Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОЗРАЧНОСТЬ ЗАКУПОК / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ И ПОСТАВЩИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева С.А.

В сфере закупок цифровое доверие -новый механизм, направленный на совершенствование системы коммуникаций в цифровом пространстве. Он базируется на доверии и прозрачности. В статье подчеркивается, что в новых экосистемах, в том числе относящихся к закупочной деятельности, взаимодействие строится на новейших коммуникационных моделях, которые базируются на разработках в сфере искусственного интеллекта, big data, blockchain и т. д. При этом автор обращает внимание на то, что активное внедрение и развитие цифровых разработок требует глубокого изучения методологических, методических, технических и других аспектов исследуемого вопроса. По результатам проведенного исследования предложен комплекс мер по повышению цифрового доверия в сфере закупок.В статье раскрывается сущность понятия «цифровое доверие», которое сопоставляется с понятиями «цифровой имидж» и «репутационный имидж». При анализе использованы материалы онлайн-опроса о доверии контрагентов при осуществлении закупок для нужд государства (проводился Высшей школой экономики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRUST AS A FACTOR IN IMPROVING PROCUREMENT ACTIVITIES

In the field of procurement, digital trust is a new mechanism aimed at maintaining economic and social development and stability; an important indicator of competitiveness in the context of digital transformations in the current economic situation. The current system of communications in the digital space is based on trust and transparency. But reality testifies to the inability of both customers and suppliers to see the objectivity of this or that information, the lack of formed critical thinking skills, etc. In new ecosystems, including those related to procurement, interaction is based on the latest communication models. New paradigms and processes are being developed and implemented, which are based on developments in the field of artificial intelligence, big data, blockchain, etc. The active introduction and development of digital developments allows you to deeply study the methodological, methodological, technical, and other aspects of the issue under study in the paradigm of quantitative measurement of the degree of trust, methods and approaches for its measurement. Digital trust is a very serious incentive for the further development of the procurement system, and the competent work of all participants in the procurement activity will allow achieving a level of digital trust that will contribute to a sustainable positive dynamic in the performance of each purchase, which will improve the quality of life of the country’s population.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 89-95. Economic Systems. 2022;15(4(59)):89-95.

Научная статья УДК 004

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-89-95

ЦИФРОВОЕ ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Светлана Александровна Сергеева

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ugmzmag@gmail.com

Аннотация. В сфере закупок цифровое доверие - новый механизм, направленный на совершенствование системы коммуникаций в цифровом пространстве. Он базируется на доверии и прозрачности. В статье подчеркивается, что в новых экосистемах, в том числе относящихся к закупочной деятельности, взаимодействие строится на новейших коммуникационных моделях, которые базируются на разработках в сфере искусственного интеллекта, big data, blockchain и т. д. При этом автор обращает внимание на то, что активное внедрение и развитие цифровых разработок требует глубокого изучения методологических, методических, технических и других аспектов исследуемого вопроса. По результатам проведенного исследования предложен комплекс мер по повышению цифрового доверия в сфере закупок.

В статье раскрывается сущность понятия «цифровое доверие», которое сопоставляется с понятиями «цифровой имидж» и «репутационный имидж». При анализе использованы материалы онлайн-опроса о доверии контрагентов при осуществлении закупок для нужд государства (проводился Высшей школой экономики).

Ключевые слова: закупки, цифровое доверие, критическое мышление, прозрачность закупок, цифровая грамотность заказчиков и поставщиков

Для цитирования: Сергеева С.А. Цифровое доверие как фактор совершенствования закупочной деятельности // Экономические системы. 2022. Том 15, № 4 (59). С. 89-95. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-89-95.

© Сергеева С.А., 2022

Original article

DIGITAL TRUST AS A FACTOR IN IMPROVING PROCUREMENT

ACTIVITIES

Svetlana A. Sergeeva

Moscow State Institute of International Relations of the Russian Ministry of Foreign Affairs, Moscow, Russia, ugmzmag@gmail.com

Abstract. In the field of procurement, digital trust is a new mechanism aimed at maintaining economic and social development and stability; an important indicator of competitiveness in the context of digital transformations in the current economic situation. The current system of communications in the digital space is based on trust and transparency. But reality testifies to the inability of both customers and suppliers to see the objectivity of this or that information, the lack of formed critical thinking skills, etc. In new ecosystems, including those related to procurement, interaction is based on the latest communication models. New paradigms and processes are being developed and implemented, which are based on developments in the field of artificial intelligence, big data, blockchain, etc. The active introduction and development of digital developments allows you to deeply study the methodological, methodological, technical, and other aspects of the issue under study in the paradigm of quantitative measurement of the degree of trust, methods and approaches for its measurement. Digital trust is a very serious incentive for the further development of the procurement system, and the competent work of all participants in the procurement activity will allow achieving a level of digital trust that will contribute to a sustainable positive dynamic in the performance of each purchase, which will improve the quality of life of the country's population.

Keywords: procurement, digital trust, critical thinking, procurement transparency, digital literacy of customers and suppliers

For citation: Sergeeva S.A. Digital trust as a factor in improving procurement activities. Economic Systems. 2022;15(4(59)):89-95. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-4-89-95.

Введение

Система государственных закупок играет огромную роль в экономике России. Однако несмотря на постоянное совершенствование закупочной системы, что отмечают и теоретики, и практики, уровень ее эффективности все еще недостаточен. Как правило, в научных работах о государственных закупках внимание акцентировано на ценообразовании, конкурентности, прозрачности, регламентации процедур и информационном обеспечении закупок. Вопрос доверия в системе государственных закупок не разработан, и, как правило, затрагивается только в теме доверия к закупочной системе в целом. При этом сама парадигма доверия в системе закупок для нужд государства стала изучаться сравнительно недавно.

Институт анализа рынков и предприятий Высшей школы экономики в 2021 г провел онлайн-опрос государственных поставщиков и заказчиков. Ответы от 800 поставщиков и 600 заказчиков показали основные особенности парадигмы доверия к новым контрагентам, выявили факторы, которые формируют доверие всех участников системы закупок для нужд государства [6]. Это исследование в первую очередь было направлено на изучение уровня доверия в закупочной системе в парадигме доверия к новым контрагентам из-за того, что оно имеет огромную значимость именно на первых этапах государственной закупки.

Исследование показало, что уровень доверия к новым контрагентам, если у поставщика имеется опыт работы в системе закупок для нужд государства, довольно высок не только у государственных заказчиков, но и у подрядчиков. Несмотря на то что уровень доверия к различным институтам в Российской Федерации довольно низок, большая часть подрядчиков и государственных заказчиков готовы сразу доверять новым участниками системы закупок для нужд государства [6].

Аналитические материалы, а также опросы заказчиков и поставщиков [1, с. 118; 2; 4, с. 143; 5, 7] в рамках данного исследования показывают, что степень цифрового доверия к новым участникам закупочной системы становится ниже, если у подрядчика или государственного заказчика уже имеется отрицательный опыт взаимодействия с системой государственных закупок. Переговоры для решения конфликтных ситуаций, жалобы в уполномоченные органы, судебные тяжбы формируют отрицательный опыт, из-за которого уровень доверия, в том числе и цифрового, снижается. Вместе с тем цифровая трансформация в целом и цифровизация закупок в частности требуют четкого понимания, каким образом выстраивать взаимодействие заказчиков и поставщиков в современных социально-экономических условиях. И именно цифровое доверие является одним из приоритетных факторов успешной организации закупок сегодня, о чем свидетельствуют отечественные и зарубежные эксперты [2, 5, 7, 8, 9, 10].

Основная часть

Доверие давно и активно изучается по множеству направлений, среди которых можно выделить политику, бизнес, межличностные отношения, а в последнее десятилетие и цифровое доверие. Важную роль в формировании доверия оказывают ожидание результатов и предварительная оценка взаимодействия между субъектами. Доверие выступает в роли межличностного конструкта, для которого характерны высокий уровень кооперации и коммуникации, последовательное удовлетворение ожиданий субъекта [2, 5]. Доверие основывается на этических процедурах и принципах [2, 5].

Исследователи определяют множество типов доверия в сфере закупок. Оно может быть как общим, без привязки к конкретным поставщикам и государственным заказчикам, так и прицельным, в разрезе взаимоотношений между конкрет-

ными государственным заказчиками и поставщиками. На разных стадиях взаимодействия степень доверия из-за разнообразных факторов может меняться [5].

Тема доверия, в том числе и цифрового, на первых этапах государственной закупки вызывает повышенный интерес, так как доверие между подрядчиками и государственными заказчиками в начале взаимодействия является важной частью социального контакта. Умение доверять новым контрагентам показывает вероятность зарождения новых взаимоотношений, которые будут основываться на знании и идентификации многих процессов.

Одним из важнейших факторов цифрового доверия на первом этапе государственных закупок является репутация. Репутация очень близка к понятию «репутационный имидж», который в цифровом мире перерастает в цифровой имидж. Именно репутация показывает, что можно ожидать от определенной организации, что позволяет сформировать первое мнение о надежности и др. Если доверие основывается на ожидании будущего сотрудничества, то репутация базируется на деятельности конкретной организации в прошлом. В результате акцент на репутацию - это один из распространенных вариантов нивелирования проблемы с предварительным доверием. Благодаря репутации организация продвигает себя на рынке, повышает вероятность успешного участия в системе закупок для нужд государства. Доверие основывается на уверенности в том факте, что однотипное поведение не будет претерпевать изменения, а если такое произойдет, то это будут изменения в определенных рамках или особых случаях.

В закупках цифровое доверие можно назвать новым механизмом, направленным на поддержание экономического и социального развития, стабильности, а также важным показателем конкурентоспособности в условиях цифровой экономики [5]. Текущая система коммуникации в цифровом пространстве базируется на доверии и прозрачности. В новых экосистемах, в том числе относящихся к государственной закупочной деятельности, взаимодействие строится на новейших коммуникационных моделях; появляются новые парадигмы и процессы, которые базируются на разработках в сфере искусственного интеллекта, big data, blockchain и т. д.

Blockchain (распределение регистров) идеально подходит для обеспечения высокой степени доверия. Зарубежные исследователи отмечают, что blockchain дает возможность производить обмен услугами, платежами и товарами без участия посредников, дополнительных проверок со стороны третьих лиц, множества подтверждений и с высокой степенью доверия, которое основывается на системе шифрования (криптографические протоколы), характеризуется невозможностью незаметно подделать операцию, в одностороннем порядке поменять данные автора операции, отменить ее задним числом. Его активное внедрение позволяет на новом уровне координировать политические и социальные действия, внедрять новые направления в экономике. Вместе с тем бесконтрольное использование технологии blockchain может стать причиной деинституционали-зации взаимодействия, дисбаланса и нестабильности общества.

В перспективе уместное и продуманное использования цифровых технологий в системе взаимодействия государственных и негосударственных организаций, эффективная система контроля за процедурами организации государственных закупок позволит повысить доверие между различными общественными институтами. Важно понимать, что такое доверие основывается не на морали, власти или силе, а на собственном консенсусе, который имеет аподиктический фундамент [5].

Разработки в области big data позволяют выполнять ряд функций, необходимых для повышения уровня доверительности отношений. Степень доверия прямо пропорциональна уровню адекватности и полноты информации о партнерах. Постепенно накапливаясь, большие объемы информации (не только официальные данные и отчеты, но и цифровые следы организаций) могут способствовать качественному содержанию рейтингов репутации.

Активное внедрение и развитие цифровых разработок позволяет более полно изучить технические аспекты вопроса в парадигме возможности количественного измерения степени доверия, методик и подходов для его измерения. Опрос заказчиков показал, что устоявшимся источником информации для big data являются социальные сети, которые еще не полностью раскрыли свой потенциал. Они не только позволяют увидеть организацию как таковую, но и формируют новые мифы, которые не всегда работают на доверие. Сейчас сложно не увидеть плюсы создания в социальных сетях страничек для регионов и муниципальных образований, контролирующих и государственных структур, что значительно сближает государственные органы, граждан и бизнес. Социальные сети дали удобный инструмент для обращения к представителям власти с предложениями, проблемами и вопросами.

Гидденс Э. отмечает, что активное доверие, которое формируют и поддерживают все участники процесса, позволит построить устойчивую социальную коммуникацию [3]. Для повышения степени доверия между заказчиками и поставщиками в системе закупок для нужд государства нужно решить задачи не только со стороны государства, но и со стороны крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства.

Заключение

Анализ научной литературы, закупочных практик, опрос контрактных управляющих образовательных организаций города Москвы (75 опрошенных) позволил выделить следующие наиболее актуальные и важные меры, которые будут способствовать повышению цифрового доверия в сфере закупок:

1. Фундаментом создания и дальнейшего укрепления взаимного доверия между заказчиками и поставщиками должна стать эффективная система обратной связи, ясность и прозрачность их взаимодействия, взаимный контроль.

2. Должна быть создана эффективная экосистема, встроенная в модель цифровой трансформации экономики России, позволяющая более эффективно функционировать в системе закупок для нужд государства.

3. Приоритетная задача: выработать подходы и инструменты, способствующие большей взвешенности, корректности прогнозов и задач в среднесрочных и краткосрочных перспективах, что чрезвычайно важно при осуществлении закупок в условиях неопределенности, которые позволят и заказчикам, и поставщикам работать на свой цифровой имидж, без чего невозможно цифровое доверие.

4. Важно обеспечивать понятный всем доступ к современным цифровым разработкам, данным и информации в сфере закупок (кроме гостайны и др.), а также обучать специалистов и экспертов в соответствии с запросами рынка труда; формировать у них навыки критического мышления.

Таким образом, для развития цифрового доверия в закупочной системе необходимо сформировать цифровую грамотность у заказчиков и поставщиков. Нужен не просто переход на взаимодействие в цифровом формате, а глубокий анализ происходящих процессов в реальной жизни и киберпространстве, что будет способствовать формированию новых институтов, которые позволят где-то совершенствовать, а где-то и заменить малоэффективные процессы коммуникации, управления информацией и др. Цифровое доверие - важный фактор повышения эффективности системы государственных закупок и обеспечения устойчивой положительной результативности каждой закупки.

Список источников

1. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9, № 1. С. 110-122.

2. ВеселовЮ.В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 2. С. 129-143.

3. ГидденсЭ. Последствия современности / пер. с англ. Г. К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича ; вступ. ст. Т.А. Дмитриева. М. : Праксис, 2011.

4. Паулов П.А., Тихонова К.А. Цифровые технологии, применяемые в контрактной системе при осуществлении государственных закупок // Modern Science. 2020. № 4-4. С. 141-144.

5. Яковлев А.А., Ткаченко А.В., Емельянова М.К., Балаева О.Н. Репутация и доверие в российской системе госзакупок // Journal of Institutional Studies. 2022. Т. 14, № 1. С. 89-107.

6. Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год : отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия. URL: https://ach.gov.ru/checks/12997 (дата обращения: 01.11.2022).

7. Система цифрового доверия. URL: https://www.ipmce.ru/projects/digital_trusted (дата обращения: 01.11.2022).

8. Fiorino N., Galli E., Rizzo I., Valente M. Public procurement and reputation: an agent-based model // SSRN paper, posted. 2018. 8 Oct. URL: https://ssrn.com/abstract=3268038 (дата обращения: 01.11.2022).

9. Holma A.M., Vesalainen J., Soderman A., Sammalmaa J. Service specification in pre-tender phase of public procurement-A triadic model of meaningful involvement // Journal of Purchasing and Supply Management 2020. Vol. 26, No. 1. P. 1-18.

10. Popa M. Uncovering the structure of public procurement transactions // Business and Politics. 2019. Vol. 21, No. 3. P. 351-384.

References

1. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in the field of public procurement. Journal of Economic Regulation. 2018;9(1):110-122. (In Russ.).

2. Veselov Yu.V. Trust in a digital society. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya = Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. 2020;13(2):129-143. (In Russ.).

3. Giddens E. The consequences of modernity / per. with Engl. by G.K. Olkhovikova, D.A. Kibalchicha ; intro by T.A. Dmitrieva. Moscow : Praxis, 2011. (In Russ.).

4. Paulov P.A., Tikhonova K.A. Digital technologies used in the contract system in the implementation of public procurement. Modern Science. 2020;(4-4):141-144. (In Russ.).

5. Yakovlev A.A., Tkachenko A.V., Emelyanova M.K., Balaeva O.N. Reputation and trust in the Russian public procurement system. Journal of Institutional Research. 2022;14(1):89-107. (In Russ.).

6. Monitoring the development of the system of state and corporate procurement in the Russian Federation for 2020 : Report on the results of the expert-analytical event. URL: https://ach.gov.ru/ checks/12997. (In Russ.).

7. Digital trust system. URL: https://www.ipmce.ru/projects/digital_trusted. (In Russ.).

8. Fiorino N., Galli E., Rizzo I., Valente M. Public Procurement and Reputation: An agent-based model. SSRN document, published. 2018. Oct. 8th. URL: https://ssrn.com/abstract=3268038.

9. Holma A.M., Vesalainen J., Soderman A., Sammalmaa J. Specification of services at the pre-tender stage of public procurement - a triad model of meaningful participation. Journal of Procurement and Supply Management. 2020;26(1):1-18.

10. Popa M. Disclosure of the structure of public procurement transactions. Business and politics. 2019;21(3):351-384.

Информация об авторе

С.А. Сергеева - кандидат экономических наук, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки), научный сотрудник кафедры управления активами.

Information about the author

S.A. Sergeeva - Ph.D. in economic sciences, 08.00.05 - economy and management of national economy (by branches and spheres of activity) (economic sciences), research fellow, Department of asset management.

Статья поступила в редакцию 11.11.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 11.11.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 05.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.