Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая эпоха в искусстве / пленэр / художественное образование / уникальная и печатная графика / графические материалы / цифровая иллюстрация. / Digital age in art / plein air / art education / unique and printed graphics / graphic materials / digital illustration.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тютюнова Ю. М.

В статье рассматриваются вопросы развития художественного образования, особое внимание уделяется цифровым изображениям как необходимой составляющей процесса образования будущего художника-графика на современном этапе. Работа над изображением рассматривается с нескольких позиций, когда натурные этюды, наброски, зарисовки или эскизы композиций, выполненные в условиях пленэра, могут трансформироваться в эстам или цифровой формат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL IMAGE IN ART EDUCATION: PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF PERCEPTION AND INTERPRETATION

The article deals with the development of art education, special attention is paid to digital images as a necessary component of the process of education of the future graphic artist at the present stage. Work on the image is considered from several positions, when full-scale sketches, sketches or sketches of compositions made in the open air, can be transformed into an estam or digital format.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

УДК 378.14

ЦИФРОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© 2021 Ю.М. Тютюнова

канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой рисунка e-mail: yuliya. tyutyunova @ mail. ru

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

В статье рассматриваются вопросы развития художественного образования, особое внимание уделяется цифровым изображениям как необходимой составляющей процесса образования будущего художника-графика на современном этапе. Работа над изображением рассматривается с нескольких позиций, когда натурные этюды, наброски, зарисовки или эскизы композиций, выполненные в условиях пленэра, могут трансформироваться в эстам или цифровой формат.

Ключевые слова: цифровая эпоха в искусстве, пленэр, художественное образование, уникальная и печатная графика, графические материалы, цифровая иллюстрация.

DIGITAL IMAGE IN ART EDUCATION: PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF PERCEPTION AND INTERPRETATION

© 2021 Yu. M. Tyutyunova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Drawing e-mail: yuliya. tyutyunova @ mail. ru

Orel State University named after I.S. Turgenev

The article deals with the development of art education, special attention is paid to digital images as a necessary component of the process of education of the future graphic artist at the present stage. Work on the image is considered from several positions, when full-scale sketches, sketches or sketches of compositions made in the open air, can be transformed into an estam or digital format.

Keywords: digital age in art, plein air, art education, unique and printed graphics, graphic materials, digital illustration.

Научное исследование проблем художественного образования на современном этапе свидетельствует о том, что научно-технический прогресс неуклонно вносит коррективы в традиционно сложившуюся практику обучения изобразительному искусству. Если еще десятилетие назад от художника-графика требовалось знание уникальных и печатных технологий, то в настоящее время все большую востребованность приобретает цифровой формат создания изображений. Рынок трудоустройства нуждается в молодых кадрах, владеющих профессиональными графическими редакторами. Великолепное владение кистью, карандашом и пером, усвоенные и закрепленные на занятиях основы академического рисунка и живописи в синтезе с цифровыми технологиями, помогут молодому поколению художников

реализоваться в профессии. В государственные стандарты по укрупненной группе 54.00.00 - Изобразительное и прикладные виды искусств, в частности, для специальности 54.05.03 Графика, по нашему мнению, все более необходимым становится включение дисциплин, дающих возможность студенту освоить основы работы в современных графических программах. Для этого, безусловно, потребуется дополнительная подготовка и переподготовка грамотных и специально обученных кадров, мощная материально-техническая база. К сожалению, опыт показывает, что студенту проще добыть жизненно необходимые знания в интернете, воспользовавшись бесплатными уроками, выложенными в сети, чем получить их в учебном заведении. По сути, идеальной профессиональной школой для графиков нам представляется мастерское владение: уникальными технологиями графического искусства - карандаш, мягкий материал (сангина, уголь, сепия, соус), тушь/перо; классическими печатными технологиями - эстамп; цифровыми технологиями.

Рис.1. Вид на Зимний дворец от колоннады Биржи. 1920-е. Цинкография. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. 17x24.5 см

Занятия в специализированных мастерских представляется уникальным опытом для будущих художников. Печатные технологии интересны современному творцу с точки зрения обращения к техническим возможностям прошлого, погружения в те времена, когда в качестве множительной техники выступал литографский станок. Изучить разнообразные технологии и манеры студенту необходимо для расширения профессионального кругозора и освоения азов владения выразительными возможностями графических «языков»: офорта, цинкографии, литографии, линогравюры или ксилографии. Кроме того, что данный опыт обогатит будущего специалиста с позиций знания специальных процессов, это также позволит более эффективно сформировать навыки обобщения и стилизации натурного образа. Если представить

данный процесс поэтапно, ход работы будет таким: натурный рисунок, выполненный по канонам изобразительной грамоты и отвечающий задачам реалистического изображения, стилизуют, основываясь на ограничении изобразительных средств. Как известно, под изобразительными средствами понимают: точку, линию, пятно, фактуру и цвет. Так, линогравюра и цинкография выстраивается на сочетании пятен, офорт, зачастую, представляет собой сочетание штриховых пятен или разнохарактерных линий, литография имеет в основе своей тоновые или цветовые пятна. В качестве примера (рис. 1), иллюстрирующего мысль, приведем произведение выдающегося русского художника-графика Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871-1955).

Рис. 2. Пример трансформации натурного изображения в цифровое (В статье использованы авторские работы Ю.М. Тютюновой, рис. 2-4.)

По сути, натурные изображения выступают в роли импульса к созданию цельного, лишенного незначительных деталей, художественного образа. Обрабатывая рисунок под ту или иную технику, следует пользоваться палитрой ее выразительных возможностей и средств, видеть окончательное решение в материале. К сожалению, при всем богатстве,

заложенном в эстампе, после окончания высшего учебного заведения выпускники с 90% вероятностью не смогут воспользоваться специальными станками, в силу их дороговизны и элементарного отсутствия в большинстве школ искусств, на случай если они решат связать свою судьбу с преподаванием. Союзы художников также в настоящее время не представляют соответствующее оборудование для самореализации художника-графика. Получается, что, по сути, овладение данными знаниями лишь расширяет кругозор, не способствуя будущей профессиональной деятельности. В то же время современный вектор развития рынка труда свидетельствует о том, что владение компьютерными технологиями более, чем востребовано и в ближайшее время формула «человек + искусственный интеллект» будет доминировать. При этом, академическое обучение должно быть дополнено и усилено знанием и мастерским владением цифровым инструментарием. По сути, алгоритм трансформации натурного, академического изображения остается неизменным. работа над композиционным эскизом проходит несколько стадий: 1. Поиски и сбор натурного материала для решения темы;

2. Выполнение вариантов монохромного или цветового решения темы;

3. Художественно-образная трактовка изображения [Тютюнова 2012].

В качестве примера приведем «перевод» уникальных технологий в цифровой формат на материале практики пленэр. Суть и базу учебной пленэрной практики составляют наброски, зарисовки и этюды с натуры и по памяти. Выполненные карандашом, фломастерами, гелевыми ручками, акварелью или каким-либо иным графическим материалом, они являются исходным материалом для выполнения итоговых композиций. При этом, если раньше в специализированных высших учебных заведениях практиковался дальнейший перевод изображения только в печатные техники, то в настоящий момент все больший личностный смысл [Леонтьев 1975] приобретает перевод натурных штудий в цифру. Термин «перевод» или «переводческое искусство» употребляется нами не случайно, поскольку использование того или иного материала или технологии для создания изображения, а, в идеале, художественного образа, на наш взгляд, сравнимо с переводом мысли на другой язык. Существенная визуальная разница наблюдается при трансформации реалистического изображения в стилизованное. При этом неважно, какими средствами выполняется стилизация. Это может быть как уникальное изображение, так и офортная, литографская или цифровая печать. Значительно важнее в данном случае, как исполнитель понимает самоценность того или иного изобразительного средства, видит в материале задуманную композицию, осознает, как наиболее эмоционально-выразительно «сработает» конкретное средство для заострения характера художественного образа. На рисунке 2 наглядно демонстрируется перевод натурного пятнового изображения, выполненного маркером, в цифровое. Для этого набросок был отсканирован и доработан в графическом редакторе CorelDRAW. Монохромное изображение при переводе заметно обобщилось, утратило лишние детали, приобрело цельность, теплохолодность за счет введения цвета.

Цифровые технологии позволяют сокращать время работы над изображением. Если раньше приведенная выше стилизация требовала бы от исполнителя довольно длительного по времени механического закрашивания пятен, то графические редакторы позволяют «залить» необходимые области нужным цветом в один клик. Кроме того, в том же аспекте сокращения временных затрат можно привести пример осознания довольно распространенной ошибки, когда при работе с натуры происходит путаница между предметным тоном и тенью. Игра светотени зачастую отвлекает от тонового строя изображения. Особенно характерна данная ошибка при работе над цветовыми этюдами, когда за эмоциональными пятнами теряется тон. При работе с цифровым изображением это можно контролировать, просматривая рабочую область через монохромный фильтр (рис. 3).

Рис.3. Пример «перевода» цветового этюда в черно-белое изображение

Рис. 4. Пример авторского «перевода» монохромной зарисовки в цветовое изображение с помощью графического редактора Adobe Photoshop CS6

Графический планшет позволяет рисовать естественно: плоскость и перо -аналог карандаша, ручки или фломастера - являются составляющими планшета. Перо выполняет функции мыши, но, по сути, работать им так же удобно, как любым инструментом для рисования, планшет так же чувствителен к силе нажатия на перо, как кисть или карандаш. Движение пера по рабочей плоскости дигитайзера переносится на монитор, и мы получаем отображение нарисованной линии без задержек. Также в современных устройствах присутствуют инструменты для упрощения работы в среде того или иного приложения.

В настоящее время для работы с цифровой графикой разработано множество профессиональных программ, обладающих разной степенью ценовой доступности. Работа в современной компьютерной среде, предоставляет наиболее широкий набор инструментов, зачастую ограниченный лишь фантазией автора. Например, при рисовании мы можем использовать наборы кистей, которые обладают почти бесконечной пластичностью в настройке: жесткость, наклон, прозрачность, текстура и т.п. Кроме того, становится возможной большая степень проработки изображения, когда можно добиться почти идеального качества линии. Однако стоит отметить, что при таком широком инструментарии не теряется индивидуальность исполнителя, поскольку при работе над изображением можно использовать «авторские» приемы и сочетания инструментов (рис. 4).

К сожалению, все новое, прежде чем укрепиться в реальности, встречает трудности на пути. Не секрет, что поклонники академического обучения с трудом

принимают то, что происходит в современной системе образования, вспоминая свою молодость, считая гаджеты чуть ли не злом. К цифровым технологиям следует относиться как инструменту для выражения своих мыслей, и возможно, более совершенному, чем любой из существовавших раньше. Главным же остается замысел и авторское воплощение произведения, поскольку любая, даже самая совершенная технология лишь средство для создания художественного образа, а не цель.

Библиографический список

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Работы художника [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/artists/2178~Anna_Petrovna_Ostrou (дата обращения: 28.03.2019).

Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

Понятие личностного смысла А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/63130-ponatie-licnostnogo-smysla-anleonteva (дата обращения: 28.03.2019).

Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2012. 76 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.