Научная статья на тему 'Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения y и z'

Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения y и z Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ / THEORY OF GENERATIONS / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL EDUCATION / DIGITAL LITERACY / DIGITAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова О.А.

В статье рассматриваются аспекты реализации задач формирования цифровой экономики и развития цифровой грамотности поколений Y и Z в России. Автор анализирует отличительные особенности поведения в цифровой среде и отношение к цифровому образованию представителей экономически активных поколений и определяет направления образовательного процесса для поколений Y и Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE DIGITAL ECONOMY AND SPECIFIC CHARACTERISTICS OF DIGITAL LITERACY GENERATIONS Y AND Z

The article deals with the generational aspects of the tasks of digital economy formation and digital literacy development in Russia. The distinctive features of behavior in the digital environment and the attitude of economically active generations to digital education are investigated. The directions necessary for use in the educational process for Generations Y and Z

Текст научной работы на тему «Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения y и z»

УДК 330:378

приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения y и z

Миронова Ольга Александровна

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий, к.э.н, доцент, e-mail: lady.sensey2010@yandex.ru

В статье рассматриваются аспекты реализации задач формирования цифровой экономики и развития цифровой грамотности поколений Y и Z в России. Автор анализирует отличительные особенности поведения в цифровой среде и отношение к цифровому образованию представителей экономически активных поколений и определяет направления образовательного процесса для поколений Y и Z

Ключевые слова: теория поколений; номика; цифровое образование; ность; цифровой интеллект

priorities of the digital economy and specific characteristics of digital literacy generations y and z

Mironova Olga А.

Rostov State University of Economics, Associate Professor of Department of Regional Economics, Industries and Enterprises, PhD, Docent, e-mail: lady.sensey2010@yandex.ru

The article deals with the generational aspects of the tasks of digital economy formation and digital literacy development in Russia. The distinctive features of behavior in the digital environment and the attitude of economically active generations to digital education are investigated. The directions necessary for use in the educational process for Generations Y and Z

эко-грамот-

Keywords: theory of generations; digital economy; digital education; digital literacy; digital intelligence

Для цитирования: Миронова О.А. Приоритеты цифровой экономики и специфические особенности обучения цифровой грамотности поколения У и Z // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 96-102.

В настоящее время в экономике большинства развитых стран происходят процессы по-стиндустрильного перехода, обусловливающего иное качество экономического роста, основанного на принципиально новых коммуникационных и информационных технологиях. Формируется так называемая новая экономика, в которой информация, представляющая собой персонифицированное знание, выступает одновременно в качестве товара, ресурса, конкурентного преимущества и средства конкурентной борьбы [1, с. 147]. В отдельный сегмент выделяется так называемая цифровая экономика, атрибутами которой являются электронная коммерция, интернет-банкинг, криптовалюты и так далее. В этой связи актуальной задачей обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности России становится развитие цифровой экономики и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Одним из приоритетных направлений такого развития является образование, которое в условиях постиндустриализации рассматривается как непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей человеческой жизни. Стремительное увеличение областей применения ИКТ, их активное внедрение во все сферы человеческой жизни и профессиональной деятельности ставит задачи повышения цифровой грамотности населения путем обучения работе с ИКТ на всех ступенях

образования - от дошкольного воспитания до системы ДПО и высшего послевузовского образования. На наш взгляд, проблемы и задачи развития цифрового образования России следует дифференцировать в зависимости от специфических особенностей представителей разных поколений, отличающихся друг от друга различным уровнем цифровой грамотности.

При разработке стратегических направлений развития цифрового образования в России представляется необходимым использовать основные положения теории поколений, адаптированной к условиям российской реальности.

Теория поколений - относительно молодое направление исследований, возникшее в начале 90-х гг. ХХ века на стыке экономики, экономической психологии, истории, культурологии и политологии. До настоящего времени эта теория не отнесена ни к одной из перечисленных наук, равно как и не приобрела статус самостоятельной отрасли научного знания. Основоположниками данной теории принято считать американских ученых - историка Нейла Хоува и экономиста Уильяма Штрауса, которые в 1991 г., при изучении двадцатилетних циклов развития американской экономики ХХ в., выявили определенные закономерности в поведении и стратегиях жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, но родившихся в одни и те же временные интервалы, то есть объединенных рамками одного поколения.

По мнению ученых, традиционный конфликт поколений не связан с возрастными противоречиями, иначе по достижении определенного возраста все индивиды приобретали бы свойственные ему ценностные установки и стратегии поведения. Однако этого не происходит: по достижении возраста своих родителей дети реализуют иные, чем у их отцов и дедов, модели поведения. Это обусловлено тем, что в разное время, под влиянием различных общественных событий, которые накладывают отпечаток на жизнь нации и конкретных индивидов, у представителей разных поколений формируются разные ценности. При этом под ценностями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальным группам и каждой отдельной личности [2, с. 34-37].

Если говорить о детях, то система базовых ценностей формируется у ребенка, как правило, до 12-14 лет, когда он еще не дает нравственную оценку происходящим вокруг него общественным событиям, а лишь учится жить в этих условиях. В этот период у индивида закладываются подсознательные глубинные ценности; большинство из них незаметны, но в дальнейшем поколения живут и действуют под их влиянием. Так, представители поколения, пережившего голод, тяжелое военное время, склонны к экономии средств, бережному

отношению к продуктам питания и одежде, сбережению накоплений «на черный день», умению довольствоваться малым, в то время как поколение, чьи базовые ценности были сформированы в условиях относительной социально-экономической стабильности, в большей степени реализуют технологии жизни, ориентированные на успех (нацеленность на перспективу, амбициозность, лидерские качества). Постепенно накопленная «база данных» и начинает формировать личность [3, с. 46].

Применение теории поколений в России имеет свою специфику, обусловленную особенностями исторического развития страны. Классификация поколений с позиций теории Хоува-Штрауса, адаптированная к российским условиям отечественными исследователями Евгенией Шамис и Алексеем Ан-типовым, с учетом базовых ценностей, сформированных общественными событиями, происходившими в ХХ в., представлена в табл. 1.

Примерно каждые 20 лет происходит смена поколений. Люди, рожденные на стыке поколений, относятся к переходному или так называемому эхо-поколению. Они обладают ценностями обеих поколенческих групп.

Одной из приоритетных задач социально-экономического развития России в ближайшей перспективе становится цифровизация экономики, а также формирование общероссийского единого электронного образовательного пространства,

Таблица 1

Адаптированная российская версия классш жкации поколений Хоува-Штрауса [5, с. 24]

Поколение GI General Item или победители Поколение P Pensioners или молчаливые Поколение BB BabyBoomers, или беби-буме-ры,бумеры Поколение X или иксы, неизвестные, кочевники, дети с ключом на шее Поколение Y Millenials, Next, или игреки, миллениалы Поколение Z или дети индиго, альфа

1900-1923 1923-1943 1943-1963 1963-1983 1983-2003 2003-2023

Осень Зима Весна Лето Осень Зима

Политические и экономические процессы, оказавшие влияние на формирование поколений

Революция 1905 г., Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, военный коммунизм, коллективизация, электрификация. Сталинские репрессии, Великая Отечественная война, восстановление после войны разрушенного хозяйства страны. Бум рождаемости, полет человека в космос, хрущевская «оттепель», «холодная война», СССР - мировая сверхдержава. Продолжение «холодной войны», биполярный мир, введение войск в Афганистан, Чернобыльская авария (1986 г.), очереди и талоны, перестройка. Распад СССР, рыночная трансформация, «лихие 90-е», теракты, военные конфликты, экономический кризис 1998 г., развитие интернет-технологий, бренды. Мировой финансовый кризис, экономический кризис. 20082010гг. в России, формирование нового многополярного мира, санкции, люди, рожденные в эпоху цифровых технологий.

Базовые ценности

Трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность коммунистической идеологии, категоричность. Преданность, соблюдение правил, уважение к должности и статусу, жертвенность, терпение, подчинение, экономность. Идеализм, оптимизм, молодость, здоровье, коллективизм, ориентация на команду, личностный рост, вовлеченность, индивидуальное вознаграждение. Выбор, глобальная информированность, индивидуализм, непрерывное обучение и образование, прагматизм, «время - деньги», надежда на себя. Изменения, оптимизм, удовольствия, жизнь «здесь и сейчас», интересная работа, немедленное вознаграждение, инфантилизм,-технический профессионализм. Система ценностей находится в процессе формирования, ранняя цифровая грамотность, затруднения с коммуникацией и социализацией.

Модель цифровой грамотности Дага Белшоу

которое представляет собой платформу, сформированную в результате комплекса организационно-технических мер, обеспечивающую электронную среду для полноценного образовательного процесса и возможность доступа с любой точки планеты [4]. В качестве одного из базовых направлений поставленной цели выступает формирование цифровой грамотности экономически активного населения РФ.

В общем виде само понятие «грамотность» может пониматься как определенная степень владения основными когнитивными навыками, такими как счет, чтение и письмо на родном языке. Цифровая же грамотность в постиндустриальной экономике выходит далеко за рамки данного определения, поскольку в современных условиях она коррелирует как с информационной, так и с научной грамотностью. Цифровая грамотность, в широком смысле слова, предполагает способность создавать и использовать какой-либо контент с помощью цифровых технологий, иметь навыки компьютерного программирования, пользоваться поиском и обменом информацией, коммуникацией с другими людьми [5, с. 52].

Так, согласно точке зрения известного консультанта в области новых технологий Дугласа (Дага) Белшоу, современная модель цифровой грамотности включает в себя восемь обязательных элементов (см. рисунок). Представленные на рисунке элементы являются обязательными для всех экономически

активных поколений, а, следовательно, владеть или стремиться к овладению ими должен каждый современный человек. Остановимся более подробно на отдельных, наиболее значимых элементах цифровой грамотности.

Цифровое гражданство, а также связанная с ним цифровая конфиденциальность и критическое восприятие цифровой информации представляет собой основу безопасного и продуктивного пребывания индивида в виртуальном мире. Если основы компьютерной грамотности и цифрового предпринимательства все чаще становятся предметом изучения в школах и вузах, то вопросы цифрового гражданства и цифровой безопасности часто остаются за рамками обучения школьников и студентов, хотя обучение этим навыкам должно начинаться с возраста, как только ребенок получает доступ к первому электронному девайсу. На сегодняшний день встает актуальный вопрос: кто и как должен обучать этому подрастающее поколение, если взрослые - родители и педагоги, - относящиеся к поколениям нецифровой эпохи, слабо ориентируются в информационно-коммуникационных технологиях и не могут донести до детей необходимые знания. В результате общество наблюдает, как дети младшего возраста и подростки оказываются в зоне кибер-риска (зависимость от гаджетов, ки-бербуллинг, сайты суицидальной или террористической направленности и так далее). Во многих случаях именно из виртуальной реальности

представители подрастающего поколения перенимают модели поведения, затрудняющие социальную коммуникацию в реальном мире.

Навыки, необходимые сегодня каждому пользователю цифровых технологий (или ^ка1-навыки), представлены в табл. 2.

Следует подчеркнуть, что цифровая грамотность и цифровое образование в целом должны быть направлены на то, чтобы научить человека контролировать «информационный шум», облегчить адаптацию в цифровой реальности и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

В качестве одного из путей достижения цифровой грамотности населения России предлагается радикальная трансформация традиционно используемых университетами форм обучения, предполагающая замену аудиторных занятий работой студента с преподавателем в онлайн-и офлайн- режимах в порядке использования дистанционных методов обучения. Так, согласно утверждению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций, которые будут заменены электронными он-лайн-курсами. По его словам, посещаемость лекций студентами в российских вузах составляет в среднем всего 15-17 %. Переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования. При этом Ярослав Кузьминов дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным» [6, с. 5]. На взгляд автора, прежде чем осуществлять реализацию данной инициативы как в порядке эксперимента, так и в виде возможной реформы высшего образования в России, представляется необходимым ее рассмотреть в разных аспектах, в том числе через призму теории поколений.

В настоящее время в России живут представители следующих поколений: «молчаливое поколение» (1923-1943 г.р.), «беби-бумеры» (1943-1963 г.р.), «поколение Х» (1963-1983 г.р.), «миллениалы или поколение У» (1983-2003 г.р.), «поколение 2» (20032023 г.р.). Наиболее экономически активными, как оказалось, являются поколения Х и У, в то время как все большее число бэби-бумеров переходит в разряд пенсионеров, чья экономическая активность существенно снижается в силу невысоких пенсионных доходов. Этим российские беби-бумеры отличаются от западных представителей данного поколения, продолжающих оставаться экономически активными и после выхода на пенсию. Представители же поколения 2 в настоящее время получают школьное образование и готовятся к выходу в качестве потребителей на рынок образовательных услуг, предоставляемых колледжами и университетами. Таким образом, основными участниками процесса цифро-визации среднего общего, среднего профессионального и высшего образования становятся поколение 2 и младшая его часть У.

Если граница между поколениями Х и У (то есть временной период, когда большая группа людей явно отличается от предыдущей) пролегает достаточно четко, то разница между поколениями милле-ниум и поколением 2 размыта во времени и может быть определена лишь с большой долей условности. Более того, в самом поколении 2 ряд исследователей выделяет подпоколение А - альфа (это дети, родившиеся после 2010 г.), отличающееся от 2 большей степенью самостоятельности. Тем не менее, в целом для всего поколения 2 общей характеристикой является врожденная технологическая грамотность. Если становление ценностной системы поколения У фактически совпало с развитием Интернет-технологий в России, то поколение 2 никогда не жило в так называемой доцифровой эпохе, и эти люди просто не представляют мир иным. Для поколения 2

Таблица 2

№ п/п Навык Содержание

1. Э1дка1-личность. Способность создавать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и офлайн.

2. Управление временем, проведенным перед экраном. Способность распределять время у экрана девайса, справляться с мультитаскин-гом, развивать самоконтроль для предотвращения интернет-зависимости.

3. Противостояние кибербуллингу. Способность распознавать признаки кибербуллинга и правильно на них реагировать.

4. Кибербезопасность. Умение защищать свои данные с помощью надежных паролей, нейтрализовать различные кибератаки.

5. Защита частной жизни. Умение правильно распоряжаться собственной частной информацией в сети с целью защиты частной жизни.

6. Цифровые следы. Способность понимать происхождение цифровых следов (электронные письма, тексты, сообщения в блогах, твиты, фотографии, комментарии к видео на УоиШЬе, лайки в БасеЬоок, а также статистика посещения веб-сайта, история поисковых запросов, записи о передвижениях людей, о телефонных звонках) и последствия их снятия в реальной жизни, ответственное к ним отношение.

7. Э1дка1-эмпатия. Способность проявлять сопереживание к нуждам и чувствам индивидов, выраженным онлайн.

Необходимые digital-навыки, которые должно формировать цифровое образование (составлена автором)

Интернет является естественной средой, а умение работать с цифровыми технологиями - повседневной практикой: они с детства оперируют цифровыми устройствами как профессионалы.

Изучение ценностей поколения Z привело к появлению новых терминов - DQ (Digital Intelligence) - цифровой интеллект, Digital Native. Собственно, поколение Z - коренные жители мира цифровых технологий, и Digital Immigrants - цифровые иммигранты, то есть это их родители - поколение X и старшая часть поколения Y [3, с. 51].

Как уже отмечалось выше, цифровые технологии являются для представителей поколения Z повседневной реальностью, в которой они отлично адаптированы. Поколение Z владеет цифровыми технологиями настолько хорошо, что их не нужно обучать цифровой грамотности, - они просто не представляют себе, как можно не знать того, что для них является само собой разумеющимся. Более того, они сами могли бы обучать цифровой коммуникации представителей более ранних поколений. Но в этом есть и обратная сторона медали -достаток, обилие возможностей делают поколение Z капризным, в чем-то оно лишается умения прикладывать усилия для достижения целей, решать проблемы, идти на компромиссы и еще одна особенность - их может преследовать страх неудач.

Появилось еще одно название поколения Z - поколение «памперсников»: в отличие от всех предшествующих поколений поколению Z с младенчества не нужно делать ничего, чтобы оставаться сухими. Психологи отмечают, что это во многом определяет и дальнейшее их поведение в более взрослом возрасте. В частности, уже в игровой деятельности дошкольников и младших школьников проявляются сложности в социальной коммуникации: как только в игре наступает момент, когда ее участникам необходимо договориться, дети покидают игру. Можно предположить, что в дальнейшем неумение поколения Z разбираться в тонкостях взаимоотношений людей в обычной, а не виртуальной реальности, нежелание находить точки соприкосновения с другими людьми неизбежно приведут к сложностям в создании семьи, неумению работать в команде, в том числе с представителями других поколений. По мнению экономистов и социологов, разобщение внутри поколения Z будет усиливаться также за счет действия других факторов, в частности, все более нарастающей урбанизации. Стремительный рост и технологическое развитие городов, особенно в мегаполисах, приведет ко всё большему отставанию провинции, что повлечет за собой все сильнее увеличивающийся разрыв и усложнение социальной коммуникации между представителями поколения Z, живущими в городах и в сельских территориях, в столице и в провинциальных муниципальных образованиях.

Что же касается поколения Y, младшие представители которого также могут стать участниками процессов реформирования высшего образования

с целью овладения цифровыми технологиями, то и здесь все также далеко не однозначно. Характерной чертой этого поколения является то, что его представители не спешат принимать на себя обязанности и обязательства взрослой жизни из-за наглядных негативных примеров жизни и деятельности предыдущего поколения (их родители рано женились, легко разводились, много времени проводили на работе). Люди поколения У склонны оттягивать переход во взрослую жизнь как можно дольше, чем их сверстники предыдущих поколений. Их называют поколением Питера Пэна: ведут себя так, будто собираются жить вечно, оставаясь в состоянии вечной молодости или затянувшегося детства.

Поздние представители поколения У - современные студенты и старшие школьники - похожи на представителей поколения Ъ тем, что и те и другие выросли в тепличных условиях: у них всегда была еда, игрушки, деньги. «Игреки привыкли, что все их желания выполняются, они несколько идеалистичны и даже непрактичны, но что больше всего расстраивает Иксов, - они плохо адаптированы в окружающем мире» [7]. В силу этого инфантилизма людям поколения У зачастую бывает трудно раскрыть свои способности, вследствие чего им требуется опытный наставник. Именно по этой причине в настоящее время набирают все большую популярность технологии коучинга. Взаимодействие между поколением У и более старшими поколениями, происходящее при непосредственном контакте, в частности, в рамках вузовской среды - в университетской лекционной аудитории, на практических занятиях - помогают представителям разных поколений развивать и влиять друг на друга: представители поколения X и беби-бумеры несколько «приземляют» молодых людей поколения У, а последние в свою очередь наглядно демонстрируют старшим, как жить здесь и сейчас [8].

Отношение студентов поколения У к перспективе внедрения в практику вузов дистанционных форм обучения также неоднозначно.

В 2016-2018 гг. автором были проведены опросы среди студентов, обучавшихся на 1-4 курсах двух вузов г. Ростова-на-Дону: ЧОУ ВО Южный Университет (ИУБиП) и ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Студентам было предложено ответить на вопросы, касающиеся их ценностных ориентиров, приемлемых и неприемлемых моделей поведения, а также было предложено определить наиболее эффективные, с точки зрения возможностей получения знаний и применения их на практике, формы занятий. Всего в опросе приняло участие 300 студентов очной и заочной форм обучения. Так, более 50 % респондентов в качестве базовой ценности своего поколения прямо или косвенно определили высокий уровень образования. При этом большинство студентов считает, что традиционные формы занятий в виде потоковых лекций и семинаров, на которых воспроизводится лекционный материал, уже

изжили себя. Лишь 55 человек (18,3 % опрошенных) считает необходимым сохранение проведения занятий в традиционной форме. Большинство же студентов отмечает, что наиболее тяжелой формой учебной работы для них являются лекции, «поскольку приходится много и быстро писать», им трудно удерживать и концентрировать внимание на учебном материале дольше двадцати минут («мы просто бездумно записываем, не вдаваясь в смысл того, что конспектируем»).

Однако еще меньшее число респондентов (42 человека, или 14,1 %) готово обучаться дистанционно в режиме онлайн. В большинстве своем положительное отношение к подобным технологиям обучения высказывают студенты-заочники, однако и они отмечают, что во многих случаях возникают вопросы, ответы на которые они могут получить только в учебной аудитории у преподавателя или у своих сокурсников в процессе непосредственного живого общения. Среди комментариев к ответам достаточно распространенной была точка зрения о том, что записанные и выложенные в электронной информационно-образовательной среде вуза видеолекции неинтересны студентам, и, скорее всего, они вообще не будут востребованы при подготовке к экзаменам или практическим занятиям, а дистанционное обучение превратится в формальный процесс и даже профанацию, не дающую необходимых для профессиональной деятельности и карьерного роста знаний.

Подавляющее же большинство респондентов (203 человека, или 67,6 % опрошенных) отмечает, что наиболее эффективной формой обучения является сочетание традиционных и интерактивных технологий, предполагающих короткую лекцию с написанием конспекта и закрепление полученного материала с помощью дискуссий, деловых и ролевых игр, тренингов, выполнения проектных работ в цифровой среде. Клиповое мышление требует частого и быстрого переключения в ходе учебного занятия на различные виды деятельности, что позволяет сохранять интерес и концентрацию внимания студентов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможный перенос образовательного процесса в цифровое пространство будет малоэффективным как для поколения 2, прекрасно адаптированного к виртуальной реальности, но нуждающегося в социализации в реальном мире, так и для поколения У, которое, владея цифровыми технологиями, с одной стороны, хочет получать реальные знания, необходимые для дальнейшего трудоустройства и карьерного продвижения, с другой - желает рассматривать образование как увлекательный творческий процесс, дающий возможность получения удовольствия от раскрытия своих способностей.

На взгляд автора, наиболее приемлемыми для поколения Х, при прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации в условиях непрерывного образования,

представляются цифровые дистанционные формы обучения.

Реализация задач развития цифрового образования для современного контингента студентов поколения У - стыкового эхо-поколения и идущих за ним поколений 2 и А - может происходить по следующим направлениям:

- оснащение учебных аудиторий современными гаджетами, использование электронных книг и пособий;

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- поощрение проявлений взаимопомощи и взаимной поддержки среди обучающихся;

- использование инновационных образовательных технологий, деловых и ролевых игр, тренингов на сплочение команды и принятие совместных решений;

- внедрение в учебный процесс компьютерных игр (различных симуляций, квестов и так далее), проектных работ;

- введение коучинга как учебной дисциплины для внедрения в образование таких навыков, как целеполагание и достижение поставленных целей и задач;

- привлечение в учебные заведения преподавателей-практиков, достигших успеха в той или иной профессиональной области.

В условиях дальнейшего развития Интернет-экономики очень важно не разрушить, а наоборот, усилить взаимодействие поколений в цифровой среде. Расширение сферы электронной коммерции и электронного денежного обмена ставит задачи обучения цифровой грамотности в первую очередь тех поколений, которые в меньшей степени знакомы с данной средой - это бэби-бумеров и поколения X. Этому их могут научить только дети и внуки, то есть поколения У и 2. В свою очередь, накопленный жизненный опыт, знания и мудрость старших поколений помогут поколениям У и 2 овладеть основами информационной безопасности, будут способствовать развитию навыков осознанного времяпрепровождения в виртуальной реальности, а главное - позволят детям цифрового мира не потеряться и не чувствовать себя незваными гостями в мире реальном.

Согласно Дагу Белшоу, не существует единственно верной стратегии правильного цифрового поведения, единой формы цифровой грамотности, которую можно навязывать всем. Направления, методы и способы цифровой грамотности варьируются в зависимости от культурных обстоятельств, социальных контекстов и возраста пользователя.

Библиографический список:

1. Игнатова Т.В., Миронова О.А., Солодков Г.П. Современные мирохозяйственные процессы: глобализация, интеграция, регионализация. Учебное пособие

для студентов по специальности «Мировая экономика» / Т. 1. Ростов-на-Дону. 2007.

2. Howe, Neil; Strauss, William. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. Broadway Books. 1997. 400 p.

3. Миронова О.А. Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. № 3 (59). С. 45-52.

4. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации // Цифровая библиотека по философии: URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000892/ index.shtml (дата обращения: 20.12.2018).

5. Шамис Е. Антипов А. Теорияч поколений. - М.: Институт Синергия. 2016

6. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Статистика и Экономика. 2013. № 5. С. 51-55.

7. Лекции переносят в онлайн-аудиторию. Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате // «Коммерсантъ» № 179. 02.10.2018.

8. Фуколова Ю. Иду на Х. URL: https://www.kommersant. ru/doc/2483998 (дата обращения: 20.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.