гражданина. Как говорил Карл Маркс: «производительность труда зависит не только от виртуозности работника, но также и от совершенства его орудий». Если государство совместно с работодателями будет заботиться о работниках, то численность профсоюзов увеличится, рабочее население почувствует их значимость и у людей появится доверие к своим представителям.
Также как одно из решений улучшения уровня труда может быть предоставление изначально правильного направления для трудовой деятельности каждому гражданину еще до наступления совершеннолетия. Можно внедрить в программу партнёрства такое новшество как изучение интересов будущих работников и по достижении ими трудоспособного возраста предоставлять им рабочие места, на которых они смогут максимально эффективно выкладываться, получать удовольствие от работы и быть частью подъёма экономики нашего государства.
Что касается изначальной проблемы новизны партнёрства, это можно решить многими способами. Самый оптимальный и эффективный - начать действовать открыто и целенаправленно. Пока что, об этой системе идёт только больше разговоров. Принимаются законы, проводятся переговоры. Трудовой кодекс Российской Федерации раскрывает каждому гражданину теорию существования этой взаимосвязи. Мы читаем о защите, о правах, а на деле получаем безразличие и безответность. Если партнёрство между работником, работодателем и государством привести в действие, показать на практике, что трудоспособное население слышат, слушают и будут продолжать слушать и решать их проблемы, то мы увидим рост экономики, не тот, о котором только говорят. Мы увидим подъём в сфере труда, увидим повышение эффек-
тивности, увидим улучшение жизни населения, которое приведёт к поднятию страны на новый уровень. Добиться этого можно только совместными усилиями и борьбой со старыми установками и производственным «рабством», в котором работника не слышат, требуют, не поощряют и давят. Работнику - подчиняться закону и государству, государству - слышать работников и создавать комфортные и правильно оцениваемые условия труда, работодателю - исполнять законодательство и условия договоров по отношению к работнику. Улучшение благосостояния граждан и положения страны возможно через укрепления и твёрдого внедрения в действия социально-трудового партнёрства.
Список литературы
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
2. Александрова И.А. Социальное партнерство в системе социально - трудовых отношений Российской Федерации - Вестник Бурятского государственного университета. 2015. 200с.
3. Основные итоги реализации стратегических направлений. Повышение уровня и качества жизни населения и развитие социальной сферы -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chem-astu.ru/regional/strateg_8.htm/
4. Раджабова Д.А. Социальное партнерство -компромисс интересов- [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. 2008. №3. С. 219-222.. - Режим доступа: http://elibrary.ru/
5. Социальное партнерство образования и производства как важный фактор успешной подготовки специалистов для современного рынка труда - [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2016. №2. С. 13-16.. - Режим доступа: http://elibrary.ru/
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕАЭС ЗА СЧЕТ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ
Королева Е.А.,
ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», заведующая кафедрой «Транспортная логистика»
д.э.н., профессор Филатова Е.В.
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», доцент кафедры «Таможенное право»,
IMPLEMENTATION OF TRANSIT POTENTIAL OF EEU CREATION OF DIGITAL TRANSPORT
CORRIDORS
Koroleva E.,
FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»,
manager of Transport logistics department Doctor of Economics, professor Filatova E.
FSEI HE «Admiral Ushakov State Maritime University» Associate Professor of customs law department, PhD in Economic sciences
Аннотация
Евразийский экономический союз обладает значительным транзитным потенциалом. Повышение грузооборота, а также реализация транзитного потенциала ЕАЭС может быть достигнуто за счет функционирования цифровых транспортных коридоров. В статье проанализирована концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Выделены их преимущества, и проблемные вопросы. В заключении сделан вывод, что созданная концепция экосистемы приведет к снятию существующих препятствий и ограничений, оказывая влияние на развитие транзитного потенциала ЕАЭС.
Abstract
The Eurasian Economic Union has significant transit potential. The increase in cargo turnover, as well as the realization of the transit potential of the EAEU, can be achieved through the operation of digital transport corridors. The article analyzes the concept of creating an ecosystem of digital transport corridors of the EEU. Their advantages and problematic issues are highlighted. In conclusion, it was concluded that the created ecosystem concept will lead to the removal of existing obstacles and limitations, influencing the development of the transit potential of the EEU.
Ключевые слова: транзитный потенциал, Евразийский экономический союз, международный транспортный коридор, цифровой транспортный коридор, экосистема.
Keywords: transit potential, Eurasian Economic Union, international transport corridor, digital transport corridor, ecosystem.
Реализация транзитного потенциала Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) является очень актуальной темой, которая может быть обеспечена за счет оцифровизации логистики единой инфраструктуры.
Перспективы стран государств-членов ЕАЭС достаточно высоки, и в национальных программах заложены перспективные показатели по увеличению объемов транзита, для реализации которых должны быть согласованы создаваемые потоки внутри ЕАЭС.
Являясь транзитной территорией между разви-
тыми и развивающимися странами, крупными региональными торгово-экономическими блоками Европы и Азии и имея разветвленные пути для всех видов транспорта, ЕАЭС обладает значительным транзитным потенциалом. Государства-члены активно экспортируют и импортируют транспортные услуги, которые занимают существенную долю во внешнеэкономическом обороте услуг.
Рынок транспортно-логистических услуг в странах ЕАЭС за прошедший год продемонстрировал существенный рост, это в первую очередь стало возможным за счет роста грузоперевозок (см. таблицу 1).
Таблица 1
Грузооборот по видам транспорта стран ЕАЭС за период 2015-2018 г.г., млрд. т-км [5]
Страна 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
ЕАЭС, в т.ч. 5 786,5 5 848,7 6 185,3 6 399,2
Армения 3,7 3,9 4,3 4,4
Беларусь 126,0 125,8 133,3 138,8
Казахстан 546,3 518,6 564,0 609,5
Кыргызстан 2,5 2,5 2,6 2,8
Россия 5 108 5 198 5 481 5 643,6
По данным Евразийской экономической комиссии, показатель объема перевозок грузов в странах ЕАЭС начиная с 2015 г. показывает постоянную тенденцию роста, достигнув в 2018 г. в 6,4 млрд. тонн (рост к предыдущему году составил 103,3%.) [2, 5].
В январе-июне 2019 г. грузооборот всех видов транспорта государств-членов ЕАЭС составил 3 трлн. 176,5 млрд. т-км (+1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Объем перевозок грузов (без трубопроводного транспорта) за этот период увеличился на 0,7% и составил 5069,8 млн. тонн. Объем грузооборота (без трубопроводного транспорта) по сравнению с январем-июнем 2018 г. увеличился на 2,2% и составил 1 трлн. 739,3 млрд. т-км. Объем грузооборота в странах ЕАЭС составил 3 трлн. 176,5 млрд. т-км: трубопроводным транспортом - 1 трлн. 437,2 млрд. т-км, железнодорожным транспортом - 1 трлн. 469,5 млрд. т-км, ав-
томобильным транспортом - 222,5 млрд. т-км, воздушным транспортом - 3 564 млн. тонн, водным транспортом - 43 млрд. 921,3 млн. тонн [2].
Повышение грузооборота, а также реализация транзитного потенциала ЕАЭС может быть достигнуто за счет развития международных транспортных коридоров (далее МТК), а именно за счет функционирования цифровых транспортных коридоров, которые в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» является приоритетной инициативой направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза [6].
МТК имеют важное значение для каждой страны, эффективное функционирование которых требует наличие налаженной и проработанной транспортной логистики, предполагающей использование определенных элементов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Необходимые элементы для эффективного функционирования МТК
По мнению экспертов [1] проблемой функционирования МТК заключается в:
- превалировании «материального подхода» развития транспортной отрасли;
- организации бумажного документооборота и отчетности в организации перевозок и внешнеэкономической деятельности;
- недостаточном уровне внедрения современных технологий и цифровых сервисов для координации перевозочного процесса и межведомственного взаимодействия;
- информационной разобщенности, неинте-грированности информационных систем государственных контролирующих органов и др.
Цифровые транспортные коридоры (далее ЦТК), призванные повысить эффективность перевозок, рассматриваются экспертами как система сбора, обработки и консолидации информации о транспортных средствах, грузах и сопроводительных документах на всех этапах перевозки, технологических операциях, которая формирует развитой пакет цифровых услуг, и соответственно как информационная система предполагает работу в формате «одного окна» без территориальных ограничений [1, 2 и др.].
В рамках исследуемой темы представляет ин-
терес разработанная концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, заключающаяся в создании открытой экосистемы транспортно-логистических информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, в т. ч. уже существующих, которые обеспечивают эффективное взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев во всех пяти государствах-членах Евразийского экономического союза, а также из третьих стран [5, 7].
На рынке стран ЕАЭС действуют единичные разрозненные сегменты информационных систем перевозок. Экосистема ЦТК призвана объединить их воедино, и сделать процесс перевозки максимально прозрачным, эффективным и понятным для пользователей самого разного уровня: начиная от грузовладельцев и грузоперевозчиков и заканчивая контрольно-надзорными органами, исходя из принципа национального суверенитета данных.
В создаваемой экосистеме организовано трансграничное взаимодействие сервисов, оказываемых не только органами государственной власти, но и бизнесом, представляющим различные сферы экономики на равных условиях. В целом экосистема ЦТК принесет преимущества, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 - Преимущества экосистемы ЦТК
В итоге должны существенно снизиться административные и временные затраты перевозчиков, вырасти скорость оборачиваемости грузов.
Общие принципы организации и информационного обеспечения в едином цифровом пространстве ЕАЭС, повышение эффективности транс-портно-логистических процессов и управление ими
позволят оптимизировать информационное взаимодействие участников и платформ транспортного комплекса, создадут предпосылки для взаимного доверия стран.
В рамках экосистемы ЦТК планируется организовать максимальное использование уже существующих или разрабатываемых коммерческих и государственных платформ (рисунок 3).
Рисунок 3 - Системы в рамках экосистемы ЦТК
В то же время к уже существующим системам, представленных на рисунке 3, будут добавлены и новые элементы системы, для которых необходимо апробировать пилотные проекты [5].
Практическая реализация экосистемы ЦТК сократит расходы транспортной составляющей в конечной стоимости продукции, обеспечит качество и безопасность перевозок, повысит пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС, его конкурентоспособность и коммерческую привлекательность.
Однако несмотря на большое количество преимуществ в настоящее время для практической реализации требуется решение вопросов, касающиеся подготовки нормативной базы, реализации пилотных проектов, технического проектирования наци-
ональных и наднациональных сегментов, разработки стандартов и модернизации существующих информационных систем, унификации и взаимного признания электронных документов во всех странах маршрута и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что созданная концепция экосистемы, а также комплексное решение проблем, связанных с ее практической реализацией, приведет к снятию существующих препятствий и ограничений, тем самым оказывая положительное влияние на развитие транзитного потенциала ЕАЭС.
Список литературы
1. Борейко А.Е. Цифровая «экосистема» международных транспортных коридоров / [Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/act/dmi/workgroup/Docume nts/tibo/4.%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B5 %D0%B9%D0%BA%D0%BE.pdf (дата обращения 10.12.2019)
2. Выгоды от цифровизации транспортной инфраструктуры ЕАЭС / [Электронный ресурс]. URL:
https://news.myseldon.com/ru/news/index/217411272 (дата обращения 10.12.2019)
3. Деняк О.А., Королева Е.А. Факторы развития региональных транспортных систем // Логистика: современные тенденции развития Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 146-148.
4. Кацман Ф.М., Королева Е.А. Функционирование международных и национальных транспортных коридоров: монография. М.: РГБ. 2007.
5. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии / [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_m akroec/dep_stat/econstat/Pages/transport.aspx (дата обращения 10.12.2019)
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 N 12 "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года"
7. Центр компетенций цифровой трансформации ЕАЭС / [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/projects/otherprojects/024553.html (дата обращения 10.12.2019)