Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ОЛИМПИАДЫ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОТИВИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Анна Павловна, Недосека Людмила Анатольевна, Федорович Екатерина Валерьевна

В современном мире существуют технические возможности для анализа данных и использования языка в образовательных, профессиональных и компьютерных системах, для автоматической обработки самого языка и его лексического значения и фонетического воспроизведения. Современные процессы в лингвистике происходят из-за тенденций глобализации и возрождения языка и культуры. Информационные технологии переплетаются с науками, продвигая идею взаимодействия в различных областях с применением ИТ технологий, тем самым занимая ведущее место и в образовательном процессе. Особое внимание уделяется в применении информационных технологий в лингвистике, во взаимодействии ИТ и языка. Информационные технологии в лингвистике предлагают огромные возможности студентам: изучать языки, применять знания в составлении докладов / презентаций и участвовать в различных конкурсах по написанию эссе, переводу уникального аутентичного материала, выступлению на конференции и участию в олимпиаде. В реализации образовательных стандартов студенты вузов совершенствуют коммуникативные компетенций на иностранном языке, тем самым обеспечивая качественное выполнение профессиональных задач по межкультурному взаимодействию и пониманию в ситуациях иноязычного общения в устной или письменной форме, а в последние годы посредством информационных технологий происходит применение и овладением такими компетенциями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононенко Анна Павловна, Недосека Людмила Анатольевна, Федорович Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINGUISTIC COMPONENT OF CREATIVE COMPETITIONS IN A FOREIGN LANGUAGE IN THE PARADIGM OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

In the modern world, there are technical possibilities for data analysis and language use in educational, professional and computer systems, for automatic language processing and its lexical meaning and phonetic pronunciation. Modern processes in linguistics are emerging due to the trends of the globalization and the interest of language and culture. Information technologies are intertwined with the sciences, promoting the idea of interaction in various fields using IT technologies, so they are occupying a leading place in the educational process. Particular attention is paid to the use of information technology in linguistics, in the interaction of IT and language. Information technologies in linguistics offer great opportunities for students: to learn languages, apply knowledge in writing reports / presentations and participate in various competitions for writing essays, translating unique authentic material, speaking at a conference and participating in the language Olympiad. In the implementation of educational standards, university students improve their communicative competencies in a foreign language, thereby ensuring the high-quality performance of professional tasks in the intercultural interaction and understanding in situations of foreign language communication in oral or written form, and in recent years, through information technology, such competencies and skills are being used and mastered.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Лингвистическая составляющая творческих конкурсов по иностранному языку в парадигме современного образовательного процесса

Кононенко Анна Павловна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения E-mail: kononenkocap1@mail.ru

Недосека Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественных факультетов Южного федерального университета E-mail: nedoseka@mail.ru

Федорович Екатерина Валерьевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Ростовского юридического института МВД России E-mail: evfrdorovich@rambler.ru

В современном мире существуют технические возможности для анализа данных и использования языка в образовательных, профессиональных и компьютерных системах, для автоматической обработки самого языка и его лексического значения и фонетического воспроизведения. Современные процессы в лингвистике происходят из-за тенденций глобализации и возрождения языка и культуры. Информационные технологии переплетаются с науками, продвигая идею взаимодействия в различных областях с применением ИТ технологий, тем самым занимая ведущее место и в образовательном процессе. Особое внимание уделяется в применении информационных технологий в лингвистике, во взаимодействии ИТ и языка. Информационные технологии в лингвистике предлагают огромные возможности студентам: изучать языки, применять знания в составлении докладов / презентаций и участвовать в различных конкурсах по написанию эссе, переводу уникального аутентичного материала, выступлению на конференции и участию в олимпиаде. В реализации образовательных стандартов студенты вузов совершенствуют коммуникативные компетенций на иностранном языке, тем самым обеспечивая качественное выполнение профессиональных задач по межкультурному взаимодействию и пониманию в ситуациях иноязычного общения в устной или письменной форме, а в последние годы посредством информационных технологий происходит применение и овладением такими компетенциями и навыками.

Ключевые слова и фразы: творческие задания; олимпиады; лингвистическая составляющая; информационные технологии в лингвистике; межкультурное взаимодействие; мотивированный подход.

о с

U

со см о см со

Цель исследования заключается в определении лингвистической составляющей при подготовке заданий олимпиад и творческих конкурсов, необходимых для мотивированного подхода в изучении иностранных языков. Обучающий процесс направлен на формирование лингвистических навыков в соответствии с образовательным стандартом, но определение качества языковой составляющей по средствам тестирования, проверки контрольных работ и устного опроса пройденного материала не всегда дает полную языковую картину освоения лексического материала у обучаемого [1, 34]. Тем не менее, сотрудничество с другими странами направляет весь обучающий процесс на совершенствование профессиональной компетентности студентов, необходимой для понимания деловой документации, языковой речи и лексики на иностранном языке. Все эти процессы / действия распространены в социальных сферах, их влияние происходит из-за геополитики и глобализации, влияя так же на лингвистический аспект взаимодействия языка и сферы деятельности [2, 133]. Лингвистическое воздействие языка, на профессионально-ориентированную компетентность обучаемого, требуют тщательного изучения.

Выраженная мотивация изучения иностранных языков, продвигает идею лингвистической пригодности в той или иной сфере. Обучающиеся на фоне взаимодействия стран и углубленного интереса к языкам, принимает участие в различных языковых творческих конкурсах и олимпиадах [4-7]. За-мотивированные обучающиеся и преподаватели, пытаются решить основные задачи и цели таких конкурсов, одни путем их прохождения, другие -через подбор и составления заданий. В 2022 году мероприятия, связанные с языком, проходили под разными тематическими лозунгами:

• 42 межвузовская Олимпиада «Письменный перевод» в виртуальной обучающей среде СГУПС;

• Всероссийская Олимпиада (с международным участием) по английскому языку, проводимая Нижневартовским государственным университетом;

• VIII Всероссийская онлайн олимпиада с международным участием «Культур и стран связующая нить», СГУПС;

• Международная олимпиада по переводу общественного политического текста (МО-ПОПТ-2022) ноябрь 2022, Новосибирский государственный технический университет;

• Всероссийский конкурс эссе на иностранном языке «Иностранный Язык -Дорога к профес-

сиям будущего», Казанский Государственный Энергетический Университет; • IV Межвузовский конкурс эссе на английском языке «Вопросы устойчивого развития глобального общества: язык, культура, образование» (СГУПС);

Проанализировав все выше предложенные конкурсы и олимпиады, их название и направление, можно с уверенностью заявить о языковом многообразии лингвистической составляющей. Все они имеют очень характерную особенность именно для предложенного конкурса или олимпиады, то есть лингвистическая составляющая была и есть основой происходящего языкового решения. В одних олимпиадах проверялся уровень владения языком в разнообразных заданиях, имеющих социально значимые тематики; в других, все сводилось к пониманию построенного вопроса и выбора из предложенных вариантов [8-9]. Олимпиады по переводу предлагали очень интересные аутентичные тексты, стилистическая и лингвистическая значимость которых, давала огромный потенциал передачи информации на родной язык, не искажая оригинал. Конкурсные задания, связанные с написанием эссе, действительно требовали от участника построение сложных грамматических структур с преобладанием лексики всех частей речи, логического построения всей структуры эссе и выводов. Это одно из самых сложных заданий, так как в образовательных программах не предусмотрено достаточное количество часов на обучение и оттачивание мастерства письменной коммуникации в форме написания эссе. В некоторых образовательных учреждениях конкурсы, квесты и олимпиады проводятся по узкой тематике, то есть по той области наук, которую изучают студенты. Самыми распространенными направлениями считаются: юриспруденция, иностранные языки, реклама и экология. Предложенный ниже вариант олимпиады базируется на лексики, применение, понимание и словообразование ее в прохождении каждого этапа (табл. 1).

Таблица 1. Лингвистическая составляющая во всероссийской олимпиаде на иностранном языке для технических специальностей на примере РГУПС

Этапы проведения олимпиады Наполняемость заданий

1. Написание эссе по предложенной теме «Цифровизации железнодорожного транспорта» Отражение существующей модели ж.д., перспективы развития ж.д. с помощью цифро-визации

2. Лексико-грамматический тест Выполнение заданий разного уровня по инженерной тематике ж.д.

3. Решение кейс-задания по ж.д. Решение поставленной задачи в формате онлайн выступления

Лингвистической основой предложенной олимпиады стала железнодорожная тематика, которая заложена в образовательных программах по ино-

странному языку. Предложенные этапы отражают как языковые, так и профессиональные навыки решения различных задач: взаимодействие технических наук с изучаемым языком. Выполнение каждого этапа олимпиады требует глубоких знаний в этих областях, а выполнение таких заданий разогревает интерес к изучению иностранного языка и специализированной подготовке.

Изучив новые тенденции использования цифровых технологий в изучении языков, применение веб-помощников, чат-бот и многоязычные словари-переводчики, становится понятным лингвистическая составляющая в творческих заданиях, так как она основывается не только на выявлении углубленных знаний языка, но и как отражение существующих знаний обучающегося в определенной области наук [3]. С одной стороны, проверяются знания языка со всеми лингвистическими, семантическими и фонетическими значениями и понятиями; с другой стороны, переплетение определенной области науки и языка предполагают демонстрацию профессиональных и языковых компетенций.

Литература

1. Барашян В.К. Интеграция образования и высоких технологий // В сб.: Транспорт: наука, образование, производство (Транспорт-2021). сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 32-36

2. Веклич, М.В. Цифровые технологии для филологов: лингводидактический аспект / М.В. Веклич // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 14-15 октября 2021 года / Под редакцией З.Р. Аглеевой, Л.Ю. Касьяновой, М.Л. Лаптевой. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. -С. 133-142

3. Внуковская, А.В. Нейролингвистическое программирование / А.В. Внуковская, К.З. Кир-жинов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2021. - № 1(40). -С.26-28

4. Колесниченко А.Н. Особенности использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2020. С. 215-220.

5. Кононенко А.П. К вопросу об участии студентов неязыковых специальностей в различных онлайн-конкурсах, квестах и олимпиадах как эффективном ресурсе и инструменте мотивации изучения иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: тр. 17-й меж-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

дунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГ-БОУ ВО РГУПС, 2020. С. 242-246.

6. Кононенко А.П., Недосека Л.А. Менеджмент образовательного процесса в высшей школе с использованием гибридного обучения // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91. № 2. С.159-163.

7. Одарюк И.В., Котляренко Ю.Ю. Использование lapbook-технологии в организации академического и профессионального взаимодействия с обучающимися технического вуза на иностранном языке // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 266-269.

8. Тоцкая И.В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 6774.

9. Перцов Н.В., Пильщиков И.А. О лингвистических аспектах текстологии // Вопросы языкознания. 2011. № 5. С. 3-30

THE LINGUISTIC COMPONENT OF CREATIVE COMPETITIONS IN A FOREIGN LANGUAGE IN THE PARADIGM OF THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

Kononenko A.P., Nedoseka L.A., Fedorovich E.V.

Rostov State Transport University, Southern Federal University, Rostov Law Institute

In the modern world, there are technical possibilities for data analysis and language use in educational, professional and computer systems, for automatic language processing and its lexical meaning and phonetic pronunciation. Modern processes in linguistics are emerging due to the trends of the globalization and the interest of language and culture. Information technologies are intertwined with the sciences, promoting the idea of interaction in various fields using IT technologies, so they are occupying a leading place in the educational process. Particular attention is paid to the use of information technology in linguistics, in the interaction of IT and language. Information technologies in linguistics offer great opportunities for students: to learn languages, apply knowledge in writing reports / presentations and participate in various competitions for writing essays, translating unique authentic material, speaking at a conference and participating in the language Olympiad. In the implementation of educational standards, university students improve

their communicative competencies in a foreign language, thereby ensuring the high-quality performance of professional tasks in the intercultural interaction and understanding in situations of foreign language communication in oral or written form, and in recent years, through information technology, such competencies and skills are being used and mastered.

Keywords: creative tasks; olympiads; linguistic component; information technologies in linguistics; intercultural interaction; motivated approach.

References

1. Barashyan V. K. Integration of education and high technologies // Transport: science, education, production (Trans-port-2021). Proceedings of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference / Rostov-on-Don, 2021, pp. 32-36

2. Veklich, M.V. Digital technologies for philologists: linguodidactic aspect / M.V. Veklich // Vectors of development of Russian studies and linguodidactics in the context of modern philological education: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Astrakhan, 14-15 October 2021 / Edited by Z.R. Agleeva, L. Yu. Kasyano-va, M.L. Lapteva. - Astrakhan: Astrakhan State University, Astrakhan University Publishing House, 2021. - pp. 133-142

3. Vnukovskaya, A.V. Neuro-Linguistic Programming / A.V. Vnuk-ovskaya, K.Z. Kirzhinov // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1 (40), pp. 26-28

4. Kolesnichenko A.N. Features of the use of multimedia technologies in teaching a foreign language at a university // Higher school teacher in the XXI century: tr. 17th Intern. Scientific-practical conf. Rostov-on-Don: RGUPS,- 2020, pp. 215-220.

5. Kononenko A.P. On the question of the participation of students of non-linguistic specialties in various online contests, quests and olympiads as an effective resource and tool for motivating the study of foreign languages // Higher school teacher in the XXI century: tr. 17th Intern. Scientific-practical conf. Rostov-on-Don: RGUPS, 2020, pp. 242-246.

6. Kononenko A.P., Nedoseka L.A. Management of the educational process in higher education using hybrid learning // Humanitarian and social sciences. - 2022. - V. 91. No. 2, pp. 159-163.

7. Odaryuk IV, Kotlyarenko Yu. Yu. The use of lapbook technology in the organization of academic and professional interaction with students of a technical university in a foreign language // Samara Scientific Bulletin. - 2020, - Vol. 9, No. 2 (31), pp. 266-269.

8. Totskaya I.V. Computer-mediated communication: technological, socio-cultural and linguistic features in teaching foreign languages // Modern pedagogical education. - 2021, - No. 2, pp. 67-74.

9. Pertsov N. V., Pilshchikov I.A. On the linguistic aspects of textol-ogy // Questions of linguistics. - 2011. - No. 5, pp. 3-30

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.