Научная статья на тему 'Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи)'

Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / компьютерное искусство / нет-арт / цифровая фотография / цифровая живопись. / digitalization / computer art / net-art / digital photography / digital painting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будагян Регина Робертовна

Данная статья посвящена выявлению роли цифровизации в становлении и развитии множества видов медиа искусства рубежа XX–XXI вв. Определено, что наибольшую популярность в творчестве музыкантов, режиссеров, дизайнеров, художников приобретают комбинированная съемка, спецэффекты, компьютерная графика, элементы виртуальной и дополненной реальности, 3D анимация, 3D маппинг, видеоинсталляции и многие др. Доказано, что благодаря цифровизации особую актуальность в современном искусстве в целом начинают приобретать компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография, цифровая живопись. Цифровые технологии в пространстве медиаискусства способствуют созданию новой виртуальной реальности, которая активным образом вовлекает массовую аудиторию в свое художественное пространство. Захватывающая сила инновационного искусства настолько очевидна, что каждый реципиент, в буквальном смысле, становится полноправным действующим лицом вымышленного мира. Безусловно, уникальное современное цифровое искусство обладает изначительной манипулятивной силой, воздействуя на психику и реакцию зрителей. Не менее ярким ее отличием является интерактивность, коммуникация со зрителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization in the Space of Media Arts (on the Example of Computer Art, Net-art, Digital Photography and Digital Painting)

This article is devoted to identifying the role of digitalization in the formation and development of many types of media art at the turn of the XX–XXI centuries. It is determined that combined shooting, special effects, computer graphics, elements of virtual and augmented reality, 3D animation, 3D mapping, video installations, and many others acquire the greatest popularity in the works of musicians, directors, designers, and artists. It is proved that due to digitalization, computer art, net art, digital photography, and digital writing begin to acquire special relevance in modern art in general. Digital technologies in the media art space contribute to the creation of a new virtual reality that actively engages the mass audience in its artistic space. The exciting power of innovative art is so obvious that each recipient literally becomes a full-fledged actor of the fictional world. No doubt, the unique modern digital art also has a significant manipulative power, affecting the psyche and reaction of the audience. No less striking difference is its interactivity, communication with the viewer.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в пространстве медиаискусства (на примере компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифровой живописи)»

Будагян Регина Робертовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Regina Robertovna Budagyan, PhD (Arts), Associate Professor at the Department of Musicology of the Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art)

E-mail: r.budagyan@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИАИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ИСКУССТВА, НЕТ-АРТА, ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ И ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ)

Данная статья посвящена выявлению роли цифровизации в становлении и развитии множества видов медиаискусства рубежа ХХ-ХХ1 вв. Определено, что наибольшую популярность в творчестве музыкантов, режиссеров, дизайнеров, художников приобретают комбинированная съемка, спецэффекты, компьютерная графика, элементы виртуальной и дополненной реальности, 3D анимация, 3D маппинг, видеоинсталляции и многие др. Доказано, что благодаря цифровизации особую актуальность в современном искусстве в целом начинают приобретать компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография, цифровая живопись. Цифровые технологии в пространстве медиаискусства способствуют созданию новой виртуальной реальности, которая активным образом вовлекает массовую аудиторию в свое художественное пространство. Захватывающая сила инновационного искусства настолько очевидна, что каждый реципиент, в буквальном смысле, становится полноправным действующим лицом вымышленного мира. Безусловно, уникальное современное цифровое искусство обладает и значительной манипулятивной силой, воздействуя на психику и реакцию зрителей. Не менее ярким ее отличием является интерактивность, коммуникация со зрителем.

Ключевые слова: цифровизация, компьютерное искусство, нет-арт, цифровая фотография, цифровая живопись.

DIGITALIZATION IN THE SPACE OF MEDIA ARTS (ON THE EXAMPLE OF COMPUTER ART, NET-ART, DIGITAL PHOTOGRAPHY AND DIGITAL PAINTING)

This article is devoted to identifying the role of digitalization in the formation and development of many types of media art attheturn of the XX-XXI centuries. It is determined that combined shooting, special effects, computer graphics, elements of virtual and augmented reality, 3D animation, 3D mapping, video installations, and many others acquire the greatest popularity in the works ofmusicians, directors, designers, and artists. It is proved that due to digitalization, computer art, net art, digital photography, and digital writing begin to acquire special relevance in modern art in general. Digital technologies in the media art space contribute to the creation of a new virtual reality that actively engages the mass audience in its artistic space. The exciting power of innovative art is so obvious that each recipient literally becomes a full-fledged actor of the fictional world. No doubt, the unique modern digital art also has a significant manipulative power, affecting the psyche and reaction of the audience. No less striking difference is its interactivity, communication with the viewer.

Key words: digitalization, computer art, net-art, digital photography, digital painting.

Применение цифровых технологий в пространстве современного искусства способствует радикальной его трансформации, глобальному преобразованию. В результате данной модификации возникает уникально-инновационное искусство XXI в., основанное на различных изобретениях в области визуального искусства. Так, наибольшую популярность в творчестве музыкантов, режиссеров, дизайнеров, художников приобретают комбинированная съемка, спецэффекты, компьютерная графика, элементы виртуальной и дополненной реальности, 3Б анимация, 3Б маппинг, видеоинсталляции и многие др.

Центральными задачами данной статьи является анализ принципов и механизмов внедрения цифровых технологий в сферу искусства, оценка автора статьи происходящей компьютеризации. По этой причине для начала приведем несколько определений понятия «цифровизация» в целом. В настоящее время, по мнению профессоров Санкт-Петербургского государственного университета В. Г. Халина и Г. В. Черновой, термин «цифровизация» необходимо трактовать как в узком, так и широком смыслах. Под цифровизацией в узком

смысле авторы подразумевают процесс преобразования информации в цифровую форму, который «в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т. д.» [14, с. 47]. Значительное количество преобразований информации в цифровую форму приводит «к таким существенным положительным последствиям, которые обусловливают применение термина цифровизации в широком смысле» [14, с. 47]. В таком случае цифровизация, как полагают В. Г. Халин и Г. В. Чернова, превращается в инструмент мирового общественного развития, «обеспечивающий повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни» [14, с. 62]. Еще одно значение анализируемого понятия предлагается в интернет-статье с заголовком «Готовимся к цифровизации жизни: какие сферы она затронет», в которой цифровизация являет собой внедрение «цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения ее качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека» [3]. В результате активного применения исследуемого определения в различных междисциплинарных работах особую остроту приоб-

ретает понятие «цифровое произведение искусства», представляющее собой, по утверждению Д. Ю. Некрасова, «произведение, подлинник которого изначально был создан полностью в цифровой среде» [11, с. 125].

Основной характеристикой цифрового произведения искусства оказывается его интерактивность — трансформация при участии зрителя. Вследствие такого интерактивного общения для массовой аудитории становятся доступными «почти любые материалы и достижения техники и науки, художники могут экспериментировать на их основе и не ограничиваться временными и пространственными рамками, возникает возможность поместить свои работы в новую виртуальную среду, где нет физических ограничений» [11, с. 57]. Исходя из вышесказанного, поясним, что произведения современной музыкальной, художественной культуры, архитектуры и скульптуры все чаще основаны на цифровых технологиях. Данная эклектика образует цифровой художественный мир, убедительный в своей ирреальности, вышедший на новую ступень взаимосвязи со зрителями с целью их привлечения к процессу создания и трансляции произведений.

Американский писатель Джордж Фифилд, наряду с особыми механизмами взаимосвязи уникально-инновационного искусства со зрителями, также отмечает и процесс развития творчества самих представителей искусства, основывающих свою деятельность на цифровых технологиях. В частности, «в пространстве компьютера, где не действуют ни силы трения, ни закон тяготения, художник может запросто перегруппировать и совместить несколько изображений, фильтров и цветов, ощущая такую свободу творчества, о которой раньше нельзя было и мечтать» [4, с. 335]. Особенно ярко данный процесс проявляется во множестве видов медиаискусства рубежа XX-XXI вв.: в компьютерном искусстве, нет-арте, цифровой фотографии, цифровой живописи.

Компьютерное искусство, или Digital art, является современной формой творческой деятельности человека, в которой традиционные методы, механизмы и техники рисования преобразуются в цифровой формат. Данная модификация становится доступной благодаря аппаратному интерфейсу (планшет со стилусом) и программному обеспечению Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Sketch Book или Gimp. В конечном итоге в руках современного художника возникает оригинальное произведение искусства в форме «цифрового растрового изображения»1.

Нет-арт или сетевое искусство (с англ. яз. «net art» или «internet art») использует сеть Интернет как инструмент создания, способ трансляции произведений и является единственной платформой для их существования. Неслучайно одно из названий статьи об основных принципах зарождения, развития нет-арта, его характеристиках так и звучит: «Нет-арт или искусство, живущее в сети» [15]. Тем временем нет-арт, по мне-

нию Д. Д. Овсяниковой, следует отличать от «искусства в сети» [12]. Разница двух понятий заключается в том, что в отличие от нет-арта, «искусство в сети» представляет собой работу сайтов музеев и галерей, «фотографий и картин, рисунков пользователей, которые можно встретить в интернете» [12]. Важнейшей особенностью нет-арта является направленность на коммуникацию со зрителем, интерактивность. В таком случае у реципиента появляется возможность повлиять на содержание транслируемого проекта, изменить его, принять непосредственное участие.

В основе работы цифровой фотографии (электронной или компьютерной) лежит технология применения оптоэлектронных светоприемников и последующая цифровая обработка изображений. Существенное различие между традиционной и цифровой фотографией содержится в многоступенчатой химико-фотографической обработке светочувствительных материалов. Данный процесс в аналоговой фотографии отличается как большими временными затратами, так и значительными издержками сырья. Весьма серьезным остается финансовый вопрос этого этапа, так как светочувствительным веществом, используемым в традиционной фотографии, являются галогенные соединения серебра. Именно по причине происходящего мирового дефицита данного элемента стоимость фотопроцесса значительно возрастает. Цифровая фотография лишена перечисленных недостатков: у фотографов отпадает необходимость приобретать расходные светочувствительные материалы; визуальная информация подается в виде электрического сигнала и с помощью компьютера преобразовывается в цифровой формат. Специфика цифровой фотографии заключается и в возможности корректуры изображений, их хранения на протяжении неограниченного количества времени, тиражирования на бумажном носителе. Соответственно, преимущество цифровой фотографии состоит в ее оперативности, наглядности подготовительного этапа съемки, простоты метода работы, высокого качества получаемого изображения, а также возможности коррекции материала (цифровой обработки). Тем не менее, цифровой фотографии присущи и отрицательные характеристики. В частности, ее средства оказываются в разы дороже аналоговых. Цифровые фото- и видеокамеры первого поколения отличаются достаточно невысоким качеством изображения, «с разрешающей способностью на порядок ниже традиционной фотографии» [13]. Ряд проблем, возникающих в процессе создания изображений посредством цифровой фотографии, базировался на ее уязвимости с точки зрения возможной фальсификации. Отметим, что на сегодняшний день данные вопросы оказались преодолены. В настоящее время как профессиональные, так и любительские цифровые фото- и видеокамеры по своей разрешающей способности стали идентичны га-логенсеребряному оборудованию. Вопрос достоверности передаваемой в иллюстрациях цифровой информации,

1 Растровое изображение является изображением, представляющим собой совокупность множества пикселей, как правило, цветных прямоугольных точек, на различном носителе: бумаге, мониторе и др.

ее вероятного искажения также был решен.

Цифровое видео являет собой совокупность технологий записи, обработки, передачи и хранения изображения и звука. В отличие от аналогового видео, его цифровой формат заключается в том, что видеосигнал и звук кодируются и впоследствии передаются не в исходном виде, а в аналогово-цифровом. Цифровое изображение, как правило, состоит из множества пикселей. Чем больше данных пикселей, тем качественнее и тяжелее по размеру изображение. Зачастую в процессе работы над созданием цифрового видео режиссерами монтажа применяется формат RGB. Аббревиатура образована от комбинации трех цветов на английском языке — красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), — которые оказываются основными, и из них впоследствии строятся все остальные оттенки. Итоговый тон варьируется от процентного содержания каждого из трех составляющих: например, R - 0 + G - 255 + B - 0 даст зеленый (G = 255); сочетание R - 0 + G - 0 + B - 0 приведет к черному цвету. Помимо цвета, в цифровом видео также задается и разрешение экрана, т. е. объем изображения по горизонтали и вертикали в пикселях. При этом в число стандартных разрешений входят 640x480, 800x600, 1024x768, 1280x1024.

В цифровом видео существует несколько режимов вывода изображения на экран: режим 8 bit (1 байт на пиксель, 256 color); режим 16 bit (2 байта на пиксель, Hi Color); режим 32 bit (4 байта на пиксель). Так, в первом режиме — «палитровом» — отображаются 256 цветов. Цвет каждого пикселя кодируется в виде определенного номера в палитре (таблице) из 256 элементов, «для каждого элемента в палитре хранится его RGB содержание. Видеокарта берет значение пикселя (номер цвета в палитре, от 0 до 255) и по значению получает данные его RGB составляющих, которые и выводятся на экран» [16]. В режиме 16 bit (2 байта на пиксель, Hi Color) хранится 65 536 цветов, что обеспечивает довольно реалистичное изображение. В конкретном случае пиксель кодируется двумя байтами, что способствует ускорению обработки изображения. Данный режим является одним из лучших для работы с несжатым изображением.

К числу аналоговых видеосистем относятся два наиболее часто применяемых стандарта: NTSC (США) и PAL (Западная Европа). Стандарт NTSC, название которого расшифровывается как «National Television System Committee», был разработан в США и принят для вещания в 1953 г. Тем не менее, трансляция по этому стандарту ведется в Канаде, Южной Корее, Японии. Основной недостаток стандарта заключается в возможном искажении цвета, выводимого на экран: например, человеческие лица окрашиваются в красноватый цвет в тенях и в зеленоватый на освещенных участках.

Стандарт PAL — «Phase Alternation Line» — произведен фирмой Telefunken (ФРГ) в 1962-1966 гг. Телевещание в рамках этого стандарта проходит в большинстве стран Западной Европы, Австралии и стран Азии, Африки. PAL представляет собой усовершенствованный вариант стандарта NTSC. Система PAL менее чувстви-

тельна к фазовым искажениям, чем NTSC, тем не менее в телеприемнике в процессе трансляции происходит усреднение сигналов цветности, что приводит к нивелированию вертикальной четкости цветов.

Процесс внедрения цифровых технологий в пространство современной культуры характеризуется искусствоведами, культурологами, философами как с положительной, так и отрицательной сторон. К примеру, одна группа исследователей, теоретиков культуры, куда входят Поль Вирильо, Вальтер Беньямин, Петер Вайбель, трактуют данный процесс с позиции возрастающей актуальности диджитализации. Французский философ и архитектурный критик Поль Вирильо размышляет о происходящих глобальных культурных трансформациях следующим образом: «Мы на пороге мира, где будет существовать не одна, а две реальности — актуальная и виртуальная» [5]. Немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик и переводчик Вальтер Беньямин в своей монографии «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» полагал, что «больше не существует общепринятого понятия "реальности". Новой реальностью становится цифровой мир, он куда сложнее нелинейности кубизма и требует нового критического и эстетического языка. Сфера цифровых технологий, где главным инструментом работы является компьютер, включает в себя разные виды современного технологичного искусства, от кино и фотографии до мелодий на синтезаторе, CD-ROM и так далее» [5]. Австрийский художник, директор Центра искусств и медиа в Карлсруэ, один из влиятельных теоретиков современного искусства Петер Вайбель утверждает, что «впервые в истории изображение стало подвижной системой» [5].

Американский кинокритик Эдвард Халтер, напротив, выражает свое резко негативное отношение к трансформации культуры: «Наше время — это время звездных авторитетов, видеовоспоминаний, индивидуальных технологий, электронного терроризма, переизбытка информации, льющейся с множества экранов, и общественной жизни, вынесенной в сеть. Для современной молодежи социальные пособия и военные конфликты стали игрой, которую можно скачать, а история обрела форму захламивших десктоп файлов» [5]. Однако независимо от неодобрительных высказываний в сторону компьютеризации культуры существует масса художников, музыкантов, дизайнеров, основывающих свою деятельность на цифровых технологиях. Творчество американской художницы XX в. Лилиан Шварц (Lilian Schwartz) построено на синтезе компьютерного искусства (Digital art) и вычислительных технологий. Одна из ее известных работ «Мона/Лео» (1987) (фото 1а) изображает сочетание части лица Леонардо да Винчи и его произведения «Моны Лизы». Причину столь исключительной трактовки популярной картины художница объясняет так: «Леонардо да Винчи и загадочная Мона Лиза — одно и то же лицо: "Мона Лео" — и есть сам художник» [1, с. 157] (фото 1б). Отметим, что в настоящее время имя истинной модели, позировавшей для худож-

ника, является загадкой. На протяжении длительного времени считалось, что «Мона Лиза» — портрет Лизы дель Джокондо, супруги флорентийского торговца. Часть итальянских исследователей полагает, что в качестве модели выступил любимый ученик Леонардо да Винчи Джан Джакомо Капротти да Орено.

Фото 1а. «Мона/Лео» [1987)

Фото 16. Лилиан Шварц (Lilian Schwartz)

Несмотря на множество диаметрально противоположных суждений о личности, отображенной на портрете, полотно по сей день обладает невероятной популярностью, что служит импульсом для создания новых интерпретаций известного сюжета. Так, французский художник, специализирующийся на оптическом (опарт) и кинетическом искусстве, Жан-Пьер Вазарели, известный как Ивараль, благодаря математическим вычислениям воссоздал образ Моны Лизы в цифровом формате. Произведение «Синтезированная Мона Лиза» (1989) (фото 2) представляет собой серию компьютерной графики и состоит из 12 этюдов. Как мы видим, визуальные эффекты, возникающие при просмотре подобных репродукций, позволяют убедиться, что между фигуративным и абстрактным искусством уже не существует непреодолимой границы.

Фото 2. «Синтезированная Мона Лиза» (1989). Жан-Пьер Вазарели (Ивараль)

Специалистам из российского филиала Центра искусственного интеллекта «Samsung AI Center-Moscow» совместно с инженерами Сколковского института науки и технологий удалось «оживить» ряд известных картин, в том числе и портрет Моны Лизы. В результате проведения различных экспериментов эксперты выявили и разработали компьютерный алгоритм, осуществлявший перенос информации с изображения в небольшие видеофайлы. Система получила название «Few-shot learning». Одним из источников материала оказалась обширная база данных множества изображений. Для того чтобы максимально точно выразить динамику действий статичного изображения, в уникальную систему загружалось более 32-х всевозможных изображений одного человека. В этом случае нередко возникала проблема нахождения такого количества портретного многообразия. В подобной ситуации создатели инновационного механизма применили опыт предыдущих поколений в сфере генеративно-состязательного моделирова-

25

ния (GAN). Суть настоящего моделирования сводится к компьютерному додумыванию деталей изображения, фактически, к реализации функции художника. В наши дни производители адаптировали систему таким образом, что для ее работы достаточно загрузить 8 кадров, а иногда — и вовсе один.

Для обработки неподвижных изображений в структуру оригинального метода входят три нейросети: Embedder (сеть внедрения), Generator (сеть генерации) и Discriminator (сеть дискриминатора). Первая разделяет «изображения головы (с примерными лицевыми ориентирами) на векторы внедрения, которые содержат независимую от позы информацию. Вторая использует ориентиры лица, полученные сетью внедрения, и генерирует на их основе новые данные через набор слоев, которые обеспечивают устойчивость к изменениям масштаба, смещениям, поворотам, смене ракурса и прочим искажениям исходного изображения лица. Дискриминатор употребляется для оценки качества и подлинности работы двух предыдущих сетей. В результате система превращает ориентиры лица человека в реалистично выглядящие персонализированные фотографии» [6].

Первопроходцами в области нет-арт (интернет-арт) стали голландка Джоан Хемскерк и бельгиец Дирк Па-есман. В 1994 г. художники организовали арт-группу «JODI», название которой образовано сложением первых слогов имен ее основателей. Исходный код страницы первого известного проекта команды представляет собой следующую схему — преображенную формулу водородной бомбы, изображенной в таблице ASCII. Иными словами, в ASCII заложен механизм кодирования алфавита и десятичных цифр в «соответствующие символы, представляющие и несущие в себе необходимую информацию» [17].

Однако остроумные и, в некоторой степени, озорные творения специалистов построены на серьезных размышлениях об опасности, которой, по мнению Д. Хемскерк и Д. Паесмана, подвергает себя человечество, погружаясь в виртуальный мир. «Мы думаем, что компьютер — это устройство, созданное, чтобы проникать в чью-то голову. Мы заменяем этот мифологический концепт виртуального общества в сети своими работами. Мы помещаем туда свою собственную личность», — объясняют JODI [15].

Исследователями нет-арта было выявлено, что искусство преодолело три этапа своего становления и развития. Изначально нет-арт являлся ASCII-графикой, которая основывалась на создании рисунков посредством применения букв, цифр и значков, расположенных на клавиатуре (табл. 1). Впоследствии в сеть стали попадать произведения внешнего мира, и каждый желающий мог продемонстрировать свое творчество, выкладывая работы, созданные в электронных галереях и кинотеатрах. Заключительной стадией формирования нет-арта является генерирование изображений, не имеющих воплощения в реальном мире, которые возможны

исключительно в сети. Так, существует проект, позволяющий любому человеку дополнить своим рисунком картину-шар. Данный проект наглядно иллюстрирует первостепенную характеристику нет-арта — всеобщую коммуникацию. Благодаря другому проекту зрителям позволено передвигать по экрану «планеты», воспроизводить звуки посредством соприкосновения планет с «космическими струнами».

Таблица 1. Таблица кодировки ASCII_

Таблица кодировки ASCII

еилхм 10- 2-ахд? 10- i-ДХЙ? io-а 2-СШ 10-й 2-й wà

32 00100000 8 56 00111000 p 80 01010000 h 104 01101000

! 33 00100001 9 57 00111001 9 81 01010001 1 105 01101001

34 00100010 58 00111010 R 82 01010010 ,1 106 01101010

# 35 00100011 59 00111011 s 83 01010011 k 107 01101011

$ 36 00100100 < 60 00111100 T 84 01010100 1 108 01101100

% 37 00100101 - 61 00111101 и 85 01010101 m 109 01101101

Ä 38 00100110 > 62 00111110 V 86 01010110 n 110 01101110

39 00100111 ? 63 00111111 w 87 01010111 0 111 01101111

( 40 00101000 64 01000000 X 88 01011000 p 112 01110000

) 41 00101001 А 65 01000001 Y 89 01011001 113 01110001

42 00101010 в 66 01000010 z 90 01011010 114 01110010

+ 43 00101011 с 67 01000011 [ 91 01011011 s 115 01110011

44 00101100 D 6S 01000100 \ 92 01011100 t 116 01110ÎOO

45 00101101 Е 69 01000101 1 93 01011101 u 117 01110101

46 00101110 F 70 01000110 94 01011110 V 118 01110110

/ 47 00101111 G 71 01000111 95 01011111 w 119 01110111

0 48 00110000 H 72 01001000 96 01100000 X 120 01111000

1 49 00110001 I 73 01001001 a 97 01100001 y 121 01111001

2 50 00110010 J 74 01001010 b 98 01100010 122 01111010

3 51 00110011 к 75 01001011 с 99 01100011 { 123 01111011

4 52 00110100 L 76 01001100 d 100 01100100 1 124 01111100

5 53 00110101 M 77 01001101 e 101 01100101 } 125 01111101

6 54 00110110 N 78 01001110 f 102 01100110 - 1245 01111110

7 55 00110111 о 79 01001111 g 103 01100111 □ 127 01111111

Наша соотечественница — нет-художница Ольга Ляпина — создала свое сочинение «My boyfriend came back from the war», которое оказалось классикой нет-арта и приобрело значительную популярность за рубежом. «My boyfriend came back from the war» — этюд в интерактивном сторителлинге2, состоящий из гифок и текстовых сообщений, нажав на которые всякий получает возможность наблюдать за развитием сюжета.

Цифровая фотография представляется еще одним жанром Digital art. Речь идет о профессиональных фотографиях, сделанных с целью творческого самовыражения. Такие снимки зачастую применяются в дизайне в качестве дополнительного визуального контента. Качественные цифровые фото дополняют дизайн сайтов, а также создают ему определенную атмосферу. Пользователями сайтов особенно ценятся уникальные профессиональные кадры. С помощью цифровых снимков владельцы различных сетей и компаний привлекают внимание пользователей сайта к своей продукции, повышают уровень доверия клиента, увеличивают узнаваемость товара. Подвидом искусства цифровой фотографии является фотоманипуляция. Принцип ее работы заключается в следующем: цифровое фото соединяют с нарисованным изображением, в результате чего получается смешанная иллюстрация, напоминающая жанр фэнтези. Еще одним подвидом цифровой фотографии является 3D моделлинг, в котором изображения

2 Искусство представлять информацию посредством передачи знаний, различных историй, способствующих возникновению у человека всевозможных эмоций.

26

выполнены с помощью технологий 3D. Подвид приобретает свою популярность в веб-дизайне в качестве фона для иконок или других декоративных элементов. К 3D фотографии современные искусствоведы также относят и архитектурную визуализацию. В числе компаний, деятельность которых основана на создании произведений данного направления Digital art, особой известностью пользуется норвежская студия MIR. Работы студии — не только коммерческие проекты, но и настоящее цифровое искусство.

Цифровая, или компьютерная, живопись изначально применялась в мультипликационном искусстве и в компьютерных играх. Впоследствии к данному виду искусства начинают все больше обращаться и современные художники. Для начала дадим определение анализируемому понятию. В частности, цифровая живопись представляет собой вид искусства, получившего свое развитие на рубеже XX-XXI вв. и основанного на создании электронных изображений посредством применения человеком компьютерных имитаций основных инструментов художника. Так, в этом случае компьютер становится как кистью, так и мольбертом. Каждое изображение, преобразованное в компьютерном редакторе и «существующее на электронном носителе, является компьютерной живописью» [17]. В настоящее время множество художников оцифровывают свои картины, которые уже оказываются произведениями виртуального искусства. Таким образом, цифровая живопись способствует «последующей реализации творческих задач» [10, с. 41] современных деятелей изобразительного искусства, максимально полному продвижению себя и своей деятельности на различных интернет-платформах, сотрудничеству с российскими и зарубежными компаниями.

Цифровые картины могут быть полностью созданы специалистом на компьютере или частично, дополняясь в различных редакторах. При этом работа во всякого рода редакторах может достигать абсолютного сходства с традиционными видами графики. К примеру, программа Corel Painter обладает всевозможными видами холста, бумаги, кисти и др. Особой популярностью в XXI в. пользуются программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Sai, которые также содержат в своей основе многообразные инструменты для создания произведений искусства. Безусловно, цифровая живопись, в сравнении с традиционным ее аналогом, заключает в себе целый ряд преимуществ. Так, в процессе создания цифровых картин художнику нет необходимости просушивать краску, ему предлагается большое количество спек-

тров в области яркости цвета и света. Пожалуй, самым главным достоинством цифровой живописи является возможность редактуры, исправления ошибок, а также сохранения множества вариантов одного и того же полотна. Тем не менее, в настоящее время существует и достаточно большое количество противников данного компьютерного вида искусства. Цифровая живопись, по их мнению, основана на утрате культурных ценностей и навыков современного общества. Отметим лишь, что в процессе создания своих произведений художники применяют опыт и методы, приобретенные в академической живописи. Работа в цифровых редакторах также содержит разнообразие в вопросах нажима мазка, резкости и плавности движения кисти. При необходимости художник может распечатать свою картину на обычном холсте акрилом и продолжить работать с ней уже в привычной манере письма. Основным минусом печати цифрового произведения живописи является качество переносимого цвета на холст. В большинстве случаев часть оттенков, заметных на экране, теряется при печати.

В заключение сделаем вывод, что цифровые технологии в пространстве медиаискусства способствуют созданию новой виртуальной реальности, которая активным образом «вовлекает массовую аудиторию в свое художественное пространство» [9, с. 370]. Захватывающая сила инновационного искусства настолько очевидна, что каждый реципиент, в буквальном смысле, становится полноправным действующим лицом вымышленного мира. Безусловно, уникальное современное цифровое искусство обладает и значительной манипулятивной силой, воздействуя на психику и реакцию зрителей. Не менее ярким ее отличием является интерактивность, коммуникация со зрителем. Так, в рамках медиажанров теряется граница между создателем произведения и его зрителем. В данном случае у реципиента появляется возможность повлиять на содержание транслируемого проекта, изменить его, принять в нем непосредственное участие. Из этого следует, что творчество современных художников, фотографов способствует «как расширению традиционных рамок искусства, так и его обогащению инновационными технологиями» [8, с. 125]. Феномен цифровизации в рамках медиаискусства отличается особой значимостью, которая заключается «в открытости к социокультурным инновациям» [2, с. 89], «выполняет на индивидуальном уровне функции личностной идентификации» [7, с. 95], развлечения, а также комфорта, на уровне общества — социальной интеграции.

Литература

1. Безелянский Ю. Улыбка Джоконды: Книга о художниках. М.: Радуга, 1999. 320 с.

2. Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Современное скрипичное искусство и массовая культура. М.: Научный консультант, 2019. 211 с.

3. Готовимся к цифровизации жизни: какие сферы она затронет. Электронный ресурс: https://zen.yandex.ru/media/ id/5df88860ec575b00b05f4de4/gotovimsia-k-cifrovizacii-jizni-kakie-sfery-ona-zatronet-5e1b1ee4fc69ab00aec53abd (дата обращения: 15.12.2020).

4. Груздева М. А., Шестак Я. М, Яковлева Н. Б. Формирование современных концепций цифровой эстетики — новый этап эволюции искусства // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. Вып. 2-1. С. 330-344.

5. Дискурс. Как компьютеры приручали искусство: глава из книги «Новые медиа в искусстве». Электронный ресурс: https://discours.io/artides/theory/kak-kompyutery-priruchali-iskusstvo-glava-iz-knigi-novye-media-v-iskusstve (дата обращения: 20.10.2020).

6. Ефремова Э. ИИ оживил Мона Лизу, Дали и Эйнштейна. Электронный ресурс: https://www.ridus.ru/news/299695 (дата обращения: 13.09.2020).

7. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Музыкальное направление Classical crossover в современном скрипичном искусстве. М.: ФГБОУ ВО РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2019. 211 с.

8. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р., Чекменев А. И. Традиции и новаторство в творчестве джазовых скрипачей рубежа XX-XXI веков Джо Венути и Давида Голощекина // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1 (38). С. 122-129.

9. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17. № 4. С. 368-378.

10. Зайцева М. Л., Будагян Р. Р. Элементы цифровизации в современном скрипичном рок-исполнительстве // Музы-

ка и время. 2020. №. 1. С. 39-42.

11. Некрасов Д. Ю. Художественная специфика цифрового искусства (на примере творчества художника кино): дис.... канд. искусствовед. М., 2015. 147 с.

12. Овсяникова Д. Д. Нет-арт как феномен искусства постмодернизма. Электронный ресурс: http://masters.donntu. org/2015/fknt/ovsianikova/ind/index.htm (дата обращения: 22.11.2020).

13. Понятие и назначение цифровой фотографии. Электронный ресурс: https://studopedia.ru/12_80321_ponyatie-i-naznachenie-tsifrovoy-fotografii.html (дата обращения: 18.12.2020).

14. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирования. 2018. № 10. С. 46-63.

15. Центр современного искусства. Электронный ресурс: https://artoblaka.ru/blog/net-art-ili-iskusstvo-zhivuschee-v-seti/ (дата обращения: 10.12.2020).

16. Что такое цифровое видео. Электронный ресурс: https://video-practic.ru/digital-video/ (дата обращения: 08.08.2020).

17. Fieldbus & Industrial Ethernet. Таблица символов ASCII. Электронный ресурс: https://www.internet-technologies.ru/ articles/newbie/ascii-putevoditel-dlya-novichkov.html (дата обращения: 05.07.2020).

References

1. Bezelyanskij Yu. Ulybka Dzhokondy: Kniga o hudozhnikah [Gioconda's Smile: A Book about Artists]. M.: Raduga, 1999. 320 p.

2. Budagyan R. R., Zajtseva M. L. Sovremennoe skripichnoe iskusstvo i massovaya kul'tura [Contemporary violin art and popular culture]. M.: Nauchnyj konsul'tant, 2019. 211 p.

3. Gotovimsya k tsifrovizatsii zhizni: kakie sfery ona za-tronet [Preparing for the digitalization of life: what areas will it affect]. Elektronnyy resurs: https://zen.yandex.ru/ media/id/5df88860ec575b00b05f4de4/gotovimsia-k-ci-frovizacii-jizni-kakie-sfery-ona-zatronet-5e1b1ee4fc69ab00ae-c53abd (Access date: 15.12.2020).

4. Gruzdeva M. A., Shestak Ya. M, Yakovleva N. B. Formiro-vanie sovremennyh kontseptsij tsifrovoj estetiki — novyj etap evolyutsii iskusstva [Formation of modern concepts of digital aesthetics — a new stage in the evolution of art] // Dekora-tivnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vest-nikMGHPA [Decorative arts and subject-spatial environment. MGHPA Bulletin]. 2019. Vyp. 2-1. Pp. 330-344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Diskurs. Kak kompyutery priruchali iskusstvo: glava iz kni-gi «Novye media v iskusstve» [Discourse. How computers tamed art: a chapter from the book «New Media in Art»]. Elektronnyy resurs: https://discours.io/articles/theory/kak-kompyutery-priruchali-iskusstvo-glava-iz-knigi-novye-media-v-iskusstve (Access date: 20.10.2020).

6. Efremova E. II ozhivil Mona Lizu, Dali i Ejnshtejna [AI revived Mona Lisa, Dali and Einstein]. Elektronnyy resurs: https:// www.ridus.ru/news/299695 (Access date: 13.09.2020).

7. Zajtseva M. L., Budagyan R. R. Muzykal'noe napravle-nie Classical crossover v sovremennom skripichnom iskusstve [Musical direction Classical crossover in modern violin art]. M.: FGBOU VO RGU im. A. N. Kosygina (Tekhnologii. Dizajn. Iskusstvo), 2019. 211 p.

8. Zajceva M. L., Budagyan R. R., Chekmenev A. I. Traditsii i

novatorstvo v tvorchestve dzhazovyh skripachej rubezha XX-XXI vekov Dzho Venuti i Davida Goloshchekina [Traditions and innovation in the work of jazz violinists of the turn of the XX-XXI centuries Joe Venuti and David Goloshchekin] // Problemy muzykal'noj nauki [Problems of Music Science]. 2020. № 1 (38). Pp. 122-129.

9. Zajtseva M. L., Budagyan R. R. Tsifrovye tekhnologii v sovremennom muzykal'nom prostranstve [Digital technologies in modern music space] // Observatoriya kul'tury [Observatory of culture]. 2020. T. 14. № 4. Pp. 368-378.

10. Zajtseva M. L., Budagyan R. R. Elementy tsifrovizatsii v sovremennom skripichnom rok-ispolnitel'stve [Elements of digitalization in modern violin rock performance] // Muzyka i vremya [Music and Time]. 2020. № 1. Pp. 39-42.

11. Nekrasov D. Yu. Hudozhestvennaya spetsifika tsifrovogo iskusstva (na primere tvorchestva hudozhnika kino) [The artistic specifics of digital art (on the example of the creative work of a film artist)]: Thesis of Dissertation for the Degree of PhD (Arts). M., 2015. 147 p.

12. Ovsyanikova D. D. Net-art kak fenomen iskusstva post-modernizma [Net art as a phenomenon of postmodern art]. Elektronnyy resurs: http://masters.donntu.org/2015/fknt/ovsian-ikova/ind/index.htm (Access date: 22.11.2020).

13. Ponyatie i naznachenie tsifrovoj fotografii [Concept and purpose of digital photography]. Elektronnyy resurs: https:// studopedia.ru/12_80321_ponyatie-i-naznachenie-tsifrovoy-fo-tografii.html (Access date: 18.12.2020).

14. Halin V. G., Chernova G. V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossijskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks] // Upravlencheskoe konsul'tirovaniya [Management Consulting]. 2018. № 10. Pp. 46-63.

15. Tsentr sovremennogo iskusstva [Center for Contempo-

rary Art]. Elektronnyy resurs: https://artoblaka.ru/blog/net-art-ili-iskusstvo-zhivuschee-v-seti/ (Access date: 10.12.2020).

16. Chto takoe tsifrovoe video [What digital video is]. Elektronnyy resurs: https://video-practic.ru/digital-video/ (Access date: 08.08.2020).

17. Fieldbus & Industrial Ethernet. Character table ASCII [Tablica simvolov ASCII]. Elektronnyy resurs: https://www. internet-technologies.ru/articles/newbie/ascii-putevodi-tel-dlya-novichkov.html (Access date: 05.07.2020).

Информация об авторе

Регина Робертовна Будагян E-mail: r.budagyan@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»

115035, Москва, ул. Садовническая, д. 52/45

Information about the author

Regina Robertovna Budagyan E-mail: r.budagyan@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of higher professional education «Russian State A. N. Kosygin University (Technology. Design. Art)»

115035, Moscow, 52/45, Sadovnicheskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.