Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ГТО КАК ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ ВУЗЕ'

ЦИФРОВОЕ ГТО КАК ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая экономика / цифровая грамотность / цифровые компетенции / цифровая компетентность / модель цифровых компетенций / оценка уровня сформированное™ / измерение / digitalization / digital economy / digital literacy / digital competencies / digital competence / model of digital competencies / assessment of the level of formation / measurement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Зульфия Филаритовна

Актуальность статьи обусловлена широким применением цифровых технологий в нефтегазовом комплексе. Значительными перспективами обладают технологии цифровых месторождений, цифровые двойники, промышленный интернет вещей, роботизация, оцифровка. Развитие моделирования в нефтегазовом деле связано с анализом больших данных, машинным обучением, нейронными сетями, искусственным интеллектом. В связи с этим возрастает спрос на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, поэтому в образовании важно формировать и развивать цифровую компетентность будущих специалистов. Цифровая компетентность предмет многочисленных исследований, как за рубежом, так и в России. Изучаются различные теоретические, семантические, терминологические аспекты понятий цифровой педагогики. Цель статьи-проанализировать концепцию и первичный опыт внедрения проекта «Цифровое ГТО» в образовательном пространстве нефтегазового вуза. Сформулировано авторское понимание цифровой компетентности. Обосновано внедрение проекта «Цифровое ГТО». Представлены принципы формирования и развития, оценки цифровых компетенций, выявлена проблематика проекта, представлены рамочные решения обнаруженных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the article is due to the widespread use of digital technologies in the oil and gas complex. Technologies of digital deposits, digital twins, industrial Internet of things, robotization, digitization have significant prospects. The development of modeling in the oil and gas industry is associated with big data analysis, machine learning, neural networks, artificial intelligence. In this regard, the demand for specialists with digital competencies is increasing, therefore, it is important to form and develop the digital competence of future specialists in education. Digital competence is the subject of numerous studies, both abroad and in Russia. Various theoretical, semantic, terminological aspects of the concepts of digital pedagogy are studied. The purpose of the article is to analyze the concept and primary experience of implementing the Digital GTO project in the educational space of an oil and gas university. The author's understanding of digital competence is formulated. The implementation of the "Digital TRP" project is justified. The principles of formation and development, evaluation of digital competencies are presented, the problems of the project are identified, framework solutions to the detected problems are presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ГТО КАК ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ ВУЗЕ»

позволяет обогащать словарный запас и делать науку и технику намного понятной и доступной представителям различных стран и народов.

Заимствованные химическая терминология в английском языке может иметь свои корни в латинском, греческом, французском, арабском, голландском и русском языках, также и в других различных источниках. Именно понимание, знание и корректное использование химических терминов является главным карьеры в научной сфере и коммуникации в мире науки.

Хотя некоторые слова пришедшие из других языков для понимания и использования могут быть сложными, множество укореняется и широко используется. Само заимствование лексических единиц пример того, как взаимосвязь различных народов в сфере культуры, науки, политики способствует совершенствованию языков и облегчает понимание среди разных культур.

Литература:

1. Дульмухаметова, Г.Ф. Обучение иностранному языку на базе информационных и коммуникационных VR-технологий / Г.Ф. Дульмухаметова // Проблемы теории и методики профессионального и лингвистического образования. Материалы IV международной научно-практической конференции. - Казань, 2022. - С. 14-18

2. Зинатуллин, В.Ш. Латинские заимствования в научно-технической лексике английского языка / В.Ш. Зинатуллин, Е.Ю. Чибисова. - Московский государственный строительный университет, 2008. - С. 72-74

3. Ильина, Т.С. Англицизмы как специфика в научно-технической терминологии русского языка / Т.С. Ильина, У.П. Ионикова. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/anglitsizmy-kak-spetsifika-v-nauchno-tehnicheskoy-terminologii-russkogO" yazyka/viewer (дата обращения: 21.09.2023)

4. Сарангаева, Ж.Н. Роль заимствований в английском языке / Ж.Н. Сарангаева, Л.В. Даржинова. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-zaimstvovaniy-v-angliyskom-yazyke/viewer (дата обращения: 23.09.2023)

5. Серкин, В.П. Заимствования в английском языке / В.П. Серкин; М-во высш. и сред. спец. образования УССР, Киев, технол. ин-т легкой пром-сти. - Киев: Изд-во Киевского университета, 1964. - 152 с.

6. Ситдикова, Г.Р. Изучение особенностей перевода английских фильмов на русский язык / Г.Р. Ситдикова // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2023. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чувашский республиканский институт образования Министерства образования Чувашской Республики. - Чебоксары, 2023. - С. 274-277

7. Shakirzyanova, R.M. Traditional and digital techniques for working with lexical material in english lessons / R.M. Shakirzyanova // Revista entrelinguas. - 2021. - Vol. 7, Is. 3. - Art. №e021060. - DOI: https://doi.Org/10.29051/el.v7iesp.3.15731

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)

ЦИФРОВОЕ ГТО КАК ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В

НЕФТЕГАЗОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена широким применением цифровых технологий в нефтегазовом комплексе. Значительными перспективами обладают технологии цифровых месторождений, цифровые двойники, промышленный интернет вещей, роботизация, оцифровка. Развитие моделирования в нефтегазовом деле связано с анализом больших данных, машинным обучением, нейронными сетями, искусственным интеллектом. В связи с этим возрастает спрос на специалистов, обладающих цифровыми компетенциями, поэтому в образовании важно формировать и развивать цифровую компетентность будущих специалистов. Цифровая компетентность - предмет многочисленных исследований, как за рубежом, так и в России. Изучаются различные теоретические, семантические, терминологические аспекты понятий цифровой педагогики. Цель статьи-проанализировать концепцию и первичный опыт внедрения проекта «Цифровое ГТО» в образовательном пространстве нефтегазового вуза. Сформулировано авторское понимание цифровой компетентности. Обосновано внедрение проекта «Цифровое ГТО». Представлены принципы формирования и развития, оценки цифровых компетенций, выявлена проблематика проекта, представлены рамочные решения обнаруженных проблем.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая компетентность, модель цифровых компетенций, оценка уровня сформированности, измерение.

Annotation. The relevance of the article is due to the widespread use of digital technologies in the oil and gas complex. Technologies of digital deposits, digital twins, industrial Internet of things, robotization, digitization have significant prospects. The development of modeling in the oil and gas industry is associated with big data analysis, machine learning, neural networks, artificial intelligence. In this regard, the demand for specialists with digital competencies is increasing, therefore, it is important to form and develop the digital competence of future specialists in education. Digital competence is the subject of numerous studies, both abroad and in Russia. Various theoretical, semantic, terminological aspects of the concepts of digital pedagogy are studied. The purpose of the article is to analyze the concept and primary experience of implementing the Digital GTO project in the educational space of an oil and gas university. The author's understanding of digital competence is formulated. The implementation of the "Digital TRP" project is justified. The principles of formation and development, evaluation of digital competencies are presented, the problems of the project are identified, framework solutions to the detected problems are presented.

Key words: digitalization, digital economy, digital literacy, digital competencies, digital competence, model of digital competencies, assessment of the level of formation, measurement.

Введение. Цифровизация в России стремительно набирает темпы, является приоритетным трендом, эксплицитно формирует требования к качеству подготовки будущих кадров, способных «обеспечивать лидерство на рынке информационных и коммуникационных технологий за счет активного применения знаний, развития российской экосистемы цифровой экономики» [10]. Общемировой тренд цифровизации направлен на обеспечение целей устойчивого развития, поддерживаемых государствами ООН, в том числе и РФ. Цель 4 заключается в обеспечении всеохватного и справедливого качественного образования и поощрении возможности обучения на протяжении всей жизни для всех [15]. Образовательная политика каждой страны помимо выполнения требований к качеству образования направлена на внедрение стратегий обучения цифровым навыкам. Молодежь необходимо обучать цифровым навыкам, так как это обеспечит ее ориентацию в

цифровой среде и конкурентные преимущества при будущем устройстве на работу, другое качество жизни. Цифровая компетентность расширяет открывающиеся возможности для обучающейся молодежи, которой жить и работать в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики (ЦЭ).

Таким образом, перед системой образования все более отчетливо выступают задачи подготовки будущих участников цифровой трансформации. Решение этих задач требует соответствующей государственной политики. Цифровая повестка России построена на основе общемировых тенденций и отражена в Указах Президента РФ (№203, №204, №474), в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», в Федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики».

Для проектирования образования как механизма, обеспечивающего формирование, развитие и мониторинг цифровых навыков обучающейся молодежи, необходимо учитывать следующие предпосылки:

• Следующие технологические тренды будут оказывать значимое влияние на бизнес-процессы и востребованность цифровых навыков в работе сейчас и в ближайшем будущем: развитие мобильного Интернета, Интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные и машинное обучение, VR/AR-технологии, автоматизация и роботизация в промышленности и экономике [3,С. 18].

• Экспоненциальный рост объема генерируемых данных приведет к тому, что в 2025 году объем данных увеличится до 163 ЗБ (1 ЗБ=1024 эксабайта, 1 ЭБ=1 млрд. гигабайтов) [3, С. 20]. Но данные должны интерпретироваться и приносить прибыль. Для извлечения полезной информации из огромных массивов «сырых» данных требуются специалисты, обладающие навыками анализа «больших данных», использования методов машинного обучения, нейросетевых технологий.

Потребность в мониторинге уровня сформированности цифровых навыках неуклонно возрастает, поэтому образованию важно определить, каким запросам ЦЭ и Индустрии 4.0 должна удовлетворять обучающаяся молодежь. Так, «перечень ключевых компетенций ЦЭ включает: коммуникацию и кооперацию в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде» [5].

Вузы РФ проводят значительную работу в устранении дефицита кадров для ЦЭ [1]. Федеральные вузы - участники программы стратегического лидерства «Приоритет 2030» организуют цифровые кафедры. Внедряются платформы и многочисленные курсы для обучения алгоритмизации и программированию. Вместе с тем, пока образование не успевает за стремительно происходящими цифровыми изменениями. Требуются практики, ускоряющие рост цифровых компетенций у обучающихся непрофильных IT-специальностей, включающие инструменты их периодической оценки и повышающие мотивацию к овладению, перманентному обновлению цифровых компетенций.

Изложение основного материала статьи. Цифровая компетентность - это комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, по обработке и анализу, автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий [2], [9]. Ядром цифровой компетентности является цифровая грамотность. Впервые термин «цифровая грамотность» введен П. Гилстером (Gilster,1997), считающим, что это -«способность понимать и использовать информацию в различных форматах из широкого спектра источников, представленных через компьютер, с опорой на критическое мышление [14, р.1]. Мы склонны полагать, что ЦТ - сложный многомерный комплекс цифровых умений (технических и когнитивных), его сформированность - условие развития цифровой компетентности. Цифровая компетентность становится базовой потребностью, высокий уровень ее развития становится условием конкурентоспособности работника.

Пеша A.B., проводя терминологический анализ схожих понятий, подчеркивает, что исследователи A. Ferrari, Y. Punie, С. Redecker понятие «цифровая компетентность» считают уже, чем понятие «цифровая грамотность» [4, С. 209]. При этом в понятие цифровой компетентности они включают знания и навыки, отношения и способности, а также стратегии и осведомленности, необходимые для достижения жизненных целей человека, с использованием цифровых технологий [13, С. 84].

Существующие национальные модели цифровых компетенций, созданные Администрацией занятости и обучения (ЕТА, США), модель цифровых компетенций населения (Digcomp, Евросоюз), Digcompedu (Евросоюз), модели Юнеско, Целевая модель компетенций 2025 (BCG) и другие определяют структуру цифровой компетентности через упорядоченные наборы цифровых навыков. Например, Digcomp 2.0 описывает цифровую компетентность в пяти областях через 21 компоненту[12]. Модели отличаются подходами к категоризации, составом и объемом цифровых индикаторов.

Аналитический центр НАФИ в 2020 году провел оценку ЦТ россиян по методологии DigComp, взяв за основу понимание ЦК экспертами Евросоюза. Единого подхода к цифровым компетенциям и моделированию цифровых компетенций в России нет, существующие практики носят точечный несистемный характер.

В нашем исследовании мы полагаем, что цифровая компетентность есть метапредметный образовательный результат, носит надпрофессиональный характер. Цифровая компетентность - многомерный сложный конструкт, состоящий из цифровых компетенций (ЦК), иллюстрируемых набором знаний, умений, навыков, установок и стратегий, поведенческих индикаторов, необходимых для функционирования в цифровой среде. При этом мы исходим из того, что «компетентность является более широким понятием, чем компетенции и оба эти понятия отражают способность человека применять свои знания и умения на практике [9, С. 138]. Основу ЦК составляют цифровые навыки: создания цифрового контента; программирования; решения задач с помощью информационно-коммуникационных технологий (включая анализ данных); работу с цифровыми устройствами.

Цифровая готовность предполагает релевантные запросам ЦЭ практики и их адаптацию. При этом важны инициативы со стороны образовательных учреждений. Цифровые технологии выступают как условие изменений в образовании, предполагающих целенаправленные действия для формирования и развития ЦК. Должна быть создана среда, объединяющая механизмы реализации и адаптации практик. В связи с этим в АГНИ разработана практика, направленная на повышение уровня ЦК. Согласно Стратегии развития АГНИ на период 2021-2030 годы («Стратегическая инициатива 4 -Цифровизация учебного процесса») в образовательном пространстве вуза необходимо развивать ЦК обучающихся и работников института [7]. Для устранения дефицита механизма постоянного повышения уровня ЦК студентов и работников института в образовательное пространство АГНИ внедрен проект «Цифровое ГТО».

Проект «Цифровое ГТО» направлен, прежде всего, на устранение разрыва между существующим уровнем цифровой компетентности студентов и работников института и требованиями к работнику в условиях ЦЭ.

Цели проекта «Цифровое ГТО» включают:

• формирование готовности студентов, преподавателей, сотрудников к цифровой трансформации через развитие цифровых компетенций;

• дальнейшее становление ЦОС, использующей современные инструменты вовлеченности обучающихся в образовательный процесс;

• проектирование и реализацию системы, включающей инструменты становления, развития, диагностики и обновления цифровых компетенций [11].

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

1. Пересмотреть содержание реализуемых образовательных программ с акцентом на IT-компетентность и формирование ЦК, соответствующих soft-skills, включающих, в том числе, соблюдение цифрового этикета.

2. Спроектировать модели ЦК обучающихся и сотрудников с учетом международного опыта и уровневого подхода; определить содержание уровней усвоения цифровых компетенций (базового, среднего, продвинутого) и структуру сквозных компетенций независимо от направления обучения или сферы профессиональной деятельности. Определить принципы диагностики, формирования и развития ЦК.

3. Сформировать многоуровневые базы вопросов и тестовых заданий для диагностики уровней развития ЦК.

4. Внедрить сервис диагностики уровня развития ЦК у сотрудников и обучающихся, предполагающий свободу выбора траектории диагностики с учетом профессиональной направленности.

5. Спроектировать содержание и механизмы обновления учебных курсов, направленных на развитие ЦК в условиях быстрых цифровых изменений.

6. Разработать программы дополнительного образования, направленные на развитие и обновление ЦК у студентов и работников института.

Проект «Цифровое ГТО» основан на опыте НИУ ВШЭ, где с 2017 года внедрен проект «Data Culture», ориентированный на формирование у обучающихся понимания возможности и навыков использования современных технологий в области анализа данных. Под цифровыми компетенциями в НИУ ВШЭ понимаются: цифровая грамотность, алгоритмическое мышление и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта [2, С. 3]. Формирование ЦК строится согласно принципам: уровневости, кастомизации в отношении образовательных программ, индивидуализации траекторий, проектного подхода, независимой оценки цифровых компетенций [2, С. 4]. При выборе структуры ЦК и обосновании подходов к оцениванию уровня ЦК использованы Европейская модель ЦК для образования, программы сертификации цифровых навыков ECDL, исследовательские работы компании по разработке инструментов тестирования ETS, аналитические отчеты о развитии и вызовах цифровой экономики ОЭСР, McKinsey, Microsoft, PWC т.д. Эксперты НИУ ВШЭ выделили 5 уровней развития ЦК: начальный, базовый, продвинутый, профессиональный и экспертный [2, С. 5].

Принципами формирования и развития ЦК в рамках проекта «Цифровое ГТО» являются: 1). Уровневость. Уровни выстроены вертикально, по возрастанию сложности и типам решаемых задач. 2). Ориентация на проектный подход. Развитие ЦК предполагает активное использование проектного подхода с ориентацией на обучение решению прикладных задач, релевантных направлению или образовательным потребностям обучающихся в рамках проектной (учебной) практики. 3).Принцип управления. Данный принцип реализуется через совокупность частных по отношении к нему принципов: планирования, стимулирования, обратной связи, учета, привлечения внешних экспертов из IT-индустрии. 4). Принцип информативности. Предполагает опору на частные принципы: надежности информации, достоверности информации, дискретности информации, генерализации (уплотнения) информации. 5). Принцип оптимальности. Предполагает оптимальную трудность, сложность и проблемность организуемой деятельности по формированию и развитию ЦК. 6) Принцип индивидуализации. Реализуется через совокупность частных по отношению к нему принципов: понимания значимости ЦК, учета индивидуальных особенностей, поощрения успехов, перехода педагогического управления процессом формирования ЦК в процесс самоуправления. Кроме того, у обучающегося есть возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию через курс дополнительного образования, через выбор курса на образовательной онлайн-платформе с подтвержденным сертификатом освоения, через проектную практику, через участие в научно-образовательных семинарах, исследовательских работах, НТУ.

В рамках «Цифрового ГТО» выделены три уровня освоения ЦК: начальный, базовый, продвинутый. Следующий уровень отличается наращиванием объема цифровых индикаторов предыдущего уровня, более широким спектром поведенческих навыков, типологией задач. Участники сдачи нормативов согласно результатам могут получить знаки отличия «Бронзовый уровень», «Серебряный уровень», «Золотой уровень».

Оценка ЦК проводится по принципам, соблюдение которых является ключевым фактором, обеспечивающим точность результатов оценки:

- принцип полноты информирования о процедуре тестирования, заключающейся в предоставлении всей необходимой информации по тематике тестирования и порядке процедуры тестирования;

- принцип доверия, заключающийся в создании атмосферы открытости и доверия при взаимодействии организаторов тестирования и участников оценки;

- принцип системности, заключающийся в комплексном подходе к оценке ЦК, и использованию ее результатов для плана индивидуального развития участников, подготовки мероприятий по повышению ЦК, отслеживания динамики развития ЦК и т.д.;

- принцип равенства, заключающийся в едином подходе к работе со всеми участниками оценки ЦК независимо от текущей должности, статуса и т.д.

При проектировании моделей ЦК мы столкнулись с тем, что нет обоснованных единых методологических подходов к проектированию моделей ЦК. Значительная часть усилий команды проекта направлена на проектирование моделей компетенций, которые имеет динамический, открытый характер. Отдельная проблема - оценивание ЦК. Особенности формирования ЦК требуют большой плотности и дробности оценивания. Вместо оценивания на «входе» и «выходе» возникает необходимость множественных срезов в связи с временной динамикой обучения [3, С. 59]. Проведя неоднократные процедуры измерений, мы убедились, что в целом уровень развития ЦК обучающихся характеризуется незначительными темпами роста. Причины, скорее всего в том, что интересы обучающихся и сотрудников, их субъективное понимание ценности образования пока не сопряжены с цифровым будущим. Таким образом, необходимы управляющие воздействия в виде поведенческих концепций, направленных на повышение ресурсов мотивации к развитию ЦК.

Тем не менее, мы склонны полагать, что результаты внедрения «Цифрового ГТО» окажут позитивное влияние на цифровую культуру АГНИ. Развитие ЦК ориентировано на эффективность, качество процессов, на потребности обучающихся и работников АГНИ.

Выводы. Влияние технологических трендов повышают потребность в ЦК. Следует систематически переосмысливать содержание обучения, образовательных программ, профессиональных компетенций в связи с быстрыми цифровыми изменениями. Цифровая трансформация существенно меняет профессиональную деятельность, что требует от системы образования соответствующей подстройки и перестройки образовательных программ [6], [8]. Маховиком запуска процесса преодоления указанных недостатков в образовательном пространстве АГНИ может стать проект «Цифровое ГТО». Цель проекта - сокращение разрыва между требованиями ЦЭ в области подготовки будущих работников нефтегазовой отрасли и

существующими образовательными практиками. Ключевая задача проекта - повышение уровня развития ЦК студентов и сотрудников АГНИ. Проект также направлен на интеграцию навыков, направленных на развитие ЦК студентов и ППС. С февраля 2021 года по настоящее время в оценке ЦК приняли участие более 400 студентов и 94 преподавателя. На данный момент 28% студентов и 27% ППС, принявших участие в оценке ЦК, сдали цифровые нормативы и претендуют на знак отличия.

Анализ решения проблемы повышения уровня ЦК, первичных результатов привел к выводам:

1. Нет единых методологических подходов к моделированию и оценке ЦК.

2. Существующие модели отличаются компонентным составом и подходами к категоризации цифровых индикаторов.

3. Необходимо теоретическое обоснование моделей ЦК при отсутствии единых подходов и методологических позиций, в том числе в области терминологии.

3. Проект «Цифровое ГТО» является организационно-педагогическим условием развития ЦК обучающихся и работников АГНИ.

4. Важно формировать систему мотивации обучающихся и работников АГНИ с целью обеспечения прогресса в развитии ЦК.

5. Необходимо разработать методику, которую будут совместно использовать институт и работодатели для мониторинга прогресса в развитии ЦК.

Литература:

1. Кадры для цифровой экономики. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866 (дата обращения: 29.09.2023)

2. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. - Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. - 16 с.

3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше, чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. -М.: AHO ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 136 с.

4. Пеша, A.B. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований / A.B. Пеша // Образование и саморазвитие. -2022. -№ 1. - T. 17.-С. 201-220

5. Приказ Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 29.09.2023)

6. Соколова, Е.И Цифровые компетенции и новые технологии в образовании (по материалам документов Европейской комиссии) / Е.И. Соколова // Непрерывное образование: XXI век. - 2020. - Вып. 2 (30). - DOI: 10.15393/j5.art.2020.5693

7. Стратегия развития АГНИ на период 2021-2030 годы. - URL: https://agni-rt.ru/institute/development/strategy%20-2030/ (дата обращения: 29.09.2023)

8. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - 2011. Редакция 2.0. Русский перевод. -115 с.

9. Токарева, М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность / М.В. Токарева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2021. -№4 (52). - С. 133-140

10. Указ Президента РФ от 09.05.2017г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 29.09.2023)

11. Цифровое ГТО. - URL: https://agni-rt.ru/education/digital-gto/faaTa обращения: 29.09.2023)

12. European Commission, Directorate-General for Communications Networks, Content and Technology, (2017). EU-wide digital once-only principle for citizens and businesses : policy options and their impacts : executive summary, Publications Office. -URL: https://data.europa.eu/doi/10.2759/197453 (дата обращения: 29.09.2023)

13. Ferrari, A. Understanding digital competence in the 21st century: An analysis of current frameworks / A. Ferrari, Y. Punie, С. Redecker // European Conference on Technology Enhanced Learning. - Springer, Berlin, Heidelberg, 2012. - P. 79-92

14. Gilster, P. Digital literacy/Р. Gilster. - New York: JohnWiley & Sons, Cop.1997. - 276 p.

15. United Nations (2017) Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development (A/RES/71/313). - URL: https://undocs.Org/A/RES/71/313

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Захарова Александра Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); педагог- тьютор Ефремова Татьяна Ивановна

МБДОУ «Туллукчаан» Чурапчинского улуса (района) Республика Саха (Якутия) (с. Чурапча); магистрант группы МТО-23 Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЗДАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА СЕЛЬСКОГО

СОЦИУМА

Аннотация. В статье представлен опыт работы сельского детского сада «Туллукчаан» Республики Саха (Якутия) по созданию этнокультурной образовательной среды, позитивный опыт которого востребован в сочетании с новыми подходами в дошкольном образовании, учитывающими современные реалии. МБДОУ «Туллукчаан» является центром жизни микрорайона сельского социума, где установились партнерские, культурно-экономические взаимоотношения, что положительно отражается на образование воспитанников детского сада. Задача, которую ставит современное общество в вопросах воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, может быть успешно разрешено при создании соответствующих педагогических условий. Одним из таких условий может стать - создание этнокультурной образовательной среды. Этнокультурная среда является основополагающим фактором воспитания самодостаточной личности, осознающего свою гражданскую ответственность. Отметим также, что процессы интеграции, происходящие в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.