Научная статья на тему 'Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития'

Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1332
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕДИЦИНА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / DIGITAL ECONOMY / MEDICINE / HEALTHCARE / HEALTHCARE ECONOMY / PUBLIC HEALTH / NEW TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION INFRASTRUCTURE / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мызрова Ксения Алексеевна, Туганова Элина Айратовна

В статье приведены примеры, позволяющие утверждать, что программа «Цифровая экономика» работает. Несмотря на ее суть, которая в большей степени виртуальна, она опирается на реальные дела и трансформирует реалии дня. Четыре составляющие общественного здоровья человеческий капитал, экономика, инфраструктура и современные технологии сегодня находятся в приоритете. С цифровой экономикой связывают перспективы финансово-экономического развития народного хозяйства. Прогнозируется, что цифровая экономика изменит формат существующих в экономической науке хозяйственных связей и бизнес-моделей. Экономика здравоохранения не только неразрывно связана с экономическим развитием страны, но и взаимосвязана со всеми отраслями народного хозяйства. Безусловно, что в полной мере к сфере здравоохранения относится задача программы «Цифровая экономика», направленная на улучшение жизни россиян, посредством повышения качества товаров и услуг, произведенных с применением новейших цифровых технологий. По мнению экспертов, сделан огромный шаг вперед: закладывается серьезная основа для перехода к развитию Единой государственной информационной системы здравоохранения и электронного документооборота в сфере здравоохранения, а также для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of health care as a perspective direction of development of the Russian Federation

The article provides examples that suggest that the program "Digital economy" is working. Despite its essence, which is more virtual, it relies on real deeds and transforms the realities of the day. The four pillars of public health human capital, the economy, infrastructure and modern technology-are now a priority. The prospects of financial and economic development of the national economy are connected with the digital economy. It is predicted that the digital economy will change the format of existing economic relations and business models in Economics. The economy of health care is not only inextricably linked with the economic development of the country, but also interconnected with all sectors of the economy. Of course, the task of the "Digital economy" program aimed at improving the lives of Russians by improving the quality of goods and services produced using the latest digital technologies is fully related to the health sector. According to experts: a huge step forward has been made: a serious Foundation is being laid for the transition to the development of a Unified state health information system and electronic document management in the field of health care, as well as for the provision of medical care with the use of telemedicine technologies.

Текст научной работы на тему «Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития»

вопросы инновдционнои экономики

Том 8 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

цифровизация здравоохранения

как перспективное направление развития

российской Федерации

Мызрова К.А.1, Туганова Э.А.2

1 АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области», Ульяновск, Россия

2 Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье приведены примеры, позволяющие утверждать, что программа «Цифровая экономика» работает. Несмотря на ее суть, которая в большей степени виртуальна, она опирается на реальные дела и трансформирует реалии дня. Четыре составляющие общественного здоровья - человеческий капитал, экономика, инфраструктура и современные технологии - сегодня находятся в приоритете. С цифровой экономикой связывают перспективы финансово-экономического развития народного хозяйства. Прогнозируется, что цифровая экономика изменит формат существующих в экономической науке хозяйственных связей и бизнес-моделей. Экономика здравоохранения не только неразрывно связана с экономическим развитием страны, но и взаимосвязана со всеми отраслями народного хозяйства. Безусловно, что в полной мере к сфере здравоохранения относится задача программы «Цифровая экономика», направленная на улучшение жизни россиян, посредством повышения качества товаров и услуг, произведенных с применением новейших цифровых технологий. По мнению экспертов, сделан огромный шаг вперед: закладывается серьезная основа для перехода к развитию Единой государственной информационной системы здравоохранения и электронного документооборота в сфере здравоохранения, а также для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, медицина, здравоохранение, экономика здравоохранения, общественное здоровье, новые технологии, цифровизация, информационные технологии, информационно-коммуникационная инфраструктура, конкурентоспособность..

Digitalization of health care as a perspective direction of development of the Russian Federation

Myzrova K.A.1, Tuganova E.A.2

1 Center for strategic studies of the Ulyanovsk region, Russia

2 Kazan State Institute of Culture, Russia

введение

Термин «цифровая экономика» все активнее включается в реалии России. С цифровой экономикой связываются перспективы финансово-экономического развития народного хозяйства. Прогнозируется, что цифровая экономика изменит формат существующих в экономической науке хозяйственных связей и бизнес-моделей. Данный про-

480

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #3'2018 (July-September)

цесс происходит динамично, причем во всех сферах социально-экономической деятельности. В этой связи система здравоохранения не выступает исключением. Здесь тоже, как в других отраслях народного хозяйства, происходят разного рода бизнес-процессы: финансовые, экономические, технические, социальные, организационные, производственные. При этом имеет место ее специфическое влияние на развитие экономики: через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни) [1] (Egorov, 2008).

Что содержит программа?

Здоровье населения - важный фактор в планировании и реализации экономической политики государства. Экономика здравоохранения не только неразрывно связана с экономическим развитием страны, но и взаимосвязана со всеми отраслями народного хозяйства. Безусловно, что в полной мере к сфере здравоохранения относится задача программы «Цифровая экономика» (далее - Программа), направленная

ABSTRACT:_

The article provides examples that suggest that the program "Digital economy" is working. Despite its essence, which is more virtual, it relies on real deeds and transforms the realities of the day. The four pillars of public health - human capital, the economy, infrastructure and modern technology-are now a priority. The prospects of financial and economic development of the national economy are connected with the digital economy. It is predicted that the digital economy will change the format of existing economic relations and business models in Economics. The economy of health care is not only inextricably linked with the economic development of the country, but also interconnected with all sectors of the economy. Of course, the task of the "Digital economy" program aimed at improving the lives of Russians by improving the quality of goods and services produced using the latest digital technologies is fully related to the health sector According to experts: a huge step forward has been made: a serious Foundation is being laid for the transition to the development of a Unified state health information system and electronic document management in the field of health care, as well as for the provision of medical care with the use of telemedicine technologies.

KEYWORDS: digital economy, medicine, healthcare, healthcare economy, public health, new technologies, digitalization, information technologies, information and communication infrastructure, competitiveness

JEL classification: i 10, i 15, i 18 Received: 01.04.2018 / published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Myzrova K.A. (kamyzr0mai1.ru)

CITATION:_

Myzrova K.A., Tuganova E.A. (2018) Tsifrovizatsiya zdravookhraneniya kak perspektivnoe napravlenie razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Digitalization of health care as a perspective direction of development of the Russian Federation]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (3). - 479-486. doi: 10.18334/vinec.8.3.39355

на улучшение жизни россиян посредством повышения качества товаров и услуг, произведенных с применением новейших цифровых технологий [2]. И как заметил В. В. Путин: «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль. По сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества» [3].

Программа предусматривает применение передовых технологий, таких как «большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорики; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей» [4]. Тот факт, что Программа предусматривает изменение перечня технологий «по мере появления и развития новых технологий», закладывает перспективность развития новых технологий, своевременное применение которых позволяет власти регулировать экономику страны, а значит, не отставать от тенденций, движущих мир вперед. Важно добавить, что каждые три года правительством будет утверждаться трехлетний операционный план, а планы мероприятий Программы - подвергаться регулярной актуализации.

Для управления Программой определены восемь направлений цифровой экономики до 2024 года. В том числе пять базовых:

• нормативное регулирование;

• кадры и образование;

• формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

• информационная инфраструктура;

• информационная безопасность. Также три прикладных:

• умный город;

• государственное управление;

• здравоохранение.

В свою очередь, перед здравоохранением цифровая экономика ставит три задачи:

• создание новых способов ведения документации, баз данных о пациентах, доступа к этим данным;

ОБ АВТОРАХ:_

Мызрова Ксения Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий специалист Центра макроэкономических исследований, спецпроектов и экономической безопасности (kamyzr0mail.ru) Туганова Элина Айратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма, заместитель декана факультета туризма, рекламы и межкультурных коммуникаций

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мызрова К.А., Туганова Э.А. Цифровизация здравоохранения как перспективное направление развития Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 479-486. Со1: 10.18334/у|пес.8.3.39355

482

RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОМ^ #3'2018 (July-Septembeг)

• внедрение телемедицины и применение информационных систем для лечения пациентов, что и подразумевает Закон о телемедицине (т. е. будут действовать телемедицинские консультации, консилиумы и дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациентов;

• применение математических методов и методов искусственного интеллекта при обработке медицинских данных (автоматизация операционных процессов, алгоритмов и протоколов лечения).

«Реализация этих трех направлений, - заметил заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, председатель комитета «Интернет + медицина» Института развития интернета Георгий Лебедев, - позволит повысить качество медицинской помощи и вывести систему здравоохранения на качественно новый уровень, что поможет на ранних стадиях отлавливать заболевания, уменьшить количество врачебных ошибок, даст возможность каждому человеку в любое время в любом месте получить эффективную медицинскую помощь» [5] (Зквуеквпко).

Очевидно, что цифровая экономика находится под действием волн инноваций, интенсивность которых все более увеличивается. Если экономической науке известна многолетняя длительность некоторых периодов цифровой революции, то теперь счет идет порой уже и не на годы, а на месяцы. Справедливости ради заметим, что инновации находят более широкое распространение именно в здравоохранении. Тому способствует двойное финансирование отрасли: со стороны государства и вследствие коммерческой деятельности самих медицинских учреждений. Такого рода финансовые потоки способствуют активному внедрению инноваций, которые меняют саму практику оказания медицинской помощи населению.

Что характерно, Аналитический центр при Правительстве РФ прогнозирует быструю в течение 5 лет трансформацию в частной медицине. Но и для остальной медицины нет возможности отступления от цифрового здравоохранения. Правда, процесс будет происходить «объективно медленно» [6]. Таковым видится взвешенный прогноз с ориентиром к 2025-ому году.

С 1 января 2018 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [7]. Широкой общественности этот закон известен как Закон о телемедицине. Таким образом, законодательно закреплены понятие «телемедицинские технологии» и правовые основы для их внедрения, позволяющие обеспечить дистанционное общение врачей и пациентов. Закон регулирует участие медицинских, фармакологических, технологических и других структур в функционировании и развитии этой сферы.

По мнению экспертов, сделан огромный шаг вперед: закладывается серьезная основа для перехода к развитию Единой государственной информационной системы здравоохранения и электронного документооборота в сфере здравоохранения, а также для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

Закон охватывает пять основных направлений информационных технологий в сфере охраны здоровья:

1) электронные рецепты (самая радикальная часть закона);

2) телемедицина;

3) электронный документооборот (в том числе с пациентами);

4) Единая государственная система в здравоохранении (ЕГИСЗ) (для формирования ЕГИСЗ важно введение понятий «иная информационная система в сфере здравоохранения и «оператор иной информационной системы является участником информационного обмена». Это позволяет всем организациям, обеспечивающим запись к врачу, коммуникации между врачом и пациентом, управлять потоками пациентов - подключиться к единой системе идентификации аутоидентификации и взаимодействовать с ЕГИАСЗ, иметь доступ к регистрам медицинских организаций, застрахованных пациентов. Таким образом, все организации, предоставляющие сервисы по организации медицинских консультаций и действующие информационные системы, становятся законными и могут использоваться в ЕГИАСЗ);

5. регистры.

на дистанции лечись, но и врача посещай!

Телемедицина действует по двум системам:

ВРАЧ о ВРАЧ - подразумевает проведение лекций, консилиумов для врачей. Также по этой системе проводятся операции, предполагающие дополнительные консультации от других специалистов на расстоянии.

ВРАЧ о ПАЦИЕНТ - данная система предполагает дистанционное общение между больными, находящимися дома, и медиком. Последний может проводить удаленно консультации, диагностику, лечение и наблюдение пациентов. На рисунке представлены несколько других направлений данной системы:

Хотя закон и заложил, несомненно, важную основу процесса телемедицины, однако, как подчеркивают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ, есть немало проблем, требующих своего решения.

Например, закон не разрешает врачам дистанционно ставить диагноз и назначать лечение до очного приема. Или что касательно регистров. Эта тема в процессе подготовки законопроекта обсуждалась очень активно, но из окончательной версии практически ушла, фактически - три существующих регистра законодательно включены в состав ЕГИСЗ. Кроме того, одним из рисков телемедицины представляется сокращение числа медицинских работников, объединение медицинских учреждений.

Программа «Цифровая экономика» предусматривает «Дорожную карту». В разделе «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» есть пункт о создании эффективного партнерства ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообществ, в том числе на международном уровне, для проведения опережающих исследований и разработок с учетом потребностей отечест-

484

RUSSiAN JОURNAL ОР iNNОVATiОN ЕСОПОМ^ #3 2018 (July-Septembeг)

Рисунок. Направления телемедицины

венных компаний при формировании продуктов и услуг цифровой экономики [8]. С большой степенью похожести на такого рода партнерство, думается, можно говорить о Национальном консорциуме «Цифровое здравоохранение», созданном в феврале 2018 года. В рамках заседания Попечительского совета Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова состоялось подписание соответствующего меморандума. Его подписали Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, «Русатом Хэлскеа», холдинг «Швабе» («Ростех»), НМИЦ им. В. А. Алмазова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, инжиниринговый центр «ЭлТех СПб» и компания «Р-Фарм» [9].

Консорциум создан с целью объединения усилий для внедрения передовых цифровых технологий в здравоохранение, содействия росту глобальной конкурентоспособности компаний Российской Федерации, производства продуктов и услуг, которые могут конкурентно выступать на рынках цифрового здравоохранения.

Значительным направлением партнерства представлена разработка инновационных решений. Бесспорно, что в них следует видеть основу научно-технологического прорыва России в сфере цифровизации здравоохранения. Важно, что консорциум взял на себя обязательства по выработке мер господдержки и регулирования в этой области. Четко прописана роль Минкомсвязи РФ: синхронизация деятельности консорциума с работой органов системы управления реализацией федеральной программы «Цифровая экономика». Обеспечение внутрироссийского и международного сотрудничества по вопросам стандартизации в технологических и организационных процессах - это также прерогатива министерства.

Цифровая экономика как перспективное направление развития Российской Федерации предполагает внедрение ее принципов регионами страны. В этой связи Республика Татарстан обладает значительным опытом реализации инновационных проектов, выступает первым субъектом России по оказанию электронных услуг. Соответственно, обладает развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой. По заявлению главы Татарстана Р. Н. Минниханова: «Республика готова к внедрению цифровой экономики. Татарстан может быть выбран в качестве площадки для апробации проектов цифровой экономики и их последующего применения на территории Российской Федерации» [10].

В Татарстане разработана концепция и структура цифровой трансформации региона. Она состоит из 10 направлений. В том числе цифровое геопространство, умный город, цифровое здравоохранение и другие. На IX Гайдаровском форуме «Россия и мир: цели и ценности» (Москва, 16-18 февраля 2018 года), говоря о качестве жизни населения, глава РТ акцентировал внимание на здравоохранении, которое не может достичь положительных результатов без инвестиций. В регионе действуют 13 высокотехнологичных центров медицинской помощи, деятельность которых способствовала выявлению проблем и их решению.

Руководство Татарстана держит руку на пульсе совершенствования первичного звена системы здравоохранения. С 2012 г. в сельских районах Татарстана было введено в эксплуатацию более 400 новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов, оснащенных необходимым оборудованием. Всего удалось привести в порядок 1,5 тыс. объектов первичного звена [11]. На Гайдаровском форуме было рассказано и об опыте субъекта по реализации проекта «Карта жителя Республики Татарстан» в городе Зеленодольск. Имеется в виду многофункциональная карта, позволяющая выполнять десятки цифровых сервисов (приложения: платежное, транспортное с функцией бесконтактной оплаты; для получения электронных госуслуг, записи к врачу и др.).

20 февраля на совместном совещании Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и Министерства здравоохранения Республики Татарстан было принято решение об апробации в регионе технологии интеллектуального распознавания рака легких на рентгеновских снимках. Система, основанная на технологии искусственного интеллекта, призвана распознавать и анализировать снимки компьютерной томографии. Оперативное выявление онкологических заболеваний на ранней стадии их развития, несомненно, повышает качество диагностики. Данная технология повышает точность выявления рака легких, причем без увеличения затрат на дополнительные исследования с помощью аппаратов компьютерной томографии. Да и заметно снижает рабочую нагрузку врача-рентгенолога. Клиническую апробацию новой технологии планируется провести в Республиканской клинической больнице и Республиканском клиническом онкологическом диспансере. По результатам профильные специалисты дадут свое экспертное заключение о корректности распознавания снимков новшеством с проведением количественной и качественной оценки эффективности его применения.

486

RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #3'2018 (July-September)

заключение

Четыре составляющие общественного здоровья - человеческий капитал, экономика, инфраструктура и современные технологии - сегодня находятся в приоритете. Примеры, приведенные в данной статье, позволяют утверждать, что программа «Цифровая экономика» работает. Несмотря на ее суть, которая в большей степени виртуальна, она опирается на реальные дела и трансформирует реалии дня.

ИСТОЧНИКИ:

1. Егоров Т.Н. Использование рыночных механизмов в обеспечении качества меди-

цинского обслуживания населения // Экономика и управление: Современные аспекты экономики, 2008. - № 1.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р)

3. Из выступления В. В. Путина на заседании Совета по стратегическому развитию

05.07.2017 г

4. Программа «Цифровая экономика» (утверждена Постановлением правительства РФ

от 28.07.2017 г. № 1632-р)

5. Шевченко Р. Цифровая экономика» ставит три основные задачи перед здравоохра-

нением. Medvestnik.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/ news/Cifrovaya-ekonomika-stavit-tri-osnovnye-zadachi-pered-zdravoohraneniem.html.

6. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://

ac.gov.ru/events/014209.html.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29 июля 2017 года, № 242-ФЗ

8. Программа «Цифровая экономика» (утверждена Постановлением правительства РФ

от 28.07.2017 г. № 1632-р)

9. В России организован консорциум «Цифровое здравоохранение». Mirtesen.sputnik.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru. [Электронный ресурс]. URL: http://mirtesen.sputnik.ru/blog/43538494367/V-Rossii-organizovan-konsortsium-«TSifrovoe-zdravoohranenie».

10. Президент Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://president. tatarstan.ru/rus/index.htm/ppub/1099587.htm.

11. Министерство Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://mert. tatarstan.ru/rus/index.htm/news/1103720.htm.

REFERENCES:

Egorov T.N. (2008). Ispolzovanie rynochnyh mekhanizmov v obespechenii kachestva meditsinskogo obsluzhivaniya naseleniya [The use of market mechanisms in ensuring the quality of health care].Ekonomika i upravlenie: Sovremennye aspekty ekonomiki. (1). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.