Научная статья на тему 'Первоочередные задачи развития инновационного цифрового здравоохранения России'

Первоочередные задачи развития инновационного цифрового здравоохранения России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / DIGITAL HEALTHCARE / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGY / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ANALYTICAL STUDIES / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / RETRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Ирина Львовна, Натензон Михаил Яковлевич

Россия начала переход к цифровой экономике. Здравоохранение как одна из ключевых социально важных отраслей также ведет активную подготовку к созданию цифрового здравоохранения. Первоочередной задачей на этом этапе стало проведение комплексных аналитических исследований для определения оптимальных и максимально быстрых путей такого перехода. Подготовка и переподготовка работников сферы здравоохранения еще одна важная задача. Разработка технических, организационных и медицинских стандартов позволит обеспечить успех перехода к цифровому здравоохранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Ирина Львовна, Натензон Михаил Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE DIGITAL HEALTHCARE IN RUSSIA

Russia has begun the transition to the digital economy. Healthcare as one of the most important social sectors, actively participates in the preparations for the establishment of digital healthcare. The first priority at this stage is to conduct comprehensive analytical studies to determine the best and fastest ways for such a transition. Training and retraining of health personnel and health service managers is another important task. Development of technical, institutional and medical standards should ensure the success of the transition to the digital healthcare.

Текст научной работы на тему «Первоочередные задачи развития инновационного цифрового здравоохранения России»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ёо1: 10.26347/1607-2502201711-12003-009

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЦИФРОВОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

И.Л. Андреева, М.Я. Натензон

ГБУЗ МО Московский областной научно-исследовательский клинический институт

им. М.Ф. Владимирского, Москва, Россия

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE DIGITAL HEALTHCARE IN RUSSIA

Andreeva I.L., Natenzon M.Y.

State Budgetary Healthcare Institution of Moscow Region of the Moscow Regional Clinical Research Institute named after M.F. Vladimirsky (MONIKI), Moscow, Russia Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Moscow, Russia

Russia has begun the transition to the digital economy. Healthcare as one of the most important social sectors, actively participates in the preparations for the establishment of digital healthcare. The first priority at this stage is to conduct comprehensive analytical studies to determine the best and fastest ways for such a transition. Training and retraining of health personnel and health service managers is another important task. Development of technical, institutional and medical standards should ensure the success of the transition to the digital healthcare.

Keywords: digital economy, digital healthcare, development strategy, analytical studies, retraining of personnel, standards

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Экономика России начала переход в новое качество — она должна стать «цифровой». Цифровая экономика появилась, когда человечество придумало цифры и начало вести различные расчеты. Сейчас новый этап, когда использование цифр, цифрового оборудования, цифровых методов и технологий во всех социально-экономических сферах деятельности стало настолько существенным, что потребовало концептуальных изменений, новых методов их управления и функционирования.

Количество «цифр» и методов работы с ними переходит в новое качество, которое требует государственного подхода к решению возникших проблем и разработке программ перспективного развития.

В России проведению целенаправленных работ в этом направлении положил начало Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 5 декабря 2016 г. Пр-2346 где в пункте 2 сказано, «Правительству Российской Федерации разработать совместно с Администрацией Президента Российской Федерации и утвердить Программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств — членов Евразийского экономического союза» [1—3].

Дальнейшее развитие определено Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы (долее Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. №203 [4].

28 июля 2017 г. Распоряжением Правительства РФ утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее Программа) [5] направленная на создание необходимых условий для развития производства во всех сферах социально-экономической деятельности в новой, цифровой форме, что в свою очередь призвано повысить конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечить экономический рост и национальный суверенитет.

Реализация этой Программы охватывает все сферы экономики, в том числе здравоохранение, что приведет к созданию совершенно новой для российской реальности инновационной системы — «цифрового здравоохранения».

В то же время большинство непосвященных граждан, в том числе врачей и организаторов здравоохранения, толкуют и понимают эту систему не совсем правильно, сводя цифровую медицину к неким телесеансам или методам лечения с использованием 8куре или иных форм электронной коммуникации.

Полноценный раздел «Цифровое здравоохранение» в утвержденной Программе пока не сформирован, только в преамбуле констатируется, что это одна из важнейших сфер социально-экономической деятельности. Программа в представленной редакции сфокусирована на двух нижних уровнях цифровой экономики — базовых направлениях:

«— платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

— среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность».

Кроме того, согласно Программе «Реализация отдельных направлений по отраслям экономики, включая здравоохранение, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также реализации соответствующих планов мероприятий, сформированных в рамках системы управления реализацией настоящей Программы».

Федеральным законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [6], внесены поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ [7], в части использования информационных технологий и телемедицины. В настоящее время Минздрав России активно готовит подзаконные акты, которые должны определять порядок и правила деятельности при использовании информационных технологий и телемедицины для принятия их в конце 2017 г.

Что же специалисты понимают под цифровой экономикой? Согласно определению, которое дано в Стратегии — «деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные в цифровом виде, обработка больших

объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

В зарубежных источниках толкование цифровой экономики различно:

• новый уклад экономики, основанной на знаниях и цифровых технологиях, в рамках которой формируются новые цифровые навыки и возможности у общества, бизнеса и государства (Всемирный банк);

• глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как Интернет, а также мобильные и сенсорные сети (Правительство Австралии);

• ведение бизнеса на рынках, опирающихся на Интернет и (или) Всемирную паутину (BCS, Великобритания);

• рынки на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете (Организация Экономического Сотрудничества и Развития);

• экономика, способная предоставить высококачественную ИКТ-инфраструктуру и мобилизовать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на благо потребителей, бизнеса и государства (Исследовательский центр журнала «Economist» и компания IBM);

• производство цифрового оборудования, издательская деятельность, медийное производство и программирование (Правительство Великобритании);

• «цифровой бизнес» — это новая модель бизнеса, охватывающая людей/бизнес/вещи, масштабируемая глобально для всего мира за счет использования информационных технологий (ИТ), Интернета, и всех их свойств, предполагающая эффективное персональное обслуживание всех, везде, всегда» (Gartner, 2014).

Во Всемирном банке считают, что нужно очень широко понимать это явление, которое не просто касается отрасли ИКТ, а глубоко трансформирует всю экономику. Эксперты Всемирного банка предлагают следующее определение: «цифровая экономика — это новая парадигма ус-

коренного экономического развития». Она основана на обмене данными в режиме реального времени, затрагивает все отрасли экономики и дает такие цифровые дивиденды как экономический рост, дополнительные рабочие места и более качественные услуги.

С тем, что понятие надо трактовать шире, чем просто развитие и внедрение ИКТ, согласны многие мировые эксперты из разных стран.

Анализ этих определений показывает, что экспертное сообщество только на подходе к четкому пониманию проблемы.

С другой стороны, эти определения, если заменить слово «экономика» на «здравоохранение» хорошо описывают современное здравоохранение.

Чтобы убедиться в справедливости этого, пошагово разберем определение, данное в Стратегии.

1. «Ключевой фактор производства — данные в цифровом виде». Но сейчас практически все результаты медицинских обследований пациентов (флюорография, рентген, томография, УЗИ, лабораторные анализы, функциональная диагностика) получают в «цифре». Давно работают «цифровые» операционные, ангиография, лапароскопия. Создание Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) обеспечит электронную историю болезни — обязательный компонент цифрового здравоохранения.

2. «Обработка больших объемов данных и использование результатов анализа». В здравоохранении всегда существовала медицинская статистка, сейчас в состав органов управления здравоохранения входят Медицинские информационно-аналитические центры, которые заняты этой проблемой. Практически все современное диагностическое оборудование является цифровым и имеет развернутое программное обеспечение для обработки медицинских данных.

Все эти моменты «по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Таким образом, мы получили определение «цифрового здравоохранения», вытекающее из определения «цифровой экономики», приведенного в Стратегии.

В настоящее время системы здравоохранения России и практически всех как развитых, так и развивающихся стран мира столкнулись с проблемами, которые носят системный характер. Дело в том, что большинство существующих систем здравоохранения создавались сто-двести лет назад. В настоящее время полностью изменились политические и экономические системы, социальные обязательства государств, а также возникли новые медицинские технологии, технические и организационные решения.

Это означает, что системы здравоохранения требуют не просто модернизации, а создания новых систем здравоохранения, основанных на новых технологиях и способах управления, соответствующих современным условиям.

Новая система здравоохранения должна создаваться и начинать функционировать параллельно с существующей, постепенно перехватывая ее функции. Такой подход минимизирует потери переходного периода и обеспечит населению качественное медицинское обслуживание на переходный период.

Одним из самых эффективных способов и инструментов решения организационных и технологических проблем является комплексное использование информационных и телекоммуникационных технологий и систем в здравоохранении.

Международные организации, правительства различных стран ищут выход в использовании инновационных инфокоммуникационных (телемедицинских) систем, технологий и оборудования в разрабатываемых программах модернизации здравоохранения.

Так, Организация объединенных наций включила в Декларацию «Цели развития тысячелетия» раздел «Цифровое здравоохранение», подготовленный Всемирной организацией здравоохранения и Международным союзом электросвязи [8].

«Большая восьмерка» (Эвиан, 2003 г., Санкт-Петербург, 2006 г.) поддержала совместную инициативу Президента РФ В.В. Путина и Премьер-министра Италии С. Берлускони по разработке плана «Действия «Группы восьми» по продвижению технологий в области связи и информатизации в целях лечения и социальной реабилитации больных ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией в Африке» и приняла на Эвианском саммите План действий «Группы восьми» в области здравоохранения [9].

В Концепцию председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015—2016 гг. [10] включен развернутый раздел по созданию в странах БРИКС современных систем здравоохранения.

Создан Новый банк развития БРИКС для финансирования проектов, отвечающих требованиям инфраструктурности, обеспечения устойчивого развития страны, экономической эффективности и инновационности.

Использование цифровых технологий, телемедицины позволяет организовать медицинское взаимодействие в любых точках Земли, где есть связь. Фактически возникает единое распределенное в пространстве медицинское сообщество, участвующее в оказании медицинской помощи любому пациенту. Это означает, что телемедицина является трансграничным инструментом оказания медицинской помощи.

Понимание этого привело к разработке и принятию межправительственных документов в рамках СНГ. Главами правительств стран-участниц СНГ были подписаны «Меморандум о сотрудничестве государств-участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем» (14 ноября 2008 г. в г. Кишиневе) [11], «Соглашение о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах-участниках СНГ» (19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге) [12] и принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ Модельный закон «О телемедицинских услугах» (28 октября 2010 г. Санкт-Петербург) [13]. Таким образом, вышеуказанные документы стали первыми в мировой практике межгосударственными документами в области телемедицины и составили основу законодательного обеспечения внедрения ИТ и телемедицины.

Переход такой масштабной и функционально сложной отрасли как здравоохранение на новый, более высокий уровень развития требует комплексного и системного подхода при выполнении широкого спектра научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и внедренческих работ, формирования всех необходимых видов обеспечения, включая нормативно-правовое, разработку стандартов и подготовку кадров.

На основании вышеперечисленного нами сформулированы первоочередные проблемы перехода к цифровому здравоохранению.

1. Аналитические исследования. Наличие большого количества различных определений «цифровое здравоохранение», имеющие общий, описательный характер, показывает, что для перехода к практическому построению новой системы здравоохранения необходимо провести серьезные аналитические исследования с привлечением авторитетных ученых и специалистов. Правительство РФ понимает эту проблему. Сегодня для проведения исследований в этой области в МГУ им. М.В. Ломоносова создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики для научных исследований и подготовки кадров, Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН.

Россия — огромная страна с мощной многоуровневой системой здравоохранения, в основном государственной, но с элементами частной. Главная задача — рассматривать эти элементы и взаимосвязи как единую многофункциональную систему. Лучше всего эту ситуацию характеризует слово «пазл» — головоломка, в которой из множества фрагментов различной формы нужно создать единую картину. При этом надо понимать, что произвольный фрагмент не может быть частью «пазла», а только фрагментом, которые «стыкуются» с соседями. Технология, которая позволяет соединить все элементы в единое целое, разработана. Советский Союз и Россия всегда славились именно системным, проектным подходом к управлению здравоохранением, который предполагает сочетание экономических, административных, технологических методов, направленных на достижение главной цели — обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Для этого надо объединить усилия государства, профессионального и экспертного сообществ и создать на основе новых технологий и возможностей системное решение, которое станет фундаментом современного здравоохранения в нашей стране. В этом смысле развертывание ЕГИСЗ — хороший пример данного подхода в масштабах страны.

2. Переподготовка и подготовка кадров. Никакое внедрение новых организационных решений, медицинских и информационных технологий, необходимых для успешного функциони-

рования цифрового здравоохранения, невозможно без хорошо подготовленных кадров.

Подготовка кадров для цифрового здравоохранения уже ведется. Практически во всех медицинских учебных заведениях студенты прослушивают курс по информационным технологиям. Так, например, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) создана кафедра «Информационных и интернет-технологий». На факультетах фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова и биомедицинской физики Московского физико-технического института, в биомедицинском кластере «Северный» МФТИ и Сколковском Технологическом Университете идет подготовка медицинских научных кадров для будущей медицинской науки.

Однако специфика нынешней ситуации такова, что специалисты нужны уже сейчас. Поэтому необходимо организовать системную переподготовку медицинских, технических и управленческих кадров, которые позволят развивать российские системные цифровые решения и оборудование не только в России, но и продвигать за рубеж. Для решения этих задач в Российском университете дружбы народов на Факультете повышения квалификации медицинских работников создана и уже несколько лет работает кафедра «Телемедицина и информатизация здравоохранения». Преподаватели кафедры разрабатывают специальные курсы обучения, читают лекции в ЮАР, Намибии, Ботсване, Бразилии, Индонезии, Киргизии. В планах — подготовка кадров в Индии, Китае. Достигнута договоренность о создании проекта для стран БРИКС. Опыт России в этой области интересен очень многим.

В МГУ им. М.В. Ломоносова создан Национальный центр компетенций в области цифровой экономики, основной задачей которого является обеспечение научного и научно-методического сопровождения цифровой экономики в России и подготовка кадров.

3. Разработка стандартов. Переход к поэтапному созданию цифрового здравоохранения России основывается на введении нормативного правового регулирования применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, и потребует разработки технических, организационных и медицинских стандартов, унификации управленческих и финансовых вопросов функционирования этих технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 05.12.2016 № Пр-2346). Доступно по: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71458862/. Ссылка активна на 06.10.2017.

2. Послание Президента РФ от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». Доступно по: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71452000/. Ссылка активна на 06.10.2017.

3. Поручение Правительства РФ от 26.07.2017 по подготовке Программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Доступно по: base.garant.ru>71751450/ Ссылка активна на 06.10.2017.

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы». Доступно по: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919. Ссылка активна на 06.10.2017.

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев. Доступно по: base.garant.ru>71734878/. Ссылка активна на 06.10.2017.

6. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Доступно по: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71632844/. Ссылка активна на 06.10.2017.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/. Ссылка активна на 06.10.2017.

8. Декларация ООН «Цели развития тысячелетия» (08.11.2000 г.). Резолюция A/RES/55/2. Доступно по: http://www.un.org/ru/documents/instruments/docs_ru.asp Ссылка активна на 06.10.2017.

9. «План действий «Группы восьми» в области здравоохранения» от 02.06.2003. Резолюция Саммита «Большой восьмерки». Доступно по: http://kremlin.ru/supplement/ 3798. Ссылка активна на 06.10.2017.

10. Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015—2016 годах. Доступно по: http://brics2015.ru/ russia_and_brics/20150301/15383.html. Ссылка активна на 06.10.2017.

11. Меморандум о сотрудничестве государств — участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем (14.11.2008 г. в Кишиневе), Интернет портал СНГ. Доступно по: http://www.e-cis.info/ page.php?id=20836. Ссылка активна на 06.10.2017.

12. Соглашение о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах-участниках СНГ (19.11.2010 г. в Санкт-Петербурге). Интернет портал СНГ. Доступно по: http://www.e-cis.info/ page.php?id=20709. Ссылка активна на 06.10.2017.

13. Модельный закон «О телемедицинских услугах», Принят на тридцать пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 35-7 от 28.10.2010, Санкт-Петербург). Доступно по: www.kammiac.ru/doc/ model_zakon_o_telemedicine.doc. Ссылка активна на 06.10.2017.

Поступила 07.11.2017 Принята к опубликованию 20.11.2017

REFERENCES

1. Perechen porucheniy po realizatsii Poslaniya Prezidenta Federalnomu Sobraniyu (utv. Prezidentom RF 05.12.2016

# Pr-2346). [List of instructions for the implementation of the President's Address to the Federal Assembly (approved by the President of the Russian Federation on December 5,

2016 No. Pr-2346)]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71458862/. Accessed on 06.10.2017.

2. Poslanie Prezidenta RF ot 01.12.2016 «Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu» [The Message of the President of Russia of 01.12.2016 «Message of President of Russian Federation to Federal Assembly»]. Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71452000/. Accessed on 06.10.2017.

3. Modelnyiy zakon «O telemeditsinskih uslugah», Prinyat na tridtsat pyatom plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG (Postanovlenie N35-7 ot 28.10.2010, Sankt-Peterburg) [Assignment of the Government of Russia of 26.07.2017 about preparation of the Program «Digital Economics of Russian Federation»]. Available at: base.garant.ru>71751450/. Accessed on 06.10.2017.

4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.05.2017 g.

# 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017—2030 godyi» [Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 «On Strategy of Information Society Development in Russian Federation for 2017—2030»]. Available at: http:// kremlin.ru/acts/bank/41919, Accessed on 6.10.2017.

5. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 28.07.2017 N 1632-r «Ob utverzhdenii programmyi «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii». Predsedatel Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii D. Medvedev [Assignment of the Government of Russia of 28.07.2017 No. 1632-r «On the Approval of the Program «Digital Economics of Russian Federation». Chairman of the Government of the Russian Federation D. Medvedev]. Available at: base.garant.ru>71734878/. Accessed on 06.10.2017.

6. Federalnyiy zakon ot 29.07.2017 # 242-FZ «O vnesenii iz-meneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii po voprosam primeneniya informatsionnyih teh-nologiy v sfere ohranyi zdorovya» [Federal Law of July 29,

2017 No. 242-FZ «On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Sphere of Health Care»]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632844/. Accessed on 06.10.2017

7. Federalnyiy zakon ot 21.11.2011 # 323-FZ (red. ot 29.07.2017) «Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii». [Federal Law of 21.11.2011

No. 323-FZ (ed. from 29.07.2017) «On Bases of Healthcare of Citizens in Russian Federation»]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ Accessed on 06.10.2017.

8. Deklaratsiya OON «Tseli razvitiya tyisyacheletiya» (08.11.2000 g.). Rezolyutsiya A/RES/55/2. [The United Nations Declaration «The Millennium Development Goals» (November 8, 2000). Resolution A/RES/55/2]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/instruments/ docs_ru.asp. Accessed on 06.10.2017.

9. «Plan deystviy «Gruppyi vosmi» v oblasti zdravoohraneni-ya» ot 02.06.2003. Rezolyutsiya Sammita «Bolshoy vos-merki». [«Plan of Actions of Group of Eight in the Sphere of Healthcare» of June 02, 2003. Resolution of Group of Eight Summit]. Available at: http://kremlin.ru/supplement/3798/. Accessed on 06.10.2017.

10. Kontseptsiya predsedatelstva Rossiyskoy Federatsii v mezhgosudarstvennom ob'edinenii BRIKS v 2015—2016 godah. The Concept of the Russian Federation Chairmanship for the Interstate Union of BRICS in 2015—2016]. Available at: http://brics2015.ru/russia_and_brics/20150301/ 15383.html. Accessed on 06.10.2017.

11. Memorandum o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnik-ov SNG v oblasti sozdaniya sovmestimyih natsionalnyih telemeditsinskih konsultatsionno-diagnosticheskih sistem (14.11.2008 g. v Kishineve), Internet portal SNG. [Memo-

randum on Cooperation of the CIS Member States for the Development of National Compatible Telemedicine Consulting/Diagnostics Systems (November 14, 2008 in Kishinev), CIS Internet portal]. Available at: http://www.e-cis.info/ page.php?id=20836. Accessed on 06.10.2017.

12. Soglashenie o sotrudnichestve v sozdanii sovmestimyih natsionalnyih telemeditsinskih sistem i dalneyshem ih raz-vitii i ispolzovanii v gosudarstvah-uchastnikah SNG (19.11.2010 g. v Sankt-Peterburge). Internet portal SNG. [Agreement on Cooperation in the Creation of National Compatible Telemedicine Systems and Subsequent Development and Use Thereof in the CIS Member States]. Available at: http://www.e-cis.info/page.php?id=20709. Accessed on 06.10.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Modelnyiy zakon «O telemeditsinskih uslugah», Prinyat na tridtsat pyatom plenarnom zasedanii Mezhparlament-skoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG (Postanovle-nie N 35-7 ot 28.10.2010, Sankt-Peterburg). [Model Law «On Telemedicine Services», adopted at the thirty fifth plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS member states (Decree No. 35-7 of 28.10.2010)]. Available at: www.kammiac.ru/doc/model_zakon_o_telemedicine.doc. Accessed on 06.10.2017.

Accessed on 06.10.2017. Received on 07.11.2017 Accepted for publication on 20.11.2017

Сведения об авторах:

Андреева Ирина Львовна — д-р мед. наук, профессор кафедры «Организации здравоохранения и общественного здоровья» ГБУЗ МО МОНИКИ. 129110, Москва, ул. Щепкина, 61/2. Тел. + 7-916-535-75-20. E-mail: andreeva@list.ru.

Натензон Михаил Яковлевич — канд. тех. наук, доцент кафедры «Телемедицина и информатизация здравоохранения» Факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, 107031, ул. Большая Дмитровка д. 12/1, стр. 1, офис 4. Тел. 8-903-722-75-15. E-mail: mnatenzon4@gmail.com.

About the authors:

Andreeva Irina L. — D. Sc. (Medicine), Professor of the Department of Health Organization and Public Health of the State Budgetary Healthcare Institution of Moscow Region of the Moscow Regional Clinical Research Institute named after M.F. Vladimirsky (MONIKI). 129110, Moscow, 62/1 Shchepkina st. Tel. + 7-916-535-75-20. E-mail: andreeva@list.ru.

Natenzon Mikhail Y. — Cand. Sc. (Engineering), assistant professor of the Department of Telemedicine and IT Support of Healthcare, Faculty of Improvement of Professional Skills of Medical Personnel, RUDN. 107031 Moscow, 12/1 Bolshaya Dmitrovka Street, Bld. 1, Office 4. Tel. 8-903-722-75-15. E-mail: mnatenzon4@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.