ISSN 1994-5094 ♦-
149 -♦
Natalya Vasilyevna Gorbunova,
Doctor of Sociology, professor, head of the department of foreign languages, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 316.42
Наталья Васильевна Горбунова,
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА
В статье рассматривается влияние цифровой экономики на развитие образовательного культурного капитала общества. Доказывается, что цифровая экономика обусловливает развитие цифрового образования. В свою очередь, цифровое образование реализуется в развитии культурного капитала общества. Подчеркиваются значение развития человеческого капитала и повышение роли образовательно-интеллектуальных компетенций в эпоху цифровой экономики. Уточнены понятия цифровой грамотности, цифровой компетентности и сетевой идентичности личности в цифровую эпоху. Представлена современная модель общих и цифровых компетенций. Названы инновационные способы и технологии формирования и развития цифровых компетенций. Описаны проблемы, связанные с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов при переходе к цифровой экономике. Делается вывод, что цифровая экономика обладает огромным потенциалом в совершенствовании образовательного культурного капитала и открывает новые возможности для его качественного и количественного совершенствования.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые компетенции, культурный капитал, сетевая идентичность, цифровая грамотность.
DIGITAL DEVELOPMENT OF CULTURAL CAPITAL
The article studies the impact of digital economy on the development of educational and cultural capital of society. It is argued that digital economy predetermines the development of digital education. In its turn, digital education leads to the development of society's cultural capital. Importance of encouraging the development of human capital and increasing the role of educational and intellectual competencies in the era of digital economy is emphasized. The concepts of digital literacy, digital competence and network identity in the digital age are defined. The author presents an original model of general and digital competencies, describes innovative ways and methods for boosting the development of digital competencies, and identifies problems related to training and retraining of workforce during the transition to digital economy. It is concluded that the digital economy has a huge potential for promoting educational and cultural capital as well as opens up new opportunities for its qualitative and quantitative improvement.
Keywords: digital economy, digital competence, cultural capital, network identity, digital literacy.
Социологи называют современный этап развития общества эрой сложно-системной инновационной деятельности человека и интеллектуально-образовательного роста культурного капитала. И потенциал такого роста кроется в стремительном развитии цифровых компетенций.
В эпоху четвертой индустриальной революции и цифровой трансформации экономики, когда стоимость товаров, услуг и информации стремительными темпами снижается, основным активом государств становится человеческий культурный капитал. Человек цифровой эпохи должен обладать компетенциями в области новых технологий, уметь исследовать и внедрять новое, совершенствовать старое. Сегодня на первый план выходит общественный культурный капитал, когда не один человек, а группы людей умеют объединять и активизировать компетенции личностей в единый коллективный интеллект.
Безусловно, цифровые технологии позволяют сократить время на коммуникации и ускорить все процессы экономической деятельности. Но результат ускорения этих процессов (расцвет или деградация экономики) зависит именно от вектора развития человеческого капитала. Ведь благодаря развитию теории человеческого капитала стало ясно, что высокообразованный человек выступает более ценным
производительным ресурсом, чем устаревший и сильно изношенный основной капитал. Следовательно, инвестиции в развитие образовательного культурного капитала способны обеспечить долговременный социально-экономический эффект.
Авторы доклада Всемирного банка «Цифровые дивиденды» также придерживаются мнения, что эффект от использования цифровых технологий «оказался слабее ожидаемого и распределяется неравномерно <...> странам необходимо приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и обеспечивать подотчетность институтов» [8]. Следовательно, положительный эффект от цифровых технологий напрямую связан с качеством организационных и человеческих ресурсов. Цифровая волна не должна «смыть» понимание того, что самый важный тренд в новой экономике - не цифровизация всего и вся, а повышение роли интеллектуальных компетенций человека.
Известно, что, являясь частью человеческого капитала, культурный капитал представляет собой богатство человека в форме базовых ценностей, норм, принципов, образованности, интеллектуальных, морально-нравственных и социальных характеристик, определяющих профессиональную компетентность, реализуемых в его социальной
150 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦
деятельности, приносящих дополнительные социально-экономические выгоды и легитимирующих статусы, роли и власть [3, с. 81].
Индивидуальный культурный человеческий капитал проявляется как деятельная реализация культуры индивида, превращение его качественных характеристик в основополагающий фактор доступа к обладанию социальным профессиональным статусом, экономической властью, доходами. Следовательно, именно профессиональная трудовая деятельность реализует профессиональную компетентность человека в индивидуальный культурный капитал, предопределяет социальное положение индивида и является рычагом капитализации культуры [2, с. 202-203].
Нами были выделены важнейшие общие закономерности развития культурного капитала. К ним относятся закономерность возрастания роли культурного капитала в системе общественного воспроизводства и закономерность преемственности развития культурного капитала. Ученые едины во мнении, что социальные закономерности объективны, существуют независимо от воли и сознания людей. Ввиду объективности законов и закономерностей люди могут оказывать на них лишь определенное влияние: ограничивая или расширяя сферу их действия, руководствуясь своими потребностями и интересами.
Закономерности развития культурного капитала выражают существенную взаимосвязь явлений развития культурного капитала. Они представляют собой причинно-следственную зависимость ряда социокультурных явлений и проявляются в тенденциях совершенствования отношений развития культурного капитала.
Рассмотрим проявление закономерности образовательного развития культурного капитала развития на современном этапе развития общества. Данная закономерность определяет взаимосвязь количественного и качественного роста образовательно-интеллектуальной деятельности человека и развития его культурного капитала.
Выявленная закономерность позволяет утверждать, что рост и насыщение образовательно-интеллектуальной деятельностью системы социальной жизнедеятельности человека определяет улучшение качества образовательного капитала людей, способствует повышению качества жизни населения. Именно в процессе образовательно-интеллектуальной деятельности формируются новые интеллектуальные, образовательные, морально-нравственные компетенции, капитализируемые индивидом в процессе трудовой деятельности.
В современных условиях образовательное развитие культурного капитала рассматривается средством повышения интеллектуального, технологического, морально-нравственного и культурного уровня общества [1, с. 9]. Проблема заключается в том, что новые кадры массово готовятся под аналоговую экономику, от которой нам предстоит постепенно отказаться, поэтому на современном
этапе экономика может рассчитывать только на тех, кого готовит существующая система образования, не заточенная и не оснащенная в полной мере под цифровую экономику, требующая сама коренных преобразований. Следовательно, давно назрела необходимость корректировок в образовательных программах и восполнение недостатка квалифицированных кадров.
Для успешного развития цифровой экономики нужны специалисты, обладающие современными образовательными компетенциями. Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на получение знаний, безнадежно устарела. Согласно данным Корпоративного университета Сбербанка, 65 сегодняшних учеников школ и студентов вузов будут выполнять работу, которой еще не существует. Для успешного развития цифровой экономики система образования и переподготовки кадров должна обеспечивать экономику специалистами, соответствующими требованиям цифровой эпохи.
В такой ситуации разрыва между потребностями производства и возможностями образовательной системы, в которой должны формироваться востребованные компетенции, существует опасность того, что накопленный в период обучения образовательный потенциал не будет востребован и превращен в культурный капитал.
Следовательно, необходимо обеспечить опережающий количественный и качественный рост образовательно-интеллектуальной деятельности человека и цифрового развития его культурного капитала для обеспечения цифровой трансформации экономики, которая затрагивают все уровни социально-экономической жизни общества и, в первую очередь, систему подготовки кадров.
Известно, что институт образования является составной частью цифрового общества в целом, а процессы, воздействующие на динамику развития цифрового общества, влияют и на цифровую трансформацию образования. Однако сам институт образования, обладает мощным потенциалом цифровых инноваций, использование которых делает необратимыми инновационные процессы в экономике и обществе. Современный этап цифровизации в образовании заключается в погружении всех его субъектов в цифровую образовательную среду. Главными трендом цифрового мира являются изменения - стремительные и ежесекундные. Это значит, что настало время изменить подходы к построению обучения, сделав акцент на развитие цифровых компетенций.
Российская система образования может быть трансформирована на основе таких принципов, как образование в течение всей жизни (lifelong learning), гибкость образовательных траекторий, модульность образовательных курсов. Представляется важным внедрять в образовательные процессы современные инструменты, методики и формы обучения с учетом цифровых образовательных средств и форматов удаленного образования.
ISSN 1994-5094 ♦-
151 -♦
Представители передовой педагогической мысли констатируют, что образование для всех должно стать в цифровом миропорядке образованием для каждого, с учетом индивидуальных возможностей и интереса. При этом непрерывное образование целесообразно будет понимать как непрерывное личностное развитие на протяжении всей жизни.
Для качественного развития и цифрового обогащения культурного капитала следует уточнить понятия «цифровая грамотность» и «цифровая компетентность». Первая включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для жизни в цифровом мире и использования цифровых средств для саморазвития. Цифровая грамотность связана с выживанием в цифровом обществе и определяется набором знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Под цифровыми компетенциями мы понимаем устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом [5, с. 10].
Обобщенно цифровая компетентность может быть представлена как готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми. Цифровая компетентность также включает способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. И в условиях цифровой экономики эта деятельность не ограничивается 1Т-сферой.
Как и другие компетенции, присущие человеку, цифровая компетентность может превратиться в культурный капитал (капитализирована) только в процессе ее деятельной реализации. Получаемые при этом множественные выгоды носят направленный социально-экономический характер. К ним относятся: увеличение денежных выплат, расширение круга общения и взаимодействия, улучшение условий труда, удовлетворение от трудовой деятельности. Поэтому накопление цифровых компетенций, способность работать в цифровой экономике сегодня можно назвать необходимыми составляющими культурного капиталом в современном мире.
Важно отметить, что цифровая экономика стимулирует спрос на специалистов, умеющих работать с прорывными цифровыми технологиями. Сейчас на рынке заметно увеличился спрос на специалистов по обработке данных и связанных с глубоким машинным обучением. Вместе с этим
технологические компании заинтересованы в аналитиках по работе с данными, способных правильно управлять информацией в интересах бизнеса.
Банковская сфера, розничная и электронная торговля также заинтересованы в профессиональных разработчиках, а промышленные компании ждут экспертов, умеющих внедрять цифровые инструменты в реальное производство. В этой связи следует согласиться с Б. В. Олейниковым, что в зависимости от того, сколько и каких IT-специалистов будет работать в IT-индустрии, по такому сценарию и будет развиваться экономика России: по «сырьевому» или по «технологическому». Поэтому выдвинутый когда-то классиком лозунг «кадры решают все» был и остается главным лозунгом развития экономии. И это особенно важно для такой бурно меняющейся отрасли, как IT. Не умаляя других направлений подготовки специалистов, автор подчеркивает, что основное внимание все же должно быть обращено на подготовку IT-специалистов [6].
У России есть все шансы поддержать собственную конкурентоспособность путем модернизации систем образования и профессиональной переподготовки кадров. Сегодня кадры для цифровой экономики выделены в одно из направлений национальной программы. Согласно поставленным задачам, к 2024 г. вузы должны ежегодно выпускать 120 тыс. специалистов по направлениям, связанным с IT, количество выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, должно составлять 800 тыс. в год, а 40% населения РФ должны обладать цифровыми навыками. Пока же эксперты говорят о дефиците IT-специалистов в стране. Проводя работу по совершенствованию образовательной инфраструктуры, необходимо также создавать возможности для самореализации высококлассных специалистов в России [7].
На основе анализа модели компетенций 50 ведущих российских компаний из восьми отраслей выделены кластеры базовых понятий, укладывающиеся в девять крупных блоков: мышление, работа с системами и процессами, саморегуляция, взаимодействия, новизна и изменения, коммуникации, предпринимательство.
Среди педагогов и работодателей сегодня нет единства по поводу модели компетенций цифрового образования. На наш взгляд, интересна модель, представленная организацией «Росэлектроника». Они делят все требуемые компетенции на две группы: hard skills (IT-компетенции) и soft skills (общие компетенции). К первым относятся IT-грамотность, робототехника, фотоника, основные технические дисциплины, программирование, новые системы образовательных данных. К последним относят: креативность как способность решать нестандартные задачи, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, способность постоянно учиться, эффективная коммуникация и управление изменениями.
152 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 2 (81) -♦
Языковые аспекты коммуникации рассматриваются исследователем Н.П. Тимофеевой [8, с. 7]. Подчеркивается также важность формирования новых компетенций XXI в., известных как четыре «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. Говоря о коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, С.Ю. Долгова отмечает важность языковых и социально-психологических знаний говорящего [4, с. 21].
Особенностью цифрового образования является необходимость обучения формированию цифровой идентичности, которая представляет собой весь комплекс данных, оставленных человеком в интернете, его цифровую проекцию или «след» в сети. Процесс формирования цифровой идентичности содержит в себе три взаимосвязанных уровня. Первый уровень содержит контент, который мы контролируем. Сюда входят данные, которыми мы делимся. К примеру, данные, которые мы размещаем в социальных сетях, такие как посты, фото, комментарии.
Второй уровень включает данные, которыми мы не всегда хотим делиться, хотя мы их и контролируем. Он складывается из наблюдений за геолокацией, временем пребывания в сети, деталей личных и профессиональных связей, информационных предпочтений. На третьем уровне различные цифровые алгоритмы интерпретируют данные предыдущих двух уровней, и полученная информация позволяет узнать, кто мы.
Смелые экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых бизнес-моделей и технологий, среди которых цифровые платформы, цифровые экосистемы, роботизация, углубленная аналитика больших массивов данных, интернет вещей.
Справедливо замечено, что многое зависит от успешного перехода к цифровому образованию на основе инновационных образовательных технологий, таких как: проектная и исследовательская деятельность, онлайн (е-1еагпт§), мобильное и сме-
шанное обучение, виртуальная и дополненная реальность, социальные образовательные сети, синхронное/асинхронное учение, различные системы оценивания, геймификация, учение по требованию, учение на основе облачных технологий, персонализированное учение, адаптивное обучение, различные системы оценивания, аналитика процессов и результатов обучения.
В заключение отметим, что цифровизация экономики и образования, обновление компетенций за счет цифровых расширяют содержание и качественно обогащают культурный капитал, который является драйвером развития цифровой экономики.
1. Болдырева Е.П., Горбунова Н.В., Шеляхина Н.В. Цифровая экономика - фактор институциональных изменений в современном обществе // Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования / под ред. Н.В. Горбуновой. Саратов, 2019. С. 6-43.
2. Горбунова Н.В. Культурный капитал - движущая сила развития общества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 201-204.
3. Горбунова Н.В. Социально-экономические закономерности и тенденции развития культурного капитала: дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2006.
4. Долгова С.Ю. О проблемах формирования коммуникативной компетенции // Современная педагогика: теория, методика, практика: сб. материалов VI междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. ГОРОД??, 2019. С. 20-23.
5. Обучение цифровым навыкам. Глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчет к III Междунар. конф. «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М., 2018. URL: https://edutechclub.sberbank-school. ru/system/files/event/pdf/demo/Analytical_report_digital_ skills_web_demo.pdf.
6. Олейников Б.В. Развитие IT-отрасли и подготовка IT-кадров. Роль красноярского смотра-конкурса «Soft-Парад» / Сибирский федеральный университет. URL: https:// russoft.org/news/kadry-tsifrovoj-ekonomiki/.
7. Славин Б. Люди или цифры - кто нужнее? URL: https:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/01/17/673248-lyudi-tsifri-nuzhnee.
8. Тимофеева Н.П. Особенности языка и интернет-коммуникации в эпоху цифровизации // Языковая и культурная идентичность в цифровую эпоху. Саратов, 2019. С. 7-18.