Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2753
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОГРАММА / ОЦЕНКА / БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВЫЕ ПРОДУКТЫ / МОДЕЛИ / ДАННЫЕ / ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович, Иванов Петр Петрович, Стрекаловский Василий Николаевич

В статье рассмотрены подходы к оценке цифровой зрелости университета как основы цифровой трансформации вуза. Приведен краткий обзор моделей оценки цифровой зрелости организации, которые реализуются в международной и отечественной практике высшего образования. Раскрываются основные принципы и методы оценки цифровой зрелости образовательной организации высшего образования на примере Северо-Восточного федерального университета. Показаны результаты внутренней самооценки коллектива по таким блокам, как цифровая культура, кадры, процессы, цифровые продукты, модели, данные, инфраструктура и инструменты. Сформулированы рекомендации на основе полученных результатов для отдельных учебных, научных и управленческих подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввинов Василий Михайлович, Иванов Петр Петрович, Стрекаловский Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND PRINCIPLES OF ASSESSING THE DIGITAL MATURITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses approaches to assessing the digital maturity of a university as the basis for its digital transformation. It gives a brief overview of the digital maturity assessment models implemented in higher education internationally and domestically. The article reveals basic principles and methods of a higher education institution’s digital maturity assessment based on North-Eastern Federal University and shows the staff’s internal self-assessment results in such blocks as digital culture, personnel, processes, digital products, models, data, infrastructure and tools. Based on the results, recommendations are formed for separate training, research and management units.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 378.01:004(571.56) В. М. Саввинов, П. П. Иванов, В. Н. Стрекаловский

Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к оценке цифровой зрелости университета как основы цифровой трансформации вуза. Приведен краткий обзор моделей оценки цифровой зрелости организации, которые реализуются в международной и отечественной практике высшего образования. Раскрываются основные принципы и методы оценки цифровой зрелости образовательной организации высшего образования на примере Северо-Восточного федерального университета. Показаны результаты внутренней самооценки коллектива по таким блокам, как цифровая культура, кадры, процессы, цифровые продукты, модели, данные, инфраструктура и инструменты. Сформулированы рекомендации на основе полученных результатов для отдельных учебных, научных и управленческих подразделений.

Ключевые слова: цифровая зрелость, цифровая трансформация, программа, оценка, базовые процессы, цифровая культура, цифровые продукты, модели, данные, инфраструктура и инструменты.

V. M. Savvinov, P. P. Ivanov, V. N. Strekalovsky

Methods and principles of assessing the digital maturity of educational institutions

М.К Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article discusses approaches to assessing the digital maturity of a university as the basis for its digital transformation. It gives a brief overview of the digital maturity assessment models implemented in higher education internationally and domestically. The article reveals basic principles and methods of a higher education institution's digital maturity assessment based on North-Eastern Federal University and shows the staff's internal self-assessment results in such blocks as digital culture, personnel, processes, digital products, models, data, infrastructure and tools. Based on the results, recommendations are formed for separate training, research and management units.

Keywords: digital maturity, digital transformation, program, assessment, basic processes, digital culture, digital products, models, data, infrastructure and tools.

САВВИНОВ Василий Михайлович - к. п. н., проректор по стратегическому развитию, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail. [email protected]

SAVVINOV Vasiliy - Vice Rector for Strategic Development, Candidate of Pedagogical Sciences, NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ИВАНОВ Петр Петрович - директор департамента-проректор по цифровому развитию, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

IVANOV Petr - Director of the Department - Vice Rector for Digital Development, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

СТРЕКАЛОВСКИЙ Василий Николаевич - заместитель директора департамента стратегического развития, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: [email protected]

STREKALOVSKY Vasiliy - Deputy Director of the Department of Strategic Development, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

В докладе «Horizon Report» Ассоциации Educause - одном из ключевых ежегодных международных аналитических докладов об основных тенденциях развития образования в мире, в качестве ведущих технологических трендов в высшем образования выделены распространение моделей гибридного обучения, общий рост использования технологий в образовании и профессиональное развитие преподавателей в онлайн-формате [1]. Как отмечают эксперты, «эти перемены стали следствием пандемии, но не окончатся с ней. Часть процессов надолго перешла на «цифру» [2]. В этих условиях актуальной становится проблема цифровой зрелости образовательной организации - уровня компетентности преподавателей и управленцев, состояния инфраструктуры и инструментов, эффективности разрабатываемых программ и проектов, общего уровня цифровой культуры.

В настоящее время во многих российских университетах идет разработка программ цифровой трансформации, что требует анализа текущей ситуации и прогноза возможных рисков и эффектов. Как показывают исследования, ключевыми препятствиями цифровой трансформации являются недостаток компетенций и знаний, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие стратегии [3] - то, что можно обобщить термином «цифровая зрелость организации». По данным И. А. Гилевой, «возникновение проблем цифрового перехода связано с подготовкой квалифицированных кадров, слабой мотивацией персонала, недостатком знаний, уровнем профессиональных компетенций» [4].

Оценка цифровой зрелости Северо-Восточного федерального университета проведена в 2020-2021 годах и включала разные методы внешней и внутренней экспертизы. Итоги оценки рассматривались на форуме «Университеты и развитие геостратегических территорий России» (Якутск, 18-19 марта 2021 г.) [5], XII Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС (Ханты-Мансийск, 16 июня 2021 г.) [6], ежегодной встрече руководителей цифровой трансформации университетов с представителями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Нижний Новгород, 23 июня 2021 г.). В статье раскрываются основные принципы и методы проведения комплексной оценки, предварительные результаты и рекомендации.

Цифровая зрелость организации

Понятие «цифровая зрелость организации» достаточно активно внедряется в теорию и практику управления социальными системами. За последние годы накоплен значительный практический опыт проведения ее оценки, особенно в бизнес-среде. Вместе с тем отсутствует общепринятое определение данного понятия, в работах отечественных и зарубежных исследователей приводятся различные трактовки цифровой зрелости организации:

- «состояние, в котором эффективность цифровых процессов достигает своего максимума, коллектив с помощью внедренных IT-решений работает как слаженная команда на достижение целей» [7, с. 227];

- «адекватная реакция организации на изменения в цифровой среде; адаптация достижений цифровизации в бизнес-процессы организации, а также развитие цифровых компетенций персонала организации» [8, с. 606];

- «постепенный процесс интеграции и имплементации процессов организации, человеческих и иных ресурсов в цифровые процессы и наоборот» [8, с. 606];

- «состояние, в котором цифровая трансформация организации достигает предела, т. е. компания находится в перманентном состоянии оптимизации производственно-экономической системы для цифровых решений» [3, с. 91];

- «готовность осознанно совершенствовать сложившиеся операционные модели и производственные практики, мыслить в категориях стратегии и бизнеса» [9, с. 375];

- «процесс, при котором организация учится правильно реагировать на ситуации, которые возникают в абсолютно новой цифровой конкурентной среде» [10, с. 288].

Если предыдущие определения основаны на процессном подходе, то по мнению А. Сулы-ма и К. Д. Грипак, цифровая зрелость - это прежде всего результат и «предполагает форми-

рование системного уровня осознания всех процессов, ключевых аспектов и компетенций, относящихся к цифровой трансформации, и использование цифровых инноваций при формировании стратегии, бизнес-моделей и систем взаимодействие с партнерами и т. д.» [11, с. 399].

Сопоставительный анализ трактовки понятия «цифровая зрелость» («digital maturity») в международной практике, осуществленный в работах О. В. Евграфовой [12], И. В. Аслановой и А. И. Куличкиной [8], показывает, что термин применяется для раскрытия адаптации общества к активному внедрению цифровых технологий и его интерпретация зависит от принятых в той или иной стране подходов к цифровой трансформации общества.

Краткий обзор существующих подходов к исследованию цифровой зрелости организаций позволяет сделать следующие выводы:

- цифровая зрелость отражает степень цифровизации базовых процессов и динамику развития цифровой среды в организации;

- цифровая зрелость в исследованиях рассматривается как характеристика процессов и результатов цифровизации;

- в отечественной и международной практике управления социальными системами еще не сложилось общепринятое и устоявшееся определение понятия «цифровая зрелость».

Указанные обстоятельства являются основанием, что в теории и практике управления социальными системами пока не выработаны единые измерители цифровой зрелости. В российской системе высшего образования только начинается выработка подходов к такой оценке.

Оценка цифровой зрелости образовательной организации

В последние годы начинает складываться нормативная правовая база внедрения оценки цифровой зрелости в практику управления развитием образовательных организаций:

- издан указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. .№474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором в качестве одного из целевых показателей национальной цели «цифровая трансформация» указано достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы [13];

- приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) от 18 ноября 2020 г. №600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» утверждена методика расчета показателя «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» [14].

Рабочие материалы Минцифры России рассматривают цифровую зрелость среди ключевых маркеров процесса цифровой трансформации, «подразумевая автоматизацию абсолютного большинства процессов и реализацию всего потенциала цифровых технологий. Разработчики модели цифровой зрелости подчеркивают, что его «критически важно уметь измерять», разработана общая методика для расчета показателя, определены общие критерии оценки» [9, с. 375].

Индикативная оценка

Индикативная оценка и мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций наиболее распространены в практике управления образованием. В настоящее время в федеральных и региональных органах управления разрабатываются различные комплексы индикаторов, направленные на оценку эффективности целевых программ и проектов в области цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы. Так, приказом Минцифры России от 18 ноября 2020 г. №600 утверждены следующие показатели цифровой зрелости в области образования и науки:

1. «Доля сотрудников образовательных организаций высшего образования (ООВО), обладающих цифровыми компетенциями;

2. Доля абитуриентов, использующих полноценный процесс поступления в ООВО в цифровом виде;

3. Доля ООВО, интегрированных в цифровую инфраструктуру Минобрнауки России;

4. Доля дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

5. Доля сервисов коллективного пользования для исследователей, предоставляемых в цифровом формате;

6. Доля объема НИОКР, реализуемых в сфере цифровых технологий» [6].

Аналогичные показатели утверждаются и на уровне субъектов федерации. Так, 16 апреля

2021 г. издан указ Главы Республики Саха (Якутия) «Об утверждении целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели «цифровая трансформация» в Республике Саха (Якутия) к 2030 году». В сфере образования и науки утверждены 9 показателей, в том числе:

- доля обучающихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля и обеспечен учет образовательных и проектных достижений;

- доля образовательных организаций, в которых создана современная инфраструктура цифрового образования;

- доля образовательных организаций, в которых ведется реестр кадров образовательных организаций, в том числе их движения [15].

Во многих университетах разрабатываются индексы цифровой зрелости организаций -интегральные значения уровня информатизации базовых процессов. Индикативная оценка применяется и на уровне образовательных организаций. Так, в ходе оценки реализации программы Года цифры в СВФУ также были использованы показатели, раскрывающие различные аспекты цифровизации базовых процессов в 2019-2020 учебном году. Рассмотрим некоторые из них:

- реализовывались 472 образовательные программы, в том числе 83 - в области цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий, что составляет 17,6% от общей численности программ (таблица 1) [16]:

Таблица 1

Образовательные программы в области цифровой экономики и ИКТ, реализуемые в СВФУ

в 201-2020 учебном году

Уровень образования Всего ОПОП В т.ч. по цифровой экономике и ИКТ

Всего %

СПО 16 11 68,7%

Бакалавриат 186 32 17,2%

Магистратура 143 38 26,6%

Аспирантура 61 2 3,3%

- началась реализация 29 новых основных профессиональных образовательных программ, в том числе 7 программ, направленных на подготовку кадров в области цифровой экономики [16];

- в 2019 г. курсы повышения квалификации прошли 1330 сотрудников, в том числе 1009 - по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании, внедрению электронного обучения и развитию цифровой экономики [1]. В табл. 2 раскрываются показатели охвата такими курсами на базе университета.

Опыт проведения оценки цифровой зрелости в СВФУ в 2020-2021 гг. показал, что индикаторы могут служить дополнением, раскрывающим процессы цифровизации. Сравнительная оценка образовательных организаций с использованием количественных показателей приемлема на уровне региона или страны. Для конкретного университета или школы статистические данные должны дополняться качественными показателями происходящих процессов, что позволит получить более глубокую оценку. Необходим переход от индикативной оценки цифровой зрелости по жестко установленным унифицированным показателям к адаптивной оценке, основанной на учете контекстных факторов, что позволит обеспечить восприимчивость практики управления образовательной организацией к различиям и меняющимся условиям среды.

Таблица 2

Охват курсами повышения квалификации по цифровым технологиям

Направление Число НПР, прошедших повышение квалификации на базе СВФУ

1 Современное образование: цифровая среда вуза 150

2 Современные технологии электронного обучения 271

3 Технологии проектирования и создания онлайн-курсов 32

4 Цифровая экономика в образовательной среде вуза 14

5 Технологии онлайн-обучения в условиях цифрового образовательного пространства 40

6 Опыт применения технологий электронного обучения в Северо-Восточном федеральном университете 382

7 Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle 50

Методы экспертной оценки цифровой зрелости

Современные методики оценки уровня цифровой зрелости вузов можно разделить на две группы: внешняя экспертиза и внутреннее самообследование. Н. Ш. Ватолкина и Н. Р. Камынина выделяют два типа оценки цифровой зрелости в зависимости от степени обобщения параметров зрелости:

- каскадная модель: выделяется несколько последовательных этапов зрелости, когда каждый этап характеризуется определёнными значениями выбранных параметров. Уровень зрелости выступает как интегральная характеристика и в каждый отдельный момент времени объект находится на определённом уровне зрелости;

- дискретная модель: выделяются определенные уровни зрелости по отдельным параметрам. Отдельные компоненты системы, процесса или технологии могут находиться на разных уровнях зрелости [17].

Анализ действующих методик экспертной оценки позволяет выделить крупные блоки агрегированных показателей цифровой зрелости:

- опыт; инновационность продукта, стратегия, организация, процесс цифровизации, кол-лаборация, информационные технологии, культура и экспертиза. менеджмент изменений;

- стратегический динамизм; клиентоориентированность, цифровая культура, персонал и навыки, инновации и бережливость, большие данные и искусственный интеллект, технологическое лидерство;

- стратегия, организация, люди, технологии, данные и др. [3].

В 2021 г. в российских университетах начата апробация двух методик оценки цифровой зрелости. Первая из них разработана Институтом цифрового развития науки и образования МФТИ и апробировалась в Южном федеральном университете. По итогам оценки составляется паспорт цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования, который включает пять «слоев»:

1. Пользователи и сервисы (услуги, охватывающие ключевые бизнес-процессы, предоставляемые в цифровом виде; взаимоотношения с пользователями);

2. Информационные системы (описание возможностей существующих информационных систем вузов: классификация, архитектура, интеграция с другими информационными системами и т. д.);

3. Управление данными (меры, направленные на переход вуза к управлению, основанному на данных);

4. Инфраструктура (уровень развития ИКТ-инфраструктуры вуза, состояние серверного, коммутационного, мультимедийного и иного оборудования);

5. Кадры (мероприятия по формированию компетенций у АУП, ППС и обучающихся, действия, направленные на обучение команд цифровой трансформации) [6].

Вторая методика - итог исследований Центра перспективных управленческих решений по оценке цифровизации органов государственной власти и банковской сфере. В 2021 г. методика была адаптирована под запросы Северо-Восточного федерального университета и апробирована по семи блокам и направлениям:

1. Цифровая культура (развитость цифровых инструментов управления задачами; инициативность исполнителей при управлении задачами; осуществление промежуточного контроля и оценки результатов);

2. Кадры (уровень развития цифровых компетенций сотрудников; зрелость подхода к развитию цифровых компетенций; уровень владения цифровыми и аналитическими инструментами);

3. Процессы (зрелость управления процессами; участие в оптимизации процессов; степень автоматизации процессов);

4. Цифровые продукты (участие в создании цифровых продуктов; управление требованиями к цифровым продуктам; применение цифровых технологий в создании продуктов);

5. Модели (уровень владения аналитическими методами; уровень цифровизации траекторий развития обучающихся);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Данные (степень систематизации данных; уровень обработки данных, качество данных);

7. Инфраструктура и инструменты (организация рабочих мест для удаленной работы; развитость цифровых сервисов для сотрудников, обеспечение безопасности данных) [6].

В настоящее время проводится широкая профессиональная экспертиза представленных методик оценки. На форумах в Якутске, Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде организован детальный анализ инструментария и результатов оценки с участием разработчиков и руководителей вузов. Изучение материалов экспертизы, результатов апробации позволяет сделать выводы, которые представлены в таблице 3:

Таблица 3

Характеристика методик экспертной оценки цифровой зрелости вузов

Методика ИЦРНО МФТИ Методика ЦПУР

Тип оценки Внешняя оценка Внутреннее самообследование

Модель оценки Каскадная - определяется интегральный индекс оценки Дискретная - выделяются уровни зрелости по отдельным направлениям цифровизации

Основания (база) для оценки Объективные показатели Субъективный опыт и восприятие сотрудников

Масштаб оценки Крупные блоки («слои») цифровизации Максимальный охват всех аспектов цифровой трансформации вуза и его целевого профиля

Цель оценки Анализ достижения целевых показателей цифровизации Анализ проблем и возможных направлений развития процессов цифровизации

Приоритет оценки Результаты цифровизации: информационные системы, программное обеспечение, нормативные документы и т.д. Процессы цифровизации и человеческий фактор (культура, компетенции, уровень вовлеченности и удовлетворенности)

Глубина оценки На уровне вуза. Есть возможность сравнивать вузы между собой До уровня конкретного подразделения. Есть возможность планировать конкретные улучшения в вузе по направлениям и подразделениям

Результат Сравнительный анализ хода цифровизации системы образования Анализ проблем и возможностей цифровизации базовых процессов в вузе

Использование оценки При сравнительном анализе и мониторинге уровня цифровизации вузов, разработке программы цифровизации на уровне региона, страны и плана ее реализации При разработке программы цифровой трансформации вуза и плана ее реализации

Экспертиза, проведенная в ходе вышеуказанных профессиональных форумов, показала, что оба подхода дополняют друг друга, применение конкретной методики зависит непосредственно от целей оценки. На совещании руководителей цифровой трансформации университетов с представителями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, состоявшемся 23 июня 2021 г. в Нижнем Новгороде, было принято решение об апробации методики ИЦРНО МФТИ на базе Северо-Восточного федерального университета, где накоплен двухлетний опыт проведения комплексной оценки. По итогам исследований планируется получить стандарт оценки цифровой зрелости для дальнейшего масштабирования в российских вузах.

Оценка цифровой зрелости СВФУ

- Одной из первых практик разработки системы оценки цифровой зрелости и апробации ее разных методов является комплексная оценка, проведенная в Северо-Восточном федеральном университете в 2020-2021 гг. Ее завершающим этапом стала апробация методики, разработанной Центром перспективных управленческих решений. Как указывают авторы методики, в данном случае оценка цифровой зрелости представляет собой «многоуровневое исследование организации, которое позволяет оценить потенциал роста, выявить зоны развития и разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации» [18]. К особенностям оценки цифровой зрелости образовательной организации высшего образования можно отнести:

- дополнение исследования вопросами по организационной культуре, цифровой компетентности научно-педагогических работников и студентов, особенностям организации базовых процессов (образовательной, научно-исследовательской, инновационной, организационной и др.);

- предоставление оценки как в целом по университету, так и по отдельным подразделениям;

- выделение средних, минимальных и максимальных показателей, что позволяет увидеть масштаб расхождений оценки уровня цифровой зрелости;

- сопоставление видения хода и результатов цифровизации на разных уровнях управления (стратегическом - ректорат, тактическом - директора и деканы, оперативном - заведующие кафедр).

Оценка проведена в виде опроса сотрудников учебных, научных и административно-управленческих подразделений (п=1366). Для проведения самообследования использовался опросный лист, состоящий из семи блоков вопросов, раскрывающих отдельные аспекты исследуемой проблемы (табл. 1), каждый из которых конкретизировался на уровне отдельных направлений. Параметры оценки колебались в пределах от 0 до 3, где 3 - максимально возможный уровень. Полученные результаты отражены на рис. 1.

Цифровая культура

Инфраструкту| инструмент!

Данные

Кадры

Процессы

Модели

Продукты

Рис. 1. Оценка уровня цифровой зрелости СВФУ по основным блокам

Проведенная оценка позволяет сделать следующие выводы о степени воздействия цифровых решений на развитие федерального университета:

1. Пандемия способствовала росту цифровой культуры обучающихся и сотрудников, уровня их инновационной восприимчивости.

2. Активизировалась работа по цифровизации траекторий развития обучающихся, в том числе за счет использования личных кабинетов, расширения возможности осуществления преподавателями промежуточного контроля и оценки результативности учебной деятельности, налаживания электронного взаимодействия «студент - преподаватель».

3. Вырос уровень развития цифровых компетенций сотрудников, в том числе навыки владения цифровыми и аналитическими инструментами. Участие значительного числа преподавателей и учебно-вспомогательного персонала в создании цифровых продуктов стимулировало поиск и разработку удобных цифровых сервисов и информационных систем, повышающих эффективность образовательного процесса.

4. Анализ результатов по группам респондентов (административно управленческие подразделения - п=137, учебные подразделения - п=1178, научные институты - п=51) показывает корреляцию восприятия хода цифровизации в университете (рис. 2).

Рис. 2. Оценка уровня цифровой зрелости СВФУ по подразделениям

5. Расширился выбор цифровых инструментов, предоставляемых для использования в научно-образовательной и управленческой деятельности. Наиболее высокую оценку респонденты дали созданию условий для удаленной работы и соответствию цифровых сервисов для сотрудников решаемым тактическим задачам.

6. Расширение сервисов СЭД DIRECTUM, полный перевод деловой переписки, отчетности, согласования и подписания локальных актов на ее базу позволили увеличить степень систематизации, уровень обработки и качество данных, ускорить взаимодействие между разными уровнями управления университетом.

7. Повысилась эффективность управления базовыми процессами за счет их оптимизации, внедрения принципов концепции устойчивого развития, разработки новых цифровых решений. Степень оценки цифровой зрелости коррелирует как между учебными, научными и административно-управленческими подразделениями, так и между разными уровнями управления университетом (ректорат, директора/деканы, заведующие кафедрами, сотрудники).

Прогностическая оценка

В прогнозной оценке использовался метод картирования будущего. Программа цифровой трансформации СВФУ охватывает все базовые процессы - образовательную, научно-исследовательскую деятельность; повышение кадрового потенциала; взаимодействие с основными стейкхолдерами; управление университетом. В ходе разработки программы были установлены целевые ориентиры развития, которые отражены в табл. 4.

Таблица 4

Целевые ориентиры программы развития СВФУ в области цифровой трансформации

университета

Показатели Единица измерения 2020 (факт) 2021 2022 2023 2024 2025

1. Количество выпускников по направлениям подготовки и специальностям, получение образования по которым связано с формированием двух и более ключевых компетенций по цифровой экономике в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» человек 783 870 880 890 900 910

2. Количество онлайн-курсов, разработанных и внедренных в основные профессиональные образовательные программы (нарастающим итогом) единицы 5 50 70 80 90 100

3. Количество слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области цифровых компетенций в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» человек 1700 2000 2000 2000 2000 2000

4. Количество сотрудников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в области цифровых компетенций в год человек 661 700 750 800 850 900

5. Количество информационных сервисов, интегрированных в цифровую экосистему СВФУ, созданную по принципу «единого окна» единицы 23 30 35 40 45 50

6. Количество локаций, присоединенных в единую систему цифрового мониторинга и управления («умный кампус») (нарастающим итогом) единицы 0 1 3 5 7 9

Прогнозная оценка позволила выявить основные риски, влияющие на процессы преобразований в университете: рост неопределенности среды, ограниченность ресурсов (финансовых, кадровых, мотивационных), нехватка квалифицированных кадров, сохранение темпов оттока талантливых абитуриентов и кадров в центральные регионы и др. С учетом указанных факторов были выстроены основные сценарии развития процессов цифровой трансформации университета.

Методологическая триангуляция

Наш опыт проведения исследований в области оценки социального проектирования на уровне регионов, муниципальных районов и образовательных организаций (2003-2021 гг.) показывает значительный эффект, который можно получить при использовании методологической триангуляции, когда первичная количественная база оценки дополняется данными экспертных заключений и социологических исследований.

Вторичная качественная база оценки может быть получена за счет использования таких методов, как изучение документации и аналитических материалов, исследование конкретных случаев (case study), фокус-группа, глубинное интервью, SWOT-анализ и др. Использование дополнительных методов позволяет сопоставить полученные результаты, снизить субъективность оценки.

Принципы оценки

Опыт проведения внутренней оценки в СВФУ в 2020-2021 гг. позволяет выделить основные принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций:

- принцип средосообразности - учет влияния факторов среды (рост неопределенности социальных процессов, интенсивности экономических преобразований) на развитие процессов цифровизации в университете;

- принцип культуросообразности - учет особенностей сложившейся корпоративной культуры организации, ценностей и традиций;

- принцип прогностичности - направленность оценки на формирование «образа будущего» образовательной организации, что позволит систематизировать принятие управленческих решений;

- принцип учета ограниченности ресурсов и компенсаторности системы - ориентация на поиск механизмов компенсации недостатка ресурсов, негативного влияния факторов среды за счет активизации внутреннего потенциала образовательной организации;

- принцип оценки в режиме «реального времени» - направленность на использование результатов оценки для принятия управленческих решений по цифровизации базовых процессов с учетом имеющейся ситуации;

- принцип взаимодополняемости методов оценки - использование методологической триангуляции для повышения достоверности и глубины оценки.

Использование результатов оценки

Результаты, полученные в ходе оценки, легли в основу актуализации мероприятий программы цифровой трансформации Северо-Восточного федерального университета в 20212025 гг. Был выработан комплекс мероприятий по повышению цифровой зрелости в университете в среднесрочной перспективе:

- цифровизация базовых процессов, создание динамичной цифровой среды, обеспечивающей возможность использования активных и интерактивных форм образовательной и научной деятельности;

- повышение уровня цифровой компетентности сотрудников и их уровня владения цифровыми и аналитическими инструментами для работы с моделями и данными. Переход к ежегодному прохождению повышения квалификации каждым сотрудником университета с использованием гибких модульных систем и форматов смешанного обучения позволит за 20212025 гг. обеспечить организацию повышения квалификации минимум 4000 человеко-курсов по цифровым технологиям;

- развитие системы цифровых профилей обучающихся и использование полученных данных для повышения качества образовательных услуг. Программой развития СВФУ предусмотрен переход к построению гибких образовательных треков посредством использования форматов смешанного обучения и внедрения цифровых, в том числе, сквозных, технологий;

- внедрение элементов обучения обучающихся и сотрудников, развития их компетенций с использованием бесплатного верифицированного образовательного контента посредством цифровых образовательных сервисов;

- развитие единой цифровой экосистемы университета по принципу «единого окна» на основе цифровых решений, сервисов и информационных систем и ее интеграция с государственными информационными системами, в том числе ГИС «Современная образовательная среда»;

- переход к цифровой платформе управления университетом с использованием практик управления, основанных на данных, расширение масштабов участия в проектах университетского консорциума исследователей больших данных, реализация проектов по анализу данных для решения исследовательских, прикладных и социально-значимых задач в макрорегионе;

- модернизация ИТ-инфраструктуры университета, реализация концепции «умного кампуса», обеспечение информационной безопасности и защиты информации;

- мониторинг и оценка цифровой зрелости университета по блокам: цифровая культура, компетенции сотрудников, базовые процессы, цифровые продукты, модели, данные, цифровая инфраструктура и инструменты.

Заключение

Оценка цифровой зрелости образовательной организации - многоуровневое комплексное исследование, позволяющее раскрыть потенциал университета в области цифровизации, выявить зоны риска и зоны развития, разработать стратегию цифровой трансформации. Такая оценка может служить инструментом, позволяющим не только оценить уровень навыков и компетенций университета, но и указать на потребность в изменении и улучшении.

В ходе двухлетнего исследования использовались различные методы, раскрывающие уровень удовлетворённости сотрудников процессами цифровизации в университете и степень их вовлеченности в происходящие изменения, параметры развития инфраструктуры и инструментария. Использование методологической триангуляции как инструмента смешанной оценки цифровой зрелости организации позволяет расширить объем оценки, рассмотреть процессы цифровой трансформации университетов с разных независимых позиций, повысить достоверность и глубину получаемых результатов.

Литература

1. 2021 EDUCAUSE Horizon Report. Teaching and Learning Edition [Электронный ресурс] // URL: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2021/4/2021hrteachinglearning.pdf?la=en&hash=C9DEC123 98593F297CC634409DFF4B8C5A60B36E (дата обращения : 17.06.2021). - Текст : электронный.

2. Между ростом и коллапсом. Какое будущее эксперты предсказывают высшему образованию / Екатерина Ерохина, Skillbox [Электронный ресурс] // URL: https://skillbox.ru/media/education/mezhdu-rostom-i-kollapsom-kakoe-budushchee-eksperty-predskazyvayut-vysshemu-obrazovaniyu/ (дата обращения : 17.06.2021). ). - Текст : электронный.

3. Алексашина, Т. В. Современные исследования в области цифровой зрелости кадровых бизнес-процессов в поддержку корпоративной цифровой трансформации / Т. В. Алексашина, В. И. Смагина, В. В. Смагина // Научные труды вольного экономического общества России. - 2020. - №4 - С. 86-102. -Текст : непосредственный.

4. Гилева, Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления/ Т. А. Гилева. - Текст : непосредственный // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. -№ 1 (27) - С. 38-52.

5. Университеты и развитие геостратегических территорий России: итоговый доклад / [под общ. ред. В. М. Саввинова]. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. - 96 с. - Текст : непосредственный

6. Методика расчёта индекса цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования / II Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС (Ханты-Мансийск, 16 июня 2021 г) [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=tQVEaGyhX3Y (дата обращения -21.06.2021). - Текст : электронный.

7. Халилова, Г. Р. Оценка цифровой зрелости российских предприятий / Г. Р. Халилова, Д. В. Кузнецова // Цифровая экономика: Проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 14-15 ноября 2019 г. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 226-231. - Текст : непосредственный.

8. Асланова, И. В. Исследование и оценка цифровой зрелости организации / И. В. Асланова, А. И. Куличкина // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика. Монография. Под редакцией

A. В. Бабкина. - СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 602-626. - Текст : непосредственный.

9. Гордеев, М. А. Понятие цифровой зрелости в подготовке специалистов дополнительного профессионального образования / М. А. Гордеев // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 2 (55) - С. 373-379.

- Текст : непосредственный.

10. Святохо, Н. В. К вопросу о цифровой зрелости компании / Н. В. Святохо, Е. А. Терехова // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сборник трудов XXII Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 19-20 ноября 2020 г. / науч. ред.

B.М. Ячменевой. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2020. - С. 287-291. - Текст : непосредственный.

11. Сулыма, А. И. К вопросу о цифровой зрелости предприятия / А. И. Сулыма, К. Д. Грипак // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции, г. Симферополь, 15-16 апреля 2021 г. / науч. ред. В. М. Ячменевой.

- Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2021. - С. 397-401. - Текст : непосредственный.

12. Евграфова, О. В. Методы оценки эффективности цифровой экономики России: индикатор цифровой зрелости / О. В. Евграфова // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 4 (33) - C. 37-41. - Текст : непосредственный.

13. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 дата обращения : 19.06.2021). - Текст : электронный.

14. Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (дата обращения : 19.06.2021). - Текст : электронный.

15. Указ Главы Республики Cаха (Якутия) от 16 апреля 20212 г. №1818 «Об утверждении целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели «цифровая трансформация» в Республике Cаха (Якутия) к 2030 году» [Электронный ресурс] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/1400202104200003 (дата обращения : 20.06.2021). - Текст : электронный.

16. Год цифры в Cеверо-Bосточном федеральном университете: замысел, решения, лучшие практики / [отв. ред.: В. М. Cаввинов, П.П. Иванов] ; Cеверо-Bосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. - Якутск: Издательский дом CBФУ, 2020. - 140 с. - Текст : непосредственный.

17. Ватолкина, Н. Ш. Цифровая зрелость услуг: идентификация и моделирование / Н. Ш. Ватолкина, Н. Р. Камынина // Национальная концепция качества: подготовка управленческих кадров: сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, нроф. Е. А. Горбашко. - Cанкт_Петербург : Изд-во ОПбГЭУ, 2020. - C. 353-357. - Текст : непосредственный.

18. Адаптируемая методология оценки цифровой зрелости организации на примере Cчетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://cpur.ru/digitalconsulting/ (дата обращения : 17.06.2021). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. 2021 EDUCAUSE Horizon Report. Teaching and Learning Edition [Jelektronnyj resurs] // URL: https:// library.educause.edu/-/media/files/library/2021/4/2021hrteachinglearning.pdf?la=en&hash=C9DEC12398593 F297CC634409DFF4B8C5A60B36E (data obrashhenija : 17.06.2021). - Tekst : jelektronnyj.

2. Mezhdu rostom i kollapsom. Kakoe budushhee jeksperty predskazyvajut vysshemu obrazovaniju / Ekaterina Erohina, Skillbox [Jelektronnyj resurs] // URL: https://skillbox.ru/media/education/mezhdu-rostom-i-kollapsom-kakoe-budushchee-eksperty-predskazyvayut-vysshemu-obrazovaniyu/ (data obrashhenija : 17.06.2021). ). - Tekst : jelektronnyj.

3. Aleksashina, T. V. Sovremennye issledovanija v oblasti cifrovoj zrelosti kadrovyh biznes-processov v podderzhku korporativnoj cifrovoj transformacii / T. V. Aleksashina, V. I. Smagina, V. V. Smagina // Nauchnye trudy vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2020. - №4 - S. 86-102. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Gileva, T. A. Cifrovaja zrelost' predprijatija: metody ocenki i upravlenija/ T. A. Gileva. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, jekonomika. Serija: Jekonomika. - 2019. - № 1 (27) - S. 38-52.

5. Universitety i razvitie geostrategicheskih territory Rossii: itogovyj doklad / [pod obshh. red. V. M. Savvinova]. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2021. - 96 s. - Tekst : neposredstvennyj

6. Metodika raschjota indeksa cifrovoj zrelosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija / II Mezhdunarodnyj IT-forum s uchastiem stran BRIKS i ShOS (Hanty-Mansijsk, 16 ijunja 2021 g.) [Jelektronnyj resurs] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=tQVEaGyhX3Y (data obrashhenija - 21.06.2021). - Tekst : jelektronnyj.

7. Halilova, G. R. Ocenka cifrovoj zrelosti rossijskih predprijatij / G. R. Halilova, D. V. Kuznecova // Cifrovaja jekonomika: Problemy i perspektivy razvitija. Sbornik nauchnyh statej Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk, 14-15 nojabrja 2019 g. - Kursk: Jugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2019. - S. 226-231. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Aslanova, I. V. Issledovanie i ocenka cifrovoj zrelosti organizacii / I. V. Aslanova, A. I. Kulichkina // Klasterizacija cifrovoj jekonomiki: teorija i praktika. Monografija. Pod redakciej A. V. Babkina. - SPb: POLITEH-PRESS, 2020. - S. 602-626. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Gordeev, M. A. Ponjatie cifrovoj zrelosti v podgotovke specialistov dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija / M. A. Gordeev // Biznes. Obrazovanie. Pravo. - 2021. - № 2 (55) - S. 373-379. - Tekst : neposredstvennyj.

10. Svjatoho, N. V. K voprosu o cifrovoj zrelosti kompanii / N. V. Svjatoho, E. A. Terehova // Ustojchivoe razvitie social'no-jekonomicheskoj sistemy Rossijskoj Federacii: Sbornik trudov XXII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Simferopol', 19-20 nojabrja 2020 g. / nauch. red. V.M. Jachmenevoj. - Simferopol' : IT «ARIAL», 2020. - S. 287-291. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Sulyma, A. I. K voprosu o cifrovoj zrelosti predprijatija / A. I. Sulyma, K. D. Gripak // Jeffektivnoe upravlenie jekonomikoj: problemy i perspektivy: Sbornik trudov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Simferopol', 15-16 aprelja 2021 g. / nauch. red. V. M. Jachmenevoj. - Simferopol' : IT «ARIAL», 2021. - S. 397-401. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Evgrafova, O. V. Metody ocenki jeffektivnosti cifrovoj jekonomiki Rossii: indikator cifrovoj zrelosti / O. V. Evgrafova // Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. - 2018. -№ 4 (33) - S. 37-41. - Tekst : neposredstvennyj.

13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 g. №474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» / Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 data obrashhenija : 19.06.2021). - Tekst : jelektronnyj.

14. Prikaz Mincifry Rossii ot 18 nojabrja 2020 g. № 600 «Ob utverzhdenii metodik rascheta celevyh pokazatelej nacional'noj celi razvitija Rossijskoj Federacii «Cifrovaja transformacija» [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/ (data obrashhenija : 19.06.2021). - Tekst : jelektronnyj.

15. Ukaz Glavy Respubliki Saha (Jakutija) ot 16 aprelja20212 g. №»1818 «Ob utverzhdenii celevyh pokazatelej, harakterizujushhih dostizhenie nacional'noj celi «cifrovaja transformacija» v Respublike Saha (Jakutija) k 2030 godu» [Jelektronnyj resurs] // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202104200003 (data obrashhenija : 20.06.2021). - Tekst : jelektronnyj.

16. God cifry v Severo-Vostochnom federal'nom universitete: zamysel, reshenija, luchshie praktiki / [otv. red.: V. M. Savvinov, P.P. Ivanov] ; Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M.K. Ammosova. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2020. - 140 s. - Tekst : neposredstvennyj.

17. Vatolkina, N. Sh. Cifrovaja zrelost' uslug: identifikacija i modelirovanie / N. Sh. Vatolkina, N. R. Kamynina // Nacional'naja koncepcija kachestva: podgotovka upravlencheskih kadrov: sbornik tezisov dokladov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. d-ra jekon. nauk, prof. E. A. Gorbashko. - Sankt_Peterburg : Izd-vo SPbGJeU, 2020. - S. 353-357. - Tekst : neposredstvennyj.

18. Adaptiruemaja metodologija ocenki cifrovoj zrelosti organizacii na primere Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] // URL: https://cpur.ru/digitalconsulting/ (data obrashhenija : 17.06.2021). -Tekst : jelektronnyj.

^ïMîr^îr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.