Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ «УМНЫХ КОНТРАКТОВ»'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ «УМНЫХ КОНТРАКТОВ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / «УМНЫЕ КОНТРАКТЫ» / PUBLIC PROCUREMENT / MANAGEMENT IMPROVEMENT / INNOVATIVE APPROACHES / “SMART CONTRACTS”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладилина И.П., Поляков Р.Л., Романова О.В.

«Умные контракты» в закупочном секторе представляют собой направление трансформации от традиционных принципов управления к цифровому формату, т.к. первое является простым цифровым преобразованием государственного управления, а второе можно назвать способом предоставления новых государственных услуг на основании цифровых технологий и интеллектуальных информационных систем. Применение технологии «умных контрактов» может использоваться практически во всех сферах государственного сектора, а их внедрение в область государственных закупок открывает множество возможностей, среди которых минимизация риска мошенничества, сокращения трудоемкости закупочных процедур, исключения случайных ошибок, снижение затрат на обработку документации, повышение прозрачности и мониторинга данных, которые используются при проведении конкурентных процедур и т.д. В общем виде алгоритм «умного контракта» предполагает специфические условия, при выполнении которых происходит сделка, и заказчик получает объект закупки, а поставщик (подрядчик, исполнитель) - заранее оговоренную плату. Специалисты отмечают, что умные контракты основываются на технологии распределенного реестра, что должно способствовать развитию безопасности, прозрачности закупочной деятельности. Потенциал технологии «умный контракт» обеспечивает инновационный характер дальнейшего совершенствования закупочной деятельности на различных уровнях системы государственного и муниципального управления, что требует формирования соответствующих цифровых навыков специалистов в сфере закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO IMPROVING PROCUREMENT MANAGEMENT IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING SMART CONTRACTS

“Smart contracts” in the procurement sector represent a direction of transformation from traditional management principles to digital format, because the first is a simple digital transformation of public administration, and the second can be called a way to provide new public services based on digital technologies and intelligent information systems. The use of smart contracts technology can be used in almost all areas of the public sector, and their implementation in the field of public procurement opens up many opportunities, including minimizing the risk of fraud, reducing the labor intensity of procurement procedures, eliminating accidental errors, reducing the cost of processing documents, increasing transparency and monitoring data used in competitive procedures, etc. In general, the "smart contract" algorithm assumes specific conditions under which the transaction takes place, and the customer receives the procurement object, and the supplier (contractor, performer) - a pre-agreed payment. Experts note that smart contracts are based on distributed ledger technology, which should contribute to the development of security and transparency of procurement activities. The potential of smart contract technology provides an innovative character to further improve procurement activities at various levels of the state and municipal administration system, which requires the formation of appropriate digital skills of procurement specialists.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ «УМНЫХ КОНТРАКТОВ»»

Инновационные подходы к совершенствованию управления закупками в процессе внедрения «умных контрактов»

Гладилина Ирина Петровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», gladilinaIP@edu.mos.ru

Поляков Роман Леонидович,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Романова Ольга Васильевна,

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

«Умные контракты» в закупочном секторе представляют собой направление трансформации от традиционных принципов управления к цифровому формату, т.к. первое является простым цифровым преобразованием государственного управления, а второе можно назвать способом предоставления новых государственных услуг на основании цифровых технологий и интеллектуальных информационных систем. Применение технологии «умных контрактов» может использоваться практически во всех сферах государственного сектора, а их внедрение в область государственных закупок открывает множество возможностей, среди которых минимизация риска мошенничества, сокращения трудоемкости закупочных процедур, исключения случайных ошибок, снижение затрат на обработку документации, повышение прозрачности и мониторинга данных, которые используются при проведении конкурентных процедур и т.д. В общем виде алгоритм «умного контракта» предполагает специфические условия, при выполнении которых происходит сделка, и заказчик получает объект закупки, а поставщик (подрядчик, исполнитель) - заранее оговоренную плату. Специалисты отмечают, что умные контракты основываются на технологии распределенного реестра, что должно способствовать развитию безопасности, прозрачности закупочной деятельности. Потенциал технологии «умный контракт» обеспечивает инновационный характер дальнейшего совершенствования закупочной деятельности на различных уровнях системы государственного и муниципального управления, что требует формирования соответствующих цифровых навыков специалистов в сфере закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, совершенствование управления, инновационные подходы, «умные контракты».

Определение термина «умный контракт» может различаться в деталях, но глобально выделяет одни и те же характеристики данного типа договора. Например, А.И. Савельев рассматривает его как «договор, который существует в форме программного кода, и обеспечивает автономность и самоисполнимость условий по наступлению заранее определенных в нем обстоятельств»[10]. Н.Т. Акопян полагает, что «умный контракт» представляет собой «договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств»[4]. Применение технологии «умных контрактов» может использоваться практически во всех сферах государственного сектора, а их внедрение в область государственных (муниципальных) закупок открывает множество возможностей, среди которых минимизация риска мошенничества, сокращения трудоемкости закупочных процедур, исключения случайных ошибок, снижение затрат на обработку документации, повышение прозрачности и мониторинга данных, которые используются при проведении конкурентных процедур и т.д. «Умные контракты» в закупочном секторе представляют собой направление трансформации от традиционных принципов управления к цифровому формату, т.к. первое является простым цифровым преобразованием государственного управления, а второе можно назвать способом предоставления новых государственных услуг на основании цифровых технологий и интеллектуальных информационных систем.

В общем виде алгоритм «умного контракта» предполагает специфические условия, при выполнении которых происходит сделка, и заказчик получает объект закупки, а поставщик (подрядчик, исполнитель) - заранее оговоренную плату. Специалисты отмечают, что умные контракты основываются на «передовой технологии распределенного реестра (йИ), которая характеризуется безопасностью, прозрачностью, целостностью, децентрализацией и создает возможности для управления информацией совершенно новыми способами»[7; с.26].

«Умный контракт» представляет собой «распределенную базу данных, хранящую записи транзакций, к которым есть доступ у всех подключенных к реестру участникам. Следовательно, смарт-контракт записывается на языке программирования и исполняется без участия третьих лиц, скрепляется сторонами электронной цифровой подписью. Смарт-контракты регистрируют и выполняют те условия договора, характеристики которого были предварительно точно определены»[6].

Определение термина «умный контракт» может различаться в деталях, но глобально выделяет одни и те же характеристики данного типа договора. Например, А.И. Савельев рассматривает его как «договор, который существует в форме программного кода, и обеспечивает автономность и самоисполнимость условий по

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

CS

01

о

Ш

m

X

3

<

m О X X

наступлению заранее определенных в нем обстоятельств»^]. Н.Т. Акопян полагает, что «умный контракт» представляет собой «договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятель-ств»[4;с.18].

Важнейшее отличие «умного контракта» от современной «электронной закупки» состоит в том, что последняя до сих пор требует централизованного управления, контролирующего информацию в течение прохождения всей закупочной процедуры. В системе «умных контрактов» такое централизованное управление значительно сокращается, т.к. основной особенностью этой технологии является именно децентрализация. Хранение копий «умного контракта» происходит на компьютерах всех заинтересованных пользователей, следовательно, любое обновление мгновенно распространяется по сети, что позволяет предотвратить потенциальные кибератаки, максимально снижая риски «взлома» контракта.

Иными словами, если в привычном закупочном цикле информация сохраняется на едином сервере, обуславливая риски информационной безопасности при цифровизации закупок, то при заключении «умных контрактов» факт распределения информации по компьютерам пользователей повышает доверие между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предотвращая возможность любого одностороннего изменения контрактных условий, т.к. каждая транзакция просматривается и проверяется всеми участниками сети, прежде чем ее можно будет принять и подтвердить, т.е. применяется согласованный процесс, обеспечивающий точность распределения данных и их целостность.

«Умные контракты» будут значительно способствовать окончательному формированию интеллектуальной контрактной системы в сфере закупок, т.е. «совокупности участников контрактной системы и осуществляемых ими действий, проводимых с использованием информационно-вычислительных систем с интеллектуальной поддержкой и направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд»[5].

Практика внедрения в сферу закупок технологии «умный контракт» обеспечила их преимущества по сравнению с традиционным бумажным документооборотом в виде:

- снижения потребности в специальных знаниях закупщиков;

- надежность информации о закупке, хранящейся в распределенных реестрах данных (технология «блок-чейн»);

- сокращение процедур закупочной деятельности и документации по закупке;

- снижение случайных ошибок;

- обеспечение гарантированной оплаты за поставленные товары, работы, услуги.

Сходная классификация достоинств «умных контрактов» представлена также В.А. Максимовым, который выделяет среди них:

- надежность (написание контракта криптографическим языком программирования с кодированием подписями сторон и с возможностью хранения на нескольких серверах);

- снижение расходов на хранение по сравнению с бумажным контрактом;

- возрастание доверия между сторонами из-за нивелирования человеческого фактора при исполнении контракта;

- оптимизация временных затрат на заключение контракта («умный контракт» может быть уже написанным кодом, доступным на персональных компьютерах сторон);

- гибкость (условия, заложенные в протокол «умного контракта» могут быть индивидуализированы и подстроены под конкретные условия закупки);

- минимизации риска возникновения споров вследствие четкости и логичности «умных контрактов», а также исключения человеческого фактора при их составлении;

- эффективность контроля исполнения контрактных обязательств (автоматизированный контроль и отсутствие человеческого фактора)[8].

Таким образом, необходимо предусмотреть административные способы урегулирования спорных вопросов при взаимоотношениях сторон «умного контракта», меры ответственности (например, депонирование сумм по договору, подлежащих выплате при нарушении условий соглашения), развитие соответствующих интернет-платформ. При масштабном внедрении в сферу закупок «умных контрактов» необходимо обеспечить эффективное управление рисками цифровизации, в том числе исключить возможность программных ошибок и формирование ответственности за программные сбои и аппаратное обеспечение закупочных процедур.

Потенциал технологии «умный контракт» обеспечивает инновационный характер дальнейшего совершенствования закупочной деятельности на различных уровнях системы государственного и муниципального управления, что требует формирования соответствующих цифровых навыков специалистов в сфере закупок, развития конкурентной среды и др.[9; 11].

Литература

1. Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» - [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-normativnoe-regulirovanie-tsifrovoj-sredyi.pdf.-

2. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» - [Электронный ресурс]. -URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf

3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» - [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/72190282/.

4. Акопян Н.Т. Некоторые проблемы правового регулирования «умных контрактов» в России // Modern Science. - 2019. - № 10-3. - С. 18.

5. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок / Б.М. Бижоев // Journal of Economic Regulation. - 2018. - № 1(9). - С. 116.

6. Душаева А.А. Что такое смарт-контракт и что ждет нас в будущем? // Юридическая наука: история и современность. - 2018. - №1. - С. 59.

7. Каранатова Л.Г. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам // Управленческое консультирование. - 2020. - № 2(134). - С. 26

8. Максимов В.А. Умный контракт // Право и современная экономика: сб. мат. I Междунар. науч.-практ. конф. юридич. фак-та СПбГЭУ. - 2018. - С. 119-120.

9. Прохоров Ю.Н., Самойлов М.Г. Цифровая трансформация и влияние её на развитие конкуренции в сфере закупок в условиях перехода к цифровой экономике // Финансовые рынки и банки. 2019. №2.

10. Савельев А.И. Договорное право 2.0: «Умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. - 2016. - № 3. - С. 58.

11. Сергеева, С. А. Обучение цифровым навыкам работников контрактных служб в условиях цифровой трансформации закупочной деятельности // Инновации и инвестиции. 2019. No 11.

Innovative approaches to improving procurement management in the process of implementing smart contracts

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34 Gladilina I.P., Polyakov R.L., Romanova O.V.

Moscow City University of Management of the Moscow Government

named after Yu.M. Luzhkov "Smart contracts" in the procurement sector represent a direction of transformation from traditional management principles to digital format, because the first is a simple digital transformation of public administration, and the second can be called a way to provide new public services based on digital technologies and intelligent information systems. The use of smart contracts technology can be used in almost all areas of the public sector, and their implementation in the field of public procurement opens up many opportunities, including minimizing the risk of fraud, reducing the labor intensity of procurement procedures, eliminating accidental errors, reducing the cost of processing documents, increasing transparency and monitoring data used in competitive procedures, etc. In general, the "smart contract" algorithm assumes specific conditions under which the transaction takes place, and the customer receives the procurement object, and the supplier (contractor, performer) - a pre-agreed payment. Experts note that smart contracts are based on distributed ledger technology, which should contribute to the development of security and transparency of procurement activities. The potential of smart contract technology provides an innovative character to further improve procurement activities at various levels of the state and municipal administration system, which requires the formation of appropriate digital skills of procurement specialists. Key words: public procurement, management improvement, innovative approaches, "smart contracts"

References

1. Passport of the federal project "Normative regulation of the digital

environment" - [Electronic resource]. - URL:

https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-

proekta-normativnoe-regulirovanie-tsifrovoj-sredyi.pdf-

2. Passport of the federal project "Digital public administration" -

[Electronic resource]. - URL:

https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-

proekta-tsifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie.pdf

3. Passport of the national program "Digital Economy of the Russian

Federation" - [Electronic resource]. - URL: https://base.garant.ru/72190282/.

4. Hakobyan N.T. Some problems of legal regulation of "smart

contracts" in Russia // Modern Science. - 2019. - No. 10-3. - S. 18.

5. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in

the field of public procurement / B.M. Bizhoev // Journal of Economic Regulation. - 2018. - No. 1 (9). - S. 116.

6. Dushaeva A.A. What is a smart contract and what does the future

hold for us? // Legal science: history and modernity. - 2018. -No. 1. - S. 59.

7. Karanatova L.G. Innovative development of the contract system:

the transition to smart procurement // Management consulting. - 2020. - No. 2 (134). - P. 26

8. Maksimov V.A. Smart contract // Law and modern economics:

collection of articles. mat. I Int. scientific-practical conf. legal Faculty of St. Petersburg State University of Economics. - 2018 .-- S. 119-120.

9. Prokhorov Yu.N., Samoilov M.G. Digital transformation and its

impact on the development of competition in procurement in the context of the transition to a digital economy // Financial markets and banks. 2019. No. 2.

10. Saveliev A.I. Contract Law 2.0: "Smart" Contracts as the Beginning of the End of Classic Contract Law // Bulletin of Civil Law. - 2016. - No. 3. - P. 58.

11. Sergeeva, S. A. Teaching digital skills of contract service workers in the context of digital transformation of procurement // Innovations and investments. 2019. No 11

X X О го А С.

X

го m

о

ю

2 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.