Управление цифровым пространством стран ЕАЭС
Галл Максим Владимирович
помощник председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии, [email protected]
Начевский Михаил Владимирович
ассистент базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Цифровые технологии в настоящее время играют определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов, и цифровая трансформация ключевых бизнес-процессов сегодня необходимое условие для обеспечения устойчивости и углубления интеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза. Цифровая трансформация на пространстве ЕАЭС должна сопровождаться комплексом мер по переводу не только аналоговых документов в цифровые, но и сами отношения должны стать цифровыми. 26 декабря 2016 года главами Евразийского экономического союза было подписано заявление в котором отмечалось что, мировая экономика находится на этапе глубоких преобразований, происходит цифровая трансформация в повседневной жизни, бизнесе и государственном управлении. Для укрепления единого экономического пространства и углублению сотрудничества государств-членов необходимо развитие цифровой экономики государств-членов и формирование цифровой повестки Союза. Условием формирования цифровой повестки были определены: разработка нормативно-правовой базы цифровой экономики государств-членов ЕАЭС, подготовка предложений и обмена опытом в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, создание государственно-частных партнерств в области цифровой экономики, стимулирование и поддержка цифровых инициатив и проектов, поддержка диалога между всеми заинтересованными организациями и гражданами стран ЕАЭС. Приоритеты цифровой повестки, сформированные в 2017 г., не содержат положений, которые признаны актуальными в условиях пандемии и иных новых вызовов, стоящих перед государствами-членами на текущем этапе. Также следует отметить, что реализуемые в настоящее время проекты цифровой повестки представляют собой базовые компоненты потенциальных союзных цифровых экосистем, максимальная эффективность которых может быть обеспечена только их дальнейшим развитием. Важной проблемой при осуществлении цифровой повестки остается невысокая заинтересованность государств-членов в реализации союзных решений в этой сфере. Все страны Союза имеют собственные программы цифрового развития, национальные приоритеты и проекты. С учетом изложенного представляется целесообразным рассмотреть вопрос осуществления скоординированных действий государств-членов в цифровой сфере по приоритетным вопросам цифровой повестки Союза (после ее актуализации), в том числе разработать комплекс мер по формированию и доработке национальных информационных ресурсов, необходимых для реализации цифровой повестки и сформировать требования к интероперабельности информационных систем, задействованных в решении задач цифровой повестки. Ключевые слова: ЕАЭС, цифровая трансформация, правовая основа, цифровизация, интеграция, нормативные правовые акты
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Стратегической задачей, стоящей перед Комиссией, является создание прочной нормативно-правовой базы Союза, обеспечивающей последовательное формирование цифрового пространства ЕАЭС.
Цифровые технологии в настоящее время играют определяющую роль в конкурентоспособности стран и экономических союзов, и цифровая трансформация ключевых бизнес-процессов сегодня необходимое условие для обеспечения устойчивости и углубления интеграционных процессов внутри Союза.
Цифровая трансформация стала главной движущей силой экономического роста, и возможности, предоставляемые цифровыми технологиями для трансформации экономики ЕАЭС, беспрецедентны, особенно в сложившейся геополитической ситуации в мире [1].
Важно подчеркнуть фундаментальное отличие цифровых отношений от аналоговых: скорость изменений в «цифре» выросла на порядки. Так, например, объём рынка ИТ-услуг Российской Федерации — один из ключевых индикаторов цифро-визации — в 2020 году увеличился на 14%, а в 2021 году уже на 17%. Соответственно, и скорость реакции на такие изменения со стороны Союза и государств-членов также должна существенно возрасти.
Устоявшаяся структура Союзного взаимодействия создает предпосылки для формирования мощного синергетического эффекта от экономик стран за счет отказа от конкурирующих решений в пользу интеграционных решений во всех областях экономики. В случае цифрового пространства и цифровых сервисов, создание таких союзных интеграционных решений позволит повысить эффективность использования уже инвестированных в экономику стран средств за счет наращивания функциональности существующих и используемых на национальном уровне цифровых сервисов путем интеграции их с аналогичными сервисами в других странах, обеспечивая бесшовность и инте-роперабельность на пространстве ЕАЭС.
Для реализации такого подхода необходимо внедрить положения, касающиеся использования существующих и создания новых цифровых сервисов на наднациональном и национальном уровнях,
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
см см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
которые должны стать неотъемлемой частью вновь принимаемых актов Союза.
Цифровые сервисы национального уровня использующие согласованные принципы проектирования и опубликованные в рамках единого трансграничного цифрового пространства Союза позволят сократить типовые процедуры, выполняемые в рамках административных процессов государственного управления, связанных с проверкой и подтверждением документов, за счет сквозных автоматических процессов, реализованных на пространстве Союза.
Таким образом, задачей Комиссии становится разработка принципиально нового правового механизм, предусматривающего включение в акты союза положений, регулирующих вопросы создания и использования цифровых сервисов, необходимых для обеспечения возможности применения актов союза в «цифровом» виде.
Анализ принятых и предлагаемых к принятию нормативных правовых актов Союза показывает, что они не предусматривают положений, касающихся цифровых, безбумажных форматов взаимодействия. Участникам правоотношений, по существу, навязывается безальтернативный путь реализации своих прав и интересов в аналоговой форме.
Существуют акты, в которых цифровые форматы предусмотрены, вместе с тем в них отсутствуют нормы, определяющие конкретные полномочия Комиссии по оперативному принятию необходимых изменений, корректировке цифровых отношений, управлению цифровой трансформацией [2].
Предметом регулирования и субъектами актов Комиссии в большинстве случаев являются организации, физические лица, уполномоченные органы, которые идентифицируются бумажными документами, взаимодействуют посредством обмена бумажных документов, предоставляют данные и контролируют исполнение соответствующих актов тоже в бумажной (аналоговой) форме.
Цифровая трансформация на пространстве ЕАЭС должна сопровождаться комплексом мер не только по переводу аналоговых документов в цифровые, но и сами отношения должны стать цифровыми.
Таким образом, смена концептуального ориентира в регулировании отношений (с аналоговых на цифровые) должна сопровождаться качественным изменением самих нормативных правовых актов, их структуры и содержания.
Так, целевой моделью вновь принимаемых нормативных актов должна стать модель, обеспечивающая идентификацию, предоставление данных и контроль исполнения нормативных актов в цифровом виде. И на сегодняшний день для реализации данного решения созданы все предпосылки, в государствах-членах Союза уже существует опыт
практической реализации контроля за исполнением поручений полностью в автоматизированном «цифровом» режиме и не только на национальном уровне, но и в рамках межстранового взаимодействия.
Одним из ярких примеров служит Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении (далее - Соглашение), на основании которого (п.п. 4, 5, 6 статьи 9) оснащение автотранспортных средств навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС/БейДоу, осуществляющих международные автомобильные перевозки РФ-КНР, а также осуществление обмена навигационной информацией с использованием соответствующих цифровых сервисов, созданных на территории государств о движении автотранспорта, является обязательным. [3]
Для обеспечения реализации положений Соглашения Минтранс России в период март - июнь 2021 года организовал создание «Контура контроля международных автомобильных перевозок Россия - Китай». В рамках выполнения работ актуализирован и согласован с китайской стороной Протокол межсерверного обмена, осуществлена организация обмена телематической информации между российским и китайским сегментами. Таким образом, контроль за исполнением принятого соглашения осуществляется полностью в цифровом виде.
Для решения этой задачи на пространстве Евразийского экономического союза в структуру вновь принимаемых актов Союза должна быть включена «цифровая глава», устанавливающая перечень программно-технических средств, а также положения, которые регулируют применение существующих или вновь создаваемых цифровых сервисов в рамках единого цифрового пространства Союза.
Кроме того, в указанный перечень должны быть включены программно-технические средства национального и наднационального уровня, обеспечивающие возможность контроля исполнения принятого акта в цифровом виде для всех сторон.
При этом важно обратить внимание не только на скорость, но и на «стоимость» имплементации принимаемого акта или внесения изменений в него: временные и трудовые затраты сотрудников Комиссии, органов государственной власти государств-членов ЕАЭС, затраты бизнеса на адаптацию к его требованиям [3].
Полагаем, что максимальная цифровизация заложенных в акте требований и предписаний, позволит государственным органам существенно снизить временные и трудовые затраты при его принятии или изменении, а бизнесу - транзакционные издержки при выполнении его требований и перестройке бизнес-процессов в случае изменения этих требований [15].
Сокращение типовых процедур, выполняемых в рамках административных процессов, в том числе связанных с проверкой и подтверждением реализации поручений, утверждённых актами Союза, за счет внедрения сквозных автоматических процессов, основанных на цифровых технологиях, позволят обеспечить эффективное и открытое для общества функционирование органов государственной власти стран-участниц ЕАЭС, а также органов Союза за счет исполнения ими своих функций и оказания услуг в электронном виде на основе цифровых технологий [14].
Таким образом можно сделать следующий вывод: сейчас, особенно в реалиях действия санкци-онных ограничений, перед Комиссией стоит задача: не останавливаясь в развитии и внедрении цифровых решений и в запуске цифровых проектов, но глядя в завтрашний день с учетом задач цифровой трансформации, обеспечить тесную взаимосвязь цифровых технологий, данных, процессов и инфраструктуры внутри Союза.
Таким образом, внедрение идеологии «цифровая глава» - может стать новой ступенью интеграции, направленной на участие всех государств-членов в построении высоко эффективного Союза в цифровом пространстве, с учетом сложившейся геополитической ситуации в мире, с целью повышения устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС.
В качестве примера предлагается рассмотреть подписанное странами ЕАЭС в рамках заседания Межправсовета 01.02.2019г. Это важный документ для Союза, который поможет государствам-членам сформировать единое транспортное пространство, общий внутренний рынок водных транспортных услуг, будет способствовать реализации транзитного потенциала и развитию транспортных комплексов.
Документ упрощает взаимный доступ судов под флагами стран ЕАЭС к внутренним водным путям других государств-членов. Сейчас действует разрешительная система доступа к водным путям. Документ позволит перейти к уведомительной системе: доступ судов к плаванию под флагом государств-членов будет осуществляться на основе уведомления.
Также теперь будут взаимно признаваться судовые документы, квалификационные документы капитана и членов экипажей судов.
Соглашение дает право на двусторонние перевозки грузов, пассажиров и их багажа между государством-членом флага судна и другой страной-участницей на смежных внутренних водных путях, а также транзитный проход по внутренним водным путям.
Результаты анализа принятого документа выявили единственное возможное использование аналоговых форм взаимодействия при реализации данного соглашения. Плавание судов под
флагами государств-членов по внутренним водным путям на территориях государств-членов, открытых для плавания судов в соответствии с законодательством государств-членов, осуществляется на основании заявления, подаваемого судовладельцем или его представителем в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся внутренние водные пути, не позднее чем за 10 календарных дней до захода судна на внутренние водные пути.
Уполномоченный орган государства-члена оповещает заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход в случае принятия отрицательного решения [8].
Таким образом, уже на этапе разработки и принятия этого Соглашения комиссия вводит и фиксирует необходимость реализации межгосударственного аналогового процесса взаимодействия. В тексте используются термин - Заявление в контексте необходимости формирования и направления бумажного документа юридическим лицом одного государства в уполномоченный орган другого государства. Аналогичным образом описан формат ответа этого уполномоченного органа - Оповещает, подразумевая направление бумажного (аналогового) документа в качестве ответа.
Литература
1. Мартынов Б.В. Онтология государственно-частного партнерства в контексте проблемы общего и единичного // Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. - 2016. - Т. 2, No 1. - С. 76 - 79.
2. Винокуров Е.Г. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС [Электронный ресурс] // URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id =3157530 (Дата обращения 05.01.2020).
3. Отчёт о собрании комитета ЕАЭС от 10.06.2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ (Дата обращения 05.01.2020).
4. Мартынов Б.В., Прокопенко Е.С. Интеграция региональной экономики в систему международного транспортного коридора как элемент национальной программы повышения производительности труда // Экономический рост: Факторы эффективного развития: монография / под общ.ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза, 2017. - С. 38 - 46.
5. Статистика Евразийского экономического союза «Об основных социально- экономических показателях Евразийского экономического союза»
6. Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. ЕАЭС: правовые риски и возможности экосистемы МТК // Логистика - евразийский мост: мат-лы XIV Международ. науч.-практ. конф. (24-29 апреля 2019 г., Красноярск, Абакан, Кызыл) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2019. - Ч.1. - С. 202 - 206.
х
X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м м
CS CS
о
CS CO
о
Ш
m
X
<
m о x
X
7. Мартынов Б.В. Применение нечеткой логики в маркетинговом управлении международным транспортным коридором // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2019. - No 1. -С. 245- 249.
8. Таможенный" кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение No 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономическо- го союза).
9. Рекомендация No 33. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами. Европейская экономическая комиссия. Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). 2004 г. Номер документа ECE/TRADE/352.
10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05. 2015 No 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе ре-гулирова- ния внешнеэкономическое деятельности. URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37712/ (дата обращения: 18.04.2021).
11. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 No 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»).
12. Распоряжение ФТС России от 29.10.2020 No 395-р «О проведении эксперимента».
13. Приказ ФТС России от 26.09.2012 No 1926 «Об утверждении перечня типовых структурных подразделе- ний таможенных органов Российской Федерации».
14. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 6 (108). С. 116-123.
15. Ляндау Ю.В. Построение процессно-проект-ной организационной структуры управления Управление в России: проблемы и перспективы. 2017. № 1. С. 17-22.
Management of the digital space of the EAEU countries
Gall M.V., Nachevsky M.V.
Board of the Eurasian Economic Commission, PRUE
Digital technologies currently play a decisive role in the competitiveness of countries and economic unions, and the digital transformation of key business processes today is a necessary condition for ensuring the sustainability and deepening of integration processes within the Eurasian Economic Union. Digital transformation in the EAEU space should be accompanied by a set of measures to translate not only analog documents into digital, but also the relations themselves should become digital. On December 26, 2016, the heads of the Eurasian Economic Union signed a statement in which it was noted that the world economy is at the stage of deep transformations, digital transformation is taking place in everyday life, business and public administration. In order to strengthen the common economic space and deepen cooperation between the member States, it is necessary to develop the digital economy of the member States and form the digital agenda of the Union. The conditions for the formation of the digital agenda were defined as:
development of the regulatory framework for the digital economy of the EAEU member states, preparation of proposals and exchange of experience in the field of protection and protection of intellectual property rights, creation of public-private partnerships in the field of digital economy, promotion and support of digital initiatives and projects, support for dialogue between all interested organizations and citizens of the EAEU countries. The priorities of the digital agenda, formed in 2017, do not contain provisions that are recognized as relevant in the context of a pandemic and other new challenges facing Member States at the current stage. It should also be noted that the digital agenda projects currently being implemented represent the basic components of potential union digital ecosystems, the maximum effectiveness of which can only be ensured by their further development. An important problem in the implementation of the digital agenda remains the low interest of the Member States in the implementation of union decisions in this area. All countries of the Union have their own digital development programs, national priorities and projects. On some issues, there is a lack of coordination of actions both in terms of timing and directions. A striking example is the issue of circulation of cryptocurrencies and digital financial assets. Taking into account the above, it seems appropriate to consider the implementation of coordinated actions of the Member States in the digital sphere on priority issues of the digital agenda of the Union (after its actualization), including developing a set of measures for the formation and refinement of national information resources necessary for the implementation of the digital agenda and to form requirements for the interoperability of information systems involved in solving digital subpoenas. Keywords: EAEU, digital transformation, legal framework, digitalization,
integration, regulatory legal acts References
1. Martynov B.V. Ontology of public-private partnership in the context of the
problem of the general and the singular // Intellectual resources for regional development. - 2016. - T. 2, No 1. - P. 76 - 79.
2. Vinokurov E.G. Transport corridors of the Silk Road: the potential for growth
of cargo flows through the EAEU [Electronic resource] // URL: https://pa-pers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3157530
3. Report on the meeting of the EAEU committee dated 06/10/2018 [Elec-
tronic resource]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ (Accessed 01/05/2020).
4. Martynov B.V., Prokopenko E.S. Integration of the regional economy into
the system of the international transport corridor as an element of the national program for increasing labor productivity // Economic growth: Factors for effective development: monograph / ed. G.Yu. Gulyaeva -Penza, 2017. - S. 38 - 46.
5. Statistics of the Eurasian Economic Union "On the main socio-economic
indicators of the Eurasian Economic Union"
6. Dobrosotskaya S.Yu., Martynov B.V. EAEU: Legal Risks and Opportunities
for the ITC Ecosystem // Logistics - Eurasian Bridge: Materials of XIV International. scientific-practical. conf. (April 24-29, 2019, Krasnoyarsk, Abakan, Kyzyl) / Krasnoyar. state agrarian un-t. - Krasnoyarsk, 2019. -Part 1. - S. 202 - 206.
7. Martynov B.V. Application of fuzzy logic in the marketing management of
the international transport corridor // Intellectual resources for regional development. - 2019. - No 1. - S. 245-249.
8. Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29,
2019) (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union).
9. Recommendation No 33. Recommendation and guidelines for the estab-
lishment of a one-stop-shop mechanism to improve the effective exchange of information between trade organizations and government agencies. European Economic Commission. Center for Trade Facilitation and Electronic Business (UN/CEFACT). 2004 Document number ECE/TRADE/352.
10. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated 08.05. 2015 No 19 "On the Action Plan for the Implementation of the Main Directions for the Development of the Single Window Mechanism in the System of Regulation of Foreign Economic Activity. URL: www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_37712/ (date of access: 04/18/2021).
11. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388-r "Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030").
12. Order of the Federal Customs Service of Russia dated October 29, 2020
No. 395-r "On the conduct of the experiment".
13. Order of the Federal Customs Service of Russia dated September 26, 2012 No. 1926 "On Approval of the List of Typical Structural Subdivisions of the Customs Bodies of the Russian Federation".
14. Maslennikov V.V., Lyandau Yu.V., Kalinina I.A. Formation of a digital man-
agement system for an organization Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. 2019. No. 6 (108). pp. 116-123.
15. Lyandau Yu.V. Building a process-project organizational structure of manage-
ment Management in Russia: problems and prospects. 2017. No. 1. S. 17-22.