Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРАТОРЫ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаков В. И., Фарманян Р. Р.

Статья посвящена изучению факторов социальной привлекательности российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Освещена значимость продвижения образовательных услуг российских высших учебных заведений (ВУЗ) на мировом рынке. Реализовано исследование оценки потребителей образовательных услуг - иностранных студентов о критериях выбора ВУЗа для обучения. Определена важность современных и эффективных каналов коммуникации ВУЗа и абитуриентов из-за рубежа, современной инфраструктуры и технологий обучения. Работа содержит рекомендации по улучшению привлекательности медицинских университетов для иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумаков В. И., Фарманян Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN HIGHER MEDICAL EDUCATION FOR INTERNATIONAL STUDENTS

The article is devoted to the study of social attractiveness of Russian higher medical education for foreign students. The importance of promotion of educational services of Russian universities is highlighted. Criteria for choosing a university by foreign students were assessed. The importance of modern and effective communication channels of the university and foreign applicants, modern infrastructure and learning technologies was determined. The work contains recommendations for improving the attractiveness of medical universities for foreigners.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2S):3609. doi:10.15829/1728-8800-2023-3609 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

SU

¿Йч M

РОПНИЗ

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов

Чумаков В. И., Фарманян Р. Р.

ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России. Волгоград, Россия

Статья посвящена изучению факторов социальной привлекательности российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Освещена значимость продвижения образовательных услуг российских высших учебных заведений (ВУЗ) на мировом рынке. Реализовано исследование оценки потребителей образовательных услуг — иностранных студентов о критериях выбора ВУЗа для обучения. Определена важность современных и эффективных каналов коммуникации ВУЗа и абитуриентов из-за рубежа, современной инфраструктуры и технологий обучения. Работа содержит рекомендации по улучшению привлекательности медицинских университетов для иностранцев. Ключевые слова: социальная привлекательность, высшее медицинское образование, кураторы, наставничество, иностранные студенты.

Отношения и деятельность: нет.

Благодарности. Авторы выражают признательность руководству Управления внешних связей Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России.

Поступила 29/05-2023 Рецензия получена 06/06-2023 Принята к публикации 16/06-2023

Для цитирования: Чумаков В. И., Фарманян Р. Р. Социальная привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2Б):3609. <М:10.15829/1728-8800-2023-3609. ЕРЫ

с^дяв

Social attractiveness of Russian higher medical education for international students

Chumakov V. I., Farmanyan R. R.

Volgograd State Medical University. Volgograd, Russia

The article is devoted to the study of social attractiveness of Russian higher medical education for foreign students. The importance of promotion of educational services of Russian universities is highlighted. Criteria for choosing a university by foreign students were assessed. The importance of modern and effective communication channels of the university and foreign applicants, modern infrastructure and learning technologies was determined. The work contains recommendations for improving the attractiveness of medical universities for foreigners.

Keywords: social attractiveness, higher medical education, curators, mentoring, foreign students.

Relationships and Activities: none.

Acknowledgments. The authors are grateful to the leadership of the External Communication Department of the Volgograd State Medical University.

Chumakov V. I.* ORCID: 0000-0002-3119-9337, Farmanyan R. R. ORCID: none.

'Corresponding author: tchumakov.vi@gmail.com

Received: 29/05-2023 Revision Received: 06/06-2023 Accepted: 16/06-2023

For citation: Chumakov V. I ., Farmanyan R. R. Social attractiveness of Russian higher medical education for international students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2S):3609. doi:10. 15829/1728-8800-2023-3609. EDN CVJARG

ВУЗ — высшее учебное заведение.

ции российской культуры и демонстрации мягкой силы России в международном сообществе. Очень важно не только не растерять престиж традиций

Востребованность российского высшего медицинского образования со стороны иностранцев является одним из важнейших способов популяриза-

*Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: tchumakov.vi@gmail.com

[Чумаков В. И.* — доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, ORCID: 0000-00023119-9337, Фарманян Р. Р. — студентка 3 курса, направление "Социальная работа", ORCID: нет].

отечественной высшей медицинской школы, но и нарастить ее авторитет в глазах граждан зарубежных стран. Оценка факторов привлекательности российского высшего образования является значимой научно-практической задачей в контексте продвижения образовательных услуг российских высших учебных заведений (ВУЗ) на мировом рынке образовательных услуг. Оценки, как правило, связываются с развитием национальных образовательных систем, особенностями культуры, с реализацией государственных программ модернизации образования. В настоящее время в стране утверждён паспорт приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Ключевая цель проекта — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. В результате реализации проекта количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских ВУЗах, должно вырасти к 2025г с 220 тыс. человек (2017г) до 710 тыс. Объем средств, полученных от экспорта российского образования, должен увеличиться к 2025г более чем в 5 раз — до более чем 373 млрд рублей1.

Глобальные процессы, связанные с интернационализацией высшего образования, не могут не влиять на его оценку, т.к. создают дополнительные возможности для молодого поколения в профессиональном становлении, в карьерном росте, что, безусловно, влияет на привлекательность образования. Развитие новых образовательных технологий также вносит вклад в формирование позитивного имиджа российского высшего образования, раздвигая географические рамки его востребованности, создавая новые условия доступа к образованию для иностранцев. Ну и, конечно, значительный объём исследований посвящается оценке привлекательности отдельных образовательных областей [1].

В свете мировых событий направление академического сотрудничества претерпело значительные изменения. Это связано с обострением геополитической ситуации, усиления противоречий между отдельными странами, беспрецедентного санкционного давления на Россию. В условиях глобального противостояния утратили силу многие договоры и соглашения российских ВУЗов с зарубежными партнерами из стран Западной Европы и США; приостановлено участие отечественных университетов в международных науч-

1 Паспорт приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/653/28013/ (дата обращения: 26.09.2022).

но-образовательных программах и проектах, включая ЭРАЗМУС+; Российская Федерация вышла из Болонского процесса, не отказываясь при этом от системы бакалавриата и магистратуры. В связи с этим региональные университеты ориентируются в большей степени на сотрудничество с ВУЗами из дружественных государств Азии и Африки, несмотря на географическую удаленность и отсутствие традиций такого взаимодействия. Основным приоритетом интернационализации по-прежнему остается экспорт образовательных услуг и привлечение иностранных граждан к обучению в российских ВУЗах [1]. Для этого необходимо соответствие высшего медицинского образования в России международным стандартам. В этой сфере утвердился процесс рационализации — постепенная замена традиций, ценностей и эмоций объективными, просчитанными регламентами и стандартами поведения. В высшем образовании произошел переход от парадигмы, ориентированной на оценку, к философии, ориентированной на улучшение. А медицинское образование, возможно, под влиянием революционных изменений в высокотехнологичной медицине, опережает этот тренд [2].

Представление о высшем образовании как одной из важнейших социальных ценностей стало в России общепринятым. ВУЗовский диплом рассматривается, прежде всего, как формальное, но в большинстве случаев необходимое, даже обязательное условие для получения "хорошей работы". В условиях открытости информационного пространства всё большее значение приобретает доступность взаимодействия организации со всеми ключевыми участниками образовательной среды. Взаимодействие или выстраивание связей с целевыми группами общественности позволяет организации сонастраиваться с социумом и его требованиями со стороны: учредителей и органов власти, абитуриентов и студентов (обучающихся), родителей и органов управления, профессиональных сообществ и работодателей.

Привлекательность образования можно рассматривать, во-первых, на основе оценок людей, их мнений, предпочтений, ожиданий, т.е. на вербальном уровне; во-вторых, на основе данных о действительном поведении людей в сфере образования, о поступлении в образовательные учреждения, получении образования определённого уровня. При этом многочисленные исследования рассматриваются в различных аспектах, например, с точки зрения отдельных уровней образования, финансирования, различий систем образования отдельных стран, форм обучения и т.д. [2].

Усиление авторитета российского высшего образования, повышение привлекательности российских ВУЗов на мировом образовательном рынке повышает конкурентоспособность системы нацио-

нального образования, усиливает позиции страны в мировом сообществе за счёт распространения достижений отечественной науки, национальной культуры. Для российской системы высшего образования обучение иностранных граждан является дополнительным источником финансовых ресурсов, т.к. почти 70% иностранцев в России учатся платно. Важна осмысленная урбанистическая политика — необходимо создавать удобную городскую инфраструктуру для приезжих иностранцев. Город должен создать для иностранцев благоприятную, безопасную среду обитания [3].

Учебная миграция в Россию в рамках государственной политики выступает перспективным направлением, а сфера образования — одним из ведущих источников доходов для российской экономики в будущем. Для укрепления позиций образовательных услуг в России необходимо улучшить качество образования до уровня мировых лидеров по ряду критериев, включая социальную адаптацию к культурным нормам и ценностям, которые приняты в России. Для этого существенным представляется узнать мнение потребителей образовательных услуг из-за рубежа о достоинствах и возможных недостатках высшего медицинского образования в России. Таким образом, цель исследования: изучить социальную привлекательность российского высшего медицинского образования для иностранных студентов на примере регионального медицинского ВУЗа (Волгоградский государственный медицинский университет).

Материал и методы

Объект исследования. Социальная привлекательность российского высшего образования для иностранных граждан.

Предмет исследования. Факторы социальной привлекательности российского высшего образования для иностранных студентов Азии, Африки и Ближнего Востока.

Гипотеза исследования: факторами социальной привлекательности российского высшего медицинского образования для иностранных студентов являются относительно мирового рынка образовательных услуг невысокая стоимость обучения, высокое качество подготовки, возможности для социальной и культурной адаптации, престиж российского высшего медицинского образования, наличие программ социокультурной и языковой адаптации.

Опрос в форме анкетирования "Социальная привлекательность российского образования", а также применение анализа статистических сведений по численности иностранных студентов в ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России.

Был проведен вторичный анализ статистических сведений по поступлению иностранных сту-

дентов в ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России, предоставляемых Управлением внешних связей ВолгГМУ. Автором разработана анкета, которая состоит из 26 вопросов, включающих в себя блоки, которые освещают различные аспекты исследуемой темы. Вопросы преимущественно закрытого типа. Структура опроса: анкетирование состоит из 26 вопросов и разделено на 2 блока (общая удовлетворенность работы ВУЗа иностранными студентами; оценка удобства коммуникации с представителями ВУЗа).

Первый блок направлен на выявление проблем, степени удовлетворенности предоставлением ВУЗа проживания, качеством образования, проведение работы по социокультурной адаптации и интеграции иностранный студентов в студенческую среду.

Второй блок вкачает в себя вопросы, связанные с выстраиванием процесса коммуникации между университетом и студентом, его качеством, способами и эффективностью.

Анализ анкет респондентов был осуществлен на основе балльной системы, подсчёт реализован в процентном отношении. Интервальная шкала, используемая в анкете, позволяет более адекватно подойти к выбору ответа, т.к. широта шкалы позволяет выбрать наиболее приемлемый ответ в случае сомнения. В процессе обработки анкет были использованы следующие методы: качественная и количественная обработка результатов, методы графического представления данных. В исследовании принимали участие 123 иностранных студента специалитета ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России, возрастом от 18 до 35 лет. Сроки проведения исследования: с 1 апреля 2022г по 20 мая 2022г, и проходило при содействии Управления внешних связей Волгоградского государственного медицинского университета.

Социологическое измерение социальной привлекательности российского медицинского образования на примере ВолгГМУ. В 2022г общая численность иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Волгоградском государственном медицинском университете, составила 1634 человека.

Рассматривая результаты международной деятельности ВУЗа за прошлый год, можно проследить увеличение динамики на 13,7% удельного веса численности иностранных студентов, который составляет 24,95. Анализируя сведения по показателям мониторинга эффективности деятельности международной деятельности ВолгГМУ, удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества независимых государств (СНГ)), обучающихся по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры, в общей численности студентов составляет 23,33%. В свою же очередь, удель-

ный вес численности иностранных студентов из СНГ в общей численности студентов составляет 1,62%. В России в целом общее количество иностранных студентов, получающих высшее образование в России, выросло за последние 3 года более чем на 26 тыс. человек. Так, в 2019г в России училось 298 тыс. иностранных студентов, в 2020г — 315 тыс., в 2021г — 324 тыс.2.

В 2020г ВолгГМУ занимал второе место среди медицинских университетов страны по количеству иностранных обучающихся и 16 место среди всех ВУЗов России3.

Результаты свидетельствуют о росте привлечения иностранных студентов в Волгоградский государственный медицинский университет. Однако для дальнейшего увеличения числа иностранных студентов необходимо обращать внимание на их удовлетворенность условиями обучения и проживания, а также предоставлять дополнительные возможности для социальной и культурной адаптации. Это поможет улучшить представление о ВолгГМУ среди иностранных студентов и привлечь еще больше молодых людей из разных стран мира.

Для измерения уровня социальной привлекательности ВУЗа была поставлена задача определить степень удовлетворённости иностранными студентами предоставлением образовательных услуг, вовлеченности в студенческую жизнь и доступности информации.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования. В анкетировании принимали участие 123 респондента, которые являются иностранными студентами Волгоградского государственного медицинского университета, 1-6 курсов лечебного, педиатрического факультетов, 1-5 стоматологического факультета.

Измеряя состав принявших участие в анкетировании, более трети иностранных студентов приехали из Индии (38%), за ними следуют Египет (26%), Иордания (23%), страны Африки (13%). Если рассматривать вопрос о сроке пребывания в стране, то в среднем иностранные студенты проживают в России уже 2-4 года, но есть и те, кто живет менее года (9%) или 6 лет и более (7%).

Многие студенты, прибывшие из указанных стран, — это мужчины (67%), а преобладающий возраст относится к 21-22 годам (рисунок 1).

Касательно владения русским языком, только 14% отметили, что они свободно владеют им, 37% знают его на бытовом уровне. При этом 39%

2 Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 20.09.2022).

3 Комитет экономической политики и развития Волгоградской области. URL: https://economics.volgograd.ru/current-activity/ cooperation/news/317113/ (дата обращения: 26.09.2022).

Распредение по возрасту, %

59

■ 18-20 лет Щ 21-22 года 23-25 лет

Рис. 1 Возрастное распределение иностранных студентов, % респондентов.

студентов признались, что они не говорят на достаточном уровне, а 9% вовсе не знают языка. Предполагаем, что освоить базовые знания русского языка иностранным студентам помогает целостная система, разработанная в ВолгГМУ, которая включает в себя использование основ современной методики и инновационных технологий обучения языку. Относительно вопроса распределения учащихся по курсам, то 54% студентов обучаются на 1-3 курсе, а 39% опрашиваемых на 4-5 курсе. И только 7% студентов обучаются на 6-м курсе в университете. Наконец, 85% участников обучаются на лечебном факультете, а 15% — на стоматологическом факультете.

По данным результатам можно сделать вывод, что важно уделить внимание языковой подготовке студентов перед началом обучения. В большинстве случаев иностранные студенты приезжают из Индии, Египта и стран Ближнего Востока, что может быть использовано для разработки специализированных программ, характерных для данных стран. Кроме того, большинство студентов обучаются на лечебном факультете, что может быть использовано для разработки дополнительных подготовительных курсов к обучению по узкоспециализированному профилю. Что касается образовательного процесса, то уровень владения языком значительно влияет на академическую адаптацию и на успеваемость студентов-иностранцев [4]: из-за языкового барьера они могут стесняться проявлять активность на семинарах, даже хорошо подготовившись к занятию [5]. При владении материалом у учащихся могут возникать трудности с выполнением проверочных работ и диктантов, например, в случае сложной формулировки вопроса, ограни-

Выбор был сделан случайно

Специалистам, которые учились в России, легче найти хорошую работу

Поступить в университет в России легче, чем в другой стране

Совет и помощь агентов

Совет родителей, родственников

Интересовались условиями получения образования в России

16

21

36

23

19

48

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 2 Причины поступления в Россию, %.

чений по времени, отведённому на выполнение работы, быстрого темпа речи педагога [6].

Далее перейдем к изучению результатов анкетирования и начнем с первого блока, отвечающего за показатели степени удовлетворенности предоставлением ВУЗа проживания, качеством образования, проведение работы по социокультурной адаптации и интеграции иностранный студентов в студенческую среду.

Что касается причин приезда учиться в Россию, то наибольшее количество опрошенных (48%) были заинтересованы в условиях получения образования именно в России, а 19% получили совет от родителей или родственников. Также некоторые студенты (36%) выбрали Россию из-за того, что поступить в университет здесь легче, чем в других странах, а 21% считают, что, окончив ВУЗ в России, легче поступить на работу. Но все же есть и те, кто выбрал Россию случайно (16%) или получил совет и помощь агентств по образованию (23%). Мнение родственников, рекомендации от агентов формируют образ привлекательности обучения в России, что является результатом закрепления в позиции лучших поставщиков высококвалифицированных специалистов в мире (рисунок 2).

Что касается выбора ВолгГМУ, то 35% получили совет от родителей, родственников или друзей, а 14% получили совет от агента. Однако есть и те, кого привлекла известность учебного заведения (7%) или они посещали сайт ВолгГМУ (8%). Распространение информации о университете в иностранных министерствах связано с заинтересованностью ВолгГМУ в международном сотрудничестве, в частности, некоторые соглашения об обучении иностранных граждан являются бессрочными (рисунок 3).

На вопрос об адаптации студентов к новым условиям жизни, большинство из них (57%) отметили частичное соответствие к ожиданию процесса обу-

чения на факультете. Но также многие студенты (64%) отметили полное несоответствие предоставляемых условий проживания в общежитии. Что касается вопроса о степени преодоления языкового барьера студентами, то 35% признаются в недостаточном уровне владения им, и только 10% студентов преодолели языковой барьер. Большинство студентов (53%) отмечают комфортную среду внутри группы, но при этом 46% не могут привыкнуть к новому распределению свободного времени. Адаптация в узком смысле, т.е. социокультурная, подразумевает механизм приспособления человека или целой группы к новым для них социокультурным условиям, которые включают в себя традиции, ценности, нормы поведения, историю другого народа. Попадая в другую социокультурную и речевую среду, иностранный студент сталкивается с огромным количеством трудностей, к которым относятся следующие: 1. ценности, которые не соответствуют родному народу, но которыми следует овладеть; 2. правила и нормы поведения, отличающиеся от тех, к которым привык иностранец; 3. морально-этические установки личности. Данные критерии, как правило, различаются в различных культурах и языках, поэтому происходит непонимание между народами, что ведет к так называемому конфликту культур [7]. Для превенции этих негативных явлений в ВолгГМУ проводится большая организационная, методическая, воспитательная работа (рисунок 4).

Данные результаты показали, что для улучшения социальной привлекательности российского образования для иностранных студентов необходимо улучшить условия жизни в общежитиях и удобство расположения объектов учебной инфраструктуры.

Что касается инфраструктуры ВолгГМУ, то 36% студентов отметили частичное соответствие ожиданий по отношению к аудиториям и исследовательским лабораториям, что подтверждает необ-

Узнал о ВУЗе из сообщений СМИ Посещал страницы ВолгГМУ в социальных сетях

Посоветовал агент Хочу стать врачом Посоветовали родители, родственники, друзья Посещал интернет-сайт ВолгГМУ Привлекла известность учебного заведения

17

123

35

36

45

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Рис. 3 Влияние внешних факторов на выбор обучение в ВолгГМУ, %.

6050 -40 -30 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 -

10 -0

52

38

30

,7 „■ ~

17 15 11 17

6

Климат

Система обучения на факультете

Щ Полностью не соответствует/не нравится Частично не соответствует/не нравится Частично соответствует/нравится Щ Соответствует/нравится Щ Очень нравится

Рис. 4 Процесс адаптации иностранных студентов, %.

Распределение свободного времени

Условия жизни в общежитии

ходимость уделения особого внимания университета к развитию практических навыков студентов. С этой целью были приобретены фантомы, манекены и тренажёры, сформирован бюджет для закупки экспериментальных животных, операционного инструментария и расходных материалов по освоению практических навыков. Из-за разнообразного расположения 25% студентов реестр клиник и баз практик не нравятся, а 17% положительно оценили предоставляемые медицинские учреждения. Также студентам (46%) не нравится в целом расположение объектов учебной инфраструктуры, считают их неудобным (рисунок 5).

Ответы на вопросы об учебном процессе показали, что большинство студентов хотели бы больше практических занятий в медицинских учреждениях (75%). Также многие студенты (52%) заинтересованы в работе куратора (помощника), к которому можно обратиться по учебным вопросам, и возможности в прохождении дополнительных курсов русского языка для иностранных граждан (30%). Вопрос с привлечением кураторских практик может послужить одной из технологий, целью которой будет помощь студентам в различных сферах их жизни, в решении бытовых, социальных и психологических проблем в условиях новой среды. Так, с 2001г

60 50 40 30 20 10

48

46

Аудитории, лаборатории

Клиники и базы практик

Расположения объектов учебной инфраструктуры

Возможность Возможность Научная

обучения обучения библиотека

на русском языке на английском языке

Щ Полностью не соответствует/не нравится Частично не соответствует/не нравится Частично соответствует/нравится Щ Соответствует/нравится Щ Очень нравится

Рис. 5 Оценка инфраструктуры ВолгГМУ, %.

Больше практических занятий в медицинских учреждениях Наличие лекционных материалов по предметам на родном для себя языке Работа куратора (помощника), к которому можно обратиться по учебным вопросам Дополнительные курсы русского языка для иностранных граждан

Рис. 6 Пожелания иностранных студентов по улучшению учебного процесса, %.

80

в ВУЗе на лечебном факультете успешно работает отделение с частичным использованием английского языка, как языка-посредника. При этом русский язык на данном отделении преподаётся с 1 до 6 курса включительно. Поэтому стоит обратить внимание на создание более эффективного механизма преподавания русского языка для иностранных студентов, т.к. он необходим для самостоятельной работы с больными на клинических кафедрах и для сдачи государственных экзаменов, которые проводятся на русском языке в соответствие с положением об итоговой государственной аттестации. Вместе с тем, согласно данным исследований, иностранные студенты отмечают существенные трудности в освоении русского языка (рисунок 6) [8].

Что касается проживания во время обучения, большинство студентов (54%) проживает в обще-

житии, предоставляемом университетом. Однако многие студенты (63%) полностью не удовлетворены условиями проживания в общежитии, включая условия в комнате, местом приготовления пищи и хранения продуктов, но взаимоотношения с работниками общежития 47% опрашиваемых вполне устраивают.

В среднем 41% студентов занимается спортом, используя возможности университета, но есть и те (28%), кто не осведомлен о них. Связано это с учебной нагрузкой на студентов, из-за которой далеко не у всех остается время на занятие спортом.

Что касается студенческих объединений ВолгГМУ, большинство студентов задействованы в Английском клубе студенческого совета (46%), ВОД "Волонтеры-медики" (42%) и Клубе интернациональной дружбы (34%). Некоторые студен-

0

46

40

Щ Очень комфортно, оперативно и вежливо Щ Не очень комфортно, иногда возникают трудности Совсем не комфортно, долго и не вежливо

Рис. 7 Оценка взаимодействия с сотрудниками международной службы ВолгГМУ, %.

14

Щ Да, проводятся, и я участвую в них Щ Да, проводятся, но я не посещаю их Нет, университет не проводит ничего Затрудняюсь ответить

Рис. 8 Мнение иностранных студентов о социокультурной адаптации, %.

ты также участвуют в научном обществе молодых учёных и студентов (27%), студенческом клубе "Визави" (23%) и студенческом спортивном клубе "Импульс" (18%). То есть можно проследить, что у иностранных студентов есть интерес к участию в студенческих объединениях, где они могут проявить свои творческие, научные способности.

Если рассматривать деятельность ВУЗа по оказанию юридической помощи, то 46% студентов получают помощь от международной службы университета при оформлении медицинского страхования, но не все считают эту помощь значительной (38%), а 16% вовсе отрицают помощь со стороны ВУЗа. Также больше половины студентов (54%) отметили, что нет содействия в получении гражданства Российской Федерации (рисунок 7).

Рассматривая деятельность по интеграции студентов, университет проводит мероприятия по социально-культурной адаптации для иностранных студентов, но не все студенты посещают их из-за личного желания (14%). 24% не знают об их проведении. Результаты, связанные с проведением адаптации студентов, в последнее время начинают только развиваться в стенах университета. Так, создаются отделы в студенческих объединениях для интеграции иностранных студентов в жизнь ВУЗа, проводятся встречи с представителями культуры, спорта, организуются международные фестивали (рисунок 8).

Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что для улучшения социальной привлекательности российского образования для иностранных студентов необходимо уделить внимание условиям проживания в общежитии и удобству расположения объектов учебной инфраструктуры. Также можно рассмотреть возможность улучшения язы-

ковых курсов для иностранных студентов и организации большего количества практических занятий в медицинских учреждениях.

Во второй блок были включены вопросы, связанные с выстраиванием коммуникаций между университетом и студентами, качеством предоставляемых данных и необходимой информации.

В отношении степени актуальности информации на официальном сайте и социальных сетях ВУЗа, только 16% участников были полностью удовлетворены актуальностью информации, в то время как 45% респондентов были частично согласны с данным высказыванием (рисунок 9).

На вопрос о полезности информации на официальном сайте ВолгГМУ 37% участников были частично удовлетворены, а 24% считают ее ниже среднего. Относительно доступности информации, 31% иностранных студентов были частично удовлетворены, 18% полностью не нравилась ситуация с сайтом, а 24% заявили, что информация не соответствует их потребностям. Тем не менее 13% отметили, что им все нравится. В отношении качества информации, 29% опрашиваемых студентов отметили, что им частично нравится материал, размещенный на сайте, 26% с этим не согласны, а 18% заявили, что информация не соответствует их потребностям. Однако 15% иностранных студентов отметили, что все им нравится, а 12% нравится, но хотели бы увидеть некоторые изменения в качестве текста. Можно предположить, что эти полученные результаты связаны с тем, что на официальном сайте ВолгГМУ опубликована в основном информация о данных представителей деканата, но не анонсы, образовательные стандарты и прочие документы, которые помогли бы иностранному студенту в учебное время.

Щ Очень нравится | Соответствует/нравится

Частично соответствует/нравится Частично не соответствует/не нравится Щ Полностью не соответствует/не нравится

Рис. 9 Степень актуальности, доступности, качества и полезности информации на официальном сайте ВУЗа, %.

44

Щ В интернете есть достаточно официальной и неофициальной

информации о ВУЗе Щ В интернете недостаточное количество информации о ВУЗе В интернете достаточное количество официальной информации, однако не хватает отзывов студентов и выпускников

Рис. 10 Оценка информации о ВолгГМУ в интернете, %.

73% участников ответили, что изучали информацию о ВолгГМУ в группах на платформе будучи абитуриентами. Данные ответы связаны с активным введением группы "Зарубежные студенты и выпускники ВолгГМУ", где студенты могут получить информацию о предстоящих мероприятиях, посмотреть новости и достижения иностранных студентов, а самое главное ближе познакомиться с деятельностью ВУЗа.

Касательно оценки информации о ВолгГМУ, представленной в сети, только 28% респондентов отметили, что в интернете есть достаточное количество официальной и неофициальной информации

о ВУЗе. В то время как 44% считают, что в интернете недостаточное количество информации о ВУЗе, а 27% заявили, что в интернете есть достаточное количество официальной информации, но не хватает отзывов студентов и выпускников (рисунок 10).

Относительно удовлетворенности качеством и скоростью обратной связи от представителей ВолгГМУ в социальных сетях и на официальном сайте, только 28% ответили, что они полностью удовлетворены. 17% иностранных студентов получили ответ быстро, но он не содержал необходимую информацию. Кроме того, 32% заявили, что им пришлось долго ждать ответа, но он был информативным. Однако некоторые участники (23%) считают, что качество и скорость предоставления ответа находятся на низком уровне. Связано это с тем, что во многом информация о студенческих мероприятиях им предоставляется через деканат, что является дополнительной нагрузкой на него (рисунок 11).

Исследование показало, что большинство иностранных студентов, изучающих информацию о ВолгГМУ, не удовлетворены ее доступностью, полезностью и качеством. Это может отразиться на привлекательности университета для иностранных абитуриентов. Для улучшения ситуации необходимо обеспечить более удобный и информативный сайт, а также создать специальные программы и услуги для иностранных студентов. Чтобы повысить привлекательность высшего учебного заведения для иностранцев, предстоит разработать и внедрить программу направлений деятельности ВУЗа по повышению социальной привлекательности ФГБОУ ВО ВолгГМУ и адаптации иностранных студентов в период обучения в России.

В рамках реализации программы предстоит развивать новые форматы. Например, онлайн-об-

разование для иностранцев, программы обучения и отдыха, а также создать единый интернет-ресурс для предоставления информации внутри ВУЗа:

1. Создание онлайн-курсов от ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России на международных платформах онлайн-образования для иностранных студентов. Данная технология поможет зарубежным студентам познакомиться с обучением в университете, освоить русский язык до поступления в университет и в студенческое время. Также данная технология поможет ВУЗу в экспорте образовательных услуг на международной площадке, с помощью которой можно повысить узнаваемость университета. Кафедра русского языка и социально-культурной адаптации ВолгГМУ уже ведёт преподавание следующих дисциплин: "Русский язык как иностранный", "Фонетический курс русского языка", "Грамматика русского языка", "Русский язык", "Русский язык и культура речи", "Русский язык и культура", 'Читаем и говорим по-русски", "Научный стиль речи" иностранным студентам. А благодаря использованию информационных технологий, мы сможем распространить образовательные услуги на большое количество иностранных слушателей и повысить узнаваемость ВУЗа за рубежом.

2. Привлечение российских компаний, медицинских учреждений к принятию иностранных студентов на стажировку в Волгоградскую область. Это поспособствует расширение международных научно-образовательных, экономических, культурных связей региона с разными странами за счет взаимодействия с иностранными выпускниками местных ВУЗов и повышению инвестиционной привлекательности региона среди зарубежных инвесторов. Так как через иностранных студентов происходит распространение информации о ВУЗе, регионе, его экономике и возможностях развития, что потенциально влияет на привлечение иностранных инвесторов, торговых партнеров, развитие внешнеэкономических связей.

3. Технология интеграционного сопровождения иностранных студентов может выполнить запрос иностранных студентов о вовлечении в студенческую среду ВУЗа. Интеграционные мероприятия будут направлены на включение в пространство ВУЗа, знакомство с его структурой, учебным процессом, культурой и ценностями.

Примером реализации технологии интеграционного сопровождения является Межкультурный лагерь студентов "ИнтерМед" — это пример проекта, который не только является молодежным мероприятием в формате лагеря, но и образовательной площадкой. В ходе мероприятий иностранные студенты, желающие помогать иностранным первокурсникам в адаптации, получат необходимые знания в проектной деятельности, командообразовании, навыки самопрезентации, межкультурной коммуникации, а также поучаствуют в интерактивных играх и в мастер-классах от экспертов.

Щ Да, полностью удовлетворен Щ Ответ получаю быстро, но он не содержит нужную

информацию

Ответ приходится ждать долго, но он информативный

Качество и скорость предоставления ответа на низком уровне

Рис. 11 Удовлетворенность качеством обратной связи от ВолгГМУ, %.

4. Социальная технология наставничества в образовательной среде также может стать решением проблемы отсутствия кураторов, закрепленных за иностранными студентами. Создание школы наставничества поможет иностранным студентам в языковой, культурной и социально-психологической адаптации к новым условиям. А адаптация иностранных студентов к российским условиям невозможна без участия российских студентов, которые создали бы атмосферу межнационального сотрудничества. В ВолгГМУ уже действует Школа Кураторов, по выпуску которой студенты обучаются сопровождать, помогать и организовывать процесс внутри учебной группы и курса. Данный опыт можно применить на создание международного направления помощи студентов в действующей Школе Кураторов.

5. Одним из факторов в оценке деятельности образовательной среды учебных учреждений является открытость и доступность информации. Информационные технологии могут решить проблему низкой удовлетворенности официальным сайтом университета и его качеством, доступностью для зарубежных студентов. Создание интернет-портала для иностранных студентов ВолгГМУ послужит эффективным методом предоставления информации о студенческой жизни, учебном процессе, вспомогательных инструментах для решения юридических вопросов пребывания в России.

Заключение

Рассмотрение феномена "социальная привлекательность" позволило прийти к выводу о том, что привлекательность образования зависит от определенных факторов учебных учреждений, включающих в себя: открытость и доступность информации иностранным студентам, показатели оценки каче-

ства образовательных услуг потребителями и показатели соответствия предоставляемых образовательных услуг потребностям получателей.

В результате исследования социальной привлекательности российского образования, в частности на примере деятельности Волгоградского государственного медицинского университета, было выявлено, что большинство студентов оценивают процесс получения образования в России как достаточно привлекательный с точки зрения социальной жизни. Однако существует ряд проблем, которые могут препятствовать этому. Среди них можно выделить такие, как удовлетворенность условиями обучения и проживания, а также необходимость в дополнительных возможностях для социокультурной адаптации иностранных студентов. А для этого необходимо обеспечить комфортное проживание и обучение иностранных студентов, что может быть достигнуто через создание специальных программ и услуг для них. Немаловажным выступает информационная составляющая, необходимая для продвижения образа университета и информационного обеспечения иностранных студентов. Чтобы повысить привлекательность ВУЗа для иностранцев, предстоит разработать и внедрить программу направлений деятельности ВУЗа по экспорту образования и адаптации иностранных студентов в период обучения в России. В рамках реализации программы предстоит развивать новые форматы, как, к примеру, онлайн-образова-ние для иностранцев, программы обучения и отдыха, а также создать единый интернет-ресурс для предоставления информации внутри ВУЗа.

Литература/References

1. Petrov VL, Pugach VF. The attractiveness of education in Russia: achievements and problems. Higher education in Russia. 2020;4(29):29-39. (In Russ.) Петров В. Л., Пугач В. Ф. Привлекательность образования в России: достижения и проблемы. Высшее образование в России. 2020;4(29):29-39. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-4-29-39.

2. Mukharyamova LM, Zhidyaevsky AG, Tokranova KP. Quality of higher education in medical universities of Russia: representations and assessments of students. Integration of education. 2020;24(2):235-51. (In Russ.) Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов. Интеграция образования. 2020;24(2):235-51. doi:10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.

3. Ustavshchikova SV. Foreign students in Russia: educational migrants or potential permanent residents. Bulletin of the Saratov University. New episode. Earth Science Series. 2020;20(2):104-8. (In Russ.) Уставщикова С. В. Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле. 2020;20(2):104-8. doi:10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108.

4. Martirosyan NM, Bustamante RM, Saxon DP. Academic and social support services for international students: current prac-

Использование различных технологий и мер программы поможет ВолгГМУ привлечь иностранных студентов, расширить международные связи и повысить узнаваемость университета. Создание онлайн-курсов, привлечение компаний и медицинских учреждений к принятию иностранных студентов на стажировку, интеграционное сопровождения и социальное наставничество помогут в адаптации иностранных студентов к новым условиям и созданию атмосферы межнационального сотрудничества. Информационные технологии также помогут распространить образовательные услуги на большое количество иностранных слушателей и повысить узнаваемость ВУЗа за рубежом.

В заключение можно сказать, что социальная привлекательность российского образования является одним из ключевых факторов, способствующих привлечению иностранных студентов в отечественные ВУЗы. В современном мире, где глобализация и международная интеграция играют все более важную роль, медицинские университеты должны активно работать над укреплением своей международной позиции и привлечением талантливых студентов со всего мира.

Благодарности. Авторы выражают признательность руководству Управления внешних связей Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

tices. Journal of International Students. 2019;9(1):172-91. doi:10.32674/jis.v9i1.275.

5. Sokolova EV. Language communication and adaptation of foreign students in the conditions of a Russian university. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022;8(100):277-82. (In Russ.) Соколова Е. В. Языковая коммуникация и адаптация иностранных студентов в условиях российского вуза. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;8(100):277-82. doi:10.24158/spp.2022.8.43.

6. Kaya J. Inside the international student world: challenges, opportunities, and imagined communities. Journal of International Students, 2020;10(1):124-44. doi:10.32674/jis.v10i1.1031.

7. Shapovalova AE. Sociocultural adaptation of foreign students: features, problems, types and forms of work. International research journal. 2022;12(126):239-43. (In Russ.) Шаповалова А. Э. Социокультурная адаптация иностранных студентов: особенности, проблемы, виды и формы работы. Международный научно-исследовательский журнал. 2022;12(126):239-43. doi:10.24412/1991-5497-2022-697-91-94.

8. Sentilruban OV, Drozdova YuV. Foreign students: learning difficulties Modern high technologies. 2021;3:188-92. (In Russ.) Сентилрубан О. В., Дроздова Ю. В. Иностранные студенты: трудности в обучении. Современные наукоемкие технологии. 2021;3:188-92. doi:1017513/snt.38554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.