Natalia Vasilyevna Gorbunova,
Doctor of Sociology, professor,
head of the department of foreign languages,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Nataliya Vladimirovna Shelyakhina,
PhD in Sociology,
associate professor of the department of foreign languages, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 316.42
Наталья Васильевна Горбунова,
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Наталия Владимировна Шеляхина,
кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
¿¿й» [email protected]
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ИМПЕРАТИВ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматривается влияние цифровой экономики на развитие инновационного образовательного капитала общества. Цифровая экономика - приоритетное направлениие правительственной программы развития на ближайшие годы. Главной целью цифровизации экономики названо увеличение производительности труда и эффективности экономики в целом. Программа включена в стратегию социально-экономического развития, подразумевающую стремительное ускорение развития инноваций во всех сферах жизнедеятельности. Цифровая экономика обусловливает развитие цифровизации образования, что, в свою очередь, влечет усиление в нем инновационной составляющей. Инновационная деятельность в образовании реализуется в развитии культурного и социального капитала. Показано, что в образовательной среде происходит развитие культуры, которое приводит к росту экономического потенциала нации, поскольку экономический уровень зависит от уровня культуры и интеллектуально-инновационного развития общества.
Ключевые слова: цифровая экономика, инновационное развитие, культурный капитал, цифровизация образования.
ISSN 1994-5094 ♦-
165 -♦
DIGITAL ECONOMY AS AN IMPERATIVE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF CULTURAL CAPITAL IN MODERN SOCIETY
The article discusses the impact of digital economy on the development of innovative educational capital of society. Digital economy is the priority of the state programs of national development for the coming years. The main goal of economic digitalization is to increase labor productivity and efficiency of the economy as a whole. The program is included in the overall strategy of socioeconomic development that entails acceleration of the development of innovations in all spheres of life. Digital economy naturally entails the development of digitalization of education, which, in turn, leads to an increase in its innovative component. Innovation in education manifests itself in the development of cultural and social capital. It is argued that developments in culture and education are interlinked and lead to an increase in the economic potential of the nation since economy depends on the level of culture, intellectual and innovative development of society.
Keywords: digital economy, innovative development, cultural capital, digitalization of education.
На современном этапе развития цивилизации информационно-коммуникационные технологии проникают в различные сферы человеческой деятельности. Наблюдается активное развитие информационных технологий, прогрессирует использование мобильных устройств и цифровых носителей. И порой скорость технического совершенствования опережает уровень готовности общества эти изменения освоить.
Цифровая экономика является новой парадигмой экономического развития общества, которая свидетельствует о том, что все сферы социальной жизни находятся во взаимодействии и происходящие в них изменения ведут к трансформациям на всех уровнях социально-экономической жизни общества.
Переход к цифровой экономике сегодня является национальной программой России, одним из приоритетных направлений развития страны. В рамках данной программы поставлена цель - увеличить производительность труда на 30% к 2024 г. и добиться, чтобы инновационные секторы экономики создавали более 10% российского ВВП [7].
Цифровая экономика обладает огромнейшим потенциалом для трансформаций в подавляющем большинстве отраслей народного хозяйства и содействия социально-экономическому развитию общества. Сущность социологического подхода к проблемам развития цифровой экономики и общества заключается в понимании закономерностей и тенденций развития культурного капитала как стратегически важного ресурса, без которого невозможна продуктивная инновационная деятельность, гарантирующая поступательность и эффективность социокультурного развития.
Неизмеримо важно развитие культурного капитала и в системе общественного воспроизводства. В отличие от культуры, культурный капитал является социально-экономической категорией, и возрастание его роли в социально-экономическом развитии общества необходимо соотносить с развитием трудовой деятельности человека.
Обращаясь к системе факторов производства, задействованных в цифровой экономике, нельзя не констатировать увеличение доли интеллектуального культурного капитала. Это влечет за собой модернизацию системы инновационного производства культурного капитала в России, поскольку в условиях информационного общества общественное накопление культурного капитала приносит
более долговременный социально-экономический эффект и гораздо больший доход, чем накопление материального капитала.
В последние годы отмечается беспрецедентное ускорение технологического обновления и, как следствие, резкий скачок в развитии инноваций во всех сферах науки и жизнедеятельности. Очевидно, что в условиях перехода к цифровой экономике под влиянием новейших цифровых технологий и образовательно-интеллектуальной деятельности происходит инновационное развитие и культурного капитала, влекущие за собой качественные и глубинные изменения.
Цифровые трансформации, которые принесли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), носят поистине революционный характер. Они уже охватили систему телекоммуникаций, в последующие три года все школы будут оснащены высокоскоростным интернетом. Все больше людей с помощью инновационных технологий находят новые возможности для производства, обучения, творчества, хранения данных и управления финансовыми потоками. Поступательное развитие общества показывает, что инновации, зародившиеся в сфере технологий, инициируют изменения и в социально-экономической сфере жизнедеятельности.
Важнейшей закономерностью образовательного развития культурного капитала является взаимосвязь количественного и качественного роста образовательно-интеллектуальной деятельности человека и последовательного развития его культурного капитала. Очевидно, что производство культурного капитала находится в зависимости от вложений, определяющих общественно значимое развитие человека.
Социально-экономический подход к образованию помог обществу по-настоящему оценить его как самый ценный и надежный капитал. Экономический эффект от образования проявляется в эффективном использовании накопленного образовательного потенциала, который сегодня и является главным условием развития общества.
Переход к цифровой экономике затрагивает образование, поскольку оно призвано сформировать культурный потенциал человека новой экономической эпохи. Именно эта отрасль в ближайшие годы станет опорной для технологического рынка. В основе любой цифровой трансформации находятся создатели цифровых ресурсов и пользователи, обладающие цифровыми компетенциями. Без их
166 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦
инновационного культурного капитала и обоюдного сотрудничества не было бы возможным продвижение цифровой экономики.
Значение качественного образования для становления инновационной экономики все больше возрастает, так как появляется потребность в кадрах, способных внедрять последние научно-интеллектуальные разработки в профессиональной деятельности и адаптироваться к изменяющимся условиям.
И.Б. Тесленко проводит параллель производительности труда с уровнем образования и в результате исследования доказывает, что при возрастании интеллектуального капитала на 10% производительность также увеличивается на 9% [5, с. 32-33]. Таким образом, очевидной является прямая зависимость эффективности экономики от культурного капитала общества, а значит и соответствующих инвестиций в развитие интеллектуального капитала, прежде всего в наукоемкие отрасли, институты образования и науки. Экономия инвестиций в интеллектуальный капитал, сокращение затрат на подготовку квалифицированных кадров приводит к снижению качества и производительности труда и уровня развития экономики в целом. Бесспорно, в наш век бурного развития информационно-цифровых технологий усиливается роль современной техники, производство автоматизируется, но при этом не стоит забывать о роли человеческого ресурса, способного управлять автоматизированными процессами и создавать новые разработки.
Закономерно, что со сменой технического уклада происходит изменение содержания труда, его ресурсов: в информационном обществе, где главным капиталом является информация, знание, возрастает потребность в интеллектуальном труде. То есть от специалистов все больше требуется способность работать с цифровыми новинками, мыслить креативно, находить решения в нестандартных ситуациях, отвечая на вызовы современного общества.
Следовательно, система профессионального образования, готовящая кадры для производства, науки, общественных практик, превращается в сектор рыночной экономики, обеспечивающий формирование профессиональных образовательных компетенций, которые в будущем станут культурным капиталом выпускника, способного на практике применить приобретенные знания, а также выдержать конкуренцию на рынке труда.
Страны, стремящиеся к формированию наукоемкого общества и конкурентоспособной экономики, как никогда озабочены необходимостью постоянного обновления знаний у населения, повышения квалификации сотрудников, расширения возможностей профессионального развития.
Социологи рассматривают интеллектуальную инновационную деятельность как деятельность, направленную на усвоение и профессиональную реализацию знаний, а именно на развитие культурного капитала. Следует особо подчеркнуть, что образовательный капитал как базовая форма культурного капитала выступает самостоятельным механизмом запуска его новых форм, а культурный капитал, в свою очередь, способен запустить новые формы образования. Все это становится возможным
только при условии поддержки развития культурного капитала общества.
Сложность технологий и вал информации, увеличивающийся в геометрической прогрессии, несомненно, актуализируют целесообразность внесения новых элементов в архитектуру существующего образовательного пространства. Стремительное развитие цифровых технологий дает основание прогнозировать, что в недалеком будущем они станут инструментом получения любого знания и цифровые компетенции станут ядром профессиональной компетентности. Поэтому очевидно, что необходимость развития культурного капитала и интенсивное проникновение новых цифровых технологий в жизнь требуют от образовательной системы обновлений.
Поскольку развитие образовательного культурного капитала происходит в образовательной среде, то в условиях цифровой экономики и общества неизбежно происходит внедрение цифровых инноваций в учебный процесс.
В рассматриваемой сфере цифровизация осуществляется в рамках современной инновационной парадигмы образования, для которой характерны принципы креативности, развитие умений работы над проектами, в команде. Компетентность в умении находить и обрабатывать нужную информацию, принимать решения является при этом ключевым фактором. Мы подчеркиваем важность навыков работы с большими потоками информации в сжатые сроки; неоспоримо и то, что эту деятельность позволяют осуществлять современные цифровые онлайн-тех-нологии. Следовательно, востребованы умения и навыки компетентного обращения с цифровыми технологиями, способные превратиться в процессе трудовой деятельности в культурный капитал.
Несомненно, использование интернет-технологий с помощью компьютеров и гаджетов существенно оптимизирует учебный процесс. Доступной становится любая необходимая информация, при этом в разы уменьшается время, затраченное на ее поиск, которое выделяется на другую учебную деятельность. Необходимый учебный материал становится доступным большему количеству учащихся путем создания учебных групп и чатов, обсуждающих определенную учебную тему. Таким образом, мы подходим к важности формирования восприимчивости, открытости к новым методам и разработкам в любой профессиональной деятельности. Данные навыки формируются в вузе, об этом говорится при описании принципов коммуникативного поведения в образовательном учреждении [6, с. 65].
Когда мы констатируем внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, важно понимать, что эти технологии не просто дополнение к существующим методам обучения, а средства, изменяющие все внутренние компоненты образовательной системы - от простейшего содержания образования до его административных и организационных форм [2]. Внедрение новых технологий требует пересмотра традиционных методик обучения, разработки новых технологий обучения, которые смогут вначале дополнять традиционное, а впоследствии вытеснить целый ряд устаревших методик. Общая культура включа-
ISSN 1994-5094 ♦-
167 -♦
ет языковую культуру, которую также необходимо формировать и развивать в образовании [4, с. 23].
Активно продвигаются образовательные информационные стартапы, которые получили специальное название EdTech. Объем их финансирования за последние три года увеличился в 3 раза и достиг 1,1 млрд долл. Однако в России такие проекты все еще находятся в стадии разработки. Их развитию мешает множество факторов: излишняя «традиционность» образования, слабо сформированная структура непрерывного образования, а также снижение спроса на традиционное высшее образование, главной причиной чего является малая отдача от высшего образования и быстрое устаревание знаний.
Цифровой мир позволяет разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и предлагать каждому ученику свой собственный, уникальный набор заданий, выполнение которых потребует аналитических умений сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужную информацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в цифровом мире, недостаточно просто уметь пользоваться технологиями. Совокупный эффект влияния цифровых технологий на поведение человека огромен. Последствия этого сдвига в обществе произведут ключевые изменения в стиле жизни человека. Основные изменения - это стремительное развитие культурного капитала, улучшение жизни, повышение профессиональных возможностей. В современных условиях развития вузам следует развивать глубокое понимание цифровых сред, способность адаптироваться к новым условиям и разрабатывать новое содержание. Все вышесказанное свидетельствует о том, что цифровизация является главной инновацией, источником и одновременно результатом развития культурного капитала на современном этапе развития общества.
Среди направлений цифрового образования выделяются три основных типа: онлайн, мобильное и смешанное. В сфере высшего образования онлайн-образование уже сегодня занимает особое место. Одним из перспективных направлений развития электронного обучения в мире является создание массовых онлайн-курсов (МООС-курсов), позволяющих обеспечить качественное образование любому человеку из любой страны мира.
Онлайн-курсы выигрывают конкуренцию, поскольку предоставляют студентам возможность выбора и право получать знания за короткий отрезок времени, не тратясь на переезды. Кроме того, онлайн-обучение дает чувство свободы и контроля над процессом своего развития, что мотивирует достижение поставленной цели. Однако электронное обучение имеет и свои минусы: лимитировано местом и временем.
Появление и быстрое распространение беспроводных технологий не могло не отразиться на системе образования и дало право на существование мобильному образованию. Мобильные средства позволяют студентам и педагогам общаться, сотрудничать и создавать учебные материалы с помощью цифровых ресурсов.
Следует подчеркнуть очевидную пользу использования мобильных устройств в образовательном
процессе, поскольку они позволяют выходить в глобальную сеть, посещать различные сайты, пересылать необходимую информацию; проходить тестирование; скачивать электронные учебники, воспроизводить звуковые, графические и видеофайлы.
По причине того, что только 12 человек из 100 в России имеют доступ к высокоскоростному интернету, технология смешанного обучения позволят более эффективно использовать преимущества очного и электронного (онлайн и мобильного) обучения, компенсируя недостатки каждого. В нем успешно сочетаются очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора траектории обучения. В итоге переход к смешанному обучению может привести к кардинальной трансформации общей образовательной модели.
В смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами. Востребованы методы обучения, нацеленные на развитие навыков решения проблем, мышления высокого уровня и навыков, востребованных для карьеры и работы.
Кроме того, в постиндустриальном обществе, где основными ресурсами является информация и человеческий капитал, идея о нескольких карьерных траекториях для одного человека стала реальностью. Обязательным условием становится непрерывное обучение или пожизненное образование.
Итак, инновационный образовательный культурный капитал определяет уровень социально-экономического развития государства. Социальная аккумуляция креативных навыков реализуется в инновационно-образовательной деятельности, в ходе которой и происходит развитие культурного капитала, в дальнейшем трансформирующегося в социально-экономический ресурс [1, с. 176]. Таким образом, в современном обществе образовательное развитие культурного капитала на основе цифровых технологий обусловлено и тесно взаимосвязано с воплощением принципов цифровой экономики в жизнь.
1. Горбунова Н.В. Закономерности развития культурного капитала в трансформирующемся обществе. Саратов, 2005.
2. ИсайкинаМ.А., МаксимоваЕ.А., МартыноваЕ.В. Риски реализации образовательных программ бакалавриата при стандартизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 111-114.
3. Наумов С.Ю., Волошин И.П., Муравлева Т.В. Цифровой вектор развития вузов экономической направленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 13-16.
4. Овчинникова Е.В., Майзенберг Е.А. Лингвистическая ассоциация как инструмент анализа языковой способности студентов, изучающих иностранные языки // Вопросы педагогики. 2018. № 6-2. С. 21-24.
5. ТесленкоИ.Б., Коваленко С.Ю., СавельевИ.И., Научи-гин К.М. Интеллектуальный капитал и инновационное развитие региона: монография / И.Б. Тесленко [и др.]; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014.
6. Шеляхина Н.В. Стратегические принципы коммуникативного поведения в вузе // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: мат. Междунар. науч.-практ. конф. (5-6 декабря 2010 г.). Пенза; Ереван; Прага: Социосфера, 2010. С. 65-67.
7. URL: Ьйр://%'%'%г.1а1М8ег.ги/т11ех.рЬр/Статья: Цифро-вая_экономика_России (дата обращения: 26.02.2019).