Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЗАКУПОЧНОЙ СРЕДЫ'

ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЗАКУПОЧНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / цифровая трансформация / доверие / информационная безопасность / безопасная закупочная среда / procurement / digital transformation / confidence / information security / secure procurement environment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погудаева Марина Юрьевна, Гладилина Ирина Петровна, Сергеева Светлана Александровна

Вопросы, связанные с государственными закупками, традиционно являются объектом самого пристального внимания как со стороны государства, так и общества. Значительные преобразования, которые сегодня претерпевают государственные, муниципальные и корпоративные закупки товаров, работ и услуг, вызваны многими внутренними и внешними обстоятельствами, но в данном исследовании речь идет о процессах цифровой трансформации всех сегментов общественно-экономической модели отношений, результаты которой для закупок очевидны – это внедрение цифровых инициатив в сферу закупок в виде электронных процедур закупочной деятельности, использования технологий обработки больших данных, электронного актирования, метода совместной централизованной закупки, типовых контрактов, электронных магазинов и др. Цифровая трансформация закупочной деятельности сегодня – это механизм для решения стратегических задач в сфере закупок. Повышение уровня цифрового доверия в сфере закупок – актуальная проблема, требующая как теоретического, так и практического решения. Доверительные отношения зависят от степени соблюдения оговорённых правил, умения правильно действовать для достижения обозначенной цели и др. Огромная роль в выстраивании взаимодействия заказчика и поставщика на принципах доверия отводится оценке и ожиданию результатов такого взаимодействия. Мощные цифровые возможности, применяемые заказчиками, позволяют улучшить прозрачность данных, их безопасность, способствуют эффективной организации совместной работы / синхронизации с поставщиками. Только при соблюдении правил безопасности работы с закупочной информацией возможно активное развитие цифрового доверия в целом и в сфере закупок в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Погудаева Марина Юрьевна, Гладилина Ирина Петровна, Сергеева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRUST IN PROCUREMENT AS A FACTOR IN CREATING A SAFE PROCUREMENT ENVIRONMENT

Issues related to public procurement are traditionally the object of the closest attention from both the state and society. Significant transformations that state, municipal and corporate procurement of goods, works and services are undergoing today are caused by many internal and external circumstances, but in this study we are talking about the processes of digital transformation of all segments of the socio-economic model of relations, the results of which for procurement are obvious – this is the introduction of digital initiatives in the field of procurement in the form of electronic procurement procedures, the use of big data processing technologies, electronic activation, the method of joint centralized procurement, standard contracts, electronic stores, etc. Digital transformation of procurement today is a mechanism for solving strategic tasks in the field of procurement. Increasing the level of digital trust in the field of procurement is an urgent problem that requires both theoretical and practical solutions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЗАКУПОЧНОЙ СРЕДЫ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

611

УДК 339.186:004.7(045)

М.Ю. Погудаева, И.П. Гладилина, С.А. Сергеева ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЗАКУПОЧНОЙ СРЕДЫ

Вопросы, связанные с государственными закупками, традиционно являются объектом самого пристального внимания как со стороны государства, так и общества. Значительные преобразования, которые сегодня претерпевают государственные, муниципальные и корпоративные закупки товаров, работ и услуг, вызваны многими внутренними и внешними обстоятельствами, но в данном исследовании речь идет о процессах цифровой трансформации всех сегментов общественно-экономической модели отношений, результаты которой для закупок очевидны - это внедрение цифровых инициатив в сферу закупок в виде электронных процедур закупочной деятельности, использования технологий обработки больших данных, электронного актирования, метода совместной централизованной закупки, типовых контрактов, электронных магазинов и др. Цифровая трансформация закупочной деятельности сегодня - это механизм для решения стратегических задач в сфере закупок. Повышение уровня цифрового доверия в сфере закупок - актуальная проблема, требующая как теоретического, так и практического решения. Доверительные отношения зависят от степени соблюдения оговорённых правил, умения правильно действовать для достижения обозначенной цели и др. Огромная роль в выстраивании взаимодействия заказчика и поставщика на принципах доверия отводится оценке и ожиданию результатов такого взаимодействия. Мощные цифровые возможности, применяемые заказчиками, позволяют улучшить прозрачность данных, их безопасность, способствуют эффективной организации совместной работы / синхронизации с поставщиками. Только при соблюдении правил безопасности работы с закупочной информацией возможно активное развитие цифрового доверия в целом и в сфере закупок в частности.

Ключевые слова: закупки; цифровая трансформация; доверие; информационная безопасность; безопасная закупочная среда.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-611-616

Цифровая трансформация, обладая широким спектром инструментария, используя большие массивы данных, существенно расширяет возможности эффективного государственного управления [2], тем самым поднимая огромный пласт проблем безопасности информации [1]. Вопросы цифрового доверия сегодня затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности. В отношении системы закупок с учётом того, что все значимые действия, предпринимаемые контрагентами, участвующими в государственных закупках, в основном автоматизированы (начиная с планирования закупки, подачи заявки на участие в закупке и заканчивая электронным исполнением государственного контракта и его оплатой), цифровое доверие становится особо актуальным вопросом. Благодаря цифровой трансформации в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок значительно повышается эффективность использования бюджетных средств на основе внедрения цифровых технологий, применения больших и разнородных информационных ресурсов, увеличения открытости и контролируемости процессов принятия решений и др. [3].

Формирование цифрового доверия как нового явления, возникшего под влиянием цифрового мира, рассматривается Р.К. Нурмухаметовым [4] с точки зрения доверия к цифровым технологиям, компьютерной технике. Важность понятия «цифровое доверие» в сфере закупок рассмотрено Ю.О. Антиповой и А.М. Бронниковым, которые утверждают, что в рамках цифровой трансформации государственного управления данное понятие приобретает особую актуальность [5].

Рассматривая доверие в цифровом мире, Ю.В. Веселов, М.В. Белова отвечают на вопросы не только относительно его работы в цифровом мире, но и что из себя этот мир представляет [5]. Р.К. Нурмухаметовым, С.С. Ториным [6] затрагивается проблематика уровня цифрового доверия к различным цифровым технологиям, институтам и онлайн-платформам, а само понятие «цифровое доверие» понимается как уверенность конечного пользователя в возможности цифровых процессов, технологий, компаний и институтов построить безопасное цифровое пространство.

Сегодня огромное количество интернет-пользователей работают с поисковыми запросами, почтовыми сервисами, мобильными банкингами, чатами в социальных сетях и др., что усиливает внимание к сущности понятия «цифровое доверие», которое необходимо рассматривать не только в каче-

стве нового явления формирующегося цифрового мира, но и как фактор доверия к цифровым технологиям, компьютерной технике, безопасности совершаемых в цифровой среде операций, а также сохранению конфиденциальности и использованию личных данных [6].

Т.Н. Пунько отмечает, что «цифровое доверие определяется как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир, а его уровень является определяющим фактором конкурентоспособности цифровой экономики страны» [7]. В.И. Кузнецов, П.П. Кабытов анализируя философское наследие мыслителей в части феномена «доверие» приводят высказывание Г. Гегеля о том, что доверие «есть сознание, что мой субстанциальный интерес сохраняется и содержится в интересе и цели другого» [8].

Цифровая трансформация позволяет активно взаимодействовать со множеством процессов в социальном плане, постепенно увеличивая своё влияние на успешность жизнедеятельности индивида, повышения качества жизни населения страны. В таких условиях цифровое доверие становится ценностью, потеря которой может негативно сказаться на бизнесе, государстве, обществе, личности. Анализ научной литературы показал, что исследователи феномена «цифровое доверие» рассматривают его как некую систему отношения населения к информационно-технологическим компаниям, организациям, предоставляющим услуги посредством цифровых технологий и обеспечивающих при этом безопасность, сохранность, передачу и использование персональных данных [6; 9-13].

Доверие является сложным, эфемерным и необходимым, и все больше компаний понимают, что ни одна цифровая инициатива не имеет шансов на успех без доверия [14]. Сегодня доверие - это положительное и открытое взаимодействие между индивидами, набор определённых действий, которые основываются на вере в доброжелательность и порядочность других участников взаимодействия [15].

Важная роль в становлении доверия отводится ожиданию и оценке итогов взаимодействия между индивидами, передачи конфиденциальных данных и действиями между субъектами взаимоотношений. Обеспечение доверия основано на этике, этических принципах и процедурах, а также последовательном поведении. Доверительность напрямую зависит от соблюдения определённых правил, умения эффективно и корректно действовать для получения требуемого результата даже тогда, когда есть правила, которые заранее не устанавливались [4; 6].

Л.К. Терещенко отмечает: «Для снижения возникающих факторов риска и формирования контура цифровой среды доверия необходим комплекс взаимосвязанных действий, среди которых правовые, технологические, методологические мероприятия» [1].

Если рассматривать закупочный процесс с точки зрения цифровой среды доверия, то здесь особая роль отводится отношениям, которые возникают между множественностью участников закупочной деятельности и проводимым юридическим, управленческим, экономическим и др. действиям, которые необходимы для выполнения государственных, муниципальных и корпоративных закупок. Следовательно, для закупочного процесса доверие между участниками - это не только основа для построения долгосрочных отношений, но и обеспечение более эффективного решения возникающих в процессе осуществления закупки проблем [14]. Поэтому для привлечения и удержания надёжных поставщиков заказчики решают достаточно сложную задачу: как соответствующим образом выстраивать в рамках действующего законодательства отношения с кругом потенциальных поставщиков, мотивировав их не только к плодотворному сотрудничеству, но и доверительным отношениям [1; 3].

Учитывая, что вопросы развития системы государственных закупок включают решение проблем конкуренции, ценообразования, прозрачности информационного обеспечения, а направление регламентации заключается в том, чтобы предотвратить коррупцию на стороне распорядителя государственного бюджета, а также сговор на стороне потенциальных поставщиков, необходимым условием участия в закупках является привлечение большего количества поставщиков и создание конкуренции качества для реальной возможности выиграть предлагающим наиболее качественные товары, работы и услуги.

Факторам, которые непосредственно оказывают влияние на формирование доверия в сфере закупок, посвящено проводившееся в 2020 г. Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ исследование [14; 16], которое заключалось в онлайн-опросе государственных заказчиков и поставщиков, и касалось их готовности доверия к новым контрагентам. Результаты опросов свидетельствуют о следующем: так как между уровнем доверия и эффективностью закупки существует взаимосвязь, то заказчики готовы доверять новым поставщикам при наличии у них положительного опыта проведения закупочного процесса, и наоборот, уровень доверия уменьшается при наличии негативного опыта.

Проведённое ВШЭ исследование показало следующие результаты: как заказчики, так и поставщики доверяют новым контрагентам, при этом особое внимание уделяют репутации.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

28%

25% 20%

Высокая склонность доверять новым поставщикам при наличии опыта с другими заказчиками

Не склонны доверять новым контрагентам

Заказчики, расценивающие корпоративную репутацию поставщиков как значимую

Высокая склонность доверять новым поставщикам при наличии профильного опыта, сочетающегося с высокой оценкой значимости корпоративной репутации поставщиков

Рис. 1. Доля государственных заказчиков от оценки уровня значимости и степени доверия к репутации (составлено авторами на основе данных источника [14])

Ниже показаны результаты разбивки подрядчиков в зависимости от оценки уровня значимость репутации и степени доверия государственных заказчиков (рис. 2).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

37%

32%

25%

17%

Поставщики с высокой склонностью доверять новым контрагентам

поставщики с низкой склонностью доверять новым контрагентам

Оценка значимости репутации заказчика для поставщика

Высокая склонность поставщика доверять новым контрагентам и

высокая оценка значимости репутации заказчика

Рис. 2. Доля подрядчиков в зависимости от оценки уровня значимости и степени доверия к репутации

(составлено авторами на основе данных источника [14])

Таким образом, без наличия доверия между поставщиком и заказчиком не только невозможно установить позитивную и долгосрочную связь, но и перейти к этапу выявления потребностей. Точно так же и в случае с заказчиком, сталкивающимся с проблемами, которые возникают с поставщиком при реализации контрактов - ни о каком уровне доверия речь не может идти. На законодательном уровне прописано наличие информационных порталов, которые содержат данные о физических и юридических лицах, позволяющих провести быструю проверку соответствия подрядчика заявленным требованиям (таблица).

Информационные ресурсы, содержащие сведения о юридических и физических лицах

Информационный ресурс Ссылка

Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ) располагаемый с 2021 года на ЕИС

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве Единый федеральный реестр сведений о банкротстве // [Электронный ресурс]. URL: httDs://bankrot.fedresurs.ru/

Реестр дисквалифицированных лиц https ://service.naloq.ru/disqualified. do

Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта по ГОЗ ФАС: https://fas.qov.ru/paqes/activitv/reestr-uridicheskih-lic

Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия https://qossluzhba.qov.ru/reestr

Реестр сведений о лицах, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке ФНС: https://service.nalog.ru/svl.do

Сведения о лицах, имеющих задолженность по уплате налогов, и не представивших налоговую отчетность более одного года ФНС: https://service.naloo.ru/zd.do

Сведения о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.naiog.ru/disquaiified.do

Но оценить возникновение рисков недобросовестного участия в закупке, эффективность или качество выполнения работ, оказания услуг или поставки товара даже при полном соответствии документов потенциального поставщика техническому заданию невозможно в полной мере только с применением информации, содержащейся в перечисленных информационных системах. Для этого необходимо выстраивать в организации систему работы по прогнозированию возможных рисков, их предотвращению или минимизации потерь.

Все участники закупочной деятельности должны действовать добросовестно, принимая во внимание законные интересы и права участников, максимально быстро обмениваться необходимой информацией с соблюдением правил безопасности работы с данными. Учитывая, что доверительные отношения зависят от степени соблюдения оговорённых правил, умения правильно действовать для достижения обозначенной цели, огромная роль в построении доверия отводится оценке и ожиданию результатов взаимодействия. Мощные цифровые возможности, применяемые заказчиками, позволяют улучшить прозрачность данных, их безопасность, способствуют эффективной организации совместной работы / синхронизации с поставщиками. Только при соблюдении правил безопасности работы с закупочной информацией возможно активное развитие цифрового доверия в целом и в сфере закупок в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Терещенко Л.К. Единая цифровая среда доверия как условие формирования цифровой экономики // Информационное право. 2020. № 4. С. 12-15.

2. Химченко А.И. Вопросы формирования цифровой среды доверия как структурного элемента в цифровиза-ции государственного управления // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 3. С. 159-164.

3. Антипова Ю.О., Бронников А.М. Цифровое доверие в сфере государственных и муниципальных закупок // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 11А. С. 152-159.

4. Нурмухаметов Р.К. К вопросу о цифровом доверии // Алтайский вестник Финуниверситета. 2019. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-tsifrovom-doverii (дата обращения: 11.05.2023).

5. Веселов Ю.В. Белова Доверие в цифровом мире // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. Т. 13, вып. 2. С. 129-140.

6. Нурмухаметов Р.К., Торин С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovoe-doverie-digital-trust-suschnost-i-mery-po-ego-povysheniyu (дата обращения: 10.05.2023).

7. Пунько Т.Н. Цифровое доверие: аспекты содержания и правового регулирования // Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики: сборник статей межвузовского круглого стола с международным участием, Минск, 27 октября 2022 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет; [редколлегия: О. В. Бодакова и др.]. Минск: БГЭУ, 2022. С. 117-120.

8. Кузнецов В.И., Кабытов П.П. Теоретические подходы к категории «цифровая среда доверия» // Юридические исследования. 2021. № 2. С. 64-74.

9. Бенц Д.С. Доверие и экономический рост // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. 2019. С. 11-15.

10. Веселов Ю.В., Скворцов Н.Г. Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 57-68.

11. Кузнецов В.И. Правовое и юридическое содержание понятия «цифровая среда доверия» // Единая цифровая среда доверия - правовые аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 23 мая 2019 г.) / коллектив авторов; отв. ред. С.М. Зырянов, Л.К. Терещенко. М.: ИД «Юриспруденция», 2020. С. 22-23.

12. Ноакк Н.В., Ларин С.Н., Знаменская А.Н. Моделирование проявлений феномена доверия к продуктам цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал. - № 3 (69). 2018, Март, С. 160-163.

13. Margaret Rouse. Digital trust / [Электронный ресурс]. URL: https://whatis.techtarget.com/definition/digital-trust (дата обращения: 25.10.2022).

14. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Емельянова М.К., Балаева О.Н. Репутация и доверие в российской системе госзакупок // Journal of Institutional Studies 14(1). 2022. С. 89-107.

15. Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства. Заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации 13 ноября 2020 года // Аналитический Вестник, № 1 (761). 71 с.

16. Институт анализа предприятий и рынков / Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://iims.hse.ru/ (дата обращения: 25.10.2022).

Поступила в редакцию 22.05.2023

Погудаева Марина Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права. E-mail: pogudaevamy@edu.mos.ru

Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры финансового менеджмента и финансового права. E-mail: gladilinaip@edu.mos

Сергеева Светлана Александровна, кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Сектора научно-исследовательских работ и проектов

E-mail: ugmzmag@yandex.ru

ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова» 107045, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28.

M.Yu. Pogudaeva, I.P. Gladilina, S.A. Sergeeva

DIGITAL TRUST IN PROCUREMENT AS A FACTOR IN CREATING

A SAFE PROCUREMENT ENVIRONMENT

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-611-616

Issues related to public procurement are traditionally the object of the closest attention from both the state and society.

Significant transformations that state, municipal and corporate procurement of goods, works and services are undergoing today are caused by many internal and external circumstances, but in this study we are talking about the processes

of digital transformation of all segments of the socio-economic model of relations, the results of which for procurement are obvious - this is the introduction of digital initiatives in the field of procurement in the form of electronic procurement procedures, the use of big data processing technologies, electronic activation, the method of joint centralized procurement, standard contracts, electronic stores, etc. Digital transformation of procurement today is a mechanism for solving strategic tasks in the field of procurement. Increasing the level of digital trust in the field of procurement is an urgent problem that requires both theoretical and practical solutions.

Keywords: procurement; digital transformation; confidence; information security; secure procurement environment.

Received 22.05.2023

Pogudaeva M.Yu., Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Financial Management and Financial Law

E-mail: pogudaevamy@edu.mos.ru

Gladilina I.P., Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Financial Management

and Financial Law

E-mail: gladilinaip@edu.mos

Sergeeva S.A., Candidate of Economics, Senior Research Fellow of the Sector for Research and Projects E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Moscow City University of Management at the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov Sretenka st., 28, Moscow, Russia, 107045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.