Elena Aleksandrovna Chistyakova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of world economy and theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
Olga Yuryevna Sokolova,
Doctor of Economics,
professor of the department
of world economy and theory of economics,
Saratov socio-economic institute (branch)
Plekhanov Russian University of Economics
Svetlana Vladimirovna Zakharova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of world economy and theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
Елена Александровна Чистякова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Ольга Юрьевна Соколова,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
SocoIitfSsea.runnet.ru
Светлана Владимировна Захарова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 339.7
ОБЩИЕ ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ СТРАН ЕАЭС
Страны - участницы ЕАЭС ведут активную работу по консолидации совместных усилий развития взаимного сотрудничества между членами как внутри союза, так и при реализации совместных проектов за его пределами. В статье рассматривается одно из наиболее современных и актуальных направлений взаимодействия стран союза - создание общих цифровых экосистем трудоустройства, логистики, промышленного сотрудничества. Выделены направления формирования конкурентоспособной экосистемы цифровой торговли: накопление массы конкурентоспособной продукции и погружение бизнеса ЕАЭС в цифровую среду; насыщение кооперации в экосистеме и повышение ее зрелости; применение новейших технологий, повышающих качество принятия решений; привлечение критической массы потребителей стран ЕАЭС; продвижение и повышение лояльности; создание благоприятных регуляторных условий. Обосновано, что для реализации стратегических интересов стран - участниц ЕАЭС в области цифровой повестки евразийской интеграции необходимо осуществлять гармонизацию нормативно-правовой базы в сфере цифровой экономики, обеспечивать интероперабельность цифровых систем, вносить изменения в технические регламенты.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграция, цифровая экономика, экосистема.
38 Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) ♦-♦
COMMON DIGITAL ECOSYSTEMS OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The article shows that the countries of the Eurasian Economic Union are actively working to consolidate joint efforts and strengthen mutual cooperation both between member-countries within the union and when implementing joint projects outside the union. One of the most important and consequential areas of cooperation between the member-countries is the development of common digital ecosystems of employment, logistics, and industrial cooperation. The authors identify priority areas for creating a competitive ecosystem of digital commerce: increasing the volume of competitive products and adopting digital environment; boosting of cooperation in the ecosystem and increasing its maturity; introducing new technologies that improve the quality of decision-making; increasing consumer audience of the EAEU countries; product promotion and encouraging customer loyalty; and introducing favorable legislation. It is argued that in order to achieve strategic interests of the EAEU member states in the area of digitalization of Eurasian integration, it is necessary to standardize legislation in the area of digital economy, ensure the interoperability of digital systems, and introduce changes in technical regulations.
Keyword: Eurasian Economic Union, integration, digital economy, ecosystem.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является динамично развивающимся интеграционным объединением. Меры по углублению интеграции в рамках союза продолжаются, формируется новая интеграционная повестка, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база ЕАЭС, обеспечивается все более полная гармонизация с ней национальных законодательств стран-членов. В условиях цифровой экономики все большую актуальность приобретает создание общих цифровых экосистем трудоустройства, логистики, промышленного сотрудничества.
Создание цифровой прослеживаемости товаров обеспечит целостную трансформацию товарооборота в ЕАЭС за счет представления в цифровой среде всех участников и процессов, а также предоставит возможность получения информации о различных стадиях жизненного цикла товара с помощью его цифрового образа, тем самым устраняя административные, таможенные и торговые барьеры [3].
В конце 2017 г. была принята «Цифровая повестка Евразийского союза». Реализация государствами - членами ЕАЭС единой цифровой политики обеспечит дополнительный прирост ВВП до 1% в год (что практически в два раза больше прироста ВВП при реализации исключительно национальных программ в области цифровой экономики) [2]. «Цифровая повестка Евразийского союза» предусматривает три этапа. Первый, который завершился в 2019 г., предполагает запуск запланированных проектов, а также формирование институциональной базы и структуры, так как до этого в рамках цифровой повестки на пространстве Евразийского союза не осуществлялась проектная деятельность. В настоящее время не только принимаются нормативные документы, способствующие развитию, интеграции и улучшению бизнес-среды на пространстве ЕАЭС, но и реализуются совместные с другими странами проекты.
Запущено два больших проекта, третий планируется запустить в начале 2020 г.
Первый проект - сеть промышленной кооперации и трансфера технологий, которая необходима для формирования кооперационных связей в пространстве союза, прежде всего для бизнеса, который
через эту сеть сможет искать партнеров и взаимодействовать с ними.
Второй проект - «Работа без границ», - который ориентирован на граждан Евразийского союза, предполагает возможность поиска работы на всем пространстве ЕАЭС через каналы, существующие в каждой стране. Это первый малый проект для выстраивания большой экосистемы по трудоустройству, в которой будут развиваться сервисы, связанные с электронными трудовыми книжками и смарт-контрактами. Через эту платформу граждане смогут получать удаленные сервисы, которые им необходимы в связи с переездом в другую страну, со сменой работы и т. д.
Третий проект - «Цифровые транспортные коридоры» - нацелен на создание единой экосистемы со сквозной цифровой логистикой, движением товара и транспорта на пространстве Евразийского союза и взаимодействием с другими странами [4]. На сегодняшний день есть две создаваемых в Европе экосистемы (Maersk и Phoenix) и одна в Азии (Logink), а также связанные с ней системы в Японии и Китае. Эти транспортно-логистические инфраструктуры уже работают на территории ЕАЭС. Для своих клиентов они выстраивают транспортные коридоры исходя из собственных интересов. Товар, который обращается за сервисом в экосистему, будет проходить через те порты, в которых заинтересована платформа. Это означает, что цепочка добавленной стоимости будет выстраиваться без учета интересов ЕАЭС. Задача состоит в создании и развитии собственной экосистемы, которая бы не могла игнорироваться другими большими региональными платформами.
Создание трансграничной системы, которая объединит множество платформ, предоставляющих различные услуги, позволит занять свое место в глобальном конкурентном пространстве, а не стать частью чужой региональной экосистемы. При формировании трансграничной системы встают вопросы, связанные с безопасностью, хранением данных и их передачей. В этой связи разрабатывается соглашение по обороту данных в рамках Евразийского союза. Сложности связаны с тем, что в странах пока до конца не сформулированы подходы и долгосрочные концепции в данном направлении.
НБЫ1994-5094 ♦-
39 -♦
Одним из основных принципов является обеспечение национального цифрового суверенитета. В течение пяти лет в рамках Евразийского экономического союза выстраивалась интегрированная информационная система: интеграционный сегмент создавался на уровне комиссии, а национальные сегменты каждое государство строило и поддерживает самостоятельно. Интеграционный сегмент уже решает две основные функции: юридически значимый трансграничный документооборот (обеспечивается для межгосударственного взаимодействия 020) и обмен данными. Построены все шлюзы и необходимые подсистемы, разработаны модели данных и справочники. Вся интегрированная информационная система для 020 уже выстроена.
В настоящее время происходит переход на следующий этап ее развития, который должен обеспечить трансграничное взаимодействие между бизнесом одной страны и государством другой.
В большом количестве проектов, связанных с движением, значимую роль играет надзорный орган. Если В2В-взаимодействие переходит в электронный вид, то государство должно обеспечить возможность проверки разрешений на пути движения товара в электронном виде. Это решается на наднациональном уровне за счет бюджета союза. Разработчики участвуют в конкурсах по реализации конкретной задачи в рамках общего технического задания, которое предусмотрено для каждого проекта. Та часть, которая связана с национальными сегментами, решается на уровне государства. Необходимо отрегулировать взаимодействие между государством и бизнесом через так называемых ББ1-провайдеров - операторов, которые обеспечивают сообщение между бизнесом и налоговой службой.
Взаимодействие бизнеса требует единого сервиса, который предоставляется во всех странах. Например, в транспортных коридорах необходима возможность резервирования парковки на пропускном пункте, что обеспечит отсутствие очередей и минимизацию простоев. Такой сервис должен предоставляться в каждой стране, где проходит маршрут. Это должны быть сервисы уровня Б2Б, но, для того чтобы они имели возможность работать со всеми странами на наднациональном уровне, необходимо разработать единые стандарты этих услуг, обеспечивающие интероперабельность и сквозные процессы.
Не менее значимым направлением является разработка цифровой экосистемы, направленной на обеспечение трудоустройства и занятости граждан на пространстве ЕАЭС и оперативного взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством по трудовым вопросам в цифровой среде [1].
При разработке экосистемы проводятся научно-исследовательские работы с участием НИИ всех стран и выделяются те сервисы, которые наиболее целесообразны для трансграничной экосистемы. Уже завершилась работа по экосистеме трудоустройства граждан, в рамках которой были выделены сервисы, связанные со смарт-контрактами.
Гражданин должен иметь возможность ехать в любую страну Евразийского союза, подтвердив свой диплом и трудовую книжку и заключив договор в электронном виде, в том числе с использованием технологии блокчейн.
До конца 2020 г. должен быть запущен только сервис по поиску работы. Полностью реализовать эти сервисы планируется к 2025 г.
«Работа без границ» должна упростить удаленную работу на пространстве ЕАЭС. В России и других странах много платформ, которые обеспечивают трудоустройство или поиск работы, таких как ИеаёкыМег, в сегментах высококвалифицированных специальностей, где по большей части проблемы решаются. Проект «Работа без границ» направлен на тех специалистов, которые не являются высококвалифицированными и требуют большей защиты.
Проект «Промышленная кооперация» - это проект, направленный на выстраивание цепочек добавленной стоимости в рамках Евразийского союза для увеличения оборота между странами, роста объема валового внутреннего продукта. Но, как показывают исследования в рамках ЕАЭС, связи внутри союза достаточно слабы, несмотря на то что все страны-участники - выходцы из Советского Союза. Реальная заинтересованность в интеграции возникает именно в кооперации. Вокруг крупных предприятий, работающих в одной стране, может сформироваться целая сеть мелких компаний, его обслуживающих и работающих в рамках союза, замещающих импортную продукцию, снижая риски для этого предприятия и обеспечивая рабочие места на пространстве союза.
Задача состоит в выстраивании кооперационных цепочек, т. е. необходимо собрать сервисы, которые предоставляются отдельно в каждой стране предприятием, на одной площадке не на уровне Евразийского союза, а на уровне страны. Создается площадка, к которой могут подключиться любые сервисы, связанные с трансграничным взаимодействием: поиск контрагентов, услуги по сертификации продукции и т. д.
Трудности при реализации упомянутых проектов связаны с тем, что в договоре отсутствует раздел о цифровой интеграции. Поэтому решения, кроме самой повестки, принимаются на уровне межправительственного совета, что несет в себе еще одну сложность - согласование на уровне глав правительств стран. Для реализации необходимо создать нормативную базу и обеспечить финансирование.
Вторая трудность состоит в том, что под цифровую повестку внутри комиссии департамент не выделен. Работает лишь офис из пяти человек и секретариат министра по ИКТ во взаимодействии с Департаментом информационных технологий.
В настоящее время обсуждается новая стратегия развития до 2025 г., которая должна быть принята в 2020 г. президентами стран ЕАЭС. В рамках стратегии зафиксировано значительное количество проектов по цифровой трансформации, а также
40 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦
достраивание таких экосистем, как промышленность, транспорт, прослеживаемость и маркировка, движение товаров и др. Обсуждается создание экосистемы в сельском хозяйстве.
В январе 2020 г. Коллегия ЕЭК утвердила технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Союза общего процесса «Использование баз данных документов, оформляемых уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС, при регулировании внешней и взаимной торговли, в том числе представляемых при совершении таможенных операций для подтверждения соблюдения запретов и ограничений».
Реализация этого общего процесса направлена на обеспечение выполнения ст. 80 Таможенного кодекса ЕАЭС, которая предусматривает в том числе трансграничное информационное взаимодействие таможенных и контролирующих органов стран союза в процессе получения сведений о документах, необходимых для совершения таможенных операций, и создает основу для развития и применения механизма «единого окна». По сути, речь идет о начале реализации механизма трансграничного обмена электронными разрешительными документами.
Внедрение общего процесса будет проходить поэтапно в отношении определенных видов документов, по мере регламентации в праве ЕАЭС состава и структуры представляемых сведений из документов в электронном виде.
Одновременно распоряжением Коллегии ЕЭК установлен девятимесячный срок, в течение которого должен быть осуществлен переход к трансграничному электронному обмену сведениями из документов об оценке соответствия требованиям техрегламентов ЕАЭС или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Коллегия ЕЭК определила структуру и формат сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Документ направлен на развитие в ЕАЭС унифицированного электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Сертификат обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в виде электронного документа является неотъемлемой частью единой системы таможенного транзита товаров в ЕАЭС.
Документ описывает структуру и формат, необходимые для формирования сертификата обеспечения в виде электронного документа, а также создание его электронного вида, если он представляется в таможенный орган в виде документа на бумажном носителе. Срок вступления в силу соответствующего решения Коллегии ЕЭК определен с учетом времени, необходимого для доработки информационных систем в государствах союза.
Таким образом, для реализации стратегических интересов стран - участниц ЕАЭС в области цифровой повестки евразийской интеграции необходимо осуществлять гармонизацию нормативно-правовой базы в сфере цифровой экономики, обеспечивать интероперабельность цифровых систем, вносить изменения в технические регламенты. В настоящее время цифровые повестки государств -членов ЕАЭС имеют схожие приоритетные направления государственной политики с некоторыми отличиями, обусловленными страновыми особенностями (например, реализация Цифрового Шелкового пути в Казахстане). Тем не менее национальные нормативно-правовые базы не гармонизированы, что является препятствием для масштабного развития широкого спектра цифровых технологий и их внедрения в сектора экономики.
1. Евразийская экономическая интеграция: перспективы раз вития и стратегические задачи для России: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 9-12 апреля 2019 г.) / Т.В. Бордачев, К.О. Вишневский, М.К. Глазатова и др.; отв. ред. Т. А. Мешкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
2. Первые цифровые инициативы ЕАЭС уже на старте. ЕЭК. 2017. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/11-12-2017.aspx>.
3. Соколова О.Ю., Захарова С.В., Чистякова Е.А. Торговая политика государств мира в условиях цифровизации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2 (76). С. 42-46.
4. Чистякова Е.А. Цифровизация в рамках ЕАЭС // Современные аспекты международного бизнеса. Саратов, 2018. С. 29-32.