Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ВЫЗОВЫ'

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / КОГНИТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкова А.В.

Статья посвящена проблеме трансформации общественного представления о целях и ценностях, задачах и роли системы высшего образования в современном мире в контексте двух интенсифицирующихся процессов: расширение сферы дистанционного обучения и обострении цифрового неравенства. В контексте постпандемических изменений рассмотрены такие тренды, как виртуализация образовательной среды, смешанное и дистанционное обучение, разработка моделей цифрового университета, продвижение культуры инноваций, использование «больших данных» и технологий искусственного интеллекта для оценки успеваемости и персонализации образовательных траекторий и т.д., проанализированы основные риски и вызовы для современной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL SPACE IN A POST-PANDEMIC WORLD: DEVELOPMENT TRENDS AND CHALLENGES

The article deals with the problem of transformation of public perception of the goals and values, tasks and role of higher education system in the modern world in the context of two intensifying processes: expansion of distance learning sphere and aggravation of digital inequality. In the context of post-pandemic changes such trends as virtualization of educational environment, blended and distance learning, development of digital university models, promotion of a culture of innovation, use of big data and artificial intelligence technologies to assess learning outcomes and personalization of educational trajectories are considered, expansion of cooperation between educational, scientific and business organizations, spread of lifelong learning ideology, creation of individual educational trajectories etc. The main risks and challenges for the higher education system are analyzed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ВЫЗОВЫ»

УДК 316.4(17+378)

DOI 10.34823/SGZ.2022.4.51846

А.В. ШИШКОВА кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ

ВО «Государственный университет управления»

E-mail: avs.guu@gmail.com

Цифровое образовательное

пространство в постпандемическом мире: тенденции развития и вызовы

Статья посвящена проблеме трансформации общественного представления о целях и ценностях, задачах и роли системы высшего образования в современном мире в контексте двух интенсифицирующихся процессов: расширение сферы дистанционного обучения и обострении цифрового неравенства. В контексте постпандемических изменений рассмотрены такие тренды, как виртуализация образовательной среды, смешанное и дистанционное обучение, разработка моделей цифрового университета, продвижение культуры инноваций, использование «больших данных» и технологий искусственного интеллекта для оценки успеваемости и персонализации образовательных траекторий и т.д., проанализированы основные риски и вызовы для современной системы высшего образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровизация образования, цифровая грамотность, цифровое неравенство, когнитивное благополучие.

Информатизация образовательной среды стартовала в начале 80-х гг. XX в. И происходила поэтапно: первый этап -управление образовательным контентом (LCMS - Learning Content Management System), второй этап - управление образовательным процессом (LMS - Learning Management System), третий этап - возникновение персональных образовательных сред (PLE - Personal Learning Environments). Пер-сонализации образовательной среды на современном этапе во многом способствует приход в сферу образования «больших данных». Образовательные организации уже сейчас имеют возможность (а многие уже ее используют) собирать

и анализировать огромное количество данных о студентах. В 2019 г. В докладе EDUCAUSE Horizon (глобальный исследовательский проект, охватывающий около 200 стран и освещающий тренды, вызовы и новые технологии в сфере образования, ранее - The NMC Horizon; авторы этих докладов описывают самые важные разработки в области образовательных технологий, называют главные вызовы, затрудняющие внедрение новых технологий в образовательный процесс, и выделяют основные тренды, определяющие развитие современного образования) указывалось, что в настоящее время необходимо активно заниматься аналитикой образовательного процесса, применяя не только описательный анализ, но и прогностический, персонализированный анализ успеваемости и поведения учащихся, осуществляемый с помощью новых вычислительных технологий и высококвалифицированных специалистов [1].

В целом, представления о том, каким должно быть высшее образование, в чем заключаются его основные цели и задачи, и для кого оно существует постоянно меняются в ответ на масштабные тенденции и сдвиги в обществе (социальных, политических и экономических отношениях) и человеческом мышлении. Будущие модели высшей школы, а также будущие практики преподавания и обучения должны будут адаптироваться к этим тенденциям, а обществу придется фундаментально переосмыслить сами основы системы высшего образования [3, с. 11] в глобальном образовательном пространстве постпандемического мира.

В отчетах EDUCAUSE Horizon за 2020 и 2021 гг. проанализировано более 130 различных технологий и практик, три из которых на протяжении нескольких лет называются экспертами в качестве ключевых. Это аналитика процесса обучения, открытые образовательные ресурсы и технологии искусственного интеллекта. Технологии адаптивного дизайна и технологии XR (AR/VR/MR/Haptic), встречающиеся в отчетах вплоть до 2020 г., в 2021 г. Уступили место онлайн-обуче-нию, а также смешанным и гибридным моделям построения курсов. Это логичные изменения - онлайн-обучение, вступившее в фазу взрывного роста в пандемию, несомненно будет играть важную роль и в постпандемическом высшем образовании, а смешанное и гибридное обучение продолжают начатую в 2020-м г. Тему дизайна образовательных программ. Кроме того, в отчете 2021 г. Обозначено начало тренда на микро-квалификации (micro-credentials) [3, с. 11; 4,

с. 4-5]. Это квалификация, подтверждающая результаты обучения, полученные в ходе короткого, прозрачно оцениваемого курса или модуля, который можно пройти офлайн в учебной организации, онлайн или в смешанном формате. Это очень гибкая, инклюзивная форма обучения, позволяющая целенаправленно приобретать конкретные навыки и компетенции и особенно полезная для тех, кто хочет укрепить свои знания без прохождения полной программы высшего образования, повысить квалификацию или переквалифицироваться для повышения востребованности на рынке труда. Такие программы сейчас предлагаются как университетами, так и неакадемическими провайдерами, в том числе значительное число предложений сосредоточено на платформах массовых открытых онлайн-курсов (МООС), а количество подобных курсов в целом исчисляется сотнями тысяч (более 700 000) [4, с. 22]. Выделяют шесть основных вариантов микро-квалификаций:

1) короткие курсы

2) буткемпы

3) профессиональное сертифицирование и лицензирование

4) программы без присвоения степени от университетов

5) программы без присвоения степени от неакадемических организаций

6) программы с присвоением степени/аккредитованные программы.

Продолжительность может варьироваться от 1-10 часов для короткого курса до 1500-5000 часов для аккредитованной программы [4, с. 22].

Здесь кажется важным отметить, что популярно не только получение микро-квалификаций, но и микрообучение как таковое. Микрообучение предполагает подачу образовательного контента с разбивкой на самостоятельные малые единицы и освоение отдельного микронавыка. Рынок микрообучения пока выглядит достаточно скромно - в 2019 г. Его объем составлял $1,5 млрд, но прогнозируется достижение $2,7 млрд к 2024 году при среднегодовом темпе роста +13,2% [7].

Исследования 2020 г. И 2021 г. Были сосредоточены на особенностях функционирования высшего образования в условиях пандемии и постпандемического мира. В отчетах мы видим, что изменения, привнесенные в нашу жизнь распространением СОУЮ-19, повлияли практически на все сферы

жизни. Ниже представлена таблица, в которой автор настоящей работы свел основные положения исследования, касающиеся трендов и тенденций развития современного образовательного пространства.

Таблица 1

Макротренды, которые будут определять будущее образования (таблица составлена по результатам исследования 2021 г.)

(■Составлено автором по материалам источника [4, с. 7-11])

Влияющие факторы Наблюдаемые тенденции и вызовы

Социальные тренды

Переход на удаленные формы обучения и работы Поиск и разработка, освоение и внедрение таких технологий дистанционного обучения, которые могут быть адаптированы для обеспечения широкого круга потребностей обучающихся (в том числе социальных и эмоциональных потребностей).

Развитие у обучающихся навыков адекватного взаимодействия с виртуальным пространством.

Нарастание цифрового разрыва Увеличение разрыва между обладателями цифровых преимуществ и теми, кто с трудом получает доступ к базовым устройствам и сетевым ресурсам, с увеличением объема дистанционного обучения.

Приход в высшее образование уже отстающих от своих сверстников обучающихся в связи с тем, что разрыв начинает проявляться уже на этапе получения среднего образования.

Ухудшение психического здоровья людей Усиление стресса и возникновение психологических проблем у студентов и сотрудников из-за длительной изоляции от семьи, друзей и коллег, из-за нестабильной экономической и политической обстановки в мире.

Необходимость создания (или трансформации) образовательными организациями моделей поддержки студентов и сотрудников для решения ментальных проблем внутри сообщества.

Влияющие факторы Наблюдаемые тенденции и вызовы

Технологические тренды

Широкое распространение гибридных моделей обучения Изменение традиционных подходов к высшему образованию из-за ускоренного внедрения в образовательную практику смешанных и гибридных моделей обучения.

Минимизация сбоев образовательного процесса и обеспечения непрерывности обучения в условиях будущих кризисов.

Ускорение процессов внедрения новых образовательных технологий Изменение отношения сотрудников образовательных организаций к новым технологиям и инструментам обучения - переход от скепсиса к восприятию данных инструментов как необходимых составляющих процесса обучения.

Постоянные инновации и появление совершенно новых технологий обучения как ответ на новые потребности участников образовательного процесса.

Обучение сотрудников образовательных организаций Необходимость поддержки и обучения преподавателей для внедрения и эффективного использования новых технологий.

Постоянные инвестиции в развитие преподавательского состава и повышение цифровой компетентности сотрудников образовательных организаций.

Экономические тренды

Сокращение финансирования сферы высшего образования Усугубление финансового кризиса системы высшего образования.

Дебаты о ценности высшего образования в целом и о ценности конкретных моделей высшего образования (например, дистанционных форм).

Необходимость в освоении новых навыков сотрудниками образовательных организаций Потребность в новых кадрах в таких областях, как технологии обучения и дизайн образовательных программ.

Рост спроса на личностно-ориентирован-ные модели управления персоналом.

Неопределенность в экономических моделях Рост уровня безработицы и социально-экономического неравенства, изменение кадровой политики университетов (замораживание найма, сокращение бюджета и т.д.).

Поиск образовательными организациями новых гибких моделей управления, адаптированных под будущие экономические вызовы.

Влияющие факторы Наблюдаемые тенденции и вызовы

Экологические тренды

Изменение климата Адаптация инфраструктуры и бизнес-моделей учебных организаций к неблагоприятным погодным условиям и катастрофам.

Разработка новых учебных и исследовательских программ для подготовки нового поколения климатических специалистов.

Сокращение числа рабочих поездок Уменьшение углеродного следа (уменьшение потребления ресурсов и производства экологических отходов) за счет перехода на удаленную работу.

Движение к устойчивому развитию Партнерство учебных заведений с государством и обществом в целях построения постпандемического мира в парадигме устойчивого развития (через соответствующие учебные программы и просветительскую деятельность).

Политические тренды

Нарастание масштабов онлайн-глобализации Появление новых онлайн-платформ и возможностей для удаленного сотрудничества.

Рост доверия к онлайн-обучению и распространение технологий как предпосылка к глобальному институциональному сотрудничеству в сфере образования.

Рост анти-гло- балистских настроений Выход ряда стран из международных организаций и соглашений, создание более сильных барьеров для иммиграции, обострение межстрановых и межнациональных конфликтов.

Необходимость трансформации политики образовательных организаций с целью сохранения традиций открытого и свободного обмена идеями и международного сотрудничества.

Государственное субсидирование высшего образования Адаптация возможностей и ресурсов зависящих от государственного финансирования образовательных учреждений в зависимости от политической обстановки

Обострение дискуссии о ценности образовательных организаций и влияние на судьбу этой дискуссии политических изменений.

Как видно, сквозная тема, проходящая через все наблюдаемые тенденции - это трансформация общественного представления о целях и ценностях, задачах и роли системы высшего образования в современном мире в контексте двух интенсифицирующихся процессов: расширение сферы дистанционного обучения и обострении цифрового неравенства.

В XXI в. Дистанционное образование становится интегральной частью системы образования, перестав быть второстепенным дополнением к обычному образовательному процессу, и подобный парадигмальный сдвиг привел к появлению новых методов и принципов обучения и новых моделей взаимодействия педагогов и учеников [2, с. 331].

По оценке Global Market Insights, в 2017 г. Мировой рынок онлайн-образования измерялся суммой $159 млрд, в 2018-м г. - $190 млрд, в 2019-м г. - $205 млрд. Прогнозируется, что его среднегодовой темп прироста в ближайшие 5-7 лет составит 7-10% (в глобальных отчётах берут усреднённый показатель с поправкой на то, что рост индустрии неравномерен), и к 2023 г. Объем рынка составит $282,62 млрд. Весь мировой рынок образования в 2019 г. Измерялся суммой $6,5 трлн (расчётный показатель к 2025 г. - $8 трлн, к 2030-му г. - $10 трлн), таким образом, на цифровизирован-ную часть рынка сейчас приходится до 4% от его совокупного объёма [7], а в таких странах, как США, Япония и некоторых европейских странах, доля дистанционного обучения во внутренней структуре образования составляет 20-30% [5]. Российский рынок является наиболее емкостным по сравнению с общемировыми тенденциями, и темпы его роста в настоящий момент опережают общемировые.

Нарастание масштабов дистанционного обучения играет двоякую роль в контексте проблемы цифрового неравенства. Удаленные формы обучения способствуют дальнейшей персонализации обучения и повышают инклюзивность образования, давая возможность получения образования тем, кто ранее был лишен таких возможностей в силу проблем со здоровьем или географических обстоятельств. Дистанционные технологии поддерживают глобализацию образовательного пространства, создавая дополнительные возможности для научного, образовательного и культурного обмена, а технологии виртуальной и дополненной реальности порождают новые пространства и формы обучения. Все это, с одной стороны, помогает в преодолении цифрового

неравенства (цифрового барьера, цифрового разрыва). С другой стороны, в современном обществе проблемой становится не столько разница в уровне доступа к технологиям, сколько разрыв между уровнем владения этими технологиями и различия в получаемых от технологий благах, поэтому неадекватное использование дистанционных технологий ведет к расширению цифрового разрыва. Проблема цифрового неравенства не решается простым увеличением доступности информационных технологий. Разница заключается не только в наличии или отсутствие доступа в сеть, но и в уровне цифровой грамотности, а также в объеме благ, получаемых пользователями онлайн-ресурсов. Кроме того, в некоторых случаях дистанционные технологии приводят к уменьшению или даже замене традиционного очного обучения, что при отсутствии должного контроля и давления коммерциализации порождает риск превращения образования в имитационный институт, своего рода образовательный си-мулякр [8]. Вкупе с требующимися для полноценного открытого дистанционного обучения самодисциплиной и высокой мотивацией такая ситуация может привести не к все-общему просвещению на уровне высшей школы, а к увеличившейся сегрегации между «элитами» и «низами» - теми, кто может позволить себе дорогостоящее обучение в традиционном очном формате (в престижных вузах, с частными преподавателями, в малых группах и т.д.), и теми, кто вынужден полагаться только на самообучение на открытых платформах или дистанционное обучение в оставшихся после процесса оптимизации системы высшего образования вузах.

Мерами, которые могли бы препятствовать укреплению цифрового барьера, является адекватная инфраструктурная политика образовательных организаций, направленная на предоставление доступа к новым технологиям для тех, кто был лишен такой возможности, и повышение цифровой грамотности и компетентности студентов для того, чтобы каждый из обучающихся, независимо от своего бэкграунда, мог в равной степени воспользоваться благами цифрового мира.

Нам представляется, что цифровая грамотность является одной из важных составляющих когнитивного благополучия современных учащихся. Говоря о когнитивном благополучии, мы опираемся на формулировки из отчета международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2015 г. (это международное сопостави-

тельное исследование качества образования, которое проводится под эгидой организации экономического сотрудничества и развития и ставит свой целью оценку знаний и навыков учащихся школ в возрасте 15 лет). В этом отчете под благополучием учащихся понимались психологическое, когнитивное, социальное и физическое функционирование и возможности, которые необходимы обучающимся для счастливой и полноценной жизни - то есть оценка благополучия стремилась учесть как фактическое состояние и достижения участников исследования, так и потенциальные возможности, которые они могут использовать для воплощения своих жизненных ценностей. Когнитивное благополучие учащихся подразумевает овладение определенными навыками, необходимыми для полноценной жизни в современном обществе - для эффективного обучения в течение всей жизни, для успешного решения профессиональных задач, для участия в деятельности гражданского общества. В число этих навыков входят умение студентов использовать академические знания для решения проблем самостоятельно или в сотрудничестве с другими, а также критическое мышление и способность рассматривать идеи с различных точек зрения [6, с. 61-62]. В 2015 г. Исследователи оценивали навыки по таким областям компетентности, как чтение, математика, совместное решение проблем, финансовая грамотность, а особое внимание уделялось научной грамотности. В 2018 г. К этим областям в качестве центральной на указанный период времени добавилась оценка способности учащихся рассматривать глобальные проблемы и учитывать специфику культурного разнообразие.

Научная грамотность определяется как способность заниматься вопросами, связанными с наукой и ее идеями в качестве рефлексирующего гражданина. Научно грамотный человек готов участвовать в аргументированном обсуждении проблемных научно-технических вопросов, что требует умения объяснять явления с научной точки зрения, оценивать и разрабатывать программы исследований, анализировать различные факты и интерпретировать научные данные [6, с. 30].

В целом, в основе PISA лежит динамичная и перспективная модель обучения на протяжении всей жизни, изучающая знания и навыки, необходимые учащимся для успешной адаптации в быстро меняющемся мире и применения своих

знаний для решения реальных проблем. Навыки, приобретенные учащимися до 15 лет, являются результатом сложной взаимосвязи их опыта обучения в разных школах и классах, жизни в близких и дальних семьях, общения со сверстниками и знакомыми. Компетентность в возрасте 15 лет - это сумма опыта, который дети накапливают в течение многих лет. Нельзя ожидать, что 15-летние подростки выучат все, что им понадобится знать во взрослой жизни, но предполагается, что они должны понимать основные процессы и принципы [6, с. 63].

Формирование навыков, необходимых для благополучной жизни, продолжается в организациях среднего профессионального и высшего образования, поэтому комплексное внимание к когнитивному аспекту благополучия обучающихся должно быть частью культуры образовательного пространства высшей школы, а одна из главных составляющих когнитивного благополучия - цифровая грамотность - находиться в фокусе пристального внимания всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Alexander B., Ashford-Rowe K., Barajas-Murphy N., Dobbin G., Knott J., McCormack M., Pomerantz J., Seilhamer R., Weber N. EDUCAUSE Horizon Report: 2019 Higher Education Edition. CO: EDUCAUSE, Louisville, 2019. Available at https://library.educause. edu/-/media/files/library/2019/4/2019horizonreport.pdf (дата обращения 3 февраля 2020).

2. Bozkurt A., Akgun-Ozbek E., Yilmazel S., Erdogdu E., Ucar H., Guler E., Sezgin S., Karadeniz A., Sen-Ersoy N., Goksel-Canbek N., Dincer G.D., Ari S., Aydin C.H. Trends in distance education research: A content analysis of journals 2009-2013 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16, № 1, с. 330363.

3. EDUCAUSE (Association). 2020 EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. - Louisville, CO: EDUCAUSE, 2020. Available at: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2020/3/ 2020_horizon_report_pdf.pdf (дата обращения 8 июня 2021).

4. EDUCAUSE (Association). 2021 EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. - Boulder, CO: EDUCAUSE, 2021. Available at: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2021/4/ 2021hrteachinglearning.pdf?la=en&hash=C9DEC12398593F297CC63 4409DFF4B8C5A60B36E (дата обращения 8 июня 2021).

5. NEOANALYTICS. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. // РБК. - 2019. - 28 МАЯ,

URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (дата обращения 10 сентября 2019).

6. OECD (2017), PISA 2015 Results (Volume III): Students' Well-Being, PISA, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/97892 64273856-en.

7. Исследование рынка онлайн-обучения 2020 // Исследование российского рынка онлайн-образования, URL: http://research. edmarket.ru/ (дата обращения 5 августа 2021).

8. Ключарев Г.А., Латов Ю.В. Неформальные «правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний // Общественные науки и современность. 2015. № 2, с. 31-42.

A.V. SHISHKOVA PhD, Associate Professor at the Philosophy Department of the State University of Management

Digital Educational Space in a Post-Pandemic World: Development Trends and Challenges

The article deals with the problem of transformation of public perception of the goals and values, tasks and role of higher education system in the modern world in the context of two intensifying processes: expansion of distance learning sphere and aggravation of digital inequality. In the context of post-pandemic changes such trends as virtualization of educational environment, blended and distance learning, development of digital university models, promotion of a culture of innovation, use of big data and artificial intelligence technologies to assess learning outcomes and personalization of educational trajectories are considered, expansion of cooperation between educational, scientific and business organizations, spread of lifelong learning ideology, creation of individual educational trajectories etc. The main risks and challenges for the higher education system are analyzed.

Keyword: distance learning, digitalization of education, digital literacy, digital divide, cognitive well-being

Literature

1. Alexander B., Ashford-Rowe K., Barajas-Murphy N., Dobbin G., Knott J., McCormack M., Pomerantz J., Seilhamer R., Weber N. EDUCAUSE Horizon Report: 2019 Higher Education Edition. CO: EDUCAUSE, Louisville, 2019. Available at https://library.educause .edu/-/media/files/library/2019/4/2019 horizonreport.pdf (accessed 3 February 2020).

2. Bozkurt A., Akgun-Ozbek E., Yilmazel S., Erdogdu E., Ucar H., Guler E., Sezgin S., Karadeniz A., Sen-Ersoy N., Goksel-Canbek N., Dincer G.D., Ari S., Aydin C.H. Trends in distance education research: A content analysis of journals 2009-2013 // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16, № 1. P. 330363.

3. EDUCAUSE (Association). 2020 EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. - Louisville, CO: EDUCAUSE, 2020. Available at: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2020/3/ 2020_horizon_report_pdf.pdf (accessed: 8 June 2021).

4. EDUCAUSE (Association). 2021 EDUCAUSE Horizon Report: Teaching and Learning Edition. - Boulder, CO: EDUCAUSE, 2021. Available at: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2021/4/ 2021hrteachinglearning.pdf?la=en&hash=C9DEC12398593F297CC63 4409DFF4B8C5A60B36E (accessed: 8 June 2021).

5. NEOANALYTICS. Анализ российского рынка дистанционного обучения: итоги 2018 г., прогноз до 2021 г. // РБК. 2019. 28 МАЯ, URL: https://marketing.rbc.ru/articles/10886/ (accessed 10 September 2019).

6. OECD (2017), PISA 2015 Results (Volume III): Students' Well-Being, PISA, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/97892 64273856-en.

7. Issledovanie rynka onlajn-obucheniya 2020 (Study of online education market 2020) // Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya (Study of Russian online education market), uRL: http://research.edmarket.ru/ (accessed August 5, 2021). (In Rus.)

8. Klyucharev G.A., Latov YU.V. Neformal'nye «pravila igry» v obrazovatel'noj sisteme: simulyaciya obrazovaniya, simulyakry I 34ussia znanij (Informal "rules of the game" in the educational system: education simulation, simulacra and knowledge brokers) // Obshchestvennye nauki I sovremennost' (Social Sciences and Modernity). 2015. № 2. P. 31-42. (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.