Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвинкина Елизавета Дмитриевна

В настоящее время информация становится залогом успешной жизни благодаря колоссальному влиянию информационно-коммуникационных технологий на жизнь социума и современного человека в частности. В данной статье рассматривается проблема отсутствия равных возможностей доступа к информационной среде, а также навыкам ее использования, порождающая новую цифровую форму общественного неравенства, способную в то же время обострять и иные, становясь при этом важным фактором стратификации информационного общества. Цель работы состоит в рассмотрении сущности понятий цифрового неравенства и цифрового разрыва, а также в изучении влияния цифрового неравенства, являющегося одной из доминирующих форм дифференциации современного информационного общества, на усиление уже имеющихся в обществе видов социального и экономического неравенства. В работе используются исследования в области гендерного цифрового и информационного неравенства с целью анализа их показателей и представления в динамке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INEQUALITY AS A FORM OF SOCIAL AND ECONOMIC DIFFERENTIATION OF MODERN SOCIETY

Currently, information is becoming the key to a successful life due to the enormous influence of information and communication technologies on the life of society and modern man in particular. This article examines the problem of the lack of equal opportunities for access to the information environment, as well as the skills of its use, which generates a new digital form of social inequality, which at the same time can exacerbate others, while becoming an important factor in the stratification of the information society. The purpose of the work is to examine the essence of the concepts of digital inequality and the digital divide, as well as to study the impact of digital inequality, which is one of the dominant forms of differentiation of the modern information society, on strengthening the types of social and economic inequality already existing in society. The work uses research in the field of gender digital and information inequality in order to analyze their indicators and present them in dynamics.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Цифровое неравенство как форма социальной и экономической дифференциации

современного общества

Digital inequality as a form of social and economic differentiation of modern society

Литвинкина Елизавета Дмитриевна

студентка 4-ого курса направления «Социология» ФГБОУ ВО «Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевичи и Николая Григорьевича Столетовых»,

Россия, г. Владимир e-mail: lazyurochka@gmail.com

Litvinkina Elizaveta Dmitrievna

4th year student of the direction «Sociology» Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs,

Russia, Vladimir e-mail: lazyurochka@gmail.com

Аннотация.

В настоящее время информация становится залогом успешной жизни благодаря колоссальному влиянию информационно-коммуникационных технологий на жизнь социума и современного человека в частности. В данной статье рассматривается проблема отсутствия равных возможностей доступа к информационной среде, а также навыкам ее использования, порождающая новую цифровую форму общественного неравенства, способную в то же время обострять и иные, становясь при этом важным фактором стратификации информационного общества. Цель работы состоит в рассмотрении сущности понятий цифрового неравенства и цифрового разрыва, а также в изучении влияния цифрового неравенства, являющегося одной из доминирующих форм дифференциации современного информационного общества, на усиление уже имеющихся в обществе видов социального и экономического неравенства. В работе используются исследования в области гендерного цифрового и информационного неравенства с целью анализа их показателей и представления в динамке.

Annotation.

Currently, information is becoming the key to a successful life due to the enormous influence of information and communication technologies on the life of society and modern man in particular. This article examines the problem of the lack of equal opportunities for access to the information environment, as well as the skills of its use, which generates a new digital form of social inequality, which at the same time can exacerbate others, while becoming an important factor in the stratification of the information society. The purpose of the work is to examine the essence of the concepts of digital inequality and the digital divide, as well as to study the impact of digital inequality, which is one of the dominant forms of differentiation of the modern information society, on strengthening the types of social and economic inequality already existing in society. The work uses research in the field of gender digital and information inequality in order to analyze their indicators and present them in dynamics.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, Интернет, цифровое неравенство, цифровой разрыв, социальное неравенство.

Key words: information society, information and communication technologies, Internet, digital inequality, digital divide, social inequality.

Современное общество можно по праву назвать информационным, поскольку в настоящее время именно информация приобретает ключевое значение для его нормального функционирования и поддержания стремительных темпов его развития. Высокий уровень совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также большая скорость их распространения приводит человечество к информационно-цифровой революции. С появлением всемирной компьютерной информационно-коммуникационной сети Интернет начинают происходить глобальные изменения в масштабах всего мирового сообщества.

Благодаря обретению возможности за секунды передавать данные в любую точку земного шара, а также иметь к ним доступ в любой момент времени, перед человечеством открывается множество новых возможностей.

Информация, приобретая высокую доступность, начинает активно использоваться человеком, который теперь проводит большую часть своего времени в информационной среде, используя новые знания и вплетая их в свою повседневную деятельность на различных уровнях. Таким образом, информация начинает оказывать огромное влияние на все сферы жизни общества. В условиях глобализации происходит формирование мировых рынков, а политические связи между различными государствами расширяются и укрепляются на фоне повышения их взаимозависимости на мировой арене. Формируется общемировая культура со своими ценностями и нормами (в большинстве своем Европейскими), которые начинают проникать и в культуры национальные, начиная размывать культурные границы.

Особенность информационного общества состоит не только в возможности использования гигантского объема новых данных, но и в том, что в нем сама информация становится высшей ценностью. Это происходит потому, что она определяют благосостояние как самого человека, так и государств, позволяя тем, кто имеет к ней доступ и умеет ей пользоваться, за счет полученных знаний достигать успеха и получать различные преимущества.

Новые информационно-коммуникационные технологии не только упрощают процесс общения и передачи данных, а также модернизируют старые и создают новые формы СМИ, но и формируют свою собственную медиа сферу, в которой появляются новые формы досуга и цифровые продукты [10, с. 2]. Соответственно люди, лишенные доступа в инфосферу и медиасреду, лишаются определенных возможностей. В сфере труда это может выражаться как в замедленном, по сравнению с более информированными конкурентами, профессиональном росте, так и в невозможности быть конкурентоспособным в ряде видов трудовой деятельности, поскольку в большинстве современных компаний умение использовать компьютер является обязательным. Таким образом, люди, не включенные в информационное пространство, становятся экономически и социально незащищенными по многим параметрам. Именно из-за столь возросшей в цифровом обществе необходимости использования данных Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 27 июня 2016 года провозглашает доступ к сети Интернет и возможность распространения информации основным правом человека

[9].

В глобальном плане применение цифровых технологий способствует росту экономики государства посредством повышения производительности как отдельных предприятий, так и целых отраслей промышленности, а также качества различных услуг за счет применения инновационных подходов и методов [10, с. 2]. Без применения новых технологий скорость развития экономики будет неизбежно падать, а государство начнет терять свои позиции на мировой арене. Соответственно, возрастает также уровень социального неравенства между странами и их гражданами, что делает обстановку в мире более нестабильной. Именно поэтому в обладании актуальной, точной и достоверной информацией так заинтересованы и обычные люди, и предприниматели, и государственные органы.

Крайне важным является то, что выгода, получаемая от использования информации, должна быть больше, чем затраты на ее поиск. Большую роль в поиске, сборе, обработке, хранении и вычисления полезности той или иной информации играют компьютерные технологии, и в особенности сеть Интернет. Складывается понимание о том, что залогом успеха в информационном обществе становится обладание возможностью использования компьютера и телекоммуникационных сетей, а также умение работать с ними при поиске в информационных потоках необходимых данных. Но не у всех есть равный доступ к таким технологиям, и не все имеют необходимые навыки работы с ними. Исходя из данного факта, можно сделать вывод, что люди начинают дифференцироваться по наличию возможности использования благ информационного пространства, что

приводит к присвоению им определенного места в стратификационной системе. Из всего этого и вытекает понятия цифрового неравенства и цифрового разрыва.

Цифровой разрыв — это термин обозначающий неравномерный доступ к информационно-коммуникационным технологиям, и, по сути, являющийся видом цифрового неравенства, которое представляет собой понятие куда более широкое. Цифровое неравенство является одной из разновидностей социального неравенства, в основе которой лежит разделение людей, социальных групп, слоев, классов по принципу неравенства возможностей использования информационно-коммуникационных технологий, различие в уровне необходимых навыков для их применения, неравномерность включенности в информационную среду, получаемых благ за счет нее благ, а также их распределения. Это наиболее общее понятие, включающие в себя различные причины неиспользования информационно-цифровых технологий или неиспользования их в полном объеме, и, в том числе, отображающее неравенство между людьми, которые имеют доступ в Интернет [7, с. 2]. Поскольку, как уже было сказано выше, не только сам доступ к информационно-коммуникационной среде является дифференцирующим признаком, в данной статье большее внимание будет обращено именно на цифровое неравенство.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры несомненно является крайне важным фактором для преодоления неравенства в цифровой сфере, что создаст условия, позволяющие как можно большему числу людей реализовывать свой потенциал, и становиться полноправными членами информационного сообщества, а также приведет к более равномерному распределению преимуществ от использования информационных ресурсов. Однако не стоит забывать о том, что хоть возможность и дана, ей еще и необходимо воспользоваться с умом. Таким образом, важна не только способность подключиться к Интернету, но рациональность и интенсивность его использования, а это уже будет зависеть от самого человека: насколько он включен инфосреду, какую информацию анализирует и как применяет полученные знания, какие цифровые товары и услуги потребляет и т.д. На это может влиять как деятельность человека (к примеру, предпринимательская, направленная на развитие своей фирмы через использование инноваций), так и различные социальные и экономические факторы, которые могут быть рассмотрены как причины общественной дифференциации и будут рассмотрены ниже.

О. В. Волченко подчеркивает, что цифровое неравенство, определяя ряд возможностей человека, усиливает иные виды неравенства [6, с. 167]. Рассмотрим это утверждение на ряде примеров. Для освоения возможностей компьютерной информационной среды, как уже было сказано выше, требуются определённые гаджеты, позволяющие осуществлять выход в Интернет. Однако необходимые качественные устройства и хорошую скорость интернета может позволить себе не каждый. Люди, имеющие низкий доход, либо вовсе не могут позволить себе такую возможность, либо ее ограничивают. Таким образом, можно говорить об укоренении, а возможно, даже об ухудшении социального и экономического положения бедного человека.

Если человек имеет низкий уровень образования, он скорее будет использовать Интернет для развлечения, которые он предоставляет в избытке, теряя возможность улучшить свое материальное положение. Индивиды же, имеющие большие доходы, а также персоны с высоким уровнем образования, зачастую компетентны в вопросах информационной грамотности и обладают крупными информационными ресурсами, а также склонность использовать информационно-коммуникационные технологии для профессионального роста [6, с. 168].

В исследованиях, проведенных GSMA Intelligence под названием The Mobile Gender Gap (Мобильный гендерный разрыв), рассматриваются проблемы цифрового неравенства полов, как в сфере использования мобильной связи, так и мобильного интернета населением стран со средними и ниже среднего доходами. К ним

относятся: страны Африки, Южной, Восточной и Центральной Азии, Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна. Результаты отчетов последних лет указывают, что цифровой-информационный разрыв между мужчинами и женщинами действительно существует и он довольно велик. Причины такой разницы зависят от множества социальных и культурных факторов, начиная с влияния традиций и определенной формы уклада, до ущемления женщин в экономической и образовательной сфере, что только усиливается цифровым разрывом, поскольку разграничение возможностей в информационно-цифровой сфере усиливает отставание женщин и соответственно гендерное неравенство. Все больше женщин начинают пользоваться мобильной связью и интернетом. Так, рассматривая исследования 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 года, можно составить следующую диаграмму (рис.1), отображающую динамику показателей тендерного цифрового неравенства в сфере использования мобильного интернета [1,5] .

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1. Показатели динамики гендерного цифрового неравенства в использовании мобильного интернета

стран со средними и ниже среднего доходами в целом

Исследование констатировало сокращение разрыва в использовании мобильного интернета между мужчинами и женщинами. Если в 2017 году женщины использовали мобильный интернет на 25% реже мужчин, то на 2021 год разрыв составляет уже 16%. Это несомненно большой прорыв, но не стоит забывать, что всего лишь 60% женщин на момент 2021 года используют мобильный интернет. Самые низкий показатель цифрового разрыва на 2021 год имеют страны Карибского бассейна и Латинской Америки, а именно 1%, при том, что его уровень на 2017 год составлял 6%, при этом мобильным интернетом пользуется 72% женщин, что превышает показатели 2017 года на 9%. Самые же высокие показатели гендерного информационного разрыва были выявлены в странах Южной Азии, но вместе с тем за 5 лет их уровень имеет рекордное падение. На 2017 год доля женщин, использующих мобильный интернет составляла всего 20%, что на 18% меньше чем в 2021, при этом показатели цифрового разрыва упали с 67% до 41% [1,5].

Если же рассматривать уровень информационного неравенства мужчин и женщин в использовании мобильной связи, то можно отметить довольно низкие его показатели. В целом можно говорить об увеличении доли женщин использующих мобильную связь с 81% в 2017 году до 84% в 2021, и снижении уровня гендерного разрыва с 9% до 7% [1,5]. В большинстве стран показатели держатся на подобном уровне, за исключением государств Южной Азии. Там за 4 года отмечается небольшой рост показателей использования женщинами

44%

50%

54%

58%

60%

25%

22%

19%

15%

16%

2017

2018

2019

2020

2021

Доля женщин использующих мобильный интернет

Процент генденого цифрового разрыва в использовании мобильного интернета

сотовой связи с 61% в 2017 до 67% в 2020 году, остающихся, однако, самыми низкими. Информационный половой разрыв в 2020 составил 19%, что на 7% меньше чем в 2017 году, но тем не менее являющийся самым высоким показателем среди других стран. В странах же Европы и Центральной Азии тенденция противоположная. На протяжении четырех лет доля женщин использующих мобильную связь в этих государствах стабильно остается одной из самых высоких, а именно 91% в 2017 году и 92% в последующие 3 года. При этом уровень гендерного разрыва имеет отрицательное значение (-1% и -2% соответственно), что означает незначительное отставание мужчин в использовании мобильной связи [1,4].

В настоящее время, во многом из-за периода пандемии, можно говорить об ускорении процессов цифровизации в различных сферах. Вместе с увеличением цифрового пространства, а соответственно и его значимости, последствия цифрового неравенства становятся куда более ощутимыми. Информация становится все более важным ресурсом в условиях современного общества, на что указывает развитие сферы образовательных услуг, направленных как на подготовку работников с навыками, необходимыми для работы с компьютером (или иными девайсами), различными видами программного обеспечения и большими объемами данных, так и на освоение различных интернет-профессий или повышение соответствующих профессиональных навыков, в том числе в IT сфере. Такой интерес обусловлен тем, что чем больше развиваются информационно-коммуникационные технологии, а соответственно и расширяются цифровые возможности, тем более высокие требования предъявляются для специалистов, претендующих на высокий доход.

Подводя итоги, следует сказать, что цифровое неравенство не только является одним из важнейших видов социальной и экономической дифференциации общества, но и своеобразным усилителем других форм неравенства. Данная проблема, требует особого изучения, в том числе на международном уровне и скорейшей разработки программ по сокращению цифрового неравенства посредством предоставления людям возможностей использования информационно-коммуникационных технологий, вовлечения их в цифровую среду и повышения уровня цифровой грамотности.

Список используемой литературы:

1. GSMA Intelligence «The Mobile Gender Gap. Report 2018» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/wpcontent/uploads/2018/04/GSMA_The_Mobile_Gender_Gap _Report_2018_32pp_WEBv7.pdf (дата обращения: 15.02.23).

2. GSMA Intelligence «The Mobile Gender Gap. Report 2019» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/wp-content/uploads/2019/03/GSMA-Connected-Women-The-Mobile-Gender-Gap-Report-2019.pdf (дата обращения: 15.02.23).

3. GSMA Intelligence «The Mobile Gender Gap. Report 2020» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gsma.com/mobilefordevelopment/wp-content/uploads/2020/05/GSMA-The-Mobile-Gender-Gap-Report-2020.pdf (дата обращения: 15.02.23).

4. GSMA Intelligence «The Mobile Gender Gap. Report 2021» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gsma.com/r/wp-content/uploads/2021/07/The-Mobile-Gender-Gap-Report-2021.pdf (дата обращения: 15.02.23).

5. GSMA Intelligence «The Mobile Gender Gap. Report 2022» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gsma.com/r/wp-content/uploads/2022/06/The-Mobile-Gender-Gap-Report

2022.pdf?utm_source=website&utm_medium=download-button&utm_campaign=gender-gap-2022 (дата обращения: 15.02.23).

6. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - М., 2016. -№ 5. - С. 163-182.

7. Дедюлина Марина Анатольевна Цифровое неравенство: философское осмысление // Studia Humanitatis. 2017. №2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovoe-neravenstvo-filosofskoe-osmyslenie (дата обращения: 27.01.2023).

8. Никитин М. Как преодолеть «цифровое неравенство» // CNews. Аналитика. -2011. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/artic1es/artic1e 27Лт1

9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июня 2016 года «The promotion, protection and enjoyment of human rights on the Internet» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.article19.org/data/files/Internet_Statement_Adopted.pdf (дата обращения: 26.01.23).

10. Цифровые дивиденды: Обзор Доклада о мировом развитии 2016. - Вашингтон: Группа Всемирного банка, 2016. - 58 с. - Режим доступа: http://documents. woridbank.org/curated/en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160 verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.