КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Толешова У.Б.,
к.п.н., доцент Мынбаева А.К.,
д.п.н., профессор
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Алматы, Казахстан Тулешова Г.Б. К.э.н., доцент ЖГУ им. И. Жансугурова Талдыкорган, Алматы
COMPETENCE AND INTELLECTUAL CAPITAL AS AN ECONOMIC RESOURCE FOR DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Toleshova U.,
c.p.s., associate рrofessor Mynbayeva A., d.p.s., рrofessor Al-Farabi Kazakh national University Almaty, Kazakhstan Tuleshova G. c.e.s., associate Professor ZhSU named after I. Zhansugurov Taldykorgan, Almaty
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития капитала через совершенствование цифровой компетентности преподавателей и студентов в организации образования. Цель статьи - раскрыть особенности приращения интеллектуального и социального капитала организации как стратегического экономического ресурса развития в цифровую эпоху и предложить рекомендации по их совершенствованию.
Abstract
The article deals with the issues of capital development through improving the digital competence of teachers and students in the organization of education. The purpose of the article is to reveal the features of increasing the mental and social capital of the organization as a strategic economic resource for development in the digital age and to offer recommendations for their improvement.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, социальный капитал, цифровая компетентность, университеты.
Keywords: intellectual capital, human capital, social capital, digital competence, universities.
Цифровизация мирового пространства определила новые вызовы перед системой образования. В тоже время цифровое развитие общества создает и новые возможности для экономики. Перед образованием стоит актуальный вопрос развития цифровой грамотности школьников, цифровой компетенции будущих специалистов, соответствия требованиям обучения цифрового поколения школьников и студентов. Цифровая культура становится составляющей частью интеллектуального капитала специалиста и организации, влияет на национальный человеческий капитал страны.
Человеческий капитал в современном обществе имеет большое значение как важный экономический ресурс. Сначала под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, способствующая повышению его производительности труда, т.е. образование и профессиональные навыки. В настоящее время, составляющие человеческого капитала определяются как:
• инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение квалификации на производстве);
• расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);
• улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности);
• соответствующее питание [1] (Туебекова Н., 2012). Как известно, человеческий капитал составляет в национальном богатстве развитых стран мира более 70%. Для стран СНГ это всего лишь 50% [2].
Развитие человеческого капитала связано с интеллектуальным и социальным капиталом. В пост-модернистких теориях экономики, менеджмента и социологии уделяется большое значение интеллектуальному и социальному капиталу организации
как агенту ее развития, а также потенциальных возможностей создания новой продукции и повышения эффективности организации.
Интеллектуальный капитал состоит из знаний, умений, навыков и ценностей специалистов организации. Как пишут Э.Сулейменов и др., «П. Бур-дье указывает на взаимосвязь в обществе между уровнями экономического развития и социального капитала... Через социальный капитал экономические агенты могут получать прямой доступ к экономическим ресурсам и интегрироваться в определенные институты» [3]. Эта форма капитала, как и другие, является продуктивной, но в отличие от них он возникает и реализуется в структуре отношений между людьми и среди людей» [3].
Для организаций образования Bryk А., Schneider B. отмечают, что «задача по наращиванию потенциала состоит в том, чтобы дать возможность отдельным лицам превратить интеллектуальный капитал в организационный для возможности его эффективного использования. Для этого необходимо уделить внимание социальному капиталу -доверию, уважению, сотрудничеству и сетям. Аудит социального капитала, которым обладает организация, позволит определить не только качество и масштабы внутренних сетевых механизмов - кто с кем разговаривает, как, когда и о чем? - но также
и уровень доверия, который позволяет людям чувствовать возможность взаимодействовать друг с другом и делиться своими знаниями и опытом» [45].
Новые вызовы для стран мира связаны с циф-ровизацией общества и экономики, что влечет за собой необходимость развития цифровой компетенций специалистов. Особенность или специфика данного направления в быстрой обновляемости направлений развития, высокая интеллектуальная составляющая в продукции, зависимость от технических средств сетей, доступа, быстродействия и т.п.
Остановимся кратко на определении цифровой компетентности и рассмотрим, какие новые проблемы появились в Казахстане и мире на текущий момент пандемии марта 2020 года.
Цифровая компетентность - это сложный феномен, определяющий жизнедеятельность в информационном обществе [6] (Солдатова Г., Зотова Е. и др., 2013). Согласно исследованиям Солдатовой Г., Зотовой Е. цифровая компетентность состоит из компонентов: информационной и медиакомпетент-ности; коммуникативной компетентности, технической компетентности и потребительской компетентности (рисунок 1).
1. Информационная и медиакомпетентность.
Это знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с
поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных
объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых; изобразительных, аудио и видео)
3. Техническая компетентность.
Это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том
числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.
2. Коммуникативная компетентность.
Это знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.), совершаемых с различными целями.
4. Потребительская компетентность.
Это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и Интернета раз личные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями,
предполагающими удовлетворение различных потребностей.
Рисунок - Компоненты цифровой компетентности
1. Информационная и медиакомпетентность. Это знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео).
2. Коммуникативная компетентность. Это
знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.), совершаемых с различными целями.
3. Техническая компетентность. Это знания, умения, мотивация и ответственность, позво-
ляющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.
4. Потребительская компетентность. Это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и Интернета раз личные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей [6].
Таким образом, в отличие от информационной компетенции, по Г.Солдатовой, цифровая компетентность включает и коммуникативную, и техническую, и потребительскую компетентность. Феномен цифровой компетентности в своем содержании, по-сути, условно учитывает социальный капитал через умения взаимодействия - коммуникативную компетентность, и экономическую составляющую - потребительскую компетентность, т.е. умения использовать цифровые устройства для приобретения товаров и услуг, банковские услуги, ведения бизнеса, туризма и т.п.
В Казахстане вузы подключились к созданию массовых открытых он-лайн курсов (МООК). Университеты как организации и педагоги-студенты для дистанционного обучения используют Moodle, LMS, другие платформы. Появилась с 2016 г. Национальная платформа открытого образования Казахстана (moocs.kz), Open Master Class (omc.moocs.kz). Казахский национальный университет им. аль-Фараби разрабатывает
Open KazNU (open.kaznu.kz) и др. Однако, существуют проблемы во владении преподавателями и учителями цифровой компетентностью. В 2019 году исследователями Тажигуловой А., Артыкбае-вой Е.В. из научного центра информатизации (г.Ал-маты) было проведено исследование в виде опроса 128 преподавателей разных университетов Казахстана. Ими было установлено, что, к сожалению, «в среднем более 90 % преподавателей из опрошенных не имели представления о платформах МООК» [8]. Конечно, можно прогнозировать, что на текущий момент апреля-мая 2020 года в связи с экстренным переходом в дистанционный формат всего казахстанского образования большая часть ППС университетов Казахстана освоили в массовом порядке приложения ZOOM, Moodle, Майкрософт Тимс, Ютуб Стрим, Cisco WebEx, Гугл Мит и др.
Развитие цифровой компетентности преподавателей и студентов через совершенствование интеллектуального и социального капитала организации и использование стратегий образовательного лидерства создает условия для дальнейшей разработки новых цифровых образовательных ресурсов, новых проектов, инновационных продуктов организации образования. На основе анализа научных источников и обобщения опыта практической деятельности предлагаем следующие рекомендации:
- для развития социального и интеллектуального капитала организации рекомендуется применение стратегий образовательного лидерства и формирование особой организационной культуры с ориентацией на распространение передового педагогического и инновационного цифрового опыта в организациях образования;
- организационная культура учреждения образования может быть направлена на поиск лучших инновационных практик в организации, в том числе развития цифровой компетентности, создания цифровых образовательных ресурсов и активного распространения их в учреждении как формально - через семинары и курсы повышения квалификации, так и неформально - через наставничество, тьютор-ство и т.п.;
- в стратегические документы организаций образования может быть включен пункт по развитию организационной культуры и образовательного лидерства, развития информационно-инновационной, творческой, академической организационной культуры и среды.
Вопросы экономических расчетов затрат и отдачи на развитие интеллектуального и социального капитала организаций образования требует дальнейших исследований.
Список литературы
1. Туебекова Ш.Ж. Человеческий капитал: понятие и особенности его использования // Вестник КазНПУ. Серия экономики. - 2012. - №1 (31). - URL: https://articlekz.com/article/10736
2. Нестеров Л. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. - 2003. -№2.
3. Сулейменов Э., Габриелян О.А., Пак И.Т., Панченко С.В., Мун Г.А. Инновационные сценарии в постиндустриальном обществе. — Алматы — Симферополь, 2016. — 218 с.
4. Bryk A., Schneider B. Trust in schools: A core resource for improvement. - New York: Russell Sage Foundation, 2002. - Р.40-45.
5. Yakavets N., Frost D., Khoroshash A. School leadership and capacity building in Kazakhstan // International Journal of Leadership in Education, 2017. -Volume 20. - Issue 3. - P. 345-370
6. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете. Методическое пособие для специалистов основного общего образования. — М.: Google, 2013. — 311 с.
7. Джусубалиева Д.М., Мынбаева А.К. Цифровая компетентность современного педагога и информационная культура: новые системы обучения // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. - 2017. -№4. - С.25-33.
8. Тажигулова А., Артыкбаева Е.В. Проблемы применения дистанционных образовательных технологий в высшем образовании Казах-стана//Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». - 2020. - №1. - С. 116-127.