УДК 37.001.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
© Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected] © Валентина Ивановна ЛОСКУТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Развитие системы повышения квалификации является необходимым условием поддержания высокого профессионального статуса педагогических кадров. Современной тенденцией развития образования является непрерывное дистанционное обучение, основанное на информационно-коммуникационных технологиях. Рассматриваются основные аспекты применения дистанционных технологий в повышении квалификации педагогических кадров. Использование сетевых технологий расширяет возможности для совершенствования личностно-профессиональных компетенций преподавателя. Самостоятельный выбор программ повышения квалификации и их самостоятельное дистанционное освоение даст возможность преподавателю повысить свой уровень знаний и развить свою компетентность как продукт индивидуального профессионально-творческого саморазвития. Благодаря дистанционным образовательным технологиям повышение квалификации происходит в короткие сроки и с минимальными затратами, что является особо важным в современных условиях финансирования системы образования. В настоящее время ряд организаций предлагает дистанционные курсы повышения квалификации, однако их анализ показывает, что при построении курсов в настоящее время есть немало проблем. Сделан вывод, что использование дистанционных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров дает возможность непрерывного обучения, саморазвития, повышения уровня знаний специалистов, массового обмена информацией и опытов, независимо от пространственных и временных границ, равные шансы на самореализацию участников процесса.
Ключевые слова: повышение квалификации; педагогические кадры; дистанционное обучение; информационные технологии; компетентность; личностно-профессиональные компетенции; индивидуально-творческое саморазвитие.
Из-за быстрого темпа старения знаний и увеличения потоков информации большинство педагогов сталкивается с проблемой постоянного обновления знаний. В связи с этим актуализируется проблема создания эффективной системы непрерывного образования, одной из форм которой является система повышения квалификации. Развитие данной системы является необходимым условием поддержания высокого профессионального статуса педагогических кадров.
Образовательный процесс в системе повышения квалификации педагогических кадров необходимо осуществлять на основе интеграции компетентностного и личностно-развивающего подходов. Каждый преподаватель в процессе повышения квалификации должен создать и развить свою компетентность как продукт индивидуального профессионально-творческого саморазвития. Адекватный мотив для овладения компетентной деятельностью - это саморазвитие, создание
самого себя как профессионала, способного рассматривать результативность решения профессионально значимых задач через призму собственного роста [1].
Реализация компетентностного подхода в образовании в условиях информационного общества оказывается под сильным воздействием широкого вторжения информационно-коммуникационных технологий во все сферы профессиональной деятельности. Не случайно, что в числе т. н. «ядерных компетенций», которые отнесены к «национальным ключевым квалификациям» (Стандарты Европейского образования), называются следующие: сбор и организация информации; информационно-коммуникативная способность; компетенции в области математики и ГГ-компетенция [2].
В «Меморандуме непрерывного образования» Европейской Ассоциации Образования в качестве одной из ключевых позиций развития образования в современных усло-
виях были обозначены инновационные методики преподавания и учения, развивающие личную мотивацию, критическое мышление и умение учиться.
Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий позволяет реально воплотить в жизнь девиз ЮНЕСКО: «Образование для всех на протяжении всей жизни».
Инновационное развитие системы дополнительного профессионального образования подразумевает применение дистанционных образовательных технологий в методике непрерывного повышения квалификации. Непрерывное дистанционное обучение, основанное на последних достижениях в области информационно-вычислительной и телекоммуникационной техники, отражает современные тенденции развития образования как целостной системы на качественно новом уровне.
Оно максимально направлено на всестороннее раскрытие творческого потенциала личности, т. к. от общекультурной и профессиональной подготовки зависит не только качество жизни самого человека, но и во многом социально-экономический прогресс общества, а также она играет роль координатора во взаимодействии человека с гибкой и разветвленной информационно-образовательной сетью [3].
Дистанционные образовательные программы направлены на становление компетентности педагога в определенной сфере его профессиональной деятельности. Использование сетевых технологий в процессе повышения квалификации расширяет возможности для совершенствования личностно-про-фессиональных компетенций преподавателя за счет:
- неформального сетевого общения в целях профессиональных обменов посредством поддержки контактов с лицами и организациями, работающими над аналогичными темами;
- различных форм сотрудничества, партнерства, союзов с целью разработки новых видов услуг, реализации совместных проектов;
- участия в сетях с целью обмена между представителями организаций, занимающихся повышением квалификации и потребителями образовательных услуг;
- установления сетевых обменов с секторами, от которых исходят новые представ-
ления и новые знания, применимые в системе повышения квалификации;
- усиления потенциала как сетевой работы, так и используемых в ее рамках информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют для своего максимально полного раскрытия использование сетевого подхода [4].
Самостоятельный выбор дистанционных курсов обучения, предлагаемых различными организациями и специалистами, дает возможность преподавателю повысить свой уровень знаний в той или иной области, сформировать готовность к эффективному конструированию образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных запросов студентов; проектированию образовательной среды в соответствии с современными требованиями изменяющейся информационной среды [5].
Можно выделить следующие наиболее популярные цели освоения элементов дистанционного обучения, отмечаемые преподавателями вузов: освоить одну из платформ дистанционного образования, понять и применять на практике приемы и способы организации дистанционного учебного процесса, научиться организовывать электронную дискуссию, форум, чат; научиться осуществлять мониторинг и оценивать результаты дистанционного обучения, разработать и апробировать собственный дистанционный курс [6].
Благодаря дистанционным образовательным технологиям повышение квалификации происходит в короткие сроки и с минимальными затратами, что является особо важным в современных условиях финансирования системы образования. Дистанционные технологии делают процесс обучения не только экономным, но и гибким, творческим и легким.
В качестве дистанционных технологий обучения могут использоваться телеконференции, электронные учебники, электронные библиотеки, технологии Skype и вебинаров. Применение дистанционных технологий позволяет вовлекать в образовательный процесс специалистов различных отраслей знаний, а также специалистов из других городов и стран.
Еще одним технологическим решением, позволяющим расширить возможности дистанционных образовательных технологий, являются сетевые сервисы Google. Документы Google представляют собой бесплатный
онлайн-офис, включающий в себя текстовый и табличный процессор, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файло-обмена.
Сайты Google при помощи вики-технологии позволяют сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в ее быстрой подаче. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например Google Docs, Google Calendar, YouTube, и из других источников. Сайты Google предоставляют удобные возможности для формирования итогового электронного портфолио группы, в котором систематизированы и структурированы все работы, выполненные в процессе обучения.
Сервисы Google дают дополнительные возможности для общения и совместной сетевой работы. С их помощью обеспечивается совместная работа слушателей с сетевыми документами.
В настоящее время ряд организаций предлагает дистанционные курсы повышения квалификации. Так, одной из организаций является Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» [7]. Интерес для педагогических кадров могут представлять такие программы повышения квалификации, как «Облачные технологии в образовании», «Управление электронным контентом», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» и др. Каждый курс содержит лекционный материал в текстовом или видеоформате, промежуточное тестирование по лекциям и итоговое тестирование. В основном курсы бесплатные.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании предлагает курсы повышения квалификации для преподавателей, такие как «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Облачные вычисления в образовании», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов», «Обучение с использованием социальных сетей» и др. [8]. При успешном окончании курса выдается сертификат. Обучение также бесплатное.
Однако анализ дистанционных курсов, используемых в системе повышения квалификации педагогов, показывает, что при их построении в настоящее время есть немало проблем:
- в основном слушатели работают с готовыми информационными материалами, выполняют задания, направленные на воспроизведение информации, представленной педагогом;
- не формируется итоговый портфолио по результатам работы в курсе, и участники обучения не видят работ друг друга и не могут их проанализировать;
- недостаточна роль сетевого общения при реализации дистанционного курса (это особенно касается заданий, которые выполняются совместно) [9].
Для решения проблемы информатизации системы повышения квалификации нами был разработан сайт «Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров», который может использоваться преподавателями в различных целях (от получения информации по различным вопросам и повышения квалификации до общения с другими преподавателями) [10].
Данный сайт дает пользователям возможность просматривать основные новости в сфере повышения квалификации педагогических кадров, консультироваться с другими профессионалами. Можно просмотреть основные нормативные документы, связанные с повышением квалификации педагогических кадров. Сайт оснащен полезными ссылками: перейдя по одной из них, пользователь попадает в каталог научных публикаций по подготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров.
Одним из главных достоинств данного сайта является наличие системы дистанционных курсов, которая разработана с помощью системы управления курсами Moodle. Она дает возможность педагогу повышать квалификацию в удобное для него время, без отрыва от основной деятельности.
Незарегистрированный пользователь может просматривать, какие курсы размещены на данном ресурсе и основное их описание. Для регистрации необходимо отправить заявку на e-mail, указанный на сайте. В настоящее время в системе доступен курс «Инновационная деятельность в вузе», и в дальнейшем данная система будет дополняться все новыми курсами.
Самостоятельный выбор программы повышения квалификации и ее освоение дает возможность педагогам приобретать новые знания, заниматься в удобное время и в удобном для себя темпе, получить документ
о прохождении курсов повышения квалификации.
Таким образом, использование дистанционных технологий в процессе повышения квалификации педагогических кадров дает возможность непрерывного обучения, саморазвития, повышения уровня знаний специалистов, массового обмена информацией и опытом, независимо от пространственных и временных границ, равные шансы на самореализацию участников процесса. В настоящее время возрастает количество альтернатив современных моделей подготовки квалифицированных педагогических работников, что создает условия для построения ими индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса.
1. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е. Компетентность и саморазвитие преподавателя вуза в системе повышения квалификации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 172-177.
2. Копытова Н.Е. Необходимость модернизации дополнительного профессионального образования в глобальном информационном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 23-27.
3. Возгова З.В. Применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации научно -педагогических работников // Педагогический журнал. 2012. № 4. С. 97-110.
4. Иванов А.М.Дистанционное обучение как основа современного развития системы повышения квалификации педагогических кадров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Информатика и информатизация образования. 2006. № 6. С. 84-89.
5. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 84-91.
6. Кирилова Г.И. Элементы дистанционного обучения в повышении квалификации педагогов высшей профессиональной школы // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2010. Т. 5. № 2. С. 137-145.
7. Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». URL: www.intuit.ru. Загл. с экрана.
8. Электронные курсы ИИТО ЮНЕСКО. URL: http://lms.iite.unesco.org/. Загл. с экрана.
9. Лебедева М.Б., Семенова Т.В. Дистанционные образовательные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров // Человек и образование. 2013. № 1 (34). С. 117-122.
10. Копытова Н.Е. Сайт «Повышение квалификации научно-педагогических кадров» как форма взаимодействия педагогов // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1 (45). С. 30-35.
1. Makarova L.N., Kopytova N.E. Kompetentnost' i samorazvitie prepodavatelya vuza v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Problemy vysshego obrazovaniya. 2012. № 1. S. 172-177.
2. Kopytova N.E. Neobkhodimost' modernizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v global'nom informatsionnom obshchestve // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). S. 23-27.
3. Vozgova Z.V. Primenenie distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy v nepreryvnom protsesse povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov // Pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 4. S. 97-110.
4. Ivanov A.M. Distantsionnoe obuchenie kak osnova sovremennogo razvitiya sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2006. № 6. S. 84-89.
5. Makarova L.N., Kopytova N.E., Koroleva A.V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushcheysya vneshney informatsionnoy sredy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 6 (110). S. 84-91.
6. Kirilova G.I. Elementy distantsionnogo obucheniya v povyshenii kvalifikatsii pedagogov vysshey professional'noy shkoly // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta. 2010. T. 5. № 2. S. 137-145.
7. Natsional'nyy Otkrytyy Universitet "INTUIT". URL: www.intuit.ru. Zagl. s ekrana.
8. Elektronnye kursy IITO YuNESKO. URL: http://lms.iite.unesco.org/. Zagl. s ekrana.
9. Lebedeva M.B., Semenova T.V. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 1 (34). S. 117-122.
10. Kopytova N.E. Sayt "Povyshenie kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov" kak forma
vzaimodeystviya pedagogov // Otkrytoe i
distantsionnoe obrazovanie. 2012. № 1 (45). Поступила в редакцию 8.07.2014 г.
S. 30-35.
UDC 37.001.5
USE OF REMOTE TECHNOLOGIES TO ENHANCE PEDAGOGICAL STAFF'S SKILLS
Natalia Evgenyevna KOPYTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russian Federation, Candidate, of Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of Computer Science and Information Technology Department, e-mail: [email protected]
Valentina Ivanovna LOSKUTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master's Degree, Computer Science and Information Technology Department, e-mail: [email protected]
Development of system of professional development is essential for the maintenance of high professional status of teaching staff. Co-temporal trends in the development of education are continuous distance learning, based on information and communication technologies. The article discusses the main aspects of the use of distance technologies in improving the training of teachers. The use of network technology increases the potential for improvement of student-teacher professional competencies. Independent choice of training programs and their self-development will enable the teacher to improve knowledge and develop competence as a product of individual creative professional and self-development. Thanks to distance learning technologies training takes place in a short time and minimal cost, which is especially important in the current financial conditions of the education system. Currently, a number of organizations offering remote training courses, but the analysis shows that the construction of the courses at present there are many problems. It is concluded that the utilization of the remote sensing technology in the process of continuing training frame enables continuous learning, self-development, raise of knowledge of specialists, mass exchange of information and experiences, regardless of the spatial and temporal boundaries, equal chances for self-realization.
Key words: training; pedagogical staff; remote training; information technology; competence; personal and professional competence; individual and creative self-development.