приграничными и внутренними регионами Венгрии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 21510-23002
Список литературы
1. Summary tables (STADAT) - Time series of annual data - National accounts, GDP. General economic indicators [Электронный ресурс] URL://www.ksh.hu/stadat_annual_3_1 (дата обращения 11.11.2021).
2. Summary tables (STADAT) Regional statistics [Электронный ресурс] URL:// https://www.ksh.hu/stadat_annual_6_3 (дата обращения 11.11.2021).
3. Григорьев Л.М., Павлюшина В.А., Музы-ченко Е.Э. Падение в мировую рецессию 2020 // Вопросы экономики. - 2020. - № 5. - c. 5-24. - doi: 10.32609/0042- 8736-2020-5-5-24.
4. Максимова Е.В., Морозов В.В. ТО\ТО-19 и глобализация // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 5. - а 86-90.
5. РБК+ "Венгрия" Журнал РБК №1-2/2021 [Электронный ресурс] URL://plus.rbc.ru/pdf/rbcplus_1 (дата обращения 09.11.2021).
6. Федоренко, Р. В. Ретроспективный анализ процесса развития таможенно-логистической инфраструктуры Венгрии / Р. В. Федоренко, Т. Цегледи // Российская наука: актуальные исследования и разработки: Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 25 февраля 2021 года. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. - С. 155-158. - DOI 10.46554/Russian.science-2021.02-2-155/158.
7. Хмелева Г.А., Федоренко Р.В. Основные тенденции и факторы формирования конкурентных преимуществ приграничных регионов // Экономические отношения. - 2021. - Том 11. - №2 2. - С. 439458. doi: 10.18334^.11.2.112112
ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ РФ
Чеботаев Н.Н.
магистрант кафедры инновационной экономики и финансов, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ
«БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация Будянский А.В.
магистрант кафедры инновационной экономики и финансов, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ
«БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация
DIGITAL DEVELOPMENT AND PROSPECTS OF THE BANKING INDUSTRY OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Chebotaev N.
master-student of the Department of Innovative Economics and Finance, «Belgorod State National Research University» (BSU), Belgorod,
Russian Federation Budianskyi O.
master-student of the Department of Innovative Economics and Finance, «Belgorod State National Research University» (BSU), Belgorod,
Russian Federation
Аннотация
Статья посвящена аспектам цифровизации банковской отрасли РФ, симбиозу передовых цифровых технологий IT и телекоммуникаций с реализуемыми банковскими продуктами/услугами в рамках новых банковских проектов - цифровых экосистем. Рассмотрен все более актуализирующийся процесс внутрибанковской конкурентной борьбы, который обусловлен началом новой цифровой действительности для игроков финансового сектора. Обозначены обозримые бизнес-перспективы развития отрасли и горизонты планирования российского банковского сектора.
Abstract
The article is devoted to the aspects of digitalization of the banking industry in the Russian Federation, the symbiosis of advanced digital IT and telecommunications technologies with the banking products / services sold within the framework of new banking projects - digital ecosystems. The more and more actualizing process of intrabank competition, which is caused by the beginning of a new digital reality for the players of the financial
sector, is considered. The foreseeable business prospects for the development of the industry and the planning horizons of the Russian banking sector are outlined.
Ключевые слова: цифровизация банковского сектора, финансовые экосистемы, финтех, удаленное клиентское обслуживание, мобильный и интернет банкинг.
Keywords: digitalization of the banking sector, financial ecosystems, fintech, remote customer service, mobile and internet banking.
В эпоху развития цифровой экономики именно банковский сектор является флагманом технического воплощения цифровизации как среды. Перманентное появление технологий дает новые возможности взаимодействия клиентов финансовой сферы друг с другом, дает новые информационные рычаги коммуникаций для бизнес-среды. Растущий клиентопоток использует все больше каналов получения банковских услуг, используя новые платформы и банковские экосистемы. Параллельно происходит адаптация технологий к изменениям в поведении людей, в результате чего появляются все более эффективные и низкозатратные решения для развития бизнеса.
Термин «цифровизация» подразумевает информационный обмен в цифровой форме. В контексте бизнес-коммуникаций, под «цифровизацией» подразумевается операционная модель с коммуни-цированием на площадке цифровых каналов и автоматизация повседневных / рутинных операций. [1].
Обработка и анализ больших массивов данных средствами цифровых технологий дает возможность создавать принципиально новые банковские продукты, в этом российский банковский сектор движется в аналогичном тренде, что и мировой. Метаморфозы моделей обслуживания обусловлены влиянием цифровых технологий (машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн [10, стр. 234], P2P-кредитование, робоэдвайзинг), а также в результате развития интегрированной сетевой экономики.
Снижаются барьеры для входа на рынок небанковских игроков, и телекоммуникационные и ИТ-компании запускают финансовые сервисы и продукты на основе своих компетенций. Крупные и технологически развитые банки создают свои экосистемы, которые открывают новые, нетрадиционные источники дохода. Эти тренды определяют направление развития отрасли, и банкам важно учитывать их в своих стратегиях.
Банковский сектор — является примером ориентированного на потребителя комплекса услуг, где инновационный спрос диктуется исключительно в интересах конечного клиента. Клиентские требования сводятся к сокращению времени на совершение банковских операций, возможность их осуществления в режиме 24x7, интуитивно понятное получение услуг в рамках банковской экосистемы. Этот перечень потребностей является драйвером инноваций в отрасли [16, стр. 311-328].
Скорость внедрения новых банковских продуктов высока, это объясняется огромной рыночной конкуренцией, поддержанием лояльности клиентов. Реализуя финансовые инновации, банки определяют долгосрочную стратегию целенаправленной работы в этой области с четкими целями по типам инноваций. Внедряя инновации, при построении бизнес-модели, необходимо учитывать увеличение небанковских источников дохода, при этом развивая собственные экосистемы и партнерства [16, стр.311-328].
Немаловажная роль отводится и Центральному Банку, который реализует благоприятный климат для функционирования банковских структур с инновационной цифровой составляющей, поддерживает бизнес-инкубаторы и внедряемые элементы финтех.
Цифровизация коммерческих банков в России. Исходя из проведенных исследований, проводившихся фондом «Сколково» и компанией \гЯ_Вапк, был составлен рейтинг кредитных организаций, которые являются флагманами внедрения цифровых технологий, направляют ресурсы в инновационные проекты для продуцирования бизнес-моделей. К данному списку относятся: Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Банк Русский Стандарт, Банк «Санкт-Петербург». Объем инвестиций с горизонтом 3-5 лет, выделяемых банками на процесс цифровых экосистем, составляет порядка 50 млрд. рублей в год. Передовую позицию на ниве цифровизации и развития информационных технологий занимает ПАО «Сбербанк», где в инновации за последние 4 года вложено свыше 400 млрд. рублей. Опираясь на данные ВЦИОМа в 2020 году, банковские операции считаются самой популярной онлайн-услугой: 61 % опрошенных чаще совершают банковские трансакции посредством цифровых каналов, при этом значительная доля респондентов, пользующаяся данной услугой, находится в возрастном интервале от 18 до 24 лет (77 %). Доля россиян за период с 2016 по 2020 год, активно пользующихся электронными банковскими экосистемами составляет более 50% от числа активных клиентов банковских структур. Основным пулом цифровых технологий, которым регулярно пользуются клиенты банков являются: искусственный интеллект, инструменты анализа больших данных, роботизация процессов, чат-боты и оптическое распознавание QR-кодов (рис.1).
о ш аз к т ы ¿о ю ш Рис. 1. Наиболее востребованные технологии банковских цифровых экосистем
Применение технологии искусственного интеллекта (Artificial Intelligence) упрощает процесс сбора и обработки данных, распознает речь, использует нейронные сети и биометрические данные.
Анализ больших данных (Big Data) обрабатывает крупные информационные массивы из разнообразных информационно-цифровых источников. На основе упорядочивания, накопления, анализа данных, позволяет формировать персональные предложения клиентам. Эффективно распределяет поступившие информационные ресурсы и в дальнейшем формирует финансовую стратегию клиентского взаимодействия.
Банки в своей деятельности применяют оптическое распознавание символов или OCR для оцифровки клиентского документооборота. Технология OCR представляет собой обработку больших объемов текста и перевод изображение в формат, доступный для редактирования.
Активно внедряется в коммуникативный процесс обслуживание клиентских запросов программа чат-ботов (имитация диалога с пользовате-
«0
35
эо
Л
к>
1S 10 5 О
лем), что приводит к снижению нагрузки на операторов колл-центров / клиентской поддержки банка. К функционалу данного нововведения относится обработка и предоставление информации по типовым вопросам, каналы взаимодействия с чат - ботами: 1. операторские телефонные звонки; 2. переписка с использованием электронной почты; 3. Мессенджеры. Подобного рода информационные боты используются для оповещения клиентов о новых банковских продуктах и проводимых акциях, курсах валют, данный процесс доступен в круглосуточном режиме.
В последние годы наблюдается пользовательский тренд на удаленное банковское обслуживание средствами онлайн банкинга (в т.ч. и мобильными банковскими приложениями), что позволяет клиентам иметь оперативный доступ к наиболее часто используемым финансовым услугам. Исходя из Данных ВЦИОМ, банковскими клиентами наиболее востребованы: переводы денег по номеру телефона (57 % опрошенных), оплата услуг ЖКХ, мобильной связи, интернета и другого (54 % респондентов), при этом 37 % из них делают этого с помощью QR-кодов или штрих кодов (рис 2).
iMdäbt-ttawuMra
Рис. 2. Доля клиентов банков, использующих удаленный доступ к банковским продуктам, min. 1 раз за 90
дней (%)
Широкому внедрению в клиентские массы цифровых банковских сервисов мешает недостаточная информированность/готовность клиентов к использованию ряда продуктовых секторов в цифровой экосистеме банков. Так, на основе исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ, опубликован список сервисов, которые ма-
лоизвестны участникам опроса (рис. 3). К ним относятся: подача заявки на оформление банковских продуктов на сайте или через приложение (39 % опрошенных), просмотр финансовых советов и новостей в приложениях (30 % респондентов), получение кешбэка (35 % опрошенных) [7, стр. 387-384].
0 10 » 30 « »
Рис. 3. Менее востребованные банковские услуги у клиентов.
Обоюдные выгоды и для клиентов и для банковских структур представляет цифровая трансформация традиционных финансовых услуг, как показывают исследования «МсКшеу», сквозная цифровизация ключевых процессов в традиционном банке, будь то продажи новых продуктов или сервисное обслуживание в отделениях, позволяет сократить их стоимость на 40-60% [4].
Учитывая трансформацию российской банковской отрасли, согласно исследованию, проведенному в 2017-2018 г. компанией «МсКшеу», банковская клиентская база в России, желающая обслуживаться с помощью мобильного и интернет-банкинга растет и составляет 65 % в 2017 г., что в целом сопоставимо с показателями западноевропейских стран и США [3, стр.133]. Развитие каналов интернет проникновения в регионах РФ неоднородно, что позволяет прогнозировать рост потенциальной клиентской базы при развитии услуг связи в регионах [8].
Все те же исследования «МсКшеу» показали, что банки из пула топ-50 России, при имеющихся мобильных приложениях совершают в 1,5-2 раза больше операций, чем крупнейшие европейские банки, 58 % клиентов используют удаленный/дистанционный банкинг (из них 15 % пользуются только интернет-банком, 10 % — только мобильным банком и 32 % — обеими платформами) [21].
Исследования демонстрируют вхождение банковской системы России в топ-5 ведущих банковских систем стран Европы по уровню развития и проникновения цифрового банкинга.
Продуктовые инновации. Процесс введения цифровых продуктовых инноваций в банках направлен на привлечение новых клиентов и удержание старых с помощью максимального удовлетворения клиентских потребностей. Существенно сократились сроки типовых/базовых банковских операций: открытие счета, эмиссия пластика, банковские переводы, что влечет повышение лояльности клиентов. Процессу повышения лояльности способствует введение банками таких цифровых продуктов, таких как:
- подача онлайн заявок на кредит (что позволяет обходиться без посещения офисов банка);
- открытие инвестиционного счета и проведение торговых операций в формате удаленного доступа;
- дистанционное пользование банковскими услугами с применением метода биометрической идентификации клиента.
- система искусственного интеллекта в банках проводит анализ клиентов по профессиональной, возрастной категории, что выражается в формировании более точных персонализированных предложений финансовых продуктов.
На остроконкурентном рынке банковских инновационных продуктов, где происходит постоянное введение новых функциональных регламентов, со стремлением переманить клиентскую базу банка-конкурента, необходимо постоянно генерировать новые идеи связанные с продуктовой линейкой (своего рода мозговой штурм). Только обладая преимуществами раннего ввода цифровых продуктов можно обеспечит постоянство и приток клиентской базы. Залогом успеха так же может стать симбиоз банковской структуры и ^-компаний, телекоммуникационной, что приводит к инкорпорированию в банковский сектор цифровых продуктов не свойственных ранее банковским структурам (например, элементы доставки товаров, заказа телевизионного контента у ПАО «Сбербанк»)
Процессные инновации. На российском финансово-банковском рынке имеется существенный разрыв между пулом крупных банков (с широкими мультипродуктовыми линейками) и малыми/средними кредитными организациями. Российские банки топ-звена превосходит своих менее крупных конкурентов в вооруженности свободными финансовыми средствами, данные средства инвестируются в улучшение уровня цифровых компетенций и разработку новых цифровых продуктов банковской экосистемы, что позволяет крупным банковским игрокам осуществить масштабные цифровые трансформации и нивелировать присутствие менее крупных банковских игроков на рынке. Менее крупные банки уходят на региональные банковские рынки, сокращают продуктовую линейку и занимают более специализированную целевую нишу.
Отсутствие инвестиционных возможностей у некрупных банковских структур, не означает отказа от необходимости цифровизации бизнес-процессов, необходимо принять во внимание возможность принятия аутсорсинга финансово-банковского функционала со стороны банков федерального уровня, что не даст крупным игрокам банковского сектора затратно расширять свои филиальные сети, а некрупным /региональным представителям банковского сектора сохранит региональную клиентскую базу и диверсифицирует портфель предоставляемых услуг.
Крупные отраслевые игроки, имеющие широкий диапазон ресурсов, инвестируя в цифровую банковскую экосистему, продуцируя банковский информационный продукт - первыми получают конкурентное преимущество на рынке благодаря эффекту масштаба. Запущенный банком «Открытие» сервис денежных переводов, идентификатором при осуществлении которых служит фотография, имеет целью создать принципиально новый подход к онлайн-переводам и предложить пользователям дополнительные ситуационные сценарии переводов [14]. Так, внедрение банком ВТБ элементов искусственного интеллекта в свой ИТ-ландшафт позволило ему построить комплексную систему мониторинга критичных бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры [2].
Перспективы развития банковской отрасли в РФ. Предстоящие метаморфозы банковской отрасли РФ заключаются в становлении внутри банковских структур собственных экосистем, тесное взаимодействие со структурами ^-компаний, телекоммуникационных компаний, операторами беспроводной связи. Трансформация банковского бизнеса сведется к введению сквозных технологий, пример - блокчейн. Уже сейчас в банковской системе происходит отказ от распространения физических отделений (точек присутствия банков) в пользу дистанционного обслуживания В2В, В2С-клиентов, что ставит во главу угла в сфере обслуживания клиентов пристальное внимание к потребностям клиентов. Широко трансформируются возможности взаимодействия клиент-банк в виде 1 окна. Широко внедряется и постоянно совершенствуется механизм анализа с привлечением искусственного интеллекта и анализа bigdata, что задействует сторонние структуры аутсорсеров ГГ, происходит диффузия банковского функционала и ГГ отрасли.
Так, уже действующим примером диффузии (взаимопроникновения) банковских структур и структур ГГ, может служить скоринговые системы (системы бальной финансовой оценки клиента) в Альфа-банк, Банк Тинькофф, Хоум Кредит энд Фи-нанс банк. Оценка клиента позволяет персонализировать финансовые предложения, кросс-продуктовые предложения (вклады, страхование жизни, автогражданская ответственность) исходя из анализов профессиональной деятельности клиента, возраста, интересов и т.п.
Банковские организации, не имеющие достаточного объема финансовых ресурсов для разработки собственных ИТ-решений, могут предложить собственную инфраструктуру для накопления и хранения, анализа массивов данных, что позволит им как частично интегрировать свои финансовые услуги в экосистему более крупных игроков банковского сектора, так и сфокусировать внимание на кросс-продуктовой линейке (страхование, предоставление удаленных бухгалтерских услуг и т.п.).
Время показывает, что внедряемые ноу-хау, а именно хождение криптовалюты вызывает противодействие и непонимание, опаску. В структурах банковского сообщества западноевропейских стран и Северной Америки набирает обороты использование (расчет, обмен, накопление) криптовалют-ных агрегатов, не исключено, что применение данных финансовых инструментов будет со временем введено и в России (с принятием новых юридических нормативов), так применение блокчейна [10]. эффективно в двух областях: ведение записей и документации (регистрация новых данных, идентификация пользователей, smart- контракты) и транзакции (динамическая регистрация — обмен цифровых и физических активов на цифровой платформе, инфраструктура платежей, проверяемые данные).
Роль ЦБ РФ в цифровизации банковской системы. До декабря 2017г. нормативно- правовыми документами ЦБ РФ не предусматривалось предоставление услуг (открытие счетов) без личного присутствия клиента, с декабря 2017г. на основании принятия федеральных норм данная процедура возможна организациям, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и в единой биометрической системе (ЕБС), что сделало возможным проведение финансовых операций без личного присутствия (средствами удаленного доступа) [6].
2.Банк России, используя институциональный рычаг, по которому в конце 2016 г. была создана Ассоциация «ФинТех» (включающая в себя крупные коммерческие банки РФ). Цель создания ассоциации - необходимость совершенствования норм российского законодательства и выработке наиболее эффективных решений по использованию сквозных технологий, таких как открытые сервисные интерфейсы (open banking API), блокчейн и удаленная идентификация [20].
3. В данный момент Ассоциация «ФинТех» совместно с ЦБ РФ и структурой коммерческих банков РФ реализовал услугу «Системы Быстрых Платежей», позволяющей осуществлять переводы по таким идентификаторам, как номер телефона. Данный функционал запущен коммерческими банками в рамках действующих в этих банках электронных экосистемах.
Подытоживая, необходимо отметить:
1. Происходящая цифровая трансформация банковской системы РФ приведет к сращиванию банковских структур и коммуникационных компаний, IT-организаций и образованию многофункциональных банковских цифровых экосистем (сред). Учитывая тот факт, что в крупных банках имеются
подразделения креативного проектирования процессов, то возможно предположить прирост банковского бизнеса структурными подразделениями обслуживающими онлайн-торговлю.
2. Менее крупные игроки банковского поля, испытывая недостаток средств для проведения цифровой адаптации, перейдут либо в узкоспециализированную региональную нишу, либо будут поглощены крупными банками, либо исчезнут.
3. Ускорение цифровизации банковской отрасли приведет к появлению новых требований/ожиданий, навыков от специалистов банковской сферы со стороны работодателя, что породит появление новых компетенций в структуре персонала банковского сектора. Государство, чьим рычагом управления является Минобрнауки, будет вынуждено вводить новые образовательные стандарты с учетом мимикрии классического банковского образования в структуру информационных технологий.
4. Более плотное взаимодействие банковской сферы с областью IT-компаний, коммуникационных структур в рамках построения цифровой экономики, приведет к законодательному изменению деятельности целых смежных отраслей.
5. Пристальному вниманию подвергнется сфера кибербезопасности. Хранение, обработка больших объемов информации, многоэтапная вовлеченность разнообразных структур приведет к необходимости совершенствования механизма контроля и охраны информации, что на следующем этапе развития цифровых взаимоотношений породит целую отрасль цифровой безопасности.
Список литературы
1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Го-хберг Л. М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 82 с.
2. Андреева М. ВТБ24 переходит на искусственный интеллект / ComNews, 2017. URL: https://www.comnews.ru/ content/106565/2017-04-04/vtb24-perehodit-na-iskusstvennyy-intellekt.
3. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey, 2017. 133 с.
4. Георгий Макаренко. РБК Тренды. «Как инновации изменят банковскую отрасль России». 26.09.2020г.
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d63fd8f9a794 7e067daea90
5. Ермакова Е. П., Фролова Е. Е. Правовое регулирование цифрового банкинга в России и зарубежных странах (Европейский союз, США, КНР) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4. С. 606-625. URL: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2019-46-606-625.
6. Курс на финтех: перспективы развития рынка в России/Ernst & Young, 2018.
7. Миронова Д.Д., Шершова Е.В. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2020. - № 4-3. - С. 378-384; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1098 (дата обращения: 07.11.2021).
8. Оганесян Т. К. и др. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса / Отв. ред. Д. С. Медовников.М.: НИУ ВШЭ, 2018. 121 с.
9. Рузняев А. М. Диджитализация российских банков как неизбежное требование цифровой экономики // Вектор экономики. 2018. № 5 (23). С. 61.
10. Свон М. Блокчейн: Схема новой экономики / Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 234 с.
11. Чайкина Е. В. Цифровая экономика: новые возможности для банков // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 4-1. С. 43-49.
12. Шашкина Е.О. Измерение степени цифро-визации национального финансового рынка на примере банковского сектора // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 10. — С. 2316 — 2330. https://doi.org/10.24891/fc.24.10.2316
13. Anthony L., Yamit V. Building customer loyalty in digital banking: A study of bank staff's perspectives on the challenges of digital CRM and loyalty // International Journal of Bank Marketing. 2017. Vol. 35. Iss. 6. P. 858-877. URL: https://doi.org/10.1108/IJBM-08-2016-0112
14. Blumberg S., Stüer C. Becoming a digital bank / McKinsey & Company, 2016. URL: https://www.mckinsey.com/ business-func-tions/mckinsey-digital/our-insights/becoming-a-digi-tal-bank.
15. Gupta S. K., Bansal A. Young Customer's Attitude towards Digital Banking with Special Reference to Public and Private Bank in Uttrakhand // The Journal of Indian Management & Strategy. 2018. No. 4. P. 2327.
16. Megargel A., Shankararaman V., Reddy S. K. Real-time inbound marketing: a use case for digital banking / Handbook of Blockchain, Digital Finance, and Inclusion. Academic Press, 2017. P. 311-328.
17. Moeckel C. From user-centred design to security: building attacker personas for digital banking / Proceedings of the 10th Nordic Conference on HumanComputer Interaction, 2018. P. 892-897.
18. Mujinga M., Eloff M. M., Kroeze J. H. System usability scale evaluation of online banking services: A South African study // South African Journal of Science. 2018. Vol. 114. No. 3/4. URL: https://doi.org/10.17159/ sajs.2018/20170065.
19. Murati A., Skau O., Taraporevala Z. Disruption in European consumer finance: Lessons from Sweden / McKinsey & Company, 2018.
20. Petrova L. A., Kuznetsova T. E., Eremina S. A. et al. Digital Bank of the Future / Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Digital Economy and Finances" (ISPC-DEF 2020). Atlantis Press, 2020. URL: https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200423.013.
21. Shaikh A. A., Karjaluoto H. Marketing and Mobile Financial Services: A Global Perspective on Digital Banking Consumer Behavior. Book Series: Rutledge Studies in Marketing, 2019.