой области филологическому факультету МГУ за годы успешного проведения предметных дистанционных интернет-олимпиад для школьников удалось накопить значительный позитивный опыт.

Участниками всех интернет-олимпиад филологического факультета были учащиеся 5—11 классов общеобразовательных учреждений, а также начальных курсов СПО, при этом конкурсные задания для каждой предметной олимпиады разрабатывались в соответствии с возрастной категорией: 5—7 классы — младшая группа, 8—11 классы — старшая группа. Участие во всех интернет-олимпиадах филологического факультета МГУ бесплатное, регистрация участников по специальной форме доступна на сайте олимпиады без каких-либо предварительных условий. Для выполнения конкурсных заданий устанавливается временное ограничение (чаще всего 30 дней), на загрузку ответов на сами задания время не ограничивается. Оценку ответов по каждому из заданий осуществляет жюри, сформированное из состава профильных кафедр филологического факультета МГУ, на основе протокола заседания жюри формируется список победителей и призеров в каждой из возрастных категорий. По завершении конкурса и подведении его итогов участникам интернет-олимпиады высылается сканированная копия сертификата участника на указанный при регистрации адрес электронной почты (по запросу), победители и призеры олимпиады награждаются специальными дипломами, участники, не вошедшие в число победителей или призеров по набранным баллам, но приславшие выдающиеся ответы по отдельным вопросам, награждаются почетными грамотами, всем отмеченным дипломами и грамотами участникам вручаются памятные призы, научные и научно-популярные книги по филологической тематике. Победители в каждой возрастной категории дистанционной интернет-олимпиады по византийской и новогреческой филологии несколько раз награждались бесплатной поездкой в Грецию, победители в каждой возрастной категории дистанционной интернет-олимпиады по славянской филологии, посвященной болгарскому языку, литературе и культуре, награждались бесплатной поездкой в Болгарию. По представлению участников — победителей и призеров олимпиады — оргкомитет готовил и отправлял благодарственные

письма учителям, помогавшим в поиске и подготовке призовых ответов.

В прошедшие годы предметом проводимых филологическим факультетом МГУ интернет-олимпиад для школьников становились разные области филологического знания: русский язык и литература (к 2020 г. прошли четыре интернет-олимпиады), классическая филология (проведено два конкурса), славянская филология (в 2021 г. успешно прошла седьмая интернет-олимпиада по славянской филологии), византийская и новогреческая филология (в 2020—2021 гг. успешно прошла девятая интернет-олимпиада по византийской и новогреческой филологии). Уже первая интернет-олимпиада по филологии (основным предметом на которой были русский язык и русская литература, дополнительным — классическая и славянская филология), которая проходила в 2010 г., вызвала большой интерес у школьников, педагогов, родителей школьников из самых разных регионов как России, так и ближнего и дальнего зарубежья — Белоруссии и Украины, Казахстана и Армении, Азербайджана и Узбекистана, Литвы и Эстонии. Успешная реализация этого пилотного проекта филологического факультета способствовала значительному росту числа школьников, принявших участие во второй интернет-олимпиаде, посвященной славянским языкам, литературам и культурам (в 2010 г. было зарегистрировано 724 участника, в 2011 г. — 1289 участников; в последние годы в разных предметных интернет-олимпиадах филологического факультета ежегодно участвуют более 500 школьников).

Залогом успешного проведения дистанционной олимпиады является наличие специально разработанного в соответствии с технологическим регламентом проводимого мероприятия интернет-сайта. Отмечается, что такой специализированный сайт «в большей степени, чем электронная почта, позволяет обеспечить представленность конкурса и олимпиады в сети Интернет, сделать доступными для других участников конкурсные работы, представить эти работы в более ярком формате, реализовать их оценивание всеми участниками мероприятия, получить обратную связь» [Пиюкова, Сергеев, 2017: 69]. В основе работы сайта дистанционного творческого конкурса находится специализированная информационная система, обеспечивающая решение всех задач планирования, организации и проведения мероприятия, вынесения оценок по конкурсным работам участников, а также разбор конкурсных заданий и подведение итогов, публикацию правильных ответов и лучших проектных работ участников. Для проведения предметных дистанционных интернет-олимпиад на филологическом факультете МГУ была создана специализированная информационная система (авторы: Г.Е. Кедрова,

А.М. Егоров), для чего в среде MySQL разработано специальное программное обеспечение — пополняемая в полуавтоматическом режиме база данных, содержимое которой позволяет динамически генерировать HTML-страницы, оперативно публикуемые на сайте филологического факультета МГУ в соответствии с регламентом каждого конкретного конкурса.

Таким образом, на сайте предметных интернет-олимпиад филологического факультета (URL: https://www.philol.msu.ru/~olymp/) представлены все этапы проведения очередного творческого конкурса: публикуется анонс и условия участия в конкретной предметной интернет-олимпиаде, приведена ссылка на страницу регистрации участников, дается ссылка для входа в индивидуальный личный кабинет участника (он формируется для каждого участника после прохождения регистрации), в личном кабинете участника в соответствии с установленными сроками появляются конкурсные вопросы и задания (в том числе в мультимедийной форме), по завершении мероприятия на сайте интернет-олимпиады подводятся итоги и публикуются результаты.

Как уже отмечалось, главная цель дистанционных интернет-олимпиад филологического факультета МГУ — дать возможность каждому школьнику, который интересуется филологией и лингвистикой, попробовать свои силы в решении самых настоящих, аутентичных филологических задач. Для максимального развития предметных способностей конкурсанту предлагаются творческие задачи разного уровня сложности, требующего активного применения всего запаса имеющихся знаний, умения расширить его, углубить и уточнить; решение аутентичных филологических задач, таким образом, позволяет школьнику ощутить себя как бы на одном уровне со взрослыми исследователями-филологами и тем самым придать мощный импульс творческому интересу к филологической специальности уже на этапе школьного образования. Участники филологических интернет-олимпиад должны были продемонстрировать не только хорошее знание теоретических вопросов, но также практические навыки работы с информационно-поисковыми системами, цифровыми репозиториями и другими ресурсами современной цифровой гуманитаристики.

В соответствии с общепринятой классификацией предметных олимпиад по содержательному компоненту предлагаемых заданий выделяется три основных типа конкурсов: тестовые, обучающие и эвристические [Ващенко, 2011]. Дистанционные интернет-олимпиады филологического факультета МГУ относятся к двум последним типам, так как они построены на выполнении обучающих заданий и получении собственного проектного результата. Обучающие за-

дания в наших олимпиадах направлены на формирование умений самостоятельного поиска знаний, в том числе через Интернет, они развивают навыки работы в цифровом информационном пространстве, умение критически осмыслить, оценить найденную информацию и встроить ее в систему имеющихся знаний, умение делать выводы и аргументированно их отстаивать. Задания эвристического типа требуют от конкурсанта умения творчески обобщить имеющийся материал, сформулировать гипотезу, объясняющую найденные факты, исследовать имеющиеся данные и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Такие задания направлены на проведение участником олимпиады собственного научного микроисследования и получение нового результата. Главными критериями оценки предъявленного конкурсантом результата выполнения эвристического задания являются оригинальность предложенного ответа, его отличие от остальных ответов и известных сведений, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализации участника [Пиюкова, 2018]. Так, участники самой первой дистанционной интернет-олимпиады филологического факультета МГУ для нахождения правильного ответа на ее задания должны были продемонстрировать хорошее знание произведений русской классической и русской литературы XX в., умение анализировать факты современного русского языка и понимание наиболее значимых явлений его истории. Для ответа на вопрос из области античной культуры требовалось еще и знание основ античной литературы и культуры. Вопрос по структурной лингвистике, который был составлен на материале готского языка, заставил всех, кто попытался на него ответить, задуматься над разнообразием языковых явлений, встречающихся в разных языках мира. Вопросы второго тура, посвященного славянским языкам, литературам и культурам, позволяли воспользоваться знаниями, полученными в школе, однако без умения находить разнообразную информацию, связанную со славянскими языками и литературами, с историей и культурой славянских народов, и, конечно, без умения анализировать и сопоставлять информацию, правильно ответить на них было практически невозможно [Кедрова, 2013]. Этот принцип опережающего уровня сложности, который использовался при составлении конкурсных заданий для всех последующих наших предметных олимпиад, стал одной из главных отличительных особенностей всех дистанционных интернет-олимпиад филологического факультета МГУ. В качестве примера можно привести одно из заданий (автор — профессор кафедры славянской филологии К.В. Лифанов) VII Интернет-олимпиады по славянской филоло-

гии, в котором надо было проанализировать 20 переводов молитвы «Отче наш» на разные языки (старославянский, церковнославянский, русский, белорусский, украинский, болгарский, сербский, польский, словацкий, чешский, македонский, словенский, хорватский, литовский, верхнелужицкий, нижнелужицкий, кашубский, банатско-болгарский, полабский, прусский) и определить, какие из этих переводов сделаны на славянские языки, а какие на языки других языковых групп; постараться определить эти языки и аргументировать свое мнение. Победитель в этой категории определялся по числу правильно идентифицированных языков, а также по степени убедительности приведенной аргументации. Отрадно, что среди участников VII Интернет-олимпиады по славянской филологии нашлись школьники, которые сумели правильно определить языковую принадлежность всех приведенных переводов и обосновать свое решение.

За прошедшее десятилетие инициативный проект филологического факультета МГУ по проведению полностью в дистанционном режиме предметных интернет-олимпиад для школьников не только доказал свою эффективность как одно из основных средств профессиональной ориентации школьников (что всегда являлось главной целью традиционных предметных олимпиад и творческих конкурсов) и привлечения наиболее заинтересованных и увлеченных научным поиском абитуриентов к поступлению на факультет, но также позволил сформировать и усовершенствовать собственную инновационную технологическую базу для проведения открытых творческих конкурсов в Интернете. В процессе проведения наших школьных интернет-олимпиад удалось значительно укрепить связи вузовской науки и профессорско-преподавательского корпуса с учительским сообществом, поспособствовать повышению квалификации школьных учителей, активно вовлекаемых в процесс подготовки школьников — участников творческих конкурсов, а также привлечь преподавателей филологического факультета, молодых ученых, аспирантов и студентов к формированию банка творческих заданий инновационного типа, основанного на принципах формирования так называемых 'open book' вопросов, активно внедряемых сегодня в дистанционные образовательные процессы для контроля уровня знаний [Eilertsen, Valdermo, 2000].

Список литературы

1. Ващенко Л.В. Образовательные конкурсы и олимпиады // Педагогическое обозрение. 2011 (112). № 4. С. 2—4. URL: http://gcro.nios.ru/

system/files/2015/09/184/po_112.pdf (дата обращения: 24.07.2021).

2. Кедрова Г.Е. Интернет-олимпиады по филологии для всех — новый уникальный опыт филологического факультета МГУ в школьном олимпиадном движении // Stephanos. 2013. № 2. С. 157—165.

3. Пиюкова Н.А. Организационные и педагогические требования к проведению конкурсов и олимпиад для обучающихся в сети интернет // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 84—90.

4. Пиюкова Н.А., Сергеев А.Н. Разработка системы поддержки открытых конкурсов и олимпиад на сайте образовательной организации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 7 (120). С. 68-73.

5. Рукшин С.Е. Сравнительные достоинства и недостатки дистанционных и традиционных олимпиад и их влияние на архитектуру автоматизированных систем поддержки дистанционных научных соревнований // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 3. С. 347-359.

6. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 50-54. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 24.07.2021).

7. Eilertsen T.V., Valdermo O. Open-Book Assessment: A Contribution to Improved Learning? //Studies in Educational Evaluation. 2000. Т. 26. № 2. С. 91-103.

Galina Kedrova

INTERNET OLYMPIADS IN PHILOLOGY

FOR SCHOOLCHILDREN AS AN EFFECTIVE FORM

OF VOCATIONAL GUIDANCE

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article analyzes the long-term experiences by Moscow University Philology School of implementing online Internet olympiads for schoolchildren in Russian, Classical, Byzantine, Modern Greek and Slavic philology. This project is considered as a salient component of the university's work for vocational guidance of the talented youth. The paper discusses key differences between online creative competitions and traditional off-line olympiads and the main advantages and disadvantages of the distant format of creative contests. Special emphasis is laid upon the original strategy pursued by the Philology School in using information and communication technologies to support all phases of implementing Internet olympiads, as well as the methods helping build databases of competitive tasks for creative contests, realized exclusively on the Internet. More specifically, the focus is on the original specialized information system based on the dynamic database principle, ensuring prompt publication of the relevant information on

an olympiad's website and constant feedback support. Implementation of Internet olympiads in Philology for schoolchildren brings together university science and school teaching community, advances qualification of the schoolteachers involved in training the participants, and attracts undergraduate and graduate students at the Faculty School to build new banks of creative and innovative tasks based on the 'open book' assessments' techniques actively implemented nowadays in distance education.

Key words: distant olympiads; Internet-based contests; philology disciplines; ICT; computer database; vocational guidance of schoolchildren.

About the author: Galina Kedrova — Ass. Prof. Dr., Department of the Russian Language, Director of the Centre for New Technologies in the Humanities, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: kedr@philol.msu.ru).

References

1. Vashhenko L.V. Obrazovatel'nye konkursy i olimpiady. In: Pedagogicheskoe obozrenie. 2011 (112). N 4, pp. 2-4. [Available at: URL: http://gcro.nios.ru/ system/files/2015/09/184/po_112.pdf. Accessed 24.07.2021].

2. Kedrova G.E. Internet-olimpiady po filologii dlja vseh-novyj unikal'nyj opyt filologicheskogo fakul'teta MGU v shkol'nom olimpiadnom dvizhenii. In: Stephanos. 2013. N 2, pp. 157-165.

3. Pijukova N.A. Organizacionnye i pedagogicheskie trebovanij a k provedeniju konkursov i olimpiad dlja obuchajushhihsja v seti internet. In: Mezhdunarod-nyjstudencheskj nauchnyj vestnik. 2018. N 1, pp. 84-90.

4. Pijukova N.A., Sergeev A.N. Razrabotka sistemy podderzhki otkrytyh konkursov i olimpiad na sajte obrazovatel'noj organizacii. In: Izvestja Vol-gogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. N 7 (120), pp. 68-73.

5. Rukshin S.E. Sravnitel'nye dostoinstva i nedostatki distancionnyh i tradi-cionnyh olimpiad i ih vlijanie na arhitekturu avtomatizirovannyh sistem podderzhki distancionnyh nauchnyh sorevnovanij. In: Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo. 2010. Vol. 13. N 3, pp. 347-359.

6. Tarasenko Ju.A. Rol' predmetnoj olimpiady v formirovanii professional'nyh kompetencij. In: Obrazovanie i vospitanie. 2017. N 1 (11), pp. 50-54 [Available at: URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/. Accessed 24.07.2021].

7. Eilertsen T.V., Valdermo O. Open-Book Assessment: A Contribution to Improved Learning? Studies in Educational Evaluation. 2000. Vol. 26. N 2, pp. 91-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.