Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой образ / концепция Университет 3.0 / цифровизация / информационные технологии / digital image / concept of University 3.0 / digitalization / information technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вячеслав Игоревич Чумаков, Екатерина Викторовна Шишкина, Александра Ивановна Артюхина, Вера Николаевна Хавронина

Актуальность и цели. Раскрываются некоторые аспекты процессов цифровизации на примере регионального высшего медицинского учебного заведения. Подчеркивается необходимость организации всех структурных элементов вуза в новом цифровом формате. Проведенные исследования в форме анонимного опроса позволили установить обратную связь со студентами и клиническими ординаторами, которые сами стали активными участниками процесса цифровизации высшего образования. Материалы и методы. В качестве основного метода исследования применялся социологический опрос. Проведенное исследование позволило выявить частоту обращений к электронным ресурсам вуза, оценить удобство интерфейса электронных образовательных ресурсов вуза, визуальное соответствие официального сайта Волгоградского государственного медицинского университета стилистике брендбука, условия поиска информации на электронном образовательном портале вуза, актуальность информации на его официальном сайте, популярность среди студентов официальных и неофициальных групп в социальной сети «ВКонтакте», посвященных учебному процессу, а также внеучебной деятельности. Результаты. Анализ результатов показал удовлетворенность качеством и скоростью ответов, предоставляемых в сообществах вуза в социальной сети «ВКонтакте». Студенты отмечают обширную базу Волгоградского государственного медицинского университета для отработки практических навыков, сильный профессорско-преподавательский состав. Описываются новые образовательные платформы, позволяющие организовать дистанционное обучение, а также проводить видеоконференции, насчитывающие до 300 участников, что покрывает поток студентов одного курса. Выводы. Привлекательность российского образования через создание благоприятного цифрового образа конкретного вуза является одним из ключевых факторов, способствующих привлечению как российских, так и иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вячеслав Игоревич Чумаков, Екатерина Викторовна Шишкина, Александра Ивановна Артюхина, Вера Николаевна Хавронина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL IMAGE OF A MEDICAL UNIVERSITY

Background. The article reveals some aspects of digitalization processes using the example of a regional higher medical educational institution. The need to organize all structural elements of the university in a new digital format is emphasized. The conducted research in the form of an anonymous survey enables establishing feedback with students and clinical residents, who have become active participants in digitalization of higher education. Materials and methods. A sociological survey is used as the main research method. The research makes it possible to identify the frequency of accessing the university’s electronic resources, evaluate the convenience of the interface of the university’s electronic educational resources, the visual compliance of the official website of Volgograd State Medical University with the style of the brand book, the conditions for searching for information on the electronic educational portal of the university, the relevance of information on the official website of the university, popularity among students of the official and unofficial groups dedicated to the educational process and extracurricular activity on social media VKontakte. Results. The analysis of the results shows satisfaction with the quality and speed of answers provided in the university groups on social media VKontakte. Students note the extensive resources of Volgograd State Medical University for practicing skills and the strong teaching staff. New educational platforms that allow organizing distance learning, as well as conducting video conferences for up to 300 participants, which covers the flow of students of one year, are described. Conclusions. The attractiveness of Russian education through the creation of a favorable digital image of a particular university is one of the key factors contributing to engaging both Russian and foreign students.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

Научная статья УДК 316:378.661:004.9 EDN: ROVQDI

doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-1-9

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Вячеслав Игоревич Чумаков1, Екатерина Викторовна Шишкина2, Александра Ивановна Артюхина3, Вера Николаевна Хавронина4

1 2 волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия

4Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград, Россия

1tchumakov.vi@gmail.com

2ewshishkina@gmail.com

3alexandraiart2591 @gmail.com

4venus61@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Раскрываются некоторые аспекты процессов цифровизации на примере регионального высшего медицинского учебного заведения. Подчеркивается необходимость организации всех структурных элементов вуза в новом цифровом формате. Проведенные исследования в форме анонимного опроса позволили установить обратную связь со студентами и клиническими ординаторами, которые сами стали активными участниками процесса цифровизации высшего образования. Материалы и методы. В качестве основного метода исследования применялся социологический опрос. Проведенное исследование позволило выявить частоту обращений к электронным ресурсам вуза, оценить удобство интерфейса электронных образовательных ресурсов вуза, визуальное соответствие официального сайта Волгоградского государственного медицинского университета стилистике брендбука, условия поиска информации на электронном образовательном портале вуза, актуальность информации на его официальном сайте, популярность среди студентов официальных и неофициальных групп в социальной сети «ВКонтакте», посвященных учебному процессу, а также внеучебной деятельности. Результаты. Анализ результатов показал удовлетворенность качеством и скоростью ответов, предоставляемых в сообществах вуза в социальной сети «ВКонтакте». Студенты отмечают обширную базу Волгоградского государственного медицинского университета для отработки практических навыков, сильный профессорско-преподавательский состав. Описываются новые образовательные платформы, позволяющие организовать дистанционное обучение, а также проводить видеоконференции, насчитывающие до 300 участников, что покрывает поток студентов одного курса. Выводы. Привлекательность российского образования через создание благоприятного цифрового образа конкретного вуза является одним из ключевых факторов, способствующих привлечению как российских, так и иностранных студентов.

Ключевые слова: цифровой образ, концепция Университет 3.0, цифровизация, информационные технологии

Для цитирования: Чумаков В. И., Шишкина Е. В., Артюхина А. И., Хавронина В. Н. Цифровой образ медицинского вуза // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 1. С. 79-91. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-1-9 EDN: ROVQDI

© Чумаков В. И., Шишкина Е. В., Артюхина А. И., Хавронина В. Н., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.

SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES

Original article

DIGITAL IMAGE OF A MEDICAL UNIVERSITY

Vyacheslav I. Chumakov1, Ekaterina V. Shishkina2, Alexandra I. Artyukhina 3, Vera N. Khavronina 4

1 2 3Volgograd State Medical University, Volgograd, Russia

^Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russia

4chumakov.vi@gmail.com

2ewshishkina@gmail.com

3alexandraiart2591 @gmail.com

4venus61@mail.ru

Abstract. Background. The article reveals some aspects of digitalization processes using the example of a regional higher medical educational institution. The need to organize all structural elements of the university in a new digital format is emphasized. The conducted research in the form of an anonymous survey enables establishing feedback with students and clinical residents, who have become active participants in digitalization of higher education. Materials and methods. A sociological survey is used as the main research method. The research makes it possible to identify the frequency of accessing the university's electronic resources, evaluate the convenience of the interface of the university's electronic educational resources, the visual compliance of the official website of Volgograd State Medical University with the style of the brand book, the conditions for searching for information on the electronic educational portal of the university, the relevance of information on the official website of the university, popularity among students of the official and unofficial groups dedicated to the educational process and extracurricular activity on social media VKontakte. Results. The analysis of the results shows satisfaction with the quality and speed of answers provided in the university groups on social media VKontakte. Students note the extensive resources of Volgograd State Medical University for practicing skills and the strong teaching staff. New educational platforms that allow organizing distance learning, as well as conducting video conferences for up to 300 participants, which covers the flow of students of one year, are described. Conclusions. The attractiveness of Russian education through the creation of a favorable digital image of a particular university is one of the key factors contributing to engaging both Russian and foreign students.

Keywords: digital image, concept of University 3.0, digitalization, information technology For citation: Chumakov V.I., Shishkina E.V., Artyukhina A.I., Khavronina V.N. Digital Image of a Medical University. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(1):79-91. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-95252024-12-1-9

Актуальность и цели

Система высшего образования в России находится в постоянном поиске новых педагогических технологий и способов репрезентации образовательных институтов в сети Интернет [1]. В настоящее время активно внедряются всё новые IT-технологии как в обучении (системы видеоконференций, электронный майнд-мэппинг, мобильные обучающие приложения, электронные анатомические атласы), так и в качестве средства создания цифрового

© Chumakov V.I., Shishkina E.V., Artyukhina A.I., Khavronina V.N., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

образа организации в сети. Несмотря на то, что в последние годы в дидактике высшего медицинского образования страны произошли существенные изменения, по мнению многих исследователей, до сих пор регулирование медицинского образования остается недостаточным [2].

Цифровые технологии позиционируются как один из инструментов трансформационных изменений дидактики высшего медицинского образования. Например, социальные сети выступают в образовательной сфере инструментом современной коммуникации, передачи учебных материалов, способны стать удобными и оперативными каналами общения, взаимосвязи между людьми, активизировать учебное взаимодействие. В контексте рассмотрения потенциала использования социальных сетей в качестве средства образовательной коммуникации ключевым моментом для определения их значения в образовательной сфере выступают новые возможности [3]. Грамотное и уместное использование интерактивных сетевых технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся велико, сетевые коммуникации позволяют не только устанавливать контакты с другими участниками сети, но и обмениваться большим объемом учебной информации [3]. Коммуникация возможна из разных точек мира, осуществляется оперативно и с использованием современных 1Т возможностей (образовательные порталы, быстрые инструменты обратной связи, привлечение большого количества участников и т.д.).

В последние годы цифровые технологии охватывают все новые сферы образовательной системы. Начиная от поступления в вуз [4] до внедрения личного кабинета преподавателя и создания, например, системы отслеживания вакцинирования работников, что особенно актуально в постпандемийную эпоху [5]. Важность цифровизации системы образования подкрепляется политикой государства, реализующей ряд документов, конкретизирующих данные тренды. Интенсивная виртуализация педагогического процесса на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего профессионального - фактически формирует единую цифровую среду, новый цифровой образ как института образования, так и обучения. Базовыми документами, детерминирующими описанный процесс, являются государственная программа «Развитие образования»1 (Государственная программа, 2017), федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2 (Программа, 2023) и др. Новый формат взаимодействия между вузом, общеобразовательными организациями, органами власти, студентами и абитуриентами «может осуществляться через разработку и внедрение в образовательный процесс новых инструментов обучения в условиях формирования целевой модели цифровой образовательной среды» [6].

Предсказанная французским философом Ж. Бодрийяром виртуализация основных сфер человеческой деятельности диктует необходимость высшим учебным заведениям целенаправленно создавать благоприятный цифровой образ. Любым институтам необходимо стремительно реагировать на новые требования рынка труда, не упуская возможности использования новейших информационных технологий, что «несомненно, будет иметь решающее значение в цифровой трансформации вуза» [7]. По мнению отечественных и зарубежных авторов, мы являемся свидетелями перехода на новый уровень управления образовательным учреждением - создания цифрового университета. Все это призвано обеспечить достойное место того или иного вуза в мировых рейтингах, заинтересованность молодежи в обучении именно в этом учебном заведении [8].

Что же такое цифровой университет? А. А. Конкин перечисляет следующие основные элементы цифрового университета: «удобные сервисы для студентов и преподавателей, возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории, работа с абитуриентами,

1 Государственная программа «Развитие образования». Утверждена Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 г. № 1642 // Правительство России : сайт. URL: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 04.05.2023).

2 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ ?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 04.05.2023).

мониторинг трудоустройства выпускников, анализ учебного поведения, виртуальные лаборатории, а также выполнение миссии драйвера социокультурного и экономического развития своего региона и генерации инноваций» [9]. Зарубежные авторы L. Gourlay и M. Oliver осуществили изучение резко расширившегося «цифрового» взаимодействия студентов и преподавателей, различных «удобных» виртуальных сервисов, пришли к выводу о необходимости учитывать и саму вовлеченность студентов в этот процесс [10]. Студенты не всегда позитивно относятся к виртуализации педагогического процесса, однако о той или иной образовательной организации они судят по сложившемуся образу, в значительной степени сформированному из представлений, почерпнутых из сети. Студенты обращают внимание на сайт вуза, его внешний вид, удобство сервисов коммуникации, актуальность представленной информации и т.д. Поэтому электронная составляющая образования, несмотря на скепсис, приобретает все большую значимость в глазах потребителей образовательных услуг. «В результате, использование в качестве базиса цифрового университета так называемых цифровых технологий приводит к сближению и других современных концепций образования: виртуального университета и виртуального образования, сетевого университета и сетевого образования, смарт-университета и смарт-образования» [11].

Так называемые «цифровые университеты» являются одним из ведущих трендов в развитии института высшего образования за рубежом, описаны во множестве публикаций. Однако следует признать, что в настоящее время отсутствует целостная концепция цифрового университета. Но, по мнению большинства авторов, «именно такие университеты и определяют лицо современной технологической революции» [11]. В основе концепции Университет 3.0 лежат исследования профессора предпринимательства и инноваций Дельфтского технологического университета (Нидерланды) Й. Виссема. Необходимость создания концепции «цифрового университета» в том числе диктуется обострением глобальной конкуренции университетов за лучших студентов, преподавателей, контракты, за лидерство в практическом внедрении изобретений и ноу-хау. В современных условиях грамотно сформированный цифровой образ вуза является для университетов основой извлечения новых выгод из создаваемых ими знаний, в конечном итоге для повышения роли этих знаний в реализации государственной политики экономического роста. Цифровой образ вуза необходим для повышения экономической эффективности деятельности университетов в новых усложняющихся условиях. Цифровой университет - это один из вариантов «экспериментирования с дифференцированием программ массового и элитарного образования в современных вузах в связи с массовым притоком студентов» [12].

Таким образом, цифровой компонент высшего учебного заведения приобретает все большую практическую значимость, цифровизация высшего образования является мировым трендом. Цифровой образ крайне важен для благоприятного восприятия того или иного учебного заведения иностранными абитуриентами и становится, возможно, не главным, но довольно важным критерием при выборе того или иного вуза для поступления. Использование грамотных PR-технологий и мер по «оцифровке» достижений, традиций, существующих образовательных программ поможет медицинскому вузу привлечь иностранных студентов, расширить международные связи и повысить узнаваемость университета. Условия санкци-онного давления на Россию со стороны стран коллективного Запада заставляют отечественную систему высшего образования в сжатые сроки адаптироваться ко многим, зачастую новым явлениям, рискам и оперативно вводить технологические инновации. Системы высшего образования вынуждены уделять больше внимания созданию онлайн-курсов, привлечению компаний и медицинских учреждений к принятию иностранных студентов на стажировку. Цифровой образ способствует внедрению новых педагогических систем и технологий, таких как персонализированная подготовка (за счет лучшей профориентации), социальное наставничество (цифровые технологии облегчают коммуникацию и вхождение студентов-первокурсников в образовательную среду вуза), помогает в адаптации иностранных студентов к новым социокультурным условиям и созданию атмосферы межнационального сотруд-

ничества. «Информационные технологии также помогут распространить образовательные услуги на большое количество иностранных слушателей и повысить узнаваемость вуза за рубежом» [13].

Цель исследования - изучение цифрового образа медицинского вуза на примере регионального высшего медицинского учебного заведения.

Материалы и методы

Методом исследования для данного вида научной работы был выбран опрос в форме анкетирования. Анонимный опрос проходил в период 2022/2023 учебного года. В нем принял участие 371 человек - студенты и клинические ординаторы Волгоградского государственного медицинского университета, из них 77,2 % женского пола и 22,8 % мужского пола.

Результаты

В настоящее время электронные ресурсы являются важным инструментом для работы студентов, помогая им получать актуальную, полезную информацию в более быстром и удобном формате. Около 70 % респондентов ежедневно используют электронные ресурсы вуза, к которым относятся официальный сайт ВолгГМУ, образовательный портал Б-1еагш^, ряд групп «ВКонтакте». Каждый четвертый обучающийся обращается к указанным источникам несколько раз в неделю (рис. 1).

Рис. 1. Частота обращений к электронным ресурсам вуза

Среди указанных электронных ресурсов наиболее популярен электронный образовательный портал. Более 85 % респондентов ежедневно используют его в своем образовательном процессе. 3-5 % опрошенных регулярно получают информацию из официальной группы ВолгГМУ «ВКонтакте», вспомогательных групп (НОМУС, факультетские группы и т.д.), неофициальных групп (Подслушано ВолгГМУ, объявления ВолгГМУ и т.д.). Примечательно, что лишь 5 % обучающихся указали в качестве основного источника информации официальный сайт ВолгГМУ (рис. 2), на котором в действительности представлены преимущественно данные об образовательной организации, например об истории и развитии университета, описание программ обучения и учебных курсов, включая информацию о требованиях к претендентам на обучение, структуре курсов, их продолжительности, методиках преподавания и оценке, сведения о факультетах и кафедрах, профессорско-преподавательском составе и научно-исследовательской работе, новости университета, контактную информацию (адреса, телефоны, электронную почту). Остальные электронные ресурсы содержат более разнообразную информацию: от анонсов событий и мероприятий, новостей вуза и предстоящих экзаменов до обмена опытом и полезных ссылок на учебную литературу и статьи. Также некоторые группы предлагают доступ к материалам лекций и семинаров, которые могут быть полезны для студентов и аспирантов.

Рис. 2. Фрагмент официального сайта Волгоградского государственного медицинского университета

Респондентам было предложено оценить удобство интерфейса электронных образовательных ресурсов вуза по 5-балльной шкале, где 5 - наивысшая оценка. Пользователи отметили простоту навигации и доступность ключевых элементов на главной странице, грамотность контента и актуальность информации образовательного портала E-leaming (рис. 3). Похожую оценку получил и обновленный официальный сайт ВолгГМУ.

Рис. 3. Удобство интерфейса образовательного портала E-learning

Пандемия внесла свои коррективы в процесс образования на всех ступенях. С 2020 г. актуальность приобрел дистанционный формат обучения, который позволил студентам продолжить учиться и обеспечил при этом безопасность жизни и здоровья как для обучающихся, так и для сотрудников образовательных учреждений. Благодаря онлайн-обучению в России укрепилось понятие «цифровой вуз», появились новые платформы для проведения онлайн-конференций. В Волгоградском государственном медицинском университете в силу ряда обстоятельств в качестве официальной облачной платформы для видеоконференций была утверждена Voo V, разработанная и запущенная в 2019 г. китайской компанией Tencent. Ключевые функции данного программного обеспечения позволяют проводить видеоконференции, насчитывающие до 300 участников, что покрывает поток студентов одного

курса. Однако опрос показал, что русскоязычные пользователи находят ряд недостатков в платформе УооУ, а именно отсутствие русифицированной версии, проблемы с установкой приложения на телефон, частые ошибки в работе программы.

В 2021 г. Волгоградский государственный медицинский университет провел полное обновление стилистики брендбука вуза. Были внесены изменения в цветовую гамму, шрифты, логотип, изображения и тексты. В связи с этим пользователям был представлен новый официальный сайт, визуальное оформление которого мы предложили оценить респондентам. Более 80 % обучающихся положительно оценили соответствие сайта стилистике брендбука вуза (рис. 4).

■ 1 ■ 2

■ 3

4

5

Рис. 4. Визуальное соответствие официального сайта ВолгГМУ стилистике брендбука вуза по 5-балльной шкале, где 5 - наивысшая оценка

Практическую ценность, однако, представляет не только стилистика образовательного сайта, но и удобство навигации (логичность представления информации, интуитивность поиска необходимых страниц и разделов сайта), скорость загрузки (обусловливается количеством графических изображений, сложных скриптов), адаптивность (совместимость сайта с различными устройствами), наличие обратной связи (возможность связаться с разработчиками сайта в случае возникновения технических проблем). Более половины опрошенных удовлетворены поиском необходимой информации на официальном сайте вуза. Менее 30 % указывают на некоторые сложности, связанные с поиском нужных разделов. Подавляющее большинство респондентов (80,7 %) отмечают комфортность работы с образовательным порталом ВолгГМУ, лишь 16,6 % утверждают, что иногда сталкиваются с трудностями в поиске информации на портале (рис. 5).

Актуальность информации на сайте вуза - это один из ключевых факторов, определяющих успешность и эффективность деятельности вуза в сфере образования и научных исследований. Актуальность информации предполагает, что на сайте представлены действительная и обновляемая информация, касающаяся всех сфер деятельности образовательного учреждения, в том числе научной, учебной и международной, анонсы проводимых мероприятий, конференций и семинаров, новости и достижения вуза и его сотрудников, а также сведения о профессорско-преподавательском составе и других информационных ресурсах.

Сайт вуза - это его «лицо» в глобальной сети, которое может привлекать новых студентов и научных сотрудников, обеспечивать более качественные коммуникации между участниками образовательного процесса, повышать авторитет вуза как национального и международного центра научных исследований и образования, поэтому важно регулярно обновлять сайт вуза, используя современные технологии и привлекая для этого высококвалифицированных специалистов, которые смогут создать и поддерживать актуальную, информативную и удобную платформу для взаимоотношений между всеми участниками образовательного

процесса. Более половины опрошенных отмечают регулярное обновление информации на сайте ВолгГМУ, более одной трети указывают на перманентные задержки, связанные с публикацией новой информации. 7,1 % респондентов считают сведения, представленные на сайте вуза, устаревшими (рис. 6). На образовательном портале информация обновляется чаще, лишь 4,3 % обучающихся оценивают сведения, размещенные здесь, как устаревшие.

2,20%,

0,50%

всегда нахожу нужную информацию

чаще нахожу нужную информацию

иногда нахожу нужную информацию

редко нахожу нужную информацию

никогда нахожу нужную информацию

Рис. 5. Удобство поиска информации на электронном образовательном портале вуза

7,10% ■ всегда актуальная

информация

иногда информация подолгу не обновляется

часто на сайте представлена устаревшая информация

Рис. 6. Актуальность информации на официальном сайте вуза

Особой популярностью среди студентов пользуются группы в социальной сети «ВКонтакте»: официальная страница ВолгГМУ: vk.com/volgmed; студенческий совет ВолгГМУ: vk.com/volgmed_studsovet; физкультурно-оздоровительный комплекс ВолгГМУ: vk.com/fitness_volgmed; научно-практический центр микробиологии и вирусологии: vk.com/ npcmv_volgmed; группа курса стоматологии ВолгГМУ: vk.com/stomvolgmed; группа курса медицинской психологии ВолгГМУ: vk.com/psychologyvolgmed; группа курса педиатрии ВолгГМУ: vk.com/pedvolgmed; группа курса медицины катастроф ВолгГМУ: vk.com/med_ cat_volgmed и т.д. Это далеко не полный список, многочисленные группы, связанные с конкретными курсами, научными направлениями и т.д., относятся к структуре электронных ресурсов вуза. Более 80 % опрошенных отмечают актуальность информации, представленной в группах ВолгГМУ в социальной сети «ВКонтакте». Здесь абитуриенты, студенты и выпускники могут делиться опытом, полезными ссылками, учебными материалами, размещать объявления о работе, аренде жилья, задавать вопросы о студенческой жизни, особенностях учебного процесса, преподавателях и отвечать на них. Для тех, кто планирует поступление,

эти ресурсы представляют собой уникальную возможность получить данные «из первых рук», от очевидцев и участников образовательного процесса. Почти 30 % респондентов сами задавали вопросы в сообществах «ВКонтакте». Около 80 % отмечают скорость и качество полученных ответов (рис. 7).

да

■ ответ получаю быстро, но он не содержит нужную информацию

■ ответа приходится ждать долго, но он информативный

■ качество и скорость предоставления ответа на низком уровне

Рис. 7. Удовлетворенность качеством и скоростью ответов, предоставляемых в сообществах вуза «ВКонтакте»

Поступление в вуз - важный шаг в жизни каждого выпускника школы. Выбор вуза и специальности, как правило, происходит уже в старших классах, когда школьники начинают подготовку к экзаменам по профильным дисциплинам. Современные абитуриенты располагают многочисленными источниками, которые помогают составить мнение о вузе. Среди них лидирующие позиции занимает официальный сайт вуза, где представлена информация о направлениях и специальностях, требованиях к поступающим, учебном процессе, научно-исследовательской работе, стипендиях и возможностях студенческой жизни. Выпускники школ активно используют рейтинги вузов для выбора учебного заведения. На таких сайтах можно узнать информацию об академических достижениях и репутации вуза. Как показал опрос, популярными являются форумы и социальные сети, где пользователи могут общаться со студентами вуза, задавая вопросы об учебном процессе, условиях проживания и т.д. Почти 70 % респондентов использовали платформу «ВКонтакте» для поиска информации о Волгоградском государственном медицинском университете. Ежегодно проводятся учебные ярмарки и выставки, посвященные поступлению в вузы, там посетители могут получить информацию напрямую от представителей учебных заведений, ознакомиться с презентациями и материалами об образовательных программах. Доступными и полезными источниками информации служат различные печатные издания: газеты, журналы и брошюры, с которыми можно ознакомиться в течение учебного года. 69,4 % опрошенных утверждают, что в сети Интернет представлено достаточное количество официальной и неофициальной информации о высшем учебном заведении, которая позволяет абитуриенту составить образ университета и принять решение. 18,5 % будущих студентов отмечают, что они столкнулись с нехваткой отзывов обучающихся и выпускников о качестве образования и особенностях учебного процесса, а 13,1 % посчитали сведения, доступные в сети, недостаточными для того, чтобы сформировать мнение об университете (рис. 8).

В рамках анкетирования респондентам было предложено ответить на вопрос: почему они выбрали именно Волгоградский государственный медицинский университет? Подавляющее

большинство утверждают, что мечтали о поступлении сюда. Студенты отметили, что ВолгГМУ имеет обширную базу для отработки практических навыков, сильный профессорско-преподавательский состав. Кроме того, вуз предлагает обучение по редким направлениям, таким как медико-социальная работа с населением, биотехнические системы и технологии, медико-профилактическое дело, биохимия и генетика, клиническая психология, медицинская биохимия, менеджмент в здравоохранении, ветеринария. 34 % опрошенных признались, что на их решение о поступлении в конкретный вуз повлияли родители, только 2,4 % отметили профориентационную работу сотрудников вуза и более 80 % составили собственное мнение на основе доступной информации в сети Интернет. Именно поэтому изучение особенностей формирования цифрового образа вуза является важным экономическим инструментом современной системы образования.

■ в Интернете есть достаточное количество официальной и неофициальной информации о вузе

■ в Интернете недостаточное количество информации о вузе

■ в Интернете достаточное количество официальной информации, однако не хватает отзывов студентов и выпускников

Рис. 8. Оценка информации о Волгоградском государственном медицинском университете, представленной в сети

Заключение

Создание цифрового образа вуза является важным экономическим и социальным инструментом в современной системе образования и включает в себя следующие шаги: определение целевой аудитории вуза, разработка стратегии, создание контента и дизайна. Кроме того, цифровой образ следует протестировать и адаптировать к потребностям целевой аудитории, после чего уделяется внимание продвижению цифрового образа вуза в сети, чтобы привлечь максимальное количество пользователей. При этом важно следить за эффективностью цифрового образа и регулярно обновлять его контент, внешний вид и функциональность в соответствии с обратной связью от пользователей. Повышение привлекательности российского образования через создание благоприятного цифрового образа конкретного вуза является одним из ключевых факторов, способствующих привлечению как российских, так и иностранных студентов. В современном мире, где глобализация и международная интеграция играют все более важную роль, медицинские университеты должны активно работать над формированием своего цифрового образа для укрепления своей международной позиции и привлечения талантливых студентов со всего мира.

ISSN 2307-9525 (Online) Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(1). http://esj.pnzgu.ru

Список литературы

1. Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета : коллективная монография / под ред. В. В. Шкарина. Волгоград : Волгоградский государственный медицинский университет, 2022. 336 с. EDN: YFULXP

2. Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 2 (99). С. 235-51. doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251 EDN: KTLOSM

3. Темербекова А. А. Практика использования социальных сетей в качестве инновационного образовательного ресурса // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 157-159. EDN: XXJPAT

4. Сафиуллин Н. А., Фассахова Г. Р., Нежметдинова Ф. Т. Развитие суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16, № 3 (63). С. 154-159. doi: 10.12737/2073-04622021-154-159 EDN: PPHHKE

5. Каримов Б. М. «Цифровой вуз» - университет будущего // Реформирование и развитие естественных и технических наук : сб. материалов XVI Междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. (г. Москва, 25 января 2023 г.). М. : Научно-издательский центр «Империя», 2023. С. 116-120. EDN: HZBAUX

6. Пикалова Л. Р. Модель взаимодействия «школа - вуз - предприятие» на примере региональной модели цифровой образовательной среды // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы : материалы междунар. науч.-метод. конф. (г. Томск, 31 января - 1 февраля 2019 г.). Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2019. С. 95-96. EDN: XVFTXC

7. Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» // E-Management. 2020. № 2. С. 89-96. doi: 10.26425/2658-3445-2020-2-89-96 EDN: WFEEKV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Симакова У. Ф., Симаков Н. К., Кисляков М. А. К вопросу о цифровой трансформации вуза // Тенденции экономического развития в XXI веке : сб. материалов III Междунар. науч. конф. (Минск, 1 марта 2021 г.) / под ред. А. А. Королёва. Минск : Белорусский государственный университет, 2021. С. 995-998. EDN: LUDOHZ

9. Конкин А. А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 27 (2). С. 136-140. doi: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140 EDN: RKKHKO

10. Gourlay L., Oliver M. Student Engagement in the Digital University: Sociomaterial Assemblages. New York : Routledge, 2018. P. 172. doi: 10.4324/9781315647524

11. Нариманова О. В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. № 2 (25).С. 350-363. doi: 10.23888/humJ20192350-363 EDN: UUZLGN

12. Виссема И. Г. Университет третьего поколения : управление университетом в переходный период : пер. с англ. М. : Сбербанк, 2016. 422 с.

13. Чумаков В. И., Фарманян Р. Р. Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № S2. С. 18-28. doi: 10.15829/1728-8800-2023-3609 EDN: CVJARG

References

1. Shkarin V.V. (ed.) Luchshie obrazovatel'nye praktiki (keysy) volgogradskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta: kollektivnaya monografiya = Best Educational Practices (Cases) of Volgograd State Medical University: Collective Monograph. Volgograd: Volgogradskiy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet. 2022:336. (In Russ.)

2. Mukharyamova L.M., Zhidyaevskiy A.G., Tokranova K.P. Quality of Higher Education in Medical Universities In Russia: Student Perceptions And Assessments. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020;24(2):235-51. (In Russ.). doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251

3. Temerbekova A.A. Practice of Using Social Media as an Innovative Educational Resource. Mir nauki, kultury, obrazovaniya = World of Science, Culture, Education. 2017;(1): 157-159. (In Russ.)

4. Safiullin N.A., Fassakhova G.R., Nezhmetdinova F.T. Development of Super-Service "University Admission Online" in the Context of Digital Transformation of Higher Education. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2021;16(3): 154-159. (In Russ.). doi: 10.12737/2073-0462-2021-154-159

5. Karimov B.M. "Digital University" as a University of the Future. Reformirovanie i razvitie estestvennykh i tekhnicheskikh nauk: sb. materialov XVI-oy mezhdunar. ochno-zaoch. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 25 yanvarya 2023 g.) = Reform and Development of Natural and Technical Sciences: Proceedings of the 16th International Scientific and Practical Conference (Moscow, 25 January, 2023). Moscow: Nauch-no-izdatelskiy tsentr «Imperiya», 2023:116-120. (In Russ.)

6. Pikalova L.R. Model of Interaction "School - University - Enterprise": Case Study of a Regional Model of Digital Educational Environment. Sovremennoe obrazovanie: kachestvo obrazovaniya i aktualnye problemy sovremennoy vysshey shkoly: materialy Mezhdunar. nauch. -metod. konf. (g. Tomsk, 31 yanvarya -1 fevralya 2019 g.) = Modern Education: Quality of Education and Current Problems of Modern Higher Education: Proceedings of the International Scientific and Methodological Conference (Tomsk, 31 January -1 February 2019). Tomsk: Tomskiy gosudarstvennyy universitet sistem upravleniya i radioelektroniki. 2019:95-96. (In Russ.)

7. Kuzina G.P. Concept of Digital Transformation of a Classical University into a "Digital University". E-Management. 2020;(2):89-96. (In Russ.). doi: 10.26425/2658-3445-2020-2-89-96

8. Simakova U.F., Simakov N.K., Kislyakov M.A. On Digital Transformation of a University. Ten-dentsii ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke: sb. materialov III Mezhdunar. nauch. konf. (Minsk, 1 marta 2021 g.) = Trends in Economic Development in the 21st Century: Proceedings of the 3rd International Scientific Conference (Minsk, 1 March 2021). Ed. by A.A. Koroleva. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet, 2021:995-998. (In Russ.)

9. Konkin A.A. Digitalization of Education: Overcoming Barriers and Risks on the Way to a Digital University of the Future. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya = Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities. 2020;(27):136-140. (In Russ.). doi: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140

10. Gourlay L., Oliver M. Student Engagement in the Digital University: Sociomaterial Assemblages. New York: Routledge, 2018:172. doi: 10.4324/9781315647524

11. Narimanova O.V. Concept of University 3.0: Prospects for Implementation in Russia in the Context of New Technological Revolution. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovie, adaptatsiya, razvitie = Person in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2019;(2):350-363. (In Russ.). doi: 10.23888/humJ20192350-363

12. Wissema J.G. Universitet tretiego pokoleniya: upravlenie universitetom v perekhodnyy period: per. s angl. = Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition: Translated from English. Moscow: Sberbank, 2016:422. (In Russ.)

13. Chumakov V.I., Farmanyan R.R. Social Attractiveness of Russian Higher Medical Education for Foreign Students. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika = Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(S2): 18-28. (In Russ.). doi: 10.15829/1728-8800-2023-3609

Информация об авторах / Information about the authors

В. И. Чумаков - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, 1.

Е. В. Шишкина - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, 1.

A. И. Артюхина - доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, г. Волгоград, площадь Павших Борцов, 1 .

B. Н. Хавронина - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры физики, Волгоградский аграрный университет, 400002, г. Волгоград, проспект Университетский, 26.

V.I. Chumakov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Medical and Social Technologies with a course of pedagogy and educational technologies of additional professional education, Volgograd State Medical University, 1 Pavshikh Bortsov Square, Volgograd, 400131.

E. V. Shishkina - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages with a Latin course, Volgograd State Medical University, 1 Pavshikh Bortsov Square, Volgograd, 400131.

A.I. Artyukhina - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Associate Professor of the Department of Medical and Social Technologies with a course of pedagogy and educational technologies of additional professional education, Volgograd State Medical University, 1 Pavshikh Bortsov Square, Volgograd, 400131.

V.N. Khavronina - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physics, Volgograd State Agricultural University, 26 Universitetskiy Prospekt, Volgograd, 400002.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 16.11.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.01.2024 Принята к публикации / Accepted 28.02.2024

ISSN 2307-9525 (Online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.