Научная статья на тему 'Цифровое сознание как фактор формирования человеческого капитала в реинтеграционных процессах'

Цифровое сознание как фактор формирования человеческого капитала в реинтеграционных процессах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
Цифровое сознание / реинтеграция / человеческий капитал / глокализация / цифровая трансформация / социальное пространство / цифровая экономика / социально-экономическая пересборка / Digital consciousness / reintegration / human capital / glocalization / digital transformation / social space / digital economy / socio-economic reassembly

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акперов Имран Гурру Оглы, Мартынов Борис Викторович, Прокопенко Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы реинтгерации социальных пространств в условиях новой реальности. Даны трактовки понятий «реинтеграция», «цифровое сознание», «человеческий капитал». Представлена концепция процесса реинтеграции на основе мультипликативного эффекта результирующей суммы когнитивного, аксиологического и организационного векторов пересборки социального пространства на основе общественной поддержки его цифровой трансформации. Представлены предпосылки, обосновывающие мысль о том, что достижение эффективной реинтеграции связано в первую очередь с экономическим развитием территории, для чего необходимо формировать человеческий капитал на основе цифрового сознания. В современном мире цифровое сознание становится доминирующим когнитивным фактором, поскольку цифровые технологии все больше проникают в нашу жизнь и меняют способы взаимодействия людей. Однако для развития цифрового сознания требуется постоянное обучение и развитие навыков, что может быть достигнуто через профессиональное обучение, самообразование и участие в проектах, связанных с цифровой трансформацией. Таким образом, цифровое сознание может быть рассмотрено как фактор роста человеческого капитала, который может помочь людям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда и успешно работать в цифровой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital consciousness as a factor of human capital formation in integration processes

The article studies problems of reintegration of social spaces in the conditions of new reality. The concepts of “reintegration”, “digital consciousness” and “human capital” have been interpreted. The concept of reintegration process based on the multiplicative effect of resulting sum of cognitive, axiological, and organizational vectors of social space reassembly on the basis of public support for its digital transformation has been presented. The paper presents assumptions justifying the idea that achieving effective reintegration is primarily associated with economic development of a territory so it is necessary to form human capital on the basis of digital consciousness. In the modern world, digital consciousness is becoming a dominant cognitive factor as digital technologies are increasingly penetrating our lives and changing the way people interact. However, developing digital consciousness requires continuous learning and skill development. It can be achieved through professional training, self-education, and participation in projects related to digital transformation. Thus, digital consciousness can be considered as a factor of human capital growth that can help people adapt to changing labor market conditions and work successfully in digital economy.

Текст научной работы на тему «Цифровое сознание как фактор формирования человеческого капитала в реинтеграционных процессах»

ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Цифровое сознание как фактор формирования

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕИНТЕГРАЦИоННЫХ

процессах

Получено 22.06.2023 Доработано 29.07.2023 Принято 08.08.2023

УДК 005 JEL D01, F6, O1 DOI https://doi.org/10.26425/2658-3445-2023-6-3-32-38

Акперов Имран Гурру оглы

Д-р экон. наук, ректор

Южный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0004-1852 E-mail: [email protected]

Мартынов Борис Викторович

Канд. филос. наук, зав. лабораторией «Цифровая трансформация социально-экономических систем» Южный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3278-1003 E-mail: [email protected]

Прокопенко Евгения Сергеевна

Канд. экон. наук, доц. каф. экономики и менеджмента

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6969-8238 E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы реинтгерации социальных пространств в условиях новой реальности. Даны трактовки понятий «реинтеграция», «цифровое сознание», «человеческий капитал». Представлена концепция процесса реинтеграции на основе мультипликативного эффекта результирующей суммы когнитивного, аксиологического и организационного векторов пересборки социального пространства на основе общественной поддержки его цифровой трансформации. Представлены предпосылки, обосновывающие мысль о том, что достижение эффективной реинтеграции связано в первую очередь с экономическим развитием территории, для чего необходимо формировать человеческий капитал на основе цифрового сознания. В современном мире цифровое сознание становится доминирующим когнитивным фактором, поскольку цифровые технологии все больше проникают в нашу жизнь и меняют способы взаимодействия людей. Однако для развития цифрового сознания требуется постоянное обучение и развитие навыков, что может быть достигнуто через профессиональное обучение, самообразование и участие в проектах, связанных с цифровой трансформацией. Таким образом, цифровое сознание может быть рассмотрено как фактор роста человеческого капитала, который может помочь людям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда и успешно работать в цифровой экономике.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровое сознание, реинтеграция, человеческий капитал, глокализация, цифровая трансформация, социальное пространство, цифровая экономика, социально-экономическая пересборка

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Акперов И.Г., Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Цифровое сознание как фактор формирования человеческого капитала в реинтеграционных процессах // E-management. 2023. Т. 6, № 3. С. 32-38.

© Акперов И.Г., Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

THE ECOSYSTEM OF THE DIGITAL ECONOMY

Digital consciousness as a factor of human capital

FORMATION in integration processes

Received 22.06.2023 Revised 29.07.2023 Accepted 08.08.2023

Imran G.o. Akperov

Dr. Sci. (Econ.), Rector

Southern University, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-0004-1852 E-mail: [email protected]

Boris V. Martynov

Cand. Sci. (Philos.), Head of the Digital Transformation of Socio-Economic Systems Laboratory Southern University, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-3278-1003 E-mail: [email protected]

Evgenia S. Prokopenko

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economics and Management Department Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia ORCID: 0000-0002-6969-8238 E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article studies problems of reintegration of social spaces in the conditions of new reality. The concepts of "reintegration", "digital consciousness" and "human capital" have been interpreted. The concept of reintegration process based on the multiplicative effect of resulting sum of cognitive, axiological, and organizational vectors of social space reassembly on the basis of public support for its digital transformation has been presented. The paper presents assumptions justifying the idea that achieving effective reintegration is primarily associated with economic development of a territory so it is necessary to form human capital on the basis of digital consciousness. In the modern world, digital consciousness is becoming a dominant cognitive factor as digital technologies are increasingly penetrating our lives and changing the way people interact. However, developing digital consciousness requires continuous learning and skill development. It can be achieved through professional training, self-education, and participation in projects related to digital transformation. Thus, digital consciousness can be considered as a factor of human capital growth that can help people adapt to changing labor market conditions and work successfully in digital economy.

KEYWORDS

Digital consciousness, reintegration, human capital, glocalization, digital transformation, social space, digital economy, socio-economic reassembly

FOR CITATION

Akperov I.G., Martynov B.V., Prokopenko E.S. (2023) Digital consciousness as a factor of human capital formation in integration processes. E-management, vol. 6, no. 3, pp. 32-38. DOI: 10.26425/2658-3445-2023-6-3-32-38

© Akperov I.G., Martynov B.V., Prokopenko E.S., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION

Условия новой реальности с их смысловой и ценностной неоднозначностью и глобальной непрогнози-руемостью стратегически ориентируют на концепцию глокализации, которая акцентируется на региональных сценариях развития и учитывает особенности, связанные с потребностями регионов. Сутью глокализа-ции являются идея единого, но вместе с тем децентрализованного мира, ускорение мирового развития через развитие местностей и повышение внимания к локальным проблемам, что актуализирует феномен реинтеграции, поскольку ряд глокализационных процессов протекает на территориях, представляющих собой определенную социально-экономическую общность.

Диалектика единства глобального и локального в социально-экономических общностях становится способствующим фактором формирования новых условий жизнедеятельности в контексте новых цифровых вызовов, но только в том случае, если созидательные эффекты глокализации вкупе с цифровыми технологическими инновациями лягут в основу реинтеграционных процессов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / FORMULATION OF THE PROBLEM

Как показывают исследования [Das, 2010], процессы реинтеграции остаются слабо изученными в современной науке в силу необходимости применения разновекторных практик для решения последствий социально-экономических и культурных кризисов в региональных условиях.

Концептуально процесс реинтеграции можно представить как когнитивную, аксиологическую и организационную пересборку социального пространства, которая необходимо обусловливает архитектуру новых сетевых коммуникаций и инфраструктур, интеграцию ценностно-смыслового поля, исторической и социальной памяти, поиск новых факторов формирования человеческого капитала [Ярмак, Миргород, Косов, 2022].

Человеческий капитал является важным ресурсом в условиях реинтеграции. Он может помочь восстановить экономику, повысить уровень жизни и социальную стабильность общества. Одним из способов развития человеческого капитала в условиях реинтеграции является инвестирование в образование и повышение квалификации населения. Усиленное обучение и образование могут помочь людям перестроить свои навыки и улучшить свою производительность, что в свою очередь способствует восстановлению экономики и развитию новых отраслей.

Представляется необходимым рассматривать фундаментом пересборки социального пространства ценности цифрового общества - открытость, доступность, безопасность, личная идентичность, - а также принципы цифрового управления обществом на основе концепции открытых данных, следствием чего постулируется появление активных и ответственных граждан, использующих новый цифровой инструментарий для повышения социально-экономической эффективности, доверия и легитимности [Косоруков, Кшеменецкая, 2019]. В связи с этим для формирования релевантного цифровому обществу человеческого капитала необходимы изменения в мышлении, поведении и восприятии мира, которые происходят в результате широкого использования технологий и цифровых средств коммуникации, понимание и созидательное использование цифровых технологий и ресурсов в повседневной жизни и цифровое сознание [Акперов, Мартынов, Прокопенко, 2022].

ОБЗОР МЕТОДОЛОГИИ / METHODOLOGY REVIEW

Процесс реинтеграции базируется на экономических и социокультурных основаниях, которые включают в себя следующие аспекты.

1. Культурные ценности и нормы. Реинтеграция зависит от того, какие ценности и нормы принимаются в обществе, в которое индивид или группа возвращаются. Если они не соответствуют культуре и традициям этого общества, процесс реинтеграции может быть затруднен.

2. Система образования. Образовательная система влияет на процесс реинтеграции, так как она может помочь восстановить знания и навыки, необходимые для успешного возвращения в общество.

3. Социальное окружение. Социальная среда, в которой происходит реинтеграция, также играет важную роль. Если окружение дружелюбное и поддерживающее, процесс может быть более успешным.

4. Реабилитационные программы. Реабилитационные программы могут помочь восстановить здоровье и навыки, которые были утрачены в период отчуждения или изоляции. Они также могут помочь восстановить доверие в обществе.

Для успешного синтеза рассмотренных аспектов в едином ценностно-смысловом поле процесс реинтеграции должен сопровождаться выдвижением большого социального проекта, в качестве которого представляется цифровая трансформация общества как фундамент социально-экономического развития [Добро-соцкая, Мартынов, 2021].

Являясь ключевым фактором развития социально-экономического пространства, человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта и квалификаций, которыми обладают люди и которые могут быть использованы для создания богатства и производительности в экономике. Человеческий капитал как мера способности человека приносить социально-экономический доход может быть улучшен и развиваться через образование, тренинги, обучение и опыт работы. Наличие квалифицированных и образованных работников, способных использовать новые технологии и участвовать в инновационном процессе, является важным фактором конкурентоспособности страны и процветания ее экономики [Мартынов, 2021]. Развитие человеческого капитала также способствует улучшению качества жизни и социальной стабильности, так как образованные люди обладают большей способностью к адаптации к изменениям и более высоким доходом. Также способом повышения человеческого капитала является создание программ поддержки здравоохранения и социальной защиты, которые помогут людям сохранить свое здоровье и повысить уровень жизни в реинтеграционном обществе.

Таким образом, эффективное управление экономическим развитием социального пространства как базисом реинтеграционных процессов требует релевантного человеческого капитала, ключевыми критериями которого предлагается рассматривать производительность, лояльность и компетентность. Производительность зависит от организации труда, мотивации и набора технологических знаний, среди которых наиболее актуальными сегодня становятся цифровые технологии. Лояльность как осознанное продуктивное отношение к протекающим в социальном пространстве процессам зависит от качества жизни, коммуникационной транспарентности и, учитывая цифровые тренды, от уровня цифровой этики. Компетентность предполагает развитие полученных знаний через конкретную социально-профессиональную практику и включает в себя профессиональную (hard), социальную (soft) и цифровую (digital) компоненты [Мартынов, Прокопенко, Акперов, 2023]. Исходя из наличия в каждом критерии цифровых акцентов можно прийти к выводу, что цифро-визация социально-экономических и культуро-политических процессов обусловливает необходимость нового когнитивного основания формирования человеческого капитала, под которым в настоящей статье понимается цифровое сознание человека [Прокопенко, Мартынов, 2019].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / STUDY RESULTS

В государственной социальной политике профессиональное самоопределение населения всегда занимало значимое место как инструмент формирования устойчивого развития общества. В условиях глобального размывания социокультурных парадигм, высокой инфодоступности глобальных цифровых ресурсов и появления стека альтернативных сценариев жизненного устройства и самореализации социальное и профессиональное самоопределение населения становится ключевым инструментом не только социально-экономической устойчивости, но и в целом безопасности государства, региона, муниципалитета [Martynov, Dobrosotskaya, 2019]. Актуальность вопроса обусловливает поиск как новых коммуникационных моделей и когнитивных механизмов взаимодействия с населением, так и стратегических решений на уровне региона, ведь именно активная региональная позиция в вопросе с социально-профессиональным развитием населения становится важным фактором стабилизации ситуации в складывающейся современной обстановке, характеризующейся неопределенностью, колебаниями на рынках, наличием внешних и внутренних вызовов.

Профессиональное самоопределение, прежде всего, представляет собой самостоятельную оценку своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. В условиях постоянных социокультурных и экономических изменений принятие самостоятельного решения в области профессионального развития представляет собой сложную, а порой и уникальную задачу, решение которой сегодня невозможно без развития соответствующих метакомпетентностных категорий функциональной грамотности: осознанности, самообучения, проактивности, гибкости мышления и особого, иммерсивного отношения человека к цифровым технологиям - цифрового сознания [Мартынов, Прокопенко, 2019].

Обеспечение региональной безопасности профессионального самоопределения можно представить как комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование регионального процесса социального и профессионального становления реинтегрирующихся социальных групп, включающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам. Первичным, корневым элементом механизма региональной безопасности профессионального самоопределения является структура комплексной безопасности муниципальной образовательной экосистемы. Сегодня комплексная безопасность образовательной экосистемы представляет собой временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. В этой парадигме высокая инфодоступность цифровых ресурсов и слабо разработанная технология цифрового формирования социальных компетенций приводит к размыванию социальной значимости образовательного института и ослабляет социальную компоненту безопасности.

Во-первых, цифровизация общественных институтов, в частности цифровая трансформация школы, формирует насыщенную информационную среду, которая усугубляется высокой инфодоступностью сторонних цифровых ресурсов в условиях роста пользовательского масштабирования и углубления мультиканальной информационно-коммуникативной сети. Использование нескольких информационных каналов в образовательном процессе вместе с принципом дополнительности таит в себе возможность размывания ценностных ориентаций, которые, разновекторно сопрягаясь между собой, создают цифровой аксиологический туман. Таким образом, мультиканальный цифровой дискурс может приводить к аксиологической и смысловой неопределенности итоговых целевых установок образовательного процесса.

Во-вторых, неопределенность информации и смысла в цифровых условиях, с одной стороны, выступает естественным качественным итогом количественного роста информационного продукта, а с другой - в контексте смысловой дезориентации становится причиной социокультурной деградации, пассионарного коллапса и нигилизма в обществе как результата мотивационной деструкции личности. Вектор трансформации образовательного процесса в настоящих условиях не может быть направлен на преодоление текущих трендов ввиду их комплексности и масштаба влияния, поэтому единственно возможным остается путь использования описанных проблем в качестве преимуществ, на которых фундируется принципиально новый механизм управления образовательным процессом. Формирование такого механизма возможно только вследствие фундаментальной трансформации точки зрения на описанную проблематику и проектирования принципиально новой архитектуры образовательного пространства мягкого управления смыслами. В-третьих, проблема смысла в контексте тренда развития цифрового сознания создает акцент на мотивационной составляющей образовательного процесса. При этом сложность проблемы состоит в том, что предметом поиска становится не только и столько актуальная для современных образовательных задач и условий мотивация, сколько новый способ ее формирования и самовоспроизведения с частотой и в ассортименте, необходимой для непрерывности, цельности и мно-говекторности образовательного процесса широкого круга субъектов в быстро меняющемся мире.

Таким образом, одной из задач комплексной безопасности образовательной экосистемы является дифференциация информационных глобальных, национальных и локальных цифровых ресурсов в соответствии с текущей ситуацией и задачами государства и региона. В связи с этим образовательная экосистема должна осуществлять функцию социального шлюза, формирующего информационную экосистему, ориентированную на продуктивное восприятие цифровых технологий, воспитание цифрового гражданина через триаду «Управление большими данными - принятие решений в условиях неопределенности - проактивность».

Цифровое сознание является важным фактором человеческого капитала, так как оно определяет уровень знаний, навыков и компетенций, необходимых для эффективной работы в цифровой экономике и обществе. Человек, обладающий цифровым сознанием, ускоряет свою адаптивность к новым технологиям, что повышает его потенциал взаимодействия с большими объемами информации и коммуникации в цифровом пространстве, а это в свою очередь увеличивает информационную и когнитивную толерантность и конкурентоспособность на рынке труда.

Для пересборки социального пространства на основе проекта цифровой трансформации необходимы новые общественные условия в плоскости результирующей культурных ценностей, системы образования и социально-экономической инфраструктуры [Грошев, Хэ, 2020]. К данным условиям можно отнести массовый доступ к сети «Интернет» (далее - интернет) для коммуникативно-информационного обмена между людьми в режиме реального времени. Кроме того, посредством интернета должны быть созданы условия совершения

покупок и продажи товаров и услуг. Также для формирования способности анализа данных и выполнения сложных задач в условиях неопределенности необходимо создавать инфраструктурные и технологические возможности облачного хранения и обработки информации, кибербезопасности и управления эргатически-ми информационными системами.

Однако не стоит забывать, что реализация проекта цифровой трансформации общества может сопровождаться процессами цифрового неравенства, что способно привести к результатам, противоположным реинтеграционным. Следовательно, критическим фактором реинтеграции и формирования человеческого капитала становится сопровождение населения образовательными программами, реализуемыми на принципах государственно-частного партнерства.

Стоит отметить, что цифровое сознание в силу перечисленных причин и следствий становится доминирующим фактором в процессах реинтеграции, поскольку цифровизация современного общества выступает драйвером социально-экономических и когнитивных изменений. Цифровое сознание позволяет продуктивно и осознанно использовать цифровую технику и технологии для образовательных, социальных и профессиональных целей, что становится фундаментом интеграции человека в социально-экономическое пространство и обретения в нем своего места [Мартынов, 2021]. В частности, цифровое сознание может помочь людям ре-интегрироваться в процессе обучения, приобретая новые знания и навыки, которые могут помочь им стать более квалифицированными и успешными в социально-профессиональной деятельности и более приспособленными к новому реинтеграционному социальному пространству.

Тем не менее важно сохранять понимание, что цифровое сознание не становится панацеей для всех проблем реинтегрирующихся людей. Необходимо системно развивать качество жизнедеятельности человека, включающее в себя охрану здоровья, образование, трудоустройство, самореализацию, в сочетании с которыми цифровое сознание может стать основой формирования человеческого капитала и помочь людям интегрироваться в новое социальное пространство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION

Ключевым фактором эффективности процесса реинтеграции является человеческий капитал, развитие которого через формирование цифрового сознания способствует улучшению качества жизни и социальной стабильности, посредством повышения адаптационных свойств населения.

Успешная реинтеграция зависит от социальных, культурных и экономических условий в обществе, в которое индивид или группа возвращаются. Также важно, чтобы были созданы условия для восстановления доверия и уважения между отдельными индивидами и обществом в целом. Социально-экономическая пересборка на новых ценностно-смысловых основаниях цифровой экономики формирует такие условия и задает новые когнитивные ориентиры человеческого капитала в виде цифрового сознания.

Являясь важным аспектом реинтеграции, цифровое сознание может помочь людям быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и увеличить уровень самоуважения и самооценки. В связи с этим важно обеспечивать доступ к цифровым технологиям и обучение, чтобы все люди могли использовать их в своих интересах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акперов И.Г., Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Роль сознания в управлении изменениями. Вестник университета. 2022;1(11):5-10. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-5-10

Грошев И.В., Хэ М. Управление изменениями организационной культуры в условиях цифровой трансформации. Вестник экономической безопасности. 2020;5:206-211. DOI https://doi.org/10.24411/2414-3995-2020-10323

Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. Экономико-правовые аспекты организации подготовки кадров для цифровизации евразийской транспортной экосистемы на примере межвузовской научно-образовательной платформы. Евразийский юридический журнал. 2019;1(128):397-399.

Косоруков А.А., КшеменецкаяМ.Н. Цифровое управление как современный этап развития государственного управления (на примере открытых данных). Тренды и управление. 2019;1:27-34. https://doi.org/10.7256/2454-0730.2019.1.23779

Мартынов Б.В. Региональная цифровая образовательная экосистема как основа формирования цифрового сознания молодежи. Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021;2:82-86.

Мартынов Б.В. Интеллектуальная система управления третьей миссией университета на принципах нечеткой логики как инструмент формирования цифрового сознания. В кн.: Эффективные системы менеджмента: качество и цифровые интеллектуальные системы: материалы IX Международного научно-практического форума, Казань, 15-16 апреля 2021 г. Казань: Познание; 2021. С. 77-81.

Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Маркетинговые методы и механизмы формирования региональной цифровой образовательной среды. Заметки ученого. 2019;2:83-86.

Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С., Акперов И.Г. Гуманитарно-цифровые технологии проектирования интеллектуальных информационных систем управления бизнесом. Первый экономический журнал. 2023 ;1(331):19-24.

Прокопенко Е.С., Мартынов Б.В. Образовательный менеджмент в условиях транзитивной диджитализации университета. В кн.: Сборник научных трудов «Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России», Т. 2. Технические, экономические, естественные и гуманитарные науки. Ростов-на-Дону: РГУПС; 2019. С. 171-174.

Ярмак О.В., Миргород Д.А., Косов Г.В. Реинтеграция как интегративная пересборка обществ: теоретическое осмысление. Международный научно-исследовательский журнал. 2022;12(126). https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.85

Das D.K. Another perspective on globalization. Journal of International trade law and policy. 2010;9:46-63. http://dx.doi. org/10.1108/14770021011029609

Martynov B.V., Dobrosotskaya S.Yu. Education technology platform as the structural element of international transport corridor management. In: CIEDR 2018: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities". Future Academy; 2019. Pp. 520-527.

REFERENCES

Akperov I.G., Martynov B.V., Prokopenko E.S. The role of digital consciousness in change management. Vestnik universiteta. 2022;1(11):5-10. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-5-10 (In Russian).

Das D.K. Another perspective on globalization. Journal of International trade law and policy. 2010;9:46-63. http://dx.doi. org/10.1108/14770021011029609

Dobrosotskaya S.Yu., Martynov B.V. Economic and legal aspects of the organization of training for the digitalization of the Eurasian transport system on the example educational platform. Eurasian legal journal. 2019;1(128):397-399. (In Russian).

Groshev I. V., He M. Managing organizational culture changes in the context of digital transformation. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2020;5:206-211. DOI https://doi.org/10.24411/2414-3995-2020-10323 (In Russian).

Kosorukov A.A., Kshemenetskaya M.N. Digital management as a modern stage in public administration development (on the example of open data). Trends and management. 2019;1:27-34. https://doi.org/10.7256/2454-0730.2019.L23779 (In Russian).

Martynov B. V. Regional digital educational ecosystem as a basis for the formation of digital consciousness of youth. Intellectual resources for regional development. 2021;2:82-86. (In Russian).

Martynov B.V. Intelligent management system for the third mission of the university based on the principles of fuzzy logic as a tool for the formation of digital consciousness. In: Effective management systems: Quality and digital intelligent systems: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Forum, Kazan, April 15-16, 2021. Kazan: Poznanie; 2021. Pp. 77-81. (In Russian).

Martynov B. V., Dobrosotskaya S. Yu. Education technology platform as the structural element of international transport corridor management. In: CIEDR 2018: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Contemporary Issues of Economic Development of Russia: Challenges and Opportunities". Future Academy; 2019. Pp. 520-527.

Martynov B.V., Prokopenko E.S. Marketing methods and mechanisms for the formation of regional digital educational environment. Zametki uchenogo. 2019;2:83-86. (In Russian).

Martynov B.V., Prokopenko E.S., Akperov I.G. Humanitarian-digital technologies for designing intelligent information systems for business management. First Economic Journal. 2023;1(331):19-24. (In Russian).

Prokopenko E.S., Martynov B. V. Educational management in the conditions of transitive digitalization of university. In: Collection of scientific papers "Actual problems and prospects for the development of transport, industry and the economy of Russia". Vol. 2. Technical, economic, natural and human sciences. Rostov-on-Don: Rostov State Transport University Publ. House; 2019. Pp. 171-174. (In Russian).

Yarmak O. V., Mirgorod D.A., Kosov G. V Reintegration as integrative reassembly of societies: A theoretical perspective. International Research Journal. 2022;12(126). https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.126.85 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.