Научная статья на тему 'ОБЛАСТНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ОБЛАСТНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЛАСТНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБИП) / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL CONSCIOUSNESS / REGIONAL METHODOLOGICAL CENTER OF PERSONALITY DIGITALIZATION / SEMANTIC SPACE / SOUTHERN UNIVERSITY (IMBL)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Б.В.

В статье говорится о проблеме и острой необходимости формирования цифрового сознания населения, особенно молодёжи. Утверждается, что такой формат региональной коллаборации, как областной методологический центр цифровизации личности обеспечит необходимый уровень развития цифрового сознания. Основным продуктом деятельности центра рассматривается методологическое обеспечение управления процессами цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL METHODOLOGICAL CENTER FOR PERSONAL DIGITALIZATION AS THE VALUE SPACE FOR MANAGING REGIONAL PROCESSES OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article talks about the problem and the urgent need to form the digital consciousness of the population, especially the youth. It is argued that such a format of regional collaboration as a regional methodological center for personal digitalization will provide the necessary level of development of digital consciousness. The main product of the center's activities is the methodological support for managing digital transformation processes.

Текст научной работы на тему «ОБЛАСТНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Педагогические науки

УДК 332.14:378

ОБЛАСТНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ*

Б.В. Мартынов

ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. В статье говорится о проблеме и острой необходимости формирования цифрового сознания населения, особенно молодёжи. Утверждается, что такой формат региональной коллаборации, как областной методологический центр цифровизации личности обеспечит необходимый уровень развития цифрового сознания. Основным продуктом деятельности центра рассматривается методологическое обеспечение управления процессами цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровое сознание, областной методологический центр цифровизации личности, смысловое пространство, Южный университет (ИУБиП)

* Материал прислан в редакцию Ахметовой Людмилой Владимировной, канд. психол. наук, доцентом ТГПУ (Томск, Россия).

UDC 332.14:378

REGIONAL METHODOLOGICAL CENTER FOR PERSONAL DIGITALIZATION AS THE VALUE SPACE FOR MANAGING REGIONAL PROCESSES OF DIGITAL TRANSFORMATION

B.V. Martynov

Southern University (IMBL), Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The article talks about the problem and the urgent need to form the digital consciousness of the population, especially the youth. It is argued that such a format of regional collaboration as a regional methodological center for personal digitalization will provide the necessary level of development of digital consciousness. The main product of the center's activities is the methodological support for managing digital transformation processes.

Keywords: digital transformation, digital consciousness, regional methodological center of personality digitalization, semantic space, Southern University (IMBL)

Национальные проекты последнего десятилетия формируют повестку цифровой трансформации социально-экономических и образовательных процессов Российского общества, а представленные Президентом В. Путиным национальные цели развития России до 2030 года предполагают краеугольным камнем своей реализации, прежде всего, цифровую трансформацию общественных отношений [8]. Содействие на региональном и муниципальном уровнях процессам цифровой трансформации социально-экономических систем учреждениями высшего образования, как системообразующих элементов региональной экосистемы, методологически основывается на модели университета 4.0, в которой университеты «являются ключевыми институциональными участниками национальных инновационных систем из-за их решающей роли, как в создании

открытий, так и в коммерциализации исследований, созданных на базе университета» [2].

Отечественный опыт цифровых преобразований показывает наличие системных проблем, связанных как со спецификой российского общества в целом, так и со спецификой реализации региональных процессов трансформации на муниципальном уровне (рисунок 1). Прежде всего, можно отметить незрелую цифровую организационную культуру административных и предпринимательских структур; недостаточный уровень цифровых навыков персонала; кризис доверия в обществе к исполнительным и законодательным институтам, а также к институтам финансовой и экономической систем; консервативность моделей образования и образовательных стандартов, в целом образовательного мышления; отождествление социально-культурных процессов цифровой трансформации с технологическими процессами цифровизации.

На муниципальном уровне, согласно проведённым исследованиям, можно отметить такие негативные факторы, как: недостаточная вовлечённость населения в процессы цифровой трансформации (как молодёжь, так и более взрослые категории); технократический подход в социально-экономическим управлении (акцент на инфраструктуре, а не человеке); жёсткое управление (без учёта качественных факторов); нехватка специалистов по трансформации; отсутствие механизмов принятия решения на муниципальном уровне в условиях цифровой трансформации.

Одной из главных причин наличия обозначенных проблем является фактическое отсутствие смыслового и ценностного осознания феномена цифровой трансформации на уровне субъективных переживаний и повседневных практик, когда их потребительская составляющая превалирует над созидающей. Навыки использования современных гаджетов и цифровых технологий не становятся драйвером самореализации у старшего и младшего поколений, а молодёжь от 14 до 35 довольно дифференцирована в этом вопросе.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

■ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА • ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ■ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ •

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

' НЕЗРЕЛАЯ ЦИФРОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

КУЛЬТУРА

• НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ

■ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

■ КРИЗИС ДОВЕРИЯ

' КОНСЕРВАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

• ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ

' ОТСУТСТВИЕ ЛИЧНОГО СМЫСЛА

СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

^ НЕДОСТАТОЧНАЯ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

✓ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ■Г ЖЁСТКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

V НЕХВАТКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ

^ ОТСУТСТВИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Рис. 1. Системные проблемы национальных процессов цифровой трансформации [Составлено авторами]

В таких условиях управлять процессами цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях довольно проблематично и формирование цифровых региональных и муниципальных экосистем необходимо, как представляется, начинать с формирования цифрового сознания населения, прежде всего, молодёжи [3].

Основой искомой модели коммуникации, как представляется, должен стать университет-интегратор, деятельность которого направлена на научно-методологическую поддержку цифровой трансформации, формирование цифрового сознания, создание смыслового пространства реализации национальных проектов, программ и целей прежде всего на муниципальном уровне в формате. Примером может служить областной методологический центр цифровизации личности Южного университета (ИУБиП) (рисунок 2).

Так как федеральные и опорные университеты зачастую скованы административно-бюрократическими барьерами,

интеграционными гибкими механизмами в большей степени обладают компактные, легко подстраивающиеся под запросы рынка частные образовательные учреждения, которые, в свою очередь, не обладают

достаточными финансовыми и технологическими возможностями [4], поэтому исследователи отмечают, что необходимо конвергировать возможности государственных и частных университетов в концепцию формирования институциональной среды, свободной повышать конкурентоспособность национальной экономики на основе государственно-частного партнёрства [5].

Для осознания смысла и создания ценностей цифровой трансформации на муниципальной территории совместными усилиями общественности, предпринимательства и органов власти предлагается сосредоточиться на четырёх направлениях деятельности центра цифровизации личности:

го с служб а

исследования «студенты

•работающая молодёжь^

Отраслевые направления культура бизнес

социальная сфера

'ДОШКОЛЬНИКИ «дошкольники

школьники «учащиеся СПО «школьники

учащиеся СПО «студенты «учащиеся СПО

студенты «работающая молодёжь »студенты

работающая молодёжь «работающая молодёжь

«дошкольники «школьники

•студенты

обучение «работающая молодёжь|^и^ СП0

•дошкольники • школьники

•учащиеся СПО

•студенты «учащиеся СПО

студенты »работающая молодёжь» студенты

работающая молодёжь »работающая молодёжь

•дошкольники •школьники

•дошкольники

•школьники »учащиеся СПО

.«тлллплт«, #стУАенты «учащиеся СПО »студенты .«.ашимя ГПО

методология «работающая молодежьстуденты »работающая молодёжь,^^"^,

•работающая молодёжь «работающая молодёжь

консалтинг »студенты

•дошкольники «дошкольники

•школьники »учащиеся СПО «школьники

•учащиеся СПО »студенты «учащиеся СПО

рвботающая молодежь.^,™ .работающая молодёжь -студенты

•работающая молодёжь «работающая молодёжь

Рис. 2. Структурная матрица областного методологического центра цифровизации личности [Составлено авторами].

- методологическое - до сих пор отсутствуют методические разработки по цифровой трансформации социально-экономических систем любого уровня;

- исследовательское - получение эмпирической базы для

анализа и составления оптимальных схем формирования и управления процессами цифровой трансформации;

- образовательное - необходимо трансформировать исследования и методологии в обучающие программы;

- консалтинговое - необходимо оказывать помощь социально-экономическим организациям любых направлений и масштабов в реализации цифровой трансформации (рисунок 3).

Рис. 3. Функциональная матрица областного методологического центра цифровизации личности [Составлено авторами].

Конечным продуктом областного методологического центра цифровизации личности является разработка методологии формирования цифрового сознания населения для определения оптимальных моделей управления процессами цифровой трансформации посредством создания проектно-исследовательской коллаборации всех заинтересованных групп влияния (рисунок 4).

В современных условиях сфера инновационная деятельность рассматриваются как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста конкурентоспособности экономической системы

[6]. И, несмотря на обилие организационных и правовых вопросов деятельности к платформенной модели, образовательные платформы могут выступать драйверами развития университета [1] в контексте его третьей миссии.

В том числе разрешения противоречия между массовым распространением цифровых технологий и низкой готовностью населения их использовать в профессиональной и личной жизни для формирования своего благополучия и комфортных условий жизни [7].

Рис. 4. Формирование интеллектуального продукта областного методологического центра цифровизации личности [Составлено

авторами].

Литература:

1. Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. Организационно-правовой аспект маркетинга коммерциализации научно-образовательной деятельности на примере межвузовской научно-образовательной платформы для исследования проблем управления транспортными системами и подготовки специалистов // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава

Мудрого. 2018. № 2 (27). С. 23 - 29.

2. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации. 2016. № 5 (211). С. 3 - 9.

3. Мартынов Б.В. Формирование и капитализация цифрового сознания: экосистемный подход // Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. 2019. Т. 5 № 2. С. 81- 84.

4. Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Интеграция региональной экономики в систему международного транспортного коридора как элемент национальной программы повышения производительности труда / Экономический рост: Факторы эффективного развития: монография / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. С. 38 - 46.

5. Мартынов Б.В. Онтология государственно-частного партнерства в контексте проблемы общего и единичного // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2016. Т. 2. № 2. С. 76-79.

6. Прокопенко Е.С. Условия и факторы результативного функционирования региональной инновационной системы: автореф. дис. канд. экон. наук: 25.03.09, 25.09.09 / Е.С. Прокопенко. Ростов-на-Дону, 2009. 32 с.

7. Прокопенко Е.С., Мартынов Б.В. Образовательный менеджмент в условиях транзитивной диджитализации университета // Сб. научных трудов «Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России», Т. 2. Технические, экономические, естественные и гуманитарные науки. РГУПС: Ростов-на-Дону, 2019. С. 171-174.

8. Указ о национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 20.10.2020).

References:

1. Dobrosockaja S.Ju., Martynov B.V. Organizacionno-pravovoj

aspekt marketinga kommercializacii nauchno-obrazovatel'noj dejatel'nosti na primere mezhvuzovskoj nauchno-obrazovatel'noj platformy dlja issledovanija problem upravlenija transportnymi sistemami i podgotovki specialistov // Vestnik Instituta jekonomiki i upravlenija Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo. 2018. № 2 (27). Pp. 23 - 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kuznecov E.B., Jengovatova A.A. «Universitety 4.0»: tochki rosta jekonomiki znanij v Rossii // Innovacii. 2016. № 5 (211). Pp. 3 - 9.

3. Martynov B.V. Formirovanie i kapitalizacija cifrovogo soznanija: jekosistemnyj podhod // Intellektual'nye resursy - regional'nomu razvitiju. -2019. T. 5. № 2. Pp. 81- 84.

4. MartynovB.V., Prokopenko E.S. Integracija regional'noj jekonomiki v sistemu mezhdunarodnogo transportnogo koridora kak jelement nacional'noj programmy povyshenija proizvoditel'nosti truda / Jekonomicheskij rost: Faktory jeffektivnogo razvitija: monografija / Pod obshh. Red. G.Ju. Guljaeva. Penza: MCNS «Nauka i Prosveshhenie». 2017. Pp. 38 - 46.

5. MartynovB.V. Ontologija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v kontekste problemy obshhego i edinichnogo//Intellektual'nye resursy -regional'nomu razvitiju. 2016. T. 2. № 2. Pp. 76-79.

6. Prokopenko E.S. Uslovija i faktory rezul'tativnogo funkcionirovanija regional'noj innovacionnoj sistemy: avtoref. dis. kand. jekon. nauk: 25.03.09, 25.09.09 / E.S. Prokopenko. Rostov-na-Donu, 2009. 32 p.

7. Prokopenko E.S., Martynov B.V. Obrazovatel'nyj menedzhment v uslovijah tranzitivnoj didzhitalizacii universiteta // Sb. nauchnyh trudov «Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija transporta, promyshlennosti i jekonomiki Rossii», T. 2. Tehnicheskie, jekonomicheskie, estestvennye i gumanitarnye nauki. RGUPS: Rostov-na-Donu, 2019. Pp. 171-174.

8. Ukaz o nacional'nyh celjah razvitija Rossii do 2030 goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrashhenija 20.10.2020).

— • —

Сведения об авторе:

Борис Викторович Мартынов. Частное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП)», 344068, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 33а/47. Заведующий лабораторией «Цифровая трансформация социально-экономических систем», доцент, к.ф.н., доцент; e-mail: martynov@iubip.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.