Научная статья на тему 'Цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза'

Цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН КУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасева Э. М.

Статья посвящена роли цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза. В данной статье рассматриваются современные цифровые технологии, рассмотрены основные направления применения цифровых технологий в образовании, в частности в организации и проведении дистанционных курсов повышения квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации учителей дают возможность слушателям практически сразу, индивидуально пройти обучение, поэтому по каждому курсу предусмотрен гибкий график освоения предлагаемой программы. Дистанционные курсы для педагогов проводятся в интерактивной форме и дают возможность предельно оптимизировать процесс обучения, а для их результативности достаточно только желания самообучаться и уметь самостоятельно организовать рабочее время. Автор приводит пример повышения квалификации посредством применения элементов дистанционного обучения. В статье рассмотрена возможность использования. В статье представлено описание программы повышения квалификации «Создание дистанционных курсов в СДО «Moodle», которые успешно функционируют в Костанайском филиале ФГБОУ ВО «ЧелГУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасева Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза»

Цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза

Карасева Эльмира Миндыхатовна

кандидат педагогических наук, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», е1ть га[email protected]

Статья посвящена роли цифровизация в системе повышения квалификации научно-педагогических работников вуза. В данной статье рассматриваются современные цифровые технологии, рассмотрены основные направления применения цифровых технологий в образовании, в частности в организации и проведении дистанционных курсов повышения квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации учителей дают возможность слушателям практически сразу, индивидуально пройти обучение, поэтому по каждому курсу предусмотрен гибкий график освоения предлагаемой программы. Дистанционные курсы для педагогов проводятся в интерактивной форме и дают возможность предельно оптимизировать процесс обучения, а для их результативности достаточно только желания самообучаться и уметь самостоятельно организовать рабочее время. Автор приводит пример повышения квалификации посредством применения элементов дистанционного обучения. В статье рассмотрена возможность использования. В статье представлено описание программы повышения квалификации «Создание дистанционных курсов в СДО «Moodle», которые успешно функционируют в Костанайском филиале ФГБОУ ВО «ЧелГУ».

Ключевые слова: цифровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; электронное обучение; онлайн курсы; информационная культура; информатизация образования; информационная образовательная среда.

о

п ^

СО ^

0

сч

ю

01 2

Идея всеобъемлющей цифровой модификации считается массовым мировым трендом, а цифровые технологии играют ключевую роль в развитии экономики большинства государств.

В настоящее время во многих странах цифровизация считается стратегическим приоритетом развития. В соответствие с прогнозом ведущих мировых экспертов, к 2020 году одна четвертая часть мировой экономики станет цифровой. В экономику все больше будут внедрены цифровые технологии, которые позволят государству, бизнесу и обществу действенно сотрудничать, и становится все более емким и развивающимся процессом [4].

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача [1].

Цифровизация значительно опережает имеющиеся на данный момент запросы производства к профессиям, которые заняты на рынке труда. Цифровая экономика предъявляет запросы к наличию у населения цифровых навыков, которые позволят широко пользоваться ее результатами. На сегодняшний день степень цифровой грамотности жителей составляет 76,2% - это хороший показатель. Однако с целью достижения установленных задач следует его усовершенствование и в количественном и в качественном выражении. Для этого, в подготовке специалистов для цифровой экономики следует сделать упор, прежде всего, на способность к анализу информации и формирование креативности мышления, а не на заучивании фактов и формул. Для развития технического и профессионального, высшего и послевузовского образования с целью сближения индустрии и образования предусмотрены мероприятия по организации ИКТ-кафедр вузов на предприятиях, а также центров компетенций на базе вузов страны.

Современные цифровые технологии предоставляют разнообразные инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Благодаря развитию цифровых технологий в настоящее время каждый желающий может получить доступ к информации, которая прежде была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас увеличилось количество студентов, преподавателей или ученых, которые по-

лучили возможность побывать в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие учебные заведения пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальном научно-образовательном мире, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентноспособность.

Среди любопытных цифровых инноваций надлежит выделить скорую адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blendedlearning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massiveon-lineopencourse). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время.

Появление усиливающегося онлайн-сегмента образовательных услуг возможно позволит всецело модифицировать основу данной сферы.

Вспомогательные направления внедрения цифровых технологий в образовании — формирование цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами.

Проблемы, которые в настоящее время стоят перед вузами, сводятся к предпочтению направления дальнейшего развития и выбора стратегии, на которой планируется заострить внимание. Несомненно, что уже сейчас надлежит разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Перед высшими учебными заведениями, пытающимися отстаивать свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вступления в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей.

Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство — создание открытых международных кампусов в других странах, привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов.

Тренды по глобализации наглядно подтверждаются статистическими данными по динамике численности международных студентов.

Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле возникают новые страны и региональные образовательные центры, соперничающие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия и Казахстан в перспективе могут стать такими центрами.

Каждый университет, независимо от избранного направления, обязан пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация включает не

только и столько внедрение ИТ-решений, сколько в целом является важной культурной и организационной модификацией университета. Переход к цифровому университету подразумевает внедрение более гибких процессов, трансформирование корпоративной культуры,оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты относятся к поколению digitalnatives, они демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй довод заключается в усилении конкуренции среди высших учебных заведений, особенно это затрагивает топовые вузы. Из-за глобализации рынка борьба за обучающегося будет проходить не только в рамках одного государства, а на международном уровне. Таким образом, умение организовать и сохранить за собой место конкурентного преимущества университета будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий довод отталкивается из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

Цифровизация наукометрии состоит в мониторинге, накоплении и анализе наукометрической информации с использованием современных методов хранения и обработки больших массивов данных. Это направление крайне важно для университетов, так как оно служит двум целям. Первая цель заключается в определении перспективных научно-исследовательских направлений, которые сейчас наиболее актуальны для вуза. Вторая цель заключается в определении текущих показателей публикационной активности и цитируе-мости университета.

Переход к цифровому университету неосуществим без ряда мер, которые будут направлены на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

- разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

- оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области

развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

- поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

- оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

Мы считаем что, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами — студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы информационных технологий должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансфор-— мации университета:

ч- - отслеживание технологических новинок и

® консультирование по вариантам их возможного щ использования для достижения поставленных пе-2 ред университетом целей;

- совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

- предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

- оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Костанайский филиал Челябинского государственного университета на текущий момент уже внедряет ряд инициатив в частности: внедрены в учебный процесс и успешно прошли апробацию такие дисциплины как «Информационные технологии в менеджменте» (направление подготовки «Менеджмент»), «Информационные технологии в юридической деятельности» (направление подготовки «Юриспруденция»), «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (специальность «Перевод и пере-водоведение»). Названные дисциплины формируют у студентов базовые знания использования информационно-коммуникационных технологий на практике в рамках выбранной профессии.

Целью цифровизации образования является обеспечение доступности сервисов сферы образования с использованием цифровых технологий.

Но цифровизация невозможна без наличия педагогов, владеющих информационной грамотностью, т.е. «умением формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена» [3]. В итоге возникает необходимость активизировать подготовку информационной грамотности преподавателей. Ориентация на преподавателей и является основным направлением, обеспечивающим увеличение действенности: от информационно грамотных преподавателей к обучающимся и далее к обществу в целом.

Преподаватели, активно использующие в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, смогут более действенно помогать обучающимся организовывать учебный процесс самостоятельно. Обучающиеся владеющие навыками самостоятельного поиска необходимой информации с помощью применения цифровых средств, являющиеся информационно-грамотными гражданами своей страны становятся основой развития цифрового государства.

Одной из систем позволяющих педагогам независимо от места проживания и отдаленности от крупных населенных пунктов обладать навыками, необходимыми для использования цифровых технологий доступа к информации, а также осваивать предметную область и приобретать педагогические знания, необходимые для их соб-

ственного профессионального развития является система дистанционного обучения Moodle.

Дистанционные учебные курсы в Костанай-ском филиале ФГБОУ ВО «ЧелГУ».

Дистанционные учебные курсы в Костанайском филиале ФГБОУ ВО «ЧелГУ» созданные на базе СДО - Moodle, как раз дают знания как педагогу организовать работу с помощью этой системы, использовать для обучения все преимущества новейших технологий:

- круглосуточный онлайн доступ обучающихся ко всем учебным материалам (своего рода создание инклюзивной среды),

- постоянную обратную связь с преподавателем - e-mail, SMS, блоги, форумы, видеоконфе-ренцсвязь.

Дистанционные курсы повышения квалификации учителей дают возможность слушателям практически сразу, индивидуально обучаться, для чего предложен гибкий график освоения предлагаемой программы. Дистанционные курсы для педагогов проводятся в интерактивной форме и дают возможность предельно оптимизировать процесс обучения, а для их результативности достаточно желания получить качественные знания и самодисциплины.

Название программы - «Создание дистанционных курсов в системе Moodle»

Система MOODLE предназначена для организации дистанционного взаимодействия преподавателя с учениками и на текущий момент активно используется в более чем 200 странах мира. Курс направлен на оказание теоретической и практической поддержки педагогам в освоении системы модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (Moodle), формирование устойчивых знаний и практических навыков при создании учебных курсов в системе MOODLE. В курсе рассматриваются основные возможности и компоненты системы Moodle, которая ориентирована в первую очередь на сотрудничество преподавателя и обучающегося и подходит и для организации дистанционных курсов, и для осуществления очного обучения в формате смешанного обучения. Обучающимся предоставляются необходимые материалы для создания собственных курсов.

Цель реализации программы - формирование у слушателей курсов представлений о технологиях дистанционного обучения и возможностях их применения в педагогической практике на основе использования моделей дистанционного обучения. Профессиональный рост преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений в сфере применения информационных технологий в учебе. Знакомство обучающихся с многообразием цифровых образовательных ресурсов, их характерными отличительными чертами и дидактическими функциями. Приобретение слушателями требуемых знаний и навыков работы в системе дистанционного обучения.

Планируемые результаты обучения.

Работа в системе электронного обучения, формирование устойчивых знаний и практических

навыков при создании учебных курсов в системе MOODLE

Категория слушателей.

Программа направлена на широкий круг слушателей, необходимо быть пользователем пользователь ПК, уметь работать в сети Интернет.

Трудоемкость обучения - 72 ак.ч

Форма обучения - дистанционная.

Содержание программы

Содержание курса охватывает следующие темы: система общения, создание собственного курса, работа с заданиями, создание тестов, текстовый редактор, работа с оценками, ресурсы курса, создание учебного курса. В каждой теме слушатель выступает как в роли обучаемого, так и в роли преподавателя. В процессе обучения обучающийся должен создать свой курс по выбранному им предмету.

Преподаватели, окончившие полный курс повышения квалификации, могут сразу организовать учебный процесс с применением системы «Moodle», так как быстро меняющаяся образовательная среда требует целостного подхода в эффективном интегрировании цифровых технологий в образовательный процесс.

Согласно видению ЮНЕСКО общества знания, цифровая грамотность учителей не является самоцелью, более глобальная цель - производство знаний самими учителями и учениками благодаря использованию передовых технологий в условиях электронной среды, где учителя постоянно вовлечены в образовательные эксперименты и инновации [2].

Успешная реализация информационной грамотности населения позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить население к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.

Литература

1. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 15.03.2018)

2. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, или ICTCFT). Режим доступа:

http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/2134 75r.pdf

3. Талызина Н.Ф. Формирование информационной грамотности школьников. - М.: Просвещение, 1988 - 374 с.

4. Цифровой Казахстан: реалии и перспективы. АСТАНА. КАЗИНФОРМ. Режим доступа: http://www.inform.kz/ru/cifrovoy-kazahstan-realii-i-perspektivy_a3179860

5. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.

Digitalization in refresher courses system of university teaching staff Karaseva E.M.

Kostanay branch of Chelyabinsk State University The article is devoted to the role of digitalization in the system of refresher courses of university scientific and pedagogical workers. Modern digital technologies, the main areas of digital technologies use in education, particularly in organizing and conducting remote refresher courses are shown. Remote refresher courses for teachers allow studying quickly and individually, a flexible schedule for mastering the proposed program is provided. Remote refresher courses for teachers are held in an interactive form and allow the teacher to optimize the learning process as much as possible, and the desire to learn and self-discipline is enough for their effectiveness. The author gives an example of refresher courses through the use of elements of remote learning. The article discusses the possibility of its use. The article describes the refresher courses program "Creating remote courses in the "Moodle" system", which is successfully operating in Kostanai branch of FSBEI of HE "CSU".

Keywords: digital technologies; information and communication technologies; eLearning; on-line courses; information culture; informatization of education; information learning environment. References

1. The priority project in the field of education "Modern digital

educational environment in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://neorusedu.ru/about (access date: 03/15/2018)

2. The structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers, or ICTCFT). Access mode: http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002134/213475r.pdf

3. Talyzina N.F. Formation of information literacy of schoolchildren.

- M .: Enlightenment, 1988 - 374 p.

4. Digital Kazakhstan: realities and prospects. ASTANA. KAZINFORM. Access mode: http://www.inform.kz/ru/cifrovoy-kazahstan-realii-i-perspektivy_a3179860

5. Popova EV The role of the Russian Academy of Sciences in the

national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.

00

0

C4

10

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.